Формирования графомоторных навыков у дошкольников с речевой патологией

Печенина Вероника Арнольдовна

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение.
1. Подготовка руки к письму у дошкольников  с речевой патологией
 
1.1    Актуальность проблемы.
1.2  Формирование навыка письма.
 2. Методика  работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников  с речевой патологией
 
2.1.       Взаимосвязь устной и письменной речи при подготовке к школе детей с речевыми нарушениями. 
2.2.     Программа коррекционной работы по  преодолению нарушений произношения и формированию графомоторных навыков у дошкольников с речевой патологией.  
2.3. Взаимосвязь всех специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
 
Список прилагаемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рука – это вышедший наружу мозг человека.
И. Кант.
 
Человек должен учиться всегда – с момента своего появления на свет до последнего вздоха. В настоящее время уделяется много внимания образованию ребенка задолго до школы. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Рекомендации М.М.Кольцовой и О.С.Бот заключаются в том, что ра¬боту по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми шести-семи ме¬сяцев и продолжать её до поступления ребёнка в школу. [1,5]
Школа пока впереди, заманчивая, «взрослая», загадочная. Восторженная интонация взрослых («Ты скоро пойдешь в школу!», «В школе все будет так интересно») укрепляет уверенность в том, что учиться всегда увлекательно, интересно. Но редко кто из взрослых до конца осознает реальную трудность и сложность школы.
Специалисты, которые работают с детьми, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие тонкости, выверенности и синхронности движений: что-то брать, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые функции рук,  и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением выше указанных действий.
Действительно, понимаем ли мы, что учиться трудно? Знаем ли почему? Ну вот, скажем мы, зачем настраиваться на неудачи и сложности, ведь мы делаем всё, чтобы подготовить ребёнка к школе, и надеемся, что особых проблем не будет. Всё ли? Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. К сожалению, желания взрослых не столь уж часто совпадают с возможностями детей, очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша неудачи следуют одна за другой.
Сотни девчонок и мальчишек (иногда до 60%, как показали наблюдения по школе за несколько лет) страдают от различных школьных трудностей. Около 42% - это трудности овладения письменной речью. Чтобы разобраться в причинах и выделить «фактор речи», необходимо оглянуться назад, ведь истоки школьных проблем – на раннем этапе, в дошкольном развитии ребёнка. [ 4 ]
Письменная речь – одна из форм существования языка. «Письмо – есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передать информацию на расстоянии и закреплять её во времени». [3,6] Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. её механизм складывается в период обучения грамоте и совершенствуется в процессе всего дальнейшего обучения. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.  Следовательно, для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи: фонетической, фонематической, лексико-грамматической, зрительного восприятия и двигательной функции руки. Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени обладания навыков. В отличие от дошкольника, который «срисовывает» различные фигуры, узоры, буквы со всеми особенностями шрифта, начинающий школьник воспринимает буквы как смысловые схемы. Суждения учёных позволяют нам иметь представление о том, что акт письма включает ряд факторов: общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы (посадки), иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, элементы прилаживания к пространству (ориентировки) и т.д. Главным средством познания пространственных признаков становиться активное осязание руками вместе со зрением.[4,10 ]
         До настоящего времени остаются недостаточно раскрытыми многие вопросы, связанные с изучением формирования навыка письма у дошкольников с речевыми нарушениями.  Недостаточно разработаны методы, не выработаны оптимальные пути формирования  графомоторных навыков у детей с речевой патологией.  Это и определило актуальность данного исследования.
          Предметом исследования явились особенности коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения и трудности обучения письму.
         Цель данного исследования состоит в определении наиболее эффективных и оптимальных путей педагогической работы по коррекции графомоторных нарушений и формирования навыка письма у детей дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования можно предположить, что предложенная комплексная работа по формированию графомоторных навыков, познавательной и речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями  позволит корригировать нарушения в общем развитии, поможет в становлении личностных качеств воспитанников и обеспечит полноценную учебную деятельность в школе. 
        Для подготовки руки ребенка к письму используются различные занятия (изо, лепка, конструирование) и специальные занятия по графике. Основная цель таких занятий – компен¬сация пониженной обучаемости, формирование психофизиологических функций, необходимых для успешного обучения в школе. Коррекционно-педагогическая работа включает в себя следующие компоненты:
- подготовка руки ребенка к письму;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- профилактика нарушения зрения.
Дети знакомятся с клеткой, рисуют бордюры, узоры, волнистые ли¬нии, черточки, заштриховывают фигурки. В самом начале работы выявляются умения детей делать штрихи, чертить линии. Детям дается образец, как надо делать, педагог следит за позой, учит правильно держать карандаш. Дает за¬дания рисовать узоры, проводить волнистые линии, черточки, элементы, похожие на буквы и цифры. Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушениями речи движений пальцев, что положительно влияет на коррекцию звукопроизношения, раз¬витие речи должно явится мощным средством повышения работоспособно¬сти коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слух. Де¬ти овладевают приемами предметно-практических действий с помощью со¬хранных анализаторов, учатся выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, развивается и зрение, при обучении элементам письма дети ведут более  «уверенные»  линии,  ровнее держат строчку, сохраняют наклон.
С трудностями при овладении письменной речью сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто (чаще они спокойны, уравновешены, здоровы), другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Беда не только в самих трудностях, которые фактически не позволяют ребенку учится, но  и в сопутствующих им постоянных конфликтах между ребенком, учителем и родителями, в формировании у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности, неуверенности в себе и своих силах. Ребенок окончательно теряет веру в себя. Переживания собственных неудач усиливает отношение к нему взрослых: «Ты бестолковый»,  «У тебя ничего не получается», «Ты все равно не сможешь», «Вот у Миши получается хорошо…». Это недопустимо! Такие ситуации ранят ребёнка, снижают его самооценку, и он «сдаётся». «Я неспособный», «У меня ничего – никогда не получится»  - вот проявления того, что психологи называют «обученной беспомощностью». Как трудно, неуютно, одиноко и страшно малышу, который не может сам справиться с трудностями. Ребёнку необходимо помочь, объяснить, похвалить, ведь все трудности преодолимы.
Отслеживая специфические ошибки на письме школьников, анализируя трудности обучения письму, приходим к выводу – причины в речевых проблемах в дошкольном возрасте (поздно заговорили, имели дефекты в произношении), в несформированности фонетического слуха, в нарушении зрительно – моторных координаций и пространственных представлений.
Осуществляя работу по коррекции речи в условиях логопедической группы детского сада, можно успешно предупредить целый ряд нарушений письменной речи, которые возникают к концу первого года обучения в школе. Любые трудности в процессе формирования функции письма необходимо заметить раньше, используя наиболее эффективные меры коррекции, и постараться предупредить их. Эти задачи решаются во взаимосвязи всех специалистов ДОУ. Взаимодействие педагогов, родителей, врачей играет величайшую роль в организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка. Реализация всех задач обеспечивается применением традиционных и нетрадиционных средств развития: музыкотерапии, лечения движением, психогимнастики, артикуляционной и пальчиковой моторики, точечного массажа, релаксации, ритмики, физиотерапии [ 8,11,12].
Если провести краткий анализ графической модели взаимосвязи специалистов в  формировании графомоторных функций, получается целостная система коррекционной работы. Все специалисты при создании такой модели работают под руководством логопеда, который является организатором всей коррекционно-развивающей среды. Работая над постановкой звуков, развивая дыхание, речевой слух, совершенствуя лексическую сторону речи, обогащая словарный запас, особое внимание уделяется развитию психомоторных функций. Всё это помогает к концу подготовительного к школе периода личностному росту ребенка с патологией речи, формированию уверенности, адаптации, преодолению предстоящих школьных трудностей. В течение учебного года мы проводили обучающий эксперимент, задача которого заключалась в следующем:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей; 
- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регу¬лярной, выделив для нее оптимальное время;
- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий всеми специалистами, работающими с детьми логопедической группы;
- установить,  влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию
звукопроизношения у детей;
- повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Коррекционные упражнения по развитию графомоторных навыков соединяются в 3 блока:
1. Упражнения для рук (самомассаж, игры пальцами, чтобы снять напряжение кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гиб¬кость) [3,7]:
упражнения на развитие пальцевой моторики;
упражнения на развитие мышц рук;
комплексы пальчиковой гимнастики.
2. Ознакомление   с   приемами   выполнения различных видов пред¬метно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику [6].
3. Упражнения на развитие зрительного внимания,   памяти, логиче¬ского мышления при обучении элементам письма [7,9,11].
Представлю графическую модель взаимосвязи специалистов, где четко определена роль каждого из них в формировании графомоторных функций детей.
 
 
 
Воспитатели, закрепляя приобретенные знания и навыки, внося логопедические знания в повседневную жизнь, в содержание других занятий, в режимные моменты, особое внимание уделяют развитию графомоторных навыков, формированию пространственно-временных представлений, зрительного восприятия, мелкой моторики рук в виде пальчиковой гимнастики, народных игр, теневого театра, зрительных опор в виде буквенных схем, обводок, штриховок.
Психолог через тренинги уверенного поведения, релаксацию и психогимнастику учит детей управлять своим настроением, мимикой, развивает способность преодолевать неудачи.
На логоритмических занятиях музыкальным руководителем совершенствуется не только общая, но и мелкая моторика рук (координация движений, ручной праксис, пластика движений), простейшие приемы массажа, гимнастика дыхания и глаз.
Особенности изобразительной деятельности развивают умение регулировать направления, силу нажима, объем движений, что является показателем мышечного тонуса ведущей руки, как неотъемлемой части формирования графических навыков. Лепка, аппликация, рисование способствуют развитию не только мелкой моторики руки, но и ориентировки в пространстве.
На занятиях по плаванию особое внимание уделяется не только физической подготовке ребенка, но и совершенствованию координации движений, развитию,  как общей, так и мелкой моторики руки, зрительного восприятия и ориентировки. Особое значение имеют выполнение словесных инструкций, действующих на функцию активного внимания.
Родители по рекомендации специалистов организуют занятия, стимулирующие развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки, графических навыков (работа в тетрадях, пластилин, мячики, конструкторы, пуговицы, орехи). Логопед советует родителям больше заниматься с детьми свободным рисованием, которое помогает значительно развить руку к написанию букв и освоить каллиграфию. Логопед также задает последовательность отработки речевых навыков в условиях общения родителей с детьми. Технологической опорой выполнения заданий служит тетрадь-дневник. Проводятся групповые и индивидуальные консультации на интере¬сующие родителей темы. Проводятся беседы и консультации на темы:
1. Результаты обследования детей.
2. Пальцы - наши помощники.
3. Создание  условий в семье для игр и занятий с детьми с наруше¬ниями речи.
4. Как правильно подобрать речевой и наглядный материал для работы в тетрадях дома.
5. Психологическая готовность ребенка к школе.
6. Роль родителей в исправлении дефектов звукопроизношения у де¬тей.
Родители посещают коррекционные занятия в целях ознакомления с методикой проведения артикуляционной гимнастики, гимнастики для пальцев рук, обучения элементам письма, штриховки. На открытых занятиях показываем родителям достижения детей по различным видам деятельности по обучению элементам грамоты, по письму и печатанию. Дети показывают родителям концерты, спектакли «Театра пальцев».
Фармакотерапия особенно необходима детям с недостаточной иннервацией. Она проводится по назначению врачей, как укрепляющая детский организм и в целях купирования психомоторной расторможенности, характерной для детей с ОНР.
Совместная работа побуждает нас искать методы и приемы, облегчающие процесс формирования графических навыков у дошкольников с нарушением речи. Представляет интерес опыт работы педагогов - новаторов Е.Н.Потаповой, М. Монтессори, Ю.Н. Фаусек, эффективно обучающих элементам письма даже детей с интеллектуальной недостаточностью. [ 8,9 ]
При работе по развитию графо-моторных навыков на всех этапах следует  также уделять большое внимание соблюдению гигиенических правил письма. Коротко их можно сформулировать так.
Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова слегка наклонена влево.
Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точкой опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Анализ результатов подтверждает необходимость работы по преодолению трудностей обучения письму детей с речевой патологией. В методической литературе уделяется большое внимание этому вопросу, так как целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи.
К сожалению, в одном проекте невозможно раскрыть все направления профилактической работы по предупреждению ошибок письма и формированию графомоторных навыков у детей с нарушениями речи. Чтобы справиться с задачей пропедевтического обучения письму и профилактики дисграфии, мы постарались объединить и выработать перспективное планирование формирования навыка письма во всех видах непосредственной образовательной деятельности.
Вместе с обычными педагогами логопед должен каждому ребёнку дать понять, что те или иные особенности формируют его индивидуальность. Любой педагог должен помочь ребёнку осознать его самоценность, полезность для общества, социальную востребованность. Ведь в каждом ребёнке есть чувство прекрасного, и задача педагога найти и затронуть эту тонкую струну. 
Воспитать личность можно только любовью, поэтому любое занятие, в том числе и коррекционное, должно быть пронизано любовью к детям. На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения педагоги, в том числе и логопеды.
Литература 
 
1. Беккер К-П.  Логопедия. / К-П. Беккер, М. Совак  -  М.: Владос, 1981.
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. / Т.В. Буденная. – СПб., 2001.
3. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. / Г.А.  Быстрова. –  С Пб., 2000. (6, 43 с.)
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов.
/  Т.Г Визель. –  М.: Астрель, 2005. (89, 198, 248 с.)
5. Волкова Л.С. Логопедия. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. –  М.: Владос, 1998.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов. / С.Е. Гаврина – Ярославль, 2000.
7. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Ю.Ф. Гаркуша. –  М., 2007.
 8.  Поваляева М.А. Справочник логопеда. / М.А. Поваляева. –   Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. (120, 126, 128 с.)
9. Правдина О.В. Логопедия / О.В. Правдина. –  М., 1973. (45 с.)
10. Рычкова  Н.А.   Логопедическая  ритмика.   Диагностика  и  коррекция
 произвольных движений у детей,  страдающих заиканием. / Н.А.   Рычкова. – М., 2000. (21 с.)
11. Узорова О.В.,  Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова – М., 2002.
12. Филичева Т.Б.  Логопедическая работа в специальном детском саду. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. –    М.: Просвещение, 1987.
13.  Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. / М.Ф. Фомичёва // Учебное  пособие для  педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1983.