Презентации учащихся

Курджиева Эмма Борисовна

В помощь учителям русского языка и литературы, ученикам

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки русского языка Презентацию подготовила ученица 6 класса Караева Радмила Учитель: Курджиева Э.Б.

Слайд 2

Меня всегда интересовало: какие загадки скрывает русский язык?

Слайд 3

Только в нашей стране слово «угу» является синонимом к словам «пожалуйста», «спасибо», «добрый день», «не за что », «извините», а слово «давай» в большинстве случаев заменяет «до свидания».

Слайд 4

Что общего у гладиатора и гладиолуса ? Латинские слова гладиолус ( gladiolus ) и гладиатор ( gladiatores ) имеют общий корень « gladius », что в переводе на русский язык означает «меч». Листья гладиолуса по форме напоминают взметнувшиеся в небо мечи.

Слайд 5

Что общего у капусты и капитана? Оба этих слова начинаются с одинаковых букв кап. Слово капуста действительно является родственником (хотя и дальним) капитану. Слово капитан произошло от латинского капут (голова) в значении « глава », «начальник », « предводитель ». Капуста - это очень древнее слово, появилось в русском языке раньше капитана и было образовано также от слова капут (голова). Действительно, чем-то капуста напоминает голову .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь

Слайд 5

«Заколдованное место»

Слайд 6

Словарь к повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» Баштан место, засеянное арбузами и дынями Бурьян высокие сорные травы Вечерять ужинать Галушки клецки – кусочки теста, сваренные в бульоне, молоке Гетьман, гетман верховный правитель Украины в XVII – XVIII вв. Гумно огороженный участок земли, предназначенный для хранения и обработки зерна Дерн верхний слой травы, густо заросший травянистыми растениями, скрепленный корнями. Дьячок, дьякон помощник священника Жупан вид кафтана, мужская верхняя одежда Заступ большая металлическая лопата Иноходец лошадь, которая бегает иноходью, т.е. одновременно выносятся вперед или обе правые ноги, или обе левые Кавун арбуз Комора амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки русского языка Презентацию выполнила ученица 6 класса Смаккуева Алина. Учитель: Курджива Э.Б.

Слайд 2

Сколько падежей было в русском языке? Из школьного курса по русскому языку мы помним, что падежей в русском языке шесть (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). Однако не всегда было именно так ...

Слайд 3

В русском языке падежей было 13 !!! Вот они: Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Звательный падеж Лишительный падеж Ждательный падеж Превратительный падеж Счетный падеж Местный падеж Количественно-отделительный падеж

Слайд 4

ПЕЛЬМЕНИ Слово образовано от двух удмуртских слов: пель - « ухо » и нянь - « хлеб ». Буквально пельмени - это ушки из теста - по форме, которую имеют эти изделия. « Пельняне » переделали в русском языке в пельмени . Их готовят из теста и мяса и считают исконно русским национальным блюдом, но, видимо, это несколько преувеличено.

Слайд 5

Откуда появилось выражение "Тютелька в тютельку"? 1 . Всем известно выражение "тютелька в тютельку", то есть очень и очень точно . А "тютелька" - это старинная русская мера массы.... вначале алмазов, а затем и других драгоценных камней.

Слайд 6

2. Есть также вариант, что слово Тютелька - уменьшительное от диалектного ТЮТЯ «удар, попадание». Здесь имеется в виду точное попадание топором в одно и то же место при столярной работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэма Александра Блока «Двенадцать» Выполнила презентацию Бугровая Анастасия , ученица 11 класса

Слайд 2

Поэма Александра Блока была написана им примерно через год после того, как в феврале в России свершилась революция, и примерно через два месяца после того, как состоялась революция в октябре. Примерным годом ее создания называют 1918 год и относят к январю.

Слайд 3

Как вспоминал сам поэт, поэма получилась у него совершенно случайно, на едином духе, когда он находился в тяжелых условиях существования. Тогда известный и ранее преуспевающий город Петроград находился в ожидании революции: всё в нем застыло и холод принизывал всё существование. Люди боялись и ждали чего-то. Среди них находился и поэт, который мечтал о тепле и о том, чтобы уже что-то произошло, и наконец-то наступила ясность. В это время, как утверждал сам Блок, он находился в каком бессознательном или полусознательном подъеме, который был больше похож на лихорадку.

Слайд 4

Сюжет поэмы «Двенадцать» Композиция поэмы состоит из 12 глав. В первой главе, как и положено, завязка, где поэт изображает зимние улицы Петрограда. Действие происходит в холодную зиму 1917 года, когда идет в стране революция. На улице есть прохожие, хотя их и немного. Но их портреты описываются подробно и глубоко. Например, священника, какой-то старухи или богатой женщины, которая хорошо одета, на ней пальто из каракуля. И вот на улицах этого замерзшего и заснеженного города идет патрульный отряд, в котором двенадцать революционеров.

Слайд 5

Александр Блок вводит в повествование и разговоры патрульных, обсуждающих своего товарища по оружию, который когда-то был в их рядах, а теперь сошелся с проституткой Катькой и все время проводит по кабакам. И вскоре появляются Ванька с Катькой, которые становятся жертвами нападения красногвардейцев. Один из двенадцати солдат стреляет и этим случайным выстрелом убивает Катьку. Это Петруха, который еще некоторое время проводит в печали, из-за убийства девушки. Да и товарищи к его поступку отнеслись с осуждением. Но патруль идет дальше, и вскоре за ними привязывается пес, голодный и шелудивый. Его попросту отгоняют. Затем бойцы видят какую-то странную фигуру впереди, пытаются стрелять, но все бесполезно, так как это сам Христос.

Слайд 6

Символы поэмы «Двенадцать» ★ Образ Христа. ★ Двенадцать красноармейцев. ★ Толстая Русь. ★ Пес. ★ Ветер .

Слайд 7

Основной конфликт поэмы – это борьба старого мира с новым, света со тьмой, а добра со злом. И эта борьба находит свое отражение и в жизни героев поэмы. Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь —


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(жизнь и творчество Марины Цветаевой) Литературная гостиная «И жизнь, и слезы, и любовь…»

Слайд 2

Цели урока: Образовательные: - познакомить с основными этапами жизни и творчества Марины Цветаевой; - пробудить интерес к её стихам. Развивающие: - развивать речь учащихся; - развивать интерес к поэзии Цветаевой и личности поэта; -развивать образное мышление, поэтический вкус, художественную интуицию. Воспитательные: - воспитывать любовь к русской поэзии; -расширять представления учащихся о жизненных ценностях; - воспитывать умение сопереживать и сочувствовать.

Слайд 3

Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд.

Слайд 4

В декабре на заре было счастье, Длилось – миг. Настоящее, первое счастье, Не из книг! В январе на заре было горе, Длилось – час Настоящее, горькое горе В первый раз !

Слайд 5

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти - Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд.

Слайд 6

БИОГРАФИЯ ПОЭТЕССЫ Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов, День был субботний: Иоанн Богослов.

Слайд 7

Отец Марины Цветаевой – Иван Владимирович

Слайд 8

Мария Александровна Мейн

Слайд 9

М о с к в а Трехпрудный переулок в Москве М. Цветаева за роялем в доме Цветаевых в Москве Дачный диванчик из дома Цветаевых в Москве

Слайд 10

Дом в Тарусе

Слайд 11

Гимназические годы Она была как экзотическая птица, случайно залетевшая в стайку пернатых северного леса …

Слайд 12

“В пятнадцать лет“ Звенят, поют, забвению мешая, В моей душе слова “Пятнадцать лет“. О, для чего я выросла большая? Спасенья нет! Еще вчера в зеленые березки Я убегала, вольная, с утра. Еще вчера шалила без прически, Еще вчера! Весенний звон с далеких колоколен Мне говорил: “Побегай и приляг!“ И каждый крик шалунье был позволен, И каждый шаг! Что впереди? Какая неудача? Во всем обман и, ах, на всем запрет! – Так с милым детством я прощалась, плача, В пятнадцать лет.

Слайд 13

Первый сборник стихов «Вечерний альбом» 1910 год Искренние, непосредственные стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин ещё более одобрил вышедший сборник М. Цветаева

Слайд 14

Побережье Чёрного моря недалеко от Коктебеля Маринин Коктебель – «голые скалы, морена берега, ни кустика, ни ростка, зелень только высоко в горах. Сердоликовая бухта

Слайд 15

Муж Сергей Эфрон

Слайд 16

Я с вызовом ношу его кольцо! – Да, в Вечности – жена, не на бумаге. Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге.

Слайд 17

Революция и Гражданская война Февральскую революцию 1917 Цветаева встретила с тревогой, в ожидании второго ребенка. Для нее безликость революционной массы не предвещала ничего хорошего. В стихах она, признавая вину царя в случившемся, призывала к милосердию, не видя в революции тех чудес, которые на время окрылили Блока и Маяковского.

Слайд 18

Дочери Ариадна и Ирина Две руки, легко опущенные, На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Но обеими – зажатыми – Яростными – как могла! Старшую из тьмы выхватывая – Младшей не уберегла…

Слайд 19

Эмиграция 15 мая1922 Марина Ивановна с дочерью приехали в Берлин, вскоре переехав в Прагу Цветаева с семьей поселились в пражских пригородах, где быт был примитивен и трудоемок, но отношения с людьми складывались доброжелательные. 23 августа 1922 г

Слайд 20

1 февраля 1925 у Цветаевой родился долгожданный сын, названный Георгием, по-домашнему — Мур .

Слайд 21

Сын Георгий ( Мур ) Я, что в тебя — всю Русь Вкачала — как насосом! Бог видит — побожусь! — Не будешь ты отбросом Страны своей.

Слайд 22

Возвращение из эмиграции “Живу, никому не показываюсь… Не за кого держаться“. Пришлась не ко двору, но цвет свой прежний В угоду не меняла никому. И не рядилась в новые одежды, Опять вернувшись в прежнюю тюрьму …

Слайд 23

В Елабуге Дом Бродельщиковых на улице Малой Покровской Комната Марины Ивановны 16

Слайд 24

Предсмертные записки Мурлыга ! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я…

Слайд 26

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти - Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берёт), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд.

Слайд 27

Синквейн - стихотворение из 5 строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму. 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное 2-я строка. Какой? 2 прилагательных 3-я строка. Что делает? 3 глагола 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление). 1 существительное.

Слайд 28

Домашнее (разноуровневое) задание 1-й уровень. Выразительное чтение и анализ стихотворения Марины Цветаевой (по выбору) 2-й уровень. Выучить наизусть стихотворение «Тоска по родине» и сделать анализ. 3-й уровень. Написать сочинение-эссе на тему : «Мое восприятие стихотворения Марины Цветаевой» (по выбору)

Слайд 29

Благодарим за внимание! До новых встреч!