Методы и формы работы с детьми

Галсанова Елена Олеговна

Предварительный просмотр:

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой организации обучения в ДОУ является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Наиболее действенными методами и приемами для повышения эффективности образования, считаю нестандартные формы занятий (например, занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-викторина, занятие-игра и т.д.); игровые технологии (игры-поручения, логические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-загадки, игры-беседы). Игра как форма обучения детей содержит два начала: познавательное и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Например, на занятиях по ФЭМП можно провести устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери урожай», «Поймай рыбку», «Кто быстрее?», «Собери букет цветов» и т.д.

Чтение и обсуждение познавательных и художественных книг, имеют не маловажную роль в развитии детей. Книга обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. 

Работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Содержания и повышение эффективности образования требует от педагогов:

- применение новых современных форм работы с детьми;

- интегрированной образовательной деятельности;

- проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; игровые проекты в детском саду);

- изготовление макетов, мини - музеев;

- творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, организация творческих конкурсов, выставок.

В работе использую проектную деятельность, как по своей инициативе, так и инициативе детей. Суть этого метода– стимулировать интерес ребят к определенным проблемам и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Проектная деятельность – это совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. В настоящее время, проектная деятельность находит все большее распространение.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для детей старшей группы

Выполнила: Галсанова Е.О – воспитатель МБДОУ д/с № 47 «Ёлочка»

Дидактическая игра

Карточка № 1

Игры с предметами.

«Чудесный мешочек»

Цель: Развивать осязательное восприятие, учить выделять признаки предмета по структуре, поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны. (металл, дерево, пластмасса). Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность, умение чётко выполнять правила игры.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предмет.

Игровые действия: Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

Пособия и материалы: Чудесный мешочек, предметы, сделанные из разного материала.

Правила игры: Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нём так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его.

Дидактическая игра

Карточка № 2

Игры с предметами.

«Кто что слышит?»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит);

Развивать сообразительность, выдержку.

Игровое правило: Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издаёт.

Игровые действия: Оперировать звучащими предметами.

Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.

Пособия и материалы: Предметы, издающие звуки: колокольчик, книга, дудочка, ножницы, вода.

Правила игры: За ширму приглашается ребенок, который играет на дудочке или шуршит книгой и т. п. Дети, услышав звук, отгадывают, что звучало, а тот, кто играл, выходит из – за ширмы с звучащим предметом в руках.

Дидактическая игра

Карточка № 3

Игры с предметами.

«Угадай, что изменилось?»

Цель: Выработать навык в определении пространственного расположения предмета: справа, слева, спереди, сзади, сбоку, около и др. ;

Развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.

Игровое правило: Изменение в расположении предметов называют только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия: За ширмой переставляют предметы так, чтобы дети не видели. С использованием кукольного персонажа дети отгадывают перестановки.

Пособия и материалы: Петрушка или кукла, разные игрушки и предметы.

Правила игры: Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения в пространственной ориентации.

Дидактическая игра

Карточка № 4

Игры с предметами.

«Магазин»

Цель: Учить устанавливать величинные отношения множеств, использовать в речи слова. Обозначающие величину предметов. Выполнять движения по их словесному обозначению. Продолжать учить ребенка рассуждать; развивать внимание.

Игровое правило: Дети выполняют только те действия, о которых говорит педагог.

Игровые действия: В игре следует использовать только настоящие продукты (не муляжи, чтобы дети почувствовали «лёгкое» и «тяжёлое».

Пособия и материалы: Хозяйственная сумка, продукты.

Правила игры: Дети вместе с педагогом идут в «магазин» и словами обозначают, то, что они купили.

Пример: Я купила в овощном магазине помидор, огурец и положила овощи в сумку. Моя сумка стала тяжелая, я пришла домой, выложила из тяжёлой сумки овощи и моя сумка стала лёгкая.



Предварительный просмотр:

Картотека гимнастики для глаз в подготовительной группе

Выполнила: Галсанова Е.О – воспитатель МБДОУ д/с № 47 «Ёлочка»

 - Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 - Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

 - Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем  посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно  больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

   А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

 сейчас медленно опустите голову вниз.  Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

Физкультминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

      «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

     «Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

 (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

    «Стрекоза

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

    «Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

     «Белка»

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

    «Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)



Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр в подготовительной группе

«Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры: Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия.  По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры:Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

«Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать  в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры: На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящие – Мороз- красный нос,и Мороз- синий нос. Они говорят:

Мы два брата молодые,               Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые,                      Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос,                В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

«Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами.

«Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

-Тук! Тук! -Кто там? –Покупатель. -Зачем пришёл?

- За краской. -За какой? -За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант. Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

«Быстро возьми»

Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется

2 вариант.

Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы. Предметов может быть меньше на 3-4.

«Чья колонна скорее построится?»

Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Ход игры:Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т.д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.

2 вариант.

Воспитатель даёт сигнал: «Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.

«Пятнашки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.

2 вариант.

 Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.

«Бег шеренгами»

Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно,  ловкость, быстроту движений.

Ход игры: Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20шагов), можно дать им названия «Ракета» и «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперёд, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даёт команду: «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе команды меняются ролями

2 вариант.

Каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение, например: те, кто наступает, могут брать друг друга под руги, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.

«Догони соперника»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой, в 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади стараются осалить бегущих впереди. После подсчёта осаленных дети меняются ролями. При повторе шеренги меняются местами.

2 вариант.

Дети убегают разными видами бега.

«Перемена мест»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять    боковой  галоп, бег с прямыми ногами.

Ход игры:

Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12м), и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда сделавшая это быстрее.

2 вариант.

Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.

«Собери флажки»

Цель: учить детей перебрасывать с одной стороны  площадки на другую, стараясь быстро поднять флажок, держать флажки крепко, стараясь не уронить. Развивать у детей ловкость, быстроту движений, координацию, внимание.

Ход игры: На поле, площадке расставлены флажки через каждые 8-10м. в первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем играющих, во втором ряду ещё на 2 меньше. Таким образом, если играют 10 детей то флажков должно быть в каждом ряду 8, 6, 4, 2, 1. по сигналу дети бегут, каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем 4 и наконец двое сильнейших. Ребенок, овладевший последним флажком, становится победителем.

Усложнение: до флажков добраться прыжками с продвижением вперёд на двух ногах.

«Будь внимателен»

Цель: учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.

Ход игры: На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10м) напротив каждого лежат три предмета (кубик, погремушка, флажок) на сигнал «Беги!» дети устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трёх предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут  с ним на исходную линию, выигрывает тот, кто первым принёс предмет, если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.

2 вариант

Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать взять предмет и поднять его вверх.

«Салки – не попади в болото»

Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры: На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.

Осаленный ловишкой выходит из игры.

2 вариант.

Ловишка стоит в центре круга начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг  и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.

«Жмурки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Ход игры: Выбирается водящий – жмурка. Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для жмурки дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь жмурка передаёт свою роль пойманному.

2 вариант.

Если игра проходит на улице, то очерчивается граница , за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

«Салки со скакалкой»

Цель: учить детей бегать парами, тройками по площадке, держась за скакалку, стараясь осалить детей, бегающих врассыпную. Развивать умение действовать согласованно в парах, тройках, координацию движений, ловкость.

Ход игры: Двое детей берут за концы обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить остальных детей, убегающих от них. Первый пойманный становится между водящими, берётся одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку.

Усложнение: в игру включить 2 пары ловишек.

«Перемени предмет»

Цель: учить детей быстро перебегать на противоположную сторону площадки, брать предмет и предавать своему товарищу . развивать умение действовать в команде, соблюдать правила, ловкость, общую выносливость. Воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов.

Ход игры:

На одной стороне площадки за линией становятся играющие, образуя 4-5 колонн. На противоположной стороне площадки напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80см. каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. В центр каждого кружка кладётся такой же предмет. По сигналу игроки бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на своё место и поднимают принесённый предмет над головой. Тот кто сделал это первым считается выигравшим. Прибежавшие передают предметы стоящим сзади них, а сами бегут в конец колонны. Когда все выполнят задание, отмечается колонна, набравшая большее количество выигрышей.

Усложнение: бежать за предметом змейкой между кеглями, не уронив кегли.

«Догони свою пару»

Цель: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.

Ход игры:

Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.

2 вариант

Запятнать свою пару мячом.

«Второй лишний»

Цель: учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди ребёнка. Развивать внимание, реакцию. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Ход игры. Дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он вбежал в круг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

Бегать только вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.

2 вариант.

Можно по кругу встать парами, тогда игра будет называться  «Третий лишний».

«Простые ловишки»

Цель: учить детей бегать врассыпную, увёртываясь от ловишки. Развивать быстроту движений, реакцию, умение действовать по сигналу.

 Ход игры: Дети находятся на площадке, Ловишка стоит на середине площадки. По сигналу – раз, два, три – лови1 – все дети разбегаются по площадке, увёртываясь от ловишки. Тот, кого Ловишка запятнал, отходит в сторону.

2 вариант.

Ловишка не может ловить того, кто успел присесть.

3 вариант.

Нельзя ловить того, кто успел остановиться и встать на одну ногу.

4 вариант.

Ловишка должен осалить убегающих мячом.

5 вариант.

Нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.

«Веревочка»

Цель: учить детей быстро бегать, стараясь дёрнуть за верёвку. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры: На пол кладут верёвочку, длиной 1м. на расстоянии 5-6 м от её концов ставят  флажки. Двое детей  встают у концов верёвки лицом к своим флажкам. По сигналу: «Раз, два, три, беги», дети бегут каждый к своему флажку обегают его возвращаются и дергают за конец верёвки. Побеждает тот, кому это удалось сделать первым.

2 вариант:

Под  двумя стульчиками, стоящими спинками друг к другу кладётся скакалка, дети сидят на стульях пока звучит музыка дети бегают вокруг стульев, как только музыка остановится дети должны сесть на свой стул и схватить за конец скакалки тот кто сделал первый победил.

«Эстафета парами»

Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.

Ход игры: Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне ориентиры. По сигналу первые пары, взявшись за руки, бегут до ориентиров, обегают их и возвращаются в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и не разъединят руки во время бега.

Усложнение:

дети встают спиной друг к другу и сцепляются локтями.

«Ослик»

Цель: учить детей передвигаться по площ0адке, в ограниченном пространстве группками не падая. Развивать имитационные движения. Воспитывать интерес к играм.

Ход игры:

Дети с воспитателем гуляют по площадке. Неожиданно появляется ослик с повозкой.

Воспитатель: по жёлтенькой дорожке

Цок-цок – стучат копытца.

Приехал серый ослик,

Хотите прокатиться?

Все дети: ослик, ослик

Вот какой наш ослик!                        (Садятся в тележку).

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик1

Воспитатель: уселись мы в тележку,

Цок-цок – стучат копытца.

И словно по команде

Все улыбнулись лица.

Все дети:  ослик, ослик

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик!

Катаемся мы в парке,

Цок – цок - стучат копытца, завидует нам ветер,

И солнышко искрится.

ослик, ослик                 (ослик останавливается).

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик!

Воспитатель: но скоро длинноухий

Задумал рассердиться:

Не вертятся колёса,

Не топают копытца.

Все дети: ослик, ослик

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,                        (вылезают из тележки, подталкивают её, ослик упрямится)

Вот какой наш ослик!

По солнечной дорожке                        Вот какой наш ослик!

Стучим мы каблучками,                Ослик, ослик,

Упрямца и повозку                         Вот какой наш ослик!

Везём обратно сами.

Ослик, ослик             Повозка делается без дна, чтобы дети могли сами двигаться.

«Не попадись»

Цель: учить детей перепрыгивать шнур на дву3х ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами. Развивать ловкость. Укреплять своды стоп.

Ход игры: Дети располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг, и выпрыгивает по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. После подсчёта пойманных меняются ловишки и игра возобновляется.

Усложнение: дети запрыгивают в круг на одной ноге или боком.

«Лягушки и цапля»

Цель: учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку расположенную на высоте 15см, разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры: В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки высотой -15см. на них вешают верёвку с грузинками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!» -она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Перешагнувший через верёвку считается пойманным, можно только перепрыгивать.

Усложнение: ввести вторую цаплю, поднять верёвку на высоту – 20см.

«Не наступи»

Цель: учить детей прыгать через палочку боком вправо, влево. Развивать чувство ритма, чередуя прыжки вправо влево, внимание, ловкость. Укреплять мышцы ног.

Ход игры: Подгруппа детей каждый себе кладут на землю палочку длиной 40см, и встают от них справа. Под счёт воспитателя и остальных детей прыгают, смещая ноги вправо и влево от палочки. Тот, кто ошибся – прыгал не точно под счёт, наступил на палочку, выходит из игры.

Усложнение: прыгать поочерёдно каждой ногой вперед, назад.

«Волк во рву»

Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной – 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры: На середине площадки проводится две линии на расстоянии 70-100см одна от другой, это ров. У одной из сторон площадки дом коз. Все играющие козы один волк. Козы располагаются в доме волк во рву. По сигналу воспитателя – «козы на луг», козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая ров, волк не трогает коз, по сигналу – «козы домрой», перебегают в дом перепрыгивая через ров. Волк не выходя из рва ловит коз касаясь их рукой. Пойманные отходят в конец рва. После 2-3 перебежек волк назначается другой.

2 вариант.

Ввести второго волка; сделать 2 рва  в каждом по волку; увеличить ширину рва – 90-120см.

«Прыгни - повернись»

Цель: учить детей выполнять ритмичные прыжки на месте под счёт, выполняя задание: повернуться на 360 градусов, подтянуть ноги к груди, обхватив их руками. Учить детей отталкиваться и приземляться на обе ноги. Развивать ловкость, вестибулярный аппарат. Укреплять мышцы ног.

Ход игры:

Дети, стоя свободно, выполняют три прыжка на месте в обруче (диаметр1м) на четвёртом высоком прыжке стараются в верхней точке взлёта подтянуть колени согнутых ног к груди, обхватить их руками, затем быстро разогнуть ноги мягко приземляться.

2 вариант.

Вместо сгибания ног выполнить поворот на 360градусорв.

«Будь ловким»

Цель: учить детей прыгать в круг, перепрыгивая через мешочки с песком и обратно, стараясь, чтобы не осалил водящий. Отталкиваться и приземляться на обе ноги, на носки. Развивать ловкость, быстроту движений. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети стоят лицом в круг, у ног у каждого мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу, воспитателя дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей, пока они не выпрыгнули из круга. Через 30-40сек воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирают нового водящего из тех кого ни разу не коснулся Ловишка.

Мешочек нельзя перешагивать, только перепрыгивать, водящий может касаться того, кто находится внутри круга, как только водящий отходит дальше, ребёнок снова прыгает.

2 вариант.

Прыгать на одной ноге в круг, ввести ещё одного ловишку.



Предварительный просмотр:

воспитатель: Галсанова Е.О

Картотека игр и упражнений для Утреннего сбора (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

№1

  1. Приветствие «Доброе утро, Даша!»
  2. Обмен информацией.

                «О чем бы ты хотел рассказать своему товарищу и

                  о чем спросить».

               3. Песня о дружбе. Дети поют, взявшись за руки.

                    Дружба крепкая не сломается

                   Не расклеится от дождей и вьюг

                   Друг в беде не бросит

                                Лишнего не спросит

                    Вот что значит настоящий верный друг  2р.

                                         

                             Мы поссоримся и помиримся

                              Не разлить водой

                                     Сколько хочешь лей!

                            Нужным быть кому то в трудную минуту

                             Вот что значит настоящий верный друг  2р.

                     Друг всегда тебя сможет выручить

                      Если что нибудь приключится вдруг

                      В полдень или в полночь друг придет на помощь

                      Вот что значит настоящий верный друг 2р.

№2

  1. Приветствие с мячом.

              Ребенок бросает мяч тому, с кем хочет поздороваться, называя

              его по имени. Тот, кто поймал мяч, тоже здоровается с ним.

  1. Игра «Скажи наоборот»

  Большой – маленький; старый – новый; и т. п. (острый, мягкий, длинный, высокий, холодный, быстро, тихо, ярко, утро –ночь, узкий, низ – верх, вправо –влево, круглый, веселый, добрый)

       

  1. Р.Н.Игра «Тень, тень, потетень» (Использовать маски)

 Считалкой или по желанию выбирают: лису, зайца, ежей, медведя, козу.

 Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:

          Тень – тень, потенень,

           Выше города плетень.

           Сели звери под плетень,

           Похвалялися весь день.

              Похвалялась лиса:

             - Всему лесу я краса!  (выходит на середину, сказала и        быстро встала на свое место в круге)

               Похвалялся зайка:

             - Поди догоняй – ка!   (тоже, что и лиса)

              Похвалялись ежи:

             - У нас шубы хороши!  (тоже)

               Похвалялся медведь:

              - Могу песни я петь!

                Похвалялась коза: «Всем я выколю глаза!»

Дети разбегаются, а коза их ловит. По сигналу вос –ля все в круг.

№3

  1. Приветствие Сердце». Здороваясь, дети передают друг

другу вырезанное из красной бумаги сердце.

           Воспитатель: «У всех вас есть сердце. Приложите руку к сердцу,

           что вы чувствуете. Да, это бьется ваше сердце. Когда вы спокойны,              

          сердце бьется ровно, когда сердитесь – учащенно. Это сердце вас

          предупреждает: остановись, успокойся, не злись. Прости – просит

           оно. Какое  бывает сердце?

  1. И/У »Скажите друг другу доброе слово»
  2. П. Игра «Удочка»

 Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок в середине круга вращает скакалку или веревку (удочку). Дети должны подпрыгнуть, когда скакалка приблизится к ногам. Веревку вращать как можно ниже к полу. Если веревка коснулась ног, ребенок считается пойманным.

№4

          1.Приветствие «Свеча»

            Представить, что в руке свеча. Передавать ее бережно, стараясь

             не затушить. Здороваться тихо, но четко.

          2.Разговор о выходных днях. Короткий рассказ.

             Поделиться впечатлениями с друзьями.

3.Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке»

  Сидит белка на тележке. Продает она орешки: Лисичке – сестричке,

            воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому. Кому в

               платок, кому в зобок, кому в лапочку.

       

№5

  1. Приветствие: «Взявшись за руки».

  Дети приветствуют друг друга не расцепляя рук. Поворачивают

   голову. Формы приветствия: Приветствую тебя, Даша; мое

   почтение Слава; рад встречи с тобой…; нижайший поклон…;

   мир твоему дому…

  1. И/У «Загадки описания»

Зеленый, длинный, сочный.  (огурец)

Холодный, белый, пушистый. (снег)

Бурый, неуклюжий, косолапый. (медведь)

Маленькая, серенькая, пугливая.  (мышка)

Желтое, круглое, жаркое.  (солнце)

Белоствольная, высокая, стройная.  (береза)

Белый напиток, который получают от дом. жив. (молоко)

Продукт, из которого пекут хлеб.  (мука)

Чем вытаскивают гвозди?  (гвоздодер, клещи)

Как гриб, но съесть нельзя, как волчок, но не крутится. Как колокольчик, но от дождя укроет.  (зонт)

Ласкает, но не ветер, греет, но не солнце. Говорит:

 «Спокойной сочи», но не телевизор. Кто это?  (мама)

Какое дом. жив. заменяет народам Севера и овец и коров и лошадей.   (олень)

   

  1. Подв. игра «Жмурки»

Воспитатель назначает считалкой водящего – жмурку. Он встает на середину группы. Ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются. А «жмурка» старается, кого нибудь поймать. При виде какой нибудь опасности играющие должны предупредить «жмурку» словом «огонь».

№6

  1. Приветствие: «Микрофон»

  Громко и четко произносить имя и фамилию. Например:

  Доброе утро, Петрова Саша! и т. д.

  1. И/У «Разные слова»

Воспитатель просит детей назвать сладкие слова (конфета, сахар….)

Тяжелые слова (гиря, штанга….), мягкие слова (пушинка, облако…)

Веселые слова (смех, улыбка…), зимние слова …..

  1. Р.Н.Игра «Ворон».  Выбирается ворон, встает в середину.

  Ой, ребята, та-ра-ра!

  На горе стоит гора.           Дети идут по кругу в хороводе

  А на той горе дубок,

  А на дубе воронок

      Ворон в красных сапогах         показывают на ноги

      Позолоченных серьгах              вращ. движ. около ушей

    Сидит ворон на дубу

    Он играет во трубу          имитируют игру на дудочке

       Труба точеная

           Позолоченная

                  Труба ладная,                 Дети хлопают в ладоши

                   Песня складная. Да!  

   

№7

  1. Приветствие: «Рукопожатие»
  2. И/У «Какой звук встречается чаще всего»

Дети проговаривают упр. вместе с воспитателем.

Шла с базара кошка,                        У ежа – ежата,

У кошки – лукошко. (ш)                  У ужа – ужата. (ж)

У Сени и Сани                                  Эй, кузнец – молодец,

В сенях сом с усами. (с)и (с)            Захромал мой жеребец. (ц)

Дятел на дубу сидит                          Два щенка щека к щеке

И в дубу дупло долбит. (д)                Щиплют щетку в уголке. (щ)

Мама мыла Милу мылом                 Коза, коза

Мила мыла не любила. (м)               Зеленые глаза. (з)

  1. Игра средней подвижности «Кто как передвигается»

Воспитатель называет животное, а дети его изображают.

Лиса – бегает, ходит, прыгает.

Волк – рыщет, бегает, ходит.

Белка – скачет, прыгает.

Медведь – ходит, бегает, лазает.

№8

  1. Приветствие: «Бубен»

 Дети ударяют в бубен столько раз, сколько слогов в имени

ребенка, с которым хотят поздороваться.

  1. Ритмическая игра «Топ – хлоп»

 Ведущий хлопками и притопами задает несложный ритм.

Для начала берется самый простой ритмический рисунок:

«хлоп – топ». Ритм пускается по кругу. Первый играющий

хлопает, второй топает, третий хлопает и т. д.

Вариант: Берется более сложный ритмический рисунок,

разбивается на фразы (две, три, четыре) и пускается по кругу.  

  1.  Игра «Ровным кругом»    

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Один ребенок в центре круга.

                                     - Ровным кругом друг за другом

                                       Мы идем за шагом шаг

                                       Стой на месте! Дружно вместе сделаем

                                      Сделаем вот так.    (дети выполняют движение,

                                          которое показал стоящий в центре ребенок)

№9

  1. Приветствие «Клубочек»

Здороваясь, дети передают друг другу клубочек, а нитку держат в руке. Клубочек возвращается к тому, кто здоровался первым.

  1. Игра «Узнай предмет по описанию»

 Вос-тель: «У него есть четыре ножки и сиденье»

Дети: «Табурет» и т. п.

 -У этого предмета мебели есть спинки, ножки и матрац.

 Это….(кровать)

- У него есть стенки боковые, задние, спереди дверки,

внутри полки.   (Шкаф)

- У него есть ножки спинка и сиденье. (Стул)

- У него 4 ножки и крышка (столешница) – (стол)

   Под крышей четыре ножки, а на крыше – суп да ложки.

- У этого предмета есть спинка, сиденье, подлокотники

   и ножки на колесиках. (Кресло, диван) и т. д.

Вместо мебели можно взять посуду, одежду, растения и др.

  1. П/Игра «Стоп»

Играющие встают в одну линию. Напротив, очерчивается

круг диам. 2-3 шага. Это место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро

шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие продвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнесет слово «стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто  

    не успел вовремя остановиться, водящий возвращает в  

     начало. Игра продолжается до тех пор, пока кто нибудь из

      играющих не встанет в кружок. Он становится водящим.

№10

  1. Хоровое приветствие «Здравствуйте, друзья!

 (Громко, тихо, в полголоса)

  1. Игра «Что такое «перед тем»

  - Саша, можешь ли сказать ты всем,

    Что ты делал перед тем, как сегодня утром             проснулся?»  Ответ ребенка.

Задать тот же вопрос другому ребенку по поводу другого      

времени дня. (вчера вечером лег спать, сегодня пообедала,

перед тем как уснул, и т. д.)

  1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали

                             покажем»

                         Один играющий выходит за дверь, остальные    

                         Придумывают движение, которое будут показывать

                         ушедшему за дверь ребенку. Он должен отгадать.

     Части суток, трудовые действия, разные виды движений.

(Плывем, едим мороженое, стираем, гладим, пьем холодный лимонад,           едим горячий суп, рубим дрова, чистим зубы, делаем зарядку….)

№11

  1. Приветствие «Цепочка»

Дети сидят в круге руки на коленях. Здороваясь, один берет другого за руку и не отпускает, пока все дети не поприветствуют друг друга. Круг замыкается. Дети

крепко держатся за руки и поднимают их вверх.

(Встать, не расцепляя рук)

  1. И/У «Расскажи нам о себе»

(Имя и фамилия, сколько лет, где и с кем живешь, любимое занятие, имя друга).

                  3.  П/Игра «Слушайте меня»

              В –ль: «Вы деревья, вы ветер, зайцы, мячи, птицы, вы

                            ручеек, дождь, камень, неваляшки, солдаты.»

                Дети выполняют движения.

№12

     1.  Приветствие «Дни недели»

           Дети обращаются друг к другу превращаясь в дни недели.

            Сначала по порядку, затем – произвольно.

          Например: «Здравствуйте, я утро; здравствуйте, я день;

                 я вечер; я ночь…»  

     2.  Обмен новой информацией

           Задачи того, кто делится информацией:

          * говорить громко и понятно;

          * представлять новости кратко и четко;

          * подбирать новости, подходящие для работы в группе;

          * отвечать на все вопросы вежливо, уважительно.

          (эпизод из поездки в гости, новая игрушка, изменение в

          жизни, что то значимое)

     

       3. Песенка «Азбука»

        А; Бэ; Вэ; Гэ; Дэ;Е;Жэ – прискакали на еже

        Зэ; И; Ка; эЛЬ; эМ; эН; О – дружно вылезли в окно

        Пэ; эР; эС; Тэ; У; эФ; Ха – оседлали петуха

        Цэ; Чэ; Ша; Ща; Э; Ю;Я – все теперь мои друзья!

                         Пять сестренок опоздали -

                         Заигрались в прятки,

                         А теперь все буквы встали

                          В азбучном порядке.

                             Ы;  Ъ;  Ё;  Й;  Ь.

                  Найди им место в алфавите!

№13

  1. Приветствие с поклоном
  2. Игра «Большой – маленький»  (с мячом)

 В – ль: «Ключ – ключик, мяч – мячик, дверь – дверка,

       ветер – ветерок, дождь, туча, сад, лист, лес, птица,

       яйцо, солнце, сад, дерево, огород, аист, грач…»

3. Строевые упражнения.   (Научим, Петрушку строится   в колонну, парами, поворотам в стороны и др.)                    

№14

  1. Приветствие «Превращения»

  Воспитатель раздает детям фигурки животных (картинки).

 Ребенок здоровается, называя животное. Мимика, голос.

  1. Выбор видов деятельности на день.

Презентация видов деятельности на день воспитателем.

Предложения детей.

  1. Игра «Вкруг скорее соберись»

                    Дети разбегаются по группе. По команде воспитателя

                       встают в круг, строя его зрительно, без помощи рук.

                      Варианты: квадрат, овал, треугольник.

№15

  1. Приветствие: «Доброе утро, привет (на русском),

«Чао» (на итальянском), «Бонжур» (на французском)

«Ола» (на испанском), «Шалом» (на иврите),

«Гутен таг» (на немецком), «Хеллоу» (на англ.),

 «Моши» (на японском).

  1. Игра «Ассоциации» или «Ответь быстро».

 Воспитатель называет время года, ребенок называет слово,

характеризующее это время года.

Весна –сосулька, ручеек, подснежники, травка, капель, скворцы, проталины.

Зима – снег, лед, мороз, метель, иней, снегопад…

Лето – солнце, цветы, жара, пчелы, ягоды, соловьи, листья…

Осень – листопад, грибы, дождь, холод, урожай, тучи…

  1. П/Игра по желанию детей. /Хорошо знакомая детям /

           

№16

  1. Приветствие «Доброе утро»
  2. Психогимнастика.   Игра «Дождик»

Дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «Начинается

дождь (звучит музыка). Упала одна капля (дети хлопают в ладоши 1раз, вторая – 2раза, до 5.

- Идет дождь. Дети хлопают.

- Прекращается дождь. Упало пять капель (5 хлопков), 4,3,2,1

- Закончился дождь. (голос в-ля тише, тише, шепотом).

3. Игра «Мы сейчас пойдем направо».

    Мы сейчас пойдем направо раз-два-три

     А потом пойдем налево раз-два-три

     Мы тихонечко присядем  раз- два- три

    А потом все дружно встанем раз- два- три

    Подойдем друг к другу ближе  раз-два-три

    Отойдем мы друг от друга  раз-два- три

     Мы похлопаем в ладоши  раз-два- три

     И попрыгаем немного  раз- два-три

     Снова мы пойдем направо раз-два-три

     А потом пойдем налево  раз- два-три

      Мы покружимся на месте  раз-два-три

       Остановимся мы дружно (хлопки) раз- два- три.

   Дети выполняют движения согласно с текстом.  

№17

  1. Приветствие:  «Здравствуй, Саша; Доброе утро, Даша»

  1. Обмен новостями (новая игрушка, событие в семье, появился домашний питомец и т. д.
  2. Игра « Чайничек»

Дети стоят по кругу руки на поясе, изображая чайник.

          Поют: Чайничек с крышечкой (показ)

                      На крышечке шишечка (кисть руки сжать в кулак и      

                      положить на голову)

                     В шишечке дырочка (большой и указательный палец

                     сложить в кольцо и показать)

                     В дырочку пар идет (указ. пальцем изобр. пар)

                     Пар идет в дырочку (показ)

                     Дырочка в шишечке (показ)

                     Шишка на крышечке (показ)

                     Крышка на чайнике  (показ)

Затем начинать снова, ускоряя темп. Повторить 3-4 раза.

№ 18

  1. Приветствие: «Здравствуй, Лешенька, дружок;

Здравствуй, Ирочка, подружка и т. п»

  1. Игра с микрофоном « Расскажи о себе то, что захочешь»

            3. И/У «И я  (мы) тоже»

                Ведущий говорит: Я люблю играть

                   Дети: И мы тоже

                   -  Я знаю много сказок –

                   -  Я люблю смеяться –

                   -  Я люблю в воде плескаться –

                   -  Я веселый поросенок …?

                  -  Я удил на речке Вожже –   И мы тоже

                  -  Со мною был Сережа   -

                  -  Я купался и плескался –

                  -  Лещ на удочку попался …  ?



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр по теме «Моя семья»

Галсанова Е.О

Цель – Воспитание любви и уважения к своей семье, развитие мелкой и общей моторики дошкольников.

Задачи:

1. Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи.

2. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

3. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

4. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Моя семья

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка Разжимают большой палец

Этот пальчик - бабушка Разжимают указательный палец

Этот пальчик - папочка Разжимают средний палец

Этот пальчик - мамочка Разжимают безымянный палец

Этот пальчик - я. Разжимают мизинец

Вот и вся моя семья энергично сжать руку в кулак несколько раз

Как у нас семья

Большая и веселая хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно

Наша семья

Правая рука сжата в кулак. Левой рукой разжимают пальцы поочередно.

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой Разжимают большой палец

Рядом с папой - наша мама. Разжимают указательный палец

Рядом с мамой – старший брат Разжимают средний палец

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка. Разжимают безымянный палец

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш. Разжимают мизинец

«Мой дом»

В нашем доме все друзья Дети ритмично стучат кулачками по столу

Самый младший - это я Разжимают кулачки, начиная с мизинчика

Это мама Маша, Разжимают безымянный

Это папа Саша, Разжимают средний

Это брат Юра, Разжимают указательный

Это сестра Даша. Разжимают большой

«Наша дружная семья»

Папа, мама, брат и я Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца

Наша дружная семья Энергично сжать руку в кулак несколько раз

Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем Энергично сжать руку в кулак несколько раз

У меня есть папа Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца

У меня есть мама Разжимают указательные

У меня есть бабушка Разжимают средние

У меня есть дедушка Разжимают безымянные

У меня есть брат, сестра Разжимают мизинцы

А у них есть – я. Хлопают в ладоши

Это вся моя семья. Энергично сжать руку в кулак несколько раз

«Пальцы - дружная семья»

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их

Вот большой! Разжимаем большие пальцы

А это – средний. Разжимают средние пальцы

Безымянный Разжимают безымянные пальцы

и последний - наш мизинец, малышок! Разжимают мизинцы

Указательный забыли Дети показывают указательный палец

Чтобы пальцы дружно жили, Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху

Будем их соединять и движенья выполнять. Каждый палец руки соединяем поочередно с большим пальцем

«Мой дом»

Скворцы живут в скворечнике, Соединяют ладошки нал головой «домиком»

Очки живут в очечнике Соединяют средние и большие пальцы в колечки и смотрят через них

Лиса живет в своей норе,

Соединенными ладошками делают волнообразные движения

Живут деревья на горе… Поднимают руки вверх с разведенными пальцами

И у меня есть тоже дом, Соединяют ладошки нал головой «домиком»

Он самый лучший: Дети показывают указательный палец

Мама в нём! Обнимают себя за плечи

«Наша бабушка!»

Наша бабушка идёт Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками

И корзиночку несёт Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки

Села тихо в уголочек Положить руки на колени

Вяжет деточкам чулочек Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».)

Где же, где ж мои клубочки Развести руки в стороны

Как же мне вязать чулочки Выполнять движение «вязание на спицах

«Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре,

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Мы посуду маме мыли:

Потереть одной ладошкой о другую.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Ребенок загибает пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,

Потереть одной ладошкой о другую.

Только чашку мы разбили,

Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали! Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

«Кто приехал?»

Кто приехал? Пальцы обеих рук сложены вместе.

Мы, мы, мы! Быстро хлопают кончики больших пальцев

Мама, мама, это ты? Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.

Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев.

Папа, папа, это ты? Хлопают кончики указательных

Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев

Братец, братец, это ты? Хлопают кончики средних пальцев

Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев

Ах, сестричка, это ты? Хлопают кончики безымянных

Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев

Все мы вместе, да, да, да! Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.

“Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая да веселая Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно

Два у лавки стоят Загнуть большие пальцы на обеих руках

Два учиться хотят Загнуть указательные пальцы на обеих руках

Два Степана у сметаны объедаются Загнуть средние пальцы

Две Дашки у кашки питаются Загнуть безымянные пальцы

Две Ульки в люльке качаются Загнуть мизинцы

«С мамой весело играем»

С мамой весело играем, ручкой ушки закрываем хлопаем в ладоши

Ушко раз, ушко два, куда вы спрятались друзья?

закрываем ладошкой одно ушко, затем другое

С мамой весело играем, глазки ручкой закрываем хлопаем в ладоши

Раз - глазок, два - глазок, куда ты спрятался дружок? закрываем ладошкой один глаз, затем второй

С мамой весело играем, ручкой щечки закрываем хлопаем в ладоши

Щечка раз, щечка два, закачалась голова. Прикладываем ладошку к одной щечке, затем к другой и качаем головой

«Вот дедушка»

Вот дедушка, вот бабушка, зажимаем по одному пальцы в кулак, начиная с большого

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя,

Вот вся моя семья! накрыли кулак, другой ладонью

Раз-два, раз-два. Дружная у нас семья хлопаем в ладоши

Раз-два, раз-два, Дружная у нас семья

Утром солнышко встречаем, руки вверх

Работать папу провожаем машем рукой

С мамочкой потом играем, руками фонарики

Вместе книжечку читаем ладони вверх и рядом

Очень вкусненько едим, показываем, как едим

А потом немножко спим сложенные ладошки под голову

Раз-два, раз-два, Дружная у нас семья хлопаем в ладоши

«Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре хлопаем в ладоши

Кто живёт у нас в квартире? шагаем на месте

Раз, два, три, четыре, пять прыжки на месте

Всех могу пересчитать шагаем на месте

Папа, мама, брат, сестра хлопаем в ладоши

Кошка Мурка, два котёнка наклоны туловища вправо, влево

Мой сверчок, щегол и я - повороты туловища вправо, влево

Вот и вся моя семья хлопаем в ладоши



Предварительный просмотр:

1.

Утреннее приветствие

«Здравствуй, Небо!»
Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

2.

Утреннее приветствие
«Собрались все дети в круг»

Собрались все дети в круг

(встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

3.

Ритуал приветствия

«Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)

4.

Утреннее приветствие

«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами

5.

Утреннее приветствие
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.

6.

Утреннее приветствие
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И весёлых мотыльков.
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся…
Динь, день! Динь, день!
Не проспите новый день!

7.

Утреннее приветствие
Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Ване…..
(про каждого ребенка по кругу)Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)

8.

Утреннее приветствие
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!

9.

Утреннее приветствие
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть — встаём,
Но один никто не будет

10.

Утреннее приветствие «Хлопушка»
Все встают в круг, руки вытягиваем вперед.

Я открываю ладонь, дети кладут на мою ладошку
свои ладошки одна на другую (получается «горка» из наших ладошек).

Затем мы поднимаем
эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку».

Я говорю: «Раз, два, три»

(на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только
можем достать, не разъединяя рук) .

«Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к
всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».
Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня
(Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша и т.д.

11.

Утреннее приветствие
Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним!

12.

Утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте! »
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки!

Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки?

Плюх-плюх- плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки !

Щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик!

Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки!

Раз, два, три.
Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!

13.

 Давайте порадуемся
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.

14.

Утреннее приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

15.

Утреннее приветствие
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Вот и собрался наш круг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Руку дал другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Ване…..
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)

16.

Утреннее приветствие
.В группе нашей каждый день
Делаем зарядку,
Выполняем упражненья
Строго по порядку:
Все присели,
Дружно встали,
Повертели головой,
Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись!

17.

Утреннее приветствие
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

18.

Утренняя речёвка
Стоя в кругу, протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять,
Пытаясь почувствовать себя теплыми солнечным лучиком.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!

19.

Утреннее приветствие
(Дети встают в круг)
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы!
Пока говорят, кладут руки на плечи товарищей. Затем соединяют правые руки в центре
круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз:
«Один за всех и все за одного!»

20.

Утреннее приветствие
Дети встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе)
Воспитатель: - С добрым утром, солнце!
Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись!
(Дети опускают руки)
Воспитатель (поочередно глядя на каждого ребенка):
- И Маша здесь…И Оля здесь…
Дети вслед повторяют:- И Маша здесь….И Оля здесь…
Воспитатель:- Все здесь!
Дети встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят:
- Все здесь!
Затем, медленно опуская руки, садятся на корточки.

21.

Утреннее приветствие
Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется. Чтобы такое
настроение у вас сохранилось до самого вечера.
А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться!Будет радовать друг друга! Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!

22.

Утреннее приветствие
Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас!
Сегодня нас ждут увлекательные игры, занятия и много чего интересного…
Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение!

23.

Утреннее приветствие.

Настал день.

 Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как
хорошо, что мы сегодня здесь вместе!

Мы спокойны и добры! Приветливы и ласковы!
Что мы пожелаем сегодня Саше? (имена детей)

 А что вы хотите пожелать
мне?
Вздохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злость, беспокойство.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу!

24.

Утренняя речёвка

«Наша группа»
Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!
Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!
Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,
Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!
Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!
Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!

25.

Утренняя речевка

«Дружим мы!»
Дружим мы, потому что весело нам друг с другом во все
Целый день играть!
Вместе – хоть до луны мы построим лесенку,
Хоть на солнце самом будем загорать!

 

УТРЕННИЕ

ПРИВЕТСТВИЯ

                                                           Галсанова Е.О