Самообразование

Божедонова Оксана Алексеевна

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством  нетрадиционных техник рисования»

 

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.  Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.  Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.  Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.   Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).  Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис. Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством  нетрадиционных техник рисования»

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.  Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.  Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.  Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.   Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).  Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис. Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

2. Актуальность выбранной темы:  

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

- интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развитию уверенности в своих силах;

- развитию пространственного мышления;

- умению свободно выражать свой замысел

- развитию мелкой моторики рук.

-развитию воображения.

3.Новизна выбранной темы  заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, можно увидеть, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

4.Цель: повышение своего уровня профессионального мастерства.

5.Задачи:

-Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по выбранной теме.

-Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования

-Применить полученные знания на практике

-Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования

- Создать учебную программу.

-. Разработать перспективный план работы.

- Достигнуть положительных результатов работы по теме.

6.Изучение методической литературы в течении 2-х лет:

-Давыдова Г.Н «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»

-Казакова Р.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»

-Колдина Д.Н «Рисование с детьми»

-Цквитария Т.А «Нетрадиционные техники рисования»

-Анцифирова Н.Г «необыкновенное рисование»

-Брыкина Е.К «Творчество детей в работе с различными материалами»

-Выготский Л.С «Воображение и творчество в детском возрасте»

-Ендовицкая Т. «О развитии творческих способностей»

-Казакова Р.Г «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»

-Королева Т.В «Занятия по рисованию с детьми»

-Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»

-Акуненок Т.С «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования»

- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами.

- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. «Рисование с детьми дошкольного возраста»

- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество»

- Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник»

- Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» итд

-Изучение и просматривание материалов по нетрадиционным техникам рисования для детей дошкольного возраста из интернет-источников.

7. План самообразования:

План раздела

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь        

        

Изучение литературы по данной теме.

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов.

Разработать рабочую программу кружка.

 Составить перспективный план работы.

Октябрь

Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования»

 

Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ»

Консультация для родителей: «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения».

Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей.

Ноябрь

Работа с книгой:  Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»

Презентация: «Нетрадиционные техники рисования».

Декабрь

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования.

Январь

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Дипломы и сертификаты

Февраль

Работа с книгой Кислинской Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

Оформление картотеки: «Пальчиковые игры».

Март

А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

Апрель

Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме //

Мастер-класс «Увлекательное рисование»

Май

Подбор нетрадиционных техник рисования на следующий учебный год

Выставка детских работ, выполненных по нетрадиционным техникам

8.Перспективный план.

Тема занятий

Нетрадиционные техники

Цель

Материал

Октябрь

Знакомство.

Тема:Свободное рисование

Акварель, гуашь, акриловые краски

Формировать творческие навыки, расслабить детей, знакомство.

Все имеющееся в наличии краски.

Тема: «Волшебница  осень»

.

.

Тычок жёсткой полусухой кистью

Уточнять и расширять представления детей об осени. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

Тема: «Гроздь рябины»

Рисование ватными  палочками

(Пуантилизм)

Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и  представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке.

Гроздь рябины (картинка или настоящая), краска красного цвета (гуашь), шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка

Тема: «Волшебные кляксы»

Кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Тема: «Ягоды на тарелке».

 

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей работать с гуашью; Способствовать проявлению интереса к экспериментированию; Развитие мелкой моторики рук;  Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству; Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, проявлять самостоятельность.

гуашь красного цвета, бумага круглой формы, салфетка, вода, птичка, аудио запись «Голоса птиц»

 

Ноябрь

Тема: «Подводное царство»

Рисование мыльными пузырями

Познакомить с нетрадиционной технике рисования-мыльными пузырями. Развивать воображение, фантазию.        

Акварель, мыло, трубочки, бумага, салфетки,

Тема: «Идет снег»

Пуантализм

Учить детей рисовать методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и  представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке.

Зима, снежинки (картинки), краска синего цвета(гуашь), шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага.

Тема: «Рисование по замыслу»

Рисование одноразовыми вилками.

Продолжать учить детей работать с гуашью; Закреплять умения узнавать и называть цвет, способствовать проявлению интереса к экспериментированию; Развитие мелкой моторики рук; Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству; воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, проявлять самостоятельность.

гуашь чёрная, вилки одноразовые, ватные палочки (столовые вилки), заготовленные шаблоны с изображением ёжика.

 

Декабрь

Тема: «Зимняя сказка»

Граттаж

Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления.  Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника.

Кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка, иллюстрации по теме зима.

Тема: «Елочка пушистая».

Эбру

Учить рисовать в новой технике- рисование на воде, подбирать цвета. Развивать чувство композиции.

Краски, вода, зубочистки, шпажки, салфетки, скатерть.

Тема: «Новогодняя ночь»

Набрызг

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей.  Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. 

Картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш.

Январь

Тема: «Новогоднее  волшебство»

Рисование цветными мыльными пузырями

Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

( цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

Тема:

«По замыслу».

Совместное рисование

Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

Карандаши, листы бумаги

Тема: «Зимний пейзаж»

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа.

Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Февраль

Тема: «Снежинки»

Точечная роспись.

Развивать умение пользоваться красками в тюбиках, учить создавать образ кошек. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Акриловые краски де колор в тюбиках, диск, ватные диски.

Тема: «Самолёт»

Печать по трафарету

Упражнять в печатании с помощью трафарета. Закреплять умение дорисовывать у самолёта детали: иллюминаторы, дверь. Воспитывать аккуратность.

Поролон, трафареты, бумага, гуашь, кисти, салфетки, готовая композиция – образец.

Тема: «Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывани

Тема: «Нарисуй, что хочешь».

Работа со знакомыми техниками

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Ящик с 2 отделениями:

1. материал (на чем)

2. инструмент (чем)

Март

Тема: «Цветочек в горшочке»

Кляксография с трубочкой

Закрепить приемы работы в технике кляксография; продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов; способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.

Лист формата А4, жидко разведенная гуашь, вода, пластиковая ложечка, трубочка, кисть, краски для дорисовывания изображения.

Тема: «Цветы в вазе»

 Предметная монотипия

Совершенствовать навыки детей в технике – предметная монотипия; продолжать формировать чувство композиции и ритма; развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

Листы бумаги по количеству детей, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

Тема: «Берег реки».

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

Тема: «Рисование по замыслу».

Совместное рисование

Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

Карандаши, листы бумаги

Апрель

Тема: «Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

Тема: «Фантазии»

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Закрепить знания  по технике рисования  кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, восковые мелки, принадлежности для рисования.

Тема:

«Облака».

Рисование по сырому фону

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

Тема:

«Весеннее дерево»

Печатание печатками из ластика

Совершенствовать умение рисовать дерево (ствол, ветки), используя печатки из ластика, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность в работе

Лист бумаги, гуашь, кисточки, печатки из ластика   в форме листика.

Тема: «Рисование по замыслу».

Совместное рисование

Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

Карандаши, листы бумаги

Май

Тема:

«Цветущая веточка».

Смешенная техника.

Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.

Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

Тема: «Праздничный салют»

Граттаж

закрепить приёмы рисования в технике «граттаж»; совершенствовать приемы работы с острым краем палочки; воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Тема: «Цветные камушки»

Точечная роспись.

Развивать умение пользоваться красками в тюбиках, учить создавать узоры на камнях. Закрепить навыки работы с данными материалами.

Акриловые краски де колор в тюбиках, камушки, ватные диски.

Тема: «Сложные узоры»

Рисование на воде- Эбру

Продолжать учить рисовать в новой технике- рисование на воде, подбирать цвета. Развивать чувство композиции.

Краски, вода, зубочистки, шпажки, салфетки, скатерть.

9.Работа с родителями.

План работы с родителями:  

1-й квартал

1 Консультация «Самые неожиданные идеи в детском творчестве»

2. Папка передвижка «Как научить ребёнка рисовать»

3. Консультация «Каждый ребёнок талантлив».

4. Выставка детских работ

2-й квартал.

1. Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию»

2. Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества».

3. Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать».

4. Выставка детских работ

3-й квартал.

1. Советы – рекомендации «Запретить или разрешить»

2. Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»

3. Консультация «Учите детей фантазировать»

4. Выставка детских работ