Это интересно

Данилов Кирилл Борисович

В разделе размещён интересный материал, который может быть использован на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Первые документальные сведения об Олимпийских играх древности относятся к 776г. до н.э. Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. Победителем стал повар из Элиды Корэб. История оставила память о том, что якобы во время состязаний в беге один из участников потерял свою набедренную повязку, но одержал победу. С 720 г. до н.э. атлеты стали выступать на состязаниях обнаженными. Состязания бегунов проводились в несколько этапов, до тех пор пока не оставались 4 быстрейших, которые и разыгрывали первое место. В 708г. до н.э. в программе игр проявляются борьба и пентатлон, в 688г. до н.э. - кулачный бой, а еще через 8 лет - скачки на колеснице.

  В 648г. до н.э. в программу включается панкратион. В 520г. до н.э. на играх впервые проводился бег атлетов в полном вооружении. С 632г. до н.э. в олимпийском празднике начинают участвовать и юноши моложе 20 лет. Постепенно состязания освобождаются от религиозного влияния. Продолжительность игр увеличивается до 4-5 дней. 

  Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции и ближайших регионов. Игры способствовали объединению разрозненных полисов, служили, таким образом, делу установления мира. На олимпийских празднествах поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах.

К концу 5 в. до н.э. наметился кризис классических форм древнегреческой физической культуры. Появление наемной армии не замедлило сказаться на состоянии физического воспитания. Бремя ведения войны лежало на плечах наемников-профессионалов. Состоятельные слои населения стали избегать тренировок, связанных с большими физическими нагрузками. Популярность среди молодежи начали завоевывать облегченные формы занятий физической культурой, более популярными, наоборот, стали музыка, танцы и др. Вследствие этого из программы игр исчезло пятиборье. Игры начали превращаться чисто в зрелищное мероприятие, а вместо венка победителю стали вручать крупные денежные суммы. 

 Появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры, потеря греческим государством самостоятельности в 146 г. до н.э. окончательно привели к прекращению проведения Олимпийских игр. В 394 г. до н.э. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр.

 Идея о необходимости возродить Игры в античной Греции возникла еще в 15 в. Предложения о необходимости возрождения игр прослеживаются в произведениях И.Шиллера, Ж-Ж. Руссо. Первую значительную научную работу в виде докторской диссертации по истории древнегреческих олимпиад выполнил англ. ученый Д.Вест в 18 в. Эта идея развивалась в работах, Я.А.Коменского и др.

  Предпринимаются попытки и практической реализации идеи возрождения состязаний по образцу Олимпийских игр античной Греции: в 1516г. в Германии показательные Олимпийские игры в Бадене организовал И.Аквилла, в 164 г. в Бартоне-на-Хюсе подготовил и провел Олимпийские игры королевский прокурор Англии Р.Довер. Эти соревнования организовывались с незначительными перерывами почти сто лет. Попытки проведения соревнований наподобие олимпийских неоднократно предпринимались в Канаде, Швеции, Греции и других странах. Все перечисленные соревнования носили характер узконациональных народных праздников.

 Толчком к возобновлению современных Олимпийских игр послужили археологические исследования мест проведения античных состязаний. Первые раскопки были осуществлены французской военной экспедицией в 1829г. Тогда были найдены десятки памятников и различных предметов, которые затем были вывезены в Париж. Наиболее крупные раскопки провел немецкий археолог профессор Э.Курциус. За 7 лет раскопок найдено 130 памятников, 1300 изделий из бронзы, 6000 монет, гантели, диски, копья другое.

 В России в 1856г. выходит в свет первая книга по истории физической культуры - "Очерк гимнастических игр у древних греков", автором которой был П.Тиханович. Стали выходить в свет различные публикации об Олимпийских играх античности.

 Идея возрождения Олимпийских игр принадлежит французскому общественному деятелю, педагогу барону Пьеру де Кубертену (1863-1937гг.). Многие историки спорта придерживаются мнения, что эта идея созрела у Кубертена под влиянием прочитанной им в детстве книги Т.Хьюза "Школьные дни Тома Брауна" (книга о школьном физическом воспитании в Англии, основанном на спортивной деятельности). Однако в ранних работах Кубертена речь идет не об Олимпийском движении, а о неблагополучном состоянии физического воспитания в школах Франции.

  Впервые вопрос об организации международных спортивных соревнований по образцу древних олимпиад Кубертен поставил в 1889г. на международном атлетическом конгрессе, который состоялся в Париже во время международной выставки. 

  Свою концепцию олимпизма как понятия, содержащего в обобщенном виде определенные педагогические взгляды, Кубертен изложил в лекции, прочитанной им в Сорбонском университете. "Давайте,- сказал он в заключении лекции, - пошлем за рубеж гребцов, фехтовальщиков, бегунов и тем самым положил начало свободному движению спортсменов, с помощью которого в кровообращении старой Европы вольется идея мира. Это позволяет мне, пользуясь вашей поддержкой, внести предложение о возобновлении Олимпийских игр, преобразованных в соответствии с требованием современности".

 Весной 1893г. по предложению Кубертена создается организационный комитет для подготовки и созыва Учредительного конгресса. Он отправляет письма в разные страны с предложением возобновить Олимпийские игры на принципах, которые будут соответствовать запросам современного общества. 

  16 июня 1894г. на I Учредительном конгрессе делегаты 10 стран: Франции, Великобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Бельгии, Нидерландов и Греции - единогласно принимают постановление о ворождении Олимпийских игр. На этом конгрессе был принят МОК (Международный Олимпийский комитет), первым его президентом был избран греческий поэт Д.Викелас, принята Олимпийская хартия и было решено, что Игры I Олимпиады состоятся в Афинах в 1896г. 

Представителем МОК для России был избран генерал-лейтенант педагог А. Д. Бутовский (1833-1917гг.). Кубертен впоследствии высоко оценивал его роль в пропаганде идей олимпизма. Чувствуя вокруг себя вакуум равнодушия, в 1900г. Бутовский в знак протеста подал в отставку с поста члена МОК.

  В своей деятельности олимпийское движение руководствуется положениями  Олимпийской хартии. В нее постоянно вносятся изменения и уточнения, но целевые установки олимпийского движения, разработанные П.Кубертеном в 1894г., остаются неименными и по сей день.

Олимпийская хартия содержит следующие разделы:

  • Основополагающие принципы. В разделе записано: "Олимпийская хартия сводит в единый кодекс основополагающие принципы, правила и официальные разъяснения, принятые МОК. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения и устанавливает условия празднования Олимпийских игр".
  • Олимпийское движение. В разделе излагается роль МОК в МОД, даются основные определения понятиям, терминам, ритуалам, разъясняются права на Олимпийские игры, символы, флаг, девиз, гимн.
  • Международный Олимпийский комитет (МОК). Радел излагает вопросы членства в МОК, деятельности органов МОК: сессий, исполкома, президента.
  • Международные федерации(МСФ). Этот радел посвящен рассмотрению вопросов взаимодействия МОК с МСФ в целях содействия олимпийскому движению.
  • Национальные Олимпийские комитеты (НОК). Он излагает вопросы: роли НОК в олимпийском движении, формирования состава НОК, взаимодействия НОК с Национальными федерациями по отдельным видам спорта.
  • Олимпийские игры. Здесь дается разъяснение действиям по организации и руководству Играми, порядку участия в Играх, составлению программ Олимпийских игр.
  • Протокол. Здесь сформулированы форма приглашения на Олимпийские игры, порядок аккредитации, порядок использования олимпийского флага и огня, церемония открытия, закрытия, награждения, арбитраж на Олимпиаде.

  СССР вступил в олимпийское движение в 1951г.

  Летние Олимпийские игры:
I Олимпийские игры - Греция - Афины - 1896г.
II Олимпийские игры - Франция - Париж - 1900г.

III Олимпийские игры - США - Сент-Луис - 1904г.
IV Олимпийские игры - Великобритания - Лондон - 1908г.
V Олимпийские игры - Швеция - Стокгольм - 1912г.

VI Олимпийские игры - не состоялись из-за первой мировой войны

VII Олимпийские игры - Бельгия - Антверпен - 1920г.

VIII Олимпийские игры - Франция - Париж - 1924г.

IX Олимпийские игры - Нидерланды  Амстердам - 1928г.

X  Олимпийские игры - США - Лос-Анжелес - 1932г.

XI Олимпийские игры - Германия - Берлин -1936г.

XII Олимпийские игры - не состоялись из-за второй мировой войны

XIII Олимпийские игры - не состоялись из-за второй мировой войны

XIV Олимпийские игры - Великобритания - Лондон - 1948г.

XV Олимпийские игры - Финляндия - Хельсинки - 1952г.

XVI Олимпийские игры - Австралия - Мельбурн -1956г.

XVII Олимпийские игры - Италия - Рим -1960г.

XVIII Олимпийские игры - Япония - Токио - 1964г.

XIX Олимпийские игры - Мексика - Мехико -1968г.

XX Олимпийские игры - ФРГ - Мюнхен - 1972г.

XXI Олимпийские игры - Канада - Монреаль - 1976г.

XXII Олимпийские игры - СССР - Москва - 1980г.

XXIII Олимпийские игры - США -Лос-Анжелес - 1984г.

XXIV Олимпийские игры - Южная Корея - Сеул - 1988г.

XXV Олимпийские игры - Испания - Барселона - 1992г.

XXVI Олимпийские игры - США - Атланта - 1996г.

XXVII Олимпийские игры - Австралия - Сидней - 2000г.
XXVIII Олимпийские игры - Греция - Афины - 2004г.

XXIX Олимпийские игры - КНР - Пекин - 2008г.
XXX Олимпийские игры - Великобритания - Лондон - 2012г.

XXXI Олимпийские игры - Бразилия - Рио-де-Жанейро - 2016г.

  Зимние Олимпийские игры:

I Олимпийские игры - Франция - Шамони - 1924г.
II Олимпийские игры - Швейцария - Санкт-Мориц - 1928г.

III Олимпийские игры - США - Лейк-Плэсид - 1932г.
IV Олимпийские игры - Германия - Гармиш-Партенкирхен - 1936г.
V Олимпийские игры - Швеция - Санкт-Мориц - 1948г.

VI Олимпийские игры - Норвегия - Осло - 1952г.

VII Олимпийские игры - Италия - Кортина дАмпеццо - 1956г.

VIII Олимпийские игры - США - Скво-Вэлли - 1960г.

IX Олимпийские игры - Австрия - Инсбрук - 1964г.

X  Олимпийские игры - Франция - Гренобль - 1968г.

XI Олимпийские игры - Япония - Саппоро -1972г.

XII Олимпийские игры - Австрия - Инсбрук - 1976г.

XIII Олимпийские игры - США - Лейк-Плэсид - 1980г.

XIV Олимпийские игры - Югославия - Сараево - 1984г.

XV Олимпийские игры - Канада - Калгари - 1988г.

XVI Олимпийские игры - Франция - Альбервилль -1992г.

XVII Олимпийские игры - Норвегия - Лиллехаммер -1994г.

XVIII Олимпийские игры - Япония - Нагано - 1998г.

XIX Олимпийские игры - США - Солт-Лейк-Сити -2002г.

XX Олимпийские игры - Италия - Турин - 2006г.

XXI Олимпийские игры - Канада - Ванкувер - 2010г.

XXII Олимпийские игры - Россия - Сочи - 2014г.

 

 

  Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002г. - 312с.



Предварительный просмотр:

ЦИТАТЫ И АФОРИЗМЫ О ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

  • "В здоровом теле - здоровый дух" (Ювенал);
  • "Гимнастика есть целительная часть медицины" (Платон);
  • "Гимнастика удлиняет жизнь молодого человека" (Д.Локк);
  • "Движение - кладовая жизни" (Плутарх);
  • "Единственная красота, которую я знаю - это здоровье" (Генрих Гейне);
  • "Если не бегаешь, пока здоров, придется бегать, когда заболеешь" (Гораций);
  • "Знать свой изъян - первый шаг к здоровью" (Эпикур);
  • "Люди должны осознать, что здоровый образ жизни - это личный успех каждого" (В.В.Путин);
  • "Люди уверяют, что жизнь коротка, а я вижу, что они сами ее укорачивают" (Ж.-Ж.Руссо);
  • "Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно" (Р.Декарт);
  • "Никто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье; наоборот, слабое здоровье мешает ей" (Ф.Бэкон);
  • "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие" (Аристотель);
  • "Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа" (В.Гюго);
  • "Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни" (Демокрит Абдерский);
  • "Поистине тот, кто не ценит жизнь, тот ее не заслуживает" (Леонардо да Винчи);
  • "Руководить привычками и создавать их - вот один из основных принципов руководства своим телом" (М.Зощенко);
  • "С гимнастикой дружи, всегда веселым будь - и проживешь сто лет, а может быть и боле..." (Авиценна);
  • "Собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья" (Ф.Бэкон);
  • "Сохранять свою жизнь - это долг" (Э.Кант);
  • "Спорт - реклама физкультуры: ценой здоровья некоторых улучшается здоровье многих" (И.Шевелев);
  • "Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого" (В.Сухомлинский);
  • "Спорт - это физкультура, доведенная до абсурда" (Лев Краткий);
  • "Умение продлить жизнь - это, прежде всего, умение не сократить ее" (А.Богомолец);
  • "Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование" (Ч.Дарвин);
  • "Ум возрастает, пока имеется здоровье, забота о котором - прекрасное дело для людей здравомыслящих" (Демокрит);
  • "Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения (А.Моссо);
  • "Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли" (Ж.-Ж.Руссо);
  • "Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела" (Джозеф Аддисон);
  • "Я признаю движение самым эффективным средством борьбы со старостью" (В.В.Гориневский);



Предварительный просмотр:

ВИДЫ СПОРТА

Баскетбол

 Немного истории...

  Самое раннее свидетельство об игре, похожей на баскетбол, можно найти у древних цивилизаций Центральной и Южной Америки. В Центральной Америке игровые площадки датируются 70м веком н. э. Глядя на эти площадки, ученые пришли к выводу, что эта игра была частью религиозных празднеств. Называлась эта игра "пок-тапок" и проводилась каучуковым мячом. Цель данной игры - поразить мячом цель, представляющую собой каменное кольцо.

  В Мексике ацтеки играли в похожую игру, которая называлась "олламалитцли". Ее игрок, поразившй тяжелым каучуковым мячом каменное кольцо, получал право требовать себе одежду всех зрителей.

  Создание же современного баскетбола принадлежит канадцу, доктору Джеймсу Нейсмиту. Он работал преподавателем Международной тренировочной школы в Спрингфилде и хотел найти более интересный вид спорта, чем гимнастика, чтобы проводить его зимой в помещении. Изначально предполагалось, что мишенью будут, подвешанные к верху коробки. Не найдя коробок, он воспользовался корзинами из-под персиков.

  Нейсмит сформулировал первые правила игры в баскетбол и провел 21 декабря 1891г. первый баскетбольный матч в гимнастичсеком зале Спрингфилдского колледжа. Игра всем понравилась настолько, что в 1982г. Нейсмит публикует первую книгу правил игры в баскетбол - "Книга правил". А в 1900г. корзины из-под первиков были заменены металлическим обручем с сеткой, не имеющей дна. 

  В США соревнования по баскетболу проводились уже в 1895г. В России же первые публикации о баскетболе появились только в 1901г., автором которых стал А.Скотака. Популярность же баскетбол в России приобрел благодаря спортивному клубу общества "Маяк". В декабре 1906г. впервые в России были проведены официальные баскетбольные соревнования, именно с этого года и начался отсчет советского баскетбола.

  Баскетбол начал распространяться по городам России, однако наибольшей популярностью стал пользоваться после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1919г. в Петрограде были выпущены первые советские правила игры и в этом же году прошел первый баскетбольный матч. В 1932г. была создана Международная любительская федерация баскетбола (ФИБА). Благодаря этой федерации в 1936г. баскетбол был включен в Олимпийские игры в Берлине. Участвовала 21 команда, а первыми чемпонами стали баскетболисты США. 1967г. стал годом триумфа советского баскетбола. А команды России, Югославии, Бразилии и США образовали "большую четверку" мирового баскетбола.

Основные правила игры.   

  Баскетбол  — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Игра происходит на открытой или на закрытой площадке.

  Баскетбольная площадка имеет твердое покрытие. Размеры площадки 28*15м, высота потолка не менее 7 м. На краях площадки расположены 2 баскебольных щита. На щитах на высоте 3,05м крепятся  корзины. 

  За одно попадание в корзину начисляется разное количество очков, в зависимости от того, откуда был сделан бросок:

  • штраной бросок - 1 очко;​
  • трехочковый бросок - 3 очка;
  • бросок со средней (или ближней к корзине) дистанции - 2 очка.​

  Победившей, считается та команда, которая набрала за игру больше очков. Если счет по окончании 4го периода определяется как "ничья", то назначаются дополнительные периоды по 5 мин. каждый пока не будет нарушено равновесие в счете.

  Масса мяча составляет 567–650 грамм, окружность 749–780 мм (в играх мужских команд; в играх женских команд используются мячи меньших размеров, и еще меньше – в матчах по мини-баскетболу). Баскетбольные мячи бывают двух типов:

  • предназначенные для игры только в помещениях (indoor);​
  • универсальные, т.е. для используются, как в помещениях, так и на улице (indoor/outdoor). 

  Корзина представляет металлический обруч, диаметр которого 45 см, с натянутой на него сеткой без дна. 

  Игра состоит из четырех периодов по 10 мин. Продолжительность перерыва между 1и2 и 3и4 периодами игры и перед каждым дополнительным периодом составляет 2мин. Продолжительность перерыва межд половинами игры - 15 мин. За весь период игры команда может взять любое количество замен и 1минутный перерыв в 1ой, 2ой, 3ей четверти игры и два перерыва - в четвертой четверти. Игра начинается в центральном круге площадки подбрасыванием мяча вверх между двумя игроками-соперниками. В момент подбрасывания мяча в круг нельзя входить другим игрокам. 

  В баскетболе не разрешается входить в непосредственное соприкосновение с соперником. За каждое касание игрока во время броска защитник наказывается фолом. После 5 таких фолов игрок не может продолжать игру и заменяется без права выхода на площадку. За каждый фол назначается2-3 штрафных броска. которые совершает пострадавшая команда.

  В баскетболе не разрешается передавать мяч из передовой зоны в свою тыловую зону. За нарушение этого правила мяч передается команде-сопернику и выбрасывается из-за боковой линии в месте пересечения ее с центральной.

  Правило 3х секунд - игрок не может находится в трехсекундной зоне дольше этого времени при условии, что он за это время не выполняет броска или не начанает ведения мяча.

  Правило 5ти секунд - это время дается на вбрасывание мяча в игру из-за пределов площадки, а также на пробивание штрафного броска.

  Правило 8 секунд - за это время команда обязана перевести мяч из своей тыловой зоны в передовую.

  Правило 24 секунд - команда, владеющая мячом, за это время обязана успеть организовать атаку и выполнить бросок по кольцу; в противном случае мяч у нее отбирается и передается команде соперников и вбрасывается из-за боковой линии.

  Баскетбол входит в состав Олимпийских игр.

 

Спортивные игры: правила, тактика, техника / Серия "Высшее профессиональное образование". - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2004. - 448с.

Волейбол

Немного истории...

  В 1895г. американец Уильям Дж.Морган (преподаватель физической культуры колледжа

Ассоциации молодых христиан) изобрел игру с мячом через сетку и назвал ее "минтонет".

Морган (с Ф. Вудом и Д. Линчем) сформировали концепцию игры и на этой основе

подготовили ее правила. Через год эта игра была продемонстрирована на конференции

руководителей физической культуры в Спрингфилде, а профессор Т.Хальстед предложил заменить ее название на "волейбол".

  В 1897г. в официальном ежегоднике  атлетической лиги ИМКА Северной Америки были опубликованы первые правила, которые состояли из 10 простых пунктов. За 100 с лишним лет существования, волейбол изменялся и в технике и в тактике, в правилах соревнований и в экипировке.

  В период с 1917г. по 1925г. волейбол прошел путь превращения в официально признанную игру с определенным регламентом и организацией соревнований. В это время волебол был наиболее популярен в США, Мексике. Бразилии, Японии, Польше, СССР. Однако широкого распространения до второй мировой войны на международной арене волейбол не получил.

  В 1947г. на первом конгрессе в Париже была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). В нее вошли 14 стран. Через год в Риме впервые прошло первенство Европы для мужских команд, победителем которого стала команда Чехословакии. В 1949г. проводился первый континентальный женский чемпионат мира в Праге.

  Официальной датой рождения российского волейбола принято считать 28 июля 1923г. В это время в Москве состоялся первый матч между мужскими командами Высших художественных и театральных мастерских. Массовое развитие волейбола в нашей стране началось с 1928г. В офоциальных соревнованиях на первенство мира и Европы мужские и женские команды участвуют с 1949г.. а в Олимпийских играх - с 1964г.

  В настоящее время волейбол является одним из популярных видов спорта.

Основные правила игры.

 Волейбол — командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

 Игра ведётся на прямоугольной площадке размером 18*9м. Волейбольная площадка разделена посередине сеткой. Высота сетки для мужчин — 2,43м, для женщин — 2,24м.

  Игра ведётся сферическим мячом, диаметром 65-67 см, весом 260-280 г.

  Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, на площадке могут находиться 6 игроков. Цель игры - атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться.

  Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи согласно жеребию. После ввода мяча в игру подачей и успешного розыгрыша подача переодит к той команде, которая выиграла очко. Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода право подачи переходит от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке.

Спортивные игры: правила, тактика, техника / Серия "Высшее профессиональное образование". - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2004. - 448с.

Лапта

 Немного истории...

   Лапта - русская народная командная игра с мячом и битой.

Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской

письменности. Мячи и биты обнаружены при раскопках Новгорода

в  XV веке. При Петре I игру применяли как средство физической

подготовки солдат. Официальные первенства по русской лапте

начали проводиться в 50-60-х гг., затем на некоторое время проведение

соревнований было прекращено.

  11 ноября 1986г. вышло Постановление Госкомспорта СССР "О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты", после чего проведение турниров было возобновлено. В 1996г. была создана межрегиональная федерация русской лапты, а в 2003г. она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию - Федерацию русской лапты России. В настоящее время русская лапта получила свое развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп. Соревнования проводятся на открытых трявяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах. Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по подготовке игроков.

  Цель игры - ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочередно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику "осалить" себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. 

  Правила игры.

   Мятч играют на  прямоугольной площадке. Предварительно проводятся две линии на расстоянии 40-55 м, шириной 25-40 м. С одной стороны площадки находится город, с другой - деревня. Для игры нужны небольшой резиновый мяч (теннисный) и лапта - плоская палка длиной ок.60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания ок. 10см.

  Участники игры делятся на 2 равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше изза спины (нельзя бросать биту) в поле, бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город. Водящие в поле ловят (а если поймал мяч с летки, то команды меняются) отбитый мяч и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им можно перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии.

  Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они  переходят в город. Если игроки поля не могут запятнать бегущего, то они быстро перекидывают мяч в город. Как только мяч вернулся в город, игрок не успевший прибежать назад в город остается за линией кона, и ждет следующей возможности вернуться в город. Если бьющий ударил по мячу плохо и команда в поле быстро поймала мяч, то бежать опасно, так как могут легко осалить.В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды - в пригороде.

  Игра продолжается, и мяч бьет следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих. Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном ждут, чтобы их выручили. Выручить может тот, кто далеко отобьет мяч, дав возможность перебежки самому, а также игрокам из пригорода и кона. Мяч, выбитый за боковую линию, не учитывается.Может созадться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона и в пригороде, тогда игроку, который еще не был, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может отбить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

  Игра считается выигранной, если все игроки пробили по мячу, пробежали за линию кона и вернулись назад в город. Игра считается проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. По окончании игры команды меняются местами. Команда города была сломана лапта, то есть палка, то команда города автоматически выигрывает.

Лыжная подготовка

Немного истории...

  Лыжи, как средство передвижения по глубокому снегу,  появились в глубокой древности.

Упоминания о появлении лыж на территории нашей страны получены советскими археологами

при раскопках стоянок человека эпохи неолита (новокаменный век) на берегу Белого моря. На

стенах пещер и на скалах были обнаружены изображения фигур животных и людей. Эти рисунки

относят к к. III– н. II тысячелетия до нашей эры. Они свидетельствуют о том, что в то время

племена, населявшие северную территорию нашей страны,  использовали лыжи. На скальных рисунках лыжи сравнительно узкие и длинные, с загнутыми носками. Наскальные изображения,  обнаруженные на территории Швеции и Норвегии, археологи относят к концу неолита и началу нашей эры, то есть около 2–3 тысяч лет тому назад. Передвижение на лыжах разной длины было тогда довольно широко развито – на длинной лыже скользили, короткой – отталкивались. 

  Древние историки отмечали, что народы Кавказа еще за 400 лет до нашей эры использовали ступающие лыжи. Впоследствии форма лыж постоянно совершенствовалась. Более длинные и узкие лыжи использовали для передвижения  по равнине, более короткие и широкие – по лесу и пересеченной местности скользящую поверхность таких лыж стали подбивать шкурой с жестким ворсом, направленным назад, - он обеспечивал сравнительно хорошее скольжение.

  В исторических письменных документах слово  «лыжи»  встречается уже в XII в.  Оно славянского происхождения. Шведский дипломат М.  Пальм,  посетивший Московское государство в XVII в., описал форму лыж и искусство русских в ходьбе на них. Он считал лыжи русским изобретением. У народов Севера лыжи являлись не только средством передвижения, но и упражнением, укрепляющим физические качества людей. Русские историки П.Славцев, М. Бутурин, С. Потканов указывали и на некоторые детали использования лыж, длину лыж, особенности их изготовления. Лыжи широко использовались не только в быту и труде. Они непременно присутствовали на праздниках и зимних игрищах, в забавах. Упоминание об использовании лыж в военных действиях мы находим в Никоновской летописи. Историк описывает поход русской лыжной рати в 1444 г. Ценные качества и навыки во владении лыжами сыграли огромную роль в действиях русских лыжников –  партизан против войск Наполеона во время Отечественной войны 1812 года.

  Постепенно лыжи стали использоваться как средство,  укрепляющее здоровье, воспитывающее силу, ловкость, выносливость, быстроту, смелость. Большое изменение претерпела форма лыж – от простых приспособлений в виде дощечек или овального обода, прикреплявшихся к ногам сыромятиной  (труги, медвежья лапа),  до зырянских,  новгородских скользящих – прямых предков современных лыж.

  Первые упоминания о  лыжных соревнованиях в России появляются в печати в 1894г. А в 1895г. был организован первый Московский клуб лыжников (МКЛ). После чего лыжные клубы создаются в Петербурге,  Туле,  Иваново-Вознесенске, Новгороде, Архангельске, Перми, Екатеринбурге и других городах России. Кроме

того, некоторые спортивно – гимнастические общества зимой культивируют лыжный спорт и проводят

состязания. В феврале 1910г. проводится первое первенство России на 30 верст, в котором

учавствовали 14 человек. Первым чемпионом стал П. А. Бычков, по тому времени хорошо владевший

техникой так называемого русского хода  (теперь попеременный двухшажный ход).

  Если Москва была центром развития бега на лыжах, то Петербург стал центром горнолыжного спорта.

Занятия проходили на холмистой местности Парголово,  Юкки,  Тярлево. В феврале 1912  г. прошло

первое состязание по двоеборью – прыжки на лыжах с трамплина и бег по пересеченной местности на 4 версты.

   После завершения Великой Отечественной войны лыжный спорт получает все большее распространение,  увеличивается число занимающихся,  улучшаются спортивные результаты. Развитию лыжного спорта во многом способствовало создание в нашей стране широкой сети детских и молодежных спортивных школ. Несмотря на то,  что в начале войны значительно пострадала материальная база (были разрушены или уничтожены лыжные базы, трамплины, вырублены лесные массивы вблизи городов), массовость благодаря заботе правительства,  самоотверженной работе тренеров и преподавателейпродолжала расти.  Уже в первые послевоенные годы общее число спортсменов, занимающихся лыжным спортом,  увеличилось в 1,5–2 раза.  И немаловажно то,  что лыжный спорт получил широкое распространение в сельской местности. В 1946  г. в массовых стартах сельской молодежи,  предшествующих всесоюзным соревнованиям,  участвовало более 1 млн. человек. 

  В 1948  г.  советские лыжники вступили в Международную лыжную федерацию (ФИС), что способствовало расширению международных спортивных связей и повышению результатов.  В том же году советские лыжники впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях в Холменколлене  (Норвегия),  являющихся, по существу, неофициальным первенством мира.

  В стране постоянно росла массовость лыжного спорта.  В 1956  г. была проведена I спартакиада народов РСФСР,  а в 1962  г. – зимняя спартакиада народов СССР. В I зимней спартакиаде народов СССР вышло на старт около 10 млн. спортсменов. Спартакиады стали проводиться регулярно, и количество их участников все время увеличивалось. В 1956  г.  советские спортсмены впервые приняли участие в VII зимних Олимпийских играх в Кортина д'  Ампеццо  (Италия). Л. Козырева стала олимпийской чемпионкой в гонке на 10 км, советские лыжники  Ф. Терентьев, П.Колчин, Н. Аникин и В. Кузин завоевали золотые медали в эстафете 4*10 км, а команда женщин в эстафете 3*5 км – серебряные медали.

  В 60-е годы увеличился выпуск специалистов по лыжному спорту, повысилась их квалификация. Значительно расширились научные исследования по проблемам методики спортивной тренировки в лыжном спорте,  обучения и совершенствования техники передвижения на лыжах. Успехи сильнейших лыжников страны неотделимы от массового лыжного спорта,  который является основой для дальнейшего роста спортивных результатов. В 70-е годы в нашей стране вновь стали популярными длительные переходы и пробеги на лыжах.  Они стали иметь не только спортивное, но научное значение.

  В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам -  лыжная  подготовка и лыжный спорт.

  Лыжная подготовка – обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах.

  Лыжный спорт – один из самых массовых видов культивируемых в Российской Федерации.

Инвентарь и снаряжение для занятий лыжной подготовкой.

Лыжи в зависимости от назначения имеют характерную форму, размер, материал, из которого они изготовлены, и другие особенности. Лыжи состоят из следующих составных частей:

  • носок - передняя заостренная и загнутая вверх часть лыжи;
  • грузовая площадка - утолщенная средня часть лыжи, на которую ставится крепление;
  • пятка - задняя часть лыжи, слегка закругленная и загнутая вверх;
  • скользящая поверхность с направляющим желобком,  внутренним и наружным ребрами (кантами).

  Изготавливают лыжи из деревянных и синтетических материалов. 

  Деревянные лыжи.

  Начальное обучение технике передвижений на них проще, чем на пластиковых. На них нетрудно установить любые крепления. Они удобны при передвижении по мягкому снегу.

  При выборе лыж нужно учитывать 2 основных фактора: длину и массу тела лыжника. Су ществует несколько способов выбора лыж:

  • лыжи ставят у носка ноги и поднимают вверх выпрямленную руку - согнутые пальцы должны быть наложены на верхний конец лыжи;
  • оптимальную длину лыж определяют по формуле: +30-35см;
  • по длине и массе тела лыжника

Масса, кг            35-40  40-45  45-50  50-55  55-60  60-65  65-70   70-75  75-80

 

Длина тела, см    140     145     150    155     160        165     170     175     180

 

Длина лыж, см     175     180    185    190      195       200    205      210     215

 Чем больше масса тела лыжника, тем более жесткими должны быть лыжи при той же их длине. Практически жесткость лыж определяется следующим образом. Лыжи, поставленные скользящими поверхностями друг к другу, сжимают кистью одной руки в самом широком месте их весового прогиба. У лыж нормальной жесткости прогиб должен исчезнуть при сильном сжатии. Если он исчезает при легком нажиме, то лыжи слишком мягкие. Если усилием кисти одной руки их не удается сжать, чтобы они соприкасались по всей длине, то лыжи считаются жесткими.

  Мягкие лыжи хуже скользят, так как грузовая площадка слишком плотно прижимается к снегу и мазь под ней быстро стирается. Жесткими лыжами труднее управлять, их нельзя плотно прижать к лыжне и оттолкнуться. У таких лыж всегда будет "отдача" (проскальзывание назад в момент отталкивания). Мазь быстро стирается с их концов.

  Новые деревянные лыжи нужно подвергнуть горячей просмолке. Просмолка предохраняет их от преждевременного износа, набухания от влаги, улучшает качество смазки лыж мазями. Со скользящей поверхности новых лыж предварительно устраняют с помощью металлической цикли и мелкой наждачной бумаги все неровности и шероховатости. Циклюют и шлифуют лыжи в направлении от носка к пятке. Хорошо подготовленную скользящую поверхность постепенно и равномерно прогревают паяльной или газовой горелкой и тампоном или кистью наносят на нее ровным тонким слоем предварительно разогретую лыжную смолу или специальную пропитку. Затем лыжу вновь нагревают до кипения смолы. При этом нужно следить, чтобы древесина не обуглилась. После охлаждения смолы процедура прогревания повторяется несколько раз до тех пор, пока смола не перестанет впитываться в лыжу и древесина не станет темно-кориневого цвета. Остатки смолы удаляются сухой трыпкой. Просмоленные лыжи складывают скользящими поверхностями, связыывают у носкового загиба и у задников лыж. Между грузовыми площадками (ближе к постановке каблука) вставляют распорку шириной 6-8см.

  Пластиковые лыжи.

  Пластиковые лыжи легки, эластичны и упруги, не впитывают влагу хорошо скользят по снегу и без смазки, наиболее часто используются в настоящее время. Они состоят из нескольких слоев: скользящей поверхности, стекловолокна, пенопласта, отделочного слоя пластика. Также для скользящей поверхности используется такое пластиковое покрытие, как тефлон. Ширина пластиковых лыж меньше деревянных и по всей длине практически одинаковы. Желобок для скользящей поверхности пластиковой лыжи по ширине и глубине имеет вдвое меньшие размеры, чем на деревянной. Преимущество пластиковых лыж в скольжении особенно ощутимо на твердой лыжне и в условиях оттепели. Пластиковые лыжи не требуют периодической просмолки. Весовой прогиб у них постоянен, поэтому распорки не требуется.

 Пластиковые лыжи также подбираются по длине и массе тела лыжника. Длина лыж для передвижения коньковыми ходами определяется по формуле: длина тела лыжника + 10-20см.

 Способ выбора лыж по массе тела заключается в следующем. Нужно положить лыжи на ровную поверхность скользящими поверхностями вниз, примено в 30 см одна от другой. Затем встать на них, стараясь равномерно загрузить обе лыжи. Помощник должен просунуть лист бумаги в зазор между скользящей поверхностью лыжи и поверхностью, на которой они лежат. Лист должен свободно проходить под лыжей только в части грузовой площадки. Если лист проходит под всей лыжей, значит они для этого лыжника жесткие, если же вообще не проходит, то лыжи для него слишком мягкие.

  На лыжах зарубежных фирм ставится маркировка: "soft"- мягкие, "medium"- средние, "stift" - жесткие.

  Существует еще одна важная характеристика платиковых лыж - эластичность. Она проверяется так: левой рукой нужно взять лыжу за пяточную часть, уравновесить еепараллельно земле и ребром правой ладони резко ударить ближе к грузовой площадке (колодке) лыжи. Эластичность определяется по степени вибрации. Если вибрация очень сильная или, наоборот, слабая или вообще отсутствует, то эта пара лыж не рабочая.

 У лыж для конькового стиля носковая часть укорочена и меньше длина дуги загиба по сравнению с деревянными лыжами.

 Подготовка новых пластиковых лыж перед выходом на снег принципиально отличатеся  от подготовки лыж из древесины. Скользящую поверхность пластиковых лыжследует отциклевать ровной металлической циклей и обработать мелкой наждачной бумагой (нулевкой)  до гладкости. Затем протереть сухой тряпкой или тряпкой, слегкасмоченной растворителем. После этого скользящую поверхностьпокрыть грунтовым парафином и разогретьспециальным утюжком, нагретым до температуры не выше 200° С. В результате парафин заполняет все поры, имеющиеся в пластике. Затем лыжам дают остыть в течение 1-1,5ч. Парафин, остывший на скользящей поверхности лыжи, тщательно снимают пластмассовым скребком. Протирают лыжи синтетической тканью. Теперь лыжи готовы к смазке или нанесению парафина в соответствии с погодными условиями и задачами урока или тренировки. Такую грунтовку следуе проводить 2-4 раза за сезон. 

 Лыжные палки.

Лыжная палка состоит из:

  • стержня (состоит из тонкостенной конической трубки). На верхнем, чуть расширенном, конце находится рукоятка с темляком;
  • темляка - петля для руки - изготовлен из синтетической тесьмы с приспособлением для его подгонки по руке;
  • рукоятки (пластмассовой);
  • опорного элемента (кольцо или лапка);
  • наконечника.

  Темляк подгоняется так, чтобы кисть опираясь на петлю палки, не сжимала жестко рукоятку. На нижнем, слегка зауженном, конце находится  опорный элемент, состоящий из "лапки", не позволяющей проваливаться в снег, и наконечника, изготавливаемого из твердого сплава металлов.

  Лыжные палки должны соответствовать длине тела  лыжника. Для передвижения классическими ходами рекомендуется выбирать палки следующим образом:

  • если лыжник стоит на полу, то палки должны доходить до верхней части его плеча, что примерно на 30см меньше длины тела лыжника;
  • если лыжник стоит  на снегу, то палки должны доходить ему до подмышечной впадины, так как они на длину наконечника проваливаются в снег.

  

длина тела лыжника, см    150-155   155-160   160-165    165-170   170-175   175-180   180-185

 

длина палок, см                    120         120-125   125-130    130-135   135-140   140-145   145-150

 

  При передвижении коньковым ходом используются палки  на 10-20см длинее, однако по правилам соревнований длина палок  не должна превышать длину тела лыжника.

  Лыжные палки должны быть легкими, упругими и достаточно прочными.

Лыжные ботинки.

 Лыжные ботинки должны быть легкими, удобными, с мягким верхом и прочной эластичной подошвой. При выборе лыжных ботинок нужно учитывать, что они изготавливаются более свободными, чем обычные, снебольшим запасом по длине. Поэтому нужно брать тот размер ботинок, который соответствует номеру обычной обуви или на 0,5-1 размера больше. Размер ботинок должен быть таким, чтобы в них можно было положить еще и суконную стельку. В тесной обуви можно натереть ногу и, кроме того, ноги будут мерзнуть. В слишком свободной обууви трудно управлять лыжами.

 В зависимости от стиля бега. к ботинкам предъявляют разные требования. В первую очередь они должны защищать суставы и связки от всевозможных травм и обеспечивать оптимальную силу отталкивания.

 Для платиковых лыж выпускаются следующие разновидности лыжных ботинок:

  • высокие (коньковые);
  • средние(универсальные);
  • низкие (классические).

  Лыжные крепления.

  Лыжные ботинки подбираются к имеющимся лыжным ботинкам. Для занятий лыжной

подготокой ставят в основном металлические цельные рантовые крепления. Они состоят из скобы, дужки, замка. Эти крепления имеют стандартные размеры и расположение шипов. Они пригодны для различной обуви при соответствующей подгонке.

 Для установления крепления лыжу кладут скользящей поверхностью на узкий закругленный предмет (карандаш, отвертку, др.), чтобы определить ее центр тяжести. Место, в котором она займет положение равновесия, и будет ее центром тяжести. Центр тяжести отмечают поперечной чертой. Носок ботинка находится на линии центра тяжести. На грузовой площадке лыжи проводят поперечную ось. Такую же линию проводят на подошве бобтинка от середины носка до середины закругления каблука.

  Затем в месте пересечения оси центра тяжести и продольной оси лыжи сверлят отверствие диаметром 2,5мм и через верхнее отверствие скобы крепление прикрепляют к лыже шурупом. После этого в скобу креления плотно вставляют ботинок, так чтобы его ранты прилегали к боковым сторонам скобы, а дужка находилась посередине ранта ботинка. Выравнивают местоположение каблука на середине продольной оси лыжи и аккуратно, не изменяя положения скобы крепления, вынимают ботинок. Помечают боковые отверстияв лыжи и заворачивают в них шурупы (желательно смазать их). Плотно вставив ботинок в привинченное крепление, прижимают подошву ботинка к скобе. На подошве, в местах отпечатков, оставленных шипами крепления, сверлят отверстия. Их диаметр должен быть на 0,5 мм больше диаметра шипов, а глубина - 1,2 мм больше длины шипов. Дужка со вставленным в скобу ботинком при небольшом усилии должен войти в нижнюю прорезь замка. 

  Под серединой каблука ботинка на грузовую площадку прикрепляют подпятник, чтобы было легче управлять лыжами и чтобы ботинок не соскальзывал с лыжи. Чтобы проверить правильно ли установлены крепления, достаточно взяться за ботинок и приподнять его вместе с прикрепленной к нему лыжей. При правильной установке передняя часть лыжи, должна перевешивать, а  грузовая площадка прижиматься к подошве ботинка. В пластиковых лыжах перед заворачиванием шурупов отверстия заполняются водостойким клеем или эпоксидной смолой, для того, чтобы шурупы вместе с креплением не оторвались от лыжи при отталкивании. Если нужно будет заменить крепления, то достаточно будет нагреть их слегка с помощью утюга, разогретой отверткой.

 На современные лыжи, как правило, наносится предварительная разметка, указывающая, где должны устанавливать крепления. Кроме того, ко всем креплениям прилагается инструкция по их установке.

 Одежда лыжника.

   Одежда лыжника для занятий лыжной подготовкой должна отвечать следующим требованиям:

  • защищать от ветра и холода;
  • быть легкой;
  • не стеснять движений лыжника во время занятий;
  • хорошо впитывать влагу;
  • быть эластичной;
  • не слишком свободной.

 Выбор одежды зависит от температуры и влажности воздуха, от задач учебно-тренировочного занятия, от подготовленности занимающихся.

 Сначала следует надевать хлобчатобумажное или легкое трикотажное белье, а сверху - спортивный костюм (дополнительно можно надеть легкую ветрозащитную куртку). В любую погоду, особенно в ветреную,  голова должна быть защищена шерстяной шапочкой, досаточно плотной, закрывающей в случае необходимости уши. На руках должны быть перчатки. В очень холодную погоду (при температуре ниже -20°С) или при сильном ветре желательно пользоваться варежками или кожаными рукавичками с фланелевой подкладкой. Очень важно сохранять ноги в тепле. Лыжнику следует надевать 2 пары носков: сначала хлопчатобумажные, а поверх их шерстяные. Нога в ботинке не должна быть сжата, так как это нарушает кровообращение в стопе и увеличивает вероятность обморожения.

 Для гонок применяется эластичная обтягивающая одежда, обеспечивающая лучшую обтекаемость, комбинезоны различного типа. Правильно выбранная одежда предохраняет организм от переохлаждния и перегревания.

Лыжные мази.

  Основное назначение лыжных мазей - обеспечить хорошее скольжение и сцепление лыж со снегом при отталкивании.  Кроме того, лыжные маи предохраняют деревянные лыжи от изнашивания, а также от набухания древесины при передвижении в условиях оттепели по мокрому снегу. Лыжные маи бывают:

  • твердые - для мороной погоды  ухого нега (от -1до -30°С);
  • полутвердые - для переходной погоды от мороа к оттепели (от -1до +1°С);
  • жидкие - для мокрого снега и гололеда(от +2до+4°С). 

 Кроме того, в наборе лыжных маей бывают специальные - грунт. Он наносится на скольящую поверхность лыжи тонким слоем, а атем на него кладется твердая мазь. Так мазь лучше держится на лыже.

  Для пластиковых лыж применяются специальные парафины раличных марок. Основное назначение парафинов - максимально улучшить скольжение. Они бывают твердыми, жидкими(эмульсии), в виде порошков, паст, в газовых балончиках, в таблетках.

  Современные парафины делятся на 4 группы:

  1. обычные, состоящие в основном и углерода;
  2. с низким содержаниемфторуглеродов, применяемые при нихких температурах, а также как грунт под порошки;
  3. с высоким содержанием фторуглеродов;
  4. чистые фторуглероды.

  Парафины окрашивают в определенные стандартные цвета, чтобы их было удобно применять при различных температурных условиях. Все выпускаемые в настоящее время лыжные мази имеют этикетку, на которой указывается их назначение в зависимости от температуры воздуха и состояния снега. Кроме того, мази принято окрашивать в стандартные цвета, которые соответствуют определенным температурам. Фтор используют в держащих мазях для уменьшения поверхностного напряжения, что позволяет улучшить сцепление лыж со снегом.

  На выбор лыжных мази и парафина влияют следующие факторы:

  • температура воздуха. Наилучшие условия скольжения наблюдаются  при температуре воздуха от -3 °С до - 12 °С. Дальнейшее понижение температуры, как правило, ухудшает  скольжение. Наиболее сложные условия для подбора смазки возникают при переходных температурах от - 1°С до +1°С. При дальнейшем потепление условия выбора мази несколько облегчаются.
  • состояние снега. Наилучшее скольжение лыж наблюдается при крупнозернистом состояние снега. При свежевыпавшем снега скольжения ухудшается, а при падающем снег становится еще хуже.
  • влажность воздуха. Оказывает влияние на состояние снега (мокрый, влажный, слипающийся и сухой) и лыжни снега (появление на ней глянца и гололеда). Может вызвать подмерзание мази и появление льда на скользящей поверхности ноже.
  • состояние лыжни. Мягкая  лыжня, как правило, дает несколько худшее скольжение и сцепление лыж со снегом, а слишком жесткая быстро сдирает мазь лыж. При жесткой лыжне необходимо применить специально грунтовую мазь и увеличить толщину слоя основной мази.
  • длина дистанции. Влияет на толщину слоя применяемой лыжной мази. С увеличением длины дистанции необходимо положить более толстый слой мази.
  • рельеф местности. На равнинной и слабопересеченной местности предпочтение отдается мази, обеспечивающей наилучшее скольжение.  В этом случае незначительная "отдача" не ухудшает результат, так как за счет лучшего скольжения м ожно значительно увеличить скорость. На сложной и сильнопересеченной местности целесообразно смазывать лыжи мазью, гарантирующей лучшее сцепление лыж со снегом.
  • освещение лыжни солнце. При выборе мази в конце зимы необходимо учитывать освещенность лыжни солнцем. Лыжня, проложенная в тени, может весь день оставаться сухой, а на участках трассы, проходящий по опушкам леса, она может подтаивать и быть влажной, что значительно ухудшает скольжение. 

  Пользоваться лыжными мазями надо обязательно. После того как выбрана нужная мазь, ее наносят на скользящую поверхность лыжи.

  При смазке деревянных лыж необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Перед смазкой лыжи нужно очистить от старой мази. Для этого скользящую поверхность разогревают горелкой и сухой тряпкой тщательно снимают старую маз.
  2. Лыжную мазь наносят в теплом помещении на сухую, чистую, предварительно просмоленное поверхность.
  3. Мазь наносят тонким слоем на всю скользящую поверхность. Твердую мазь наносят продольными штрихами, а жидкую выдавливают из тюбика примерно по 0,5 см на каждые 10 см поверхности лыжи. Затем мазь тщательно растирают по всей поверхности специальной пробкой или пенопластовым бруском.
  4. Для того, чтобы мазь не сошла во время длительного передвижения, кладут несколько слоев мази, тщательно растираякаждый из них после нанесения.
  5. Необходимо всегда помнить: при тонком слое мази лыжи хорошо скользят, а при толстом - лучше сцепляются со снегом. Чаще всего смазку комбинируют: для скольжения на носочную и пяточную части мазь кладут тонко, а под грузовую площадку лыж (30-45 см) потолще - для сцепления.
  6. Мази для оттепели наносят более толстым слоем, чем для мороза.
  7. После смазки  лыжи необходимо вынести на воздух на 10-15 мин. для охлаждения.

  Чтобы проверить, правильно ли подобрана мазь, остывшую лыжу кладут на чистый снег и надавливают на нее ногой - на скользящей поверхности должен остаться прилипший снег. Потом делабт скользящее движение ногой - снег должен легко отделиться и смазанная поверхность остаться чистой.

  Для того, чтобы проверить, обеспечивает ли используемая мазь хорошее сцепление лыж со снегом, необходимо пройти в среднем темпе по равнинному участку или небольшой пологий подъем попеременным двухшажным ходом. Если в момент отталкивания ногой проскальзывания лыжи назад не происходит, то уровень сцепления считается достаточным для нормального передвижения лыжника. При плохом сцеплении лыж со снегом или плохом их скольжении следует произвести соответствующую корректировку.

  Смазка пластиковых лыж требует другой технологии. Старую мазь смывают растворителем. Для передвижения классическим стилем на носочную и пяточную части лыжи наносят для скольжения парафин. а под грузовую площадку - мазь против отдачи. Для конькового стиля парафин накладывают на всю скользящую поверхность.  

   Парафин накладывают следующим образом:

  • на чистую скользящую поверхность лыж ровным слоем наносят парафин;
  • с помощью специального утюжка (нагретого до 100-150 °С) нанесенный парафин полностью расплавляют по всей поверхности лыжи и дают остыть до комнатной температуры;
  • затвердевший парафин олностью удаляют со скользящей поверхности пластмассовым скребкоми затем специальными щетками и растирками полируют поверхность лыжи.

  Применение парафиновой грунтовки значительно повышает эксплуатационные качества лыж и улучшает их скольжение.

   Самым простым способом определения лучшего скольжения является многогранный спуск со склона по одной и той же хорошо накатанной лыжне в положении основной стойки (одинаковой всегда и для всех) до полной остановки. Лучшим вариантом подготовки лыж будет тот, при котором зарегестрирован самый дальний спуск.

   Смазка пластиковых лыж проще, чем деревянных поскольку не нужно подбирать мазь для скольжения, достаточно добиться хорошего сцепления лыж со снегом.

  На грузовую площадку платиковых лыж накладывают мазь для более высокой температуры, чтобы избежать возможного проскальзывания при отталкивании. 

  Простейшим способом определения качества сцепления лыж со снегом является передвижение в среднем темпе по равнинному участку трассы попеременным двухшажным ходом: если в момент отталкивания ногой проскальзывания лыжи назад не происходит, то сцепление достаточное.

  При неизменной температуре воздуха и одинаковом состоянии снега можно использовать запарафиненные лыжи в течение нескольких дней, обновляя только смазку под грузовой площадкой. Это связано с тем, что на парафине плохо держатся мазь, обеспечивающая сцепление лыж со снегом.

  При смазке платиковых лыж следует придерживаться следующего правила: чем выше температура воздуха, тем меньше должен быть слой мази, наносимой на скользящую поверхность лыжи под грузовой площадкой.

   Уход за лыжным инвентарем и снаряжением.

   Срок службы и спортивные качества лыжного инвентаря в немалой степени зависят от умелого хранения и ухода за ним. По окончании зимнего сезона лыжи должны быть очищены от старой мази.

  Деревянные лыжи следет просмолить. Сложить скользящими поверхностями друг к другу и скрепить в носочной и пяточных частях (веревкой или специальными зажимами). Для сохранения весового прогиба между скользящими поверхностями грузовых площадок устанавливают распорк прямоугольной формы. Лыжи следует хранить в сухом помещении вдали от теплового источника в вертикальном положении носками кверху. Крепления следует промазать машинным маслом. Кожаные лыжные ботинки в начале и в конце сезона следует пропитать мазью для спортивной обуви или жиром, а во время занятий хорошо просушивать и систематически смазывать жировыми мазями. От этого они будут мягкими и не будут пропускать влагу.

  Для сушки нельзя ставить ботинки на отопительные приборы, так как они ссохнуться, кожа потеряет эластичность и лопнет на местах сгиба. При длительном хранении ботинки следует туго набивать бумагой.

  Пластиковые лыжи  перед длительным хранением следует очистить от старой мази, парафина, ггрязис помощью очищающего парафина. Парафин наносят на лыжу, разогревают и сразу же снимают пластиковым скребком.Повторить 2-3 раза. Затем лыжи либо оставляют чистыми, либо наносят на них любой парафин, но не разогревают его. Лыжи следует хранить в связанном виде в чехле в сухом помещении вдали от отопительных приборов.

  Из различного вспомогательного инвентаря к лыжному сезону следует иметь:

  • газовую горелку с баллоном для просмолки лыж и снятия старой мази,
  • специальный утюжок для разравнивания мази и парафина на лыже,
  • пробку для растирания мази, 
  • скипидар для снатия старой мази и парафина с платиковых лыж,
  • чехол для лыж.

  По мере развития современных технологий появляются все новые и новые модели лыж, ботинок, креплений и одежды для лыжников, более легкие, удобные и усовершенствованные для современных условий.

   Техника передвижения на лыжах.

  Правильная техника передвижения на лыжах - это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Правильная техника помогает лыжнику наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физической подготовленности.

  Основные действия лыжника, от которых зависит скорость его передвижения:

  • отталкивание лыжами - создает поступательное движение,
  • отталкивание палками - увеличивает или сохраняет скорость скольжения на лыжах,
  • скольжение - осуществляетс попеременно на одной или двух лыжах одновременноза счет приобретенной скорости.

Во время скольжение важно не потерять скорость.

 Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы:

  • строевые упражнения с лыжами и на лыжах,
  • лыжные ходы,
  • переходы с хода на ход,
  • подъемы,
  • спуски со склона,
  • торможения,
  • повороты на месте и в движении.

  Доминирующее положение среди лыжных ходов занимают:

  • классические ходы - отталкивание осуществляется в момент кратковременной остановки лыжи, т.е. от неподвижной опоры; 
  • коньковые ходы - отталкивание выполняется от подвижной опоры (лыжи), т.е. скользящим упором.

  Кроме того, лыжные ходы, в зависимости от различных сочетаний движений рук и ног, подразделяются на:

  • попеременные ходы - руки работают попеременно;
  • одновременные ходы - руки работают одновременно.

 По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на:

  • бесшажные;
  • одношажные;
  • двухшажные;
  • четырехшажные.

  Классические лыжные ходы:

  1. попеременные ходы - двухшажный и четырехшажный;
  2. одновременные ходы - бесшажный, одношажный, двухшажный.

   Коньковый лыжный ход:

  1. попеременный двухшажный ход;
  2. одновременные ходы - полуконьковый, одношажный, двухшажный;
  3. коньковый ход - без отталкивания палками, с махом и без махов руками.

  Техника движений коньковыми и классическими ходами отличается механизмом выполнения отталкивания ногой. 

   Попеременный двухшажный ход.

   Попеременный двухшажный ход - наиболее распространенный способ передвижения на лыжах. Попеременным она называется потому, что происходит попеременная работа палками. Двухшажным - потому, что один цикл движений состоит из двух скользящих  шагов (левой и правой ногой)  и двух попеременных отталкиваний палками (правой и левой рукой) - одно отталкивание палкой на каждый шаг. Он применяется при передвижении на

равнине и на пологих подъемах.(рис.1)

  При правильно выполненном отталкивании голень, бедро и туловище

составляют прямую линию (рис.1 в). Нога в конце отталкивания должна

распрямиться полностью. Правая рука с палкой согнута в локте и вынесена

вперед, кисть на уровне плеча. В самый последний момент отталкивания

заканчиваетя выпремлением стопы. Лыжник переносит вес тела на

выдвинутую вперед левую лыжу и начинает скользить на ней.

​  Скольжение выполняется на согнутой в колене ноге (рис.1 г). Колено

находится над подъемом или носком ноги. Голень расположена вертикально.

После отталкивания нога с лыжей по инерции продолжает движение

назад-вверх. Из положения одноопорного скольжения лыжник готовится

сделать следующий шаг.  При замедлении скольжения правая палка ставиться

на снег на уровне носка левой ноги под углом 75-85°. Рука немного согнута в

локтевом суставе, кисть на уровне глаз.

  При начале отталкивания палкой(рис.1 д,е) туловище наклоняется вперед, оказывая давление на правую руку и палку. Левая рука маховым движением выносится вперед-вверх. Правая нога из крайнего положения начинает движение вперед. Стопа правой ноги плавно опускается на снег у каблука ботинка левой опорной ноги. Как только правая нога поравняется с левой, следует небольшое, но быстрое сгибание обеих ног.

  Правую ногу лыжник быстро продвигает вперед, стараясь загрузить ее массой тела. Правая рука с нажимом на палку движется назад (рис.1 ж). Кисть руки проходит чуть вше колена. К моменту отрыва от снега палка и рука образуют прямую линию. Толчок палкой происходит быстро и обязательно с полной амплитудой (до конца назад).

  Давление кистью осуществляется через петлю палки. В момент завершения отталкивания лыжная палка удерживается большим и указательным пальцами кисти руки.

  Заканчивая отталкивание левой ногой, лыжник быстро, но плавно переносит вес тела на правую ногу(рис.1 з, и). Теперь скольжение происходит на правой ноге. Левая нога, завершив отталкивание, свободно отводится назад-вверх. С началом скольжения на правой ноге левая рука выносит палку вперед. Затем движения повторяются.

  Основные ошибки при освоении техники попеременного двухшажного хода и рекомендации по их устранению:

  1. Передвижение на прямых ногах(отталкивание слаое, шаг короткий) - более низкая посадка и скольжение на согнутой ноге, подседание и перекат тела над стопой перед отталкиванием, а после отталкивания - маховый вынос вперед свободной ноги и широкий выпад;
  2. Двухопорное скольжение. Лыжник передвигается, не отрывая лыж от снега - наклонить туловище и многократно выполнять отталкивания ногой на месте с энергичным разгибанием ее в колене и переносом веса тела на другую ногу;
  3. Неправильное направление отталкивания ногой (слишком вверх) - сильно наклониться вперед больше согнуть ноги вперед отталкиванием и увеличить выпад при выдвижении ноги вперед;
  4. Вынос маховой ноги в согнутом положении - нужно следить за тем, чтобы отталкивание ногой было законченным, а толчковая нога полностью выпрямлена;
  5. Прямое положение туловища(или недостаточный наклон туловища) - передвигаться в наклоне без палок короткими шагами, передвигаться с отталкиванием палками. взятыми немного выше середины;
  6. Незаконченное отталкивание палкой. Слабое отталкивание сильно согнутой рукой - передвижение под уклон без помощи ног за счет попеременного отталкивания руками с сильным наклоном палок. При окончании отталкивания рука и палка должны составлять прямую линию;
  7. Торопливость, частые движения при почти полном отсутствии скольжения - скользящий шаг без палок под уклон 2-3°. Многократное отталкивание одной и той же ногой.

   Попеременный четырехшажный ход.

  По координации этот способ является одним из самых сложных. Лыжник выполняет поочередно 4 шага в сочетании с попеременным выносом палок при первом и втором шагах и последующими попеременными отталкиваниями палками при третьем и четвертом шагах (рис.2).

   Этим ходом преодолевают равнинные участки и пологие подъемы, когда

использование попеременного двухшажного и одновременного ходов затруднено

из-за плохой опоры для палок (глубокий и рыхлый снег). В современном лыжном

спорте этот вид не применяется. 

  На первом шаге левой ногой левая рука и правая нога (рис.2 а,б,в) закончили

отталкивание, вперед выносится правая рука с палкой кольцом назад. Лыжник

переходт к скольжению на правой лыже.

 На втором шаге (правой ногой) вперед выноситя левая рука с палкой кольцом

назад (рис.2 е,ж), а правая выводится кольцом вперед. В момент скольжения на

правой лыже левая палка выводится кольцом вперед.

 На тертьем шаге ( левой ногой) на снег для отталкивания ставится правая палка,

а левая палка выносится кольцом вперед (рис.2 з).

 С началом шага правой ногой заканчивает отталкивание правой рукой. В

четвертом шаге левая палка ставится на снег, выполняется отталкивание. С окончанием отталкивания левой рукой начинается шаг левой ногой и вынос правой руки с палкой. Цикл движений повторяется.

Основные ошибки при освоении техники попеременного четырехшажного хода и рекомендации по их устранению:

  1. Неправильное сочетание движений рук и ног (отсутствие согласованности в движениях) - устранение ошибок происходит на учебном круге и происходит показ учителем правильного выполнения;
  2. Передвижение на прямых или недостаточно согнутых ногах;
  3. Слабые отталкивания ногами и руками - целесообразнее использовать освоение упражнения по частям и выполнение движений под счет;
  4. Подпрыгивающий ход;
  5. Напряженный вынос палок;
  6. Непрямолинейный вынос палок;
  7. Общая скованность движений;
  8. Ошибки, встречающиеся при передвижении попеременным двухшажным ходом.

Одновременный классический ход.

  Основным элементом одновременных ходов является одновременное отталкивание лыжными палками. Одновременные ходы - наиболее быстрые. В зависимости от числа скользящих шагов в цикле движений различчают одновременный бесшажный, одношажный и двухшажные ходы.

 В одновременном бесшажном ходе лыжник все время скользит на двух лыжах, поддерживая скорость сильными одновременными отталкиваниями палками. Ноги в отталкивании не участвуют (рис.3). 

   Этот ход применяется на пологих спусках, а при хорошем скольжении

 и на равнине. 

 После окончания отталкивания двумя палками лыжник, скользя на

обеих лыжах, выносит палки вперед, направляя их кольцами назад-вниз.

  Исходное положение перед отталкиванием: кисти рук на уровне глаз

(рис.3 в), чуть шире плеч, палки параллельны друг другу под острым

углом 70°-80° к опоре, вес тела на передней части ступеней, локти в

стороны.

 При отталкивании (рис.3 д, е, ;) палки ставят на снег на уровне носков

лыжных ботинок. На палки нужно давить сразу, как только они коснулись

снега. Сначала давление осуществляется за счет сгибания туловища., а

затем за счет  разгибания рук. 

 При отталкивании палками ноги излишне не сгибать. Кисти рук проходят возле коленей.

Сгибать туловище впередвниз при отталкивании нужно с силой. В конце отталкивания рука

и палка составляют одну прямую, при этом палку удерживают большим и указательным

пальцами. Туловище наклонено вперед почти до горизонтального положения.

  После отталкивания палками следует свободное скольжение, плавное разгибание туловища,

и лыжник вновь выносит палки вперед. Резкое выпрямление значительно увеличивает

давление на лыжи, что приводит к увеличению силы трения лыж о снег и потере скорости

движения. Затем цикл движений повторяется.

 Одновременный одношажный ход.

  Различают два варианта одновременного одношажного хода: скоростной (ранее назывался

стартовым) - с одновременным отталкиванием ногой и выносом рук и основной - с выносом

рук и палок кольцами вперед до начала отталкивания ногой. В этом ходе важно выполнять

отталкивание поочередно правой и левой ногой.

 Одновременный одношажный ход в основном применяется при движении под уклон (на пологих спусках), но иногда (при отличном скольжении или при необходимости развития максимальной скорости) им пользуются при передвижении по равнине.

  Рассмотрим выполнение отдельных элементов техники одновременного одношажного хода.

   Скоростной вариант.

  Лыжник скользит на обеих лыжах. Немного сгибая руки, он выносит вперед палки, направляя их кольцами вниз-назад под острым углом. Палки выносит вперед вместе с шагом-выпадом левой ногой. 

 С выносом рук вперед

Футбол

 Футбол - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время - это самый популярный и массовый спорт в мире. 

   Площадка.

   Поле для игры имеет прямоугольную форму. Боковая линия должна быть длиннее линии ворот. Длина площадки мин.90-120 м, ширина - мини.45-90 м.

  История.

  В игры с мячом играли во многих странах. В Двревней Спарте игра называлась "Эпискирос", в Древнем Риме "Харпастум". Примерно в XIV веке итальянцы изобрели игру "Кальчо". Именно они завезли эту игру на Британские острова. В XIX веке футбол в Англии приобрел популярность сравнимую с крикетом. В него играли в основном в колледжах. Первая попытка создать единые праила была предпринята в 1846г., когда встретились представители нескольких колледжей. Они установили первые правила. В 80-х годах XIX века футбол стал популярен в обществе. Число клубов в Футбольной ассоциации превышало 100. 30 ноября 1872 года был проведен первый в истории международный матч. Он прошел между сборными Англии и Шотландии. В 1904 году в Париже была основана ФИФА, управляющая организация в футболе. В нее вошли: Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды, Испания, Швеция, Швейцария. В 1901 году в Монтевидео состоялся первый в истории матч с участием сборных.

   После избрания Жюля Римэ президентом ФИФА в 1921 году было ратифицировано предложение считать последующие Олимпийские футбольные турниры "чемпионатами мира по футболу среди любителей".

   Правила игры.

    Есть 17 официальных правил игры, каждое из которых содержит список оговорок и принципов. Эти правила предназначены для применения на всех уровнях футбола, хотя есть некоторые изменения для некоторых групп людей. Правила игры публикуются в ФИФА, но поддерживаются Международным советом футбольных ассоциаций. 

  Каждая команда состоит максимум из 11 игрков (без учета запасных), один из которых вратарь. Вратари - единственные игроки, которые могут играть руками при условии, что это делается в пределах штрафной площади у своих собственных ворот. Матч состоит из двух таймов по 45 мин. Пауза между первым и вторым таймами составляет 15 минут, в течение которой команды отдыхают, а по ее окончании меняются воротами. Если в двух таймах команды забивают одинаковое количество голов, то либо фиксируется ничья, либо победитель выявляется согласно установленному регламенту матча. В этом случае может быть назначено дополнительное время - два тайма по 15минут. Между дополнительными таймами командам дается время лишь на смену сторон. Если в течение дополнительного времени победителя выявить не удается, проводится серия послематчевых пенальти. Если количество забитых пенальти у обеих команд будет равным, тогда пробиваются по одной паре пенальти, пока не будет выявлен победитель.

   Матчи проводятся как на полях с естественным, так и искуственным покрытием. Футбольный мяч должен быть сферической формы. Он состоит из трех частей: покрышки, подкладки, камеры. 

   Нарушения.

  • удар соперника ногой или попытка;
  • подножка или попытка сделать ее;
  • атака соперника;
  • толчок соперника руками;
  • удар или попытка такового против соперника;
  • другое.

   Недесциплинированное поведение.

  • драки;
  • плевки;
  • нецензурные выражения и жесты;
  • другое.

   Самым престижным соревнованием является Чемпионат мира, проходящий раз в 4 года. Первый розыгрыш прошел в Уругвае в 1930 году.

   Согласно заявлению ФИФА, в 2001году в футбол играло около 250 миллионов человек. Из них около 20 миллионов человек - женщины.