В помощь учителю-словеснику

Курджиева Эмма Борисовна

Предварительный просмотр:

4.12.18

Тема урока: «Фонетика как раздел науки о языке. Гласные звуки.

Согласные звуки. Изменение

звуков в потоке речи» (5 класс)

Цели деятельности учителя

Формировать у учащихся представления о звуках речи и отличия их от всех других звуках, принципе деления звуков на гласные и согласные;  развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; совершенствовать представление о звукописи как изобразительно-выразительном фонетическом средстве.

Тип урок

«Открытие» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; осознавать смыслоразличительную функцию звука.

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования звуковой стороны слова.

Личностные:  формирование познавательного интереса, навыков исследовательской деятельности; осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация/

Технологическая карта урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя (читает стихотворение Е.Шуваевой)

Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!

Слушают учителя, настраиваются на восприятие учебного материала

Регулятивные УУД:

  • целеполагание

•        эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УУД:

•        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

•        мобилизация внимания, уважение к окружающим.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

1.- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О звуках)

- А вот какая наука изучает звуки, мы узнаем, когда решим орфографические задачи:

Ше…ствовать (над малышами)

Х…ккей

Тен…ис

Сув…нир

Трос…ник

Ц…рк

Во…зал

К…рнавал

Работа выполняется в парах, один учащийся выполняет у доски

-Назовите науку, изучающую звуки. (Фонетика)

— В природе, в окружающем нас мире много самых различных звуков, приятных и неприятных для нашего слуха. Изучает ли их фонетика? (Нет, не изучает. Фонетика — наука не о любых звуках, а только о звуках речи.)

Чем отличаются звуки речи от всех других звуков? (Тем, что из них образуются слова.)

 Фонетика изучает только звуки речи, или звуковой состав языка.

Запись темы урока.

ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ.

2.- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

•Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

•Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

•Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

•Микрофон (прибор для усиления голоса);

•Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

•Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

•Фонотека (собрание звукозаписей);

•Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

•Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

•Патефон (граммофон с рупором).

1.Осуществляют само- и взаимоконтроль знаний:

а) работают с упражнением;

б) осуществляют проверку  самопроверку.

2. Формулируют тему, записывают её в тетрадь

Коммуникативные УУД:

•        умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

•        достижение договоренностей и согласование общего решения.

 Регулятивные УУД:

•        постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

•        умение планировать и оценивать свои действия;

•        умение выявлять затруднения в выборе орфограмм.

Познавательные УУД :

•    умение  

 анализировать

    языковой материал;

•        поиск и выделение необходимой информации.

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа

- Капитанам выдаются карточки с одним и тем же текстом, но ни капитанам, ни командам об этом не сообщается. Используя жесты, мимику, но не произнося ни звука, они по очереди пытаются передать содержание текста, после чего команды объясняют, что они поняли.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Детям читается текст.

-Почему мы не смогли понять смысл текста?

(Трудно только жестами и мимикой передать смысл текста – необходимы звуки, из которых сложатся слова)

Обдумывают ответы на вопросы, осознают не достаточность знаний и необходимость изучать звуки.

Познавательные УУД :

•        овладение знаниями и  умениями  аналитического  характера, развитие устной речи учащихся;

•        выбор наиболее эффективных способов решения задач;

•         извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

•        аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Помогает учащимся сформулировать цели урока в форме проблемных вопросов:

-Ребята, как вы думаете,  какие вопросы у вас могут возникнуть при изучении данной темы?

(-Как образуются звуки?

- На какие две группы делятся звуки?

- Важны ли звуки в речи?  

- Может один звук в слове что – то изменить?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Обратиться к учебнику, к текстам, к экспертам.) 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Называют пути выхода из затруднения. Работают с материалом учебника на стр. 51-53

Коммуникативные УУД:

•        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

•        коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия).

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы

-Обратимся к эксперту.

http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/686/685429/685429_html_3d22809f.jpg

-                                                                 Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, нёбо, нос, губы, зубы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Воздуху иногда удается вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, но чаще  воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос. Все органы речи работают под руководством мозга.

- Какие звуки не встречают преград?

- Встречают преграды?

- Проведём опыт. Произнесем вместе

звуки А, О, У, Э , И, Ы

Преграду ощущаете? (Нет) Значит, эти звуки – гласные.

- А теперь произнесем следующие звуки:

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).

“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).

“З”, “с”? (Сомкнутые зубы). Эти звуки - согласные.

Сегодня у нас еще одни гости – в преддверии самого сказочного и любимого всеми праздника Нового года к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка, как и полагается, они принесли подарки. Но необычные – это, конечно же, звуки. Используя наши знания, сведения из учебника мы вместе с вами должны создать новогоднюю картину.

1.- На столе каждой группы лежат снежинки. Выберите из звуков только гласные, прикрепите их к снежинкам и разместите в верхней части доски. Произнесем их.

- На какие группы делятся гласные? (Ударные и безударные.

- Расставьте в словах ударение и назовите ударные звуки:

сИлосный, каталОг, дОсыта, нАсухо, тОтчас. началА, прОлил.

2. Скажите, по каким признакам делятся согласные? (по звонкости – глухости, твердости-мягкости.) Возьмем первый признак. поможет выполнить это задание.  На столе каждой группы есть елочка, но на них не хватает игрушек.- звуков. Первая группа – глухие парные, Вторая - звонкие парные, Третья - звонкие непарные, А капитаны команд -  глухие непарные (за отдельным столом) Произнесите звуки.

- Замените в данных словах начальный согласный парным ему глухим или звонким.

Образец:  дом - том.        

Почка -…, шалость -…,  доска -…,  балка -…. горка -…., колос - …,  тело - …,  злой  - ….,

жар - …, слить – ….

Меняется только звуковой состав слова или пары слов различаются с помощью согласных по своему значению?

Вот такая замечательная звуковая новогодняя картина у нас получилась.

1.Работают с материалом параграфа  37, 38, выбирают нужные звуки, создают «Новогоднюю картину.»

2.Выполняют упражнения на Рабочем листе, осуществляют само и взаимопроверку.

Регулятивные УУД:

•        планирование;

•        прогнозирование.

Познавательные УУД :

•        поиск и выделение необходимой информации;

•        умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания;

•        использование знаково-символических средств.

Физкультминутка

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

Дети под нежную музыку, опустив головы на парты, представляют зимний лес.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Формирование рациональных способов применения новых знаний на практике

- Как мы уже увидели, звуки являются смыслоразличителями. Если бы этого не было,  мы бы запутались и получилось бы вот что:

Закричал охотник: «Ой!»

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

- Найдите ошибки, выпишите эти слова, подберите нужное слово, изменив один звук (каждый столбик – одному ряду)

Исправляют ошибки: записывают пары слов. Текст в исправленном виде читается вслух.

Коммуникативные УУД:

•        умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Регулятивные УУД:

•        способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•        оценка деятельности;  саморегуляция.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Применение новых знаний в практической деятельности

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать «очень трудную» загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

- Хочу отметить, что эту «очень трудную» загадку легко разгадывают дети 4-5 лет. Как вы думаете, почему малышам это легко удается?

(Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.)

- Как называется такой прием на языке лингвистики? (Это звукопись.)

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы.

Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

- В чем убедила нас проведенная исследовательская работа? (При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления).

Выделяют повторяющиеся звуки, устанавливают соответствия между звуком и смыслом, образом. Определяют, к какому виду звукописи относится представлен в данном стихотворном отрывке.

Регулятивные УУД:

•        умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном.

Познавательные УУД :

•        анализ, классификация;

•        понимание текстов, извлечение необходимой информации.

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение и систематизация знаний

1.        Фонетика – это…

2.        В каком слове ударение падает на первый слог?

1.        портфель

2.        игра

3.        шорты

3.        Выдели слово, в котором все согласные – глухие:

1.        рисунок

2.        шишка

3.        фантазия

Выполняют тест.

Регулятивные УУД:

•        коррекция;

•        контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:

•        самоопределение

9.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Оценивание результатов работы

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • В процессе работы было трудно…
  • Больше всего запомнилось…
  • Было интересно…

Закончим нашу картину, прикрепим снежок с изображением вашего настроения.

Домашнее задание:

Делятся своими впечатлениями , прикрепляют смайлы на доску, записывают Д/З.

Регулятивные УУД:

•        саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

•        оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

•        умение выражать свои мысли.  

•        инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.



Предварительный просмотр:

20.11.18

Тема урока: «Простые и сложные предложения» (5 а класс)

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать структурные отличия простых и сложных предложений, признаки деления сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные), опознавательные признаки постановки запятой между простыми предложениями в сложном – наличие двух и более грамматических основ, союза между простыми предложениями; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного – знака разделения, правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений, случаи возможного смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами а, и; уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложном предложении.

 Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Формируемые УУД

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. 

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный    и другие   методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная                           презентация

ХОД УРОКА

 1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

  2.Актуализация знаний

Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.

В морозном воздухе кружились снежинки. 

-       Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:

  • Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
  • По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
  • По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
  • Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
  • На слайде записаны предложения.
  1. Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны.
  2. Учитель. Прочитайте предложения .  Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.  ( Взаимопроверка)

Учитель.  Прочитайте2,  4   предложения. Найдите в них общее.  ( это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)

Составьте схемы этих предложений.

Учитель. Прочитайте 1, 3, предложения. Отметьте в них общее.
(В первом, третьем и седьмом  предложениях по две грамматические основы).

Учитель.  Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)

Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).

3. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на слайде.

1) Познакомиться с ... и ...;
2)
 учиться различать ... и ...;
3)
 учиться ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

4. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Сравните:  Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

                   Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового?   ( Сложные  союзные предложения бывают сложносочиненные  ( ССП) и сложноподчиненные (СПП).

5. Закрепление изученного материала

Учитель. А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Какие это предложения? Составьте их схемы. 

  1. Пришла осень.
  2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях.
  3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.

Измените  ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось СПП и БСП

Составьте из двух простых ССП, СПП и БСП (задание выполняется по вариантам):

  1. вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

     2     вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету.

Физкультминутка. 

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении  Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Составляем и записываем.

  1. Каждый вечер шел дождь, и…
  2. Каждый вечер шел дождь, но…
  3. Каждый вечер шел дождь, а…
  4. Каждый вечер шел дождь, потому что…
  5. Каждый вечер шел дождь, однако…

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель.  Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую?

7. Домашнее задание:  п. 46, упр. 235, словарь



Предварительный просмотр:

21.11.18

Тема урока: «Синтаксический разбор сложного предложения»

(5 класс)

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок синтаксического разбора сложного предложения;уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения, составлять план сообщения на лингвистическую тему.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные:понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Формируемые УУД

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование:  компьютер

Ход урока

  1. Приветствие. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Начинаем наш урок. Запишем в тетради число, классная работа. А чтобы определить тему урока, давайте проведем фронтальный опрос. Итак, мы с вами изучили ПП и СП.

- Какой раздел науки о языке изучает предложение? (синтаксис)

- Какие предложения бывают по цели высказывания? (повеств., побудит., вопросит.)

- Какие бывают предложения по интонации? (восклиц., невосклиц.)

- Что такое грамматическая основа в предложении? (главные члены предл. – подлежащее и сказуемое)

- Если в предложении только грамматическая основа, то как называются такие предложения? (нераспространенные)

- Если в предложении есть и второстепенные ЧП, то как называются такие предложения? (распространенные)

- Как различаются предложения по количеству грамматических основ? (ПП и СП)

- Давайте вспомним, какие предложения называются сложными?

- Посмотрите на доску. Вы видите три пословицы. Прочитайте их. Какая общая тема их объединяет? (о языке)

Ветер горы раздвигает, слово народы поднимает.

Язык и то поведает, что голова не ведает

Хоть слово не обух, а от него люди гибнут (работа по словарю со словом обух)

- Объясните значение пословиц. Определите виды СП, объясните свое решение. (БСП, ССП, СПП)

2.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Итак, мы с вами изучили простое предложение, виды сложных, как вы думаете, какая тема является завершающей при изучении СП? (синтаксический разбор СП)

Запишем тему сегодняшнего урока: Синтаксический разбор сложного предложения.

Попробуем с вами определить цели нашего урока.

 -Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. (предполагаемые ответы: научиться проводить синтаксический разбор, повторить виды СП, закрепить орфографические и пунктуационные навыки)

3.Открытие нового знания

- С разбором какого предложения вы уже знакомы? (с синтаксическим разбором простого предложения)

- Как вы думаете, какие пункты должен включать в себя синтаксический разбор СП?

-Как вы думаете, чем будут схожи и различны разборы простого и сложного предложений?

Работа по парам (5 мин.), а затем представление собственных выводов.

-Сверимся с материалами учебника.

Самостоятельное наблюдение

- Сделайте выводы.

Составление схемы-опоры для разбора СП

- Что нового вы узнали по теме урока?

- Что показалось сложным,  непонятным?

Физкультминутка

4. Развитие учебно-языковых и речевых умений

Запишите небольшой текст:

Боʹльшую пользу приносит краткая речь, она малыми доляʹми прокрадывается в душу. В пространных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет.

Работа по словарю со словом пространных

-1 чел.- морфемный разбор слов приносит, малыми у доски

-Назовите основную мысль текста

-Назовите тип речи (рассуждение)

-назовите имена существительные1,2,3 скл. (1 – польза, душа, 2 –рассуждение, шум, 3 – речь, доверительность)

- 1 чел. у доски – выполнить синтаксический разбор первого предложения.

- Запишите следующие предложения под диктовку, выполните синтаксический разбор (2 чел. у доски):

  1. Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль.
  2. Язык – это живое явление, он находится в постоянном движении.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Устный рассказ (Что вы узнали о синтаксическом разборе сложного предложения?  Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Что у нас еще осталось? Разгадайте  рифмованную шараду:

Корень мой находится в цене.

В очерке найти приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

- Как вы думаете, справились вы сегодня с новой темой?

Выставление оценок.

6. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

28.11.18

Тема урока: «Диалог»

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятиями «диалог», знаками препинания при диалоге

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные резуль-

таты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия

Диалог, монолог


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Инсценировка сказки Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»

– Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно посмотреть наш мини-спектакль и ответить на вопросы:

– Сколько персонажей участвует в разговоре?

– Можно ли назвать эту  сказку юмористической и почему?

Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка, – начал свой рассказ дедушка.

– Не Желтая, а Красная! – перебил его внук.

– Ах да! Красная Шапочка… Мама позвала ее однажды и говорит: «Послушай, Зеленая Шапочка…», – продолжал дедушка.

– Да нет же, Красная! – воскликнул мальчик.

– Да, да, Красная. Пойди к тетушке и отнеси ей картофельную шелуху…

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

– Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом. 

– А кто заметил еще одно действующее лицо в этой сценке? (Это автор.) 

– Для чего используются слова автора в диалоге?

(Поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев.) 

– А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (В разговорном стиле, обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома.) Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

– Составьте словосочетание и предложение с данным термином. (Запись и разбор словосочетания и предложения.)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

3. Целеполагание и постро-ение проекта выхода

из затруднения

Просмотр мультимедийной презентации «Диалог и монолог. Знаки препинания при диалоге и прямой речи».

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

– Что говорится о диалоге и монологе в презентации?

– Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

– Чем отличается пунктуационное оформление прямой речи и диалога?

Наблюдение над языком.

– А помимо разговорного стиля где еще мы можем встретить диалог?

Дополняет ответы

Смотрят презентацию, воспринимают на слух

информацию, осваивают лингвистические термины.

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. 

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Вопросы для уточнения информации

4. Пра-ктическая деятель-ность

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

Письменная работа. Игра

– Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шуточным стихотворением, и вы должны подумать и ответить: есть ли в этом стихотворении диалог и в каком стиле речи он встречается?

– Согласны ли вы с героем стихотворения?

– Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения

Г. Граубина «Ленительный падеж».

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы с заданиями

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. 

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадей. 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Выполнение письменных упражнений

Спросили Лежебокина:

– А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Из за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

– В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит,

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

– Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам бы смог ты новые

Придумать имена?

– Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец,

Простительный!

– Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

– Давайте проверим, как вы умеете строить диалог в группах. Составьте диалоги на тему «Зачем нужно знать русский язык» и запишите их, правильно расставляя знаки препинания. (Пунктуационная схема представлена на слайде.)

5. Первичн5. Первичное закрепление.

Беседа по вопросам.

Письменная работа. Игра

Проверка диалогов, обсуждение.

Лингвистический эксперимент.

– А сейчас мы проведем небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.

Перед вами карточки. Вы должны вставить, где необходимо, нужные знаки препинания. Составьте схемы 2–3 предложений.

Проверка.

Организует и сопровождает деятельность класса, контролирует правильность выполнения заданий

Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их причины и пути преодоления

Вопросы для уточнения информации

6.Включение в систему знаний и повторение

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание

Обобщение

полученных

на уроке.

Выполняем упр.253

-Какие цели мы ставили на уроке?

-Достигли их?

-В чем испытывали трудности?

-Оцените свою деятельность

Параграф 46-49, упр. 255, словарь

Выполняют упражнение

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. 

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Регулятивные: работу;

Вопросы для уточнения информации



Предварительный просмотр:

30.11.18

Тема урока : «Контрольная работа (тест) по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 б класс)

Планируемые результаты обучения:

1.Предметные результаты:

Знать структуру простого и сложного предложений, уметь выделять грамматическую основу предложений, распознавать второстепенные члены предложения, конструировать предложения по заданным схемам. Работа с текстом.

2.Метапредметные результаты:

Уметь работать с текстом; уметь рассуждать, сопоставлять, классифицировать, выделять в тексте главную и второстепенную информацию.

УУД: умение слушать и слышать друг друга, с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, структурировать информацию, определять общие основания и существенные признаки каждого понятия, сопоставлять языковые явления.

3.Личностные результаты:

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, уметь контролировать и оценивать собственную деятельность..

Задачи урока:

 обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме

" Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, интонация, постановка знаков препинания на письме).

Оборудование: раздаточный материал.

Тип урока: урок контроля знаний.

Ход урока

I.Организация работы, проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивация.

Сегодня мы с вами напишем контрольную работу по теме «Синтаксис и пунктуация».

- Какова цель нашего урока?

-Вспомните, что мы изучали в этом разделе.

II. Лингвистическая разминка.

(Предложение на расширение)

Сверкнула звёздочка.

III. Приступаем к выполнению контрольной работы.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» для 5 класса

Часть 1.

Задание: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

  1. Определите, в каком варианте представлено несловосочетание.

Перед щенком на пне сидит большая стрекоза.

А.перед щенком        В. на пнесидит

Б. передщенкомсидит        Г. большаястрекоза

  1. Отметьте словосочетание с главным словом существительным. А.произноситьгромко        В. веткисирени

Б.совсемнеудачно        Г. двигался креке

  1. Найдите повествовательноепредложение. А. Памяти павших будьтедостойны!

Б. Кто желает выступить на празднике? В. Закружилась листва золотая.

Г. Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?

  1. Укажите предложение с одним главнымчленом.

А.Уходитзима.        В. Берегаживописные.

Б.Прекрасноеутро.        Г. Дождь – мелкиебрызги.

  1. Укажите предложение, в котором есть определение.А. Ветер раскачиваетдеревья.

Б. Ночь заглядывает в окна.

В. Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев. Г. Вдалиблеснулогонёк.

  1. Найдитенераспространённоепредложение.

А.Пепельныетучки.        В. Почтирассвело.

Б. Прохлада освежаетибодрит        Г. Снова замерло всё дорассвета.

  1. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания нерасставлены.

А. Ты не забывайписатьродителям.        В. Дети участвуют в озеленении школьного участка Б. Я люблютебяРоссия.        Г. Территорииэтипострадалиотлесныхпожаров.

  1. Найдите предложения с прямой речью. Знаки препинания не расставлены. А. Поведай ты мне этулегенду.

Б. Он поделился своими размышлениями о творчестве.

В. Писатель рассказал нам о том как создавал произведение. Г. Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М.Горький.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Оловянный солдатик молчал и крепко сжимал ружьё. (2) Лодка быстро неслась по течению, а крыса плыла за ней вдогонку. (3) Она и сердилась, и скрежетала зубами, и пищала. (4) Кружились разные предметы: ветки, щепки, сучки и солома. (5) Вдруг крыса закричала:

«Соломинки, щепки, держите его!»

(По Г.-Х. Андерсену)

  1. Найдите в тексте и выпишите сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.
  2. Запишите номер предложения с прямой речью, составьте егосхему.
  3. Изпредложения5выпишитеобращения.
  4. Выпишите предложение 3, подчеркните в нём однородные члены как членыпредложения.
  5. Выпишите предложение 4, произведите синтаксический разбор этого предложения,составьте его полнуюсхему.

IV. Рефлексия

-Скакими трудностями в выполнении контрольной работы вы столкнулись?

- Какие задания показались наиболее легкими?

- Как вы оцениваете свою работу?

V. Домашнее задание.

Фамилия, имя__________________________________

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» для 5 класса

Часть 1.

Задание: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

  1. Определите, в каком варианте представлено несловосочетание.

Перед щенком на пне сидит большая стрекоза.

А.перед щенком        В. на пне сидит

Б. перед щенком сидит        Г. большая стрекоза

  1. Отметьте словосочетание с главным словом существительным.

А.произносить громко        В. ветки сирени

Б.совсем неудачно        Г. двигался к реке

  1. Найдите повествовательное предложение.

 А. Памяти павших будьте достойны!

Б. Кто желает выступить на празднике?

 В. Закружилась листва золотая.

Г. Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?

  1. Укажите предложение с одним главным

членом.

А.Уходит зима.        В. Берега живописные.

Б.Прекрасное утро.        Г. Дождь – мелкие брызги.

  1. Укажите предложение, в котором есть определение.

А. Ветер раскачивает деревья.

Б. Ночь заглядывает в окна.

В. Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.

Г. Вдали блеснул огонёк.

  1. Найдите нераспространённое предложение.

А.Пепельные тучки.        В. Почти рассвело.

Б. Прохлада освежает и бодрит        Г. Снова замерло всё до рассвета.

  1. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

А. Ты не забывай писать родителям.        В. Дети участвуют в озеленении школьного участка                                        

  Б. Я люблю тебя, Россия.        Г. Территории эти пострадали от

лесных пожаров.

  1. Найдите предложения с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.

А. Поведай ты мне этулегенду.

Б. Он поделился своими размышлениями о творчестве.

В. Писатель рассказал нам о том, как создавал произведение.

 Г. Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М.Горький.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Оловянный солдатик молчал и крепко сжимал ружьё. (2) Лодка быстро неслась по течению, а крыса плыла за ней вдогонку. (3) Она и сердилась, и скрежетала зубами, и пищала. (4) Кружились разные предметы: ветки, щепки, сучки и солома. (5) Вдруг крыса закричала:

«Соломинки, щепки, держите его!»

(По Г.-Х. Андерсену)

  1. Найдите в тексте и выпишите сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.
  2. Запишите номер предложения с прямой речью, составьте его схему.
  3. Из предложения 5 выпишите обращения.
  4. Выпишите предложение 3, подчеркните в нём однородные члены как члены предложения.
  5. Выпишите предложение 4, произведите синтаксический разбор этого предложения, составьте его полную схему.



Предварительный просмотр:

19.11.18

Тема урока:  «Синтаксический  и пунктуационный разбор простого предложения»

(5 а класс)

Цели деятельности учителя

Повторить и обобщить совместно с учащимися основные синтаксические понятия, совершенствовать

 навыки синтаксического и пунктуационного разборов предложений

 

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки

результаты

простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные

предложения», «однородные  члены предложения», «обращения», правильно расставлять знаки

препинания в простом предложении, производить пунктуационный разбор предложения,

анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной

практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового

оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному

языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной

культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Используемые технологии

Здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная, технология развития критического

мышления, технология дифференцированного обучения

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, простое предложение, главные и второстепенные члены предложения,

 однородные члены предложения, обращения.


Обучающие и

Формы

Формируемые

развивающие

Осуществляемая

Этапы

Деятельность учителя

организации

умения

урока

компоненты,

деятельность

взаимодействия

(универсальные

задания и

учащихся

учебные действия)

упражнения

1.

Организация

Приветствие учащихся, создание

Готовятся к

Фронтальная

Личностные:

Организационный

направленного

атмосферы сотрудничества.

восприятию

положительное

этап. Мотивация к

внимания на

информации;

отношение к уроку,

учебной деятельнос-

начало урока,

подготовка к

понимание

ти

проверка рабочих

уроку,

необходимости

мест, создание

к восприятию

учения,

положительного

темы урока

самоопределение

настроя учащихся

Коммуникативные:

на урок

планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками

2. Актуализация и

Воспроизведение

Загибаем каждый палец и проговариваем:

Отвечают на

Индивидуальная,

Познавательные:

пробное учебное

ранее изученного,

1 – главные члены предложения + части

Вопросы.

фронтальная

выполняют учебно-

действие.

установление

речи

познавательные

 Целеполагание

преемственных

2 – второстепенные члены предложения +

действия в материали-

связей прежних и

части речи

Слушают

зованной и

новых знаний и

3 – характеристика

учителя.

умственной форме;

применение их в

4 – схема

осуществляют опе-

новых ситуациях.

У нас получился план синтаксического

рации анализа,

разбора простого предложения

синтеза, сравнения,

Это первая часть темы нашего урока. Поставьте задачи к нашему уроку. Чтобы хорошо разбирать предложение, надо повторить некоторые понятия синтаксиса.

Кластер

«Тонкие и толстые» вопросы:

1.Верно, что подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения?

2.А какие вы знаете второстепенные члены предложения?

3. Верно, что по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные?

4. Верно, что по интонации предложения бывают распространённые и нераспространённые?

5. А какие бывают предложения по интонации?

классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

высказывают и обосновывают свою точку зрения, отвечают на вопросы других.

3. Выявление места и причины затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Запишите предложение Здоровье – ценный клад. Как вы понимаете смысл этого предложения? Разберите по членам предложения. Оцените свою работу. Почему стоит тире в предложении? Как это показать на схеме? А можно показать в самом предложении.

Сейчас вы выполнили пунктуационный разбор предложения.

Разбирают по членам предложение, составляют схему

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Это вторая часть темы урока. Запишите тему урока. Определите задачи нашего урока.

Задание 1 группе: восстановите план синтаксического разбора предложения, 2 группе: элементы характеристики предложения расположите в правильном порядке.  Оцените свою работу.

Восстанавливают план синтаксического разбора предложения

Групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении

Познавательные: извлекают необходимую информацию из, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия, операции, оценивают свою работу

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

  1. У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получилась поговорка о здоровом образе жизни.

Держи живот в голоде.

Как вы понимаете смысл поговорки? Древнеримский политический деятель Цицерон говорил: «Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись». Произведите синтаксический разбор этого предложения.

  1. От простуды и ангины вам помогут витамины.

Проведите устный пунктуационный анализ предложения. Оцените свою работу.

  1. Работа по учебнику. Упр. 228. Произведите синтаксический разбор шестого предложения. Оцените свою работу (взаимопроверка)

Составляют и разбирают предложения. Сопоставляют предложения и схемы, производят пунктуационный анализ.

Парная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления  

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Формирование навыка самостоятельной работы

Прочитайте текст. О чём текст? Какова основная мысль текста? Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте недостающие буквы. Произведите синтаксический разбор второго предложения, пунктуационный разбор пятого предложения.

      Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настроение. А пл…хая – разрушает нервную систему ч…ловека. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настроение.

Работа с текстом.

Индивидуальная, парная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итога урока. Домашнее задание.

Докажите, что мы выполнили поставленные в начале урока задачи. Закончите предложения:  

Я хочу похвалить себя за…

Я хочу похвалить класс за…

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: упр. 231, словарь

Заканчивают предложения, строя монологические высказывания, оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Главные члены предложения + части речи

_______________________________________

Второстепенные члены предл. + части речи

_______________________________________

Характеристика

_____________________________________

Схема

_______________________________________________________________________________________________________________________

По цели высказывания

________________________________________

По интонации

________________________________________

По количеству грамматических основ

________________________________________

По наличию подлежащего и сказуемого в грамматической основе

По наличию второстепенных членов предложения

________________________________________

Осложнения

_________________________________________________________________________________________________________________________  

держи        живот       в         голоде

_________________________________________________________________________________________________________________________

держи        живот       в         голоде

______________________________

держи        живот       в         голоде

______________________________

держи        живот       в         голоде

______________________________

держи        живот       в         голоде
______________________________

держи        живот       в         голоде

______________________________

держи        живот       в         голоде