Методы, формы и средства организации деятельности учащихся

Максимова Александра Андреевна

На этой странице подробно описаны формы, методы, средства организации учебной деятельности учащихся, раскрыты преимущества и недостатки их использования. А так же, приведены примеры их использования на уроках физики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы, методы и средства организации учебной деятельности учащихся на уроке

Слайд 2

« Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями » В.А. Сухомлинский

Слайд 3

В ходе урока, для обеспечения активной познавательной деятельность учащихся, использую различные формы ее организации: фронтальную, индивидуальную групповую. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учащихся. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, темп работы. Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Но, при проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими заданиями различной с сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учеников .

Слайд 4

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки : ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащихся.

Слайд 5

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Учитель руководит работой каждого ученика косвенно, через задачи, которые он предлагает группе, и которые регулируют деятельность учащихся. В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения. Групповая форма несет в себе и ряд недостатков . Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.

Слайд 6

Методы организации учебно-познавательной деятельности: - получения новых знаний; -выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности; - закрепления изученного материала; - организации взаимодействия учащихся.

Слайд 7

Методы получения новых знаний включают в себя такие методы, как рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. Первые четыре метода называют вербальными (словесными) методами обучения. Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности построены на выполнении реальных учебных действий и направлены на формирование практических умений и навыков. К ним относятся такие методы организации учебной деятельности, как упражнения, лабораторные и практические работы.

Слайд 8

Методы закрепления и повторения изученного материала . Данная группа методов предназначена для сохранения в памяти учащегося полученных знаний и переносу их в долговременную память. К ней относятся такие методы , как беседа , повторение . Многие методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности в результате многократности повторения способствуют и процессу закрепления изученного материала. Именно поэтому эти методы ( упражнение, практическая и лабораторная работы) применимы и для закрепления.

Слайд 9

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта. Все активнее в жизнь школы входят методы организации взаимодействия учащихся друг с другом. Введение этих методов способствует, во-первых, накоплению у учащихся социального опыта общения и, во-вторых, освоению учащимися социальных методов организации учебной деятельности. Метод взаимной проверки лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий всегда вызывает высокий интерес. Временная работа в группах считается в течение последнего десятилетия одним из наиболее перспективных методов обучения.

Слайд 10

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов , которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых .

Слайд 11

Примером самостоятельной добычи знаний может послужить поиск информации о величине, законе, явлении и т.д. из любого удобного источника. А для систематизации найденных данных, использовать разработанный учащимися же планом.

Слайд 12

Алгоритм разбора физической величины Определение данной физической величины. Расчётная формула. Какая это величина ( векторная , скалярная )? Единицы измерения данной величины: основная , дополнительные . Определение основной единицы измерения физической величины. Способ определения физической величины.

Слайд 13

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности . В основе современного урока лежит системно - деятельностный подход к обучению. СДП обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач ; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Слайд 14

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода . Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Слайд 15

Условия, провоцирующие ученика к действиям Создание ситуации успеха. -В начале каждого урока. Ученики, по очереди, из урока в урок, определяют температуру, влажность и атмосферное давление в кабинете. Навык определения физических параметров состояния воздуха в кабинете, совсем незнакомый, непонятный и сложный в начале года, уже к третьему уроку осваивается учеником и вызывает чувство гордости за себя. Ученики начинают искать новые параметры и способы их определения. -В течении урока. Игровая деятельность: найти лишний предмет, прибор, величину; описать предмет, используя уже полученные знания. Физические физкультминутки помогают не только переключиться, но и закрепить новую или повторить ранее пройденную тему. Снятие страха перед сложностью новой величины (явления, закона) это самостоятельный её разбор по уже по знакомому, понятному и разработанному классом плану. Снятие страха, перед сложностью запоминания материала, через проведение аналогии, приведение ассоциаций и примеров. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. -В конце урока. Положительная оценка за урок стимулирует к желанию прийти снова на урок. При получении неудовлетворительной оценки, учащиеся получают возможность исправить её через творческое задание, или через проведение работы над ошибками.

Слайд 16

Условия, провоцирующие ученика к действиям 2. Использование технологии проблемного обучения. Использование различных приёмов приводит к возникновению любопытства, удивляет и концентрирует внимание учащихся. На уровне проблемного изложения материала учителем, который сам создает проблемную ситуацию и сам ее решает. На частично-поисковом уровне, когда учитель создает проблемную ситуацию, а ученики вовлекаются в ее решение лишь на отдельных этапах. Проблемную ситуацию создает учитель, а решают ее ученики в процессе самостоятельной деятельности. Ученики сами формулируют и решают проблему (это так называемый исследовательский метод изучения нового материала). Перечень приёмов для создания проблемных ситуаций на уроке физике 1. Ситуация неожиданности: «Может ли кипеть вода при комнатной температуре?», «Как заставить звонок «замолчать», не прикасаясь к нему?» 2. Ситуация конфликта: Притягивание и отталкивание проводников с током. 3. Ситуация предвидения. «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?»

Слайд 17

Условия, провоцирующие ученика к действиям 4. Ситуация опровержения. Доказать невозможность создания определенного проекта вечного двигателя, или существования на Земле насекомых слишком больших размеров, или движения со скоростью, превышающей скорость света в вакууме, и тому подобное. 5. Ситуация несоответствия. Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? 6. Ситуация неопределенности. «Как будет изменяться сопротивление полупроводников (или электролитов) при нагревании?»

Слайд 18

Условия, провоцирующие ученика к действиям 3. Активизация логического мышления. Активизация познавательной деятельности учащихся тесно связана с активизацией логического мышления. Развитию логического мышления учеников способствуют задания на сравнение и систематизацию выученного материала. Учащимся 7-ых классов в конце изучения темы «Три состояния вещества» предлагается заполнить таблицу:

Слайд 19

Агрегатные состояния вещества Характеристика Газ Жидкость Твердое тело Строение Движение молекул Взаимодействие молекул Форма вещества Объем вещества

Слайд 20

Условия, провоцирующие ученика к действиям 4. Домашний эксперимент. Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Например: Определите объём своего тела. Определите давление вашего тела на пол, стоя на одной (двух ногах). Определите вес воздуха в комнате. Сравните кубики льда из кипячённой и некипяченой воды. Наполните яйцо Киндер сюрприза предметами таким образом, чтобы оно плавало в толще воды. Заполните прозрачный сосуд подкрашенными разными цветами горячую и холодную водой. Пронаблюдайте расположение цветов.

Слайд 21

Условия, провоцирующие ученика к действиям 5. Использование лабораторного эксперимента для активизации учащихся и развития их творчества Призванный утвердить физику как науку опытную, он выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д. Само место фронтального опыта при изучении физики может быть различным. Например, изучение темы «Закон Фарадея» в 9 классе можно начать с лабораторной работы, в которой взаимодействие проводника с магнитом подведут к выводам, которые получил сам Фарадей. Либо провести лабораторную работу уже после изучения темы, что закрепит и расширит знания о законе.

Слайд 22

Заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет, лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего долго думать, но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и нисколько не устает. К.Д.Ушинский