Шахматное образование

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

27.01.2018

Современные компьютерные технологии в шахматном образовании.

Мастер-класс по теме «Взятие на проходе»

на городском методическом объединении учителей,

реализующих шахматное образование 

Ж.М. Кукузей,  

учителя физики и информатики 

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2» Радужного ХМАО-Югры

В условиях нашей жизни родители стремятся дать ребенку как можно больше качественных знаний и умений, развить его всесторонне. О пользе занятий шахматами для развития памяти, логического мышления, творческого потенциала говорить излишне. Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как никакая другая игра, шахматы используют современные информационные и коммуникационные технологии.

Формы и направления использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения шахматам:

Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд педагога. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок занятий. Теперь нет необходимости листать книгу, достаточно открыть соответствующий файл. В него можно записать любой – а не только текстовый – материал, и в нужный момент использовать на занятии. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении занятия. Весь материал группируется по годам обучения в соответствии с календарно-тематическим планированием. Каждая папка на компьютере может содержать файлы с планом изучаемой темы, соответствующим содержанию текстовым материалом, хронологическим справочником и словарем, вопросами и заданиями.

Во-вторых, имея компьютер, педагог получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому занятию с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Для занятий можно создать учебные мини-пособия, наглядный материал, карточки-задания, кроссворды и т. д. Учащиеся могут работать с ними как на занятии, так и дома. Создавать печатные материалы можно с помощью прикладных программ Microsoft Office: Word и PowerPoint.

В-третьих, редактор таблиц Excel позволяет создавать таблицы, диаграммы и графики, представляя ученикам статистические данные.

В-четвѐртых, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это электронные учебники и задачники, базы шахматных партий и дебютные шахматные базы, эндшпильные таблицы Налимова и Ломоносова, обучающие видеоролики, презентации, обучающие и специализированные шахматные программы, тренажеры для обучения игры в шахматы. Использование готовых электронных программных продуктов позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

В-пятых, компьютер позволяет творческому педагогу создавать свои образовательные ресурсы. В пакете прикладных программ фирмы Microsoft Office есть программа, вполне доступная каждому педагогу и ребѐнку, имеющему элементарные знания в области ИКТ, — программа PowerPoint. Она позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой занятия или творческой работой учащихся. В процессе обучения игре в шахматы можно использовать презентации нескольких видов:

 1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу занятия, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги.

2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или дистанционном обучении учащихся.

3) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на занятии и дома. В-пятых, компьютер позволяет использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет:

 Электронные шахматные библиотеки;

 Информационные и образовательные шахматные сайты;

 Онлайн базы шахматных партий и дебютные базы;

 YouTube каналы с обучающими видеороликами;

 Шахматные группы в социальных сетях;

 различные шахматные площадки в интернете, где можно сыграть в шахматами с игроками со всего мира (с известными мастерами и гроссмейстерами и даже с чемпионом мира). Например, ChessPlanet.ru, chess.com, ru.lichess.org и др.

Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что педагог должен руководить своими учениками в их путешествии по сети. Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютера на занятиях позволяет повысить эффективность деятельности педагога и учащихся. Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать грамотное, профессиональное, технологичное занятие. А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков.

Источники

 http://fb.ru/article/339801/vzyatie-na-prohode-hod-vsego-odnoy-peshki

http://bm-crtdu.ucoz.ru/dokumenty/metodika/primenenie_ikt_shakhm..pdf

http://cyber2-conf.sportedu.ru/content/obuchenie-shkolnikov-igre-v-shakhmaty-s-ispolzovaniem-kompyuternykh-tekhnologii