Консультации для родителей

Городова Анна Ивановна

Практические коррекционно-развивающие материалы для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тематическая консультация "Зима" для родителей группы компенсирующей направленности2.26 МБ
Microsoft Office document icon Консультация "Логопедические игры с мячом" для родителей группы компенсирующей направленности38 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Ранняя весна"для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР535.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Ранняя весна" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР1.23 МБ
Microsoft Office document icon Консультация Учимся слушать звуки и их произносить" для родителей "группы компенсирующей направленности38 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Насекомые" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР1 МБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Деревья" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР627.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Домашние птицы" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР734 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Зимующие птицы" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР1 МБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Зимующие птицы" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР300.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Транспорт" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР298.5 КБ
Microsoft Office document icon Консультация "Как обучать детей звуковому анализу слов"для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР43.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Защитники Отечества" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР156.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Мебель" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР309.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "День Космонавтики" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР498.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Насекомые" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР739.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Осень" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР1.93 МБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Дикие звери" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР1.47 МБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Зимующие птицы" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР2.92 МБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Зимние забавы" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР980.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Зимние забавы" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР980.5 КБ
Microsoft Office document icon Тематическая консультация "Посуда" для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР675 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры с мячом

 Послушай - и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймёшь,

сделай - и ты научишься,

сделай лучше нас!

              Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными из игр. В России игры с мячом также, были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего бросали и кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по сноси упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей. Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

          Представленные игры с мячом удобны тем, что не требуют  сложной   атрибутики,   длительной   подготовки   к ним, больших временных затрат.

             Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У — О— У —А — А — О— У

          Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

    Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А—Э — У — Ы — Э—А — У—О—А—Э — Ы — Э.

                Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант  1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропе-вая гласный: — А—А— А—А—А—А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и прокатывая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

 

                                             4. Игра «Стучалочка»

 

                                                  Звуки я сказать хочу  

                                                  И по мячику стучу.

 Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями.

Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А Э О У АА ЭЭ ОО УУ ААА ЭЭЭ       ООО      УУУ

 

Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО      ААУ

 

                                       5. Игра «Поющие мячики»

 

                                              По мячу сперва стучу,

                                                      А потом его качу.

 

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.  

 

Например: А А Э-э-э-э-э, У Э А-а-а-а-а.

 

Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

       Играйте вместе, наслаждайтесь совместными делами, ведь время так быстро бежит, что совсем скоро ваш малыш приобретет своих друзей и научит их играть в мамины игры!

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с №45

Городовой А.И.

2022г



Предварительный просмотр:

                                                           Ранняя весна

                                                            Для детей 5-6 лет

               

1. Рекомендую поговорить с ребенком о том, какое время года наступило.

2. Во время прогулок обратите внимание на изменения, происходящие весной в живой и неживой природе.

3. Назовите весенние месяцы и помогите ребенку их запомнить.

4. Понаблюдайте за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.

5. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.

Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...

7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - лужица, солнце - ..., сосулька - ...

8. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных множественного  числа.

Один ручей - много ручьев, одна лужа - много луж, одна проталина - много ..., одна сосулька - много ...

9. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.

Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

Словарная работа. Объяснить значение словосочетаний: "набухают почки", "теплые страны".
- Какое время года наступает?
- Как светит солнышко?
- Что набухает на деревьях?
- Кто скоро прилетит из теплых стран?
- Что будут делать птицы?

10. Развитие логического мышления. Отгадать загадки.

Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась ... (сосулька)

Снег в лесу. Сугробов много.
И слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко падает ... (капель)

11. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Кап, кап, кап - звенит капель.
Идет апрель!
(Ритмично на каждый слог стучать по столу подушечками пальцев, начиная с большого пальца.)

12. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое по выбору).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.                                                (И. Токмакова)

                                             
Апрель

Апрель! Апрель!                                           Пробирается медведь
На дворе звенит капель.                               Сквозь лесной валежник.
По полям бегут ручьи,                                 Стали птицы песни петь,
На дорогах лужи.                                          И расцвел подснежник.       (С. Маршак)
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

13. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить:
- "Пчелки на разведках" (В. Берестов),
- "Весна" (И. Соколов-Микитов),
- "Четыре желания" (К. Ушинский).

         

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И.

2022г


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


                   

Уважаемые родители!

          Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного

произношения. Старайтесь как можно чаще, побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное

произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

                                          «СТОП – ИГРА»

Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

                                           «МЫ – АРТИСТЫ» 

Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

                                    «МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ»

Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его

просьбы, которые он произнесет без ошибок.

                                             «УГАДАЙ-КА»

 Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

                                   «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И.

2022г


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Словарная тема

«ДЕРЕВЬЯ»

        Сходите с ребёнком на прогулку в парк.  Познакомьте с  деревьями, растущими в нашей местности, назовите их  (дуб, берёза, липа, осина, ива, рябина, каштан, акация, тополь,  клён, сосна, ель). Обратите внимание детей на то, что деревья отличаются друг от друга.

        Покажите, что у дерева есть ствол, ветки, корни, сучки, листья, почки, цветы, плоды, семена.

        Объясните ребёнку значение слова «листопад».

           Понаблюдайте вместе с ребёнком за листопадом.

              Научите правильно называть листья деревьев:

лист берёзы – берёзовый,                     лист дуба – дубовый,

лист ивы – ивовый,                               лист липы – липовый,

лист клёна – кленовый,

лист осины – осиновый.

        Соберите листья различных деревьев. Сравните листья по форме, цвету.

- Какие листья? – Осенние, резные, жёлтые, красные, багряные, зелёные, золотые, грязные, разноцветные, пёстрые, ломкие, причудливые, красивые, лёгкие, круглые,  овальные, гладкие, крупные, мокрые, сухие, падающие, опавшие,  шуршащие, увядшие …

                 

        Расскажите, как человек использует деревья,

что из них делает? (строит дом, изготавливает бумагу, делает

мебель, деревянные игрушки, карандаши …)

                   

        Нарисуйте в тетради контуры различных листьев, а ребёнок пусть закрасит их карандашом нужного цвета.

                               Учите ребёнка любить и беречь природу.

                 

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И.

2023г.



Предварительный просмотр:

Словарная тема

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

(для детей 5-7 лет)

Рассмотрите с ребёнком изображения домашних птиц.

Расскажите о том, почему эти птицы называются домашними, какую пользу они приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

Повторите названия птичьих семеек: мамы, папы и детёныша.

Назовите части тела каждой птицы (туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв), чем оно покрыто (перьями и пухом). Объясните, почему птицы называются водоплавающими и сухопутными. Обратите внимание на  их отличительные особенности.

        Расскажите ребёнку, чем питаются домашние птицы, как подают голос:

 

петух – кукарекает,                                          гусь – гогочет,

курица – кудахчет,                                          индюк – болбочет,

утка – крякает,                                                  цыплёнок – пищит.

        Что могут делать домашние птицы? (клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться …)

        Расскажите о каждой птице, какая она?

Например:

                петух – драчливый, задиристый, воинственный, голосистый, крикливый, важный, резвый, бойкий, красивый, яркий, пёстрый, большой …

                   

                          Вспомните сказки о домашних птицах.

        

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И.

2023г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развивающие речевые игры

по теме: "Зимующие птицы" по дням недели

(для детей  6-7 лет)


Понедельник

      1.   Пальчиковая гимнастика 
2.   Артикуляционная гимнастика

      3.     Вспомни,  каких зимующих птиц ты знаешь? (не менее 5). Объясни, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ. Разделите на слоги слова – названия зимующих птиц (хлопками): СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА.

      4.     Назови ласково: СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ - ……, СНЕГИРЬ - ……., ВОРОБЕЙ - ……. (еще нескольких птиц)

      5.     Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.                        • У животных шерсть, а у птиц –
• У человека нос, а у птицы –                                         • У животных лапы, а у птиц –

     6.     Кто как разговаривает?
• Воробей – чирикает
• Ворона –
• Голубь –
• Сорока –

7.      Составь предложения со словами СОРОКА, ВОРОНА, ПТИЦЫ и предлогами НА, ПОД, ОКОЛО, РЯДОМ.

                 Например:

                               Около кормушки летели белобокая сорока и крикливая ворона

8.      Пересказ:  

Прослушай текст, ответь на вопросы полным предложением.

СНЕГИРЬ.
Ты знаешь, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и  крылья хорошо заметны на белом снегу.

Отвечаем на вопросы:
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
• Каких еще зимующих птиц вы знаете?

9. Объясните слова: БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ, ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА.

Вторник

      1.     Пальчиковая гимнастика
2.  Артикуляционная гимнастика

   

     3.     Игра « Подбери признак»

Воробей (какой?) – серый, маленький, бойкий.

Ворона…

Голубь…

Синица…

Снегирь…

 

4. Игра « Кто как голос подает»

Ворона – «кар-кар» — она каркает,

Воробей – «чик-чирик» – он чирикает.

Голубь… -

Синица… -

Сорока..  -

5. Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных):

воробей, 2 воробья, 5 воробьев

голубь…                                          ворона…

снегирь…

синица…

6. Игра «Чей клюв, чья голова»  (образование притяжательных прилагательных).

У вороны клюв (чей?) – вороний,      голова (чья?) – воронья

У сороки

У голубя 

У совы 

У воробья-

7. Игра «Сложи слово»

У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.

У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.  

У вороны черные крылья —  значит она …

У голубя сизые крылья – значит он …

У сороки белая грудка – значит она …

8. Образование глаголов с помощью приставок.

Сова из дупла (что сделала?) – вылетела. 

Откуда вылетела сорока? – из дупла.

Какое «маленькое слово» помогло найти птицу? – «из»

Аналогично составляем с предложения и отвечать на вопросы:

Сова в дупло…                                  Куда влетела сова?

Сорока над поляной …                    Над чем пролетела сорока?

Голубь на крышу…                          Куда прилетел голубь?

Воробей под ветки …                      Куда подлетел воробей?

Ворона за куст …                             Куда залетела ворона?

Ворона из-за куста…                       Откуда вылетела ворона?

9. Игра «4 – лишний»

Голубь, ворона, дятел, совенок.

Сорока, воробей, петух, снегирь.

Петух, синица, гусь, индюк.

Среда

1.Пальчиковая игра «Птички»
2. Артикуляционная гимнастика

                                    Птички полетели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны,  словно птичьи крылья, тыльной стороной ладоней к себе)

                                    Крыльями махали.

(Махи кистями рук)

                                    На деревья сели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны,  словно птичьи крылья, внутренней  стороной ладоней к себе)

                                    Вместе отдыхали.

(Помахивать ладонями)

3. Составляем рассказы о зимующих птицах (с опорой на иллюстрации) в  форме загадок-описаний по схеме:

1.     Кто это (это птица)

2.     Какие части тела у неё есть?

3.     Перелетная или зимующая?

4.     Как называется дом?

5.     Чем питается?

6.     Как называют птенцов?

7.     Как голос подает?

8.     Какую пользу приносит?

     4.     Отгадай загадки:

Я по дереву стучу,                                                              Ты откуда, ты откуда,
Червячка достать хочу,                                                       Прилетел к нам, красногрудый,
Хоть и скрылся под корой,                                              – Облетел я всю Сибирь.
Все равно он будет мой.    (Дятел)                                     – Как зовут тебя...? (Снегирь)

Верещунья – белобока,
А зовут ее... (Сорока)

Чик-чирик!                                                                          Жёлтое брюшко
К зёрнышкам прыг!                                                            У маленькой птички.
Клюй не робей!                                                                   А зовут её ... (Синичка)
Кто это? ... (Воробей)

Чёрная, как вар,                                                                   Белый бок, серый бок,
Кричит: “Кар-р-р!” (Ворона)                                             Воркует нежно ... (Голубок)

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — ... (Свиристели)

5. Изобразить движения под стихотворение:

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири

Распустили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят

Улететь хотят

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Пятница

1.     Артикуляционная гимнастика

2.     Упражнение «Назови гласные звуки в словах»


Ребёнок, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующих птиц. «Давай громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать. Какие гласные звуки спело ЭХО?»
Например: СИНИЦА – И, И, А;
ВОРОНА – а, о, а
СОРОКА- а, о, а
ВОРОБЕЙ- а, а, э  (слышим звук Э)
ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
СНЕГИРЬ- и, и
ГОЛУБЬ- о, у
СОВА- а, а
СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
КЛЁСТ- звук О.

В каких словах-названиях птиц мы услышали звук Э ? Какой это звук? (гласный или согласный)? Каким цветом мы будем обозначать его в словах? (красным).


3. Прочитайте  и обсудите с детьми стихотворение:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Столько гибнет их,

Не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в вашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну"                          (А. Яшин)

4.Речь с движением «Кормушка»

                              (Ребёнок  подходит к взрослому в центр комнаты)

Ребята дощечки пилили, пилили                     (пилящие движения ребром ладони)

И дружно кормушку для птиц мастерили     ( постукивание кулачками друг по другу)

В неё мы насыплем для птиц угощенье        (имитация движения кормления)

А чтобы на птичий обед посмотреть

Чуть–чуть отойдём и не будем шуметь.       (Отходим назад и подносим указательный палец к губам)

      5.     Игра «Скажи   наоборот» (подбери слово):

Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)

У снегиря грудка красная, а у синички — …?

Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?

Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И

2023г



Предварительный просмотр:

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с №45

Городовой А.И.

2023г.

         Консультация для родителей


«ТРАНСПОРТ»

(для детей 5-6лет)

1.            Понаблюдайте с ребенком за транспортом на улице. Выясните, знает ли он названия транспорта, известно ли ему, что транспорт бывает грузовым и пассажирским.

       Если в знаниях вашего сына или дочки есть пробелы, помогите ребенку — назовите те машины, названия которых ему неизвестны, а потом проверьте, запомнил ли он эти названия.

      Объясните, что пассажирским называют транспорт, который перевозит пассажиров, а грузовым — тот транспорт, который перевозит грузы.

2. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями:

- дорожного транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль), 

- железнодорожного транспорта (поезд, трамвай),

- воздушного транспорта (самолет, вертолет),

- водного транспорта (теплоход, баржа),

- подземного транспорта (метро).

Пусть ребенок показывает и называет нарисованное.

Предложите ребенку подумать, почему транспорт называют дорожным (двигается по дороге), железнодорожным (двигается по железной дороге), воздушным (двигается по воздуху), водным (двигается по воде), подземным (двигается под землей). Обратите внимание ребенка на подпись над картинкой.

3.            На улице понаблюдайте с ребенком за грузовым транспортом, покажите ему
грузовик, фургон, самосвал, цистерну, платформу, рефрижератор.

      Отработайте с ребенком произношение этих названий. Сначала четко произнесите их сами, вместе
с ребенком, потом пусть он произнесет эти слова сам.

  Побеседуйте о том, какие грузы перевозят эти машины:

 - грузовик — кирпичи, арбузы, капусту, ящики с продуктами;

- фургон — продукты, лекарства, одежду, игрушки;         самосвал — песок, землю, камни;

-    цистерна — воду, молоко, бензин;

- платформа — разную технику, другие машины;     рефрижератор — замороженные продукты.

4.          Выучите с ребенком стихотворение, которое познакомит его с таким водным
транспортом, как
ялик (весельная лодка).

  Покажите, как выразительно можно его
рассказать, ведь это стихотворение-шутка.

Ялик

                      На якоре ялик стоял у причала.

                       Волна, набегая, тот ялик качала,

                    А еж-капитан по причалу ходи

                  Насвистывал песню и трубку курил.    

     

   

                 

                 



Предварительный просмотр:

Материал подготовлен:

учителем – логопедом Городовой А.И.

2023г.

         Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»

       Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

        Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

       Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

                   Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Поиграем в игры:

Игра «Поймай звук»

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

                                         Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

        Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог различать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

        Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

        В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

        

       Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

     КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

     Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м - второй звук О - он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.   

Согласные звуки Д и М.      Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.      Напишем слово буквами: ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Буквы, обозначающие звонкие звуки:

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки:

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определяют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой

         Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

         Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети  определяют на слух:

     Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.

     Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.

     Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме

     Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.



Предварительный просмотр:

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И.

2023г.

 Консультация для родителей
«День защитника Отечества»

  1.            Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы только что отмечали. Это День Российской Армии, День защитника Отечества. Это праздник воинов, которые охраняют покой нашей страны. В этот день принято поздравлять всех пап, которые служили в армии, и всех мальчиков, которые будут защитниками Родины.

  Выразительно прочитайте стихотворение о мальчике  - будущем защитнике Отечества - и выучите со своим ребенком.

Танкист

                       Я сегодня был танкистом,

                В танке мчался в поле чистом,

                      По оврагам, по холмам.

                      Управлял я танком сам.

                  Ничего, что это ящик.

                   Танк, совсем как настоящий.

                Я немного подрасту,

                    В армию служить пойду.

  1.              Рассмотрите с ребенком картинки, на которых изображены моряк, пограничник, танкист. Пусть ребенок составит предложения по картинкам.

Например.

             Летчик охраняет небо нашей Родины. Моряк несет службу на корабле. Пограничник служит на границе. Танкист управляет танком.

3.               Помогите ребенку разделить на слоги названия профессий военных:

                 ЛЁТ-ЧИК,          ТАН-КИСТ,

                                      МО-РЯК,           ПО-ГРА-НИЧ-НИК.



Предварительный просмотр:

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И.

2023г.

         Консультация для родителей


«МЕБЕЛЬ»

(для детей 5-6 лет)

  1. Рассмотрите с ребенком мебель, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о мебели, о ее назначении.  

 

         

     С этой же целью вы можете использовать и картинки с изображениями мебели 

Сначала расскажите ребенку об одном из предметов, а
потом пусть он рассказывает вам.

Например.

            Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.

           Это стол. Он большой, деревянный, коричневый, прямоугольный. У него есть четыре ножки. За столом обедают, пьют чай.

          Это диван. Он большой, мягкий, красный. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На диване можно сидеть или лежать.

2.        Предложите ребенку придумать загадки-описания о мебели по картинкам.
      Сначала вы загадайте свою загадку, а потом пусть попробует он.

Например:

              У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (Стул.)

             У нее есть две спинки и четыре ножки. На ней спят. Что это? (Кровать.)

            У него есть спинка, сиденье, подлокотники. В нем сидят и отдыхают. Что это? (Кресло.)

3.        Предложите ребенку ответить на вопросы:

  • Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу.)
  • Где люди обедают? (Люди обедают за столом.)
  • На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле.)
  • В чем можно сидеть? (Можно сидеть в кресле.)
  • Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу.)

При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.

4.           Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов, потренируйте его с помощью следующего упражнения.

      Возьмите любую игрушку и
поместите ее на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Если он затрудняется ответить, объясните, что она
НА столе. Теперь поставьте ее под стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД стол. Далее помещайте игрушку НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя голосом предлоги.

    Затем предложите ребенку выполнять и комментировать аналогичные действия.

5. Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру «Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.

Под столом уселась кошка,

А над нею стол без ... (ножки).

На шкафу корзинка с перцем

И открыты обе ... (дверцы).

На буфете ежик с волком,

Ну а сам буфет без ... (полки).

     

     

   

                 

                 

               



Предварительный просмотр:

Материал подготовлен:

учителем – логопедом Городовой А.И.

2023г

         Консультация для родителей

      «День Космонавтики»

1.        Побеседуйте с ребенком о том, что 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Помогите ребенку ответить на вопросы:

-   Что такое космос?

                       (Космос окружает землю и другие планеты.)

-   Как можно попасть туда?

                     (Туда можно попасть на космическом корабле.)

-   Кто был первым космонавтом?

                      (Первым космонавтом был Юрий Гагарин.)

2.            Рассмотрите с ребенком рисунок и помогите составить рассказ по нему с
помощью вопросов:

         - Кого ты видишь на картинке?

                                 

             - Что он делает?

           

        -  Куда полетит космонавт?

           (Я вижу на картинке космонавта.  Он стоит около космического корабля и машет рукой.   Он полетит в космос.)

3.        Выучите с ребенком стихотворение.

Ракета

Мы построили ракету.

Как же трудно было это!

Мы трудились целый вечер.

Раздобыли где-то свечи

И мотор от кофемолки,

И для флага шарф из шелка.

Все! Достроили! Ура!

Входит мама: «Спать пора!

Ночью дети подрастают.

Без ракет во сне летают».

4.            Рассмотрите с ребенком рисунок и попросите его составить      предложение    по каждой картинке.

       Это позволит поупражнять его в употреблении предлогов.

      Например. Космонавт идет к ракете. Космонавт стоит около ракеты. Космонавт входит в ракету. Космонавт смотрит из иллюминатора.

    Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами:

- Куда идет космонавт?

- Где стоит космонавт?

- Куда входит космонавт?

- Откуда смотрит космонавт?

     


     

   

                 

                 

               



Предварительный просмотр:

Материал подготовлен:

учителем – логопедом Городовой А.И

2023г.

         Консультация для родителей
«Насекомые»

(для детей 5-6 лет)

    Выясните, названия каких насекомых известны ребенку, знает ли он, что насекомые бывают полезными и вредными.

   Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями бабочки, стрекозы, комара, кузнечика, божьей коровки, майского жука. 

     

      Немного расскажите ребенку о каждом из насекомых.

Например. Это насекомое — бабочка. Она красивая, яркая, разноцветная. У нее есть туловище, головка, лапки и большие яркие крылья. На голове у нее глазки и усики. Бабочка порхает над цветами и собирает сладкий цветочный нектар.

Это стрекоза. Стрекоза — насекомое. У стрекозы длинное туловище и большие прозрачные крылья. На голове у стрекозы — большие глаза. Есть у стрекозы и лапки. Стрекозы живут вблизи водоемов.

Это пчела. Пчела — полезное насекомое. Она собирает с цветочный нектар а перерабатывает его в мед. У пчелы мохнатое полосатое туловище, прозрачные крылья и маленькие лапки, у пчелы есть жало.

Это оса. Оса — хищное насекомое. Она выкармливает свои личинки другими насекомыми. У осы тонкое полосатое туловище и прозрачные перепончатые крылышки. У осы, как и у пчелы, есть жало.

Это майский жук. У него широкое туловище, две пары крыльев, шесть липок, мохнатые усики. Майский жук хорошо летает.

Это божья коровка. Ее туловище имеет круглую форму. У божьей коровки две пары крыльев. Верхние крылья красные в черных пятнышках. Нижние крылья прозрачные, перепончатые. У божьей коровки шесть лапок.

После этого предложите ребенку составить рассказ о любом из насекомых примерному плану:

  • Как называется это насекомое?
  • Какое у него туловище?
  • Какие у него крылья, лапки?
  • Что ты знаешь об этом насекомом?

  Предложите ребенку разделить на слоги названия насекомых:

       ЖУК,      ПЧЕ-ЛА,     О-СА,       МУ-ХА,

       БА-БОЧ-КА,       СТРЕ-КО-ЗА,     КО-МАР.

      Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Назови ласково». Вы бросаете ребенку мяч и называете насекомое, а он бросает мяч обратно и называет насекомое «ласково».

Например. Пчела — пчелка; стрекоза — стрекозка; жук — жучок; комар — комарик.

        Выучите с ребенком русскую народную потешку и используйте ее как пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики.

Божья коровушка.

Полети на облачко.

Принеси нам с неба.

Чтобы были летом

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

 В роднике водица,

В поле пшеница.

Сложить ладони накрест и ритмично взмахивать ими.

Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И

Рекомендации родителям по лексической теме «Зимние забавы»

(для детей  4-5 лет)

Родителям рекомендуется:

Сходите с ребёнком на зимний стадион, в парк. Обратите внимание на то, какими видами спорта занимаются дети и взрослые.

Спросите  у ребенка:

- в какие игры можно играть только зимой и почему, что нужно для зимних игр?

- как ещё развлекаются дети и взрослые зимой? (играют в снежки, строят снежные крепости, лепят снеговиков, занимаются подлёдной рыбалкой …);

- что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).

                 Спросите, почему так назвали спортсменов?

Хоккеист – потому что играет в хоккей.

Лыжник – потому что катается на лыжах.

Фигурист – потому что занимается фигурным катанием.

Саночник – потому что катается на санках.

        

                  Поиграйте в игру «Кому что нужно?»

Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота… 
Лыжнику – лыжи, горка, трамплин, лыжные палки, крепления …
Фигуристу –  … 

Снеговику –  …

                               

                                   

                                    Побеседуйте с ребёнком о том:

-Можно ли бегать по скользкой дорожке, почему?

-Как нужно вести себя на катке? (Кататься можно только на специально залитых катках, а не по дороге).

-Как нужно вести себя на горке? Можно ли толкаться, почему?

-Можно ли кататься на санках стоя или вперёд головой, почему?

-Почему нельзя кидать снежки в лицо?

-Почему нельзя выходить на заледеневшие водоемы?

-Как нужно зимой переходить дорогу? (Очень осторожно: машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!)

        Предложите ребёнку нарисовать любимое зимнее развлечение.



Предварительный просмотр:

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И

Рекомендации родителям по лексической теме «Зимние забавы»

(для детей  5-7 лет)

Родителям рекомендуется:

Сходите с ребёнком на зимний стадион, в парк. Обратите внимание на то, какими видами спорта занимаются дети и взрослые.

Спросите  у ребенка:

- в какие игры можно играть только зимой и почему, что нужно для зимних игр?

- как ещё развлекаются дети и взрослые зимой? (играют в снежки, строят снежные крепости, лепят снеговиков, занимаются подлёдной рыбалкой …);

- что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).

                 Спросите, почему так назвали спортсменов?

Хоккеист – потому что играет в хоккей.

Лыжник – потому что катается на лыжах.

Фигурист – потому что занимается фигурным катанием.

Саночник – потому что катается на санках.

        

                  Поиграйте в игру «Кому что нужно?»

Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота… 
Лыжнику – лыжи, горка, трамплин, лыжные палки, крепления …
Фигуристу –  … 

Снеговику –  …

                               

                                   

                                    Побеседуйте с ребёнком о том:

-Можно ли бегать по скользкой дорожке, почему?

-Как нужно вести себя на катке? (Кататься можно только на специально залитых катках, а не по дороге).

-Как нужно вести себя на горке? Можно ли толкаться, почему?

-Можно ли кататься на санках стоя или вперёд головой, почему?

-Почему нельзя кидать снежки в лицо?

-Почему нельзя выходить на заледеневшие водоемы?

-Как нужно зимой переходить дорогу? (Очень осторожно: машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!)

        Предложите ребёнку нарисовать любимое зимнее развлечение.



Предварительный просмотр:

Материал подготовлен:

учителем – логопедом МБДОУ д/с№45

Городовой А.И

2024г.

Рекомендации родителям по лексической теме «ПОСУДА»

(для детей  6-7 лет)

Спросите у ребёнка:

- Для чего нужна посуда?

- Всегда ли люди пользовались посудой?

- Какая посуда была у первобытных людей?

- Чем была раньше деревянная ложка? (Деревом)

- Чем были раньше глиняный кувшин и фаянсовые чашки? (Куском глины.)

- Чем были раньше металлические ножи? (Металлом.)

Предложите назвать чайную, столовую, кухонную посуду. Спросите, что можно делать с посудой? (мыть, полоскать, сушить, вытирать, покупать, беречь, ставить) 

   

     

Подберите слова с противоположным значением:        

        Полная сахарница – пустая сахарница.
        Чистая ложка – грязная ложка.               

        Тяжёлая сковорода – лёгкая сковорода.
        Мелкая тарелка – глубокая тарелка.        

        Острый нож – тупой нож.

Поиграйте в игру «Соедини два слова в одно».

        Овощи режет – овощерезка      

кофе варит – кофеварка

        сок выжимает – соковыжималка    

мясо рубит – мясорубка
        скоро варит – скороварка                

сам варит – самовар.


Составьте рассказ о посуде по плану:

1. Название посуды.                   5. Какой формы?                    

2. Назначение посуды.               6. Какого размера?      

3. Из каких частей состоит?      7. Из какого материала    

4. Какого цвета?                             изготовлено?