"Моя педагогическая философия"

Кукушкина Олеся Владимировна

По настоящему счастливы лишь те люди,

Которые нашли для себя дело в жизни,

Чтобы любить его и принадлежать ему безраздельно.

Джон Пауэлл

ЭССЕ

«Моя педагогическая философия»

 

«Ты – воспитатель? Это замечательно! Мы же всегда говорили, что тебе суждено работать с детьми!» - эти слова я услышала при встрече два года назад в моей родной школе из уст классного руководителя Мильковой Г.Н. и любимого учителя математики Кузнецовой И.А. Именно они с самой школы были уверены, что работа с детьми - это мое призвание. Но далеко не сразу я осознала это и пришла к педагогической деятельности.

Я родилась и провела детство в красивейшем селе Костромской области, в многодетной семье, что уже служит основой для выносливости и дисциплинированности. В деревне у нас были свой дом и огород, у каждого ребенка были свои обязанности, которые мы выполняли с особой ответственностью.  Вся  детвора нашей деревни была очень дружная.   Широко практиковалась товарищеская взаимовыручка.  В нашей семье я самая старшая, поэтому с малых лет на мои плечи легла забота о тех, кто младше меня. С самого детства я ощущала ответственность за сестёр и братьев, это стало началом формирования моего характера и заложило предпосылки педагогической деятельности.

Пролетели школьные годы, как все выпускники я оказалась перед  выбором: «Кем быть?» В 2004 году подала документы  в Костромскую государственную сельскохозяйственную академию (КГСХА) на экономический факультет и в Костромской государственный университет (КГУ) на факультет педагогики. Прошла по баллам везде, но родители были против того, чтобы моя профессия была связана с педагогикой. Особенно был «против» папа  - учитель в школе с многолетним стажем. Мне часто приходилось видеть, как он ночами тщательно готовился к урокам, читал много литературы, писал планы, составлял различные схемы. В итоге я поступила в КГСХА. Закончив академию, стала работать по своей профессии. Но, увы, каждодневная бумажная рутина не приносила вдохновения. Позже закончила НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций» по специальности «юриспруденция». Через некоторое время у меня родилась дочь, затем сын. Вот тут я и окунулась снова в мир детства.

 «Детство – каждодневное открытие мира», - писал В. А. Сухомлинский. Много различной литературы мною было прочитано, хотелось очень много рассказать своим детям об этом большом, пока ещё для них неизвестном мире. Дети подросли, пошли в сад. Тогда я и решила, что пора и мне что-то поменять в своей жизни. Решилась пойти туда, куда меня всегда звало сердце. Почему я стала воспитателем? На этот вопрос нет однозначного ответа. Я думаю, на выбор профессии повлияло то, что я выросла в семье, где был преподаватель. С раннего детства была знакома с этой профессией очень близко. Я понимала, что труд преподавателя нелёгок.

Я воспитателем стала не вдруг,
Труд душевный познала я с детства.
Эту тяжкую долю наследства
Приняла я из папиных рук.

И вот, волею судьбы – я воспитатель. Утро – день - вечер – ночь - утро. Все по привычному для сердца кругу: занятия, планы, педсоветы. Но среди всего этого главным был и остается ребенок – «Маленький человек» с большой буквы, с которым мне посчастливилось встретиться в детском саду.

Воспитатель - это не просто профессия, это состояние души. Кто сказал, что детство не вернешь? У кого, как не у воспитателя, есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка. Дети - самое лучшее и светлое, что есть в жизни.

Ребёнок - это маленький росток,

Его мы любим, холим и лелеем!

Ребёнок - это маленький цветок,

Я всей душой его согрею!

Детский сад давно стал для меня вторым домом. Вот уже шесть лет ежедневно прихожу на работу, смотрю в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний, вопросов. Глаза ребенка – это состояние души, в которых многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я счастлива от того, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа; наоборот, я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям.

Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны: я так же учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное; вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной.  Стараясь  идти   в ногу с педагогической наукой, стремлюсь сама покорять свои собственные высоты, завоевать право на внутреннее самоуважение, право на воспитание их, таких ещё маленьких. Я стараюсь проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его позицию, видеть мир его глазами. Ставлю целью не «работать» с детьми, а жить с ними, делить их радости и печали, успехи и неудачи. Победа ребенка становится и моей победой, его радость – моей радостью.

Когда вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей, то хочется верить, что, отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут и продолжат то, чему ты отдавал силы.   Удовольствие от проделанной работы получит тот, кто стремится сделать счастливым других и способен, хоть на время, забыть о своих интересах и о себе.

Я выбрала профессию такую,

Что лучше мне на свете не найти.

И с каждым годом убеждаюсь,

Что я иду по верному пути!

Быть воспитателем – это не только огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть нашей профессии – дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным, увлекать неведомым. Современным детям мало просто преподнести информацию, им нужно помочь самим «докопаться» до сути, опытным путем найти истину. И для того, чтобы это осуществить, педагогу необходимо обладать профессиональной компетентностью. Человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в мире и педагогической науке, повышать уровень методической грамотности. Я считаю очень важным уметь  применять профессиональные знания на практике: организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом личностных особенностей каждого  ребенка, веря в него и уважая внутренний мир малыша. Большое значение в успешности воспитателя имеет педагогическая культура. Корректность, терпеливость, грамотная речь, доброжелательность, коммуникабельность  помогают мне подобрать ключик к каждому малышу, найти общий язык с родителями и коллегами.

На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  считаю главной задачей своей педагогической деятельности - формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. 

Поэтому в своей работе руководствуюсь следующими  основными принципами:

·        видеть в каждом ребенке - личность, индивидуальность;

·        помогать ребенку стать социально значимым и успешным;

·        уметь вставать на позицию ребенка;

·        всё новое - это интересно!

·        детям больше самостоятельности и права выбора;

·        занимательность и увлечение - как основа эмоционального тона образовательного процесса.

Я учу детей доброте, развиваю творческие способности, воспитываю любовь и уважение к родному дому, родной улице, детскому саду, к своей малой Родине. Я многому хочу научить малышей, поэтому стремлюсь спланировать день так, чтобы детям некогда было скучать, стараюсь окружить детей заботой, лаской и вниманием, и чувствую, что дети мне отвечают тем же. Мы живем на родине маршала Победы Г.К. Жукова. Всей своей работой стараюсь воспитать в детях любовь и уважение к своей малой родине, родному краю, познакомить с историей и культурой родной калужской земли. Нам есть чем гордиться, к чему стремится, и дети должны это понимать и чувствовать с самого детства.

«Дети – цветы жизни!» Это не просто расхожая фраза, это истина, которую я постигаю на работе. И как приятно, что эти «цветы» окружают меня и на работе, и дома, ведь у меня четверо своих детей. Нет большего счастья, чем ощущать себя нужной всем детям. Я думаю, мне удалось подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Рядом со мной дети, и все они такие разные, со своим характером, эмоциями. Кем стану для них, что могу им дать? Прежде всего – любовь! Свет, любовь, душевная теплота, это мы несём детям, эти вечные ценности спасут мир. Ещё в 19 веке Л. Н. Толстой сказал: «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог»». Эти слова – бесспорная истина.

Считаю одним из главных критериев оценки своей профессиональной деятельности тот факт, что ребятишки с удовольствием идут в группу со своими идеями, вопросами, мыслями. Они знают, что на их бесконечные «почему» найдутся ответы, их любимые игрушки «оживут» в стенах нашей группы.  Только искренняя любовь к детям поможет найти путь к сердцу каждого ребёнка,  мне интересен  и дорог каждый  из них. Люблю наблюдать, как входят в группу один за другим мои воспитанники, ловить их приветливый взгляд и слышать такие волшебные слова о том, как они очень соскучились. Детей трудно обмануть, притворяться бесполезно. В погоне за идеалом современного воспитателя важно не потерять себя. Искренний воспитатель может и умеет выражать любые чувства: гнев, печаль, радость, веселье. Дети чувствуют настроение и состояние воспитателя. Если мы будем честными с детьми, они станут нам доверять. А если есть доверие, то союз воспитанника и воспитателя даст «хорошие плоды». И тогда мы будем уверены в том, что воспитываем будущее поколение грамотным, счастливым и добрым. В своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникационные технологии, так как современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Но никакой, даже самый современный компьютер, не заменит воспитателя, его эмоционального слова и одобряющего взгляда. И это наглядно нам показал «период пандемии». Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я» в профессии. Считаю, что современный воспитатель тоже должен внутренне развиваться, шагать в ногу со временем, учиться, искать, каждый день идти дальше, узнавать что-то новое, находить созвучные его душе крупицы постоянно обновляющейся информации, иначе он становится неинтересным для своих воспитанников.

Я твёрдо уверена, что не каждый человек может быть воспитателем. Воспитатель – один из тех, кто не делает блистательной карьеры. Он приходит в детский сад воспитателем и уходит из сада в том же звании, зачастую он не видит сразу результатов своего труда. Откуда же берёт силы воспитатель, чтобы быть одновременно педагогом, отцом и матерью, каково это каждый день идти к детям, оставив за порогом детского сада свои собственные проблемы? На такое способен не каждый человек, а только тот, кто искренне любит детей, любит свою профессию, видит смысл своей жизни в служении детям!

Вместе с желанием работать растут профессионализм, опыт, понимание, что всё, что я делаю – делаю не случайно и не зря.  Я научилась находить в каждом ребёнке что-то уникальное, удивительное, талантливое. Поэтому, когда мои воспитанники становятся призёрами различных конкурсов, выступают на сцене или даже просто проявляют любознательность, стараясь узнать как можно больше, я испытываю огромную гордость не только за них, но и за себя. Открыто восхищаюсь ими, вселяю уверенность в их поступки, а внутренне горжусь, что являюсь инициатором, стимулом, двигателем их первых маленьких побед. Я расту вместе с ними, принимаю участие в семинарах, стала победителем районной научно-практической конференции, участвую в различных заочных конкурсах и вебинарах. У каждого человека в жизни есть свои цели и задачи. Моя цель – внести свой вклад в воспитание подрастающего поколения.  Воспитатель ведёт по ступенькам взросления будущего рабочего, учёного, воина, космонавта, строителя, врача. Он формирует основы их мировоззрения и характера, работает на завтрашний день, воспитывая гражданина своей страны, своей малой родины.

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, увлекательная профессия. Я работаю в творческом коллективе, где меня окружают люди, готовые поддержать меня и помочь в трудную минуту. Вокруг меня дети, и каждый из них – это интересный, увлекательный мир мыслей, радостей, тревог и переживаний.

На вопрос: «Кем Вы работаете?» - всегда с гордостью отвечаю:   «Воспитателем!» Да, я горжусь, что работаю в детском саду. Горжусь тем, что мне доверено судьбой вносить свой вклад в наше будущее, и моя уверенность в этом становится крепче год от года.

«Быть воспитателем детского сада

Это – удача, и это – награда.

Награда, что дарят тебе малыши

За сердце твое и открытость души.

Дать детям любви мне не жалко ничуть.

И радуюсь я, что сей выбрала путь…»