Кружковая работа "Развивашка"

Божедонова Оксана Алексеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

 «РАЗВИВАШКА»

(нетрадиционные техники рисования)

 

  1. Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivashka_rabochaya_programma.docx53.46 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

 «РАЗВИВАШКА»

(нетрадиционные техники рисования)

  1. Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Все занятия в разработанной  программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных техник.

Новизной и отличительной особенностью программы кружка по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель:

- Развитие творческих способностей детей в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

- Познакомить детей с нетрадиционными  художественными техниками

- Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лучших результатов, развивать изобразительные творческие способности у детей, используя нетрадиционную технику рисования.

-Совершенствовать умения детей подбирать и использовать изобразительные техники

- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, тушью, солью и т.д.

- Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

2. Организационные условия реализации программы

Занятия в кружке рассчитаны для детей средней, старшей и подготовительной, круглосуточной группы возрасте 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Кружок посещают дети

4-5 лет Средняя группа

5-6 лет Старшая группа

6-7 лет подготовительная группа

Возрастные особенности детей 4-5 лет:

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

Формировать умение закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.  Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства.

Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям  репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство.) как основе развития творчества.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование. Подводить детей к созданию сюжетных компа¬ртий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений  Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на г посе внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.). Закреплять умение ритмично располагать узор. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью, при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.

Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

 Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа —передний план или дальше от него—задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.

Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их: вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Объем программы: Программа кружка рассчитана на 2 года обучения.  

Режим занятий: обусловлен  нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Художественно-творческий кружок проводится  один раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий не более 20-30 минут.

Основные формы занятий: теоретические, практические, индивидуальные, групповые.

Структура занятия включает в себя изучение нетрадиционных техник рисования.

Методы, приемы  обучения и развития детей:

Методы проведения занятия:

•        Наглядные методы и приемы.  К наглядным методам и приемам обучения относятся:

-репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов;

- показ воспитателем приемов изображения;

- показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

-Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: -показ жестом;-показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения,  показ сопровождается словесными пояснениями.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.

•        Словесные методы и приемы обучения

 -Беседа:  вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.

-Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

•        Игровые приемы обучения Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей . Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

•        Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

•        Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Факторы, позволяющие не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

•        Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;

•        Новизна обстановки;

•        Необычное начало работы;

•        Красивые и разнообразные материалы;

•        Интересные для детей неповторяющиеся задания;

•        Возможность выбора;

•        Рисования с помощью бросового материала.

Нетрадиционные техники рисования:

-рисование пальчиками;

-рисование ладошками

-тычок  жесткой полусухой кистью;

-оттиск поролоном;

-волшебные веревочки.

-рисование гуашью по восковым мелкам;

-рисование мыльными пузырями

-Рисование на воде

-Кляксография

-рисование ватными палочками

-рисование пластиковыми вилками

-набрызг

-точечная роспись

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.

3.Учебно-тематический план

1 год обучения:

Блоки

Количество часов

1

Ознакомление

2

Диагностика

1 ч

3

 Каплетерапия

1 ч 30 м

4

 Кляксография

1 ч 30 ми

5

Ниткография

1 ч

6

Аппликация из крупы

30 м

7

Рисование гуашью по восковым мелкам

30 м

8

Оттиск поролоном

1ч 30 мин

9

Пуантализм

1 ч

10

Рисование ладошкой

1 ч

11

Батик

1 ч

12

Рисование способом тычка

30 м

13

Рисование пальчиками

1 ч

14

Отпечаток целлофановым пакетом

30 мин

15

Рисование на воде

1ч30 м

16

Узелковый батик

30 м

17

Точечная роспись

1 ч 30 мин

18

Рисование мыльными пузырями

1 ч

19

Монотипия

30 мин

20

Зентангл

1 ч

21

Практическая часть

15.7

 

2 год обучения:

Блоки

Количество часов

Диагностика

1 ч

1

Тычок жесткой полусухой кистью

30 ми

2

«Пуантализм»

1 ч

3

Кляксография

1 ч

 

4

Рисование пальчиками

 

1 ч

5

Рисование мыльными пузырями

 

1 ч

6

Рисование одноразовыми вилками

1 ч

7

Граттаж

 

1 ч

8

Эбру

1 ч

9

Набрызг

 

1 ч

10

Точечная роспись

 

1 ч

11

Печать по трафарету

 

1 ч

12

Комкание бумаги

 

1 ч

13

Монотипия

1 ч

14

Рисование по сырому фону

 

1 ч

15

Практическая часть

19 ч

Всего: 33 ч

4.Содержание программы:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве

2) опыт художественно-творческой деятельности. Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно- эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием произведения изобразительного искусства. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим обучением. Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.

Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.   Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов. Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.   Поощряет и поддерживает детские творческие находки.

Учебно-календарное планирование:

1 год обучения:

Дата

Тема занятия

Методы и приемы.

1.

04.10.

Знакомство.

Тема: Свободное рисование

Беседа, рассматривание иллюстраций теплые/ холодные цвета.

2

10.10

Тема: «Рисование любимой игрушки»

Беседа, показ воспитателем технику рисования.

3

18.10

Тема: «Животные, которых я сам себе придумал».

Беседа, рассматривание картин про животных, загадки про животных, показ воспитателем технику рисования, физминутка

4

14.11

Тема: «Загадки»,  «Веселые камушки»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования.

5

22.11

Тема: «Черепашка»

«Ежик»

Беседа,  пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

6

22.11

Тема: «Северное сияние»

Беседа, рассматривание иллюстраций «Северное сияние» пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка.

7

28.11

Тема:

«Мои любимые рыбки»

Беседа, рассматривание картин про рыбок, повторить холодные тона, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

8

28.11

Тема: «Яблоки для ёжика»

 

Беседа, рассматривание строения, образа ежика, повторить теплые тона, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

9

28.11

Тема: «Зимние цветы»

Беседа, рассматривание зимних пейзажей  разных художников, повторить холодные цвета,  пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

10

05.12

Тема:         

«Два петушка».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

11

05.12

Тема: «Яблоки для ёжика» (продолжение)

 

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

12

05.12

Тема: Батик (знакомство)

Беседа, рассматривание разных видов тканей,  пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

13

13.12

Тема:

«Снежная семья».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

14

13.12

Тема: «Ягоды на тарелке».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

15

13.12

Тема: «Зимний пейзаж»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

16

19.12

Тема: «Елочка»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка, экспериментирование с водой и красками.

17

27.12

Тема: «Елочка»

(продолжение)

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

18

09.01

Тема: Батик (знакомство)

продолжение

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

19

17.01

Тема: «Зимний пейзаж»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

20

29.01

Тема: «Салюты»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

21

31.01

Тема: «Спираль»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

22

06.02

Тема: «Любимые кошечки»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

23

14.02

Тема: «Любимые кошечки» (продолжение)

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

24

20.02

Тема: Свободная

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

25

28.02

Тема: Придумай и дорисуй

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

26

06.03

Тема:

«Букет для мамы».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

27

14.03

Тема: «Наша улица».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

28

20.03

Тема: «Какого цвета весна».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

29

20.03

Тема: «Одуванчики – цветы, словно солнышки, желты».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

30

28.03

Тема: Зентангл

(пробная работа)

пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

31

03.04

Тема: «Мои водные друзья»

Подготовка к олимпиаде по рисованию.

Беседа, рассматривание картин про рыб, кита итд. пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

32

11.04

Тема: «Цветные камушки»

Подготовка к олимпиаде

(продолжение)

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

33

17.04

Тема: «Космос»

Беседа про космонавта Ю.Гагарина, рассматривание картин про космос, планеты, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

34

25.04

Тема: «Космос»

Беседа продолжение  про космос пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

 

2 год обучения:

Дата

Тема занятия

Методы и приемы.

1

03.10.19

Знакомство.

Тема:Свободное рисование

2

09.10.19

Тема: «Волшебница  осень»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

3

17.10.19

Тема: «Гроздь рябины»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

4

23.10.19

Тема: «Волшебные кляксы»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

5

31.10.19

Тема: «Ягоды на тарелке».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

6

06.11.19

Тема: «Подводное царство»

Беседа, рассматривание иллюстраций по теме. пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

7

14.11.19

Тема: «Идет снег»

Беседа, рассматривание иллюстраций про снег, Чтение сказки  «Почему снег белый»  Антонина Лукьянова

Пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

8

20.11.19

Тема: «Рисование по замыслу»

Беседа, пальчиковая гимнастика, расслабляющее музыкальное сопровождение физминутка

9

28.11.19

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

10

04.12.19

Тема: «Зимняя сказка»

Чтение сказки «Зимняя сказка» С.Козлов Пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

11

12.12.19

Тема: «Елочка пушистая».

Беседа, Рассматривание картин «Елочка» Пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

12

18.12.19

Тема: «Новогодняя ночь»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

13

27.12.19

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

14

16.01.20

Тема: «Новогоднее  волшебство»

Беседа, пальчиковая гимнастика, индивидуальная работа с детьми, физминутка

15

22.01.20

Тема:

«По замыслу».

Беседа, пальчиковая гимнастика, повторение цветовой палитры, физминутка

16

30.01.20

Тема: «Зимний пейзаж»

Беседа, «Зимний пейзаж» рассматривание картин  художников И. Шишкин, И Левитан итд   пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

17

05.02.20

Тема: «Снежинки»

Беседа, повторить строение снежинки, рассматривание иллюстраций по теме, пальчиковая гимнастика, физминутка

18

13.02.20

Тема: «Самолёт»

Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка

19

19.02.20

Тема: «Снеговичок»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

20

27.02.20

Тема: «Нарисуй, что хочешь».

Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка

21

04.03.20

Тема: «Цветочек в горшочке»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

22

12.03.20

Тема: «букет для мамы»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

23

18.03.20

Тема: «Берег реки».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

24

26.03.20

Тема: «Рисование по замыслу».

Беседа, пальчиковая гимнастика , физминутка

25

01.04.20

Тема: «Звездное небо».

Беседа, рассматривание иллюстраций по теме, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

26

09.04.20

Тема: «Фантазии»

Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка

27

15.04.20

Тема:

«Облака».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

28

23.04.20

Тема:

«Весеннее дерево»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

29

29.04.20

Тема: «Рисование по замыслу».

Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка

30

07.05.20

Тема:

«Цветущая веточка».

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

31

13.05.20

Тема: «Праздничный салют»

Беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка

32

21.05.20

Тема: «Цветные камушки»

Беседа, пальчиковая гимнастика , физминутка

33

27.05.20

Тема: «Сложные узоры»

Беседа, пальчиковая гимнастика, показ воспитателем технику рисования, физминутка

Ожидаемые результаты:

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 -Развитию мелкой моторики рук;

- Улучшению  цветовосприятия;

 - Концентрации внимания;

- Повышению уровня воображения.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

  -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

   -Сформируются навыки трудовой деятельности

   -Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

  -Умение находить новые способы для художественного изображения;

   -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

1 год обучения: Приложение №1

2 год обучения:  Приложение №2

Н.- начало года К.- конец года

Формы подведения итогов реализации программы кружка.

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса

5.Материально-техническое обеспечение программы:

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1.         Бумага разного формата и плотности.

  1. Акварельные краски.
  2. Гуашевые краски 12-24 цвета
  3. Палитры.
  4. Кисти круглые и плоские разного размера.
  5. Карандаши разной твердости, ластики.
  6. Гелевые ручки, ватные палочки.
  7. Фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши.
  8. Баночки для воды.
  9. Бумажные, влажные салфетки
  10. Зубная щетка, губка, полиэтиленовые пакеты
  11. Краски для батика и инструменты к ним
  12. Шерстяные нитки разных цветов
  13. Акриловые краски.
  14. Набор для рисования на воде(Эбру)
  15. Трубочки
  16. Пипетки
  17. Ткани разной плотности
  18. Подносы
  19. Иллюстрации картин художников, портреты художников.
  20. Маркеры
  21. Иллюстрации картин по темам занятия.

6.Список литературы:

1.        Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2.        Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования .

3.        Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4.        Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

5.        Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

6.        Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

7.        Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

8.        Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.

9.        Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

10.        Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.