Программа адаптационного периода "Мамина школа"

Демченко Зинаида Яковлевна

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду, что необходимо знать родителям? Все это раскрывает программа  адаптационного периода "Мамина школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_21_mamana_shkola.docx55.66 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

          «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Дюймовочка»

  Согласовано                                           Утверждено                  

  на педагогическом совете                             Приказом по МБДОУ «Детский сад

  Протокол №1                                          общеразвивающего вида №12

                                                          «Дюймовочка»

                                         

                              Программа «Мамина школа» 

                          ПЕРВОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА

                             (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО)

                             

           

                                                         Возраст детей: с 1,5 до 2 лет

                                                         Срок реализации программы 6 месяцев

                                   

                           

                                         Разработала:  воспитатель группы раннего возраста

                                                                 Демченко Зинаида Яковлевна,

                                                                 

         

                            г. Луховицы  2020 - 2021 учебный год.

                                ОГЛАВЛЕНИЕ

                        Наименование разделов

стр

                            Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка.   Введение

3

1.2

Цели и задачи программы

3

1.3.

Планируемые результаты

3

        

   II        

                       Содержательный раздел

2.1.

 

Содержание Программы

 

4

2.2.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

 

4

2.3.

План работы на адаптационный период  с родителями, законными представителями детей первой группы раннего возраста 2020-2021 учебный год

 

4

2.4

Планирование  или тематика содержания образовательной деятельности в первой группе раннего возраста

 

8

3

Организационный раздел

3.1.

 

Предметно-развивающая среда (формируемая часть)

 

8

3.2.

 

Программно – методическое обеспечение образовательного процесса.

 

9

I. Целевой раздел

1.Пояснительная записка

  1. Введение.     

 Программа «Мамина школа» – это скорая помощь для родителей, которые хотят видеть своих детей высокообразованными, интеллектуальными и нравственными людьми. Эта программа является путеводителем в играх с ребёнком:

  • помогает в разных ситуациях,
  • раскрывает, как можно интересно и с пользой занять свободное время,
  • посоветует выбрать  игрушки, которые будут развивать ребёнка.

 Важным этапом для родителей является поступление ребёнка в детский сад, Малыш оказывается один, без мамы, в обществе незнакомых людей, переживает. Программа «Мамина школа» помогает сформировать у малыша чувство защищённости и внутренней свободы, доверие к окружающему миру, а также осуществить интеллектуальное, познавательно-речевое, физическое и музыкально-эстетическое развитие

1.2.Цели и задачи программы

Цель.

Оказание консультативной помощи по вопросам воспитания детей раннего возраста. 

  Задачи.

  1. Сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей раннего возраста.
  2.  Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
  1. Планируемые результаты.
  • Для родителей

Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.

  • Для детей. 

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.

Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок. 

Стремится к общению со взрослыми.

Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

II Содержательный раздел.

    2.1.  Содержание Программы

Содержание работы адаптационного периода с детьми первой группы раннего возраста (от 1,5-2лет) обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

  •  социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  •  речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  •  физическое развитие.

В результате реализации программы будут:

  • снижена заболеваемость или стабилизация здоровья,
  • увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
  • разработаны рекомендации для родителей, воспитателей  позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения и физического развития;
  • включено в план работы детского сада регулярное проведение недель здоровья (2 раз в год);

 

  1.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

2.3. План работы на адаптационный период  с родителями, законными представителями детей первой группы раннего возраста 2020-2021 учебный год

Цель.

 Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров, повышение уровня заинтересованности родителей  в результатах развития детей.

Задачи.

  1. Обеспечить все необходимые условия для облегчения периода адаптации детей в детском саду.
  2. Обеспечить фронтальное и индивидуальное психолого – педагогическое просвещение родителей.

 

              Информационно – аналитическое направление.

Формы и методы работы

                Содержание

Сроки

Ответственные

1

Создание базы данных

1.Оформление социально – демографических документов.

Июнь –

сентябрь

Демченко З.Я.

Зайцева Л..В.

2

Анкетирование

Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей  при организации воспитательно – образовательных услуг МБДОУ.

1.«Давайте познакомимся»

2. Культурно – гигиенические навыки

Сентябрь

Ноябрь

Демченко З.Я.

Зайцева Л..В.

 

         Организационно - просветительское направление

Формы и методы работы

                   Содержание

Сроки

Ответственные

1

Групповые родительские собрания

Тема: «Давайте познакомимся»

1.Программа «От рождения до школы» (гигиенические навыки)

2. Адаптация в детском саду

3. Режим группы, образовательная деятельность

4. Организационные вопросы (выбор родительского комитета)

Тема: «Роль взрослого в воспитании ребенка. Адаптация»

1 Подражает ли ребенок взрослому?

2.Результаты адаптационного периода.

3.Организационные вопросы

Сентябрь

Декабрь

Февраль

Демченко З.Я.

Зайцева Л..В.

 Демченко З.Я.

 Зайцева Л..В.

 Демченко З.Я.

 Зайцева Л..В.

2

Общесадовское

родительское собрание

Тема: «Педагоги – родители – дети»

1.Взаимодействие детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей.

2.Знакомство родителей с нормативно – правовой базой дошкольного учреждения

3.Как помочь родителям в период адаптации детей в детском саду.

4.Организационные вопросы

Август

Медсестра

Заведующая

Демченко З.Я.

Зайцева Л..В.

3.

Работа с родительским комитетом

Участие родительского комитета:

1.Насыщение предметно – игровой среды.

2 .Оформление игровых участков.

 3.Оформление группы к новому учебному году

Сентябрь

 

Демченко З.Я.

Зайцева Л..В.

4

Индивидуальные беседы

Тема: «Советуем в период адаптации детей к детскому саду»

Тема: «В сад без слез»

Тема: «Если трудно адаптируется ребенок?»

Тема: «Чтение на ночь»

Август –

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Демченко З.Я

Зайцева Л.В.

Демченко З.

Зайцева Л.В.

5

Консультации

«Ребенок поступает в детский сад»

«Значение режима  в воспитании ребенка»

«Чтобы здоровье было в порядке – делайте с ребенком зарядку»

«Самостоятельность детей раннего возраста»

«Как выбрать игрушку ребенку?»

«Капризы и истерики»

«Общение и воспитание»

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Зайцева Л..В.

Демченко З.Я.

Зайцева Л.В.

Демченко З.Я.

Зайцева Л.В.

Демченко З.Я.

 

                       Наглядно – информационное направление

Формы и методы работы

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Информационный уголок

1.Режим группы

2.Сетка занятий

3.Памятка для родителей, меню.

«Ребенок поступает в детский сад»

«Культурно – гигиенические навыки»

«Приятного аппетита!»

«Самостоятельность детей раннего возраста»

«Организация игрового уголка дома»

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Демченко З.Я.

Зайцева Л.В.

Демченко З.Я.

Зайцева Л.В.

Демченко З.Я.

Зайцева Л.В.

Демченко З.Я.

Зайцева Л.В.

2

Уголок безопасности

Безопасность на улице

Безопасность детей дома

Ноябрь

Январь

Зайцева Л..В.

Демченко З.Я.

3

Уголок здоровья

Какая одежда правильная

Зачем нужно делать прививки

Профилактика простудных заболеваний,

Вредные привычки у детей

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Демченко З.Я.

4

Уголок творчества

Выставки рисунков, поделок, совместная деятельность родителей и детей.

Сентябрь Декабрь

Зайцева Л..В.

Демченко З.Я.

                 Культурно – досуговая деятельность

Формы и методы работы

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Выставка

Конкурс

Фотоконкурс

Стенгазета

1.«Осеннее творчество»

2. Конкурс «Мир глазами детей» (рисование ладошкой)

3.«Любимая игрушка»

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Зайцева Л.В.

Демченко З.Я.

Зайцева Л.В.

2

Развлечения, праздники

Развлечения «В гости к кукле Кате».

Новогодний утренник «Елка»  

Сентябрь

Декабрь

Демченко З.Я.

3

Исследовательская работа

Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Октябрь - май

Демченко З.Я.

2.4. ПЛАНИРОВАНИЕ В ПЕРВОЙ  ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ТЕМАТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПЕРВОЙ  ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Недели

лексические темы

сентябрь

1 НЕДЕЛЯ

Хорошо у нас в саду

2 НЕДЕЛЯ

Мой любимый детский сад

3 НЕДЕЛЯ

Мама, раньше разбуди, раньше в садик отведи.

4 НЕДЕЛЯ

Я в детском саду

ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Листочки танцуют.

2 НЕДЕЛЯ

Осень на дворе

3 НЕДЕЛЯ

Любимые игрушки

4 НЕДЕЛЯ

Матрешки

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Мебель

2 НЕДЕЛЯ

Посуда

3 НЕДЕЛЯ

В гости к игрушкам

4 НЕДЕЛЯ

В гости к кукле Кате

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

В гости к нам зима пришла

2 НЕДЕЛЯ

Птицы зимой

3 НЕДЕЛЯ

Зимние забавы

4 НЕДЕЛЯ

Новогодний праздник

 


 
III. Организационный раздел.

3.1. Предметно-развивающая среда

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок  «Ряженье» (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.);

• спортивный уголок;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, музыкальной и др.;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

3.2.Программно – методическое обеспечение образовательного процесса.

ОО «Познавательное развитие»

Развитие сенсорных представлений

Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет».- М.: Мозаика-Синтез, 2003г

Формирование целостной картины мира

Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада». - М. Мозаика-Синтез 2013г.

Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: пособие для воспитателей и методистов».- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008г.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез 2005г

Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

ОО «Речевое развитие»

Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4года: Пособие для воспитателей и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011. – 272с.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе», М., Мозаика-синтез, 2008 г

Гербова В. В. « Развитие речи», М., Мозаика-синтез, 2013 г

Воронина Т.П. «Потешки, прибаутки, заклички: играем и развиваемся»- Ростов н /Дону: Феникс, 2014г.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой  младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Ермакова С.О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет», М., РИПОЛ классик, 2009г.

Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003г.

Шипунова В.А. «Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей».- М.: ИД «Цветной мир», 2013г.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Дорожная безопасность. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей».- М.: ИД «Цветной мир», 2013г.

Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М.2004г

Гербова В.В. Приобщению детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. -М.; Мозаика- Синтез, 2005. - 72с.

ОО «Физическое развитие»

Лайзане С.Я. «Физкультурные занятия в детском саду». – М., Просвещение, 1999г

Тагизаде Г.М. «Физическая культура для детей дошкольного возраста». М., «Медицина», 1971г.