Молодым воспитателям на заметку

Сыроватская Наталия Владимировна

На этой страничке педагоги дошкольных образовательных учреждений могут найти интересные конспекты непрерывной образовательной деятельсности, методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисование по теме  «Загадочный космос»

Цель: 

1. Уточнить знания детей о космосе: о планетах Солнечной системы, ближайших звездах, первом космонавте.

2. Развивать у детей художественное восприятие космического пространства, желание передавать свои впечатления, умение самостоятельно составлять сюжет рисунка, в заданной теме.

3. Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию (рисовать на всем листе, передавая глубину пространства), выделять главное размером и цветом.

 4. Вырабатывать навыки рисования в различных техниках (граттаж, сочетание акварели и восковых мелков), совершенствовать умения детей организовывать рабочее место и выбирать необходимые материалы, соответствующие технике рисования.

5. Развивать фантазию, воображение, творческие способности детей. Развивать мелкую моторику.

Индивидуальная работа:  ………….., оказать помощь при составлении композиции, напоминать о необходимости использовать более сильный нажим на восковой карандаш, для получения яркого цвета; напоминать Даше, при смешивании красок использовать более влажную кисть.

Предварительная работа: Беседы о космосе, о космонавтах, о космической технике. Рассматривание иллюстраций «Космические пейзажи», «Космическая техника». Рисование на тему «Техника помогающая изучать космос». Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Материал: Игрушка-робот, конверт с письмом, презентация Powerpoint  из 13 слайдов, видеоролик, музыка для рисования, космическая колба.

Материал для рисования: восковые мелки, акварель, тонированные листы для граттажа, гуашь темных оттенков, палочки для граттажа, кисти №3, № 5,  альбомные листы, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия:

  1. Создание игровой ситуации. (3 мин)

Дети входят в комнату, звучит музыка, по центру ковра стоит робот и держит конверт с письмом.

Воспитатель: Ребята,  у нас сегодня в гостях необычный гость. Обратите внимание у него для нас послание. (Воспитатель берет в руки письмо и читает).

«Ребята, приглашаю вас совершить путешествие за пределы вашей планеты в далёкий и необъятный космос. Во время путешествия вы увидите много интересного, вам будет, о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы нарисуете космос. Для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова.

Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо подняться и до Солнца долететь

И робот вас приведет  на мой космический корабль, следуйте за ним.  

Инопланетянин  Галактикус»

Воспитатель: Ну что, ребята, хотите отправиться в путешествие? Ну, тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо подняться и до Солнца долететь

Дети произносят слова, и робот начинает движение в сторону компьютерного класса. В классе на доске изображение (слайд 1) кабины управления космического корабля. 

  1. Беседа для уточнения представлений детей по теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы действительно оказались на космическом корабле. Давайте, займем места. (Дети садятся на стулья) 

Слайд 2 На экране появляется Галактикус и приветствует  детей.

Слайд 3 Галактикус предлагает проверить, знания детей о космосе.

Задает 1 вопрос: «Назовите название вашей планеты?»

Ответ детей: Земля

Слайд 4 Вопрос 2 «Кто был первым космонавтом?»

Ответ детей: Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 5 Вопрос 3 «Как называется специальная одежда для полетов в космос?»

Ответ детей: Скафандр

Слайд 6 Вопрос 4 «Как называется спутник Земли?»

Ответ детей: Луна

Слайд 7 Вопрос 5 «Солнце это звезда или планета?»

Ответ детей: Самая близкая звезда.

Слайд 8 Вопрос 6 «Сколько известных людям планет вращается вокруг солнца?»

Ответ детей: 9 Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Слайд 9 вопрос 7 «Скажите название этих планет?»

 Ответ детей: Уран и Сатурн у них есть кольца.

Слайд 9 Вопрос 7 «Как называется это космическое тело?»

Ответ детей: Комета.

Слайд 10 Галактик поздравляет детей с пройденным испытанием.

Воспитатель: Галактик, я знаю, что во время полета космонавты испытывают сильные перегрузки, чтоб от этого не пострадать детям, просто необходимо сделать зарядку.

  1. Физминутка: 1 мин

1,2,3,4 мы на месте походили,

А теперь мы  с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носочки поднялись,

Быстро, быстро, руки вниз,

1,2,3,4 вот летит ракета ввысь!

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

Воспитатель: Ну, вот вы и готовы! Сделайте глубокий вдох, выдох, успокойте свое дыхание.

Усаживайтесь поудобнее, во время путешествия, будьте внимательны, запоминайте самые ярки и  красивые моменты, медленно начинайте отчет: 5,4,3,2,1 пуск.

  1. Видеоролик 4 мин.

Слайд 11 Галактик «Надеюсь, вам понравилось наше путешествие? И вы нарисуете, красивые космические пейзажи, чтоб все земляне смогли узнать красоты космоса!!!»

Слайд 12 Галактик «На память о нашем путешествии я дарю колбу, ее можно открыть, только после того как вы нарисуете космос. Ну а мне пора улетать»

Дети прощаются и возвращаются в комнату.

  1. Беседа о предстоящей работе

Воспитатель: Вот мы с вами немного попутешествовали.

Что запомнилось больше всего? Какие планеты вы узнали?

А сейчас нам пора выполнить задание Галактика нарисовать космические пейзажи. Но сначала подумайте, в какой технике рисования вы бы хотели изобразить космос. Ведь работы у нас должны получить разнообразными.

Какие материалы вам понадобятся?

Ответы 2-3 детей .

(На предварительных занятиях дети выбрали техники рисования и подготовили подмалевки).

         Воспитатель предлагает детям рассказать о технике рисования, которую они выбрали, и объяснить выбор материалов. Дети организуют рабочее место и приступают к выполнению работ.                  
   

Воспитатель: Закройте глаза и еще раз вспомните, самые красивые моменты из нашего путешествия.

- Подумайте, что вы нарисуете на переднем плане, а что будет вдалеке…

-Маша, что у тебя будет на переднем плане, а что будет вдалеке? (спросить 2-детей)

       6. Самостоятельная работа

Во время рисования звучит спокойная, тихая музыка. 

После того как все ребята приступили к работе воспитатель определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми воспитатель выясняет этапы  работы. Оказывает советы по составлению композиции. Проводится индивидуальная работа

  7. Анализ детских работ

По окончанию работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих путешествиях.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша доска превратилась в огромный космос.

- Рассмотрите внимательно все работы. Какая из работ вам кажется интересной, и почему?

- На какой картине художнику удалось более выразительно передать глубину космического пространства.

- Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства, в котором светят многочисленные звезды, пролетают мимо планет быстрые кометы, и не спеша, плывут космические корабли.

     8. Сюрпризный момент

Воспитатель: Настало время открыть колбу.

На память о космическом путешествии Галактик дарит вам раскраски о космосе.


.



Предварительный просмотр:

Как можно научить детей понимать язык искусства?

Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств. Методический поиск воспитателя будет успешным при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства.

Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.

Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия - организация изостудии, зоны творчества и искусства в группе, подбор качественных репродукций, слайдов, художественно-развивающих игр, набор записей музыкальных произведений. Создание педагогом атмосферы увлеченности, заинтересованности искусством в стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Весьма существенна подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которое помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. При этом очень полезно использовать метод сравнений, постановки эмоционально-отношенческих задач.

Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные.

Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, должен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впечатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произведении что-то свое. Это поможет глубже, проникновеннее, творчески подходить к картине. Взрослый должен очень тонко и умело использовать этот метод творческой интерпретации содержания, широких ассоциаций.

Важнейший принцип развития эстетического воспитания — это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплывчатым. Повторное восприятие, как показывают современные исследования, помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание, и здесь важно использовать метод поэтапных открытий (Б.М.Неменский): четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения.

Другим важным принципом в приобщении детей к искусству является соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей.

Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривания вместе с ними художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, доброжелательной поддержки высказываний ребенка, творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведение. Как показывают исследования С.Л.Рубинштейна,

Г.Т.Овсепян, А.Ф.Яковличевой, А.А.Люблинской, Т.А.Кондратович и др., особенности описания ребенком картины зависят от содержания, самого сюжета — знакомого или не знакомого ребенку.

Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать?»), ребенок пытается истолковать увиденное.

Художественная картина отличается от дидактической. При ее восприятии самое существенное — это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами. А.А.Люблинская показала, что образы восприятия, обозначенные словами-эпитетами, в которых как бы «цементируется» смысловая, понятийная сущность образа, оказывают на детей большое положительное влияние.

Рекомендуется использовать художественно-развивающие игры, которые, учитывая особенности детского возраста, доходчиво, образно помогают детям понять роль в живописной картине того или иного средства выразительности. Эти игры используются на самом занятии или предшествуют ему, в свободную деятельность для закрепления полученных знаний и поддержания интереса к искусству.

"Придумай портрет"

Для детей 5-7 лет.
В игре могут принимать участие не более 8 человек.

Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.

Дидактический материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека: горя, гнева, страха, радости, удивления. Вырезанные овалы лица (15Х15 см) с нарисованным носом, части лица: глаза, брови, рот, различные по форме и цвету прически (одинаковые наборы для каждого ребенка в конвертах), цветные фишки для оценки работы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям за определенное время (2-3 минуты) разложить на подносах перед собой части лица; первый, выполнивший задание, получает фишку. Затем воспитатель берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям изобразить на портрете это состояние человека, объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии.

"Волшебный круг"
(цветовой круг)

Для детей 4-7 лет.
В игре могут принимать участие 3-5 детей.

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры:

1 вариант игры (для детей  4-5 лет): Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры (для детей 5-7 лет):

Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др. Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.


"Придумай пейзаж"

Для детей 5-7 лет.
В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.
Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.
   
Осень на опушке краски разводила.
    По листве тихонько кистью проводила.
    Пожелтел орешник и зарделись клены.
    В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
    Утешает осень - не жалейте лето!
    Посмотрите - роща золотом одета!

Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.
Затем воспитатель читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.

«Найди картины, написанные теплыми и холодными красками»
или «Разбери картины по группам»

Цель игры: Закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.

Игровой материал: У детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и холодной гамме.

1.задание. Найти картины, написанные только в теплой гамме (или в холодной).

2. задание. Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме.

«Убери лишнюю»

Цель игры: Уточнить представление детей о натюрморте.

Игровой материал: На столах у детей репродукции картин: три натюрморта, один или два пейзажа.

Задание. Посмотреть внимательно на картины и отложить лишнюю (не натюрморт). Результаты обсуждаются с детьми.

«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»

Цель игры: Развить цветовидение детей, упражнять их в подборе красок,

которые использовал художник в своей картине.

Игровой материал: Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя). Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.

        

«Составь натюрморт»

I вариант

Цель игры: Закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету.

(Праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.)

Игровой материал: Силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов.

II вариант

Цель игры: Научить составлять композицию для натюрморта из реальных предметов (посуда, ткани цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)

ЛИТЕРАТУРА.

Н.А. Курочкина «Знакомство с натюрмортом»/ СПб.: «Детство-Пресс», -2003.

М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба и игра»/ Ярославль: «Академия развития», 1997.

http://prepodavanie.narod.ru/p0.htm



Предварительный просмотр:

Организация и проведение педагогического мониторинга в детском саду.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обязывает современных педагогов выстраивать образовательный процесс на основе индивидуальных особенностей в развитии ребенка. С этой целью во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится педагогический мониторинг.

Мониторинг (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям - наблюдение, оценка и прогноз.

Педагогический мониторинг — это мониторинг качества образовательного процесса, обеспечивающий непрерывное слежение за его содержанием, прогнозирование его развития и приобретения нового опыта — форма организации, сбора, обработки, хранение и распространения информации о процессе.

В детском саду разрабатывается положение о проведении педагогического мониторинга, издаются приказы, в которых указываются ответственные лица, методические пособия, сроки проведения. О сроках и целях данного исследования оповещаются родители (законные представители) детей, берется письменное согласие.

Система педагогического мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях включает в себя первичную, промежуточную и итоговую диагностику развития индивидуальных способностей детей.

 В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год. Результаты всех диагностических исследований обговариваются с родителями в личной беседе.

В середине учебного года (декабрь - январь) проводиться промежуточная диагностика, для детей, у которых наблюдались проблемы в развитии. Цель данной диагностики определить эффективность оказываемой помощи ребенку при организации образовательного процесса. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и  простые тестовые задания детям. По результатам промежуточной диагностики проводиться  корректировка образовательного маршрута (по мере необходимости).

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).

В своей работе я  использую методическое пособие «Диагностика педагогического процесса», автора составителя Н.В. Верещагиной, для которого разработала полный пакет инструментария. Все результаты педагогической диагностики ребенка заносятся в сводные оценочные листы и «Карту индивидуального развития ребенка». Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно корректировать педагогический процесс.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.

1.        Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно  использовать также различные схемы и формы наблюдения.

2.        При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.

3.        Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед  с родителями, сотрудниками детского сад. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Данная система  мониторинга позволяет оперативно находить недостатки в построении педагогического процесса в группе и выделить детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разработать для детей индивидуальный образовательный маршрут и оперативно осуществлять психолого–методическую поддержку педагогам и родителям.

Использованные источники

http://www.test4u.ru/monitoring.html#.XIiqEskzbcs

Методическое пособие «Диагностика педагогического процесса», автор составитель Н.В. Верещагина.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование в летний оздоровительный период для старшей группы.

Тема: День семьи, любви и верности.

Цель: расширять представление детей о семье и родственных связях; вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах и уважение к семейным традициям; воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним.

Утренняя гимнастика: Комплекс №1 без предмета

I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба в колонне по одному на носках, руки за головой, на пятках, руки за спину, лёгкий бег, ходьба.

II. Упражнения без предметов

• «Хлопок вверху» И. П.: ноги слегка расставлены,  руки внизу 1- руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши,     2- и. п.

• «Качаем головой» И. П.: ноги вместе, руки на поясе 1- наклон головы вправо, 2- и. п.,  3 – наклон влево, 4 – и.п.

• «Наклонись вперёд» И. П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе  1- наклон вперёд, руками коснуться носочков, 2- и.п.

• «Маятник» И. П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе 1- наклон вправо, 2- наклон влево

• «Приседания» И. П.: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе, 1 -  присесть, руки вперёд, 2- и. п.

• «Прыжки-звёздочки» И. П.: ноги вместе, руки внизу 1 – ноги врозь, руки вверх,   2- и.п.

III. Перестроение в колонну по одному, лёгкий бег, ходьба.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 пол.дня

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Беседа на тему «Моя семья»(цель: формировать интерес к членам семьи);

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Д/И «Живая неделька»  (Цель: закрепить знания последовательности дней недели)

С/р игры по желанию детей

Прогулка

Наблюдение за кошками (цель – продолжать развивать бережное отношение к животным)

П/И «Мы веселые ребята» (цель развивать реакцию на сигнал, быстроту бега)

П/И. «Мяч водящему» (развивать у детей ловкость, навыки метания, ловли мяча.)

Свободные С/р игры, игры в песочнице.

Продуктивная деятельность- изготовление символа праздника для украшение веранды.

Труд. Сбор игрушек (цель – закреплять желание помогать друг другу)

Работа перед сном.

Культурно-гигиенические процедуры (высокое умывание рук и ног).

Чтение сти-я «Семья – это Мы!»

2 пол.дня.

Игра малой подв. «Назови соседа слева» - продолжать знакомить детей между собой

Настольные игры с конструкторами – закреплять дружеские взаимоотношения.

С/р игра «Наша дружная семья» Цель: воспитывать дружелюбие и уважение ко всем детям.

Прогулка

Наблюдение за солнцем – оно рано заходит за горизонт, становится темно, световой день короткий. Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений.

П/И «Передай – встань»

Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Продуктивная деятельность «Рисование мелками на асфальте»  (цель- развивать воображение, желание изображать увиденное)

Свободные игры детей с выносным материалом. Самостоятельная двигательная деятельность

Труд – украшение веранды к празднику – воспитывать желание доводить задуманное до логического завершения.

1 пол.дня

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Беседа на тему «Моя семья»(цель: формировать умение составлять рассказ по фотографии по образцу);

Малоподвиж. игра

«Угадай по голосу» (Цель- продолжать знакомить детей между собой)

Д/И «Что изменилось»  (Цель: развивать внимание, зрительную память)

Ситуативный разговор о составе блюд и пользе продуктов

Прогулка

Наблюдение за воробьями (цель – продолжать развивать бережное отношение к птицам)

П/И «Свободное место»

Цель: Развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.

П/И. «Мяч по кругу» (развивать у детей ловкость, умение быстро передавать мяч)

Свободные С/р игры, игры в песочнице.

Продуктивная деятельность- изготовление поделки  «Ромашка для мамы и папы»

Труд. Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.

Работа перед сном.

Культурно-гигиенические процедуры (высокое умывание рук и ног).

Чтение стих-я Е. Серовой «Папа дома»

 2 пол.дня.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Рисование  на свободную тему (самостоятельный выбор материала для изображения)

С/р игра «Семья. Прогулка по городу» Цель: воспитывать дружелюбие и уважение ко всем детям.

Прогулка

Наблюдение за ветром – формировать умение наблюдать и делать выводы.

П/И «Сбей цель» - развивать глазомер, умении бросать мяч.

Продуктивная деятельность – лепка из пластилина по желанию.

Свободные игры детей с выносным материалом. Самостоятельная двигательная деятельность

Труд – сбор песка в песочницу- развивать желание помогать взрослому.

1 пол.дня

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Беседа на тему «Разговор о том, как жили люди в семье в давние времена»(цель: расширять представления об истории быта);

Малоподвиж. игра

«Повторяй за водящим» (Цель: развивать внимание, зрительную память)

Д/И «Чьи это вещи»- закреплять представления о личных вещах членов семьи.

Ситуативный разговор о культуре поведения за столом

Прогулка

Наблюдение за кошкой и котятами  (цель – продолжать развивать бережное отношение к животным)

П/И «Займи свой домик»

Цель: Развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.

П/И. «Мяч водящему» (развивать у детей ловкость, навыки метания, ловли мяча.)

Свободные С/р игры, игры в песочнице.

Продуктивная деятельность- изготовление поделки  «Кошачья семейка на прогулке»

Труд. Сбор игрушек (цель – закреплять желание помогать друг другу)

Работа перед сном.

Культурно-гигиенические процедуры (высокое умывание рук и ног).

Чтение С.Баруздин «Мамина работа», Р.Галезатов «Мой дедушка»

 2 пол.дня.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Рисование  на свободную тему (самостоятельный выбор материала для изображения)

С/р игра «Семья. Прогулка по городу» Цель: воспитывать дружелюбие и уважение ко всем детям.

Прогулка

Наблюдение за  дождем (облаками) – формировать умение наблюдать, описывать состояние облаков, туч.

П/И «Удочка» - развивать умение перепрыгивать через скакалку Продуктивная деятельность – коллективное рисование «Ромашковое поле».

Свободные игры детей с выносным материалом. 

Игры в песочнице «Строительство башни»

Самостоятельная двигательная

Труд – подметание веранды.

1 пол.дня

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Беседа на тему «Разговор о бабушках и дедушках»(цель: расширять представления о всех членах семьи);

Малоподвиж. игра

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Д/И «Скажи наоборот»- закреплять умение использовать в речи антонимы

Ситуативный разговор о вежливых словах

Прогулка

Наблюдение за трудом дворника  (цель – воспитывать уважение к труду взрослого)

П/И «Мы веселые ребята» (цель развивать реакцию на сигнал, быстроту бега)

П/И. «Сбей цель» (развивать глазомер, умение бросать мяч.)

Свободные С/р игры, игры в песочнице.

Игры с водой «Тонет или плывет». Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Труд. «Мы умеем помогать»- учить замечать непорядок, ставить вещи и игрушки на свои места. 

Работа перед сном.

Культурно-гигиенические процедуры (высокое умывание рук и ног).

Прочтение сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».

Пальчиковая гимнастика «« Мы с бабулей суп готовим»

 2 пол.дня.

Малоподвижная игра «Было у мамочки десять детей».

Рисование  на свободную тему (самостоятельный выбор материала для изображения)

С/р игра «Семья. В гости к бабушке»  Цель: мотивировать детей на развитие сюжета, на планирование действий, распределение обязанностей.

Прогулка

Наблюдение за насекомыми – формировать умение вести длительное наблюдение, запоминать мелкие детали.

П/И «Кенгуру на прогулке» - развивать умение прыгать с мячом между ног, развивать дух соревнований.

 Продуктивная деятельность «Рисование мелками на асфальте»  (цель- развивать воображение, желание изображать увиденное)

Свободные игры детей с выносным материалом, на песочнице

Самостоятельная двигательная

Труд – подметание веранды.

1 пол.дня

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Беседа на тему Беседа "Когда семья вместе - и сердце на месте"цель: воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи);

Эмоциональная игра «Встеча…» - развивать чувство юмора, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение

Д/И «Что изменилось»  (Цель: развивать внимание, зрительную память)

Прогулка

Наблюдение за растениями. Сравнивание кустов и деревьев – развивать умение находить сходства и различия.

П/И. «Мяч по кругу» (развивать у детей ловкость, умение быстро передавать мяч)

П/И «Займи свой домик»

Цель: Развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.

Игры с водой «Запускаем корабли» - развивать дыхание

Труд. «Мы умеем помогать»- учить замечать непорядок, ставить вещи и игрушки на свои места. 

Работа перед сном.

Культурно-гигиенические процедуры (высокое умывание рук и ног).

Е. Благинина «Посидим в тишине» Л. Толстой « Был у Пети и Маши конь»,Я Аким « Мама»

 2 пол.дня.

Развлечение «Я, Ты, Он, Она – вместе дружная семья»

- создание праздничного настроения, мотивация на танцевальную активность, развитие дружелюбия в соревновательных играх.

Прогулка

Продолжать наблюдение  за насекомыми – формировать умение вести длительное наблюдение, запоминать мелкие детали.

П/И «По желанию детей» - развивать двигательную активность

 Продуктивная деятельность «Рисование мелками на асфальте»  (цель- развивать воображение, желание изображать увиденное)

Свободные игры детей с выносным материалом, на песочнице

Самостоятельная двигательная активность

Труд –сбор игрушек.

Индивидуальные беседы с родителями по итогам недели.

Гимнастика после сна.

В кроватках. 1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Потягивание, вернуться в и. п.

2. «Горка». И п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади.Опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх. Прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.

4. «Волна». И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть справа от пяток, руки влево, и.п., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.

Возле кроваток. 5. «Мячик». И.п.: о.с. Прыжки на двух ногах.

Дыхательное упражнение. 6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены.В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.