Внеклассная работа

Чернецова Валентина Николаевна

Роль внеклассной работы по литературе в воспитании и формировании гармонично развитой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnaya_rabota.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеклассной работы по литературе в воспитании и формировании гармонично развитой личности.

         Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

         Задача образования, поставленная сегодня перед школой,  качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно-мотивированной деятельности создает, творит свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности.

         В наш век научно-технического прогресса и сумасшедших скоростей многие понятия, вещи, стереотипы теряют свою прежнюю ценность и приобретают новый смысл. Ведь теперь,  чтобы получить какие-либо сведения по любому вопросу люди не просиживают в библиотеках, не прорабатывают литературу, а находят все ответы на все вопросы в Интернете. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг – главная задача учителя. Задача эта решаются через различные виды и формы работ, одной из которых является внеклассная работа по литературе. Поставленная в нашей работе проблема решается через ряд частных  задач:

1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.  Определить роль внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе.

3. Изучить цели, задачи, принципы организации внеклассной работы по литературе.

4.  На практике рассмотреть различные формы организации внеклассной работы по литературе.

 Внеклассная работа -- это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Она имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. В её основе - общность интересов, единство целей и идеалов семьи и общества в целом.           В планировании внеклассной работы педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов, чем при проведении урока. Это даёт возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, организовать то, что невозможно осуществить на уроке. 
Конечно, важно проанализировать, какими стали дети в результате педагогических воздействий учителя, участия детей в разнообразной жизни ученического коллектива: добры ли они, чутки, трудолюбивы, хорошие ли они товарищи. Анализируя результаты работы с классом, учитель отмечает не только положительное в развитии коллектива, но и конкретизирует ошибки, допущенные в работе с учащимися. 
 Объём и содержание деятельности на каждом возрастном этапе отвечают уровню и характеру психического развития учащихся.
Психолог А.Н. Леонтьев пишет: "Жизнь, или деятельность в целом, не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие - подчинённую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности".  Для школьника главным развивающим видом деятельности становится учебная. Движущей силой её выступает интерес. Если работа на уроке регламентируется единой и обязательной программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения. Воспитательная работа по литературе, которая вот уже на протяжении двух столетий сопутствует её программному изучению,       расширяет      возможности     общения    школьников с    миром Искусства.
         Она помогает юным читателям общаться с более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, впечатлений от встреч с интересными собеседниками.   Внеклассная работа становится в настоящее время своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные формы общения с искусством.
        Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка), разных видов деятельности школьников, освоение конкретной литературной темы, проблемы может определять профиль внеклассной работы. Выделим в ней самостоятельные направления.

         Занятия литературным краеведением обращены к изучению литературной жизни родного края, знакомством ребят с образом своей "малой родины" в произведениях художников слова. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность смыкается в наши дни с культурно-охранной. "Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию… Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времён, которые его окружают повседневно, не может вести себя как дикарь", - заключает В.Г. Макаренко.

         Общение с литературой сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попытками выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают творческим процесс чтения. Кружки, студии становятся школой их освоения, овладения журналистикой, искусством перевода, а рукописные журналы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций. Потенциал художественно- исполнительской деятельности реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию. 
       Различные виды внеклассной работы реализуются в определённых формах. Младших школьников особенно привлекает игра. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам), играм - фантазиям.

         Познавательная активность подростков постепенно усиливается, спектр форм художественно-познавательной деятельности расширяется Интерес старших подростков постепенно переключается в русло восприятия произведения искусства, с дальнейшей их интерпретацией (вечер поэзии, сценарии, неделя литературы, литературная гостиная)        В наши дни словесник Н.В. Мирецкая убеждает: "…Можно сухо перечислить все известные формы работы … Форм и методов придумано очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и каким образом приведём в действие". Внеурочная работа должна вестись непрерывно и удовлетворять запросы учащихся.          Главное во внеклассной работе — это умело ее организовать, причем так, чтобы эта работа развивала познавательные интересы учеников и тем самым придавала целенаправленность их деятельности. Для развития интересов полезны различные мероприятия.

  Углубленный интерес к художественной литературе благотворно, отражается и на классных занятиях, повышает читательскую культуру и уровень литературного образования школьников. Решить эти задачи можно только в атмосфере творчества, столкновения различных мнений. Прекрасной формой для такой работы служат литературные дискуссии, читательские конференции, литературные вечера, вечера фольклора.   

   Многолетний опыт педагогов показывает, что те ученики, которые занимаются литературным творчеством, пишут хорошие сочинения, становятся серьезнее, внимательнее, отзывчивее. Возможно, что не станут они писателями, но людьми большой души будут обязательно

К подготовке и проведению внеклассных мероприятий нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: учителей, библиотекарей, учащихся и родителей.         

Принципы организации внеклассной работы по литературе

         При организации внеклассной работы следует в совокупности опираться на общедидактические и методические принципы организации внеклассной работы.

         Принцип избирательности. Единой программы для внеклассной работы по   литературе не существует, что заставляет учителя и методическое объединение самостоятельно устанавливать тематику и направление внеурочных занятий. Выбор темы, формы, содержания конкретного внеклассного занятия должен определяться следующими условиями: возрастом и подготовленностью учеников, наличием у них интереса к предмету, направленностью и качеством этого интереса, этапом внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассными занятиями по другим предметам и участием в них школьников, традициями школы, наличием факультативных занятий и др.  

Принцип научности. Изучаемый материал должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возраста учеников (действует принцип доступности), преподносятся на внеклассных занятиях без вульгаризации и упрощенчества.

Принцип последовательности и системности изложения материала. Этот принцип предполагает не только систематичность проведения внеклассной работы в течение всего учебного года, но и систематичность содержания внеклассных занятий. Внеклассная работа должна представлять собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Отобранный для работы материал должен представлять собой определенную систему знаний о языке или литературе. С этой целью желательно вести тематические кружки, а не кружки русского языка или литературы вообще.

Принцип преемственности и перспективностиИзбранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу – возможность участия школьников в работе факультативов.

Принцип связи теории с практической направленностью. Проявляется во взаимосвязи уроков литературы и внеклассных занятий. Реализация принципа связи теории с практикой проявляется также и в тесной связи изучения русского языка и литературы с жизнью через показ учащимся их роли разных ее областях.

Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Соблюдение этого принципа должно способствовать развитию интереса к внеклассной работе у учащихся. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. Такими условиями могут быть: чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений; успех в учении (повышение успеваемости); осознание значения языка в жизни общества; удовлетворение от самого участия во внеклассных мероприятиях. Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае.

Принцип развивающего обучения. Внеклассные занятия дают учителю неограниченные возможности для:

1) развития у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения самостоятельно подобрать материал, составить по нему доклад или провести беседу; навыков правильной литературной речи; навыков публичных выступлений; умения пользоваться разнообразными словарями-справочниками и др.;

2) развития творческих способностей учащихся (составление грамматических загадок, шарад, кроссвордов и т.д.; написание небольших сочинений или рассказов на грамматические и свободные темы);

3) приобщения школьников к научно-исследовательской работе, к научному поиску, пускай еще не совсем самостоятельному.

Принципы внеклассной работы по предмету:

Принцип добровольности. Добровольность вступления в тот или иной вид внеклассной работы обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.

Принцип равноправного участия школьников. Этот принцип позволяет участвовать во внеклассной работе школьников с разной успеваемостью.

Принцип самостоятельности. Предполагает самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий.

Принцип занимательности. Этот принцип находит свое выражение прежде всего в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. Использование лингвистических игр, занимательных заданий активизирует деятельность учащихся во внеклассной работе.

Виды и формы внеклассной работы по литературе

По времени действия виды внеклассной работы делятся на:

1) постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени;

2) эпизодические – утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. – выступают как разовые занятия, организуемые “от случая к случаю” (и, возможно, мало между собой связанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью).

По количественному составу участников виды внеклассной работы делятся на:

1) массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.)– несмотря на то что активными участниками в подготовке такого вида внеклассной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой “продукцией”, либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия;

2) групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы);

3) индивидуальные (консультации).

По степени активности участников внеклассного мероприятия

1) активен каждый участник;

2) активна группа участников;

3) активен один человек, чаще всего организатор мероприятия

        Виды деятельности: беседа, викторина, лингвистические и литературные конкурсы. (“Своя игра”, “Умники и умницы”, “Слабое звено” и др.) Отличительная особенность этого вида внеклассной работы – обязательное присутствие игрового момента.         

          Олимпиада, по определению Б.Т. Панова, является “соревнованием, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства”.

Конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса.         

 Конкурс лингвистических и литературных газет. Специфическим задачами этого вида внеклассной работы являются:

знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле (заметами, рецензиями, отчетами, интервью, корреспонденциями и другими – по усмотрению учителя), развитие художественного, эстетического вкуса.

         Устный журнал,   КВН, которая в отличие от других форм предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене

         Лингвистические утренники одна из основных форм внеклассной работы в 3-7 классах. являются эффективным средством расширения и углубления знаний по русскому языку и литературе. Утренники проходят в дневное время и могут быть построены в виде сюжетной игры-путешествия, например: “Путешествие в страну Фразеологию”, “Путешествие в мир пушкинских сказок” или в виде сюжетных игр-соревнований: “Грамматическая регата”, “Лингвистический бой” др. Значительное место на утренниках отводится играм. Это разнообразные эстафеты, соревнования: “Кто больше?”, “Кто Быстрее?”, “Третий лишний”, “Угадай героя” и др

         Лингвистические и литературно-музыкальные вечера. Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе.

         Кружковая работа – это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка составляют, как правило, школьники, интересующиеся русским языком или литературой. Однако, кроме них, в кружке оказываются и ученики, интерес которых выражен не так ярко. Кружок работает в течение года и даже нескольких лет. С переходом учащихся в старшие классы работа кружка углубляется и усложняется. школьников к занятиям  

       Традиционными стали в наших школах Дни, Недели и Декады русского языка и литературы.  Декада русского языка отличается от Недели только объемом времени. В очень больших школах, где в параллелях по 5-6 классов, удобнее проводить Декаду, чтобы все классы имели возможность принять в ней участие.  День русского языка или литературы – это особая форма внеклассной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в школе за год.

Внеклассная работа – одна из важных составляющих в моей работе. В свое время я занималась подготовкой КВН, писала сценарии и сама участвовала в агитбригадах. Когда я работала в школе № 14, которой руководила в то время прекрасный педагог и сильнейший словесник города Лидия Федоровна Семиряжко, ежегодно классные руководители готовили с классами дидактические спектакли по предметам. Кстати, это были не только спектакли по литературе, но и по истории, математике, химии и др.

В 11 школе я вела кружок «Проба пера», где дети пробовали свои силы в стихосложении. Были и результаты: стихи Светы Трегубовой о трагедии в Беслане были посланы на областной конкурс и напечатаны в брошюре, посвященной детям Беслана. А Яна Шрайфель написала замечательное стихотворение «Гимн флагу», которое  тоже было напечатано областным издательством.

Но самым любимым видом внеклассной работы для меня стала литературная гостиная.

Литературная гостиная – это камерное мероприятие, где зрители сидят полукругом, выступающие тоже среди них. Это такое душевное общение, где гости тоже имеют право на слово, номер и т.д.

Недавно я опубликовала три сценария  литературных гостиных.

     Сценарий «Мы слышим ваши голоса» посвящен судьбам и творчеству поэтов серебряного века. Тема очень интересная, ведь многие их стихи – это песни и романсы. Часть из них мы прослушивали в записи, но многие исполнялись участниками. Особую нотку придавали мероприятию колокола, звучащие во вступлении к песне И. Талькова и рефреном звучащая «Аве Мария» Моцарта.

      Тема любви является сквозной темой в литературе и интересна детям, поэтому возник замысел гостиной «Любовью дорожить умейте». Здесь кроме стихов, песен, романсов, были сцена из «Ромео и Джульетты», танцы.

      Затем уже сами ученики предложили провести заседание гостиной, посвященной бардовской песне. Многие материалы они нашли самостоятельно. Вместе с детьми разыскали в школе гитаристов. Праздник удался, причем присутствующие на мероприятии  родители (папы) тоже решили поучаствовать. Взяв у детей гитары, они исполнили прекрасные произведения Высоцкого, Визбора, Окуджавы. Это было замечательно: было такое единение учителей, детей  и их родителей.

        Очень благодатна тема Великой Отечественной войны. Сколько стихов и песен написано! О скольких героях можно вспомнить и поговорить! Этих заседаний в литературной гостиной было несколько. Дети с удовольствием учили и пели песни, читали стихи и прозу.

Несколько гостиных мы посвятили ребятам, воевавшим и погибшим  в «горячих точках». «Навеки в памяти моей» называется одна из них.  Этот сценарий писался три раза. Вначале это была небольшая композиция, подготовленная по просьбе М.А. Дронова, бывшего мэра города. Он пригласил к себе родителей погибших ребят для вручения памятных подарков, и нужно было это как-то украсить.

На следующий год он обратился к нам с тем же предложением, но это было уже на базе школы. Естественно, мы не могли выйти к родителям с тем же сценарием. Теперь это была литературная гостиная. Это мероприятие посетили местные  пресса, радио и телевидение. А еще через год наша гостиная вылилась в огромное, уже не камерное, городское мероприятие, посвященное выводу наших войск из Афганистана. Состоялось оно в ДК Маяковского.

Одну из гостиных попросили подготовить ко Дню 8 Марта. Назвали мы ее «Под звуки русского романса». Тут подключились мамы детей, исполнившие «Калитку», «Темно-вишневую шаль». И, конечно вальсировали пары. Я думаю, не стоит  говорить, что эмоций было через край.

 Литературная гостиная - это результат огромной работы, проделанной учителем и учениками. Она должна носить торжественный характер, стать праздником не только для участников, но и для зрителей.
И внеклассная работа по литературе
сближает детей не только их, дает возможность проявить себя, и, конечно, сделать школьную жизнь разнообразной и увлекательной.