1.4. Самообразование и профессиональное развитие

Билалова Эльмира Магомедшапиевна

Предварительный просмотр:

Перспективный план

по программе

«Основы финансовой

грамотности дошкольников»

в подготовительной группе

п/п

Занятие / мероприятие

Содержание занятия/мероприятия

Педагогические

технологии

Сентябрь

1

Диагностика  

Выявить уровень знаний, умений воспитанников

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

2

Труд – основа

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей,

домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это

плохо. Виды домашнего труда.

«Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№5 «Столяр, плотник и резчик по дереву».

Беседа, игра-соревнование

«Мои домашние обязанности»

3

Работать и

зарабатывать

Работать означает трудиться за

вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за

выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

«Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№6 «Мастер из Страны мальчишек»Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», просмотр мультфильма «Работа и зарплата»

4

Все работы

хороши, выбирай

на вкус        

Знакомство спрофессиями в контуреопережающейпрофориентациидошкольников.

Продукты труда: товары иуслуги.Продукты труда используются человеком для себя или для продажи(товар).

Игра: «Магазин»,  викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», д/и  «Кто кем работает?»        

Октябрь

5

Как придумали

деньги

Деньги – мера оценки труда

(вознаграждение за

проделанную работу),

универсальное средство обмена

(инструмент обмена товаров и

услуг).

Беседа, чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№2 «Что такое деньги?»

разгадывание загадок , показ мультфильма «Уроки  тетушки Совы» (6серия).

6

Какие бывают

деньги, как они

выглядят и

откуда берутся.

История возникновения денег

Виды денег (монеты, банкноты).

Изготовление денег: печать,        

чеканка.        

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№4 «Какими бывают деньги?», беседа, просмотр презентации.

7

Какие бывают

деньги, как они

выглядят и

откуда берутся.

История возникновения денег

Виды денег (монеты, банкноты).

Изготовление денег: печать,        

чеканка.        

Беседа,

исследование, чтение,

игра «Нарисуем деньги

для нашей группы» –

придумываем деньги

для группы, просмотр мультфильма «Изготовление денег» и презентации.

8

Как деньги

попадают к нам в дом.

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата

родителей, пенсия дедушек и

бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом.

Беседа, обсуждение,

игра «Карманные деньги»,

просмотр мультфильма «Карманные деньги».

Ноябрь

9

Карманные деньги

Что такое карманные деньги. На что можно потратить.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№19 «Второй визит в волшебный лес», беседа, просмотр презентации, показ мультфильма «Уроки  тетушки Совы».

10

Семейный доход

Что такое семейный доход. Из чего складывается доход семьи.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№13 «Как деньги доходят, а потом расходятся», показ мультфильма «Уроки  тетушки Совы». Использование схем.

11

Расходы

Что такое расход. Планирование расходов.

Беседа, чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№13 «Как деньги доходят, а потом расходятся», использование схем

12

Семейный бюджет

Планирование и распределение семейного бюджета. Как мы можем помочь родителям сэкономить семейный бюджет.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№ 14 «Какие бывают доходы», беседа, настольно-печатная игра «Семейный бюджет», показ мультфильма «Уроки  тетушки Совы».

Декабрь

13

Потребности и

желания

Домашнее хозяйство, главные

потребности человека, желания

и капризы.

Соотносим потребности,

желания и возможности.

Технология ТРИЗ

Исследование: что

необходимо человеку

для жизни, игра

«Хочу-надо»,

рассказ «Про

капризного Артема»,

обсуждение

14

Где покупают и

продают разные

товары?

Торговые предприятия:магазины, киоски, ларьки,базары, рынки, ярмарки.

Игра «Где что купить?», с/р игра «Магазин»

15

Деловая игра «Рекламное агентство»

Формируем правильное

отношение к рекламе, используя

наблюдения, рассказы детей,

организуя продуктивную

деятельность

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№8 «В гостях у Совенка» , сюжетно ролевая игра(работа в подгруппах).

16

Реклама

Формируем правильное

отношение к рекламе, используя

наблюдения, рассказы детей,

организуя продуктивную

деятельность

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№9 «Реклама вокруг нас. И вокруг тебя тоже!», рекламируем собственные поделки,

книжки для чтения в

группе.

Январь

17

Выгодно –

невыгодно

Волшебные правила для

покупателя и продавца, обмен,

подарок, реклама.

Технология ТРИЗ.

Ситуационные задачи,

игра «Выбираем:

дорого-дешево,

выгодно-невыгодно»,

сказка «Что за

птица?» – обмен, сказка

«Как старик корову

продавал».

18

Тратим разумно,

экономим

Деньги зарабатываются трудом,

и поэтому тратить их необходимо только с пользой,

относиться к ним бережливо.

Бережливый человек всегда

богаче. Воспитываем бережное

отношение к труду и деньгам.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№10 «Как делать покупки с умом» , игра «Что важнее», викторина «Разумные траты сказочных героев», игра «Открываем бутербродную»

19

Копим и

сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и

сберегать, как можно копить,

копить непросто, но полезно,

ответственно и важно.

Ситуационные задачки,

папка-передвижка «Мы

копим», обсуждения,

игра «Копим и сберегаем»

Февраль

20

Налоги

Что такое налоги. Зачем платить налоги и куда попадают. Нужно ли вовремя платить налоги?

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№15 «Люди из чужого автобуса», беседа. Просмотр презентации.

21

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать».

Занять – взять что-то взаймы на

время, одолжить – дать что-то

взаймы на время.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№15 «Люди из чужого автобуса», беседа, ситуационные

задачки, игра «Занять и

одолжить».

22

Долги

Знакомим  с рассказом

Валентины Осеевой «Долг» и

русской поговоркой «долги к

земле придавили». Выясняем,

что долг может быть не только

денежным, невыполнимым.

Чтение, обсуждение,

читаем рассказ «Долг»,

обсуждаем рассказ и

русскую поговорку

23

Заплатить долг

скорее, так будет

веселее

Осознаем, что если взял что-то в

долг на время, обязан вовремя

вернуть (возвратить).

Обсуждаем русские

пословицы:

- Умей взять, умей и

отдать!

- В долг брать легко, а

отдавать тяжело.

Март

24

Все по плану

Знакомим с понятием «план».

игровое задание –

рассчитай сумму покупки в

первом и во втором магазине,

определи, в каком из магазинов

выгоднее совершать покупки.

Игра «Совместные покупки», д/игра «Что и когда лучше продавать?»

25

Что такое потребность, потребитель

Понятие «потребности

человека», закрепить названия

основных потребностей и что

к ним относится, уточнить, от

чего зависят потребности

человека, продолжать учить

решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,

активизировать словарь.

Мини спектакль «День рождения» (о подарках думаем заранее), игра «Покупаем подарки на день рождение»

26

Потребности семьи

Учимся подводить итоги всего,

что планировали и делали,        

анализировать поступки, искать

эффективные решения, думать

сообща.        

Игра «Сделал дело –

гуляй смело»,

исследование,

ситуационные задачки. Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

Апрель

27

Наше богатство

Выясняем, что не все

продается и покупается,

что главные ценности

(жизнь, мир, друзья,

солнце, близкие люди и

пр.) за деньги не купишь.

Формируем представление

об истинных ценностях и

богатстве человека.

Технология ТРИЗ.

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ

«Как Валюша бабушке сон

покупала». Читаем и обсуждаем сказки

«Бедные богатые», «Ум и

богатство»

28

Щедрость и

жадность

Разбираемся, что такое

корысть, жадность и

почему это плохо.

Обсуждаем такое качество

человека, как щедрость,

изображаем при помощи

художественных приемов.

Читаем и обсуждаем рассказ

В. Сухомлинского «Жадный

мальчик», обсуждаем

поговорки, пословицы

29

Бережливость

Осознаем, что

бережливый человек

всегда умеет трудиться,

мастерить своими руками

и радоваться от того, что

сделал что-то

самостоятельно.

Бережливость,трудолюбие,

благородство, честность –

качества человека с

правильным отношением

к деньгам.

Технология ТРИЗ.

Беседа, ситуационные задачи, обсуждение пословицы  «Копейка рубль бережет». Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

30

Благотворительность

Что такое благотворительность, для чего она нужна.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№22 «Благотворительность».

Май

32

Банк –где живут деньги

Что такое банк и банковский служащий. Охрана банка.

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», виртуальная экскурсия в банк или презентация. Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

33

Как заплатить без денег

Наличный и безналичный расчет. Банковская карта. Правила пользования банковской картой.

Технология ТРИЗ.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№20 «Как заплатить без денег». Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

34

Процент в банке

Где растут деньги. Банковский счёт и сберегательная книжка.

Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№21 «Процент в банке». Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

35

Квест «Путешествие с Димой и совенком»

Выявить уровень знаний, умений воспитанников.

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК»

Перспективный план

досуговой деятельности по программе

«Основы финансовой грамотности дошкольников»

в подготовительной группе

п/п

Тема досуга

Содержание досуга

Сентябрь

1

Мини-спектакль

«В волшебном

лесу»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Октябрь

2

Мини-спектакль

«Путешествие по Денежному городу»

Закрепляем понятия «деньги»,«труд», «доходы», «расходы».

Ноябрь

3

Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Декабрь

4

Творческое занятие  «Рекламное агентство"

Различаем разницу между желаниями и потребностями.

Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли

возможность это купить.

Январь

5

Мини-спектакль

«Копилка»

Закрепляем понятия «откладывать», «копить»,

«сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как

важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться

Февраль

6

Досуг

«Сберегаем и

экономим»

Закрепление материала. Бережливость, экономия,

разумное отношение к расходам (поделиться своими

сбережениями, порой абсолютно бескорыстно).

Март

7

Деловая игра

«Долг и

ответственность»

Закрепление материала. Воспитываем ответственность:

если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг –

это серьезное обязательство.

Апрель

8

Досуг

 «Творим добро!»

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение

ставить перед собой цели, строить планы, действовать по

плану и достигать цели.

Май

9

Праздник  ««Путешествие в сказочную страну Финансов»»

Закрепление знаний и умений.

Рекомендации по созданию и пополнению РППС

в соответствии с программой

«Основы финансовой грамотности дошкольников»

в подготовительной группе

  1. Тематический стенд о труде
  2. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»
  3. Папка-передвижка «Занимаем и одалживаем».
  4. Папка - передвижка «Мы копим»
  5. Папка - передвижка «Наша семья трудится»
  6. Фотовыставка.

Методическая копилка

  1. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников
  2. Серия мультфильмов «Уроки тетушки Совы».
  3. Презентации по финансовой грамотности.
  4. Э.Матвеев «Дима и совенок»
  5. Интерактивное пособие «Банкомат АЛМА БАНК»

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Фантазия»

Непосредственно образовательная деятельность

по финансовой грамотности

               Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Воспитатели: Билалова Э. М.

   Джанбекова М.Т.

Пыть-Ях 2020г.

ЦЕЛЬ: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о деньгах, потребностей человека, бюджете семьи.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- Закрепить знания детей о деньгах, для чего нужны, понятие «потребности человека».

- Познакомить детей с понятием «бюджет семьи», из чего он состоит (доход и расход).

- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

- Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

- Развивать коммуникативные и социальные компетенции.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Способствовать воспитанию нравственных качеств.

- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Активизация словаря: монеты, купюры, банкноты, потребности.

Обогащение словаря: семейный бюджет, доход, расход, сбережения.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, 

Этапы

Содержание.

Центры активности

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

РППС

Организационный момент

Приветствие. Место группового сбора.

Здравствуйте гости, здравствуйте дети!

-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.

А теперь поприветствуем друг друга.

Утреннее приветствие.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

-ДОБРОЕ УТРО!!!

Дети проходят в группу становятся в полукруг

и приветствуют гостей и друг друга, выполняют движения соответственно словам

Звук песни из мультфильма

Вводная часть. Подведение к теме НОД

Сюрпризный момент.

Место группового сбора. Воспитатель приглашает сесть на стулья и читает четверостишье

- Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)

 

Дети садятся на стулья

слушают и отгадывают загадку

Входит Буратино с монетами

 

Основная часть

Место группового сбора.

На ковре

 

Игра «Дополни»

Воспитатель приглашает к интерак. доске

Динамическая пауза «Будем денежки считать»

Центр «сосчитайка»

Работа детей за столами.

Правильно, ребята. Это Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть. Буратино, а что у тебя в руках?

Буратино: Деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?

(Деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.)

Буратино: Да, нуДеньги – это деньги.

Воспитатель: Буратино, для чего тебе нужны деньги?

Буратино: Я хочу купить азбуку.

Воспитатель: Ребята, давайте, расскажем Буратино для чего нужны деньги.

(-деньги нужны для покупки продуктов питания;

-деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;

-деньги нужны для оплаты развлечений;

-деньги нужны для покупки одежды;

-деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;

-деньги нужны для покупки подарков.)

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот. Буратино, слушай внимательно и запоминай.

Монета круглая, а банкнота…(прямоугольная)

Банкнота бумажная, а монета…(металлическая)

Монета звенит, а банкнота…(шуршит)

Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)

Буратино: Ура, теперь я всё знаю про деньги. За деньги можно всё купить.

Воспитатель: Ребята, вы согласны с Буратино, всё можно купить за деньги или нет?

(Нет.)

Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?

-За деньги нельзя купить дружбу;

- за деньги нельзя купить уважение;

- за деньги нельзя купить любовь;

- за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;

- за деньги нельзя купить общение с природой.

Буратино: А на, что же мне можно деньги потратить?

Воспитатель: Давайте, расскажем Буратино, на, что нужно тратить деньги в первую очередь. Встаньте, пожалуйста.

Динамическая пауза «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Буратино: Спасибо, ребята. А, почему я должен на это тратить свои деньги? Ведь я хочу купить пирожное, мороженое, хочу сходить в театр.

Воспитатель: Буратино, деньги нужно тратить в первую очередь на жизненно важные потребности. Дети, расскажите Буратино, что такое жизненно важные потребности?

(Жизненно важные потребности- это то, без чего человек не может жить.)

Буратино, а хочешь вместе с детками попробовать заработать денег? Скажите, а где мы можем их взять (заработать можем умом) Конечно же правильными ответами на вопросы.

Проходите пожалуйста к нашему волшебному экрану и будем выполнять задания. За правильный ответ вы получите 10 рублей. Молодцы! Справились с заданиями.

Воспитатель: А теперь Буратино, смотри и запоминай, дети тебе всё покажут и расскажут.

 В центре «сосчитайка» дети тебе расскажут, что такое доход и расход, и что такое семейный бюджет?

Семейный бюджет - это подсчёт доходов и расходов. Очень важно планировать расходы.

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?

Буратино: Конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт.

Воспитатель: в центре «Хочу все знать» ребята расскажут тебе, откуда в семье берутся деньги.

-(мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

-бабушка и дедушка получают пенсию;

-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.)

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

(Семейный бюджет - это подсчёт доходов и расходов. Доход -  заработанные деньги. Расход

это деньги затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.)

Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Доход- расход».

Если ситуация, которую я вам назову означает доход, то вы будете хлопать в ладоши, если – расход, то вы будете топать.

-Покупка хлеба в магазине;

-оплата коммунальных услуг;

-папа получил премию;

-дедушка выиграл лотерею;

-поездка на море;

-ремонт квартиры;

-бабушка получила пенсию;

-покупка игрушек;

-мама получила заработную плату.

Воспитатель: Ребята, а мы можем сэкономить семейный бюджет?

-(чтобы сэкономить семейный бюджет нужно не лить зря воду;

- чтобы сэкономить семейный бюджет нужно, уходя выключать свет;

-чтобы сэкономить семейный бюджет нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;

-чтобы сэкономить семейный бюджет нужно бережно относится к своим вещам;

- чтобы сэкономить семейный бюджет нужно выращивать овощи и фрукты, чтобы их не покупать;

- чтобы сэкономить семейный бюджет нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.)

Воспитатель: Ну, что Буратино. Теперь, ты понял, как нужно обращаться с деньгами?

Буратино: Да, ребята, понял, спасибо.

Буратино закапывает деньги

Воспитатель: Буратино, что ты делаешь?

Буратино: Я закапываю деньги, чтобы они выросли.

Воспитатель: Дети, так деньги вырастут?

Воспитатель: А, где могут вырасти деньги?

(В банке.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Нужно деньги отнести в банк, там создадут специальный депозитный счёт, на котором будут находиться ваши деньги, и вы получите доход в виде процентов. Вот только так могут вырасти деньги. Понятно тебе, Буратино?

Буратино: Понятно.

Воспитатель: А, чтобы деньги не потерять, нужно их класть в кошелёк.

буратино грустный

Буратино: А у меня нет кошелька.

Воспитатель: Буратино, не расстраивайся, мы и тебе сделаем кошелёк.

Воспитатель: Ребята, приступайте к работе.

В центре худ. творчества дети делают кошелёк из бумаги.

Буратино: Спасибо, вам, ребята. Я буду знать, что деньги не вырастут, если их закопать в землю. Я положу монеты в кошелёк и буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!

Активизируется мыслительная деятельность, отвечают на вопросы воспитателя, участвуют в диалоге, принимают задание.

Дети подходят к экрану и

называют противоположные признаки

Выполняют действия соответственно словам

Ответы детей

Ответы детей

Дети прощаются с Буратино

Дети из бумаги делают кошелек

Слайд с картинками вопросов и ответов

Заключительная часть.

Рефлексия.

Место группового сбора. воспитатель открывает коробочку в ней шоколадные монеты

Ребята, кому мы сегодня помогали? Чему, мы обучили Буратино?

(Мы обучили Буратино финансовой грамотности.)

Я, надеюсь, и нашим гостям пригодятся знания, полученные сегодня.

Молодцы, ребята, вы сегодня меня порадовалиРебята, посмотрите, нам Буратино оставил какую-то коробочку. Давайте, посмотрим, что в ней лежит? Дети, что это монеты?

(Монеты, деньги.)

Ответы детей



 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Технологическая карта

непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности

на тему: «Весела ярмарка»

для детей подготовительного дошкольного возраста

2020 год

г. Пыть-Ях

Тема: «Веселая ярмарка».

 Цель: Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево»;
  • Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации;
  • Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные    особенности.
  •  Формировать умение пользоваться деньгами при покупке товара

Развивающие:

  • продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения;
  • развивать умение детей действовать в соответствии с игровой ситуацией;
  • развивать эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус.
  • Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной;
  •  развивать диалогическую форму речи;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к народным праздникам;
  • воспитывать уважение к мастерам, изготавливающим народные игрушки;
  • воспитывать умение радоваться собственными достигнутыми результатами и результатами своих товарищей;  
  • воспитывать самостоятельность в выполнении задания вовремя НОД;

Интеграция образовательных областей (условные обозначения): речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы: подгрупповая.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, музыка, звукозаписи; оборудование для «Ярмарки»: палатки, прилавки с товаром (игрушки, банки, ленточки, поделки); муляжи, продуктов, кассы, монеты из «золотой» бумаги, кошельки

Методы и приемы:

Словесный: прием психологического настроя «Приветствие»; эмоциональная окраска голоса; проблемные вопросы; художественное слово; положительное подкрепление (похвала, одобрение), педагогическая оценка.

Наглядный: просмотр слайдовой презентации; показ элементов народного промысла; реклама показ продуктов на прилавках;

Практический: коммуникативное регулирование деятельности; решение проблемной ситуации; покупка изделий и размен денег

Игровой: динамические паузы; игра – имитация «Карусель».

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность
ребёнка

РППС

Вводная часть

Организационный момент

2 минуты

Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. «Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро всем нам –

Добрым, хорошим друзьям».

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными, прекрасными людьми. У нашей страны богатая и интересная история. Как раньше называлась наша Родина? (Русь).

Воспитатель: Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка». Как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы детей). Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка. Сегодня к нам в гости пришли родители наших воспитанников и хотят вам рассказать и пригласить вас на ярмарку.

Дети здороваются.

Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).

Дети называют слова приветствия

Дети в кругу слушают рассказ воспитателя

Дети отвечают на вопросы

Интерактивная доска

Основная часть

Актуализация
знаний

Проектирование решений проблемной ситуации

15 минут

Родитель: Здравствуйте ребята.  Ярмарка – это такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось. (Слайд 1, 2. 3). К Ярмарке готовились, о начале Ярмарки оповещали заранее.

Хлебом, солью встретим гостей!

Мёд будет течь рекой!

Коробейники да скоморохи развлекут народ.

Снедью разной потчевать будем!

Забавы разные покажем! (Слайд 4).

На ярмарках не только торговали и покупали (Слайд 5, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (Слайд 6).

Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные, каруселями, качелями. (Слайд 7).

Публику веселили скоморохи, поводыри с дрессированным, “учёным” медведем, неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка. (Слайд 8).

Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ. (Слайд 9, 10).

Ярмарочные гуляния были ярким событием, шумным всеобщим праздником. Народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! (Слайд 11).

Родитель: Ребята, а вы хотели бы попасть на ярмарку? Тогда я приглашаю вас.

Ребенок: Я приглашаю вас

Поиграть, посмотреть,

Как мы будем песни петь,

Хороводы здесь водить,

Состязанья проводить!

Много вам всего покажем,

И сыграем, и расскажем,

Как в старину все это было.

Да, мы многое забыли,

Будем игры вспоминать,

С удовольствием играть!

Воспитатель: Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.

Ребята, а что бы купить такой прекрасный товар на ярмарке, что у нас должно быть. (деньги)

Скажите, а где мы можем их взять (заработать можем умом) Конечно же правильными ответами на вопросы.

Проходите пожалуйста к нашему волшебному экрану и будем выполнять задания. За правильный ответ вы получите 10 рублей, которые вы потом сами сможете потратить на ярмарке.

Слышится хохот и свист. Появляется Петрушка.
Петрушка: Ту-ду-ду-ду!! Здорово, ребята! Чего ржете, как жеребята?
Узнали меня? Я Петрушка – веселая игрушка! Остроумный весельчак и это знает всяк! Ой, всё по свету шёл да шёл, а куда же я пришёл?
Дети: На ярмарку!
Петрушка: А что здесь делать надо?
Дети: веселиться, покупать, торговать..
Петрушка: Воровать?
Дети: Да, не воровать, а торговать.
Петрушка: А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.
Дети: А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь десять рублей.
Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.
Дети: Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка: Да не гонял я голубей.
Дети: Да не смеши, петрушка, публику!
Петрушка: Не вижу никакого бублика.
Воспитатель: Ох, и шутник ты, петрушка!

Петрушка: Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.

Дети садятся на стульчики у экрана

Дети отвечают на вопросы

Ответы детей

Рассказ стихотворения ребенком

Ответы детей

Дети садятся на стульчики у экрана

Дети получают кошельки с деньгами

Приходит Петрушка

Дети встают вокруг него в круг

Ответы детей на вопросы

Интерактивная доска

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

10  минут

Воспитатель: а что нужно сделать, чтобы лучше свой товар продать? (но чтобы лучше продать свой товар, его надо расхваливать, рекламировать.) Правильно! Посмотрите, как это делают наши торговцы.

Торговец 1: Есть на ярмарке игрушки,
                    Расписные погремушки
                    Ещё для вашей детворы
                    Разноцветные шары!
Торговец 2: Платки и платочки
                    Для мамы и дочки!
                    Небольшой расход
                    Подходи, честной народ!

Торговец 3: Есть и овощи, и фрукты,

И отличные продукты.

Открывайте кошельки,

Доставайте денежки!

Петрушка: Ребята, обратите внимание, на каждом товаре есть цена, у вас есть деньги, вы можете купить те товары, на которые у вас хватит монет. Но не забывайте оставить 2 рублика. Что бы покататься на карусели.

Воспитатель: Молодцы ребята очень много товару накупили, а про развлечение не забыли?

Тогда проходите на веселую карусель.

Петрушка (с каруселью):

Приходите, карусель!

Кружит без остановки!

На весёлой карусели

Прокатим ловко!

Но эта карусель не простая. Она катает только тех, кто знает пословицы.

Еле, еле, еле, еле.

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

тише, тише не спешите

Карусель притормозите.

Пословицы:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Из грошей рубли растут.

Копейка рубль бережет.

Не богатство друг, а друг – богатство.

Не в деньгах счастье.

Платье шей, когда есть лишние деньги.

Погнался за уткой и утенка упустил.

С деньгами, всяк молодец.

Скупой никогда не будет богат.

(Петрушка как все пословицы сказали останавливает карусели.)

Хорошо прокатились!

Дети проходят к прилавкам осматриваются

Дети читают зазывалки

Дети гуляют по ярмарке, покупают товар.

Дети играют в игру

(дети берутся за ленточки и двигаются по кругу со словами) 

(дети останавливаются, приседают, встаёт ребёнок называет пословицу и садится, встаёт другой и называет пословицу и т. д.)

Осмысление

(итог)

Создание ситуации успеха.

Проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

2 минуты

Воспитатель: Вот и пришёл конец нашей ярмарке чудес!

С тобой Петрушка прощаться пора

Петрушка: Ох и весело было с вами, накупили товару, на каруселях покатались, денежки считать научились. До свидания приглашайте еще меня на такие замечательные праздники.
Воспитатель: В заключении, предлагаем послушать стихотворение:
Ребёнок:
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела -
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
Но приданья старины
Забывать мы не должны!
Воспитатель: Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям! До свидания!

Дети выполняют гимнастику для глаз

Дети отвечают на вопросы

 

Рефлексия

1 минута

Ребята что вам понравилось?  

Воспитатель благодарит детей за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Все профессии нужны, все профессии важны».


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад «Фантазия»

План самообразования по теме:

«Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»

Воспитатель: Билалова Э.М.

2020-2021г.

 

    Актуальность выбранной темы:

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать, складывать и вычитать, измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний, предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.

Дидактическая игра, используемая на занятии математикой, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических представлений.

Считаю важным на протяжении всего последнего года обучения в детском саду использовать в работе с детьми дидактические игры и упражнения, уделять должное внимание математическому развитию будущих школьников.

Цель работы по самообразованию: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить картотеку дидактических игр для детей подготовительной к школе группы;

-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.

План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.ПомораеваПозина «Формирование элементарных математических представлений».

2. Беженова М.А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000

3. Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Октябрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «количество».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Ноябрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «величина».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Декабрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «форма».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Январь

Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться во времени.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Апрель

Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май

Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с родителями

Сентябрь

Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка».

Выявление знаний родителей о важности математического обучения. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.

Октябрь

Консультация для родителей
«Веселая математика дома».

Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь

Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Мастер-класс «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Февраль

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками».

Март

Открытый показ образовательной деятельности «Как помочь Буратино?»

День открытых дверей.

Май

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Отчёт «Математика в детском саду»

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.

Февраль

Мастер-класс «Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

        



Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию

воспитателя Билаловой Эльмиры Магомедшапиевны

«….Постепенно открывать глаза на маленькие вещи,

что бы не остались слепыми для больших»    

(Ян Амос Коменский).

Пояснительная записка.

                 Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей и формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит, и.т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий  «труд-продукт-деньги)», что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

         Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! 

          С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги  и аккуратно вести свой бюджет.

               В своей работе по самообразованию изучаю и использую практические разработки педагогов высшей квалификации и экспертов по формированию финансовой грамотности у дошкольников Я.А.Коменского, И.В.Липсиц, Н.А. Хламова, А.Д.Шатова, Н.А.Крючкова.

               Самообразование по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста  состоит из 5 ступеней, разделенным по годам и темам, которые вытекают друг из друга, взаимосвязаны между собой и не могут рассматриваться отдельно.  Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.           

     Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательной деятельности и потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности для детей дошкольного возраста»

                             2019-2020гг.

I ступень.  Тема: «Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста» (создание развивающей предметно пространственной среды, направленной на развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, развитие творчество и воображение).

                             2020-2021гг.

II ступень. Тема: «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»).

                             2021-2022гг.

III ступень. Тема: «Формирование базисных качеств экономической деятельности людей» (расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях, формировать в детях качества личности: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие ).

                                      2022-2023гг.

IV ступень. Тема: «Игровые ситуации, как одна из форм, используемая для  формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (использование игровых ситуаций, формирование взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой).

                                      2023-2024гг.

V ступень.  Тема:  «Использование сказок в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» (формирование  пониманий  экономических явлений, развития познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению).



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 – детский сад «Золотой ключик»

План по самообразованию

«Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»

                                                                                                          Подготовила:

Э.М.Билалова

Пыть-Ях 2023

«Знакомство дошкольников с основами экономики через сказку»

 «Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,

как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,

чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Джанни Родари

Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное  место отводится  сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.

Любая сказка: народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности.  Что бы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, воспитатель должен поставить перед собой:

Цель – изучить возможности сказки в обучении азам экономики и формировании экономических представлений.

В соответствии с целью поставить задачи:

  1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки.
  2. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).
  3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.
  4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).
  5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».

Принципы построения работы:

  1. Возрастное соответствие – предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.
  2. Доступность предлагаемого материала.
  3. Системность и постепенность его усвоения.
  4. Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

В качестве средств экономического воспитания использовать:

- сказочные персонажи,

- игровые формы,

- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,

- создание проблемных ситуаций.

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений:

  1. Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения:

- английская сказка «Три поросенка», РНС «Как коза избушку построила», белорусская сказка «Легкий хлеб», В. Г Сутеев «Мешок яблок», К. И. Чуковский «Телефон».

С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.)

Например: произведение К. И. Чуковского «Телефон», используйте наглядно – иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей человека). После чтения произведения, задайте детям вопросы:

  • Что попросил слон? (после ответа детей, один ребенок выкладывает на доске карточку с нарисованной плиткой шоколада)
  • Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами) и т. д.
  • А что бы попросили вы, ребята?

Слушая ответы детей, придете к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности.

  1. Сказки, отражающие труд. Например: «Терем – Теремок», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», «Морозко», Р. Н. С. «Мужик и медведь», РНС «Колобок».

В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.

Например, сказка «Колобок»: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру, какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.

  1. Сказка, формирующая представление о рациональном выборе материала, например:

английская сказка «Три поросёнка», где дети узнают не только о потребностях животных и человека в жилье, но и о том, из чего строят дома, почему необходимо учитывать свойства материалов при изготовлении различных предметов, а также свойства дерева и металла.

  1. Формирование представлений о цепочке связей в трудовой деятельности, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда. На примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», дети отвечают на вопросы:
  • Как герои сказки помогли петушку?
  • Каким образом получился продукт их труда?
  • Почему все герои сказки помогали петушку?
  • Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

В ходе беседы дети приходят к выводу: что с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.

Сказка «Морозко», задайте вопрос: «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?», который заставляет задуматься над такими свойствами, как трудолюбие, высказывать осуждение ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

  1. Русская народная сказка «Каша из топора» – дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.

Знакомя детей со сказкой, старайтесь вызвать эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения.

Например: тема «Товар и бережное отношение к нему» по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе». Эта сказка заставила детей задуматься над вопросами:

1. Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

2. Любили ли вещи свою хозяйку?

3. Когда они вернуться?

4. Каким образом Федора их вернула?

5. Как Федору отблагодарила за труд?

6. Кого называют бережливым, трудолюбивым?

  1. Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «расходы», «выгода», «обмен», «реклама»: К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Кот в сапогах», грузинская сказка «Чужие деньги», С. Михалков «Как старик корову продавал». Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.

В сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал» дети отвечают на следующие вопросы:

1. Где старик продавал свою корову?

2. Почему старик не мог продать свою корову?

3. Что такое реклама?

4. Кто сделал рекламу корове?

  1. Сказки о бартере: РНС «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений.

Дети учатся: различать виды потребности (Хочу – Надо), выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.

В заключении хотелось бы отметить: знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.