Логопедическая работа
Материалы для логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrektsii_narusheniy_zvukoproiznosheniya_na_2014.docx | 163.44 КБ |
logo_urok.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»
Утверждаю : Согласовао:
Директор школы С.В.Гармаев _______________ Зам:директора по УВР М.В Маладаева_________
«______________» сентябр 2018г «_____________» сентябрь 2018г
Рабочая программа по коррекции нарушений звукопроизношения на 2018–2019 учебный год
Бубеевой Елены Сергеевны
Пояснительная записка
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа составлена на основе методических рекомендаций О. В. Елецкой, Н. Ю. Горбачевской «Организация логопедической работы в школе», Л. М. Козыревой «Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками», Е. В. Мазановой «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».
Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный.
Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:
• Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина;
• Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М. : «Просвещение» 1971.
• Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. : «Просвещение» 1989.
• Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5.
• Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О. Н. Лиманская.
Сигматизм
1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Знакомство с акустическими и артикуляционными характеристиками звуков русского языка. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия. Умение различать речевые и неречевые звуки. Умение различать гласные и согласные звуки по определенным характеристикам
2. Постановка звука [ш]
Знакомство с акустическими, оптическими, артикуляционными характеристиками звука. Отработка артикуляции различными способами.
Отработка артикуляции различными способами.
Отработка артикуляции различными способами. Умение различать на слух данный звук, опознавать его среди других звуков По расписанию
3. Автоматизация [ш] в слогах
Отработка звука [ш] в прямых слогах.
Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить его в слоге По расписанию
4. Автоматизация [ш] в словах
Отработка звука [ш] в словах на ша, шы, шта, што. Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить его в слове
Отработка звука [ш] в словах на шо.
Отработка звука [ш] в словах на шу.
5. Автоматизация [ш] в предложениях
6. Автоматизация [ш] в связной речи
7. Отработка звука [ш] в разных позициях.
Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить в слогах, словах, предложениях.
Литература
1. Власова Т. М. Фонетическая ритмика. – М. ,2010.
2. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 2011.
4. Селивёрстова В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2008.
Ламбдацизм
1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Знакомство с акустическими и артикуляционными характеристиками звуков русского языка. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия.
2. Постановка звука [л]
Выделение сонорных звуков по акустическим, оптическим, артикуляционным характеристикам.
3. Автоматизация [л] в слогах
Отработка звука [л] в открытых и закрытых слогах.
4. Автоматизация [л] в словах
Отработка звука [л] в односложных и многосложных словах.
5. Автоматизация [л] в предложениях
Отработка звука [л] в предложениях. Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить в предложения.
6. Автоматизация [л] в связной речи.
Отработка звука [л] в связной речи. Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить в связной речи.
7. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе (одежда, обувь, посуда, мебель, дикие и домашние животные, времена года).
8. Слова – «сорняки»
Отработка звука [л] в связной речи. Опознавание слов - «сорняков».Умение различать на слух данный звук, опознавать его в тексте. Нахождение данных слов в устной речи.
9. Слова – «приятели» (антонимы)
Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-антонимов, относящихся к различным частям речи.
10. Слова – «близнецы» (омонимы)
Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-омонимов, относящихся к различным частям речи.
11. Значение слов (многозначные слова)
Выделение многозначных слов.
12. Лексическая тема: «Дикие животные»
Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
13. Лексическая тема: «Домашние животные»
Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
14. Лексическая тема: «Школа»
Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
15. Закрепление полученных навыков
Иметь достаточный словарный запас по пройденным темам.
Литература
1. Власова Т. М. Фонетическая ритмика. – М. ,2010.
2. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 2011.
4. Селивёрстова В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2008.
Ротацизм
1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Знакомство с акустическими и артикуляционными характеристиками звуков русского языка. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия.
2. Постановка звука [р]
Выделение сонорных звуков по акустическим, оптическим, артикуляционным характеристикам.
3. Автоматизация [р] в слогах
Отработка звука [р] в открытых и закрытых слогах.
4. Автоматизация [р] в слогах
Отработка звука [р] в открытых и закрытых слогах.
5. Автоматизация [р] в словах
Отработка звука [р] в односложных и многосложных словах.
6. Автоматизация [р] в предложениях
Отработка звука [р] в предложениях.
7. Автоматизация [р] в связной речи.
Отработка звука [р] в связной речи.
8. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе (одежда, обувь, посуда, мебель, дикие и домашние животные, времена года).
9. Слова – «сорняки»
Отработка звука [р] в связной речи. Опознавание слов - «сорняков».
10. Слова – «приятели» (антонимы)
Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-антонимов, относящихся к различным частям речи.
11. Слова – «близнецы» (омонимы)
Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-омонимов, относящихся к различным частям речи.
12. Значение слов (многозначные слова)
Выделение многозначных слов.
13. Лексическая тема: «Овощи»
Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
14. Лексическая тема: «Столовые приборы»
15. Лексическая тема: «Школа»
16. Закрепление полученных навыков
Литература
1. Власова Т. М. Фонетическая ритмика. – М. ,2010.
2. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 2011.
4. Селивёрстова В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2008.
Индивидуальная программа
«Коррекция нарушений звукопроизношения»
у учащихся 1-3 класса.
Пояснительная записка
С каждым годом увеличивается поток детей с нарушением звукопроизношения (ФНР, ФФНР), поступающих в нашу школу. Согласно анализа логопедической работы в 2017–2018 уч. г. количество детей с ФНР и ФФНР составляло 4 человек из числа учащихся 1-х классов. Причин такого роста много: нет логопеда в ДОУ. Большинство детей дошкольного возраста соматически ослаблены, часто болеют, поэтому постоянно нарушается системность в логопедической работе в школе; рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей, и т.д. В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте.
В ходе разработки частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе». - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с.
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Основные задачи:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения
у младших школьников.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
- Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие пространственно-временных представлений.
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее
обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов,
относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
навыков активного использования различных способов
словообразования;
- уточнение используемых синтаксических конструкций;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического
оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности:
- развитие навыков построения связного высказывания;
программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности к языковым явлениям;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.
10. Формирование коммуникативных умений и навыков.
11. Совершенствование мелкой моторики.
12. Воспитание любви к речи, к родному языку.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
При построении программы учитывались следующие принципы:
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
- личностно-ориентированного подход;
- дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
- принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
- практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
- комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).
Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.
Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю) с детьми, имеющими ФФНР и 3-9 месяцев – 20-60ч., с детьми, имеющими ФНР. Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.
Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в четыре этапа:
1 этап: подготовительный (до 20 час).
2 этап: основной. Формирование первичных произносительных умений и навыков (до 10 ч.).
3 этап: этап коммуникативных умений и навыков (30- 50ч.).
4 этап: оценочный (2 ч.).
Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Индивидуальные занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с нарушениями звука [р]. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком, в основном по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, коррекции нарушений функций с учетом возможностей каждого ребенка.
В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Требования в программе распространяются на индивидуальные занятия:
1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.
2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.
3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.
4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
5. Доступно формулировать инструкцию заданий.
2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.
3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).
4. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.
5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.
6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.
7. Развитие словаря и грамматического стоя речи.
8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.
Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6,5-7 летнего возраста.
Все типы занятий делятся на обучающие, закрепляющие, комбинированные.
В структуре традиционного логопедического занятия выделяются
следующие компоненты:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Изложение и закрепление нового материала.
4. Работа над звуковым анализом и синтезом.
5. Физминутка.
6. Лексико-грамматические задания.
7. Графомоторные упражнения.
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Обобщение изученного, подведение итогов.
10. Рефлексия.
Требования к уровню подготовки учащихся
На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы учащиеся должны:
Знать:
- Все звуки и буквы русского языка;
- Их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы
пишем и видим).
Уметь:
- Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
- чисто произносить все звуки речи;
- вычленять сонорные звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;
- различать гласные и согласные звуки и букв;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и
мягким знаком;
- обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных
позициях;
- проводить слоговой анализ, выделять ударный слог,
переносить слова по слогам;
- проводить звукобуквенный анализ слов.
- Лексико-грамматический строй речи:
- знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим
темам;
- активизировать через речевую практику усвоенную лексику;
- понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия
предметов, их признаки, действия;
- согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,
числительными, образовывать новые слова;
- понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы
речи.
- Работа над предложением и связной речью:
- усвоить понятие предложения из двух и нескольких слов, связанных
по смыслу и выражающих законченную мысль;
- составлять модель простого двусоставного предложения;
- уметь распространять предложение по модели и вопросам;
- пересказывать сказку, рассказ;
- составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
- Неречевые процессы:
- знать времена года, дни недели, части суток;
- определять пространственные направления и обозначать их
вербально;
- уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления;
- классифицировать предметы по заданному признаку.
- Развитие общеучебных умений и навыков:
- готовить свое рабочее место и материал к занятию;
- убирать рабочее место по окончании занятия;
- воспринимать инструкцию учителя и действовать последовательно по
ее выполнению;
- уметь выделять главное;
- вести учебный диалог;
- отвечать на вопросы полным предложением;
- выполнять обязанности дежурного.
Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФНР, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.
Перспективный план работы
с детьми, имеющими ротацизм
1 этап: Подготовительный
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.
Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
4 этап: Оценочный
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи: Оценка результативности коррекционной работы.
№ | Содержание работы | Кол. час. |
1. 2 | Экспресс-обследование формирования звукопроизношения учащихся Праздник «Говорим правильно и красиво!» | 1 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН
коррекционно-логопедических занятий с учащимися 1-3 класса, имеющими ротацизм
Содержание программы
1 этап: Подготовительный (20ч.).
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков (10ч.).
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный (2ч.).
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
- Оценка результативности коррекционной работы.
- Определение положительной динамики звукопроизношения.
Экспресс-обследование звукопроизношения.
Праздник «Говорим правильно и красиво!».
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом
на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
- открытые занятия на основе пройденного материала;
- обсуждение с детьми результатов деятельности;
- беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
- оценка динамики работы с логопатами;
- количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
Учебно-методические средства обучения:
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
- Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
- Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001.
- Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Р у дошкольников 4-5 лет.—М., 2003.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984
16. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков.ТС: Сфера.2013.
Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
Предварительный просмотр:
Логопедический урок
ПО ТЕМЕ: «Звук [ч`], буквы Ч, ч»
Ход урока
- Организация класса. Активизация внимания.
- Сегодня на наш урок чтения пришли очень хитрые буквы. Они замаскировались, хотят, чтобы мы их не узнали. Посмотрим, удастся ли им это. (Учитель показывает картинки, дети узнают буквы)
- Молодцы, узнали все буквы.
- Повторение изученного.
- Вопросы.
- Что обозначают буквы? (Звуки)
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Произнесите гласные звуки.
- Произнесите согласные.
- Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)
- Классификация букв.
- На магнитной доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)
- Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. («Поем» по одной, как гамму)
- А согласные можем спеть? (Нет). Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко.
- Сообщение цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой
- Ознакомление со звуком [ч`]
- Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)
- Идёт спокойно, не спеша –Пусть видят все как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха)
- Выделение звука [ч`].
Повторить слова «Чебурашка», «черепаха» еще раз. Найти в словах одинаковый звук. Потренироваться произносить звук хором, по одному.
- Характеристика звука.
- Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный)
- Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик.
- А, может, в слове «черепашка» этот звук произносится твердо? (Нет). Прикрепляем зеленый квадратик.
- Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.
- Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.
- Подбор антонимов и синонимов.
- Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]
- В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)
- Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)
- Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)
- Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя
- А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?
- Правдивый человек (честный)
- Внимательный (чуткий)
- Активизация словаря.
- Назовем профессии людей (по картинкам). Во всех названиях есть звук [`ч].(Ткач, почтальон, часовщик, печник, скрипач, птичница и т.д.)
- Распознавание звука [ч`] в словах. Определение места звука в слове.
Учитель показывает картинки и четко произносит слова. Дети определяют, есть ли в слове звук [ч`], если есть, то где находится: в начале, в середине или в конце. (Чайка, телефон, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник)
Учитель оставляет картинку с изображением чайника, читает стихотворение, дети имитируют движения
Я – маленький чайник,
На столе начальник.
Вот моя ручка – ручка-закорючка,
Вот мой носик – носик-вопросик.
Кому поклон подарю,
Того чаем напою
- Лексическая работа.
- Для чего нужен чайник? (Чтобы кипятить воду для чая)
- Что мы видим в чашке чая (Чаинки). Многие любят пить сладкий чай. Чем кладем сахар? (Ложкой). Столовой ложкой? (Нет, чайной)
- Нахождение звука в словах стихотворения
- А вы любите пить чай? Наши друзья черепашка и Чебурашка тоже любят. Послушайте стихотворение. Будьте внимательны. Найдите в нем слова со звуком [ч`].
Часто в гости к черепашке
Забегает Чебурашка
Как из чашек чай попьют,
Так частушки запоют.
Под черемухой в саду
Поиграют в чехарду.
Поиграют час – другой,
И глядишь, пора домой.
- Ознакомление с буквами Ч, ч.
1. Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком. Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч.
2. Рассматривание букв по плакату. Сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных.
- Зачем нужна заглавная буква? Привести примеры
3. На что похожа печатная буква Ч?
а) на цифру «4»
- Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре»:
Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.
б) на солдатика с поднятой рукой
- Буква «Ч» сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь
4.Найти буквы Ч ч по классной «ленте букв», в настенном алфавите, среди других.
- Упражнение в чтении.
- Слоги с «Ч» по сигнальным карточкам:
а) закрытые (ач, оч, ич…) б) открытые (ча, чо, чи…)
- Словарная работа
- Вы заметили, как называли девочек? (Ласково). У нас тоже есть девочки. Давайте и их назовем ласково. (Ралиночка, Катенька, Ксюшенька, Любочка…)
- А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? (Маму). Как назвать ласково? (Мамочка, мамуля)
- Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.
- А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. (Учитель показывает картинку с изображением гномика, прикрытую листком бумаги. По мере называния детьми слов учитель открывает соответствующую часть изображения).
Не колпак, а … (колпачок)Не куртка, а … (курточка) Не башмаки, а … (башмачки)
Кто получился? (Гномик)
- Гномик сам маленький и любит все маленькое.
У него не стул, а … (стульчик),
Не диван, а … (диванчик),
Не тарелка, а … (тарелочка),
Не стакан, а … (стаканчик),
Не ложка, а … (ложечка).