календарно-тематическое планирование по физике 7 класс

Шабурова Светлана Юрьевна

Настоящая рабочая программа  курса «Физика» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по физике  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 7-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2005).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Учебник: А.В.Перышкин. Физика. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_fizika_7_klass.docx69.91 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

Тема

урока

Кол -во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополни тельного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (4 часа)

1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Понятие физического тепа, вещества, материи, явления, закона

1

Комбинированный урок

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника

Знать: смысл понятия «вещество». Уметь:     использовать     физические приборы и измерительные инструменты для  измерения физических    величин. Выражать результаты в СИ

Погрешности измерений

§1,2,3. Л. № 5, 12

-

2

Физические величины. Измерение физических величин. Система

единиц

1

Комбинированный урок

Тест (дать определение вещества)

§4,5, подготовка к   лабораторной работе, Л. №25

3

Лабораторная работа №1 «Определение    цены деления шкалы измерительного прибора»

1

Урок-практикум

Лабораторная работа, выводы, оформление

§4,5,

4

физика и техника

1

Комбинированный урок

§ 6 «Физика. Техника. Природа». Составить кроссворд

РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов)

5

Строение вещества. Молекулы

1

Комбинированный урок

Строение вещества

Знать смысл  понятий: вещество, взаимодействие,     атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять   физическое явление: диффузия

Фронтальный опрос, тест

§7,8. Л. №53, 54.

Подготовка к   лабораторной работе

6

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1   '

Урок-практикум

Проверка лабораторной работы

Л. № 23, 24

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела

1   '

Комбинированный урок

Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение

Опорный конспект

§ 9, задание 2(1). Л.№£6Ьь-

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

Комбинированный урок

Взаимодействие частиц вещества

Фронтальный опрос

§10, упр. 2(1). Л. № 74, 80

9

Три состояния вещества Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

1   Л

Комбинированный урок

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей

Опорный конспект

§11§12.

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Комбинированный урок

Составление классификационной  таблицы «Строение вещества»

Физический диктант

Л.  №  65, 67, 77-79,81, 82

РАЗДЕЛ III  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21час)  

11

Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения

1

Урок изучения новых знаний

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение

Знать: - явление инерции, физический   закон, взаимодействие; -   смысл   понятий: путь, скорость, масса, плотность. Уметь: - описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; - использовать физические    приборы для измерения пути,

Опорный конспект

Относительность движения. Система отсчета

§ 13, задание № 4. Л. №99, 101,103

12

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение

1

Комбинированный урок

Скорость прямолинейного равномерного движения

Опрос, тест

§   14,   15. Упр. 4(1,4)

13

Расчет скорости, пути и времени движения

1

Урок закрепления знаний

Методы измерения расстояния, времени, скорости

Опрос, тест

  §16  

Упр. 5 (2, 4)

Л 128

времени,     массы, силы; - выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени,   силы  от скорости; - выражать величины в СИ

14

Инерция

1

Комбинированный урок

Неравномерное движение

Явление инерции Примеры проявления и учета инерции в быту и технике

Опорный конспект

§17

15

Взаимодействие теп

1

Комбинированный урок

Взаимодействие тел

Знать,   что   мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь     приводить примеры

Тест

§18. П. 207,209

16

Масса тела. Единицы массы

1

Комбинированный урок

Масса тела. Плотность вещества

Знать: - определение массы; - единицы массы. Уметь   воспроизвести  или  написать формулу

Опорный конспект.  Упр.12 (1,3,4,5). Подготовка   к лабораторной работе

§19,20 подготовка к   лабораторной работе №3

17

Лабораторная работа №3 «Измерение массы вещества на рычажных весах»

1

Урок-практикум

Методы измерения массы и плотности

Умение работать с приборами при нахождении      массы тела

Написать вывод и правильно оформить работу

Повторить §  20. Упр. 6(1,3)

18

Плотность вещества

1

Комбинированный урок

Знать определение плотности   вещества, формулу. Уметь  работать  с физическими величинами, входящими в данную формулу

Тест

Вес тела

§21. Л. № 265. Подготовка к   лабораторным работам № 4,5

19

Лабораторная работа 4 «Измерение объема твердого тела».

1

Урок-практикум

Умение работать с приборами (Мензурка, весы)

Написать вывод и правильно оформить работу

Повторить §21. ynp.741.2J

20

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

Урок-практикум

Умение работать с приборами (Мензурка, весы)

Написать вывод и правильно оформить работу

21

Расчет массы и объема вещества по его

ПЛОТНОСТИ

1

Комбинированный урок

Методы  измерения массы и плотности

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества

Решение задач

        

§22

22

Расчет массы и объема по его плотности

1

Комбинированный урок

Методы  измерения массы и плотности

Уметь: - работать с физическими   величинами,   входящими   в формулу   нахождения массы вещества; - работать с приборами

Решение   задач, подготовка к контрольной работе

Упр.  8.-«. 4),   повторить  формулы, подготовиться к контрольной работе

23

Контрольная работа №1

1

Урок контроля

Методы измерения массы и плотности

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества

Контрольная работа

24

Сила. Явление тяготения. Сила" тяжести

1

Комбинированный урок

Сила Сила тяжести

Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения

Опорный конспект

§23

Сила упругости Закон Гука

1

Комбинированный урок

Сила упругости

Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект, Тест. Б. 2-13

§24

25

вес тела

1

Комбинированный урок

Знать определение силы упругости. * Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект

§ 25, 26. Л. № 328, 333, 334

26

Единицы сипы. Связь между силой тяжести  и массой тепа

1

Комбинированный урок

Единицы       силы. Связь между силой и массой тела

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела

Опрос, выполнение упр. 19

§27, упр. 9(1,3) подготовка к   лабораторной работе

27

Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Урок-практикум

Метод    измерения силы

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора

Упр. 17. Проверка лабораторной   работы. Вывод

§28, упр. 10(1,3)

Графическое изображение силы. Сложение сил

1

Комбинированный урок

Правило  сложения сил

Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело

Умение работать с чертежными  инструментами   (линейка,      треугольник)

§29, упр-11(2,3)

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

1

Урок изучения новых знаний

Сила трения

Знать определение силы трения. Уметь      привести примеры

Тест, опорный конспект

§ 30-32, написать эссе о роли трения в быту и природе

РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 час)

3.

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления

1

Урок изучения новых знаний

Давление

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса

Тест, опорный конспект

§ 33, 34. Упр. 12 (2,3), упр.13, задание №6

Давление газа. Повторение ПОНЯТИЙ «плотность», «давление»

1

Комбинированный урок

Давление

Проверка опорного конспекта

§35. Л. № 464, 470

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление»

1

Урок закрепления знаний

Давление, плотность газа

Решение

задач

§35. Л. № 473

Кратковременная контрольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля

1

Урок контроля

Давление. Закон Паскаля

Знать смысл физических законов: закон Паскаля. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

Уметь воспроизводить      и находить  физические    величины:   давление,   плотность

Гидравлические

машины

§36. Упр. 14 (4), задание 7

3f

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

Комбинированный урок

- использовать физические    приборы для измерения давления; - выражать величины в СИ

Решение задач

§ 37, 38. Л. 474, 476. Упр. 15(1)

3<*

1

Давление. Закон Паскаля Фех*<***к*  /*#**-

1

Урок закрепления знаний

Давление. Закон Паскаля

Решение

задач. Упр. 23

Повторить § 37, 38; Л. 504-607

37

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла

1

Комбинированный урок

Сообщающиеся сосуды.  Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла

Озвучивание фрагмента документального учебного фильма       о давлении. Рисунки, схема

§ 39, задание 9(3)

38

i

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления

1

Комбинированный урок

Атмосферное давление

Фронтальный опрос

§40,41. Упр.17, 18, задание 10

39

- j

Измерение атмосферного давления

1

Комбинированный урок

Методы  измерения атмосферного давления

Работа с приборами,   знание их устройства

§42, дополнительно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11

40

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1

Комбинированный урок

Методы  измерения атмосферного давления

Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; -использовать .физические   приборы для измерения давления

Тест, опорный  конспект

§43,44, упр. 20, упр. 21(1, 2)

41

1

I

Манометры

1

Комбинированный урок

Проверка опорного конспекта

§ 45,  дополнительно § 46, 47 Л.

42

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

Комбинированный урок

Закон Архимеда

Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь:

Рисунки

Условия плавания тел

§48, упр.19(2)

11

43

Архимедова сила

1

Комбинированный урок

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах; - использовать физические   приборы для измерения давления; - выражать величины в СИ; - решать задачи на закон Архимеда

Проверка опорного конспекта, тест

§49, подготовка к   лабораторной работе № 7

44

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

Урок-практикум

Закон Архимеда

Уметь    работать с физическими   приборами

Повторить §49, упр. 24(2,4)

45

Плавание тел

1

Комбинированный урок

Составление опорного конспекта

§50, упр. 25(3-5)

-

46

Плавание тел J.* р . J

1

Урок закрепления знаний

Закон Архимеда

Отработка формул,    решение задач

Л. № 605, 611,612

47

Плавание судов

1

Комбинированный урок

Проверка опорного конспекта, тест

§51

48

Воздухоплавание

1

Урок изучения новых знаний

Закон Архимеда

Составление опорного конспекта

§52. Упр. 26

49

Воздухоплавание 0 0

1

Урок закрепления знаний

Решение задач

Упр. 27(2)

50

Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание

1

Повто-ритель-но-обоб-щающий урок

Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда

Уметь  воспроизводить    и находить физические величины по формуле закона Архимеда

Составление обобщающей таблицы,   решение задач

Задание 16, подготовка к контроль^ ной работе

51

Контрольная работа № 3 «Давление твер-

1

Урок контроля

Решение задач

12

дых теп, жидкостей и

газов»

РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ

И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (13 часов)

52

Работа

1

Урок

Работа

Знать определение

Составление

§53.

-

изучения

работы,   обозначе-

опорного кон-

Упр. 28Ш)

новых

ние физической ве-

спекта. Тест

знаний

личины и единицы

измерения

53

Мощность

1

Комби-

Мощность

Знать определение

Составление

§54.

ниро-

мощности,   обозна-

опорного кон-

Упр. 29

ванный

чение    физической

спекта. Тест

(3-6)

урок

величины и едини-

цы измерения

54

Мощность и работа

1

Урок

Мощность и работа

Знать определение

Проверка

проверки

физических    вели-

опорного кон-

знаний и

чин:   работа, мощ-

спекта,  реше-

умений

ность.

ние задач

Уметь   воспроизво-

дить формулы, на-

ходить физические

величины:   работа,

мощность

55

Рычаги,   -

1

Урок

Знать     устройство

Тест.

§ 55, 56.

изучения

рычага

Знакомство   с

Л. № 736.

новых

простыми ме-

Задание 18

знаний

ханизмами

56

Момент силы

1

Комби-

Уметь    изобразить

Решение   за-

§ 57, под-

ниро-

на  рисунке  распо-

дач

готовка к

ванный

ложение сил и най-

лабора-

урок

ти момент силы, "

торной ра-

боте,

упр. 30(2)

57

Лабораторная работа

1

Урок-

Уметь:

Вывод         и

§58,

№8

практи-

- проводить экспе-

оформление

упр. 38,

«Выяснение условий

кум

римент и измерять

работы

упр. 30(1,

равновесия рычага»

длину плеч рычага и

3,4)

массу грузов;

- работать с физи-

ческими приборами

13

58

Блоки. Золотое пра-

1

Комби-

Знать     устройство

Физический

§ 59, 60.

вило механики

ниро-

блока   и   золотое

диктант

Упр. 31(5)

ванный

правило  механики,

урок

объяснять на при-

мерах

59

Золотое правило

1

Урок по-

Знать определения

Решение    за-

Повторить

механики

вторения

физических    вели-

дач. Упр. 39

§59, 60.

и   обоб-

чин:  работа,  мощ-

Подгото-

щения

ность, КПД, энергия

виться к

лабора-

торной ра-

боте.

Л. 766

60

Лабораторная работа

1

Урок-

Методы   измерения

Знать определения

Вывод        и

§61

№9

практи-

работы,   мощности,

физических    вели-

оформление

«Определение КПД

кум

КПД механизмов

чин: КПД механиз-

работы

при подъеме тележки

мов.

по наклонной плоско-

Уметь   определять

сти»

силу, высоту, работу

(полезную и затра-

ченную)

61

Энергия. Потенциаль-

1

Комби-

Кинетическая энер-

Знать:

Составление

§ 62, 63.

ная и кинетическая

ниро-

гия. Потенциальная

-  определения фи-

опорного кон-

Упр. 32(1,4)

энергия. Закон сохра-

ванный

энергия. Закон со-

зических    величин:

спекта

нения энергии

урок

хранения механиче-

энергия;'

ской энергии. Про-

- единицы измере-

, ■

стые     механизмы.

ния энергии;

Методы  измерения

- закон сохранения

-

работы,  мощности,

энергии

62

Превращение одного

1

Комби-

энергии

Знать смысл закона

Проверка

§64.

вида механической

ниро-

сохранения энергии,

опорного кон-

Л. 797

энергии в другой

ванный

приводить примеры

спекта. Реше-

урок

механической энер-

ние задач

гии и ее превраще-

ния

63

Превращение одного

1

Урок по-

Знать определение,

Тест

Подготовка

вида механической

вторения

обозначение,   фор-

к контроль-

энергии в другой

и   обоб-

мулы работы, энер-

ной работе

щения

гии, мощности.

Уметь решать задачи

14

64

Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия»

1

Урок контроля

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия

Контрольная работа

65

Строение веществ, их свойства

1

Урок обобщения     и систематизации знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Тест

Анализ , контроль* • ной работы, работа над ошибками, повторение § 1-12

ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)

66

Взаимодействие тел

1

Урок обобщения     и систематизации знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Тест

Повторение §13-64

67

Итоговая контрольная работа № 5

1

Урок контроля

Знают базовые понятия (Стандарт)

Итоговый контроль, проверка тетрадей

68

Резерв ,

1

15