Инновационная/экспериментальная деятельность

Гурулева Альбина Васильевна

                                                                     

Вхожу в состав рабочей группы "Школы игрового взаимодействия с родителями"

 Основная идея состоит в создании и апробации системы работы « Школы игрового взаимодействия с родителями», особенностью которой является осознание родителями своей роли в развитии ребенка, постановку целей повышения родительской игровой компетенции, освоение и проявление ими на практике полученного опыта. В рамках работы творческой группы будет создана система из трех взаимодополняющих блоков: диагностический, обучающий, практический.

Цель: сформировать активную позицию родителей в развитии игровой деятельности детей.

Задачи:

- Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями;

- Расширять знания родителей о видах игр и их роли в развитии ребёнка;

- Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

- Заинтересовать проблемой приобщения ребёнка к игре в условиях семьи и детского сада;

- Обогатить   детско - родительские отношения опытом диалогического эмоционально – насыщенного общения.

                  

                               Рабочие моменты.     Наброски плана предстоящей деятельности 

 

                                                               Инновационная деятельность

В понятие инновационной деятельности входит освоение нового содержания образования, новых педагогических технологий; проектирование и применение наиболее эффективных учебно - воспитательных систем.

В своей работе применяю следуюшие инновационные техноогии:

                                                 Кейс – технология

    Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

Работая с дошкольниками, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

   Задача педагога построить свою работу с воспитанниками так, чтобы сформировать эти важные  социальные качества личности у ребенка уже в дошкольном возрасте.

Поэтому воспитателю сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения, использовать новые технологии.

Применение  кейс - технологии в дошкольном образовании позволяет решить эти задачи.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений.

В переводе:  casus (лат.)– запутанный, необычный случай.   case (анг.) – портфель, чемоданчик

Методы кейс – технологии:

- Метод инцидента (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);

- Метод ситуационно-ролевых игр (создание в виде инсценировки правдивой социальной ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);

- Метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями которые относятся к конкретной проблеме, ситуации) ;

- Игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов);

-  Метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами);

-  Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации, кейс – видео, кейс - аудио)

Виды кейс - технологии

- анализ конкретных ситуаций;

- кейс – иллюстрации;

- фото – кейс;

- проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Источниками кейс – технологии являются:

-  Ситуации взятые из реальной  жизни;

- Художественная и публицистическая литература;

 - Произведения искусства - музыка, живопись, кино;

-  Статистические данные;

-  Научные статьи, монографии.

-  Интернет, который отличается безграничной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Как разработать “кейс”?   Ряд типовых шагов для создания Кейса:

 1. Определение темы и вопроса исследования;

 2. Выбор объекта исследования –«конкретной ситуации»;

 3.  Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

 4. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

 5. Описание и редактирование кейса;

 6. Формулирование вопросов для дальнейшего  обсуждения ситуации;

7. Эффективное взаимодействие участников педагогического процесса .

Кейс  "Ситуационно-ролевая игра"

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Кейс "Игровое проектирование"

Цель  — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический

Кейс-иллюстрация

Это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-стади (ситуация)

Это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

 Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию,  диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

  «Кейс - фото»

Включает в себя фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему из реальной жизни группы или окружающей действительности.

Текст к кейсу, который описывает совокупность событий

Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

В процессе освоения кейс-технологий дети учатся:
- получать необходимую информацию в общении;
-  соотносить свои устремления с интересами других;
- доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос,

- участвовать в дискуссии, общении;
- отстаивать свою точку зрения;
- принимать помощь.

Кейс-технологии формируют коммуникативные  навыки:

-происходит формирование у детей навыков работы в команде;

-умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

-развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

-обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

-учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в   реальной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пакет кейсов  для организации  игровой деятельности (ролевое проектирование)

Пакет кейсов для организации  творческой деятельности (ролевое проектирование)

Пакет  кейсов для использования в игровой деятельности (анализ конкретных ситуаций)

Пакет кейсов  используемых в  продуктивной деятельности  (анализ конкретных ситуаций)

                  

 

                                                                          Игровые технологии:

1. Развивающие игры Воскобовича, «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича.                   

Цель технологии игр Воскобовича: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей.

Особенности: многофункциональность развивающих игр, вариативность игровых заданий, наличие конструктивных элементов, сказочная огранка, образность и универсальность.

Новизна технологии игр Воскобовича заключается в повышении образовательного потенциала предметно-развивающей среды ДОО и повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

2. ТИКО конструкторы

Такая инновационная разработка как конструкторы ТИКО идеально подходят для развития и обучения детей . Развивается моторика, мышление, речь, пространственное восприятие. ТИКО «Грамматика» развивает фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу. ТИКО «Математика» развивает навыки счета , умение составлять и решать простейшие задачи, логическое мышление. ТИКО конструкторы  способствуют развитию конструктивных навыков.

Новизна в разработке интересных заданий для детей, подготовка детей к овладению навыками чтения, счета. Возможность создавать объемные фигуры, конструкции любой сложности.

3. Блоки Дьеныша

Блоки Дьеныша - это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления.

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. На своих занятиях и в свободной деятельности мы с удовольствием используем, играем этим пособием.

4. "Дары Фребеля"

Игровой набор «Дары Фребеля» (14 даров) является уникальным для использования в работе с детьми и открывает новые возможности в процессе реализации основной образовательной программы. При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, творчество. 

Новизна в том, что игровой набор состоит из постепенно усложняющихся пособий, называемых дарами. Дает понятие симметрии, целого и частей. Развивает навыки конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Картотека игр с блоками Дьеныша

Дидактические игры с блоками Дьеныша

Методика работы с развивающими играми Воскобовича

Картотека развивающих игр Воскобовича

Игры с квадратом Воскобовича

Игры с прозрачным квадратом Воскобовича "Нетающие льдинки"

Методика работы с ТИКО конструктором

Практические занятия с ТИКО

Игры и упражнения с ТИКО конструктором "Грамматика"

Схемы для ТИКО конструктруирования

Дары Фребеля и игры с ними

 

          

                                                                              Технологии социализации детей :

                                                                                     "Клубный час"

Педагогическая технология «Клубный час»  заключается в том, что дети самостоятельно  в течении одного часа самостоятельно передвигаются  по всему зданию (или участку) детского сада , соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основной  целью  «Клубного часа» является:

- развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.

Основные задачи «Клубного часа»:

-  развитие детской самостоятельности и инициативности;

- формирование положительных взаимоотношений в среде сверстников в процессе совместного взаимодействия;

- освоение старшими дошкольниками универсальных умений (постановка цели или принятие от взрослого обдумывание пути к её достижению, осуществление своего замысла, оценивание полученного результата с позиции цели);

-  развитие продуктивного детско-взрослого сотрудничества;

- формирование навыков публичного выступления в процессе презентации результатов своей творческой деятельности;

- способствовать приобретению собственного жизненного опыта, переживаний необходимых для самоопределения и саморегуляции.

Подготовительная работа проведения «Клубного часа»:

  •  Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в Учреждении будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность.
  •  Педагоги (возможно совместно с родителями, социальными партнерами) заранее планируют мероприятия, определяют вид, тему, форму проведения «Клубного часа».
  •  К самостоятельному проведению «Клубного часа» могут привлекаться воспитанники подготовительных групп.
  •  Родителям, социальным партнерам предоставляется возможность, самим проводить «мастер- классы» в течение «Клубного часа».

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют следующие моменты

1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводится в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведении досуга.

Виды «Клубного часа»

Свободный «Клубный час» - дети свободно перемещаются по своей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.

Тематический «Клубный час», включенный в ситуацию месяца.

Деятельностный, в основу которого положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

«Клубный час» может проводиться как альтернативная форма образовательной деятельности

Творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют свою деятельность на «Клубном часе» для всех детей.

2. Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило,  проходят один раз в неделю в начале и два-три раза в неделю впоследующем. Продолжительность 1 час.

3. Правила поведения во время «Клубного часа» (разрабатываются детьми совместно со взрослыми):

       - говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «досвидания», когда уходишь

  • помни, что в детском саду встречи в клубе проводятся в помещениях, обозначенных специальным символом-эмблемой клуба
  •  при необходимости проси поддержку взрослых или детей
  •  не отнимай игрушки у других детей, если они взяли их первыми
  •  реши для себя: индивидуально или совместно с другими детьми ты будешь заниматься интересным для тебя делом в клубе
  •  выбирай удобный для себя способ передвижения по детскому саду (индивидуально, в паре, в малой группе)
  •  расскажи в своей группе и дома о том, чем ты занимался в клубе
  •  говори спокойно
  •  ходи спокойно
  •  передвигайся по лестнице, держась за перила
  •  возвращайся в группу по сигналу звонка
  •  если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал
  •  возвращайся в группу по сигналу колокольчика;
  •  если у тебя отобрали два красных кружка, то ты пропускаешь следуюший «Клубный час».

4. Организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, рассказываю, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

      В Центре развития, спортивном зале, музыкальном зале, групповых помещениях выставляют игровое оборудование для самостоятельной деятельности детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы.

5.   Порядок начала программы «Клубного часа». Педагоги определяют, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому  «Клубному часу». С детьми проводится предварительная работа:

  • - обсуждают для чего проводится «Клубный час» , что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;
  • -выдаётся план – карта для ориентировке по детскому саду;
  • устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.
  • после завершения «Клубного часа» все дети – участники, каждый в своей группе, с воспитателем садятся в круг для обсуждения – рефлексия. Обсуждаются такие вопросы:
  • Где ребенок был?
  •  Что ему запомнилось?
  •  Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
  •  Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?
  •  Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

                После проведения каждого «Клубного часа» на методической планерке воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями о том:

               - что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

-  как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей)?

- соблюдали дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты?

- какие задачи необходимо решать на предстоящем «Клубном часе»?

 

     

Клубный час "Игры разных народов"                            Клубный час "Познавайка" (по развивающим             

                                                                                         играм Воскобовича)

  

Клубный час "В стране математики"                      Клубный час "Безопасность на дорогах"

  

                                     Клубный час "Путешествие по сказкам"

                                                            "Ежедневный рефлексивный круг"

Задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг» следующие:

  •  сплочение детского коллектива;
  •  формирование умения слушать и пониматьдруг друга;
  •  формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
  •  обсуждение планов на день, неделю, месяц;
  •  развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;
  •  привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

      «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 мин и менее, а в подготовительной к школе - 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени), поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два - три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

      Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга», можно поделить на несколько тем. Например:«Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?»,«Что интересного произошло у нас в группе вчера?»,«Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?»,«Что делать, если хочется подраться?»и т.д. 

  Главный принцип, который необходимо соблюдать при проведении ежедневного рефлексивного круга – не давать оценки высказываниям детей, лишь иногда интонацией подчеркнуть то или иное высказывание.

Примерная тематика для проведения ежедневных рефлексивных кругов

1. «Что такое правила?»

2. «Правила в нашей группе».  Цель: сформировать у воспитанников представление о том, что он - член единого коллектива, в котором учитывается мнение каждого.

3. «Как вы провели свой день в саду» (какое настроение в конце дня; что особенно понравилось, а что, может-быть, огорчило; в конце круга всегда сама тоже отвечаю на заданные вопросы),

4.  «Как провели свои выходные и как хотели бы провести».

5.  «Что такое дружба» (что значит «дружить», кого ты можешь назвать своим другом, почему; есть ли друзья у твоих родителей; узнайте, был ли друг у ваших мам/пап, когда им было столько желет, сколько вам сейчас, как его звали, во что с ним играли, почему именно с ним дружили ваши мамы/папы и т.п.),

6. «Моя любимая игрушка» (расскажи про свою любимую игрушку, почему именно она любимая, узнай, а какая любимая игрушка была у твоих мамы, папы, бабушки, дедушки).

7.  «Добрые дела» (что такое «доброе дело», а какие добрые дела совершал ты, а какие хотел бы и планируешь совершить; давайте заведём «коробочки добрых дел», в которых будем хранить хорошие поступки, совершённые в детском саду).

8. «Кто устраивает беспорядок в туалете» (есть один ребёнок, который пока никто не видит устраивает уже который день в туалете беспорядок, и я знаю, кто это, как вы думаете, почему он так делает, почему этого делать не нужно).

8.  «Наши дни рождения» (поздравляем по кругу, дарим подарки).

9.  «Конфликтные ситуации в группе и на прогулке».

   

                                                                                                     

                                                                 «Ситуация месяца».

Это возможность проявить инициативу, показать и представить то, чему дети  научились в течении месяца, пообщаться с детьми разного возраста. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца», например: «В гости к Осени», «Славянские обереги», «Театр и дети», «День Победы» и т.п.

Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.  

Технология «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.

Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

- учить детей ориентироваться в пространстве и времени;

- воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

- формировать умение проявлять инициативу;

- формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.

«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т. е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.

Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. 

Что же дает детям такое длительное проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети.  Данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого.

    Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:

понять, чего он пока не знает, не умеет;

научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;

приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни;

развить положительную самооценку;

научиться правильно формулировать причины различных затруднений;

сформировать чувство ответственности за свои поступки.

В результате у детей формируются следующие установки:

«Ошибаться – не страшно»

«Каждый имеет право на ошибку»

«Трудности помогают мне стать сильнее, умнее.»

«Я имею право чего-то не знать, не уметь» -

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

«В затруднении содержится возможность» •

«Я могу!»

«Я сумею!»

«Я хороший, умный, сильный!»

«Я заслуживаю уважения!»

«Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.

     

              Ситуация месяца "Театр и дети"                Ситуация месяца "Этот День Победы"

      

Ситуация месяца "Рождественские гадания"       Ситуация месяца  "Экономика среди нас"

  

Ситуация месяца "Сагаалган"                             Ситуация месяца "Безопасность на дорогах"

 

                                                              Здоровье-сберегающие технологии

- Дыхательная гимнастика

- Пальчикова гимнастика Савельева Е.В.

- Релаксация Беркова Н.В.

- Физкультминутки Н.В.Нищева

- "Разноцветные прищепки",

 - "Пальчиковый бассейн",

- различные виды массажа (самомассажа),

-пальчиковая гимнастика с элементами  «Су-Джок" терапии

Используются психолого-педагогические приёмы, методы, подходы для сохранения и укрепления здоровья воспитанников непосредственно в образовательной деятельности.

 

                             Технологии личностно-ориентированного дифференцированного обучения:

Цель: максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

( Урунтаева Г.А Дошкольная психология, 2001; Чиркова Т. Учет индивидуальных психологических особенностей детей //2016 г.)

                                                   Информационно - коммуникативные технологии.

Повышение интереса детей к изучаемому материалу. Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, значительно облегчают деятельность воспитателя.

В группе имеется телевизор, компьюьер, принтер, сканер.

                                                                      Проектные технологии  

(Технология «Метод проектов» Д. Дьюи, У. Кильпатрик,  С. Шацкий)

 Развитие творческой личности, которое определяется задачами исследовательской деятельности. Развивается самостоятельность, познавательная активность, ребенок получает новые знания в процессе поиска, исследования. Учится получать результат.

 

Все перечисленные игровые технологии способствуют социально -коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию детей (ОНР), то есть тем направлениям развития и образования дошкольников, которые предусмотрены ФГОС ДО и адаптированы к программе «Тропинки»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babushka_i_dedushka_-_luchshie_druzya.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Комитет по образованию Администрация г. Улан-Удэ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 109 «Петушок» г. Улан-Удэ комбинированного вида___670042 г. Улан-Удэ, проспект Строителей, 16а т/факс 46-98-90; 46-97-65.эл.адрес dcad109petuchok@mail.ru

Проект в старшей группе

«Дедушка и Бабушка – лучшие друзья!!!!»

Провела: воспитатель

Гурулева А.В.

г.Улан-Удэ

2018


Проект в старшей группе «Дедушка и Бабушка – лучшие друзья!!!!»

Цель проекта: формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению

Задачи проекта:

Образовательные

Расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями.

Развивающие

Развитие творческих способностей.

Воспитательные

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким,  пожилым людям); совершенствование навыков культуры поведения. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители, дедушки и бабушки детей

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)

Срок проведения: 10/09/2018 -15/09/2018

Актуальность. Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Музыкальный руководитель: подбирает и разучивает движения танцев, песен и хороводов. 

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: бабушки и дедушки закрепляют полученные детьми знания на практике.

План реализации проекта

Образовательная

область

Виды детской деятельности

Социально-нравственное развитие

Интегрированная НОД «Старость надо уважать»;

Рассматривание альбомов «Мои бабушки и дедушки»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья», «Салон одежды для дома» и т.д.

Речевое развитие

НОД «Моя семья»;

Рассказы детей о своих бабушках и дедушках;

Пословицы и поговорки о семье;

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

Одоевский «Городок в табакерке»;

Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
«Моя бабушка»;

С.Капутикян, «Мой дедушка»;

Р.Гамзатов, «Бабушкины руки»;

Л.Квитко, «Бабушка - забота», «Наш – дедушка»; Е.Благинина. «Семья»;

М.Буракаева, «Дедушки»;

Р.Мифтахов, «Руки моего дедушки»;

Р.Байбулатов, «Бабушка моя»;

Ф.Мажитов. «Корни»;

Ф.Губайдуллина (перевод В.Уваров), «Не старей, бабуля», «Из истории фамилии»;

Ф.Губайдуллина. (перевод А.Петрова и Л.Керчиной).

Познавательное развитие

Составление плана-схемы «Мой дом»

Художественно-эстетическое

Рисование «Моя семья», «Портрет бабушки и дедушки»;

Аппликация «Букет для бабушки и дедушки»

Театр

Драматизация сказок «Репка», «Колобок»

Музыка

Слушанье «Расскажи мне сказку» сл. Я. Гальперина, муз. Ю.Моисеева;

Пение «Бабушка» сл. М.Ивенсен, муз. Н.Демина.

Этапы реализации проекта:

1 этап - определение темы, формулировка цели и задач.

Подбор методической и художественной литературы, работа с родителями по составлению альбомов, подбор музыкального репертуара, разработка сценария, атрибуты к сюжетно – ролевым и играм – драматизациям.

2 этап – осуществление плана реализации проекта, консультации для родителей.

3 этап – выход за территорию детского сада, встреча с пожилыми людьми и вручение подарков; встреча с бабушкой в группе и чтение ею сказки.

Итог

Оценка результатов проекта

  • Дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.
  • Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
  • Проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.
  • Понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы, прабабушки и прадедушки – это родители дедушки и бабушки.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети, родители, дедушки и бабушки приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.


Приложение

Конспект интегрированной непосредственной образовательной

деятельности по социально-нравственному развитию

«Старость надо уважать»

Цели:

Воспитательные:

-Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них;

- Воспитывать любовь к бабушке и ее повседневному труду;

- Учить понимать, что старый человек требует заботливого к себе отношения;

- Воспитывать умение у детей внимательно слушать рассказчика.

- Воспитание у детей гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым.

- Воспитывать умение работать детей в подгруппе, договариваться между собой.

- Воспитывать чувство эмпатии в детях.

Образовательные:

- Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «пожилой человек», «родственник», «семья», «старость»;

- Активизировать словарь по данной теме;

- Совершенствовать представления детей о смысловой стороне слова, обогащать речь детей антонимами.

- Закрепить навыки чтения у детей, стремление говорить грамматически правильно.

- Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения;

- Объяснить детям, что такое старость.

- Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

- Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.

- Учить рисовать человека, соблюдая пропорции.

Развивающие:

- Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения; мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;

- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

- Развитие памяти и выразительной литературной речи детей при прочтении стихотворений.

- Способствовать развитию связной речи детей.

- Развивать творческие способности у воспитанников, наблюдательность.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Задачи:

- Актуализация темы.

- Создание рабочего настроя у детей.

- Развитие памяти и выразительной литературной речи детей при прочтении стихотворений.

- Воспитание у детей гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым.

- Развитие у детей логического мышления.

- Совершенствовать представления детей о смысловой стороне слова, обогащать речь детей антонимами.

- Учить работать детей в подгруппе, договариваться между собой.

- Способствовать сплочению коллектива детей, умению слышать и слушать друг друга.

- Закрепить навыки чтения у детей, стремление говорить грамматически правильно.

- Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.

- Сменить статического положения детей, формирование правильной осанки.

- Учить соотносить действие со словом.

-Воспитывать нравственные основы, умение проявлять доброту, внимание, заботу к старшим.

- Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.

- Развивать чувство эмпатии.

- Воспитывать чувство благодарности.

- Способствовать развитию связной речи детей.

-Развивать творческие способности у воспитанников.

- Развивать в детях наблюдательность.

- Учить рисовать человека, соблюдая пропорции.

- Воспитывать умение работать разными материалами.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Словарь: родственники, старость, старый человек, пожилой человек.

Предварительная работа:

- Разучивание с детьми стихотворений о бабушке и дедушке.

- Наблюдение дома: чем занята бабушка дома, как она заботится обо всех членах семьи.

- Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику».

- Просмотр мультфильмов по данной теме.

- Рассматривание семейных фотографий с пожилыми членами семьи, а так же семейных видеоархивов.

Содержание деятельности:

Организационный момент

Дети в центральной части группы, на ковре.

Воспитатель показывает детям книжку-малышку с рисунками-иллюстрациями, сделанными детьми в прошлом учебном году (портреты мам, бабушек, рисунков семьи).

- Ребята, сегодня я перебирала книги на нашей полочке и нашла вот такую книгу, где есть иллюстрации. А на обложке написано «Стихи»!

Как вы думаете, какие стихи тут могут быть?

Воспитатель перелистывает страницы, показывая детям иллюстрации, предлагает вспомнить соответствующее стихотворение.

Дети вспоминают и читают недавно разученные стихотворения: «Бабушкины руки» Льва Квитко и «Дедуля» Татьяны Боковой и др.

«Дедуля»

Татьяна Бокова

На работе его уважают,

Он начальник, сказать не боюсь,

Но с работы домой приезжает,

и начальником я становлюсь.

Я к нему забираюсь на плечи,

Я его примеряю очки

И ещё об него каждый вечер

Тренирую свои кулачки.

Ходит дедушка лёгкой походкой,

Всех быстрее съедает обед,

На лице ни усов, ни бородки...

Ну, какой же мой дедушка дед?!

Помогает мне делать уроки

Да играет с детьми во дворе

И нечаянно так, ненароком

Он в любой побеждает игре.

Но когда я его огорчаю,

Если стыдно ему за меня,

Я со страхом в душе замечаю,

Как сутулится деда спина,

Как морщинки сплетаются в сети,

В волосах седины - белый мел.

И готов я отдать всё на свете,

Чтобы дедушка мой не болел!

«Бабушкины руки».

Лев Квитко

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то моют,

То что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки.

Ласкают нежно так.

Проворные, — смотрите, —

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

И сказки сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят —

И тут замолкнет вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

«Бабушка»

А. Барто

У мамы - работа,

У папы - работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома - всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

"Да ты не спеши!

Ну что там стряслось у тебя,

расскажи?"

Я говорю, а бабушка

не перебивает.

По крупинкам гречку

сидит перебирает...

Нам хорошо вот так вдвоем,

и дом без бабушки - не дом.

«Деда - непоседа»

Татьяна Бокова

Как заходит про семью

Где-нибудь беседа,

Непременно я пою

Песенку про деда.

У кого-то дед - атлет

Или летчик смелый,

Но ТАКОГО деда нет

Во Вселенной целой.

Заболел однажды дед

Думаете - стонет?

Врач пришёл, а деда нет,

Он на стадионе.

Ни к чему его жалеть

И лечить в больницах,

Чтобы деду поболеть -

Стадион сгодится.

Всё умеет делать дед!

Должен я признаться,

Непоседе много лет,

А дают пятнадцать.

Я хочу таким же стать,

Я учусь у деда!

Чтоб меня могли назвать:

"Мальчик-непоседа"!

Вводная беседа

- Ребята, скажите о ком эти стихотворения? (Эти стихотворения о родственниках, о бабушке и о дедушке).

- Бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап, и мы должны заботиться о них.

-Как вы уже все догадались, сегодня мы поговорим о ваших любимых бабушках и дедушках.


Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- А поможет нам «Мяч-говорун»

Молодой дедушка - … (старый дедушка, пожилой)

Веселая бабушка - …

Быстрый дедушка -…

Добрая бабушка - ….

Высокий дедушка - …

Любимая бабушка -…

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель перелистывает книжку-малышку. Из нее выпадают карточки…

Работа над пословицами

Пословицы:

1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».

2) «Юн – с игрушками, а стар – с подушками».

3) «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».

- Это, ребята, не просто предложения, это пословицы – народная мудрость.

- Кто знает, что они обозначают?

Рассуждения детей.

Физкультминутка «Моя семья»

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять -

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!


Беседа

- Мы сегодня с вами говорили о пословицах. Есть еще одна пословица, слышали наверно «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».

- В нашей стране каждый год проходит праздник - День Пожилого человека. В это день всем дедушкам и бабушкам принято говорить добрые слова, оказывать помощь, заботиться о них.

Чтение рассказа Ларисы Зиминой «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить?»

На одной планете дети не слушались своих бабушек и дедушек. Когда родители уходили на работу, они оставляли своих детей с бабушками и дедушками. Бабушки и дедушки очень любили своих внуков и внучек и старались им угодить, повкуснее их накормить, вовремя спать уложить, почитать стихи им, сказки, встретить со школы, проверить уроки, сводить на кружки и в спортивные секции, но детям совсем не нравилась такая опека и забота.

Дети начинали вредничать и капризничать, и если они выходили гулять – то убегали от бабушек, бродили по лужам, залазили в грязь и выбегали на проезжую часть. Когда приходили домой, не хотели мыть руки, когда садились за стол – привередничали и не хотели кушать то, что им приготовили бабушки, спать днём они тоже не хотели. Дети не хотели ни писать, ни читать – им надо было только прыгать бегать, играть да сидеть за компьютером. Не могли сладить со своими внучатами старенькие бабушки и дедушки. К вечеру дети упрашивали бабушек и дедушек не рассказывать родителям о том, как они вели себя днём.

Однажды на эту планету прилетел доктор Непослушайкин и, увидев, как дети вели себя, он пожалел дедушек и бабушек. Доктор взмахнул своей шляпой и все бабушки и дедушки с этой планеты исчезли.

Дети остались одни. Как же ребятишки вначале обрадовались своей самостоятельности. С этого времени, когда родители уходили на работу, дети оставались дома одни и делали всё, что хотели. Без присмотра взрослых они целыми днями носились по улице, даже не вспомнив, что надо делать уроки. Некоторые, очень шустрые дети были не внимательные и попадали в дорожно-транспортные происшествия. Многие из детей, когда прибегали домой, даже не помыв руки, бежали к холодильнику, чтобы перекусить, а потом садились играть в компьютер или смотреть телевизор.

Вечером возвращались с работы родители, и вместо того, чтобы отдохнуть – шли на кухню, готовить ужин, стирали, гладили – им даже некогда было проверить, как их дочки и сыночки сделали домашние задания, как приготовились к школе. Те родители, у которых были маленькие дети, которые ещё не ходили в детский садик – вынуждены были взять отпуска по уходу за малышами. Время бежало быстро, и после ужина надо было ложиться спать, чтобы завтра рано встать и пойти на работу. Дети шли в школу с неподготовленными уроками и конечно, стали хуже учиться.

Между тем, дедушки и бабушки оказавшись в шляпе, попали на огромный красивый остров с пальмами и кипарисами около моря. На острове были все удобства, у каждого старичка и старушки было своя комната. Стоило им о чем-то подумать, чего-то пожелать – всё у них появлялось, как по щучьему веленью. Пожилых людей опекали, за ними ухаживали, им предлагались развлекательные программы, их водили в походы и в театры, показывали фильмы на любой вкус. Всё у них было хорошо, но в глазах у них всё равно была грустинка – они соскучились по своим семьям, по своим озорникам-внучатам, по своим дочкам и сыночкам.

А тем временем, дома очень не хватало бабушек и дедушек. Ребятишкам стало очень стыдно за своё поведение, и они решили пойти на поиски бабушек и дедушек, чтобы попросить у них прощения и попросить их вернуться домой.

В самом начале они подняли все справочники и географические карты, все записные книжки, перезвонили всем родственникам и знакомым, но нигде не могли найти своих бабушек и дедушек. Многие искали их по Интернету и Интерполу, но и их поиски ни к чему не привели. Вдруг, маленькая Ирочка вспомнила про доктора Непослушайкина, после которого исчезли все старики и все отправились на поиски загадочного доктора. Они побывали в каждом уголке Земли, прошли, проехали, пролетели тысячи километров, пока не попали в далёкую загадочную страну, где жил доктор Непослушайкин. Дети стали умолять доктора вернуть им бабушек и дедушек, но доктор сказал: «Я даю вам время, подумать о своём поведении и если вы дадите мне честное слово, что не будете капризничать, будете слушаться и помогать своим бабушкам и дедушкам, будете уделять им больше внимания, никогда не будете им грубить и докажите свою любовь к ним делами – то я верну их домой.

В течение месяца дети старались вести себя хорошо - они приходя со школы, они самостоятельно делали уроки, наводили порядок дома, читали много книжек и во всём помогали своим родителям и младшим сестрёнкам и братишкам. Они так старались, что доктор Непослушайкин раньше времени приподнял свою шляпу, и старики оказались у себя дома, загоревшие и отдохнувшие.

Как же все были рады их возвращению! В честь их возвращения в городе устроили грандиозный праздник с салютами и фейерверками, с угощениями и праздничным концертом, устроенным детьми. Бабушки и дедушки даже заплакали от такого внимания родственников. На этом празднике все поклялись доктору Непослушайкину, что никогда-никогда в жизни не обидят стариков и друг друга, что всегда будут помогать друг другу во всём – всём - всём…

Игра «Волшебная конфета»

- У меня есть сюрприз! Показывает закрытую коробку. Трясет ее. Дети на слух пытаются угадать, что внутри.

- Дети, на самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем пожилым людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостнее и счастливее. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем пожилым людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей:

- Пусть они избавятся от болезней;

- Пусть никогда не умирают;

-Пусть у всех будет дом;

-Пусть все хорошо живут;

-Пусть у всех будет обед;

-И др.

Пальчиковая гимнастика

- Ребята, перед тем как рисовать, вам надо потренировать свои ручки. Выполняется пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я!

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя.

А вот и вся моя семья.

Свободное рисование «Мои бабушка и дедушка»

- Какие замечательные пожелания! Как сделать так, чтобы эти добрые пожелания могли услышать или прочитать как можно больше людей? (варианты ответов детей)

Воспитатель предлагает нарисовать портреты своих дедушек и бабушек, подписать свои добрые пожелания, а так же пословицы, с которыми они познакомились на занятии.

- Эти портреты будут размещены в общественных местах и пассажирском транспорте нашего города.

Дети самостоятельно выбирают материал для рисования (акварель, карандаши, восковые мелки, фломастеры и др.)


Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию «Моя семья»

Цель: уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя семейный альбом, совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родных; дать представление о защите прав ребенка членами семьи и государством; развивать связную речь, познавательные интересы; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Словарная работа: благополучная дружная семья, забота, проявлять почтение, уважать

Материалы и оборудование: семейные альбомы

Предварительная работа. Лепка «Моя семья», рисование «Мои дедушка и бабушка», чтение стихов и рассказов о семье. Разучивание с детьми стихов, пословиц и поговорок народов России о семье.

Ход занятия.

Если дочка не упряма,

Если папа не сердит,

Если бабушка на маму

Исподлобья не глядит,

Если добрые слова

Слышим с самого утра,

Значит, папа, дедушка,

Мама, бабушка и я-

Очень дружная - семья!

В-ль. О чем говориться в этом стихотворении? (О семье)

- Как вы думаете, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно.)

Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня.

В нашей группе много ребят. У каждого есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие, маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, они живут в разных домах, в разных квартирах.)

Расскажите о своей семье, о родословной (рассказы детей по семейному альбому)

Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье:

В своей семье всяк сам большой.

Всякая птица свое гнездо любит.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Птица радуется весне, а младенец матери.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Отгадывание загадок

Излучает она свет,

От улыбки – ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная …(мамочка).

Все хозяйство: лебеда

Да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит …(бабушка).

Надарила безделушек –

Семь матрешек и бобренка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя …(сестренка).

В этом слове семь букв «Я»

Отгадай – ка, друг! (Семья).

Мать с дочерью,

Мать с дочерью,

Да бабушка с внучкой.

А всего трое. (Бабушка, дочь и внучка)

Угадай – ка, кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

Жду, друзья, от вас ответа.

Молодцы! Конечно, …. (папа).

Мочит в теплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый …(дедушка).

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший …(брат).

Итог. О чем сегодня мы говорили на занятие?

Каким очень важным правом мы сегодня познакомились?

Как вы должны заботиться о своих близких родственниках?