Мое самообразование

Тема моего самообразования на 2022- 2023 г: "Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«Учим ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

  • - для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
  • - помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
  • - дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;
  • - показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
  • - пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

  • - сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
  • - не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
  • - после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;
  • - не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
  • - не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

  • - препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
  • - удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
  • - не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;
  • - усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  • - мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
  • - сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: (рисуночная игра) «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

  • - расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
  • - подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
  • - стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
  • - если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
  • - проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • - контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  • - не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;
  • - стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
  • - повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • - не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  • - выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
  1. Изменение психологического микроклимата в семье:
  • - уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • - проводите досуг всей семьей;
  • - не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  1. Организация режима дня и места для занятий:
  • - установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  • - чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • - избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • - помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  1. Специальная поведенческая программа:
  • - придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.
  • - не прибегайте к физическому наказанию
  • - чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям
  • - составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком
  • - воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией
  • - не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка
  • - не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • - лишение удовольствия, лакомства, привилегий
  • - запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры
  • - внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год

Воспитателя МАДОУ ДС  № 6 “Василек”

Шамгуновой Л.Р.

Тема: «Игра как средство общения дошкольников»

Цель:  Повышение своего уровня  теоретических  знаний,  профессионального мастерства.

Задачи:  

- Изучить методическую литературу по данной теме.

- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности;

- Освоить современные технологии и методы организации игры;

- Использовать теоретические знания на практике.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

«Планирование работы с детьми на новый учебный год»

Выбор темы

Постановка целей и задач по теме: «Игра как средство общения дошкольников»

Просмотр ООД во второй младшей группе “Ладушки”

Сентябрь 2019 г.

Изучение теоретических и практических материалов, интернет - ресурсов

Частный просмотр ООД

Планирование работы по самообразованию, подбор методической литературы.

Анализ ООД. Повышение уровня собственной компетенции.

Использование пальчиковых игр.

Работа с детьми

Просмотр ООД

Ознакомление  с окружающим  в средней группе. Тема “Правила дорожного движения” (Сахипова А.Р.)

Просмотр ООД в старшей группе  “Капельки ”

Октябрь 2019 г.

Открытый просмотр ООД.

Изучение теоретических и практических материалов, интернет - ресурсов

Частный просмотр  ООД

Разработка дидактического материала для игры «Домашние животные»

Анализ ООД. Повышение уровня собственной компетенции.(использование  в своей работе игру светофор)

Выступление на родительском собрании на тему:  «Как игра способствует развитию общения?»

Анализ ООД. Повышение уровня собственной компетенции.

( использование в своей работе  игру по РНК  “Юрта”)

ООД  по познанию(ФЭМП) в средней группе. Тема: “Путешествие в страну математики ”.(Бурханова И.З)

Просмотр СРИ в старшей группе  “Капельки”Детское кафе».

Ноябрь 2019 г.

Открытый просмотр ООД

Частный просмотр  ООД

Изучение теоретических и практических материалов, интернет - ресурсов

Анализ ООД. Повышение уровня собственной компетенции.(Игры, дыхательная гимнастика)

Анаоиз ООД.Повышение уровня собственной компетенции. (использование в своей работе игры “Тишина у пруда” для организации детей )

Работа над картотекой игр по ФЭМП,  подбор материала.

Просмотр ООД в группе “Лучики”

Просмотр проведения пальчиковых игр в младшей группе

Декабрь 2019 г.

Изучение теоретических и практических материалов, интернет - ресурсов

Частный просмотр ООД

Частный просмотр

Разработка дидактической игры по ЗОЖ «Будь здоров»

Анализ ООД.

Повышение уровня собственной компетенции. Использование в своей работе Игр на сплочение детского коллектива»

ООД по физическому развитию в средней группе

Просмотр ООД в подготовительной группе “Веснушки” по физической культуре

Январь 2020г

Работа с дидактическим материалом, с интернет – ресурсами

Частный просмотр ООД

Изготовление картотеки физкультминутки.

Анализ ООД. Повышение уровня собственной компетенции. Использование в своей работе «Игр-забавы на участке детского сада»

Проведение ООД в первой младшей группе  “Карапузы” по развитию речи

Индивидуальное занятие у учителя -логопеда

Февраль  2020г.

Изучение теоретических и практических материалов, интернет - ресурсов

Открытое занятие ООД

Частный просмотр ООД

Изготовление картотеки подвижных игр.

-

Анализ ООД. Повышение уровня собственной компетенции. Использование в своей работе разнообразные  упражнения для языка, дыхательных гимнастик.

Работа с родителями

ООД по речевому развитию у учителя - логопеда ”

Просмотр утренней гимнастики  в средней группе  “Радуга”

Март 2020г.

Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Открытый просмотр

Частный просмотр

Консультация  «Игра – спутник детства»

Анализ ООД. Повышение уровня собственной компетенции. Использование в своей работе игр на внимание, быстроту реакции.

Анализ ООД. Повышение уровня собственной компетенции.

Работа с родителями

Работа с детьми

Апрель 2020г.

Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Памятка для родителей: «Чему ребенок обучается в игре?»

Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка»

Разработка картотеки «Игры на сплочение детского коллектива», подбор материала

Работа с родителями

Май 2020г.

Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Консультация для родителей: «Игры на развитие внимания»

Разработка картотек: подвижные игры; сюжетно-ролевые игры; пальчиковые игры;

Подготовка отчета по самообразованию

Отчет по самообразованию

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возрастИгра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Несомненно, игра имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольникаИгра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельностьсамовыражениесамодеятельность.

Мое внимание привлекла тема «Игра как средство общения дошкольников», так как в раннем возрасте игра является основным видам деятельности детей, и именно через игровую деятельность ребенок познает мир.

Свою работу я начала, с изучения методической литературы по данной теме. Мною был составлен план самообразования на тему «Игра как средство общения дошкольников».Составлены картотеки и подборки различных игр: пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические, народные, игры на подражание.

Свою работу с детьми я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста пальчиковых игр. Затем постепенно вводила новые виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные; подвижны игры, игры на подражание, народные игры.



Предварительный просмотр:

Консультация «Игра – спутник детства»

Взрослые знают, что дети любят играть, стараются покупать им игрушки. Но не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.

Н. К. Крупская писала: «Играя, он (дошкольник.- Ред.) изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных»  

В отличие от взрослых, для которых игра является одним из средств развлечения, отдыха, для ребенка она является средством познания окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих его предметов, сравнивает их между собой, устанавливает причинно-следственные связи. В эти годы малыша интересует все: вещи, явления, люди, их отношения.

Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое. Воспитательная ценность игры в том и состоит, что она является самостоятельной деятельностью дошкольника. С расширением кругозора ребенка обогащается содержание его игр. Он начинает кормить, укладывать куклу, лечить ее. Однако как самостоятельная деятельность игра не появляется сама собой. Формирование ее идет постепенно, по мере роста и развития ребенка, приобретения им самостоятельности, игрового опыта, расширения знаний об окружающем. На третьем году жизни не все дети в одинаковой мере умеют играть, применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо развито воображение, игры одиночные, непродолжительные.

В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных «трудовых» действий такого же типа, что проделывает с нeй мать: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Эти дeйствия она повторяет неоднократно. Мальчик возит купленную машину по полу, перевозит игрушки, гудит.

Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет еще самостоятельно применять в играх. Опыт использования их в игре малыши приобретают в совместных игровых действиях со взрослыми, которые показывают, как применить одну и ту же игрушку по-разному, в различных играх. Например, мишка может быть «сыном» в игре в «дочкиматери», «зрителем» в игре в «театр», пассажиром в игре в «транспорт», покупателем в игре в «магазин» и т. д. Фантазия взрослых должна помочь детям в использовании различных игрушек, в комбинировании их в играх. Предложение взрослого не просто построить дом, а такой, в котором будет «жить» определенная кукла, вызывает необходимость подбирать детали по размеру, сравнивать их между собой, с размерами куклы. То же самое приходится делать, чтобы построить стол, за которым можно угостить чаем всех кукол, или сделать гаражи для разных машин.

Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют место и время для игр дeтей.

Игрушка побуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно покупать ребенку игрушки по возрасту.

Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для ребенка. При покупке их важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и ее педагогической ценностью. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку дороже красивой электрифициpованной игрушки, так как в играх ее можно использовать по-разному: устроить в нeй комнату для куклы, сделать из нее машину, пароход и т. д.

Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных), предметы домашнего обихода (посуда, мебель и др.), моторные, двигательные, конструктивные, строительные, дидактические - обучающие (матрешки, башенки, мозаика и т. д.). Чем разнообразнее виды игрушек у младшего дошкольника, тем разнообразнее его игры.

Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит дeтской игры, наоборот, приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения, небрежно обращаться с игрушками. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам, и девочкам (настольно-печатные игры, мозаика, строительные наборы.) Если девочки играют только в куклы и не имеют строительных, конструктивных, двигательных, моторных игрушек, родители лишают их радости такой игры, в которой развиваются воображение, конструктивные способности (малыш строит, комбинирует и т. п.). Игры мальчиков только с машинами, игрушечным оружием обедняют игровой замысел, перевозбуждают еще не окрепшую нервную систему дeтeй. Не имея опыта игры с образными игрушками, мальчики и в детском саду играют больше с мальчиками. С девочками они не находят общей темы для игры. Это затрудняет их включение в игровой коллектив, сужает круг друзей.

В течение третьего года жизни у детей, особенно посещающих детский сад, появляется потребность играть вместе. Первый опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми, которые показывают, как можно играть с куклой, мишкой, любой образной игрушкой.

В семье, особенно если ребенок растет один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх с образными игрушками, которые выступают его своеобразными партнерами: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, советуется с ним, обучает тому, что узнает сам, переносит усвоенные им правила поведения на отношения с игрушкой. Нередко дети особенно привязываются к той или иной игрушке, обычно образной. Привязанность к игрушке возникает, если взрослые поддерживают игровой интерес детей, показывают, как можно играть, воспитывают бережное отношение к игрушкам. Такие игрушки имеют обычно свое имя, постоянное место в игровом хозяйстве (кукла Машенька, Мишутка, Чебурашка). Игры с образными игрушками способствуют формированию у детей доброты, отзывчивости к окружающим взрослым и детям.

Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Играя вместе со взрослыми, дети незаметно для себя обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору парных картинок (игры в несложные лото, например «Ку-ка-реку»), последовательному нанизыванию колец башенки. В играх этого типа формируется чувственный опыт ребенка, развивается речь, память, внимание, тренируется мелкая мускулатура пальцев рук. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, формируют опыт совместной игры.

Надо подчеркнуть важное положение дошкольной педагогики о связи игры с трудом, даже если речь идет о детях младшего дошкольного возраста. Поэтому-то так важно с самых ранних лет приучать детей к наведению порядка в игровом уголке. (Сначала, конечно, совместно со взрослыми, потом почти самостоятельно.) Но маленькие дети, наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки. Можно применить игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивания или требования взрослых. Можно, например, сказать: «Давай с тобой вместе уложим всех спать, они (игрушки) тоже устали» или «Давай с тобой играть в «магазин». Возьми корзину, ты будешь продавец. Я хочу купить у тебя игрушки для своего сына. Я буду называть их, а ты клади в корзину и подавай мне. Я унесу их к себе домой» и т. п.         

Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания маленького дошкольника в семье и в детском саду.



Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

воспитателя Шамгуновой Л.Р.

по теме:

«Игра как средство общения дошкольников»

    Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, драматизации — все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В Игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.

Тема самообразования «Игра — ведущий вид деятельности ребенка» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Игра – это социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Начиная работу по теме самообразования, мною были поставлены следующие задачи:

-Изучить методическую литературу по данной теме.

- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности;

- Освоить современные технологии и методы организации игры;

- Использовать теоретические знания на практике.

 Цель моей работы:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.
.
Для накопления опыта работала над созданием методических папок:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры;
дидактические игры по патриотическому воспитанию;
картотека игр по ФЭМП;
игры на сплочение детского коллектива;
классификация театрализованных игр.

 Работа проводилась в течение года по следующим направлениям:

1. Работа с детьми

2. Взаимодействие со специалистами

3. Работа с родителями

4. Обмен опытом с воспитателями через проведение открытых занятий

Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:
Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.
Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры. 
Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Используя игру как форму организации жизни детей, мы будем стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе
Игра сама по себе универсальный стимулятор.

Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей № 1

1.Фамилия,инициалы (указывать по желанию)________________

2. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок посещает в логопедические занятия:

а) положительно

б) отрицательно, моему ребёнку не нужна специальная помощь

в) положительно, но стесняюсь этого

г) другой вариант (укажите)__________________

3. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей:

а) потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребёнка

б) потому что это некрасиво

в) считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, всё само пройдёт

г)другой вариант____________________

4. Объясняете ли вы ребёнку, почему необходимо работать над правильной речью:

а) да, иначе он не будет понимать смысл логопедических занятий, не будет стараться

б) просто заставляю его выполнять задания, правильно говорить

в) не считаю нужным это делать

г)другой вариант (укажите)__________

5. Считаете ли вы, что семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка:

а) да, только при объединении усилий логопеда, учителя и семьи можно добиться хороших результатов

б) да, но у нас нет на это времени

в) да, но мы не знаем, что нужно делать

г) нет, это задача логопеда

д) другой вариант (укажите)___________

6. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:

а) все

б) никто

в) некоторые (укажите)_____________

7. Как часто вы выполняете задания и рекомендации логопеда:

а) всегда

б) когда есть время

в) когда есть желание

г) когда хочет ребёнок

д) другой вариант (укажите)__________

8. Как часто Вы обращаетесь к логопеду по вопросам обучения, воспитания и развития речи ребёнка:

а) постоянно

б) только в крайних случаях

в) очень редко, потому что стесняюсь

г) мне не нужны ничьи советы, я сам(а) всё знаю

д) другой вариант (укажите)____________

9. Ответы на какие вопросы, касающиеся логопедической работы, Вы хотели бы получить:___________________

10. Как Вы оцениваете работу логопеда :_____________

11. Ваши замечания, претензии к работе логопеда:_________

12. Ваши предложения, пожелания по организации логопедической работы: ___________________

Дата: ____________