Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России" 2023 год

Катошина Елена Николаевна

Данная страничка содержит материал для участия в муниципальном этапе Всеросийского профессиоанльного конкурса "Воспитатель года России" 2023год.

1. Конкурсное задание "Визитная карточка" https://nsportal.ru/user/1090854/video

2. Конкурсное задание ЭССЕ "Я педагог" https://nsportal.ru/user/1090854/page/munitsipalny...

3. Конкурсное испытание "Мастер класс"  https://nsportal.ru/user/1090854/page/munitsipalny...

4. Конкурсное испытание -педагогическое мероприятие с детьми "Конкурсное занятие" https://nsportal.ru/user/1090854/page/munitsipalny...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер класс49 КБ
Файл Эссе18.46 КБ
Файл Конспект НОД31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Волшебство вокруг нас»

Воспитатель: Катошина Е.Н.

Цель: показать педагогам какую роль имеет экспериментирование в познавательном развитие ребенка.

 Задачи:

Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.

Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.

С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.      

Оборудование: материалы для экспериментов, презентация.

Ход МК

Видео (слайд 1)

Добрый день всем участникам конкурса, коллегам и членам жюри.

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни.

- Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства?  Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок.  Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые.

- Как вы считаете, почему?

Да потому, что дети – прирождённые исследователи, и подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, я выбрала детское экспериментирование.

Мною был разработан долгосрочный проект «Опытно-экспериментальная деятельность  детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес» (цель на слайде)

         Требования ФГОС ДО ориентируют педагогов на переход от непосредственной передачи готовых знаний детям, к созданию условий для стимулирования у них познавательной активности, инициативы и самостоятельности.

        Поэтому в экспериментальной деятельности на ряду с традиционными, применяю  инновационные технологии: кейс-технологии (кейс-иллюстрации; фото-кейсы), информационно-коммуникационные технологии, квест технология, метод проектов, использование лэп-буков.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

В нашей группе создан уголок экспериментирования – «Лаборатория чудес».. 

Уголок содержательный, доступен детям и вызывает у них большой интерес, он мобилен, его без труда можно переместить в любое место.

Содержание лаборатории дополняется в соответствии с возрастом детей.

Результативностью детского экспериментирования является следующее:

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха.

Свой опыт работы я распространяю среди коллег. Участвую в работе семинаров, конференций, конкурсах разного уровня.

Привлекаю родителей воспитанников к организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

Уважаемые коллеги.  Мне только что сообщили, что Артемий и Юлия на прямой линии из лаборатории хотят задать вам несколько вопросов?

Видео

Задание фокус-группе

В.: А сейчас я приглашаю  всех желающих ответить на эти вопросы. Коллеги, я попрошу вас занять места вот здесь, за столами. Проходите, пожалуйста!

У вас на столах есть все необходимое, чтоб ответить на поставленные вопросы.

Артемий и Юлия передали вам подсказу, она тоже на столе и на слайде.

Одевайте фартуки

На вашу экспериментальную деятельность мы отведём пять минут. Ориентироваться во времени вам помогут песочные часы.

 Я вижу, что фокус-группы уже готовы, предоставляю вам слово. Попытайтесь ответить на вопросы моих коллег и сделайте выводы после проведенных экспериментов.

1 опыт «Дождевое облако».

Вывод: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь. Данный эксперимент наглядно показывает механизм протекания природного явления «облако – туча – дождь»

2 опыт «Могут ли шарики надуваться сами?» 

     Вывод: при добавлении пищевой соды в уксус столовый происходит химическая реакция: выделяется углекислый газ. Углекислый газ, под давлением, которое создалось во время химической реакции, надувает воздушный шарик.

Спасибо за проведенную работу.

А у нас на связи снова мои коллеги Артемий и Юлия

Видео

Рефлексия

А сейчас, я предлагаю высказать свое мнение о мастер-классе в процессе экспериментирования и порисовать ватными палочками на кефире.

Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча, то выберите зеленый цвет красителя, если вас что-то  удивило - красный цвет, а если тема вам показалась скучной, не интересной, возьмите синий цвет.

Спасибо за вашу оценку.

Уважаемые коллеги! Можно снять фартуки. Я благодарю вас за прекрасную работу.

Творите, экспериментируйте, помогайте детям познавать этот удивительный мир.



Предварительный просмотр:

                       

                                           Эссе «Я - педагог»

Каждый день я просыпаюсь с осознанием того, что я счастливый человек.

Я воспитатель! У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка, только у воспитателя.

Дети - самое лучшее и светлое, что есть в  жизни. Я счастлива от того, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, наоборот, я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям.

С самого детства я мечтала познавать новое, открывать необычное и создавать нечто волшебное.

В детстве родители  рассказывали мне очень много историй о моем пребывании в детском саду и, каждый раз, вспоминая их, мне было любопытно окунуться в эту необычную страну вновь.

В один прекрасный момент я сделала правильный выбор, и пошла учиться в Ростовский Педагогический Колледж. Ценнейший опыт и богатый багаж знаний передали мне  наши педагоги. Педагоги направили нас в правильное русло, преподавая уроки педагогического мастерства, давая ценные советы, которые пригодились в моей практике. Я очень рада, что этот опыт с большой буквы, открыл мне путь в мою педагогическую деятельность.

Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, необходимо постоянно находиться в творческом поиске, вносить в профессиональную деятельность что-то новое.

Детский сад давно стал для меня вторым домом. Ежедневно, приходя в свой любимый детский сад, я смотрю в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которых многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я все время стараюсь не «работать» с детьми, а жить с ними, делить их радости и печали, успехи и неудачи, не допуская фальши в отношениях.

Так кто же такой воспитатель детского сада?  Конечно же, воспитатель – это, прежде всего,  человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.

Воспитатель - это профессия, в которой нельзя останавливаться ни на минуту, в которой  постоянно идешь в ногу со временем, познаешь все вместе с детьми. Ежедневная работа над собой: совершенствование своих умений, обогащение знаний, развитие человеческих качеств.

Воспитатель - это ответственность. Нужно видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в ваших руках его жизнь и его душа, беречь их и стараться делать все, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдет детство человека, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь.

Все вкладывается в описание  моей профессии - возможности постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаешь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые глаза детей; глаза, жадно ловящие

каждое мое слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя весь мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаешь тепло своего сердца.

На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В соответствие с задачами, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо объединять обучение и воспитание детей, в целостный образовательный процесс. На основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества,  формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. И поэтому мне, как современному педагогу необходимо вносить инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий.  Я постоянно занимаюсь поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

В своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникационные технологии, так как современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения.

Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит воспитателя, его эмоционального слова. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я» в профессии.

Я люблю свою нелёгкую, но интересную и нужную профессию и благодарю судьбу за возможность  прожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы!

Как говорил австрийский психолог Альфред Адлер, «Жизнь для ребенка — один огромный эксперимент». А я хочу быть частью этого эксперимента.

                                         

   В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

                                                                                                                                    (Cократ)



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 2 Солнышко»

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности

«Лаборатория чудес»

ориентировано   на детей дошкольного возраста

(5–6  лет)

 Составители:  воспитатель 1 квалификационной категории

 Катошина Елена Николаевна

                                                                                     

08.02.2023

г. Ростов

Актуальность выборной темы

Китайская пословица гласит: 

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» .

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

 Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Образовательная деятельность детей:  НОД -

Тема: «Лаборатория чудес»

08.02.2023 время проведения 9.30.

Возрастная направленность: группа старшего дошкольного возраста  (5–6  лет)

Образовательная область главное направление - познавательное  развитие

 Интегрирующие области - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: создать условия для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность  (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать).

Задачи:

1.Обучающие:

1.1.Создать условия для обучения детей навыкам исследовательской деятельности;

1.2. Создать условия для обучения детей делать выводы путём экспериментирования;

2. Развивающие:

2.1.Создать условия для расширения кругозора детей путём практического опыта;

2.2.Создать условия для развития у дошкольников познавательной активности, любознательности, воображения и мышления;

2.3. Создать условия для развития умения анализировать полученные результаты.

3. Воспитательные:

3.1.Создать условия для воспитания сосредоточенности, чуткости, дружеского взаимоотношения, внимания, доброжелательности, желания прийти на помощь;

3.2. Создать условия для  радостного эмоционального настроения у детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Оборудование, материалы:  снег, сахар, тарелки, стаканы, воздушные шары, фартуки, влажные салфетки, видеофрагмент.

Ход НОД:

Этапы  продолжительность,  

Ход НОД

Технологии, методы, приёмы

Результат

Деятельность педагога и  лиц

Деятельность воспитанников

1.Организационный

1мин

Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность во время НОД

Воспитатель: Доброе утро!

Меня зовут Елена Николаевна.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.

Здорово. Мое хорошее настроение плюс ваше хорошее настроение+ хорошее настроение гостей. У нас получилась настоящая команда.

словесный (слова приветствия, пояснения).

Настрой на совместную деятельность

2.Мотивационный

1 мин

Создание условий для мотивации дошкольников к предстоящей деятельности.

Ребята, сегодня утром мне пришло электронное письмо.

Но я никак не могу его прочитать. Оно не открывается.

А еще утром я нашла вот это (поддон и вода)

Что вы видите?

Может это поможет нам прочитать электронное письмо?

Как вы думаете что можно с этим сделать?

Давайте попробуем налить сюда воду.

(выливают воду и проявляется профессор)

Ребята, кто это? (профессор)

Включается письмо Слайд 1

«Здравствуйте уважаемые ребята, я Профессор Почемучкин.

Сегодня произошел сбой в главном компьютере нашей лаборатории и результаты многих экспериментов пропали, теперь их необходимо восстановить, посовещавшись с учеными мы решили поручить это задание вам. А главным в лаборатории назначить вашего воспитателя Елену Николаевну.

В лаборатории вы найдете конверт с заданиями.

Если все результаты экспериментов будут восстановлены, то я пришлю вам грамоты и презенты за хорошую работу. Удачи вам юные ученые!»

- Давайте вспомним, а что такое лаборатория?

- Ответ детей (Лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).

- А как же нам туда попасть?

- Я вам предлагаю отправиться туда с помощью воздушного шарика.

Встаньте вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за ниточку, и произнесём волшебные слова.

Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.

Нас ждет волшебная страна, надо нам попасть туда

В лабораторию летим, помочь профессору хотим.

Воспитанники осматривают группу, и замечают коробку.

Положительный настрой на совместную деятельность

3.Активизация имеющихся знаний

2 мин

Перемещаются в лабораторию

Слайд 2

- Ребята, вот мы с вами прибыли в лабораторию.

Первым делом, как все учёные  мы с вами должны одеть специальную одежду.

(дети одевают фартуки, воспитатель - халат)

- Теперь мы с вами точно настоящие исследователи.

(садятся за столы)

- Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.

Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Дети перемещаются в лабораторию и повторяют правила поведения. Переодеваются в фартуки.

Вспомнили правила поведения в лаборатории.

  1. Сообщение темы, проведение опытно-экспериментальной деятельности

15мин

- Ребята, напомните какое сейчас время года?

- Какие осадки чаще всего встречаются зимой? (снег)

Давайте вспомним, какими свойствами обладает снег в природе? (он белый, пушистый, легкий, скрипучий, воздушный, липкий, нежный, сверкающий, мягкий)

Молодцы.

 А во и первое задание от профессора —  изобрести искусственный снег

1. "Искусственный снег"

Ребята, что вы видите перед собой?

У вас в тарелках насыпан крахмал. Давайте прикоснемся к нему, какой он на ощупь?

Возьмите 3 ложки крахмала и положите их свои лотки.

В эти лотки  добавьте масло и тщательно перемешайте палочками.

Теперь потрогайте, что у нас получилось?

Ребята, а чем искусственный снег отличается от настоящего?

Молодцы,  отряхните руки и протрите влажными салфетками

Предлагаю вам ребята чтобы не забыть наш опыт, зашифровать всё в схему.

(Дети зарисовывают алгоритм получения снега в блокноты для наблюдений)

 Молодцы. Давайте посмотрим следующее задание. «Волшебные гантели»

Физкультминутка.

Возьмите в руки волшебные гантели, повторяйте за мной.

Гантели в руки мы возьмём,     (наклоняемся и берём гантели в обе руки)

И немного потрясем.  (трясем их обеими руками перед собой)

Вместе мы попрыгаем,   (прыгаем, трясем гантели над головой)

Руками мы подвигаем.  (махи обеих рук по сторонам)

Вот так, вот так,   (шагаем, в такт трясём перед собой)

Будем весело трясти.

Вот так, вот так, (кружимся на носочках вокруг себя)

Что за чудо посмотри!   (протягиваем руки перед собой

Воспитатель: ой, посмотрите, что случилось с водой в гантелях?

Дети: она стала цветной.

Воспитатель: Какие цвета  получились у вас?

Дети перечисляют по очереди

Воспитатель: Ребята, вы проделали опыт, сами того не замечая!

Кто из вас догадался, в чем секрет? (в случае затруднения раскрыть секрет опыта)

Дети: вода окрасилась. 

Воспитатель: А  что можно сказать о цвете обычной воды? (У воспитателя бутылочка с обычной водой)

Вывод:  обычная вода не имеет цвета, она бесцветная.

   

Давайте посмотрим следующее задание

 «ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного гуаши, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Предлагаю вам ребята чтобы не забыть наш опыт, зашифровать всё в схему.

(Дети зарисовывают алгоритм получения снега в блокноты для наблюдений)

Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и поднимается вверх по башне.

Сейчас я сфотографирую и отправлю все результаты профессору Почемучкину. (Воспитатель отправляет результаты экспериментов с телефона)

После проведения всех опытов на экране появляется  профессор Почемучкин.   Слайд 3

Давайте уберем свое рабочее место, снимем фартуки.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Ребята подойдите ко мне,  давайте возьмемся за шарик, произнесем волшебные слова, чтоб нам вновь оказаться в группе.  

Ты неси нас шарик,

Прямо в детский сад

      Закружи нас, заверти ,в группу нас перемести.

5. Рефлексивный этап  

Подведение итогов НОД

1 мин

Вот мы снова в детском саду.

Если вам понравилась наша встреча, возьмите голубой кружок, если нет – серебристый. И опустите в воду.

Посмотрите во что превратились обычные кружочки?

(В снежинки) Это настоящее чудо.

Я вижу, вам понравилась наша встреча.(опрос детей об интересных для них моментов)  

Ребята, кто нам прислал электронное письмо??

Как мы узнали, что это он?(сделали опыт с водой)

Где мы с вами побывали? (в лаборатории)

С помощью чего мы туда переместились?

Какой опыт вам понравился больше всего?

Ребята, вы сегодня большие молодцы. Вы справились со всеми заданиями и благодаря вам результаты экспериментов профессора Почемучкина восстановлены.

За ваши открытия профессор присвоил вам звание «Юный исследователь» и передал медаль и диплом.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Говорят, что им запомнилось, понравилось.

Организация рефлексии