Проектная деятельность

Галсанова Елена Олеговна

проекты

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект «Здравствуй, гостья зима!» в старшей группе

Подготовила и провела: Галсанова Е.О

Тип проекта: краткосрочный, исследовательский, творческий, коллективный (03.12-07.12.18)

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели

Актуальность темы: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.

Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

- Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

- Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

- Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

- Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.

- Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

- Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.

Ожидаемый результат:

По окончанию проекта дети смогут:

- Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.

- Осознанно правильно относиться к растениям и животным.

- Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок-передвижек для родителей: по теме «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде», «Зима»Э

Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».

Образовательная область

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Социально-коммуникативное развитие

         

Трудовая деятельность:

Дежурство

Уборка в игровых уголках.

Беседа «Первые признаки зимы»

Д/и «Ёлочки в зимнем лесу», «Когда это бывает?

Познавательное развитие

Беседа «Зимующие и перелетные птицы», «Зачем нужно зимой помогать птицам?»

 Д/и «Чьи следы», «Собери картинку»

Проведение опытов: «Почему снег мягкий?», «Почему снег греет?»

Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино»

Изготовление цветных льдинок

Речевое развитие

Беседа: «Зачем зимой снег?»

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворения А. Пушкина «Волшебница-зима», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», В.Бианки «Кто как зимует?», С.Маршак   «Двенадцать месяцев»

Д/и: «Когда это бывает?», «Доскажи словечко», «Снежные слова»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Зима»

Лепка: «Снежинки»

Аппликация: «Зимний вечер»

Физическое развитие

Утренняя гимнастика

подвижные игры «Снежок», «Снежная карусель», «Мороз»

ЗАНЯТИЕ АППЛИКАЦИЯ «ЗИМА ПРИШЛА»

Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников.

Задачи:

Обучающие задачи:

- закрепить представления о зиме и ее приметах;

- познакомить с произведениями русских художников;

- познакомить с нетрадиционной техникой аппликации – аппликацией из ваты.

Развивающие задачи:

– развивать творческие способности детей;

– развивать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе;

– развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

– воспитать сдержанность, усидчивость;

– воспитать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

Средства:

наглядные – репродукции картин, образцы выполненных работ;

литературные – стихотворение А.С. Пушкина;

материалы –клей ПВА, кисточка, вата, ватный диск, цветная синяя бумага.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? /зимой/

стихотворение А.С. Пушкина

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

Воспитатель: Ребята, вы любите зиму? Что зимой хорошо? А что зимой плохо? 

Дети: Да

Воспитатель: Хорошо, а теперь давайте вспомним все приметы зимы и явления в природе, которые происходят в это время года.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки зимней природы. Помните, как называются картины с изображением природы? /пейзаж/

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам историю, которая случилась с маленькой девочкой из нашего детского сада. Мама прочитала ей интересную книгу «Зимний лес». Девочке захотелось посмотреть, как же выглядит этот удивительный лес, но, к сожалению, в книге не было иллюстраций. Она обратилась ко мне за помощью. Давайте поможем этой девочке? Дети, давайте создадим зимние пейзажи, которые станут иллюстрацией к книге, и покажем девочке, как выглядит лес зимой. Ребята, а вы сами были в зимнем лесу? Как он выглядит?

Дети: ответы 

Воспитатель: а сейчас мы поиграем в игру «Снегопад». Вы идете по кругу со словами: «Раз, два, три – к нам снежок лети!», берете по одному или по два снежка и подкидываете их вверх.

Воспитатель: Ребята, давайте присядем за столы и сделаем аппликацию-иллюстрацию зимнего леса. Посмотрите, у нас на столах лежит вата, похожа она на снег?
Воспитатель объясняет ход выполнения работы. 

Воспитатель: Ребята, нам для работы нужен лист синей бумаги, клей, ватные диски, ножницы.

Воспитатель: Зимой много сугробов в лесу, поэтому мы тоже под деревом делаем сугробы. Ватный диск разрезаем пополам и приклеиваем. А из оставшихся кусочков – делаем снежинки.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось, как мы сегодня с вами провели время? Чем мы занимались сегодня? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось?

Дети: ответы

Приложение №1

Пословицы и поговорки о зиме.

Как зима не злится, а весне покорится.

Зима без снега — лето без хлеба.

Год кончается, а зима начинается.

Снегирь прилетит — о зиме известит.

Зимой морозы, а летом грозы.

Зима — не лето, в шубу одета.

Два друга — мороз да вьюга.

Зима лето пугает, да все равно тает.

Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Снег глубок — год хорош.

Живет и такой год, что на день семь погод.

Зима спросит, что твое лето приносит.

Осень богата хлебом, а зима снегом.

Приложение №2

  Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем: (зима).

Падают снежинки,

Зазвенели льдинки.

И невидимый мороз

Щиплет уши, щёки, нос!

- Знаю, знаю я сама! -

Это к нам пришла …! (Зима)

Время года, время года!

Когда спит кругом природа.

С золотыми берегами

Под пушистыми снегами. (Зима.)

С неба хлопья полетели…

Шубы белые надели

И дороги, и дома….

Начинается?  ( зима )

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем:   (зима).

Заковала лужи в лёд.

Бьёт и зверя – птицу влёт.

Зябнут вишенки в саду.

Да не сладко коль приду. (Зима.)

Твёрдый снег и держит нас,

Можно бегать… Крепок (наст).

Закрутил буран снега –

Начинается (пурга).

Пурга... и днём от тучи тёмка,

И змейкой стелется (поземка).

Белая волчица

по дороге мчится,

Воет, копошится…

Спать в сугроб ложится (Вьюга)

По ночам людей пугает,

Зверем страшным завывает,

Вихрем кружит на пути -

Ни проехать, ни пройти.

Очень путники боятся

В снежной буре оказаться:

Не увидишь в ней друг-друга.

Что же это? Это...(вьюга

В холодильнике живёт.

Превращает воду в лёд.

Щиплет пальчики и нос

Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер,

Но не требует фломастер...

Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний ... (Мороз)

Мы бежали лыжный кросс.

Кто хватает нас за нос

И румянит щёки

Гонит на уроки.

(Мороз.)

Кусает словно пёс.

На стекле пушистый хвост.

(Мороз.)

Белое покрывало,

С неба упало,

Всю зиму лежало,

Землю укрывало,

Весной солнце припекло,

В реку ручейком стекло. (Снег)  

Хлопок с неба повалил

Землю зябкую укрыл. (Снег)

Каменна страница.

Всяк на ней резвится.

Коньками делает следы,

А страница из воды. (Лед)

Лежит Хрусталь

Зимний Царь. (Лед)

Приложение №3

Опыты.

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (в рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы.  Подносы для снеговых фигурок.

Ход.  На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно.

Опыт №5. Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход.  Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера.  Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.

Опыт №6. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №7. Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

 


Предварительный просмотр: