Советы родителям

Кулакова Елена Романовна

17865

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruem_vnutrennyuyu_pozitsiyu_shkolnika.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формируем внутреннюю позицию школьника

(рекомендации родителям первоклассников)

Начало обучения в школе - ответственный этап в жизни не только первоклассников, но и их родителей, которых всерьез тревожит вопрос: готов ли ребенок к кардинальным изменениям?

В этой связи следует иметь в виду, что биологический возраст ребенка и психологический могут не совпадать. Даже среди семилеток встречаются дети с типично дошкольным поведением, и, напротив, есть малыши среди подготовительной группы детского сада с полноценной психологической готовностью к школе. Первые с самого начала обучения могут испытывать затруднения, вторые - быстро и легко адаптируются к школе.

Важным показателем психологической готовности к обучению является внутренняя позиция школьника, которую в широком смысле можно определить как систему потребностей и установок ребенка, связанных со школой. Ребенка начинает привлекать школьный тип взаимоотношений со взрослыми, содержание занятий, формы их проведения.

Говорить о сформированности внутренней позиции школьника можно в том случае, если ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно

естественному и обязательному событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; чувствует необходимость учения.

Формирование внутренней позиции школьника начинается еще в дошкольном детстве. В сюжетно-ролевых играх мальчики и девочки пробуют себя в роли учителя или ученика. Важно, чтобы для этих игр у детей было достаточно Л информации о школе, о разных сторонах обучения. Эти сведения они получают из семьи: от родителей, старших братьев и сестер, родственников, соседей и т.д. Именно от них зависит, насколько позитивной будет такая информация. С приходом ребенка в школу формирование внутренней позиции продолжается. Знания и переживания о школе и учебе первоклассники приносят домой. Здесь они ищут поддержки в трудностях и тревогах, стремятся поделиться своими радостями и успехами. Роль родителей в становлении положительного отношения к учению, в развитии внутренней позиции школьника так же велика, как и роль первого учителя. Давайте подумаем, как помочь детям скорее стать настоящими школьниками.

Почему у ребенка «испортился» характер?

Часто первоклассники становятся более капризными и упрямыми, чем были в дошкольном возрасте. Это накладывается на трудности и переживания первых дней обучения в школе. И хотя мы понимаем, что сыну или дочери непросто приходится в новой жизни, но с трудом справляемся с собой, когда видим, что любимый ребенок, недавно еще доверчивый и ласковый, замыкается, обижается в ответ на наши попытки помочь и даже иногда грубит.

Ученые считают, что при переходе от дошкольного к школьному детству ребенок переживает один из самых сложных кризисов развития. Действительно, рождается социальное «Я» ребенка. Он отделяется от самых близких ему людей: мамы, папы и других родных. К счастью, это происходит не потому, что так хотят окружающие. Дело в том, что самому ребенку (даже если он не осознает) не хватает для поступательного развития ближайшего окружения, его «тянет» к более широкому социуму, он хочет, чтобы его заметило и оценило общество. Поэтому начинающий школьник грубит, отталкивает своих близких, перестает прислушиваться к их словам, становится трудновоспитуемым.

В такой период больше, чем когда-либо, юному школьнику нужна наша поддержка. Постарайтесь, чтобы она не обернулась просто жалостью. Не добавят ему положительных эмоций и наши встревоженные и растерянные лица. Другое дело, если ребенок почувствует, насколько важным, значимым и радостным для семьи становятся его первые шаги во взрослую жизнь, что к нему начинают относиться по-другому, с большим уважением. Хорошо, если иногда он будет слышать, с какой гордостью мама рассказывает по телефону о его успехах в школе. Ребенку будет приятно ощутить родительскую уверенность в его силах, даже когда в тетради не получается трудное задание.

Готов ли ребенок к школе?

Не все хорошо подготовлены к школе. Конечно, все чаще в первый класс приходят дети читающие, считающие, пишущие, знающие много стихов и даже какой-нибудь иностранный язык. Это называется образовательной готовностью. Но уже в первые недели школьной жизни запас знаний истощается, и главным становится желание и умение учиться.

Кроме образовательной, ученые выделяют психологическую готовность к обучению, которая проявляется в желании идти в школу учиться, а не в том, чтобы купили красивый портфель;

  • в способности слушать и понимать взрослого, выполнять его указания;
  • в способности организовывать и контролировать свои действия;
  • в умении общаться со сверстниками в коллективной деятельности;
  • в способности на достаточном уровне сосредотачивать внимание, воспринимать предлагаемый материал, запоминать довольно сложную информацию, мыслить и воображать, использовать речь для учения.

Поддержка нужна не только детям со слабой психологической готовностью к обучению в школе. У первоклассников желание учиться представлено лишь на уровне познавательного интереса к содержанию новой для них учебной деятельности. Во-первых, важно создание общей атмосферы в семье, которая настраивает ученика на положительные эмоции по отношению к учебе в школе. Во-вторых, необходимо дать ребенку возможность соотносить цели, которые он ставит перед собой (научиться писать, складывать и т.п.), с результатами своей деятельности (этому научился, а этому еще нет) и с прилагаемыми им самим усилиями («потому что задача очень трудная» или «потому что не был настойчивым, не постарался»). В-третьих, нужно обдуманно использовать систему оценивания и поощрения (не путайте с отметкой, которую первоклассник еще долго не будет получать). Необходимо помнить, что похвала стимулирует юного ученика лишь в том случае, когда задание ощущается как достаточно трудное и в поощрении он «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. Наша оценка повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении конкретного задания. Очень действен прием, когда родитель сравнивает успехи начинающего ученика не с успехами других, а с его прежними результатами. В-четвертых, желание учиться будет повышаться лишь при укреплении собственно умения учиться: устранять пробелы в знаниях, выполнять действия по инструкции, контролировать их и самостоятельно анализировать ход своей деятельности с последующей самооценкой. Важно также формировать привычку слушать и выполнять четкие указания взрослого. Начинать можно с того, чтобы попросить ребенка повторить инструкцию. Для тренировок подойдут любые виды графических диктантов (обведение клеточек, их заполнение условными значками).

Первый учитель

Первый учитель - это новый, чужой, строгий, но очень близкий и важный взрослый, который все знает про пугающе-увлекательную жизнь первоклассника. Ребенок доверчиво тянется к учителю, так, как если бы он был его вторым родителем, стремится заслужить его одобрение и любовь. И юному школьнику непонятной и обидной кажется объективная позиция учителя по отношению к его личным учебным успехам. Дети очень переживают по поводу отношений с учителем, что часто отражается на их желании учиться.

В силах каждого родителя укрепить доверие своего ребенка к наставнику, повысить его авторитет. Прежде всего необходимо, чтобы вы доверяли учителю, к которому пришел учиться ваш сын или ваша дочь. Чаще общайтесь с педагогом, спрашивайте не только о домашних заданиях, но и о том, что больше всего интересно ученику на уроках, чему он радуется, что его огорчает. Помните: учитель - близкий друг и помощник не только вашего ребенка, но и ваш.

Как завести новых друзей?

Еще недавно ваш сын или дочь сами выбирали, с кем поиграть в любимую

игру. А в школе все по-другому. Почему-то нужно сидеть рядом с мальчиком или девочкой, которые не очень нравятся, с ними скучно или даже произошла ссора. Но и это полбеды. В классе так «заведено», что нельзя начать новое задание, если кто-то еще не доделал предыдущее, или, наоборот, тебя все недовольно ждут и шепотом торопят. Где уж тут завести хороших друзей?

Ученые отмечают, что попав в школу, ребенок впервые сталкивается не просто с межличностными отношениями а с коллективом, результат работы которого напрямую зависит от выполнения заданий каждым учеником.

Это новые и сложные отношения, но для первоклассников они очень привлекательны. Каждый юный ученик весьма серьезно относится к тому, кто будет его соседом по парте. В начале первого класса «критериями отбора» являются: наличие дорогих игрушек в портфеле и красивых школьных принадлежностей, близость проживания или дружба родителей. И только потом постепенно на первый план выходят сходство интересов, дружелюбие и нравственные качества.

Желание общаться и заводить новых друзей зависит от уровня коммуникабельности ребенка. Общение определяется также умением устанавливать контакт с детьми. Понаблюдайте за особенностями контактов своего первоклассника: есть ли у ребенка друзья, приходят ли они домой, любит ли он коллективные игры. Если же ребенок предпочитает играть один, не делает сам попыток подойти к другим детям, то, скорее всего, причина в недостаточной общительности. Слишком частая смена партнеров по общению свидетельствует о том, что ребенок «не принимается» сверстниками. «Ябедничество», которое часто встречается у шестилетних детей, если оно ярко выражено, также является признаком нарушения контактов, связанных с «непринятием» ребенка другими детьми. В ряде случаев ребенок не умеет «мирным путем» разрешать возникающие конфликты. Нарушения общения со сверстниками очень часто становятся причинами отрицательного отношения ребенка к школе в целом.

Уважаемые родители первоклассников!

У вас начинается новая трудная, но увлекательная жизнь. Оставайтесь родителями для начинающих школьников: заботливыми, все понимающими, поддерживающими своих детей и всегда уверенными в них.