Использование современных педагогических технологий

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительнодеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

Примером метапредметной компетенции может служить проектная  деятельность. На мой взгляд, она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты проектирования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_opd.docx32.44 КБ
Файл osnovy_proektirovaniya_programma_5_kl.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Количество часов: 35

№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока

Кол-во часов

План.

Дата

Факт.

дата

основные виды деятельности

Домашнее задание

Личностные

Предметные

Метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

Введение (1 ч.)

1

Что такое проект

1

08.09

Проявление эмоционального настроя; Формирование желания узнавать новое

 знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Повторить этапы проекта

I. Теоретический блок . Способы мыслительной деятельности – 7 часов

2

Что такое проблема

1

15.09

Контроль за ответами собеседников и их коррекция, самоконтроль и самокоррекция.

Адекватная самооценка

 ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Найти свойства предметов (мел, кирпич)

3

Как мы познаём мир

1

22.09

формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия

 знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место;  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

Составить рассказ

4

Удивительный вопрос

1

29.09

формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия

  1. умение сопоставлять, выдвигать гипотезы и предположения, выделять существенное, обобщать и делать выводы;

 развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

умение полно и точно давать ответы по существу вопроса

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

адекватно передавать информацию;

отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».

5-6

Школа «почемучек».  Учимся выдвигать гипотезы.

2

06.10-13.10

  1. умение сопоставлять, выдвигать гипотезы и предположения, выделять существенное, обобщать и делать выводы;

 знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

работа в парах, тренинг

Игра «Найди причину».

7-8

Источники информации

2

20.10-27.10

Умение находить необходимую информацию, выполнять графические схемы, эскизы изделия. Правильно оформлять документацию

 знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

формирование желания выполнять учебные действия

работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Оформление списка использованных электронных источников

                       Этапы работы в рамках исследовательской деятельности – 8 часов

9

Выбор темы исследования

1

10.11

формирование желания выполнять учебные действия;

формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос,

Выбор темы, её обоснование

10-12

Цели и задачи исследования

3

17.11-01.12

формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

формирование желания выполнять учебные действия

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

 уметь ставить цели и определять задачи исследования.

  1. умение сопоставлять, выдвигать гипотезы и предположения, выделять существенное, обобщать и делать выводы;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

13-14

Методы исследования. Мыслительные операции.

2

08.12-15.12

формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия

 знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов.

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Эксперимент

15

Сбор материала для исследования.

2

22.12

Умение находить необходимую информацию, формирование дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации; развитие взаимопомощи

 Знать правила и способы сбора материала.

Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

 организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

адекватно передавать информацию;

отображать предметное содержание и условия деятельности в речи

16-17

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных

2

12.01-19.01

способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение); формирование желания выполнять учебные действия

 развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. Знать способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

II. Практический блок . Мы  -  исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты – 12 часов

18-19

Работа над проектами.

Планирование работы

2

26.01-02.02

Развитие трудолюбия, проявление познавательных интересов и активности; Умение находить необходимую информацию, формирование дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации;

 составление плана работы над проектами . Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

формирование желания выполнять учебные действия

исследовательская работа в группах: составление плана работы над проектом

20-21

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

09.02-16.02

09.02-

16.02

Формирование умение общения с окружающими; формирование уважительного отношения к окружающим, их мнению;

 знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять  интервью

Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

22-23

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

01.03-15.03

01.03-15.03

Формирование умения работать в группе, формирование бережного отношения к имуществу; овладение правилами организации деятельности

уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта.  и составлять список литературы по теме исследования.

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование желания выполнять учебные действия

Изучить библиотечный каталог,

интернет-ресурсы

24-25

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

22.03-05.04

Развитие трудолюбия, проявление познавательных интересов и активности; Умение находить необходимую информацию, формирование дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации;

 уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

адекватно передавать информацию;

Составить слайдовую презентацию

26-27

Экологическая постановка

1

12.04-19.04

Уметь договариваться в группе, слаженно и без конфликтов работать в паре

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

 привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло.

Согласование и координация совместной познавательной деятельности в решении общей задачи; умение принимать и сохранять учебную задачу.

Выраз. чтение, сочинение сказки, обсуждение в группах

28-29

Театрализация постановки

2

26.04-03.05

Уметь договариваться в группе, слаженно и без конфликтов работать в паре

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; Развитие трудолюбия, проявление познавательных интересов и активности

  реализовать полученные знания в практической деятельности: подготовка спектакля, распределение ролей, репетиции, подготовка костюмов и декораций

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

адекватно передавать информацию;

Изготовление декорации, костюмов, подбор муз.сопровождения

                     III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся – 5 часов

30-31

Подготовка к защите.

2

10.05-17.05

Контроль за работой команды и их коррекция, самоконтроль и самокоррекция.

Адекватная самооценка; умение сопоставлять, выдвигать гипотезы и предположения, выделять существенное, обобщать и делать выводы;

Формирование умения подготовки сообщения по правилам.

планировать свою работу  “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Умение аргументировано доказывать свое мнение,

умение полно и точно давать ответы по существу вопроса

Оформить проектную документацию

32-33

Защита проектов.

2

24.05-31.05

Формирование навыков оформления проекта и  способности защищать свою работу, развитие взаимопомощи, умение слушать, отстаивать свою точку зрения

Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

 Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Умение выполнять дизайнерское проектирование с учётом эстетической направленности; умение полно и точно давать ответы по существу вопроса; Согласование и координация совместной познавательной деятельности в решении общей задачи

Анализ проектно-исследовательской деятельности

34

Итоговое занятие

1

31.05

формирование желания выполнять учебные действия;

формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда; выделять существенное, обобщать и делать выводы;

Осуществлять синтез, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

формирование желания выполнять учебные действия

умение сопоставлять, выдвигать гипотезы и предположения, выделять существенное, обобщать и делать выводы; адекватно передавать информацию;

  1. отображать предметное содержание и условия деятельности в речи



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учебная предметная программа  «Основы проектной деятельности» для 5 класса составлена на основе:

-Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 - 2013 учебный год;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897);

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. №1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Базисного  учебного плана (БУП), утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

- Приказа МО и НРБ N 1646/1 от 26.08.2013 года  «О  формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Республики Бурятия»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253»;

- Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V  от 13 декабря 2013 г;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденная 31.08.2015 г.;

- Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденный13.01.2012 г.

-Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

-Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1», утвержденным 27.08.2015 г.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. 

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.  

Цель и задачи предмета «Основы проектной деятельности»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  • развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.   

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в кружковой работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,  концерт, спектакль,  газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник,  комплексная работа и т.д.  

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей  приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. 

Группы умений, которые формирует курс:        

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1.  Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

2.  Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.

3.  Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.

4.  Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:

• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);

• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);

• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).

При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

5.  Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели.

6.  План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом: подумать самостоятельно; посмотреть книги; спросить у взрослых; обратиться к компьютеру; понаблюдать; проконсультироваться со специалистом; провести эксперимент и другие.

В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».

Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.

7.  Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта. Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.

Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

8.  Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.

Место предмета в учебном плане.

Программа «Основы проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования.   Курс входит в раздел  учебного плана, направление -  «Проектная деятельность».   В соответствии с учебным планом МБОУ «Курумканская СОШ №1»  на проектную деятельность в 5  классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов  урочной деятельности .

Формы  организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение  занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.        

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

 Личностные   и   метапредметные результаты:

Личностные

У школьников  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
  • устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация.

Критерии оценки качества знаний учащихся по спец.курсу «Основы проектной деятельности»:

При устной проверке:

Оценка «5» ставится, если учащийся:

полностью усвоил учебный материал;

умеет изложить учебный материал своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

в основном усвоил учебный материал;

допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить учебный материал своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задания;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

         Оценка «3» ставится, если учащийся:

допускает ошибки при планировании  выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знаний программного материала;

допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;

не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

При выполнении творческих и проектных работ

Технико-экономические требования:        

            Оценка «5»ставится, если учащийся:                

Обнаруживает полно соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно  подтвердить  теоретические положения конкретными  примерами.        

Защита проекта:  Печатный вариант.

Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов.  Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям.

Эстетичность выполнения.

Практическая направленность:  Выполненное изделие соответствует и может использоваться

по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Соответствие технологии выполнения:        

Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических

операций при проектировании.        

Качество проектного изделия:        

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями, предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид

изделия.                                                                                                                                        

Оценка «4»  ставится, если учащийся:        обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами

Защита проекта: Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта.

Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным

требованиям.        Эстетичность выполнения.

Практическая направленность:  Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Соответствие технологии выполнения:

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных  инструкционных карт не имеют принципиального значения

Качество проектного изделия: изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается        

Оценка «3» ставится, если учащийся: Обнаруживает неполное соответствие доклада  проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами.

Защита проекта: Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. Эстетичность выполнения.

Практическая направленность:  Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.        

Соответствие технологии выполнения: Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению        

Качество проектного изделия: Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительное, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению        

Оценка «2» ставится, если учащийся: Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.  Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.        

Защита проекта: Рукописный вариант. Не соответствие требованиям

Выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки.

Эстетичность выполнения.

Практическая направленность:  Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие технологии выполнения: Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от  технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется.

Качество проектного изделия:

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Тематический план

Тема

Количество часов

1

Введение. Что такое проект.

1

2

Способы мыслительной деятельности. Что такое проблема.

1

3

Как мы познаём мир.

1

4

Удивительный вопрос.

1

5-6

Учимся выдвигать гипотезы.

2

7-8

Источники информации.

2

9

Выбор темы исследования.

1

10-12

Цели и задачи исследования. 

3

13-14

Методы исследования. Мыслительные операции.

2

15-16

Сбор материала для исследования.

2

17-18

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных

2

19-20

Планирование работы

2

21-22

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюирование.

2

23-24

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

25-27

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3

28

Экологическая постановка.

1

29-30

Театрализация постановки.

2

31-32

Подготовка к защите.

2

33-34

Защита проектов.

2

35

Итоговое занятие.

1

Тематическое содержание

Введение. Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

I. Теоретический блок .

Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.  Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цели и задачи исследования. 

Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие,  направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

II. Практический блок.

Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты

«Праздник Земли», «поделки из бросового материала», «Байкал и его богатства»,

«Заочная экскурсия. В гостях у…».

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

Работа на компьютере –  структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

Природа и мы

Природа – внешний мир. Природные явления в сказках. Сюжетная постановка. Авторские постановки. Театр. Спектакль. Инсценировка.  

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.

Театрализация постановки.

III.  Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». 

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов. 

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.  

Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Учебно-методическое обеспечение программы

Литература для учителя:

  • Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  • Голуб Г.Б.,  Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся. Самара: Профи, 2003
  • Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.
  •  Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.:Посев, 2003. С.128
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  • Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
  • Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985
  • Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
  • Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
  • Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
  • Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  • Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979
  • Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  • Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974
  • Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
  • Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
  • Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.

Литература для обучающихся:

Детские энциклопедии, справочники и другая анологичная литература

Интернет-ресурсы:

Большая детская энциклопедия для детей. (Электронный ресурс) http//www.mirknig.com/

Большая детская энциклопедия (6-12 лет). (электронный ресурс) http//all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

Ф. Ликум- детская энциклопедия. (электронный ресурс)http:www.bookshunt.ru/b120702- detskaja-jenciklopedija-vse-obo-vsem

Почему и потому. Детская энциклопедия(электронный ресурс)http:www.kodges.ru/dosug/page/147/

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  Интернет-материалы, компьютер, проектор