Логопедическая работа

Бубеева Елена Сергеевна

Материалы для логопункта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа   имени Сахара Хамнаева»

Утверждаю :                                                                                                                                        Согласовао:

Директор школы С.В.Гармаев _______________                                                                           Зам:директора по УВР М.В Маладаева_________

«______________» сентябр 2018г                                                                                                       «_____________» сентябрь 2018г

Рабочая программа по коррекции нарушений звукопроизношения на 2018–2019 учебный год

Бубеевой Елены Сергеевны  

Пояснительная записка

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа составлена на основе методических рекомендаций О. В. Елецкой, Н. Ю. Горбачевской «Организация логопедической работы в школе», Л. М. Козыревой «Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками», Е. В. Мазановой «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный.

Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:

• Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина;

• Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М. : «Просвещение» 1971.

• Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. : «Просвещение» 1989.

• Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5.

• Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О. Н. Лиманская.

Сигматизм

1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Знакомство с акустическими и артикуляционными характеристиками звуков русского языка. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия. Умение различать речевые и неречевые звуки. Умение различать гласные и согласные звуки по определенным характеристикам

2. Постановка звука [ш]

Знакомство с акустическими, оптическими, артикуляционными характеристиками звука. Отработка артикуляции различными способами.

Отработка артикуляции различными способами.

Отработка артикуляции различными способами. Умение различать на слух данный звук, опознавать его среди других звуков По расписанию

3. Автоматизация [ш] в слогах

Отработка звука [ш] в прямых слогах.

Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить его в слоге По расписанию

4. Автоматизация [ш] в словах

Отработка звука [ш] в словах на ша, шы, шта, што. Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить его в слове

Отработка звука [ш] в словах на шо.

Отработка звука [ш] в словах на шу.

5. Автоматизация [ш] в предложениях

6. Автоматизация [ш] в связной речи

7. Отработка звука [ш] в разных позициях.

Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить в слогах, словах, предложениях.

Литература

1. Власова Т. М. Фонетическая ритмика. – М. ,2010.

2. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 2011.

4. Селивёрстова В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2008.

Ламбдацизм

1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Знакомство с акустическими и артикуляционными характеристиками звуков русского языка. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия.

2. Постановка звука [л]

Выделение сонорных звуков по акустическим, оптическим, артикуляционным характеристикам.

3. Автоматизация [л] в слогах

Отработка звука [л] в открытых и закрытых слогах.

4. Автоматизация [л] в словах

Отработка звука [л] в односложных и многосложных словах.

5. Автоматизация [л] в предложениях

Отработка звука [л] в предложениях. Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить в предложения.

6. Автоматизация [л] в связной речи.

Отработка звука [л] в связной речи. Умение различать на слух данный звук, опознавать и произносить в связной речи.

7. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе (одежда, обувь, посуда, мебель, дикие и домашние животные, времена года).

8. Слова – «сорняки»

Отработка звука [л] в связной речи. Опознавание слов - «сорняков».Умение различать на слух данный звук, опознавать его в тексте. Нахождение данных слов в устной речи.

9. Слова – «приятели» (антонимы)

Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-антонимов, относящихся к различным частям речи.

10. Слова – «близнецы» (омонимы)

Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-омонимов, относящихся к различным частям речи.

11. Значение слов (многозначные слова)

Выделение многозначных слов.

12. Лексическая тема: «Дикие животные»

Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

13. Лексическая тема: «Домашние животные»

Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

14. Лексическая тема: «Школа»

Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

15. Закрепление полученных навыков

Иметь достаточный словарный запас по пройденным темам.

Литература

1. Власова Т. М. Фонетическая ритмика. – М. ,2010.

2. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 2011.

4. Селивёрстова В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2008.

Ротацизм

1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Знакомство с акустическими и артикуляционными характеристиками звуков русского языка. Формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия.

2. Постановка звука [р]

Выделение сонорных звуков по акустическим, оптическим, артикуляционным характеристикам.

3. Автоматизация [р] в слогах

Отработка звука [р] в открытых и закрытых слогах.

4. Автоматизация [р] в слогах

Отработка звука [р] в открытых и закрытых слогах.

5. Автоматизация [р] в словах

Отработка звука [р] в односложных и многосложных словах.

6. Автоматизация [р] в предложениях

Отработка звука [р] в предложениях.

7. Автоматизация [р] в связной речи.

Отработка звука [р] в связной речи.

8. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе (одежда, обувь, посуда, мебель, дикие и домашние животные, времена года).

9. Слова – «сорняки»

Отработка звука [р] в связной речи. Опознавание слов - «сорняков».

10. Слова – «приятели» (антонимы)

Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-антонимов, относящихся к различным частям речи.

11. Слова – «близнецы» (омонимы)

Обогащение словарного запаса путем накопления новых слов-омонимов, относящихся к различным частям речи.

12. Значение слов (многозначные слова)

Выделение многозначных слов.

13. Лексическая тема: «Овощи»

Обогащение словарного запаса по данной лексической теме путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

14. Лексическая тема: «Столовые приборы»

15. Лексическая тема: «Школа»

16. Закрепление полученных навыков

Литература

1. Власова Т. М. Фонетическая ритмика. – М. ,2010.

2. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 2011.

4. Селивёрстова В. И. Речевые игры с детьми. – М., 2008.

Индивидуальная программа

«Коррекция нарушений звукопроизношения»

у учащихся 1-3 класса. 

Пояснительная записка

С каждым годом увеличивается поток детей с нарушением звукопроизношения (ФНР, ФФНР), поступающих в нашу школу. Согласно анализа логопедической работы в 2017–2018 уч. г. количество детей с ФНР и ФФНР составляло 4 человек из числа учащихся 1-х классов. Причин такого роста много: нет логопеда в ДОУ. Большинство детей дошкольного возраста соматически ослаблены, часто болеют,  поэтому постоянно нарушается системность в логопедической  работе в школе; рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей, и т.д. В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте.

В ходе разработки частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе». - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с.

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации  в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи  у младших школьников.

Основные задачи:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

у младших школьников.

  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
  3. Формирование  фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
  4. Развитие пространственно-временных представлений.
  5. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:
  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее

               обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов,

          относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей

               навыков активного использования различных способов  

               словообразования;

  • уточнение используемых синтаксических конструкций;
  • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического

               оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  1. Формирование  связной  речи как средство и форму мыслительной деятельности:
  • развитие навыков построения связного высказывания;

программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;

  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).
  1. Развитие  и совершенствование  психологических предпосылок  к

обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности к языковым явлениям;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

9.   Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

11. Совершенствование мелкой моторики.

12. Воспитание  любви к речи, к родному языку.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом  формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями  развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

При построении программы учитывались следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
  • личностно-ориентированного подход;
  • дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
  • принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
  • практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
  • комплексности (система занятий построена на межпредметных связях). 

  Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9  месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю) с детьми,  имеющими ФФНР и 3-9 месяцев – 20-60ч., с детьми, имеющими ФНР. Время коррекционной работы зависит от  характера и степени  выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по  коррекции  речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.

Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в четыре этапа:

1 этап: подготовительный (до 20 час).

2 этап: основной.  Формирование первичных  произносительных умений и  навыков (до 10 ч.).

3 этап: этап коммуникативных умений и навыков (30- 50ч.).

4 этап: оценочный (2 ч.).

        Основной  формой организации логопедической работы являются индивидуальные  занятия.  Занятия  проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Индивидуальные занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с  нарушениями звука [р]. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком, в основном по развитию артикуляционной моторики,  постановке звуков, коррекции нарушений функций с учетом возможностей каждого ребенка.

В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Все занятия ориентированы  на  психическую  защищённость  ребёнка,  его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Требования  в  программе  распространяются   на индивидуальные занятия:

 1.  Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.

 2.  Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.

 3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.

4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.

 5.   Доступно формулировать инструкцию заданий.

 2.  Максимальная   насыщенность   изучаемым   звуком,   лексическим   и грамматическим материалом.

 3. Сочетание учебных и игровых  форм  (интегрированные,  комбинированные  занятия).

 4.    Наглядность в зависимости  от    этапа  и  содержания работы.

 5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

 6.   Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.

 7.   Развитие словаря и грамматического стоя речи.

 8.   Развитие связной речи по нарастающей сложности.

Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6,5-7 летнего возраста.

Все типы занятий делятся на обучающие,  закрепляющие,  комбинированные.

В структуре традиционного логопедического занятия выделяются

следующие компоненты:

1. Организационный момент.

     2.  Повторение пройденного.

     3.  Изложение и закрепление нового материала.

     4.  Работа над звуковым анализом и синтезом.

     5.  Физминутка.

     6.  Лексико-грамматические задания.

     7.  Графомоторные упражнения.

     8.  Пальчиковая гимнастика.

     9.  Обобщение изученного, подведение итогов.

   10. Рефлексия.

Требования к уровню подготовки учащихся

На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы  учащиеся должны:

 Знать:

  • Все звуки и буквы русского языка;
  • Их основные различия  (звуки слышим и произносим, буквы

пишем и видим).

Уметь:

  1. Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
  • чисто произносить все звуки речи;
  • вычленять сонорные звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;
  • различать гласные и согласные звуки и букв;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и

мягким знаком;

  • обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных

позициях;

  • проводить слоговой анализ, выделять ударный слог,

переносить слова по слогам;

  • проводить звукобуквенный анализ слов.
  1. Лексико-грамматический строй речи:
  • знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим

темам;

  • активизировать через речевую практику усвоенную лексику;
  • понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия

 предметов, их признаки, действия;

  • согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,

числительными, образовывать новые слова;

  • понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы

речи.

  1. Работа над предложением и связной речью:
  • усвоить понятие предложения из двух и нескольких слов, связанных

по смыслу и выражающих законченную мысль;

  • составлять модель простого двусоставного предложения;
  • уметь распространять предложение по модели и вопросам;
  •    пересказывать сказку, рассказ;
  •    составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
  1. Неречевые процессы:
  •  знать времена года, дни недели, части суток;
  •  определять пространственные направления и обозначать их

вербально;

  •   уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления;
  •   классифицировать предметы по заданному признаку.
  1. Развитие общеучебных умений и навыков:
  • готовить свое рабочее место и материал к занятию;
  • убирать рабочее место по окончании занятия;
  • воспринимать инструкцию учителя и действовать последовательно по

ее выполнению;

  • уметь выделять главное;
  • вести учебный диалог;
  • отвечать на вопросы полным предложением;
  • выполнять обязанности дежурного.

Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФНР, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.

Перспективный план работы

                                                                  с детьми, имеющими ротацизм

1 этап: Подготовительный

Цель работы:  Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

                          Формирование   артикуляционной базы речи.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.      

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных   умений и навыков.

Содержание работы

Кол. час.

1.

Знакомство с органами артикуляции. Развитие внимания к речи.

1

2.

Выделение звуков в словарном ряду. Формирование внимания и восприятия.

1-2

3.

Вызывание звука по подражанию. Формирование внимания и памяти.

1-2

4.

Создание артикуляционной базы звука (подготовительные артикуляционные упражнения). Работа над слуховым вниманием.

2-15

2 этап: Формирование первичных  произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном  материале.

Задачи:

1.   Постановка звука.

2.   Автоматизация звука в словах и предложениях.

3.   Формирование умения не смешивать звуки.

Содержание работы

Кол. час.

1.

Постановка звука. Выделение звука в звуковом ряду.

1-2

2.

Автоматизация звука в слогах, выделение в слоговом ряду. Развитие памяти.

1-3

3.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, мелкой моторики.

1-3

4.

Автоматизация звука в предложениях, выделение в     предложении. Развитие памяти, внимания.

1-2

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

   1.  Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах.  Развитие внимания, памяти.

           2.  Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.        

Содержание работы

Кол. час.

1.

Автоматизация звука в стихах. Выделение звука в стихах. Развитие внимания, памяти.

2-3

2.

Автоматизация звука при пересказе. Развитие внимания, памяти.

2-5

3.

Автоматизация звука в пословицах, поговорках, загадках, потешках.  Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

2-5

4.

Автоматизация звука в рассказах, сказках, играх- драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

5-8

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи: Оценка результативности коррекционной работы.

Содержание работы

Кол.  час.

1.

2

Экспресс-обследование формирования звукопроизношения учащихся

Праздник «Говорим правильно и красиво!»

1

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ГОДОВОЙ ПЛАН

коррекционно-логопедических занятий  с учащимися 1-3 класса, имеющими ротацизм

Тема и содержание коррекционной работы                      

Кол-во

часов

Недели

обучения

Дата проведения

Диагностический этап:

(Экспресс- обследование звукопроизношения)

Обследование речи, устойчивости внимания, работоспособности, наблюдательности, отношения к своему дефекту.

Подготовительный этап:

Знакомство с органами артикуляции при произнесении звука [р].

Выделение звуков в словарном ряду.

Вызывание звука по подражанию.

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Основной (коррекционный) этап:

Постановка звука  «р».

Автоматизация звука «р» в слогах.

Автоматизация звука «р» в словах.

Автоматизация звука «р» в предложениях.

Автоматизация звука «р» в чистоговорках.

Автоматизация звука «р» в потешках.

Автоматизация звука «р» в стихах.

Автоматизация звука «р» в пословицах, поговорках.

Автоматизация звука «р» в загадках.

Автоматизация звука  «р» при пересказе.

Автоматизация звука «р» в рассказах. Составление рассказа по серии картин, по картине.

Воспитание правильного произношения звука «й».

Автоматизация звука «й» в словах, в предложениях.

Автоматизация звука «й» в потешках, стихах.

Автоматизация звука «й» в пословицах, поговорках, загадках.

Автоматизация звука «й» в рассказах,  сказках.

Дифференциация артикуляции

 звуков «р-й».

Воспитание правильной артикуляции звука «л».

Автоматизация звука «л» в словах, предложениях.

Автоматизация звука «л»  в  потешках, стихах.

Автоматизация звука «л» в пословицах, поговорках, загадках.

Автоматизация звука «л» в рассказах, сказках.

Дифференциация артикуляции

звуков «р-л».

Дифференциация артикуляции

 звуков «р-л».

Вызывание звука «р» по подражанию.

Дифференциация  звука «р-в» в слогах.

Дифференциация звука «р-в» в словах.

Дифференциация звука «р-в» в предложениях.

Дифференциация  звука «р-в» в потешках.

Дифференциация звука «р-в» в стихах.

Дифференциация  звука «р-в» при пересказе.

Дифференциация  звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках.

Дифференциация  звука «р-в» в рассказах, сказках, играх.

Воспитание правильного произношения звука «р-в». Дифференциация   в слогах, словах.

Закрепление правильной артикуляции звука «р-в», дифференциация в словах, предложениях.

Дифференциация  звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках.

Дифференциация  звука «р-в» в потешках,  стихах.

Дифференциация  звука «р-в» при пересказе.

Дифференциация  звука «р-в» в рассказах, сказках, играх.

Дифференциация звуков «р-в».

Дифференциация артикуляции

 звуков «р-в».

Дифференциация артикуляции

Звуков «р-в».

Воспитание правильной артикуляции звука «р-х».

Автоматизация звука «р-х» в слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах.

        Дифференциация артикуляции

 звуков «р-х».

Дифференциация артикуляции

Звуков «р-х».

Воспитание правильной артикуляции звука «р-й-л». Автоматизация звука «р-й-л» в слогах, словах, предложениях.

Автоматизация звука «р-й-л» в  стихах, рассказах.

Дифференциация звуков «р-й-л».

Дифференциация артикуляции

звуков «ш-щ».

Дифференциация артикуляции

звуков «р-г-в».

Дифференциация артикуляции

Звуков «р-в-г».

Оценочный этап:

Оценка результативности коррекционной работы.

Экспресс-обследование  звукопроизношения

6

1

 

1

1

3

1

1

3

1

3

3

5

1

1

1

3

1

2

1

3

1

1

3

1

2

1

1

1

1

1

3

1

3

5

1

2

3-5

1

1

1-2

2

1

2

1

1-3

1-3

3

1

1

       1

сентябрь

I – II

III

IV

октябрь

I

II

III

IV

ноябрь

II

III

IV

декабрь

I

II

III

IV

январь

III

IV

февраль

I

II

III

IV

март

I

II

III

апрель

I

II

III

IV

май

I

Содержание  программы

1 этап: Подготовительный (20ч.).

Цель работы:  Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.  Формирование   артикуляционной базы речи.

Задачи:

 1.   Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.      

 2.   Выработка умения узнавать и различать фонемы.

 3.  Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных   умений и навыков.

 4.   Формирование и развитие мелкой  моторики  в процессе

систематических тренировок.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных  произносительных умений и  навыков (10ч.).

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном  материале.

Задачи:

1.   Постановка звука.

2.   Автоматизация звука в словах и предложениях.

3.   Формирование умения не смешивать звуки.

  4.   Формирование и развитие мелкой  моторики.

Автоматизация  поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

  1.  Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах.  Развитие  

внимания, памяти.

           2.  Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой  

моторики. Развитие  мышления.

Автоматизация поставленных  звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.

     Работа над звуковым анализом и синтезом. Пальчиковая гимнастика.

4 этап: Оценочный (2ч.).

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи: 

  1. Оценка результативности коррекционной работы.
  2. Определение положительной динамики звукопроизношения.

Экспресс-обследование звукопроизношения.

Праздник  «Говорим правильно и красиво!».

Методы отслеживания результативности:

  •  наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом

на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;

  •  открытые занятия на основе пройденного материала;
  •  обсуждение с детьми результатов деятельности;
  •  беседы с родителями, анкеты помогают  составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
  •  оценка динамики работы с логопатами;
  •   количественный и качественный анализ ошибок.

Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.

Учебно-методические средства обучения:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
  2. Волкова  Л.С.  Логопедия.  М., Просвещение, 1995.
  3. Выгодский Л.С. Мышление и речь.  М.; Просвещение, 1982.
  4. Елецкая О.В.  Горбачевская Н.Ю.  Организация логопедической

работы в школе. М., 2001.

  1. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001.
  2. Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Р у дошкольников 4-5 лет.—М., 2003.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
  4. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.
  5. Парамонова  Л.Г. Говори и пиши правильно. М.;  Просвещение. 1996.
  6. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
  7.  Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной  к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
  8. Ткаченко  Т.А.   Логопедическая   тетрадь.   Развитие   фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
  9.   Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
  10.  Ястребова А.В., Бессонова Т.П.  Инструктивно-методическое письмо о  работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

     15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений  речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984

16. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков.ТС: Сфера.2013.

Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.

 Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.

  • https://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/unity.jpg
  • https://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/pisatel.jpg

               



Предварительный просмотр:

Логопедический урок

ПО  ТЕМЕ: «Звук [ч`], буквы Ч, ч»

Ход урока

  1. Организация класса. Активизация внимания.
  • Сегодня на наш урок чтения пришли очень хитрые буквы. Они замаскировались, хотят, чтобы мы их не узнали. Посмотрим, удастся ли им это. (Учитель показывает картинки, дети узнают буквы)
  • Молодцы, узнали все буквы.
  1. Повторение изученного.
  1. Вопросы.
  • Что обозначают буквы? (Звуки)
  • Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
  • Произнесите гласные звуки.
  • Произнесите согласные.
  • Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)
  • Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)
  1. Классификация букв.
  • На магнитной доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)
  • Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. («Поем» по одной, как гамму)
  • А согласные можем спеть? (Нет). Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко.
  1. Сообщение цели урока.
  • Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой
  1. Ознакомление со звуком [ч`]
  1. Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)
  • Идёт спокойно, не спеша –Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит … (черепаха)

  1. Выделение звука [ч`].

Повторить слова «Чебурашка», «черепаха» еще раз. Найти в словах одинаковый звук. Потренироваться произносить звук хором, по одному.

  1. Характеристика звука.
  • Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный)
  • Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик.
  • А, может, в слове «черепашка» этот звук произносится твердо? (Нет). Прикрепляем зеленый квадратик.
  • Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.
  1. Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.
  2. Подбор антонимов и синонимов.
  • Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]
  • В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)
  • Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)
  • Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)
  • Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя
  • А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?
  • Правдивый человек (честный)
  • Внимательный (чуткий)
  1. Активизация словаря.
  • Назовем профессии людей (по картинкам). Во всех названиях есть звук [`ч].(Ткач, почтальон, часовщик, печник, скрипач, птичница и т.д.)
  1. Распознавание звука [ч`] в словах. Определение места звука в слове.

Учитель показывает картинки и четко произносит слова. Дети определяют, есть ли в слове звук [ч`], если есть, то где находится: в начале, в середине или в конце. (Чайка, телефон, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник)

Учитель оставляет картинку с изображением чайника, читает стихотворение, дети имитируют движения

Я – маленький чайник,

На столе начальник.

Вот моя ручка – ручка-закорючка,

Вот мой носик – носик-вопросик.

Кому поклон подарю,

Того чаем напою

  1. Лексическая работа.
  • Для чего нужен чайник? (Чтобы кипятить воду для чая)
  • Что мы видим в чашке чая (Чаинки). Многие любят пить сладкий чай. Чем кладем сахар? (Ложкой). Столовой ложкой? (Нет, чайной)
  1. Нахождение звука в словах стихотворения
  • А вы любите пить чай? Наши друзья черепашка и Чебурашка тоже любят. Послушайте стихотворение. Будьте внимательны. Найдите в нем слова со звуком [ч`].

Часто в гости к черепашке

Забегает Чебурашка

Как из чашек чай попьют,

Так частушки запоют.

Под черемухой в саду

Поиграют в чехарду.

Поиграют час – другой,

И глядишь, пора домой.

  1. Ознакомление с буквами Ч, ч.

1. Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком. Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч.

2. Рассматривание букв по плакату. Сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных.

  • Зачем нужна заглавная буква? Привести примеры

3. На что похожа печатная буква Ч?

а) на цифру «4»

  • Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре»:

     Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

     б) на солдатика с поднятой рукой

  • Буква «Ч» сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь

      4.Найти буквы Ч ч по классной «ленте букв», в настенном алфавите, среди других.

  1. Упражнение в чтении.
  1. Слоги с «Ч» по сигнальным карточкам:

а) закрытые (ач, оч, ич…) б) открытые (ча, чо, чи…)

  1. Словарная работа
  • Вы заметили, как называли девочек? (Ласково). У нас тоже есть девочки. Давайте и их назовем ласково. (Ралиночка, Катенька, Ксюшенька, Любочка…)
  • А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? (Маму). Как назвать ласково? (Мамочка, мамуля)
  • Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.
  • А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. (Учитель показывает картинку с изображением гномика, прикрытую листком бумаги. По мере называния детьми слов учитель открывает соответствующую часть изображения).

Не колпак, а … (колпачок)Не куртка, а … (курточка) Не башмаки, а … (башмачки)

Кто получился? (Гномик)

  • Гномик сам маленький и любит все маленькое.

У него не стул, а … (стульчик),

Не диван, а … (диванчик),

Не тарелка, а … (тарелочка),

Не стакан, а … (стаканчик),

Не ложка, а … (ложечка).