Система оценивания образовательных достижений

                            ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ 30.26 КБ

Предварительный просмотр:

                            ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

В связи с отсутствием педагогов – психологов в штатном расписании нашего учреждения педагогами проводится только педагогический мониторинг, который проводится два раза в год:

сентябрь, октябрь - начальная диагностика;

апрель, май  - итоговая диагностика.

За основу взята модель педагогической диагностики, разработанная на основе положений ФГОС ДО с учётом современный исследований в области дошкольной педагогики авт. Афонькиной Ю.А. Предложенные методики и диагностический инструментарий, применим ко всем действующим образовательным программам.[1] Основой метод педагогической диагностики это самый распространенный и естественный в работе каждого педагога метод наблюдения. Для удобства заполнения и многоразового использования (отслеживания в течение нескольких лет) Советом педагогов нашего учреждения была предложена и составлена форма таблиц в Microsoft Excel по каждой образовательной области и направлениям их реализации. Данные показатели позволяют составить схемы наблюдения за детьми (рис.1). Данная таблица позволяет определить и отследить каждого ребёнка, при необходимости составить диаграмму развития на каждого ребёнка.

По результатам такой диагностики данные по группе детей систематизируются и отражаются в сводной таблице с указанием показателей и общего количества детей (рис.2).  Данная таблица позволяет определить общие показатели по группе.

По итогам данной таблицы составляется диаграмма, делаются выводы, намечается коррекционная работа (рис.3).

Педагогическая диагностика - это основа для осуществления педагогического мониторинга, который является обязательным условием отслеживания уровня индивидуального развития ребёнка.

Мониторинг - производная форма латинского monitor. Мониторинг  - действия: наблюдение, контроль и предупреждение ОТКЛОНЕНИЙ. Педагогический мониторинг определяется как форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности образовательной системы как отдельного педагога, так и учреждения в целом. Он является основой для прогнозирования ее развития. Педагогический мониторинг  помогает осуществлять наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях. В целом мониторинг представляет собой специально разработанную систему действий. Педагогический мониторинга позволяет реализовать следующие функции:

1.Изучение состояния образовательной системы для получения оперативной информации о ее специфике. Тем самым может быть обеспечена корректировка этой системы в направлении совершенствования.

2. Своевременное выявление изменений в образовательной системе, а также факторов, которые их вызвали.

3. Предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.

4. Прогнозирование процессов развития образовательной системы.

5. Обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.

6. Получение информации об эффективности педагогических воздействий.

7. Оптимизация управления качеством образовательной деятельности.

Этапы мониторинга:

1. Определение цели, показателей отслеживания.

2. Сбор мониторинговых данных.  На данном этапе определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагогической деятельности.

3. Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.

4. Принятие решений по регуляции образовательной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Главная цель педагогической диагностики - получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это изучение детей, раскрытие ресурсов образовательной деятельности и её эффективности .

Задача педагогической диагностики - получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач: во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); во-вторых, оптимизации работы с группой детей. В данных требованиях ФГОС ДО раскрываются функции педагогической диагностики, а именно:

- диагностико-аналитическая: выявление причинно-следственных связей в образовательной деятельности между созданными образовательными условиями и эффективностью педагогического воздействия;

-экспертно-оценочная: изучение уровня профессиональной компетентности педагога;

- регулирующая: создание объективной основы для изменения условий образовательной деятельности, поиска ресурсов для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей;

- пропедевтическая: исследование рисков, профилактика дидактогений.

Предмет педагогической диагностики составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом ребенка, опытом его деятельности и общения; условиями его образования.

             Принципами педагогической диагностики выступают:

- принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования;

- принцип доступности диагностических методик и процедур для применения образовательной деятельности без разрушения ее «естественной ткани взаимоотношений» педагога и ребенка;

- принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.                            

Система оценивания образовательных достижений

В ходе своей педагогической деятельности ориентируюсь на индивидуальное развития каждого ребёнка, которое отслеживается через внутреннюю систему мониторинга. В данную систему входит: мониторинг динамики развития воспитанников, связанные с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизацией, детские портфолио, листы сопровождения каждого ребёнка, учёт участия в конкурсном движении воспитанников, в мероприятиях различной направленности-  которое позволяет мне выстраивать взаимодействие с детьми.

Индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий

Ф.И.О. ребёнка

Уровень:

низший

2-низший - низкий

3 – низкий – средний

4 – средний

5 – средний - высокий

6 – высокий

 Возрастная группа:

 Воспитатели:

Учебный год

Показатели по образовательным областям

Образовательная область "Социально -коммуникативное развитие"

Возрастная группа

Период

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Выводы

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

Младшая группа

Н.г

К.г

Средняя группа

Н.г

К.г

Старшая группа

Н.г

К.г

Подготовительная группа

Н.г

К.г

2.Образовательная область "Познавательное развитие"

Возрастная группа

Период

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, других людях

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Выводы

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

Младшая группа

Н.г

К.г

Средняя группа

Н.г

К.г

Старшая группа

Н.г

К.г

Подготовительная группа

Н.г

К.г

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности

3.Образовательная область "Речевое развитие"

Возрастная группа

Период

Владение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Выводы

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

Младшая группа

Н.г

К.г

Средняя группа

Н.г

К.г

Старшая группа

Н.г

К.г

Подготовительная группа

Н.г

К.г

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности

4. Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие"

Возрастная группа

Период

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Выводы

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

Младшая группа

Н.г

К.г

Средняя группа

Н.г

К.г

Старшая группа

Н.г

К.г

Подготовительная группа

Н.г

К.г

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности:

5.Образовательная область "Физическое развитие"

Возрастная группа

Период

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполненных основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни; овладение его элементарными нормами и правилами

Выводы

Группа раннего возраста

Н.г

К.г

Младшая группа

Н.г

К.г

Средняя группа

Н.г

К.г

Старшая группа

Н.г

К.г

Подготовительная группа

Н.г

К.г

По результатм мониторинга составляется коррекционная работа индивидуальная, с подгруппой детей.


[1] Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. / Ю.А.Афонькина . - Волгоград: Учитель, 2016.