Урок литературного чтения. А.И.Куприн "Барбос и Жучка".

    На уроке учащиеся познакомились с рассказом А.И.Куприна "Барбос и Жулька".Поработав над текстом, ребята в конце урока ответили на следующие ключевые вопросы:

- Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

-Могут ли дружить животные так же, как люди?

-Способны ли собаки совершить "подвиг" во имя друг друга?

    Подводя итог урока, ребята, подумав, ответили на вопрос: "В чём смысл произведения "Барбос и Жулька"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barbos_i_zhulka.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

Цели урока:

  • расширение знаний учащихся о творчестве А. И Куприна;
  • закрепление умения работы с текстом.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И.Куприна;
  • Раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;
  • Обучение анализировать поступки героев;
  • Обогащение словарного запаса.
  1. Развивающие.
  • Создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;
  • Развитие навыка выразительного чтения;
  • Создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умение выделять из потока информации главное
  • Создание условий для формирования адекватной самооценки.
  1. Воспитывающие:
  • Воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.
  • Воспитание интерес к литературным произведениям.

Оборудование:

  • Техническая оснащенность: компьютер; проектор, презентация
  • Демонстрационный материал: толковые словари, учебник Л.Ф. Климановой «Родная речь» (2 ч.)
  • Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

                                            Ход урока.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Слайд 2

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,  
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться 
И ответную искру зажечь!
Но чтобы нам урок начать,

Добра всем надо пожелать

Вы друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Девиз урока: « С малой удачи

 начинается

большой успех!»

2.Речевая разминка

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем

Мы – неразлучные друзья.

Визжим и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

В. Берестов

-Озаглавьте стихотворение «Знакомый»

-Прочитайте, грустно, весело, с ускорением, скороговоркой , прочитайте выразительно.

3.Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди -

Лучше в дом не заходи.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто будет героями урока?

- У кого из вас дома есть собака?

- Какие породы собак вы знаете?

   

 Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям на охоте. Их назначение: найти след зверя, преследование его с лаем до его изнеможения или выставление на охотника. Собаки делают охоту необыкновенно азартной, красивой. Среди охотничьих собак есть одна необычная порода, которую используют ещё и как ездовую собаку. Это лайки.

   Декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека. В основном, собаки маленького размера. Они всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

   

    Служебные собаки. К этой группе относятся собаки самые крупные, сильные, выносливые, с врождёнными сторожевыми качествами. Среди   служебных собак

Больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьём и слухом, выносливостью и смелостью.

  Дворовые собаки. Это обычные беспородные собаки, которых большее количество в нашем посёлке. Это очень добрые и преданные и своему хозяину собаки. Они хорошо привязываются к детям. Люди их заводят для охраны домов.

Дворняжки никогда не предадут своего хозяина и будут верно служить ему до самой смерти.  

— Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

— Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

— О творчестве, какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

1 ученик Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик  жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

 2 ученик  Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно.

3 ученик Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

Вывод:

- Что интересного узнали о Куприне?

- О ком он написал много рассказов? (О животных.)

- Как вы думаете, кого называют друзьями?

- Какими качествами должны обладать друзья?

- Поработав над текстом, мы должны ответить на следующие ключевые вопросы: -Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить "подвиг” во имя друг друга? 

4.Сообщение темы и целей.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

- Какой вы себе представляете Жульку?

- Каким вы представляете себе Барбоса?

Задачи урока.

- Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

5.Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слов: (Работа с толковым словарем)

СТАЛАКТИТ - имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ПРИЗЕМИСТЫЙ –

1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ - отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ПОДПАЛИНА - рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ - триумф - блестящий успех, торжество.

Подберите синоним к словам:

Льстивый (ласкательный, вкрадчивый)

Мучение (страдание, терзание, пытки)

- Подберите антонимы к словам:

Сходство (различие, разница)

Взволнован (спокоен)

6. Чтение рассказа учителем и детьми.

А). Проверка первичного восприятия.

- Вам понравился рассказ?

– Скажите, какие чувства вы пережили, читая это произведение? (радость, переживание, разочарование).

-  Почему?

-Что поразило, удивило в этом рассказе?

- О чём вы задумались, прочитав рассказ?

- Как люди относились к собакам?

(К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились).

- Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

Б)Выборочное чтение.

-- Найди и прочитай описание внешнего вида Барбоса (с.85, 1 абзац).

- Описание Жульки (с. 85-86, 2 абзац)

- А теперь послушайте вопрос, над которым надо подумать.

-  Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац? (Автор настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки.)

           Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?

                    Барбос

                     Жулька

- невелик ростом

- приземист

- широкогруд

- длинная, чуть вьющаяся шерсть

- шерсть с колючками «репяхами»

- уши со следами «боевых схваток»

- маленькая

- тонконогая

- гладкая чёрная шерсть с жёлтыми подпалинами

-Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего вида собаки?

Делают вывод: (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

- Эти две собаки отличаются только внешностью?

-  Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к  Жульке и Барбосу.

                                          Характер Барбоса и Жульки

                Барбос

                    Жулька

- верность

- независимость

- разбойничья натура

- неаккуратный

- деликатность

- застенчивость

- вежливость

Вывод: Внешность и характеры различны.

- Что связывало таких разных собак? (ДРУЖБА)

-Найдите в тексте, как Барбос бросился к Жульке

(с.91 2 строка сверху)

— Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам?

(Как вы думаете, зависит ли смелость от внешнего внешний вида собаки?)

Делают вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая

собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.

 (От внешности собаки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

— Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

— Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

— А как бы вы поступили в такой ситуации?

— Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

— Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

— Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

— Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

— Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

В) Работа над иллюстрацией к тексту.

— Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

— Какой эпизод изобразил художник?

— Каким мы видим Барбоса в этот момент?

-Какие чувства он испытывает?

-Почему?

7.Постановка проблемы.

— Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

— Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).

— Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

8.Итог урока

Обобщение анализа текста.

- Давайте вернёмся к началу урока.

- На какие главные вопрос мы должны были ответить на уроке?

-Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Могут ли дружить животные так же как люди?

- Способны ли собаки совершить "подвиг” во имя друг друга? 

-В чём смысл произведения «Барбос и Жулька»?

- Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.)

- Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

- А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

- Соедините начало и конец пословиц.

Легко подружиться,    тот не жил.

(друга можно очень быстро потерять, но найти трудно, без друга скучно.)
Кто не испытал дружбы,    тяжело разлучиться

(у кого друга нет, ему тяжело, не с кем поделить радость и горе).

- Объяснить смысл пословиц.

9.Рефлексия

- Сегодня я узнал(а) ….

- Я ещё хочу прочитать …

- Для меня было интересным …

- Мне на уроке понравилось …

10.Домашнее задание.

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.

Работа с пословицами.

- Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе.

- Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ?

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Был у друга, пил воду – показался слаще меду.

Без беды, друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Друг познаётся в беде.

Верный друг, лучше сотни слуг.

Назвался другом, помогай в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.