Для учеников

Остапенко Вера Гавриловна

Дорогие друзья! Здесь вы найдете мои  рекомендации для подготовки  к урокам, олимпиадам, для расширения кругозора как в области географии, так и  в других областях науки.

САЙТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ, КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ДАННЫЕ

  • Книга Л.Репина "Затерявшиеся в тайге".  Книга о том как трое молодых людей пошли в тайгу на один день, но заблудившись,  вынуждены были в ней выживать три недели. Как это им удавалось и о многих других их приключениях - эта уивительная книга.   Можно читать онлайн или скачать.  http://royallib.ru/book/repin_leonid/zateryavshies...

ВИДЕОРОЛИКИ, ФИЛЬМЫ -  ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ  помогут вам, друзья, в изучении географии, истории и других наук.

1. Ссылка на ролик о Магнитке - первом советском металлургическом комбинате на Урале.  http://my.mail.ru/video/bk/olga55-55/_myvideo/1.ht...

2.  Выпущена  серия фильмов "Великие мечтатели":

Все герои проекта "Великие мечтатели" были очень разными людьми, но их объединяло одно: преданность идее и выход за рамки обыденного существования. Их открытия стали примером для следующих поколений, а некоторые из их разработок значительно опередили свое время. К сожалению, фильмы постоянно извлекаются правообладателями из сети, но может быть Вам повезет. Продолжительность фильма в среднем - 50 минут.

  http://ikinokz.net/15412-velikie-mechtateli.html

1) Жюль Верн - полет на Луну. (еще один сайт) http://zerx.ru/46732-velikie-mechtateli.html, htt...

2) Леонардо да Винчи 

3) Никола Тесла

 4) Архимед - повелитель чисел"  cheeky

5) Константин Циолковский 

3. Ссылка на фильм "Демидовы" по роману Федорова  "Каменный пояс" - об освоении Урала в конце 16-нач.17 в.в.  http://my.mail.ru/video/mail/pawlad79/10611/10692....

4. Ссылка на фильм "Семен Дежнев". http://yandex.ru/video/search?text=%20%D0%A1%D0%B5...

5. Ссылка на фильм "Н.М. Пржевальский". Мосфильм, 1951г.  http://youtu.be/KM7kT5xVIZY

6. Ссылка на фильм "Залив счастья" о Г.И.Невельском - выдающемся исседователе Приамурья и Приморья.  http://my.mail.ru/video/bk/petrov.28/8795/9871.htm...

7. Ссылка на фильм "Каменный цветок" по сказам Бажова. http://kinobank.org/movie/4981/online/

8. Ссылка на фильм "Сокровища Амазонки"http://youtu.be/il2l3MCjXqE

9. "Халакост" - это клей для обоев". Ролик-превью к фильму, основанному на реальных событиях настоящего времени. Фильм о сестрах, заявивших что слово "Халакост" - это клей для обоев, и, затем, попавших в концлагерь и с ужасом узнавших истиное его значение. http://www.youtube.com/watch?v=J026zS3D3wQ

Скачать:


Предварительный просмотр:

II Всероссийская дистанционная олимпиада по Географии. Задания.                     -  - 

ЦЕНТР ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ «SNAIL»

II Всероссийская дистанционная олимпиада по Географии

Задания

OGE-1

6 – 7 класс

Ι. План и карта

1. Какие способы картографического изображения явлений на тематических картах вам известны?

2. На рисунке 1 изображен остров Х. Используя все условные знаки рисунка, выполните задания:

1) Опишите размещение растений на острове.

2) Определите способы картографического изображения, использованные на рисунке.

3. Всем хорошо известен способ определения сторон горизонта с помощью компаса. Какой прибор, имеющийся в каждом доме, может быть использован для этих же целей? Составьте краткую инструкцию по использованию данного прибора в заданной ситуации.

4. В градусном измерении маршрут двух путешественников составил 10˚, но при этом один из них совершал путешествие по Гринвичскому меридиану, а другой по 40 параллели. Одинаковое ли количество километров прошли путешественники? Свой ответ подтвердите математическими расчетами.

5. Кто был автором первой географической карты с градусной сеткой?

6. В поисках клада пираты шли сначала на северо-восток, потом на юг, далее на юго-запад. В каких направлениях они будут возвращаться обратно, если они пойдут тем же путём?

7. Напишите кто:

1) Доказал, что Земля имеет форму шара.

2) Впервые применил термины "география", "широта" и "долгота".

3) Составил первый атлас.

ΙΙ. По странам и континентам.

  1. На каком материке живут самые высокие люди на планете? Кто они?

  1. В какой стране мира фрукты едят, зажав нос? Ответ поясните.

  1. Известно, что самой северной столицей мира является «дымящая бухта» Рейкьявик (64˚ с.ш.) А где расположен её антипод?

  1. В типографии  при наборе перепутали названия географических объектов и выпустили карту с такими названиями: Белый Бельт, Большой Нил, Верхняя Земля. Восточные горы, Огненная Вольта, Скалистые Гаты, Черный Рог, Золотой Иртыш.

Устраните ошибки в названиях географических объектов.

ΙΙΙ. Гидросфера

  1. Откуда идет выражение «семь морей»? Назовите эти моря.

  1. Откуда произошли «цветные» названия морей: Красное, Желтое, Белое, Черное? Знаете ли вы ещё какие-нибудь цветные моря?

  1. Какие факторы, кроме притяжения Солнца и Луны, воздействуют на уровень моря?

  1. Что такое «конские широты» Где они находятся?

  1. Составьте пары «прибор - единицы измерения». Опишите оставшийся без пары прибор. Для чего он применяется?

Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, эхолот

Единицы измерения: балл, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент

IV. Творческое задание

Ребус – один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Используя следующие правила, составьте не менее трех ребусов для следующих слов:

Карта, компас.

Критерии оценивания:

Соответствие ребуса предложенной теме - 1 балл

Оригинальность ребуса - 3 балла

====================

8 – 9 класс

Ι. Карта-второй язык географии

1. При подготовке к лыжному походу на плато Путорана спортсмены решили провести тренировочный выход в район, сходный с местом похода по рельефу и другим природным условиям. Помогите выбрать оптимальный район тренировок в европейской части России. Обоснуйте своё решение.

2. Какие виды проекций преимущественно выбирают для создания карт Российской Федерации? Чем это объяснить?

3. Лондон в Канаде, Москва в США… А где в России можно побывать в Париже, Берлине, Венеции?

4. На какой широте 22 июня продолжительность дня равна суткам?

5. Выделите два верных утверждения:

1) все параллели равны по длине.

2) если меридианы провести через 1˚, то в каждом полушарии их будет по 90.

3) все меридианы равны по длине.

4) если параллели провести через 1˚, то в каждом полушарии их будет по 360.

6.  Самолёт вылетел из Читы в Мурманск в 22 часа. В Мурманске самолёт приземлился в 21 час по местному времени. Используя карту часовых поясов, определите, сколько времени самолет находился в полёте.

7. Выделите наиболее полный и правильный ответ. Наряду с Россией к планетарной зоне Севера относятся части территорий:

1) Канады, США, Швеции, Чили, Аргентины;

2) Канады, США, Финляндии, Норвегии, Новой Зеландии;

3) Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии. Исландии, Канады, США;

4) Исландии, Канады, США.

ΙΙ. По родной стране

1. Напишите соответствие между образным названием и городом. Укажите, какие города изменили свои названия и как они назывались раньше.

  1. Северная Пальмира
  2.  «Столица Урала»
  3.  « карман России»
  4.  « ворота Кавказа
  5.  духовный центр русского православия
  6.  « Третий Рим»

  1. Найдите неизвестные члены экономико-географических пропорций:

1)

2)

3)

  1. Определите архипелаг у берегов России, о котором идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.

Группа островов, расположенная к востоку от одного из крупных полуостровов. Включает четыре острова, населённые в основном морскими котиками и птицами. Архипелаг открыт в первой половине VIII века.

Могила какого мореплавателя располагается на одном из островов? Какая знаменательная линия проходит к востоку от островов?

  1. Определите регион России по его описанию.

«Обширное плоскогорье с суровым континентальным климатом, широко развитой сетью полноводных рек, покрытое лиственничными лесами».

  1. Выделите верное утверждение:
  1. единственным незамерзающим морским портом России является Санкт-Петербург;
  2. Транссибирская железнодорожная магистраль огибает озеро Байкал с юга;
  3. навигация на реках Сибири продолжается круглый год;
  4. в России наименее плотная сеть автомобильных дорог с твердым покрытием характерна для областей Центрального экономического района.

  1. О каком народе России идет речь? Назовите столицу этой республики.

Этот народ относится к тюркской языковой группе. Исповедует буддизм. Республика, в которой он составляет большинство, одной из последних вошла в состав нашей страны. Её территория отличается резкими природными контрастами: с горными тундрами соседствуют степи и полупустыни. Главные полезные ископаемые – асбест и каменный уголь.

  1. Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. О них известно:

О первом – здесь находится исток самой полноводной реки России бассейна Атлантического океана. О втором – здесь находится самый крупный металлургический комбинат в бассейне самой полноводной реки Европейской России. О третьем – здесь находится место упокоения А.С. Пушкина. О четвертом - О событиях на этой территории написано стихотворение А. Твардовского: Я убит подо Ржевом. Определите все субъекты.

ΙΙΙ. Гидросфера

  1. Почему катастрофический подъём уровня воды в Неве, описанный А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник», часто происходит осенью, а не весной, когда по образному выражению  М.Ю.Лермонтова, в России наступают «разливы рек, подобные морям»?

  1. Назовите протекающие в нашей стране реки, от названия которых происходят фамилии героев произведений русской литературы. Назовите литературные произведения, где участвуют эти герои.

  1. Какой морской порт находится в 700 км от моря? Как он называется?

  1. Выделите группу озёр, через которые проходит Волго-Балтийский водный путь:
  1.  Баскунчак и Эльтон;
  2.  Селигер и Чудское;
  3.  Таймыр и Байкал;
  4.  Онежское и Ладожское.

  1. Установите пары: город – река

  1. Уфа
  2. Архангельск
  3. Краснодар
  4. Липецк
  5. Хабаровск
  6. Орёл
  7. Курган
  8. Екатеринбург
  9. Челябинск
  10. Красноярск
  1. Миасс
  2. Тобол
  3. Енисей
  4. Северная Двина
  5. Белая
  6. Кубань
  7. Воронеж
  8. Ока
  9. Амур
  10. Исеть

  1. Из предложенного списка исключи лишнее. Свой выбор обоснуйте.

Ванино, Де-Кастри, Холмск, Корсаков, Туапсе, Посьет, Пластун.

  1. Определите, о каком судоходном речном канале на территории России идёт речь, и ответьте на дополнительные вопросы.

Канал длиной 101 км соединяет две крупные реки в месте наибольшего сближения. План строительства канала существовал ещё при Петре Ι, однако его строительство было осуществлено лишь в середине 20 века.

По картам атласа определите, где расположена самая низкая часть канала.

Какие грузы перевозятся по каналу в одну и другую стороны?

IV. Творческое задание

В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Наша страна представлена в Списке восемью объектами. Назовите эти объекты и составьте синквейн по одному из них.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

Например, синквейн на тему «Государство».

Государство: (Заголовок)

Независимое, правовое. (Два прилагательных)

Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (Три глагола)

Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)

Критерии оценивания:

Соответствие структуре синквейна -1 балл

Соответствие предложенной теме -1 балл

Грамотность изложения 1 балл

Оригинальность изложения – 2балла

====================

10 – 11 класс

Ι.  Природа Земли

1. Определите географическую широту пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное солнце стоит там над горизонтом на высоте 21˚. Тень от предметов падает на север.

Какую формулу вы будете использовать для решения этой задачи?

Поясните все обозначения в этой формуле

2. Определите, какому климатическому поясу (области) принадлежит климатограмма. Где может находиться эта территория? Приведите пример населенного пункта на этой территории. Свой выбор обоснуйте.

3. Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Австралии,1 февраля солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 5 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана.

4. Выделите верные утверждения:

1) долгота - угол между плоскостями нулевого меридиана и экватора;

2) граница между северным и южным полушариями проходит по экватору;

3) нулевой и 180 меридианы находятся на одной плоскости;

4) градусная сеть позволяет определить координаты точек только на суше.

5. Выделите город, в котором солнце бывает в зените 2 раза в год:

1) Сингапур (1˚ 20́́ с. ш.)  2) Лос-Анджелес (34́˚с. ш.)

3) Санкт-Петербург (60˚ с.ш.) 4) Буэнос-Айрес (35˚ ю.ш.)

6. Думаем, вам известен этот герой произведений Ильфа и Петрова. Попробуйте решить географическую задачу с его участием.

 Со стороны какой деревни и по какому азимуту в половине двенадцатого вошёл в Старгород молодой человек лет 28, за которым бежал беспризорный? Подданным какой страны был его отец? Как звучит полное имя этого молодого человека?

ΙΙ. По странам и континентам

  1. Определите страну и назовите её соседей, если о них известно:

О первом: Здесь родился автор «Моны Лизы»;

О втором: Название страны происходит от финикийского выражения— «берег кроликов».

О третьем: Здесь находится штаб-квартира, крупнейшего военно-политического блока;

О четвертом: Гражданство этой страны в своё время получил уехавший из России Александр Иванович Герцен.

  1. Россия относится к государствам, граничащим на суше с большим количеством стран. Сколько соседей первого порядка у России? С каким государством у России самая длинная граница, а с каким – самая короткая?

  1. На гербе какой латиноамериканской страны были начертаны слова: «Страну разъединяет, мир соединяет» О чём может идти речь?

  1. Этот город воплотил мечты человечества об идеальном технополисе. Город спланирован в форме самолёта. Назовите этот город и объекты, расположенные в центре«фюзеляжа» и «носу».

  1. Разбейте перечисленные страны на группы по преобладающей религии:

Алжир, Бангладеш, Болгария, Грузия, Ирак, Испания, Коста-Рика, Монголия, Мьянма, Польша, Швеция, Эстония, Япония

  1. Разбейте перечисленные территории(Ангола, Аруба, Индонезия, Макао, Сан-Томе и Принсипи, Суринам) на бывшие колонии: А – Португалии и Б – Нидерландов.

  1. Типичное явление английского общества – индивидуализм. Изречение «мой дом – моя крепость» стало классическим. А какому народу присущ коллективизм? Дайте краткое пояснение.

  1. Дайте определение приведенным названиям и укажите государства, входящие в эти объединения. Какие из перечисленных группировок относятся к региональным, а какие к отраслевым?
  1. АСЕАН
  2. Большая семерка
  3. НАФТА
  4. ОПЕК
  5. СНГ
  6. КАРИКАМ

  1. На рисунках приведены половозрастные пирамиды. Определите, для каких из предложенных стран они подходят. Какой тип воспроизводства населения характерен для каждой страны. Как это выражено в пирамиде?

Страны:

1. Япония;

2. Венесуэла.

           Рис 1.                                                                        Рис.2

ΙΙΙ. Мировое хозяйство

  1. Выделите вид транспорта, которым перевозится подавляющая часть грузов в мире:
  1.  автомобильным;
  2.  трубопроводным;
  3.  авиационным;
  4.  морским.

  1.  Выделите страну, обладающую максимальной протяженностью автомобильных дорог в мире:
  1.  Швеция;
  2.  США;
  3.  Индонезия;
  4.  Великобритания.

  1.  Выделите страну, обладающую наибольшим тоннажемморского торгового флота:
  1.  Чад;
  2.  Парагвай;
  3.  Эстония;
  4.  Панама.

  1.  Выделите вид грузов, преобладающих в структуре морских перевозок:
  1.  нефть и нефтепродукты;
  2.  бокситы и глинозём;
  3.  лес и пиломатериалы;
  4.  железная руда и стальной прокат

  1.  Выделите группу латиноамериканских стран, обладающих наиболее крупными экономическими систмами:
  1.  Колумбия, Венесуэлла, Пенру;
  2.  Уругвай, Парагвай, Куба;  
  3.  Бразилия, Мексика, Аргентина;
  4.  Чили, Перу, Боливия.

  1.  Выделите страну, обладающую запасами угля мирового значения:
  1.  Ливия;
  2.  Китай;
  3.  Финляндия;
  4.  Молдавия.

  1.  Выделите группу зерновых культур, являющихся ведущими в мире:
  1.  рожь, ячмень, рис;
  2.  пшеница, овес, сорго;
  3.  просо, овес, кукуруза,
  4.  пшеница, рис, кукуруза.

  1.  Установите соответствие « река – порт»:
  1. Рейн         а) Гамбург
  2. Эльба       б) Гавр
  3. Темза       в) Роттердам
  4. Сена         г) Лондон

  1.  Вы работаете в туристическом агенстве, и вам предложили разработать путешествие по Дунаю. Укажите, какие города, являющиеся столицами европейских стран, вы можете предложить посетить туристам:

1) Париж;

2) Вена;

3) Будапешт;

4) Прага.

  1.  « Московская кофейня на Паяхъ» - крупнейший в России производитель кофе –ищет поставщиков сырья в латинской Америке. В прессе каких стран целесообразно разместить эту информацию? Какие лучшие сорта кофе могут предложить в этих странах?

IV. Творческое задание

В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Назовите объекты всемирного наследия на территории зарубежной Европы и составьте синквейн по одному из них.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

Например, синквейн на тему «Государство»

Государство: (Заголовок)

Независимое, правовое. (Два прилагательных)

Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)

Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)

Критерии оценивания:

Соответствие структуре синквейна -1 балл

Соответствие предложенной теме -1 балл

Грамотность издлжения-1 балл

Оригинальность изложения – 2балла

Ждем работы не позднее 9 октября 2010 года!

© Центр Творческих Инициатив «Snail»                                                                                                                                              http://www.nic-snail.ru

                                                                                                                                                                                                                   E-mail: konk@nic-snail.ru