Главные вкладки
Методическая копилка.
Конспекты НОД и краткосрочные проекты по формированию предпосылок экологической культуры (ознакомление с природой родного края) посредством технологии проблемного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(ознакомление с окружающим миром)
на тему: «Растения Сибири»
с детьми средней группы
комбинированной направленности
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах, о простейших способах использования лекарственных растений для поддержки здоровья.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- знакомить детей с многообразием растительного мира Сибири;
- закрепить представление об обобщающем понятии, лекарственные растения;
- закрепить название лекарственных растений (Ромашка, одуванчик, крапива, подорожник)
Коррекционно - развивающие:
- развивать у детей связную речь, наблюдательность, логическое мышление,
внимание, творческие способности, умение обобщать понятия.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы: «Сказка о Сибирячке», автор Лариса Зимина.
- рассматривание иллюстраций одуванчика, крапивы, ромашки, подорожника;
- загадывание загадок о лекарственных растениях;
- дидактические игры о полезных и опасных растениях для здоровья человека
«Найди что лечит?», «Какие растения помогут, если…», «Найди, о чём расскажу»
1. Орг. момент
Приветствие
Воспитатель входит в группу.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, какое сегодня прекрасное утро! И у нас много гостей, у всех хорошее, весеннее настроение. Повернемся к гостям, улыбнемся, и, скажем «Здравствуйте»!
2. Основная часть
- Ребята, слышите, кто - то в дверь к нам стучится, пойду, посмотрю, кто же это к нам пришёл. (Заходит Сибирячок)
Сибирячок: здравствуйте, я правильно пришёл? Это средняя группа «Ромашки»? Детский сад № 4?
- Да это наша группа, проходите, пожалуйста.
- Здравствуйте ребята! (дети здороваются)
Воспитатель: ребята, вы узнали, кто к нам в гости пришёл?
Дети: это Сибирячок.
Воспитатель: а кто он такой, кто помнит?
Дети: это герой из сказки, он много путешествует по нашей Сибири.
Воспитатель: совершенно верно ребята, молодцы, узнали Сибирячка.
Воспитатель: что у тебя случилось Сибирячок?
Сибирячок: ребята, я много путешествую по Сибири, по всей нашей большой и красивой Иркутской области, и видел много разных растений, некоторыми можно лечить разные болезни, а вот что это за растения, и от каких болезней они помогают, я не знаю. Я принёс с собой альбом
Воспитатель: ребята, что же нам делать? Мы можем помочь Сибирячку?
- а как мы можем ему помочь? (показать картинки с растениями, нарисовать растения, рассказать Сибирячку, какую пользу они приносят людям)
Воспитатель: совершенно верно, ребята Сибирячок много путешествует, по лесам и полям, и мы сегодня тоже с вами отправимся в путешествие, только по нашей группе, будем искать лекарственные растения для альбома Сибирячку. Я приготовила для вас подсказки в группе, где вы сможете найти картинку растения. Сибирячок, будешь с ребятами искать картинки растений?
Сибирячок: Да, конечно, я очень люблю путешествовать, и по группе с вами с удовольствием погуляю.
- Ребята, первая подсказка находится в центре, в котором мы с вами проводим эксперименты. Посмотрите внимательно, где может быть подсказка? (Дети находят в центре природы конверт с загадками и картинками отгадками)
Воспитатель: давайте посмотрим, что же там внутри?
- А здесь ребята загадки, попробуем их отгадать?
Дети: да
Воспитатель: тогда слушайте внимательно, и ты Сибирячок слушай первую загадку:
На зеленой круглой ножке,
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал,
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Воспитатель: правильно, молодцы ребята, отгадали загадку.
Рита, расскажи Сибирячку, чем полезен одуванчик?
(одуванчик полезен, для аппетита), хорошо Рита.
Рома, чем ещё полезен одуванчик, как ты думаешь?
(из листьев одуванчика готовят витаминный салат),
- Родион, как ты считаешь, чем ещё может, быть полезен одуванчик? (настоем цветков протирают лицо)
Воспитатель: здорово ребята, всё верно сказали, а ещё из цветков одуванчика варят полезный цветочный мёд. Посмотрите ребята на картинку, мы с вами отгадали первое лекарственное растение, и рассказали о его пользе.
- Рита, размести, картинку растение в альбом Сибирячку.
- Слушайте вторую загадку:
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно,
Что нас излечит?
Дети: подорожник.
Воспитатель: молодцы, и эту загадку отгадали.
- Ваня, Расскажи Сибирячку, чем же полезно растение подорожник? (Если разобьёшь коленку, нужно сорвать лист подорожника, очистить его от пыли, помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке) спасибо Ваня.
- Тимофей, как ты думаешь, чем ещё полезен подорожник? (настой подорожника помогает при кашле)
Воспитатель: правильно Тимофей, подорожник действительно помогает при кашле.
Воспитатель: посмотрите на картинку, мы отгадали с вами второе растение, напомните Сибирячку, как оно называется?
Дети: подорожник.
Тимофей, размести, картинку подорожника в альбом Сибирячку.
Воспитатель: Сибирячок, ты запомнил название растений, и от каких болезней они помогают?
Сибирячок: запомнил.
Воспитатель: следующая картинка с растением находится в центре, где мы с вами рассматриваем энциклопедии и читаем сказки.
(Дети находят конверт, воспитатель достаёт картинку изображает игровую ситуацию ожог руки крапивой)
- Ой, ой, ребята, что - то мне обожгло руку (достаю картинку)
- Посмотрим ребята, что же это за растение могло обжечь мне руку?
(дети отвечают, что это растение называется крапива)
Воспитатель: да действительно, это растение крапива, а какие болезни лечит крапива, расскажем Сибирячку, поиграв в игру: «Целебные свойства крапивы», будем играть ребята? (на столе расположено игровое лото, в центре которого картинка с растением крапивы, детям предлагается выбрать и расположить карточки вокруг картинки крапивы, которые обозначают пользу для здоровья человека)
Воспитатель: Сибирячок, хоть крапива и жжёт, но посмотри, сколько пользы приносит людям, ты запомнил, как растение называется?
Сибирячок: конечно запомнил.
Воспитатель: Настя размести, картинку крапивы в альбом Сибирячку.
Воспитатель: Сибирячок, ты, наверное, устал, мы с ребятами предлагаем немножко отдохнуть.
Физминутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы,
Влево – вправо, влево – вправо,
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте,
Выше! Веселей! Вот так,
Переходим мы на шаг.
Воспитатель: отдохнули, вы готовы узнать, где найти следующую картинку с растением?
Дети: да
Воспитатель: Ребята следующую картинку, вы найдёте в центре, где мы с вами изучаем правила дорожного движения, посмотрите внимательно, где она может быть?
(дети находят конверт с лепестками Ромашки)
Воспитатель: ребята, в конверте лепестки, что нам делать, как узнать, что же это за растение?
Дети: надо собрать лепестки.
проводится игра «Собери ромашку»
(дети собирают цветок ромашку из лепестков на ковре)
Воспитатель: как называется цветок, который мы собрали?
Дети: ромашка.
- Совершенно верно, молодцы.
- Полина, расскажешь Сибирячку, чем полезна ромашка?
(настоем из ромашки можно полоскать больное горло)
- Правильно Полина, ромашка убивает микробы.
- Аня, как ты думаешь, чем полезна ромашка?
(из цветков ромашки заваривают чай), она помогает от головной боли.
Рома, а как ты считаешь, чем полезна ромашка?
(из цветков ромашки делают шампуни, добавляют в мыло)
Воспитатель: вот мы с вами рассказали Сибирячку ещё об одном лекарственном растении, которое помогает вылечить многие болезни.
- Сибирячок, ты запомнил какие болезни можно вылечить с помощью ромашки?
Сибирячок: конечно, запомнил.
- Аня размести, картинку ромашки в альбом Сибирячку.
Воспитатель: Сибирячок, а ромашка то у нас не простая, а с экологическими знаками, ребята сейчас тебе расскажут, что обозначают эти знаки. Сибирячок, присоединяйся к нам, послушай правила.
Воспитатель: ребята, чтоб наши лекарственные растения не исчезли, их нужно беречь, охранять и соблюдать эти правила.
Сибирячок: ребята, какие вы молодцы, и правила знаете, и какой замечательный альбом вы для меня сделали.
Рефлексия:
Воспитатель: ребята, что мы с вами в этот альбом поместили?
- как назвать, одним словом эти растения?
- для кого мы этот альбом делали?
- как мы смогли изготовить альбом? (искали подсказки, отгадывали загадки, рассказывали Сибирячку, чем полезна крапива, собирали из лепестков ромашку, рассказали Сибирячку правила поведения в природе)
Воспитатель: Сибирячок, мы дарим тебе этот альбом, теперь ты знаешь, какие в Сибири встречаются растения лекарственные, и от каких болезней они помогают.
Сибирячок: спасибо вам ребята, за помощь, теперь я узнал о пользе лекарственных растений и очень рад, что у меня есть теперь такой замечательный альбом.
До свидания ребята.
Воспитатель: ребята, вы сегодня все молодцы, помогли Сибирячку, отдыхайте.
Конспект НОД интегрированного занятия на тему: «Мишкины помощники» с применением технологии проблемного обучения
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема НОД: « Мишкины помощники»
Ведущие образовательные области: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений), «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», « Речевое развитие».
Цель: формирование познавательной активности дошкольников в процессе решения поставленных задач; развивать умение делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.
Задачи:
Образовательная:
- активизировать и систематизировать представления детей о свойствах предметов, путём экспериментирования и творческого решения проблемы.
Развивающая:
- развивать инициативность, самостоятельность, активность мышления, наблюдательность, внимание, умение логически рассуждать.
Воспитательная:
воспитывать отзывчивость, чувство взаимопомощи, любознательность, целеустремлённость.
Материал: проектор, ноутбук, презентация к конспекту, яйца сырые и варёные (примерно по 3 на каждого ребёнка), тарелочки на каждого ребёнка, набор мисок разного размера и цвета, набор шариков из дерева, пластмассы и железа, магнит, дорожка для прокатывания шаров, различные предметы для опыта с магнитом, аудиозапись песни для танца.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, опытно-экспериментальная, двигательная, танцевальная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Методы и приёмы: поход в гости, оказание помощи, создание проблемной ситуации, рассуждение, сравнение, наблюдение, исследование, совместное решение проблемы, прослушивание музыкальной композиции.
Ход НОД
Приветствие
Воспитатель: ребята, давайте, поприветствуем друг друга, подарив тепло своих ладошек и улыбку друзьям (дети в кругу прикасаются ладошками к ладошкам рядом стоящего соседа).
Мотивация
Воспитатель: отлично! Сегодня мы с вами оправимся в гости. Но, сначала отгадайте загадку:
Живет Медведь в лесной избушке.
Дружит с девочкой-подружкой
Озорница, непоседа, егоза.
Дом вверх дном из-за неё всегда! (Маша)
Воспитатель: правильно отгадали, это Маша, собираемся в путь! Мы с вами вместе с Машей побываем в гостях. Готовы?
Физзминутка
Мы корзиночки возьмем, друг за другом в лес пойдем.
Только в лес мы зашли, появились комары.
Руки вверх- хлоп - над головой, руки вниз - хлопок другой.
По дорожке мы идем - перед нами водоем, прыгать будем мы смелее,
И по камушкам быстрее. Раз и два, раз и два, вот и кончилась вода.
Вот деревья там и тут, ветки вверх у них растут.
Слева - зреет земляника, справа - вкусная черника, ягоды с тобой найдем и в корзинку соберем.(Движения согласно тексту)
Воспитатель: вот мы и пришли. Что вы видите, ребята? Как вы думаете, кто здесь живёт? 1 слайд
(Предположения детей…).
Воспитатель: это избушка Мишки - Машиного друга. Что - то никого не видно… Стучим. Мишки нет дома, оказывается он ушел на рыбалку.
2 слайд
Но Маша не расстроилась, и пока медведя нет, она решила устроить ему сюрприз прибраться на кухне и приготовить поесть. А вы ей будете помогать! Согласны?
Основная часть
Воспитатель: посмотрите, какой на кухне беспорядок!
3 слайд Мишка, наверное, очень торопился на речку. Ребята, вот разбросаны миски. 4 слайд помогите Маше их собрать и поставить на полку. Только, внимательно присмотритесь, что полка (какая? Ответы детей) маленькая, а мисок (сколько?) пять. Что будем делать?
Дети, высказывают свои предположения, пробуют убрать посуду разными способами. Воспитатель выслушивает, подбадривает, даёт возможность ребятам самим решить данную проблему.
Складывание мисок по величине по мере уменьшения (одна в другую, с использованием слов «самая большая, меньше, ещё меньше, ещё меньше, самая маленькая»).
Вы просто молодцы, ребята! Посмотрите, Маше очень понравилась ваша идея!
5 слайд
Воспитатель: дети, так как медведь придёт голодный, Маша решила приготовить ему что - нибудь.
6 слайд но, в холодильнике кроме яиц и молока ничего нет. Как вы думаете, что можно приготовить из этих продуктов? (омлет, запеканку и т.д.)
Ой, у Маши снова беда: она не знает вареные это яйца или сырые.
7 слайд Ребята, вот перед вами в тарелочках яйца. Как можно это узнать? Ваши предложения?
Ребята предлагают разбить яйца, почистить, покрутить и т д. Воспитатель внимательно следит за действиями детей, хвалит за идеи, задаёт наводящие вопросы. Артём пробует потрясти яйцо: в сыром яйце желток будет слегка болтаться, в варёном - ничего не происходит.
Вывод: чтобы узнать какое яйцо варёное или сырое, можно разбить его, покрутить на столе (сырое остановится, варёное быстро крутится), потрясти (в сыром яйце , желток болтается).
8 слайд
Ребята, вы помогли Маше решить проблему, и ей осталось только приготовить омлет. Как вы думаете, Мишка будет рад такому сюрпризу?
(ответы детей)
Воспитатель: 9 слайд посмотрите, Маша нашла шарики и решила с ними поиграть. Интересно, из чего они сделаны? (Дети рассматривают шарики из различного материала: деревянный, пластмассовый, железный).
Речевое упражнение «Из чего? Какой?»
Цель: активизировать речь, упражнять в употреблении относительных прилагательных, образованных от существительных.
Воспитатель: дети, посмотрите, что у меня есть! Это шаробан, предлагаю прокатить шарики по нему.
Дети по очереди прокатывают шарики по шаробану. Обращают внимание, что деревянный и пластмассовый шарики скатываются быстро, а металлический останавливается в определённом месте.
Воспитатель: нам с вами необходимо выяснить, почему такое происходит?
Воспитанники высказывают своё мнение (металлический шарик тяжелее, застрял и т. д.), прокатывают шарик несколько раз, осматривают шаробан со всех сторон и замечают снизу закрепленный магнит, догадываются, в чем дело: это магнит не дает шарику катиться, притягивая его к себе.
Экспериментальная деятельность: воспитатель предлагает поочерёдно поднести к магниту стеклянный, пластмассовый и металлический шарики.
Воспитатель: смотрите, вот в коробке различные предметы, давайте и с ними проведём эксперимент. (Ребята пробуют поднести к магниту ножницы, пластмассовую игрушку, стеклянный стакан, матрёшку и другие предметы).
Вывод: магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель: ребята, смотрите, Маша очень заинтересована вашей игрой, и теперь тоже знает про свойства железа и магнита. Вы настоящие исследователи, столько нового узнали и научили этому Машу!
Дети, глядя на экран:10 слайд Ура! Мишка вернулся! Привет! Ого, сколько рыбы!11 слайд
Воспитатель: Ребята, я знаю одну игру «Рыбка», поиграем?
Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице» 12 слайд
Воспитатель: посмотрите, Мишка, очень рад видеть вас и доволен, что Маша сама приготовила обед. И даже, прибралась на кухне. Он благодарит вас за помощь, вы настоящие друзья.12 слайд
Ну, а теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. До свидания, Маша и Миша! До новых встреч!13 слайд
Звучит отрывок песенки «Про дружбу».
(ребята танцуют)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня повстречались? У кого в гостях побывали?
Что решила сделать Маша, пока Мишки не было дома? Как мы помогли Маше отличить сырые яйца от варёных? Что такое магнит? А, что вам понравилось больше всего? А вы хотели бы повстречаться с этими героями еще раз? Почему? Предлагаю пригласить Машу и Мишу в гости к нам в детский сад. Согласны?
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
с использованием технологии проблемного обучения на тему:
«Для кого яблоко дом?»
с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для формирования исследования природного объекта (яблони).
Задачи:
Образовательная:
- активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о семенах, строении деревьев.
Развивающая:
- развивать наблюдательность, внимание, умение логически рассуждать, проводить сравнительное обследование природных объектов.
Воспитательная:
- воспитывать у детей эстетическое восприятие, чувство радости от наблюдения за растительным миром, бережное отношение к природе, любовь к растительному миру.
Материалы: половинки яблок, схема частей дерева, лупа, карточки роста яблони (семечко, молодой побег, деревце, цветущее дерево, дерево с яблоками).
Ход занятия:
I этап – постановка проблемы.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на электронную почту пришло необычное сообщение: рисунок яблока с подписью «это мой дом». (Воспитатель показывает яблоко с подписью). Ребята, вы не знаете, может ли быть яблоко для кого-то домом? (Выслушиваем ответы детей. Фиксируем внимание детей на обнаружении противоречий).
Воспитатель: Вы хотите узнать для кого яблоко – дом?
Дети: Да.
II этап – актуализация знаний.
Воспитатель: Вспомним, что такое яблоко? (Это фрукт)
Воспитатель: Почему? (Они растут на яблоне)
Воспитатель: Что такое яблоня? (Яблоня – это дерево)
Воспитатель: Какие части есть у яблони как у всех деревьев?
(Корень, ствол, ветки, листья, цветы)
Воспитатель: Из какой же части яблони образуется яблочко?( Из цветка)
Воспитатель: Если хорошо цветет яблоня весной, много и яблок будет осенью. Так для кого же яблоко может быть домом?
Если дети испытывают затруднение, воспитатель задает наводящие вопросы.
Воспитатель: Иногда, взяв яблоко в руки, мы видим, что оно не целое, а в нем есть «дверь», через которую кто-то заполз. Кто это? (Червяк, гусеница)
Воспитатель: Ребята, а червячок всегда в яблоке-домике живет?
(Червячок заползает в яблоко для того, чтобы поесть, а потом выползает из него)
Воспитатель: Значит, червячок, скорее гость, чем жилец яблока.
III этап – выдвижение гипотез, предположений.
Воспитатель: Подумаем, есть ли в яблоке постоянный «жилец»? Будем рассуждать вместе. Рассмотрим наши половинки яблок. Из чего состоит яблоко?
(Кожура или кожица, мякоть, семена)
Воспитатель: Значит, внутри яблока, как в домике находятся…( Семена)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают семена внутри яблока-дома?
(Растут и созревают)
IV этап – проверка решения.
Воспитатель: Проверим, нашу мысль о том, что яблоко – это домик для семян, где они созревают и растут.
Воспитатель предлагает детям взять лупы и рассмотреть через них половинки яблок.
Воспитатель: Что вы видите внутри яблока? (Мы видим внутри мякоть и семена)
Воспитатель: Рассмотрим семена. Обратите внимание, где находятся семена?
(Семена находятся в твердых пластинках)
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужны эти твердые пластинки?
(Защищают от повреждений)
Воспитатель: Расскажите, какие семена по цвету, по форме, величине?
(Дети описывают семена.)
Воспитатель: О чем говорит белый (темный) цвет семени?
Если дети испытывают затруднения с ответом, воспитатель дает возможность продегустировать яблоки с разным цветом семян и определить их зрелость.
(Цвет семени говорит о том, зрелое яблоко или нет)
Воспитатель: Ребята, значит, семена растут и созревают в яблоке. Теперь мы можем сказать, что яблоко – это дом для…(Семян)
Воспитатель: Значит, наша мысль о том, что в яблоке, как в доме живут семена оказалась …(Верна)
V этап – введение в систему знаний.
Воспитатель: Ребята, интересно, как себя чувствуют семена в таком доме-яблоке? (Семенам там очень хорошо: яблоко оберегает их от ветра, дождя, холода)
Дети с помощью воспитателя формулируют вывод.
Яблоко – это дом для семян, потому что оно в нем растет, и яблоко его оберегает.
Воспитатель предлагает разложить по порядку карточки роста яблони (семечко, молодой побег, деревце, цветущее дерево, дерево с яблоками).
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(ознакомление с окружающим миром)
с использованием технологии проблемного обучения на тему:
«Волшебница - зима» с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для формирования знаний детей о зиме, зимних явлениях природы. Задачи: Образовательные: обобщить представление детей о зиме; - учить детей устанавливать связи и закономерности в природе, воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; - побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; - формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима - художница; Развивающие: - развивать память, внимание, воображение; - совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, - доказательную речь; - продолжить работу над культурой речевого обращения; - развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации; - приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения. Ход НОД: Конспект непосредственно – образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Предметы, облегчающие труд человека в быту» с детьми среднего дошкольного возраста. Программные задачи: закреплять представления детей о том, что предметы имеют разное назначение; - формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; - воспитывать уважительное отношение к сверстникам. Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду — пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. Предварительная работа. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин электроприборов», рассматривание иллюстраций, наблюдения, отгадывание загадок, дидактические игры. Ход занятия Воспитатель: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает». Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их. Воспитатель: к какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы? (любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.) Воспитатель: правильно, каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки: В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (Часы)
Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос)
То назад, то вперед ходит – бродит пароход. Остановишь — горе, продырявит море. (Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов. Далее проводится игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту». Воспитатель: Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте. Фи Физминутка: «Зарядка» |
Наклонилась сперва книзу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы руки из-за головы.
Затем проводится игра «Кому нужен...?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудов процессом в быту и предметом, его облегчающим. Использует раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда и изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду — пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудную операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб — хлеборезка, одежда — стиральная машина и т. п.) Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает; «Кому нужен...».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет с выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается конченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, первым закроет клетки на своей карте.
Конспект НОД по образовательной области (ознакомлению с окружающим миром) с использованием технологии проблемного обучения с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Морское путешествие»
Цель: создание проблемных ситуаций, используя возможные варианты решения.
Задачи:
- учить детей оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.
- формировать у детей интерес к познанию окружающей действительности.
- развивать в детях мотивацию к познанию, учению через поиск новых средств и способов решения проблемных ситуаций.
- развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций.
- развивать конструктивное воображение детей.
- воспитывать моральные и нравственные качества.
Оборудование: мягкие модули, стулья, столы, строительный материал (кубики), картинки животных, фруктов, овощей, схема постройки корабля, музыкальный центр.
Ход занятия:
Аудиозапись «Шум прибоя», «Звук корабля».
Воспитатель: ребята, слышите? Вы знаете, что это за звуки? У меня для вас сюрприз. Я хочу предложить вам отправиться на корабле в путешествие по морю. Но прежде чем мы отправимся, предлагаю вам собраться в путь.
Дидактическая игра: «Собери продукты», «Собери вещи».
Воспитатель: вот мы с вами и готовы к путешествию и наш корабль готов к путешествию, занимайте места.
Дети плывут на корабле, п/игра «Попутного ветра»:
– на море легкий ветер – легкий бег;
– на море сильный ветер – быстрый бег;
– на море шторм – бег зигзагами.
Воспитатель: ребята, беда во время шторма наш корабль разбился, а мы к счастью смогли доплыть до берега острова. Что будем делать в первую очередь?
(обсохнуть, узнать обитаем ли остров).
– Остров необитаем здесь не жили люди. Чего нет на этом острове, если не было людей? Умозаключения детей. (Домов, магазинов, школ, детских садов, машин….)
– Это привычные нам условия? Почему?
– Почему здесь растут деревья? Кто их посадил? (Ветер семена принёс.)
– Походите по острову и посмотрите, какие животные живут на острове. (Дети находят картинки и называют животных).
– А какие фрукты? (Дети находят картинки с изображением фруктов, среди них картинки капусты, свеклы.)
– Как сюда попали эти овощи? (Дети пытаются доказать, что это дикие овощи).
– Ребята, а вы знаете, что фрукты и овощи на 2/3 состоят из воды. Посмотрите внимательно на фрукты и овощи, выложенные на столе. Вы видите воду? «Где же вода?». (Детей выдвигают предположения, гипотезы).
– Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?
Постепенно подвести к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?» (Что бы убедиться в том, что овощи или фрукты состоят на 2/3 из воды, надо отжать их через марлю или соковыжималку).
Опыты с фруктами и овощами, дети делают выводы.
– Ребята, давайте построим дом и будем там жить! Но у нас нет гвоздей, молотка…. Версии детей, отбирают варианты (построим шалаш из веток и листьев; найти пещеру…).
– Какую задачу мы с вами решали? (Где будем жить).
– Как мы решили проблему? (Придумали разные способы).
– Ребята, шторм утих, море стало спокойным. Давайте, сплаваем на разбитый корабль, может быть, на корабле уцелело много нужных нам вещей. Что возьмём с корабля в первую очередь? Версии детей, отбирают варианты. (Одежду, еду).
– Вот два сундука в одном одежда и еда, в другом деньги. Можно взять только один сундук. Какой возьмём? (Кто-то скажет одежду с едой, кто-то деньги).
– А зачем нам на острове деньги? (Чтобы что-то купить…)
– Но мы на острове одни. Ни магазинов, ни транспорта на острове нет. А если к острову приплывет какой-нибудь корабль, он нас возьмет, тогда деньги пригодятся? Версии детей. (Мы заплатим за проезд; за то, чтобы нас спасли…)
– А если бы наш корабль не разбился, и это мы, проплывая мимо острова, и увидели бы людей, мы бы их спасли? За деньги?
– Давайте сделаем вывод. (Значит деньги не главное, главное – это умение выжить в непривычных условиях.)
– А что для этого нужно? (рассуждения детей)
– Ребята, я на дне сундука нашла свёрток. Как вы думаете, что там может быть? Эта схема постройки нового корабля. Рассматривание схем, обсуждение постройки.
– Домой мы сможем вернуться только в том случае, если с помощью этой схемы вы сможете построить корабль.
– А теперь, ребята, можете приступать к работе. (Дети выполняют поставленную задачу, если возникают сложности, воспитатель помогает советом)
– Молодцы, ребята! Отличный корабль у вас получился!
– А теперь нам пора возвращаться домой.
Раз, два, три – ветер быстро закружи!
Нас домой возврати!
Рефлексия.
– Ребята, а пока мы плывём домой, скажите, вам понравилось путешествие?
На каком виде транспорта мы сегодня путешествовали?
– Какую задачу мы с вами решали? (как выжить на необитаемом острове)
– Как мы решили проблему? (придумали разные способы)
– Как нам удалось вернуться? (построили корабль по схеме)
Какой совет можно дать другим путешественникам? (серьезно готовиться к путешествию — брать все необходимые вещи: фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).
– Что вам понравилось больше всего?
– Вот мы и дома.
– Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.
Экологическая викторина «Знатоки природы»
с детьми среднего дошкольного возраста.
Программные задачи: закрепить знания детей о природе;
- вырабатывать умение быстро находить правильный ответ;
- развивать связную речь детей;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материал: юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильный ответ, эмблемы для команд.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята! Сегодня мы проведем экологическую викторину «Знатоки природы». Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками, начнём мы нашу викторину с разминки – опроса.
Разминка. Блиц-опрос:
-Что делает ёж зимой? (спит)
- Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)
-Лось теряет рога каждую зиму? (да)
- Ястреб хищная птица? (да)
-Кукушка хорошая мама? (нет)
- Страус самая большая птица на земле? (да)
-Ёж ест грибы? (нет)
- Камень относится к живой природе? (нет)
-Кувшинка растет в лесу? (нет)
- Клёст выводит птенцов зимой? (да).
Конверт № 1: Задание «Подбери слова».
1. Лес может быть густым, а может быть и ….. (редким)
2. Волк - зверь большой, а ёж…. (маленький)
3. Лось могучий, т. е. …..(крупный, огромный)
4. Цветы сирени ароматные, т. е…..(душистые)
5. Весна бывает ранняя, а бывает и ….(поздняя)
6. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины …..(горькие)
7. Январь год начинает, а декабрь ….(заканчивает)
8. Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т. е. ….(вьюга, пурга)
Конверт № 2: задание «Загадки».
1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Ёж)
2. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
3. Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, любит корки (мышка)
4. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт (лиса)
5. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает (зимой)
6. Вьется веревка, на конце головка (змея)
7. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает (весной).
Конверт № 3: задание «Нарисуй с закрытыми глазами»
- Из команды по одному участнику. Команде «ЭП» нужно нарисовать - медведя, а команде «ЗС» нужно нарисовать ёжика.
Воспитатель:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и листва,
Горы, воздух и трава,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг ПРИРОДА.
- Итак, мы начинаем нашу викторину. У нас две команды: «Экологический патруль», и «Зеленые спасатели»
Победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь природы и умеет правильно себя вести в природе и оберегать её. У каждой команды своя эмблема. Для определения очередности выполнения задания у нас есть юла со стрелкой, где стрелочка остановится, то и задание и выполняется. Задания выполняются двумя командами поочередно или совместно на время.
Конверт № 4: задание «Под музыку изобрази животное»
- Команда «ЭП»- Лягушку; команда «ЗС»- Зайца.
Конверт № 5: задание «Ответь на вопросы»
1. У кого из животных есть иголки? (Ёж, ехидна)
2. Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, барсук, ёж)
3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весна)
4. Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)
5. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осень)
6. Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осёл)
7. Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цвет ствола)
Конверт № 6: Конкурс «Экологический»
- Что будет, если прольется нефть в реку или в море….
- Что будет, если вырубить лес….
- Что будет, если уничтожить хищных птиц….
- Что будет, если осушить водоемы…
Конверт № 7: задание «Угадай от кого объявление»
- Мы получили лесную газету. Но почему - то животные забыли под ней подписаться, ваша задача догадаться от кого объявление.
1. Тому, кто найдёт мой хвост,
Оставьте его себе на память.
Я успешно выращу новый. (Ящерица)
2. Прошу разбудить меня весной.
Приходить лучше с мёдом. (Медведь)
3. Из птенцов за короткое время
Сделаю птиц высокого полёта.
Прошу учесть, что занятия
Провожу ночью. (Сова)
4. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.
Высиживайте моих птенцов.
Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.
Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка).
Воспитатель:
Все, что нужно год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды.
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек,
Так давайте сбережем
Наш - земной природный дом!
Подведение итогов. Давайте будем помнить, что наша планета -это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или зверь. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект по экологическому воспитанию на тему:
«Природа родного края в воспитании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста »
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный (сентябрь 2024г)
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организации творческой деятельности.
Задачи: систематизировать знания детей о растительном и животном мире своего края;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
- развивать связную речь, образное и вариативное мышление, поисково-исследовательскую деятельность, познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
- воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе;
- у детей сформируется любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, стремление к исследованию объектов природы;
- дети научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования живой природы.
Объект проектной деятельности:
развивающая среда и работа с воспитанниками, как основа приобщения воспитанников среднего дошкольного возраста к экологической культуре родного края.
Предмет проектной деятельности:
система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей среднего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в среднем дошкольном возрасте.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
1 этап проекта – подготовительный.
Постановка цели и проработка задач;
- подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
- создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы).
2 этап проекта – основной.
Работа с детьми.
Цель: активное участие детей в мероприятиях по экологическому воспитанию, использование словесных методов.
Беседы на темы:
• « что такое природа?»;
• « деревья нашего края»;
• по содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
• «о правилах поведения на природе»;
• «лес и наше здоровье»;
Рассматривание картин и иллюстраций:
• П. С. Меньшикова «Дикие животные».
• С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
• В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
• Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
• А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• В. Степанов «Животные наших лесов».
• Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
• Разучивание стихотворений о птицах, о животных,
о деревьях.
• В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
• о птицах;
• диких животных;
• деревьях;
• о природе.
Словотворчество:
• «сказки о лесе»;
• «небылицы о природе»;
Дидактические игры:
• «природа – не природа»;
• «кто в домике живет?»;
• «найди перелетных и зимующих птиц»;
• «найди по описанию»;
• «найди, кого назову»;
• «опиши, а мы отгадаем»;
• «кого не стало?»;
• «чьи следы»;
• «назови ласково»;
• «кто где?»;
Пальчиковые игры:
• «есть у каждого свой дом»;
• «воробьи»;
• «птички»;
• «кто спит зимой?»;
• «осенние листья»;
• «дикие животные»;
• «осень»;
• «зима»;
• «зайка»;
• «сорока».
Игры на развитие дыхания:
• «чей листок раньше улетит?»;
• «чья снежинка улетит дальше?»;
Игры на развитие координации слова с движением:
• «на водопой»;
• «ёлка»;
• «медвежонок»;
• «зайка».
• «дикие животные».
Игровые упражнения:
• «чему человек научился у птиц?»;
• «что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?»;
• «лес шумит»;
• «хочу быть птичкой»;
• «кто живет в лесу?»;
• «дикие животные»;
• «птички».
Наблюдения:
• За сезонными явлениями.
• За деревьями.
• За птицами.
• «Чьи следы?».
Труд в природе:
• установка кормушек;
• подкормка птиц;
• уборка мусора;
• сбор природного материала для поделок.
Театральная деятельность:
• «как готовятся звери к зиме?»;
• «на лесной опушке»;
• «чудесное превращение»;
Подвижные игры:
• «лиса и зайцы»;
• «белка»;
• эстафета «Собери мусор»;
• «охотники и утки»;
• хороводная игра: «Во поле береза стояла»;
Творческая деятельность:
• конструирование: «кормушки для птиц», «хвойный лес»; «береза»;
• рисование: «берегите природу», «деревья нашего участка»;
• лепка «животные в лесу».
Экспериментальная деятельность:
• сравнение еловых и сосновых шишек, веточек сосны и ели;
• рассматривание семян деревьев.
Оформление экологического панно:
• «природа нашего края»;
• «в осеннем лесу».
Музыкальные презентации:
• «природа нашего края»;
• «а по берегам реки Байкала»;
• «природа Иркутской области»;
• «правила поведения на природе»;
• «народные приметы»;
Экологическое развлечение
• «лесная прогулка».
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Растения нашего края и их целебные свойства».
• Пополнение художественной и научной литературы.
• Выполнение домашних заданий - составление загадок о животных.
• Участие в субботниках, в озеленении участков.
3 этап проекта - итоговый.
• Выставка продуктов детской деятельности – поделки из природного материала.
• Изготовление газеты «Вода – это жизнь»
• Выставка рисунков «Животные, занесенные в Красную книгу»
I Блок «Животный мир»
Выявить представления детей о животных и птицах.
• Каких знаешь птиц?
• Чем питаются птицы?
• Каких знаешь животных?
• Чем питаются?
• Какие животные уходят в зимнюю спячку?
• Какие животные меняют шубу?
II. Блок «Растительный мир».
Выявить представления о деревьях.
• Назови деревья и их признаки?
• С какого дерева лист?
• Наблюдения за посадками в группе
Литература
1. Золотова Е. И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н. Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
3. Н. А. Рыжова, Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
4. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» «Карапуз» М.: 2001год.
Проект по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста на тему: «Я познаю мир природы»
Аннотация проекта:
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Социальная значимость проекта: формирование основ экологической культуры.
Актуальность проекта:
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября по ноябрь).
Цель проекта: создание условий для формирования первоначальных основ экологической культуры дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме;
- провести мониторинг: анкетирование родителей, диагностирование дошкольников с целью определения уровня экологического воспитания;
- формировать навыки культуры поведения в природе; эмоционально-положительное отношение и познавательный интерес к различным объектам и явлениям природы;
- развивать познавательный интерес к природе и ее изучению.
План реализации проекта.
I этап: организационный:
- выделение проблемы проекта по результатам анализа итоговой диагностики дошкольников по экологическому воспитанию;
- подборка и изучение научно – методической литературы по теме проекта;
- совершенствование развивающей среды, создание новых пособий, картотека опытов и экспериментов, картотека экологических игр, картотека наблюдений на прогулке;
- первичный мониторинг;
- определение содержания проекта, план его реализации;
- анкетирование родителей.
II этап: основной:
- реализация плана работы педагога с дошкольниками;
- реализация плана работы с родителями;
III этап: итоговый:
- проведение диагностики в целях оценки эффективности проекта;
- анализ результатов проекта, выявление достижений и недостатков, определение перспектив.
Ожидаемые результаты проекта:
- пополнится дидактический материал по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе;
- повысится уровень экологического воспитания дошкольников;
- возрастет уровень активности детей, самостоятельность в решении поставленных задач;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
План реализации проекта с детьми:
Сроки | Тема | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | Наблюдение за овощами в огороде. Сбор овощей. | Продолжить знакомить детей с основными видами овощей. | Огород, лопатки. |
Беседа «Что выросло на огороде». «Что нам осень подарила» | Продолжить учить узнавать и называть части растения. Закрепить знание детей об осени (какие изменения происходят в природе - растительном и животном мире, ее характерные признаки). | Сюжетные картинки знакомство с окружающим. Муляжи и натуральные овощи и фрукты. | |
НОД « Наш дом – природа» Опыт «Красящие вещества овощей». | Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного настроения, воспитание любви к природе. Познакомить детей с тем, что в овощах тоже есть сок, он имеет цвет. | Размещение указателей объектов экологической тропы. Овощи: свекла, морковь, огурец, помидор; салфетки из ткани, влажные салфетки, пластмассовые стаканчики. | |
Беседа: «Насекомые-какие они?» | Уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении. | Иллюстрации насекомых. | |
Д/игра «Летает, не летает». | Закреплять знания о насекомых, их видах, способах передвижения. | Карточки. | |
Наблюдение за насекомыми Опыт «Строение насекомых». | Продолжить знакомство с разнообразием видов насекомых, систематизировать представления детей о поведении насекомых. Освоение части тела насекомого. | Насекомые Лупа, пластиковый контейнер, листы бумаги и карандаш, модель насекомых, плакат «Строение насекомых».. | |
Октябрь | Беседа «Для чего нужна вода человеку?» | Рассказать о значении воды в нашей жизни. | Загадки, тучка – шапочка, солнышко на палке, капельки-шапочки. |
Практическое занятие «Что мы знаем о воде» | Формировать у детей элементарные знания о круговороте воды в природе. | Поднос, пипетки, пластмассовые блюдца, губки, кусочки пенопласта, лупы, песок, фартуки. | |
НОД «Вода в жизни человека» | Путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях. | Картинки по теме вода, пластиковые стаканчики, полоски цветной бумаги, кусочки льда. | |
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе». | Развитие способностей отгадывать загадки, развитие мышления и воображения. | Рисунки и иллюстрации по теме, о которых говориться в загадках, игрушечные животные. | |
Беседа «Что такое камни. Откуда они берутся. Какие они бывают» | Закреплять представления о разнообразии камней. | Наглядный материал. | |
НОД «Эти удивительные камни» | Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека. | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром». | |
Лепка «Разноцветные камни» | Становление эстетического отношения к окружающему миру | Пластилин. | |
Ноябрь | Беседа «Почва - живая земля». | Познакомить детей с составом земли. | Иллюстрации. |
Эксперимент «Свойства почвы» | Познакомить детей с составом почвы | Белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля. | |
Опыт «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | Две стеклянные баночки с сухой и влажной почвой, лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка. | |
Рисование «Растения и почва» | Формировать у детей представления о почве как компоненте природы. | Альбомные листы, иллюстрации по теме. |
План реализации проекта с родителями:
Тема | Задачи | Выход материала |
Анкетирование родителей. | Выявить уровень экологической культуры | Анкеты |
Стенд «Знай и береги природу» | Привлечь внимание родителей к участию в природоохранной деятельности. | Плакат |
Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников» | Познакомить родителей с основами экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. | Консультация |
Акция «Помоги птицам!» Изготовление кормушек. | Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы. Уточнять и расширять представления родителей и детей о птицах родного края. | Изготовление кормушек |
Консультация: «Домашние животные в жизни ребёнка» | Уточнять и расширять представления родителей и детей о животных родного края. | Консультация |
Изготовление листовок «Сохраним воздух чистым в нашем городе» | Показать родителям, как важен чистый воздух | Листовки |
Консультация: «Игра или экспериментирование». | Рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. | Консультация |
Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для родителей и любопытных дошколят». | Привлекать родителей к познавательно исследовательской деятельности детей. | Презентация |
Проект по формированию экологической культуры: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Разделы:
1. Актуальность проекта
2.Цели и задачи
3.Этапы реализации
4.Ожидаемые результаты
Паспорт проекта.
Тип проекта: информационно – исследовательский
Участники проекта: дети – педагоги – родители
Продолжительность реализации проекта: краткосрочный 2 недели
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
1.Актуальность проблемы
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
2. Цель проекта:
Знакомство детей с проблемой загрязнения окружающей среды мусором , формирование представлений о необходимости переработки мусора.
Задачи проекта:
познакомить детей с видами отходов, узнать об опасности отходов для жизни человека и животных;
- расширить знания о способах переработки мусора;
- воспитывать бережное отношение к природе.
3. Этапы реализации проекта
1этап – подготовительный:
- составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»;
- систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
- привлечение родителей к работе по проекту.
2 этап – практический:
- беседы, занятия с детьми по теме «Загрязнение окружающей среды мусором»;
- показ презентации, слайд шоу;
- знакомство с «Красной книгой Иркутской области»
- конкурс поделок из бросового материала «Новая жизнь ненужных вещей»;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- выпуск экологический газеты, плаката;
- экологические, подвижные, дидактические игры.
3 этап – итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности детей педагогов.
4. Ожидаемые результаты
- непосредственное участие родителей и детей в реализации проекта;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об охране природы;
- организация выставки в детском саду с использованием «бытовых отходов»;
- создание в ходе проекта стенгазет, консультаций, брошюр для родителей;
- формирование навыков экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Перспективный план реализации проекта: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Беседа с детьми: «помогите природе». Ознакомление с видами бытовых отходов.
Экспериментальная деятельность: «сортируем мусор», «мусор в земле», «изготовление новой бумаги».
Просмотр презентаций: «Красная книга Иркутской области», «переработка мусора в промышленности».
- дидактические игры по охране природы;
- изготовление с детьми природоохранных знаков;
- изготовление поделок из бросового материала: «Новая жизнь ненужным вещам»;
- НОД «Бросим умный взгляд на мусор», «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
- выпуск экологической газеты для родителей: «Прикоснись к природе сердцем!»
Приложение.
Тематические игры и наблюдения.
1.Наблюдение. В течение нескольких дней обращать внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверить , есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратить внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
2. Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт. «Изготовление новой бумаги».
Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
4. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
5. Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Цель: Формирование навыков экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.
6. Игры.
1.«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
2.«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
3.«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
4.«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
5.«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
6. «Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
7. «Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло - прозрачное).
