Запуск речи у не говорящих детей

Печенина Вероника Арнольдовна

 

Печенина Вероника Арнольдовна;
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №13 «Петрушка» (МАДОУ ЦРР д/с №13 «Петрушка»), г. Ступино, МО, Российская Федерация;
Запуск речи у не говорящих детей
 
Актуальность: 
В настоящее время проблема детей с ограниченными возможностями приобретает особое значение в связи с социальным кризисом, ведущим к изменению нравственного и материального благополучия населения. По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 1,5 миллиона детей с теми или иными аномалиями. 
Основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, как и прежде, являются: ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, высокий уровень заболеваемости  беременных, низкий уровень культуры здорового образа жизни и бытовой культуры, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин. 
По данным МОРФ, 85 % детей-воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера.
Значительную часть детей, страдающих моторной алалией, составляют дошкольники, имеющий первый уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной). При относительно сформированной импрессивной речи их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звукоомплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний.
Моторная алалия – комплексная (медико-психолого-педагогическая) проблема. В фокусе внимания логопедии находится определение принципов и методов коррекционного воздействия. Очень важен комплексный подход к формированию речи при алалии, способствующий становлению всех функций речи, развитию познавательной деятельности, учитывающий закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языковой системы.
Основная задача начальных этапов логопедической коррекции – создание стимулов, «пусковых механизмов», позволяющих в дальнейшем усваивать детям с моторной алалией языковую систему в целом.
План коррекционной работы
I. Обследование не говорящих детей.
II. Медикаментозное сопровождение не говорящих детей.
III. Логопедическая помощь не говорящим детям. 
1. Формирование понимания невербальных средств общения. 
2. Развитие у ребенка собственных средств невербальной коммуникации. 
3. Пантомимы для звукоподражаний. 
4. Постановка произношения звукоподражаний. 
5. Задания для формирования орального праксиса (коррекция моторных нарушений). 
6. Формирование произношения имен.
7. Обучение ребенка произношению звукоподражаний-существительных
постановка и уточнение произношения звуков. Различение звуков.
8. Автоматизация звуков в словах и словах простой слоговой структуры.
9. Образование глаголов от звукоподражаний. 
10. Образование имен прилагательных от существительных.
IV. Перспективное планирование работы с не говорящими детьми.
1. Познавательное развитие:
Формирование внимания к неречевым звукам; 
Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса; 
2. Речевое развитие
Развитие общих речевых навыков; 
Развитие просодической стороны речи; 
Развитие произносительной стороны речи; 
Расширение объёма понимания речи; 
Формирование экспрессивной речи.
Выводы:
Работа по преодолению моторной алалии – длительный и трудоёмкий процесс, включающий коррекционное, воспитательное, обучающее, развивающее направления. Формирование речи, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещённых с речью, обогащение словаря и представлений об окружающем мире, активизация познавательных процессов и многое другое – вот основные аспекты работы по преодолению моторной алалии.
 
Инновационно-профессиональная деятельность по завершению изучения темы: 
Сообщение для воспитателей – « Особенности проведения артикуляционной гимнастики для не говорящих детей»
Сообщение для родителей – «Если ваш ребенок плохо говорит»
Сообщение для методического объединения – «Особенности постановки звуков для не говорящих  детей».
Оформление пособий по дифференциальной диагностике;
Разработка рекомендаций для воспитателей логопедической группы.
Систематизация материала, модифицирование и апробирование игр, упражнений по развитию речи у детей.