Патриотическое воспитание

Кораблева Валерия Леонтьевна

Не люблю,когда с термином патриотического воспитания связывают только деятельность, связанную непосредственно с символикой России, с  географическим положением и прочими основными сведениями о нашей стране. Такие занятия, конечно, нужны и важны, они, как правило,бывают первыми в цикле, ознакомительными. Потом повторяются лишь их элементы. Главное,чтобы этим не ограничивалась работа по воспитанию патриотов страны.

Здорово, когда к выпускной группе детского сада дети ориентируются в поворотных моментах истории нашей страны. Конечно, этому способствует плодотворная и вдохновенная работа по ознакомлению со страницами истории объединения русских земель, становления православия (в недирективной форме), Великой Отечественной Войны. Великолепно, когда дети узнают о великих русских изобретателях и восхищяются их творениями. Счастье, когда дети испытывают эмоции при прослушивании и исполнении русских народных песен, когда ищут новые смыслы в сказке "Репка" и озвучивают его примерно таким образом: " Репку тянули разные люди и звери, они уважали друг друга и пришли на помощь по первому зову. И даже если бы не хватило самой маленькой мышки, ничего бы не получилось. Они делали общее дело и вклад каждого был важен. Как люди в России. Кто-то лечит, кто-то строит, кто- то учит, а кто-то руководит."  От репки - к общему делу, к позиции гражданина и толерантному отношению.

В этом учебном году в моих планах разнообразить тему патриотического воспитания освещением темы благотворительности, ее культуры и безопасного механизма помощи нуждающимся. Конечно, в доу традиционно  эта тема берет начало в помощи птицам зимой, в меньшей степени - помощи близким. До недавнего времени, пожалуй, на этом тема безвозмездной помощи другим для дошкольников и заканчивалась. В безопасном детстве старших поколений было больше возможности для инициативы детей. Сегодня дошкольники не выносят мусор, не находятся одни на улице, редко живут совместно с пожилыми родственниками, видят этот мир из окна машины, не берут грабли - опасно! - и боятся испачкать одежду о веник. Таков социальный запрос, и это реальность. 

Так неужели мы должны ограждать их от сильных эмоций при освещении событий истории страны? Или не рассказывать дошкольникам о том,что за окном машины существует мир, в котором многим-людям, животным -  нужна помощь. При этом поток не адаптированной к возрасту информации из СМИ, интернета, только увеличивается и в большинстве своем не смущает родителей.  Получается, мы полностью заключили тело ребенка в безопасную среду, забыв обезопасить его ум и душу. А это не менее важно: и сегодня, и в перспективе.

Спасут души наших детей известные вещи: пример предков, вера в добро, ответственность за свой выбор, приобщение к большому делу посильной помощью. Думаю, рецепт "каждый может помочь  стране своим добрым делом" вскоре станет новой национальной идеей России, об отсутствии которой твердят журналисты и политологи еще со времен двухтысячных. Насколько эта идея будет рабочей - покажет время. Но то,что этот посыл поможет душам наших детей остаться живыми - бесспорно!

 

Ниже представляю сочинение моего сына об обретении нашей семьей истории воевавшего прадеда. Работа конкурсная, поэтому не буду скрывать, что стилистическая правка моя была. Но, поверьте, канва исследования, эмоции, мысли, чувства - это все настоящее! Описанная в сочинении цепочка событий стала откровением, достоянием нашей семьи, навсегда оживила далекие события в нашем сознании, породнила нас с человеком, для нас существовавшим до этого лишь в документальной хронике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богородский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 им. Героя России Максима Сураева

142402, Российская Федерация, Центральный федеральный округ, Московская обл., Ногинский р-н, Ногинск г., Кирова ул., д.3

т 8(496)515-45-09

НОМИНАЦИЯ «ИСТОРИЯ ВОЙНЫ И ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ»

«ЖДУ ОТВЕТА.

САНИНСТРУКТОР БОРИС АРСЕНЬЕВ»

 

ВЫПОЛНИЛ:

Лазарев Юрий Денисович, 10.11.2008 г

учащийся 4 «Б» класса

МБОУ СОШ № 5 им. Максима Сураева

ПЕДАГОГ:

Яроц Мария Ивановна,

учитель начальных классов

Это повествование – об истории моей семьи. Начну я его с тысяча девятьсот сорок первого года, когда брат моего прапрадеда, девятнадцатилетний Борис Арсеньев, был призван в Красную Армию. Оставалась ровно неделя до войны. О дальнейшей судьбе Бориса наша семья знала немного: известно было, что Борис служил санинструктором и погиб в начале войны, что сохранилось одно-единственное письмо от него.

Я хорошо запомнил тот вечер, когда мама, придя с работы, достала из сумки какие-то документы.  Эти бумаги, распечатанные на цветном принтере, оказались наградными документами  на Орден Красной Звезды нашего прапрадеда Бориса. Я смотрел на желтые и такие старые страницы и ясно представлял себе, что где-нибудь в землянке, под обстрелами и при свете одной лампочки, усталый офицер диктует эти строчки. Как стучит машинка и не может пропечатать все буквы, как эти наградные листы под огнем везут в штаб дивизии и вот уже командир полка ставит свою размашистую подпись под приказом не чернилами, карандашом. Не до того – война идет!

Впервые наша семья увидела эти документы чуть более трех лет назад, в тот самый момент, когда моя мама, воспитатель по профессии, совместно с воспитанниками воплощала в жизнь проект «Бессмертный полк моей семьи». Именно тогда, помогая семьям ребят с помощью интернет-ресурсов Министерства Обороны  узнать о судьбе воевавших родственников, мама и смогла найти информацию о прапрадеде Борисе.

Теперь, из сведений, указанных в приказе о награждении и наградном листе, мы узнали, что Борис Арсеньев служил на Калининском фронте, в триста тридцать второй Ивановской дивизии, одна тысяча сто пятнадцатом стрелковом полку, санинструктором. Эта информация помогла нам восстановить боевой путь Бориса, и с помощью интернета мы выяснили, что полк Бориса был участником знаменитого парада на Красной площади седьмого ноября сорок первого года. Тогда, прямо с Красной площади Борис отправился оборонять Москву на участок Давыдково-Кощеево. Это территория современного района Фили в Москве. Сейчас там  живут мои тетя, дядя и двоюродная сестра Василиса. С мамой мы разыскали карту расположения войск при обороне Москвы. Только глядя на нее я понял, как близко стоял враг, что враг наступал именно с запада, если смотреть на карту Москвы - слева.  Получается, что дивизия Бориса оказалась прямо на пути фашистов к городу. И мама объясняет мне, что почти все участники того парада прямо с Красной площади шли на передовую. Я был удивлен тем, как близко подошел враг к Москве! В захваченных фашистами городах  я не раз бывал со своей хоккейной командой в моей, мирной жизни.

Из сухих строчек боевого пути дивизии мы узнали, что примерно через два месяца обороны Москвы  войсковое соединение Бориса вводят в состав четвертой ударной армии и в январе сорок второго года перебрасывают в город Осташков Калининской области.  Дивизия прадеда немедленно вступает в тяжелые бои. И снова мы искали ответы на вопросы: как называется сейчас Калининская область? Где располагался Осташков и что такое ударная армия? И снова я чувствую великую причастность к тем событиям: мы узнаем, что Калининская область-это современная Тверская, что Ржев рядом, и я помню то стихотворение! Что Осташков-город на озере Селигер и не так далеко Кимры и Тверь, где я тоже бывал. Мы читаем строки об ударной армии, о том, что она «предназначалась для разгрома группировок противника на важнейших направлениях…», и мама объясняет мне, что бойцы этих армий воевали в самых сложных условиях, что они сражались с самыми мощными соединениями врага, выполняли сложнейшие боевые задачи. Уже в мирное время стало известно, что из ста бойцов Красной Армии одна тысяча девятьсот двадцать второго года рождения, - а это год рождения моего прапрадеда Бориса, - с фронта вернулось только трое. Трое из ста! Также военные статисты подсчитали, что жизнь солдата на передовой равнялась сорока пяти суткам, командира взвода - неделе, в период наступления пехотный полк существовал меньше суток.

Но Борис не мог этого знать, он просто воевал. Воевал за маму, папу, брата, сестер, соседей, друзей. Просто каждый день выносил с поля боя раненых, лечил заболевших, просто каждый день делал то, что должен был делать.

В Осташкове полк Бориса идет в наступление. Историки войны пишут о тех событиях: «Бои шли упорные, в условиях сильного мороза и глубокого снега, бездорожья, лесистой местности. К тому же ухудшилось снабжение. Фашисты яростно простреливали и бомбили дороги, надеясь измотать наших солдат голодом и холодом». В феврале дивизия подошла к городу Демидов Смоленской области. И снова мы искали на карте этот город, но тогда я еще не знал, что летом две тысячи восемнадцатого года я поеду на хоккейные сборы в Смоленскую область и буду находиться совсем рядом с Демидовым. Читаем, что дивизии Бориса  не удалось отбить город у фашистов, что оккупация Демидова унесла жизни почти половины его жителей. В это же время осложняется ситуация на Велижском направлении, дивизию перебрасывают на Велиж, где фашисты активно наращивали силы. Часть города была уже захвачена врагом, постоянно шли кровопролитные, изматывающие бои. Можно только представить, сколько было работы у санинструктора Арсеньева! До конца сорок второго года Борис воевал на Велижских рубежах, а в декабре был представлен к награде. Из наградного листа: «…санинструктор вверенного мне полка Арсеньев Б. А. – активный участник по захвату контрольного пленного 1.12.1942 г.  Своим личным примером мужества и отваги при разведке он увлекал остальных бойцов на героические дела, …большую инициативу проявляет в боях по оказанию первой санитарной помощи бойцам и командирам, вынося их с поля боя».  Простые, может быть не вполне согласованные слова, рассказывают о каждодневном подвиге и Бориса, и каждого из воевавших тогда. Несколько строчек  не пропечатанных букв на полинялой странице возвращают меня в декабрь сорок второго, в город Велиж, где дивизия прапрадеда получила приказ отбить северную часть города любой ценой. Каждый из тех двадцатилетних ребят, думаю, понимал, что значит «любой ценой». Мы читаем с мамой письмо Бориса родным, написанное пятнадцатого января сорок третьего года, за два дня до штурма города. Из письма: « Здравствуйте мои дорогие родители, сестренки Тамара и Зоя,  брат Анатолий. Шлю вам большой привет и желаю всего наилучшего в вашей будущей жизни. Вы уже, наверное, знаете, что я послал вам деньги, тысячу рублей двадцать девятого декабря. Из этих денег выделите … всем, кому нужно. Это в честь моих дней на фронте. Пускай они вспоминают меня. Жду ответа, санинструктор Борис».

Мама вытирает слезы и рассказывает мне, что за фронтовые награды выплачивалась наградная премия, на эти деньги можно было тогда купить немного продуктов, но для Бориса в тот момент не было ничего важнее оставить о себе хоть какой-то след. Это письмо-завещание, письмо солдата передовой, который не знает, сколько суток ему еще отмеряно. «Жду ответа» - звучит горько и по-мальчишески отважно одновременно.

Через три дня, восемнадцатого января сорок третьего года, ровно в тот день, когда военная полевая почта поставила штемпель на письме, санинструктор Борис Арсеньев был убит. Деревню Жгуты, где погиб мой прапрадед, фашисты сожгли дотла. Почти десять тысяч воевавших за Велижскую землю бойцов, упокоили в городе Велиж, мемориальном комплексе «Лидова гора». Из документов Министерства Обороны мы узнали, что там похоронен и мой прапрадед Борис Андреевич Арсеньев, красноармеец, санинструктор, герой нашей семьи.

Моя сестра Снежана родилась девятого мая, в День Победы. Каждый год в этот день мы берем флагштоки с фотографиями и с особым чувством участвуем в шествии «Бессмертного полка». На одной из фотографий – мой девятнадцатилетний прапрадед, Борис Арсеньев, теперь такой близкий и родной нам. Я обязательно расскажу историю Бориса своим детям и внукам так же, как это сделала мама. Эта история, по крупицам добытая нашей семьей, всегда будет лучшей прививкой от бесчеловечности, эгоизма, трусости, инфантилизма. Это пример настоящей, истинной, непридуманной жизни. Жизни, которую мы должны беречь от всего лукавого во имя подвига миллионов и санинструктора Бориса Арсеньева.