Разработки конспектов занятий

Шайхилисламова Ирина Филинадовна

Предварительный просмотр:

Чтение рассказа Ф.Губайдуллиной «Гульгизар».

Цель: 

формировать у детей представления о значении природы в жизни человека.

Задачи:

  1. Познакомить с башкирской писательницей Ф.Губайдуллиной.
  2. Познакомить с произведением «Гульгизар».
  3. Способствовать развитию у детей представления о значении природы в жизни человека; о роли целебных трав в жизни человека.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, источнику здоровья.
  5. Развивать интерес к башкирской художественной литературе.

Оборудование: иллюстрация травы «пастушья сумка», портрет Ф.Губайдуллиной.

Ход занятия.

Вступление.

- Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Давайте в знак приветствия все им улыбнемся!

Следить за осанкой детей на протяжении занятия.

- Вы знаете, как помогает природа сохранить здоровье людей?

(Природа - источник силы и здоровья. Человек пользуется чистой водой и дышит воздухом. Растения очищают воздух. Травы заваривают, пьют)

Основная часть.

- Сегодня я вас познакомлю с башкирской писательницей Фарзаной Губайдуллиной.

Вывешиваю портрет писательницы.

- Фарзана Губайдуллина пишет о красоте родного края, о силе добра и бессилии зла. Она написала много произведений для детей о природе,  о своем родном крае – Башкортостане.

- Произведение, с которым вы сегодня познакомитесь называется «Гульгизар», как вы думаете что это такое Гульгизар?

- Сейчас садитесь правильно, я прочитаю сказку, а вы послушайте внимательно, потом расскажете кто же такая Гульгизар, запоминайте имена и  других героев, и чем они занимались.

Чтение произведения.

Словарная работа по ходу чтения.

Пасти – значит следить, сопровождать животных, домашних птиц, во время выгона на корм.

Монисты – это изделия из бисера, монет.

Физ. минутка.

Просыпается цветок,

Тянет к солнцу лепесток,

И от ветра он качается,

Низко-низко к земле наклоняется.

Снова поднимается и всем мило улыбается.

Беседа по содержанию:

- Кто такая Гульгизар?

- В сказке много имен, откуда они произошли?

Ветрило-брат (крутил ветряные мельницы, разгонял облака)

Бабушка-Кояшбике– освещала всю землю теплыми лучами.

Мама-веснянка – помогла озеленить всю землю после долгой зимы.

Талбике – печальная ива.

Акхылу – девушка-березка в белом сарафане

Ерекбике – печальная ольха.

- Какими словами вы можете описать девочку Гульгизар? Какая она? (радостная, добрая, большое сердце, росточком маленькая).

- О чем мечтала девочка Гульгизар? (она хотела носить сережки)

- Как осуществилась ее мечта? (Она всем помогала, брату ветрило – крутить ветряную мельницу, Ляйсан – поливать цветы, чтобы они не завяли, бабушке Кояшбике – озеленить землю, певчим птицам – вернуться на родину, и в день рождения, ей подарили серьги, о которых она мечтала).

- Какие хорошие поступки совершила Гульгизар? (подарила сережки Печальной иве, обмазала лечебной желтой глиной раны Белой березе, поздравила Ольху).

- Почему бабушка Кояшбике сказала: «Не горюй, внученька. Радуется не только тот, кто получает, вдвойне счастлив тот, кто дает»? Что это означает? (чем больше отдаешь людям, тем ты становишься счастливее)

- Кого она не смогла одарить, сделать подарок? (Землю)

- Что она сделала? (она положила на землю сумку, которую подарил братец пастух)

- Во что превратилась сумка? (в целебную траву «Пастушья сумка»)

Вывешиваю иллюстрацию травы.

Так ее назвали, т.к. она похожа на маленькую коробочку, по виду напоминающего маленькую коробкообразную пастушью сумку.

Пастушья-сумка помогает остановить кровотечение, быстро помогает заживлять раны.

Рефлексия.

С какой писательницей мы сегодня познакомились? С каким произведением?

Вам понравилось произведение?

Сейчас я начну предложение, а вы  закончите его:

Сказка понравилась, потому что …

Было интересно …

Теперь я знаю …

Меня удивило …

Сегодня я узнал …

У вас на столах есть листы и цветные карандаши. Я вам предлагаю нарисовать траву пастушья сумка.



Предварительный просмотр:

Занятие  «Мой родной Башкортостан!»

Цель:

  • Продолжать формировать представление о современной символике Республики Башкортостан, отражении в ней традиций башкирского народа.
  • Уточнить и расширить знания детей о родном городе.
  • Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей живущих в Башкортостане.
  • Продолжить вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
  • Воспитывать любовь к родному краю, патриотические чувства, эстетическое отношение к быту и культуре Башкортостана

Материал. Политическая карта России, карта, герб, флаг Башкортостана, изображение соцветия курая. Аудиозапись мелодии, исполняемые на курае. Видеофильм об изготовлении курая.

 

Ход занятия

Занятие начинается с  рассказа стихотворений детьми.

В.: — Посмотрите на карту России, кто сможет показать на ней нашу республику? Она находится почти в центре нашей большой России.

В: — Как называется столица нашей республики?

-Покажите ее на карте.

Несколько детей показывают Уфу на карте Башкортостана.

Задание такое – рассказать о родном городе. Как называется наш город? Город вам нравится? Почему? (Здесь красивые дома, есть площадь, памятники, парки, рядом – леса и поля). (Ответы детей).

В: Ребята, у каждой страны на нашей планете есть свои символы — герб, флаг, гимн.

Сейчас мы поиграем в игру «Найди герб своей респулики»

На экране появляются картинки гербов других республик и стран, среди которых есть и герб Башкортостана.

В.: -Ребята, посмотрите внимательно, есть ли здесь изображение герба.

Беседа о гербе.

Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой

изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его

лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже

изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного

флага Республики Башкортостан,

с надписью по белому полю “Башкортостан”.

САЛАВАТ ЮЛАЕВ —

башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший

подвиги башкирских богатырей, родную природу, его творчество

проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось

из уст в уста.

Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник

Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и

справедливость, он символизирует дружбу

(Расцветка, изображение памятника Салавату Юлаеву)

В: — А сейчас поиграем в игру «Найди флаг своей республики»

Посмотрите — это флаг нашей республики - прямоугольное полотнище из горизонтальных полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотая эмблема — круг, внутри которого находится цветок курая.

— Что означают цвета на флаге Башкортостана?

Синий цвет означает небо — ясность, чистоту помыслов народов республики.

Белый-воздух,миролюбие
Зеленый-землю,мудрость,вечнуюжизнь.

Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России — подтверждение того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией.

Флаг – это символ страны и её народа.

Одинаковых флагов быть не может, так как каждый флаг представляет

конкретную страну.

На флагах часто изображают полосы, звёзды, круги и символы.

-Ребята, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге Башкортостана?

Цветок курая — символ дружбы народов республики. Окружность, обрамляющая цветок, — знак вечного движения.

В: Курай — это национальный инструмент башкир, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

-Посмотрите, как делают курай. (просмотр видеосюжета об изготовлении курая).

В.: — Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.

В.: — Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики. (Уральские горы). Какие реки здесь текут? (Белая, Дема, Уфа, Юрюзань).

Ученые подсчитали, что в Башкортостане растет более 1600 видов растений, обитает 270 видов птиц, 83 вида животных, 40 видов рыб и несколько тысяч видов насекомых.

В.: -В Бурзянском районе существует пещера, на стенах которой древние люди оставили изображения мамонтов и диких лошадей. Как эта пещера называется? Шульган-Таш.

Эта пещера — одна из крупнейших пещер на Южном Урале. Огромный вход в нее  поражает воображение. В 1959 году в Каповой пещере нашли уникальные наскальные рисунки, возраст которых почти 20 тысяч лет, это свидетельствует о проживании здесь древних племен. Она специально оборудована для проведения исследовательских работ. Кроме того, здесь работает Музей Каповой пещеры.  Пещера Шульган-Таш одна из признанных «столиц» туризма, ведь там внутри очень красиво.

Рассматривание фотографий пещеры.

В.: — Башкирский народ очень богат национальными праздниками. Один из них любимый всеми нами Сабантуй. Кто из вас был на этом празднике. Какие соревнования проводятся?

Рассказы ребят. Рассматривание иллюстраций.

В.: — Башкиры очень гостеприимный народ. И у них есть свои особенные блюда и напитки. Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). Традиция его производства уходит корнями в далекое прошлое. Умение делать вкусный кумыс издавно ценилось и передавалось от поколения к поколению. А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко). Традиционные башкирские блюда – это бишбармак (разрезанная на куски вареная конина или баранина, приправленная лапшой с мясным бульоном),  чак-чак.

В.: — Этот продукт ароматен, его вкус и целебная сила объясняются редкостным сочетанием растительности Башкортостана, он такой сладкий. О чем это я, кто догадается? Конечно, же, это мед. Башкортостан — единственное место на Земле, где сохранилось бортевое пчеловодство (добыча дикого лесного меда). Ученые многих стран изучают состав Башкирского меда. Уникальность его состоит в многообразии целебных свойств. Он собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем.

Звучит отрывок из песни «Наш край».

Детство наше золотое
Всё светлей ты с каждым днём!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!

Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Мы живём в краю родном!

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Что интересного узнали?

Ответы детей. Хочется пожелать, чтобы в нашем благодатном крае царили мир и взаимопонимание.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Портрет мамочки».

Цели:

- Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства;

- Продолжать знакомить детей с жанром портрет;

- Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу, мимику);

-Учить правильно располагать части лица;

- Учить соблюдать последовательность при рисовании;

- Побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении;

-Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

-Продолжать вызывать интерес к художественному творчеству;

-Поощрять проявление активности и творчества;

-Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Ход занятия.

  1. Введение.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому я для вас приготовила стихотворение-загадку.

Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал: 
«Вставать пора?»
Кашу кто уже сварил?
Чай мне в чашку кто налил?

Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?

Дети: Мама!

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, а почему я вам приготовила загадку именно про маму?

Дети: Потому что скоро День Матери.

Воспитатель: Верно, а что это за праздник? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, это день самых близких и родных людей-мам. Многие страны отмечают этот праздник, только у каждой страны свой день и месяц, свои традиции празднования этого дня.

Воспитатель: А что принято ещё делать на праздник для мамы? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в этот день принято дарить подарки мамам.

  1. Основная часть.

Я предлагаю вам нарисовать мамин портрет. 

Что такое портрет?

Портрет – это изображение одного человека или группы людей.

Если изображен один человек, то это - одиночный портрет. А если несколько человек, то это групповой портрет.

Портреты бывают: мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами.

Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.

- Какой формы голова? (обвести пальцами голову).

Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

- Какой они формы? (овальные с острыми уголками, как рыбки).

Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

- Какие глаза у твоей мамы?

Ответы нескольких детей.

Мамины глаза как море,

Голубые-голубые!

С головою окунётся

Тот, кто мамою любим.

Мамины глаза как зори,

Золотые-золотые!

Если мама улыбнётся,

Мы согреться в них хотим.

Мамины глаза как грозы,

Огневые-огневые,

Если дети непослушны

И расстроят баловством.

Мамины глаза как розы,

Кружевные-кружевные!

Так красивы и воздушны,

С добрым-добрым огоньком!

- Какого цвета глаза у ваших мам?

- Что находится над глазами? (брови).

Это дугообразные полосы.

А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.

- Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы).

- А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица).

- Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица).

- Губы? (посередине от кончика носа до конца лица).

Давайте отдохнем немного и вспомним, что где находиться.

  1. Физкультминутка:

1, 2, 3, 4, 5 – тело будем изучать! (дети шагают по кругу, останавливаются)

Вот спина, а вот животик (показывают обеими руками спину, затем живот)
Ножки (топают ножками),
Ручки (протягивают руки вперед и вращают кистями),
Глазки (указательными пальцами обеих рук показывают глаза),
Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот),
Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос),
Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши),
Голова (кладут руки на голову),
Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону),
Шея крутит головой (обхватили шею ладонями),
Ох, устала ой-ой-ой!
Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам),
И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины к вискам),
Вот реснички (указательными пальцами показывают реснички),
Запорхали, словно птички (дети моргают глазами),
Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам),
Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке),
Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем расчесывают волосы),
Как травы луговые.
Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого),
Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти),
И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям),
У меня, Сережи, Лены (выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей).

-А теперь сядьте удобно, закройте глаза и вспомните, какие у мамы глаза, нос, волосы прямые или волнистые, есть ли на лице улыбка.

- Мы будем рисовать портрет мамы.

- Цвет глаз, волос, прическу постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.

- Давайте еще раз повторим, что мы делаем сначала, что потом, чем заканчиваем свою работу. Кто уже вспомнил, может приступать к выполнению.

Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом.

Напоминаю, что рисунок необходимо расположить по центру листа, как правильно держать кисть, как убирать лишнюю воду с кисти об край стакана.

Напоминаю, что кисть каждый раз необходимо промывать перед использованием другого цвета.

В конце занятия поем песню, выставляю детские работы на стенде.

Выглянуло солнышко,

Блещет на лугу.

Я навстречу солнышку

По траве бегу.

И ромашки белые

Рву я на лету.

Я веночек сделаю,

Солнышко вплету.

День искрится радостью,

Вдаль меня манит,

Надо мною радуга

Весело звенит,

У реки под ивою

Слышу соловья,

Самая счастливая

В это утро я!

Собрала в ладошки я

Чистую росу,

Радугу и солнышко

Я в руках несу!

И цветы над речкою,

Песню и зарю -

Все, что утром встречу я,

Маме подарю!

4. Итог занятия.

- Сегодня каждый из нас сделал подарок своей маме – нарисовал её портрет. Эти портреты мы подарим мамам на праздник.

- Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?

Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах.

- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы.

Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.

Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы на тему:  «Путешествие в Бумажную страну».  

Цели:  - познакомить детей с техникой рисования на наждачной бумаге;

- закрепить навыки рисования цветными карандашами, восковыми мелками;

- развивать тактильные ощущения, воображение и фантазию; - воспитывать аккуратность.  

Материалы: наждачная бумага мелкой и средней зернистости, восковые  мелки, цветные карандаши.

Ход занятия:  

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости в Бумажную страну. Как вы думаете, что можно там увидеть?  

Дети: Много бумаги, бумажных человечков.  

Воспитатель: Правильно, в этой стране много разной бумаги: гладкой и шероховатой, цветной и белой, тонкой и плотной. Но чтобы туда попасть, нам нужен помощник. Кто это, вы сейчас отгадаете.  

По бумаге я бегу,

Все умею, все могу,

Хочешь дождик нарисую,

Хочешь - елочку в снегу,

Хочешь дядю, хочешь сад.

Мне любой ребенок рад.

Дети: Карандаш!

 Воспитатель: Правильно, это карандаш. При помощи карандаша можно нарисовать на бумаге все, что захочется. Карандаши так же, как и бумагу, изготавливают из древесины. Карандаш сможет помочь нам попасть в Бумажную страну.  

  1. Основная часть.

Входит Карандаш.

Карандаш: Здравствуйте, ребята. Я узнал, что вам нужна моя помощь.

Дети: Здравствуй, Карандаш! Мы хотим попасть в Бумажную страну. Проводи нас туда, пожалуйста!  

Карандаш: Хорошо. Я знаю туда дорогу. Только сначала поиграйте со мной. Игра называется «Угадай на ощупь». Я раздам вам маленькие дощечки с разными поверхностями. Вы закроете глаза, потрогаете их и скажете, что эти поверхности вам напоминают. Сначала пусть ваша воспитательница попробует рассказать о своих ощущениях.  Карандаш вручает воспитательнице дощечку, покрытую слоем манной крупы. Манка приклеена к поверхности.

Воспитатель (водит подушечками пальцев по поверхности дощечки): Поверхность дощечки напоминает мне песок. Я представила, что сейчас лето. Я отдыхаю на берегу реки, строю замок из песка.  Карандаш раздает детям дощечки с разными поверхностями - с покрытием из длинного и короткого ворса; с застывшими каплями клея; с приклеенной к доске веточкой ели и др. Несколько детей рассказывают, какие ассоциации вызывают в них прикосновения к дощечкам. (Тем, кому не удалось поделиться впечатлениями, такая возможность будет предоставлена после занятия.)

Карандаш: Вы молодцы! Играть с вами интересно. Я покажу вам дорогу в Бумажную страну.  Звучит «волшебная» музыка. Дети переходят в другое помещение или подходят к небольшой выставке с поделками из бумаги.  Воспитатель: Посмотрите, как много красивых вещей можно сделать из бумаги. Оказывается, на бумаге можно не только рисовать. Дети, какие поделки вам особенно понравились и почему?  Дети рассматривают выставку и делятся своими впечатлениями. Неожиданно Карандаш обнаруживает пакет.  

Карандаш: Ребята, посмотрите, что я нашел. (Разворачивает пакет.) Что это? Вы знаете?  Дети высказывают предположения.  Воспитатель: Это тоже бумага. Называется она наждачная. Возьмите ее в руки. Какая она на ощупь?  

Дети: Шероховатая.  

Воспитатель: Эту бумагу используют для обработки деревянных поверхностей, чтобы они превращались в гладкие. Вот так (показывает). А в стране, куда мы попали, на ней еще и рисовать можно. (Проводит по бумаге несколько линий мелком.) Хотите попробовать?  

Дети: Да!  

Воспитатель: Давайте нарисуем рисунки на наждачной бумаге и подарим их жителям Бумажной страны. Кажется, таких рисунков здесь нет.

 Карандаш: И правда - нет!

Дети: Давайте!  

Воспитатель объясняет детям технику работы на наждачной бумаге. Дети получают по кусочку наждачной бумаги цветные карандаши и мелки, занимают рабочие места и рисуют рисунок по желанию. Затем выставляют свои работы на выставке.  Карандаш: Молодцы, ребята. Какие красивые рисунки у вас получились! Все разные, прозрачные и воздушные.  Воспитатель: Да, необычные рисунки! Вам понравилось так рисовать?  Дети делятся своими впечатлениями о работе с новым видом бумаги.  Воспитатель: Очень интересно вы рассказывали. Однако пришло время покидать Бумажную страну.

  1. Итог занятия.

- Как называется бумага, на которой мы сегодня рисовали? наждачная

- Какая она? Шероховатая

- Для чего ее используют? Для обработки деревянных поверхностей

Спасибо тебе, Карандаш, за интересное путешествие. До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы на тему:

"Разноцветные бабочки".

Цель занятия:

- познакомить с новой техникой рисования – монотипия;

- с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности;

- формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению;

- развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;

- вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Оборудование: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, емкости с водой на каждый стол, цветочкн из картона со

стебельком на каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки для рук.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием. Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету)

- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы? (Бабочки)

Давайте и мы сегодня с вами вспомним теплое лето, хотя вы уже с нетерпением ждете зиму, и нарисуем тех самых красочных бабочек, которых мы видели на прогулках.

- Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку: Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь;

Солнце, горы, сосны, пляж, Что же это? (карандаш).

- Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)

- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа - рука и пальцы).

- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними. - Возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).

- Что вы слышите?

- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)

- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте. А теперь положите карандаш и. потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми) Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию.

2. Основная часть.

Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется "монотипия". Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно - на правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками. (Показываю прием рисования) - А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной). Произошло волшебство!

Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши красочки, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек. - Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело, а пока они подсыхают, самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть.

3.Физминутка "Бабочки"

Ветер бабочек качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклонились, Два наклонились

И на цветочки они приземлились. (Упражнение повторить 2-3 раза)

 - Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть. Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам-ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим. (Дети доводят работу до конца, а пока подсыхает клей, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим порядок на рабочем месте).

4. Итог занятия.

- Как называется способ рисования, которым мы рисовали бабочек? (монотипия)

- Расскажите последовательность рисования способом монотипия?

- Каким цветом ты рисовал? Почему?

 - Ваши бабочки готовы и можно с ними поиграть.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему: «Цветные зонтики».

Цели занятия:

  1. Учить детей создавать аппликативные композиции.
  2. Совершенствовать изобразительную технику: закрепить умение закруглять уголки для получения купола зонтика,
  3. Познакомить  с вариантом оформления края – «зубчики».
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  5. Воспитывать бережное отношение к своим работам.

Материалы, инструменты, оборудование: бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми зонтиков, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки, коробочки для обрезков, листы белой бумаги.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение.

Веселые дожди

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом (А. Тараскин)

Предлагаю спрятаться от дождика под зонтиками.

 - Красивые, нарядные зонтики мы сейчас вырежем из цветной бумаги, чтобы спрятаться от осеннего холодного дождя.

2. Основная часть.

Воспитатель выставляет на мольберте варианты зонтиков, выполненные аппликативной техникой.

Зонтики такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему.

- Давайте вместе подумаем, как мы будем вырезать зонтик?

Воспитатель уточняет и поясняет, используя частичный показ: «Складываем прямоугольник пополам и от верхней точки сгиба ведём ножницами дугу к нижнему уголку, раскрываем и видим купол зонтика. Теперь подумаем, как этот зонтик можно оформить».

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель поощряет, отмечает интересные и оригинальные способы. Предлагает познакомиться с новыми способами. 

«Один способ нужен нам для оформления края зонтика, чтобы он стал как настоящий. Вот здесь вырезаем «зубчики» (движение ножницами «зигзаг» - показываю)

  1. Физминутка.

Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)
(Л. Гордиевская)

  1. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель обращает внимание на осанку.

Индивидуальная помощь детям.

Воспитатель напоминает детям, что наклеивать зонтики нужно по центру листа и  не забыть дорисовать ручку, за которую зонтик держат и капельки дождя.  

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Рассматриваем все работы, анализируем правильно ли расположен зонт, как вырезаны зубчики.

Предлагаю высказаться одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…