Исследовательские работы учащихся

Таханова Дулма Баировна

Здесь представлены исследовательские работы учащихся начальных классов, победителей школьных, муниципальных научно-практических конференций

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ТАКСИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ А.А. МЕЗЕНЦЕВА»

УМНОЖЕНИЕ – ПРОСТО!

Номинация: «Математика»

        Выполнила: Перевалова Вероника,

3  класс "Б", 9 лет.

Руководитель:

Таханова Дулма Баировна

2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................................3

ГЛАВА 1.

1.1. Что такое умножение?  ........................................................................................................4

2.1. Умножение в жизни человека……………………………………………………………..4

ГЛАВА 2.

2.1. Результаты анкетирования  ................................ ………………………………………….4

2.2. Разные способы умножения……..........................................................................................5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….7

РЕЦЕНЗИЯ………………………………………………………………………………………8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   ..................................................................8

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность: В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учёбе,  в частности,  к математике. Многие ученики не знают даже таблицы умножения! Чтобы заинтересовать учащихся математикой, помочь им в работе над таблицей умножения я выбрала тему работы «Умножение - это просто!».

Цель: знакомство с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений

Задачи:

1. Провести анкетирование в 3Б классе «МБОУ Таксимовская СОШ №1 имени А.А. Мезенцева» по теме исследования;

2. Найти и разобрать различные способы умножения чисел, научиться демонстрировать некоторые способы умножения;

3. Создать брошюру «Способы и приемы быстрого запоминания таблицы умножения»;

4. Научиться работать с информацией: искать, отбирать, оформлять найденный материал.

Гипотеза: мы думаем, что существует несколько способов умножения, но лучший способ умножать – это знать таблицу умножения.

Объект: умножение как арифметическое действие

Методы исследования: изучение Internet-ресурсов;

Практическая значимость: материалы проектной работы можно использовать на уроках математики, при изучении темы «Умножение»

ГЛАВА 1

1.2. Что такое умножение?

В ходе исследовательской работы мы  решили выяснить, а что же такое умножение?  УМНОЖЕНИЕ -  арифметическое действие. Обозначается точкой «•» или знаком «х».

Из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И. выяснили, что умножение – это математическое действие, посредством которого из двух чисел (или величин) получается новое число (или величина), которое (для целых чисел) содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором. Чтобы найти результат умножения двух или нескольких чисел, умножение расписывают в виде суммы слагаемых. Считают результат. Но это очень длинная процедура. Поэтому в школах введена таблица умножения, которую должен знать каждый школьник, если он хочет быть успешным в учебе.

1.2. Умножение в жизни человека

       Таблица умножения нужна всем, каждый человек в своей жизни пользуется таблицей умножения, часто даже не замечая этого. В некоторых ситуациях приходится не только умножать, но и пользоваться обратным действием − делением.

Вот несколько примеров тех жизненных ситуаций, где человек использует таблицу умножения: 1.  В изучении многих школьных предметов (математика, геометрия, алгебра, физика, химия и др.) 2. В профессиональной деятельности (прораб, инженер, строитель, архитектор, плотник, столяр, продавец, учитель и т.д.) 3. В быту (определение площади комнат в квартире; расчет строительных и отделочных материалов для ремонта на даче, в квартире, в офисе и прочее; оплата коммунальных услуг; для расчета пропорций при приготовлении пищи; расчет стоимости покупки в магазине; оценка финансового состояния своих возможностей и т.д.

Таким образом, умение умножать необходимо в практической жизни для  каждого человека.

ГЛАВА 2

2.1. Результаты анкетирования

Чтобы выяснить, какой способ заучивания таблицы самый популярный среди моих одноклассников, мы провели анкетирование учеников 3 «Б» класса (25 человек) по теме «Знаешь ли ты таблицу умножения?»

Получили следующие результаты:

1. На вопрос «Необходимо ли современному человеку хорошо знать таблицу умножения?» ответили:

• да – 24 чел. (96 %),

• нет – 1 чел. (4 %).

2. На вопрос «Испытывал ли ты сложности при запоминании таблицы умножения?» ответили:

 • да – 15 чел. (60 %)

• нет – 10 чел. (40 %)

3. На вопрос «Какие способы ты применял при заучивании таблицы умножения?» большинство опрашиваемых (20 чел. – 80 %) ответили «зубрёжка».

4. На вопрос «Таблица умножения на какие цифры тебе давалась труднее всего?» ответы распределились следующими образом:

- на 3 – 1 чел.

- на 4 – 3 чел.

- на 5 – 2 чел.

- на 6 – 3 чел.

- на 7 – 7 чел.

- на 8 – 6 чел.

- на 9 – 3 чел.

Выводы: 1. Почти все участники анкетирования считают, что современному человеку нужно хорошо знать таблицу умножения. 2. Большинство наших одноклассников испытывали сложности при её запоминании. 3. Основным способом запоминания таблицы умножения является «зубрёжка». 4. Сложнее всего было выучить таблицу на 7 и 8.

2.2. Разные способы умножения

      Способов запоминания таблицы умножения существует достаточно много, где-то насчитывают около 30. В литературе и в Интернете мы  нашли некоторые из них. Понравившимися решили  поделиться с друзьями в классе. Мы вместе оценили их положительные и отрицательные стороны, сделали выводы о их применимости.

Таблица умножения в стихах.

     Некоторые ребята, когда видят, что надо заучить 100 числовых выражений в таблице, то просто впадают в панику. Но существует выход: в Интернете нашли  достаточно много стихов, которые помогут запомнить таблицу.

     Плюсы этого способа: он подходит тем, у кого хорошая память, кто любит читать стихи.

     Недостатки (минусы) – при вычислениях каждый раз вспоминать то или иное четверостишие не будет хватать времени для урока.

      Вывод: учить таблицу!

Графический способ умножения.

      Например, 2•3 =6. Для этого рисуются 3 вертикальных линии и 2 горизонтальные линии так, чтобы они пересекались Количество точек пересечения – результат  произведения.

      Плюсы данного способа- наглядность.

      Минусы – при устном счете каждый раз к рисунку- потеря времени.

      Вывод: пользоваться можно, со временем таблица запомнится через эту наглядность.

Запоминание таблицы умножения на 5 с помощью часов.

      Плюсы данного способа- наглядность.

      Минусы – при устном счете каждый раз обращаться к часам нет возможности.

      Вывод: пользоваться можно, со временем таблица запомнится через эту наглядность.

Умножение на 9 на пальцах

Положить все 10 пальцев веером перед собой ладошками вниз и загадать число, которое хочешь умножить на 9. Например, 6. Найти 6-й по счету палец (считать от левого мизинца до правого): слева от этого [т.е. шестого] пальца будут пять пальцев, это - число десятков, справа от него будут 4 пальца - это единицы. Итак: 9х6 = 54.

Можно вместо 10 пальцев использовать 10 клеток в тетради: 9x8=72

Плюсы – очень понравился этот способ!

Минусы – тратится много времени.

Вывод: учить таблицу умножения

«Китайский болванчик» при умножении на 9

Если начинать писать ответы с десятков в столбике от единицы до восьми,  на рисунке цифры показаны красным цветом. Затем пишем в ответе единицы от единицы до восьми, только с конца столбика синим  цветом.

9*2=18                         

9*3=27                            

9*4=36                           

9*5=45                            

9*6=54                            

9*7=63                            

9*8=72                           

9*9=81                           

А еще посмотрите,  оказывается сумма цифр двух чисел равна  9.

Умножение на 11.

Допустим, нам нужно умножить 63 на 11.

Возьмите двузначное число, которое нужно умножить на 11 и представьте между его двумя цифрами место: 6_3

Теперь сложите первую и вторую цифру этого числа и поместите в это место: 6_(6+3)_3

И наш результат умножения готов: 63*11=693

Заключение

В ходе исследовательской работы моя гипотеза  подтвердилась: существует много различных, забавных и интересных способов умножения. Но не все способы удобны в использовании. И мы думаем, что самый верный способ правильного умножения – это знание таблицы умножения наизусть!

С данной работой и презентацией   я  выступила на школьном Фестивале проектов, чтобы помочь учащимся в быстром и интересном  заучивании  таблицы  умножения, а для учащихся и учителей начальных классов сделала брошюру «Способы и приемы быстрого запоминания таблицы умножения»

 Для каждого человека найдется свой способ запоминания  таблицы умножения, а может быть даже и несколько, которые позволят в непринужденной форме , весело, интересно, без зубрежки, запомнить ее результаты, ведь    таблица умножения достойна уважения!

Рецензия

на исследовательскую работу ученицы 3Б класса

МБОУ «Таксимовская СОШ №1 имени А.А. Мезенцева» Переваловой Вероники

на тему «Умножение – это просто!»

В исследовательской работе, представленной на рецензию, изучены и представлены различные способы умножения, их практическое применение. Тема, рассмотренная в работе актуальна, поскольку навык умножения в начальной школе является основой для формирование вычислительных умений и навыков.

Работа носит исследовательский характер, так как ученица самостоятельно анализировала информацию из разных источников, провела анкетирование среди своих одноклассников и результаты представила в своей работе.  Хотелось бы отметить, что в ходе исследовательской деятельности ученицей был создан образовательный продукт - буклет ««Способы и приемы быстрого запоминания таблицы умножения», что указывает на практическую значимость данной работы.

Понятийный аппарат и структура соответствуют требованиям, предъявляемых к исследовательским работам.

Тема проекта раскрыта, продемонстрирован материал, выходящий за рамки школьной программы.

Считаю, что данная работа будет интересна широкому кругу учащихся, увлекающихся математикой.

Руководитель:                                                               /Таханова Д.Б./

Список использованной литературы

1. И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин « За страницами учебника математики»

2. Я.И.Перельман  Быстрый счет. 30 приемов быстрого счета

3. https://www.klass39.ru/matematicheskaya-masterskaya-interesnoe-umnozhenie-dvuznachnyx-chisel/



Предварительный просмотр:

МБОУ «ТАКСИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ИМЕНИ А.А. МЕЗЕНЦЕВА»

КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ

Номинация: «Животный мир»

        Выполнила: Сапожникова Владислава,

3  класс "Б", 9 лет.

Руководитель:

Таханова Дулма Баировна

2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретический анализ выражения «Крокодиловы слёзы»………………4

1.1. Откуда произошло  крылатое выражение «Крокодиловы слёзы»?.................4

1.2. Настоящая причина крокодиловых слёз……………………………………....5

Глава II. Практическая часть исследования……………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………............ 7

Список литературы……………………………………………………….................8

Приложения

Введение

Однажды на уроке русского языка при изучении темы фразеологизмы, я впервые услышала выражение «Крокодиловы слёзы».  У всех народов это выражение  означает   фальшивое, неискреннее выражение эмоции, притворный плач. Мне захотелось узнать о причинах крокодиловых слёз, действительно ли они плачут от того, что им жаль свою жертву?

Теоретической основой  для работы послужили легенды о том, что крокодил, поедая свою добычу, плачет «крокодиловыми слезами».

Цель исследования – узнать о причинах крокодиловых слёз.

Задачи:

1. Проанализировать информацию в интернете по данной теме, выявить причины крокодиловых слёз

2. Провести анкетирование в 3-х классах;

3. Подвести итоги исследования.

Объектом работы   стали крокодилы.

Предмет исследования: процесс плача крокодилов

ГИПОТЕЗА – крокодилы плачут не из-за чувства  жалости или коварства, а по какой-то другой причине.

Практическое значение работы заключатся в том, что информация, найденная в ходе исследования может быть использована на уроках окружающего мира и русского языка.

Глава I. Теоретические основы выражения «Крокодиловы слёзы»

1.1.  Откуда произошло крылатое выражение «Крокодиловы слёзы»

                О крокодиле ходит много мифических историй и легенд. Старые легенды рассказывают, что крокодил льет горькие слезы, оплакивая несчастную жертву, им же самим проглоченную.

Самое первое упоминание о «крокодильей жалости» исходит от патриарха Фотия (810-895г. нашей эры). Сам Фотий рассказывает читателям о том, что дескать слышал от людей, о крокодилах, которые льют слезы на головы и останки ими же убитых жертв. Мудрый Фотий долго размышлял над этим и нашел объяснение в том, что крокодил плачет над тем что, голова и оставшиеся кости не годятся в пищу.

           Второе упоминание о крокодильих слезах встречается в книге «Путешествие сэра Джона Манделейна». Книга была невероятно популярной в Европе, ее даже читал Христофор Колумб. В книге есть следующий отрывок: «..в этой стране (Эфиопии) живет множество крокодилов, которые рыдают, когда поедают человека».

          Крокодил кровожадный….. На самом деле ли крокодилы такие кровожадные и коварные, какими они предстают в различных историях? Например, древнегреческий ученый Элиан писал, что крокодил, набрав в пасть воды, обливает ею тропинки вблизи реки и, как только человек или животное поскользнется и упадет, он нападает на них и поедает.

           Крокодил беспощадный….. В Интернете можно найти фотографии, на которых крокодилы нападают на стадо бегемотов или пытаются утащить слонёнка в реку за хобот. На людей регулярно нападает только один его вид — гребнистый крокодил. От зубов этих пресмыкающихся погибает больше людей, чем от каких-либо других животных.

1.2. Настоящая причина крокодиловых слёз

Оказывается, в наше время было проведено необычное исследование.2 При подготовке научной статьи, медики заинтересовались причинами появления термина «крокодильи слезы»: им было важно определить, существует ли это явление на самом деле и если да, то чем оно объясняется. Медики вместе с зоологами отправились на крокодилью ферму, где ученые наблюдали за четырьмя кайманами и тремя аллигаторами. Накормив пресмыкающихся говядиной на суше, они снимали эксперимент на видеопленку. Наблюдения показали, что из глаз пяти из семи рептилий во время еды текли слезы. Но почему?!

          Всё просто… Лишь сравнительно недавно шведским ученым удалось раскрыть эту тайну. Выяснилось, что крокодилы «плачут» вовсе не от жалости, это не способ выражения их эмоций или проявление коварства. Просто почки крокодила не справляются самостоятельно с выводом из организма ненужных солей и шлаков. На помощь им приходят особые железы, которые дополняют функции почек. Протоки этих желез расположены в уголках глаз крокодила и открываются наружу. Когда железы выводят ненужные соли, то кажется, что крокодил плачет. Заработали железы - и заплакал крокодил горючими слезами.

Глава II. Практическая часть

Для того, чтобы узнать осведомлённость ровесников по данной теме, мы провели анкетирование в 3-х классах Таксимовской СОШ №1.  Было опрошено 25 учащихся. Анкета состояла из 3- вопросов:

1)Слышал ли ты фразу «Лить крокодиловы слёзы?» (Да/нет)

2)Что означает выражение «лить крокодиловы слёзы»?

3)Почему плачет крокодил?

На первый вопрос большинство  - 20 учащихся ответили, что не слышали об этом выражении. Только 5 человек знакомы с этим выражением.  На второй вопрос многие ответили неправильно.

На третий вопрос 16 человек считают, что крокодилы плачут из жалости;

6 человека сказали, что крокодил подавился во время еды, поэтому расплакался;

3 человек посчитали, что это какая-то особенность  его организма.

Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство моих ровесников не слышали в жизни выражение крокодиловы слёзы и не знают о настоящих причинах крокодиловых слёз. Поэтому, на уроке окружающего мира я выступила перед своим классом со своим докладом.

Заключение

Итак, в ходе работы над темой мы пришли к выводу, что крокодилы действительно плачут, таким образом их организм освобождается от избытка солей, поступивших с водой и пищей.

Значит, моя гипотеза подтвердилась. Действительно, крокодил плачет не из-за жалости к своей жертве, а из-за особенности организма.

Список использованных источников

  1. Большая детская энциклопедия http://2i.su/
  2. Детская энциклопедия «Чудо-Почемучка» https://chudo-udo.info/pochemuchka
  3. Журнал о животных https://animaljournal.ru/
  4. https://stihi.ru/2018/11/06/1717 Статья «О чём плачут крокодилы?»

Приложение 1.

рис.1. Крокодилы, наряду с птицами, — единственные выжившие представители подкласса архозавров

рис. 2. Зубы в течение жизни крокодила меняются неоднократно.

Приложение 2.

рис 1. Размножение крокодилов.

рис. 2 .  Самым большим крокодилом является морской крокодил или Crocodylus porosus.

Приложение 3.

рис 1. Скорость плавания крокодилов составляет 40 километров в час. Бегают они и того меньше – до 11 километров в час на короткие дистанции.

рис. 2. Чтобы помочь своему желудку справиться с большими кусками еды, крокодилы заглатывают камни.

Приложение 4.

рис 1.  В среднем, крокодилы живут до 50 лет. Но существуют и долгожители возрастом в 110 лет.

рис. 2. Osteolaemus tetraspis – это самый маленький карликовый вид крокодилов, взрослые особи которого с трудом достигают двух метров.

рис. 3 Старые легенды рассказывают, что крокодил льет горькие слезы, оплакивая несчастную жертву, им же самим проглоченную.



Предварительный просмотр:

ЛОШАДЬ В ЖИЗНИ БУРЯТСКОГО НАРОДА КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЛОШАДЬ В ЖИЗНИ БУРЯТСКОГО НАРОДА?

Бурятская лошадь под бурятским седлом. 

      Основным занятием бурят в древности было скотоводство. Бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота. Лошадь давала мясо и молоко, служила основным средством передвижения, ее легче было содержать на подножном корме. Богатые семьи владели многочисленными конскими табунами. Основой бурятского хозяйства было скотоводство. Буряты разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и верблюдов. Развивающееся скотоводство носило своеобразный характер. Богатство составляло не стада рогатого скота, а табуны лошадей. В силу этого хозяйство бурят развивалось в сторону перерастания в табунное скотоводство, в составе которого конские табуны преобладали над стадами рогатого скота. Эта тенденция наблюдалась, прежде всего, у богатых семейств, так как именно скотоводство давало больше продуктов для торговли и обмена с соседними племенами. Археологические раскопки Манхайского городища позволили обнаружить ритуальное захоронение костей коня. Это были трубчатые кости ног, не расколотые для извлечения костного мозга, а целые, как это делалось во время шаманских жертвоприношений. Вероятно, жертвенная лошадь была убита во время закладки укрепления, а кости ее захоронены после ритуальной трапезы. Также были обнаружены более двух десятков каменных плит с изображением лошадей и всадников. Лошади часто украшены султанами и подшейными кистями. На шеях видны острые зубцы подстриженной гривы. Лошади иногда одеты в специальную броню, которая, как и броня на фигурках всадников, передается поперечными линиями.

          Одна из ведущих ролей в героическом эпосе бурят «Гэсэр» принадлежит богатырскому коню, боевому товарищу героя, его верному другу, помощнику во всех боевых походах. Конь наделен даром человеческой речи, а кроме этого еще и большим умом, превосходящим иногда ум хозяина. Богатырский конь обозначается термином «хулэк», собственного имени он не имеет. Кони называются главным образом по их масти: светлый, темный, золотистый и так далее. Масти коней по существу становятся именами. Бурятский язык богат словами, обозначающими возраст, масть коней. Например, «унаган» - жеребенок, «дааган» - двухлетний жеребенок, «гунан» -трехлетний конь, «донон» - четырехлетний; или «хэер» - гнедой, «шарга» - соловый, «хурэн» - бурый, «хара» - вороной, «боро» -серый, «cooxoj)» - пестрый. Дружба между конем и былинным героем самая трогательная. В бурятских улигерах с любовью описываются скачки, бег коней. Описания богатырских скачек в бурятском героическом эпосе относятся к постоянным эпическим формулам. Картины скачек изображают сказочную быстроту богатырского коня, доставляющего богатыря до места. Вот описание богатырского коня. Вдруг С крепким горячим телом, С лоснящейся гладкой шерстью, С легкими прочными костями, С нескользящими копытами, С неутомляющейся спиной, С туловищем в тридцать шагов длиной, С зубами в три пальца, С ушами в три четверти, С хвостом в тридцать локтей (Над крупом его развевая), С гривой в тридцать аршин, (На холку ее забросив), Копытами огонь высекая, Из черных глаз молнии испуская, С седлом и уздечкой в серебре, Появился конь на Сумбэр-горе. Бухэ Бэлигтэ батор Вещего сказочного коня За красный шелковый повод схватил, В звенящие серебряные стремена Точно и прочно встал. В якутское серебряное седло Крепко сел И с этого мгновенья называться стал Абай Гэсэр. Вещий конь до небес начал взвиваться, Абай Гэсэр уменьем своим сумел удержаться, Сказочный конь по земле начал пластаться, Абай Гэсэр удалью своей сумел удержаться. Спрашивает конь у своего седока: Много ли силы в тебе и насколько она крепка? Отвечает седок: - Не буду хвалиться, Хвалиться батору - последнее дело, Но будь у земли ручка, за которую бы ухватиться, Повернул бы землю и вправо, и влево. А теперь ты отвечай мне,- Спрашивает седок на гнедом коне, - Насколько ты быстр, чего ты стоишь, От кого ускачешь, кого догонишь? Три травинки в огне не успеют сгореть, Я нашу круглую землю обегу на треть. Пока девять травинок сожжет огонь, Землю вокруг обежит твой конь. Если так, мы удачно соединились, Быстрота и сила тут породнились. При таком удачном союзе нашем Ни один супротивник нам не страшен, - Так коню своему седок сказал И в сторону дома поскакал. Вещий конь гнедой Как стрела летит, Между небом и землей Как орел парит, Земля под конем Звенит, сотрясается, Небо по краям Содрогается, Черные горы разваливаются, Черная пыль поднимается, Красные горы разламываются В красную пыль превращаются. Синие горы дробятся, Синей пылью клубятся. Накопление богатства (а основным богатством были табуны лошадей) являлось стимулом для грабежа, разжигало захватнические стремления различных племен. У бурят существовал обычай готовить коня к далеким походам, так сказать «выстаивать коня», чтобы он стал красивым и быстрым, как белка. На коне красовалась красочная сбруя, серебряное седло с десятью или двадцатью подпругами, потфей, серебряные стремена, шелковый потник, узда, недоуздок, изукрашенные позументами и бляхами. Не менее красивой была и коновязь.

         Бурятский народ, внося в свою жизнь новые элементы быта, культуры, не отказывается и от хороших старых традиций. Такие традиции сохранились в национальных праздниках. Народное празднество сурхарбан, обычно устраиваемое летом, основано на национальном виде спорта - стрельбе из лука. В программу праздника входит также бег скакунов. Во время сватовства женихи должны проявить мужество, предприимчивость, физическую силу. Их борьба с другими женихами, стрельба из лука, скачки на лошадях показывают меру физической силы и доблести. Во время праздника буряты употребляют кумыс - «хурэнгэ», напиток, изготовляемый из молока. Из хурэнгэ перегоняют молочную водку. Хурэнгэ приготовлялось не только из коровьего, но и из молока кобылиц. КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЛОШАДЬ В ЖИЗНИ БУРЯТСКОГО НАРОДА? Бурятская лошадь, из ответов на вопросы викторины Бурятская лошадь, верхово — упряжная, местная, выведена и издавна разводится на территории Бурятии. Животные низкорослые, выносливые, неприхотливые, приспособлены к табунному содержанию и тебеневке. Используются для получения мяса и молока. Возможно, наши далекие предки заметили, что конина хорошо усваивается организмом, так как конский жир плавится при более низкой температуре, чем жир других животных (конский - при температуре 30-35 градусов, в то время как бараний или говяжий — при температуре 44-45) .Конечно, этого не могли не знать люди позднейших эпох, любимым блюдом которых была конина. Впрочем, во многих странах, особенно в странах Азии и Африки, до сих пор употребляют в пищу конское мясо. Достоинства кумыса общеизвестны. Прежде всего - прекрасное лечебное средство. Во-вторых, чудесный тонизирующий напиток. Высоки диетические и питательные свойства кумыса. Словом, он полезен во всех отношениях. Кроме того, кумыс относится к тем напиткам, которыми встречают почетного гостя. Высоко ценили его в старину. Необычайно широкой популярностью пользуется он и теперь.

ТАНАЙ АНХАРАЛДА «Морин эрдэни ажаллаха заншал, хүнүүд ба зэмсэгүүд» гэhэн зүжэглэмэл наадан.

Амаршалгын хатар.

(Булта дахин гарана)

Морин, морин!

«Морин» гэhэн нэрэшни

Ямар хонгео hайхан бэ!

Моригүй     нютаг гэжэ

Манай арадта байдаггүйл.

2.Мориной зэмсэгуүд, hургаалнууд.

*Абань хүбүүдтээ эмээл харуулна.

- Буряад хүн гээшэ морин эрдэниеэ хани нүхэр мэтэ hанажа, тэрэнээ шэмэглэн гоеодог бэлэй. Тиигэжэ моринойнгоо хазаар, эмээл, хударга, дүрѳѳбшэ гэхэ мэтэнүүдые мүнгэн угалзануудаар, үнэтэ шулуунуудаар гоеодог байгаа, харин гуулин дүрѳѳнүүдыень гое угалзаар шэмэглэдэг hэн.

- Эмээлээ моринhоо абахадаа, үндэр урдахи бүүргыень урагшань харуулаад табиха. Моринhоо буухадаа, уламаа hуладхаха еhотой. Хүлэрhэн мориной эмээл, тохомыень гансата абахагүй, хүлhэнэйнь хатаhан хойно абаха.

- Эмниг морин эмээллүүлхэ бүреэ номгон болодог. – Манай Сахюурта нютагта Батын Жаргал 13 наhатайhаа бухы наhаараа адуушан ябаhан. Яагаад мори ажаллахаб гэжэ олон лэ hургаалнуудые хэлэhэн даа. Хуршэ Хойто – Ага нютагтамнай Бандандугар Цыренжапов гэжэ хүн суута Хара Азарга гэжэ мори hургаhан суутай.

-Yшѳѳ ѳѳрэгты, ямар hонин гээшэб. Урда – Агда ямар удуушад бииб?

- Урда –Агада Доржиев Жалсабай, Боро Пурбуев, Дашиев Цыремпил, Хончино Шэмэд гээд олон байhан даа. Заа, би үглѳѳдэр бэшэ адуушад тухай хѳѳрүүжэнби даа.

(  Хубууниинь хээрэ талада холын аянда замда ябахадаа, мориео амаруулангаа, ѳѳрѳѳ хун яагаад амардагыень харуулна.)

Басагад тэргэ дээрэ hууhанууд, мориной hуулээр, дэлhээр аяа томоно.

*Хазаар тухай.

- Хаанашье тѳѳрибэл, мориндоо найдаарай., жолоогоо hула табяарай.( хазаар зуб хуряангаа хэлэнэ)

- Морин гэртээ ерэшэхэ гү?

- Тиигэхэ. Ямар ухаатайбши даа, дүүхэймни.

- Дүүнэрни, Шулуутайда «Аргал» гэжэ ажахы дээрэ Жанабазаров Жамьян – Базар ахай гүйгѳѳшэ моридые hургадаг hургуули нээhэн.

- Би Шулуутай ошожо,тэрэ hургуулида ябахаа hананаб.

- hаядаа ошохобди.

* Урга тухай.

- Хүбүүд, басагад, таабари таагты.

Гэртэ багтахагүй, гарта багтадаг. Юун бэ(( булта бодолгото болоно, таажа ядахадань урга бариhан хүбүүн ороно, булта «урга» гэжэ хэлэнэ)

- Ургаар мори бариха – улан гарай хүсэн,

Урин hайхан ябаха – ухаан бэлигэй хүсэн.

_Хүбүүд, «Мори hургааша» гэжэ наада наадая.

Исполнитель изображал наездника, укрощающего строптивого коня, роль которого выполняла палка или трость. Дикие скачки лошади, пытающейся сбросить седока, различные ухищрения всадника, то с трудом удерживающегося в седле, то молодцеватого гарцующего на усмиренном коне, имитация бега коня – все это разыгрывалось очень живо и точно.

Абань:

- Хүбүүд, наадахатнай хүрѳѳ, үнэн моридоо hургахаяа ошохоор болоот.

- Нээрээшье бидэ ургаяа баряад, ошожо моридоо hургахамнай.

Эжынь:

- Хүбүүднай мориндо мордожо, мори hургаха шадабаритай болобо. Хүлынь дүрѳѳдэ, гарынь ганзагада хүрэбэ даа.

Ажал, мори ажаллалга.

Абань:

- Би мориндоо мордоод, хонидоо адуулхаяа ошохомни даа.

Эжынь:

- Эмээлэйнь дүрѳѳдэ hү дуhаахамни, урагшатай байха. Дүрбэн хүлтэй боро хүбүүн элбэг болоо гэлсэнэ.

Оньhон үгэнүүд.

- Хоер булэг болоод, hургаал заабари хэлэhэн морин тухай оньhон үгэнүүдые мүрысэн хэлсэхэмнай гү?

- Хэлсэе!

*Моригүй  хун мухар,

Хонигүй хун хооhон.

*Машинатайшье hаа, морин хэрэгтэй,

Залуушуултайшье hаа, үбгэд хэрэгтэй.

*Эсэhэн мориндо хазар хүндэ,

Эбдэрhэн тэргэд арал хүндэ.

*Гамтай унахада, морин тарган,

Эбтэй ажаллахада, ажал түргэн.

*Унажа ябаhан моринойнгоо толгой сохихогүй.

*Мундуу хүн мориндоо ноен,

Мунхаг хүн эжы абадаа ноен.

*Тарган моритой эрэ бардам,

Табагтай эдеэтэй эхэнэр бардам.

*Адуун дээрэhээ даараха,

Yхэр дороhоо даараха.

*Мориной муу зан эзэнhээ,

Хүсэтэй ябадалынь – харууhанhаа.

*Эмээлэй муу хахинадаг,

Эрын муу энеэдэг.

- Манай бүлэг олые хэлээ, таанад шүүгдээт. Дуугаа дуулагты.

Арадай дуун. Уулын харгы. Сэргэндээ байхадаа.

Уулын харгы хоерлоод байна

Унагшаал аляа руунь табихам бэ?

Улаанхан зүрхэмни хоерлоод байна

Ушараад аляантайнь ябахам бэ?

Хадын харгы хоерлоод байна

Хатаршаал аляа руунь табихам бэ?

Харахан зүрхэмни хоерлоод байна

Ханилаад аляантайнь ябахам бэ?

Мориной тэжээл.

-Абамнай хонидоо адуулаад ерэбэ. Мориео эдеэлүүлхэмнай.

Эжы, тэжээл үгэхынгѳѳ урда тээ заабол моридоо ундалуулха бэзэбди.

Эжы:

- Ажал хэhэнэйнь hүүлээр хүлэрhэн мориео уhалhанай хэрэггүй. 45-50 минута болоод, хүлhэеэ сэлмэhэн хойнонь уhалхада болохо.

- Обеос, морхооб. Бэшэ моридтоо үбhэ, свекло үгэхэмнай

- Би яблока үгэхэмни.

- Газарта шорой дээрэ бү адхагты. Хобоо хобтонууд соонь хээрэйгты. Ойлгоо гүт?

- Ойлгоо.

Энэ үедэ багахан хүбүүн бургааhан моритой хатараад ябашана.

Ажалай hүүлээр залуушуулай наадан.

Залуушуул, юун гэжэ ойлгобот?

Мориной муу зан – эзэнhээ,

Хусэтэ шадалынь – харууhанhаа,

Хатарша жороонь – үүлтэрhээ,

Зангайнь hайхан – hургаалhаа.