Рабочая программа по башкирскому языку

Мотиғуллина Зимфера Әхнәф ҡыҙы

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» .

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (башкирская) литература» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» составлена

в соответствии с

   Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями),

   Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с последующими изменениями и дополнениями),

  Законом Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013года №696-з,

  Законом Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» от 15 февраля 1999 года № 216-з (с последующими изменениями),

  приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с последующими изменениями и дополнениями),

  санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2-2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19993 (с последующими изменениями и дополнениями),  

  образовательной программой МОАУ СОШ №4,

  Уставом МОАУ СОШ №4.

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» разработана на основе примерной образовательной программы по учебному предмету  «Родной язык  (башкирский)»  для 5-9 классов общеобразовательных организаций  с русским языком обучения .

Формы организации учебного процесса, согласно ООП  ООО МОАУ СОШ №4. Настоящая программа обеспечена учебниками.

Цель реализации рабочей программы:            

  • достижение планируемых результатов по предмету «Родной (башкирский) язык»
  • овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,  развитие речевых способностей, культуры речевого общения.

       

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- получать  знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, формировать аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;

- совершенствовать коммуникативные умения и культуру речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных 4 сферах и ситуациях его использования; обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- совершенствовать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

         Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. Личностные результаты

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Развитое моральное сознание. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, Осознание значения семьи.

 3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

    2. Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Смысловое чтение.
  3. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

     3. Предметные результаты 

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

        Основное содержание учебного предмета

                         5 класс

Фонетика и орфоэпия – 5ч.

Фонетика. Специфические звуки башкирского языка. Алфавит. Гласные и согласные звуки башкирского языка. Правильное произношение слов.

Лексика  и фразеология – 4ч.

Синонимы, антонимы и омонимы.  Заимствованные слова. Фразеологические единицы.

Словообразование 4.ч.

Словообразование. Слог. Деление слов на слоги. Ударение.

Повторение. – 1ч.

Контрольные работы – 4ч.

 6класс

Имя существительное – 6ч.

Собственные и нарицательные имена существительные. Склонение существительных по числам и по падежам. Образование существительных.

Имя прилагательное – 4ч.

Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Образование прилагательных.

Местоимение – 1ч.

Имя числительное – 1ч.

Повторение. – 2ч.

Контрольные работы – 4ч.

  7 класс

  Глагол – 4ч.

   Наклонения глаголов. Формы глаголов.

   Наречие – 2ч.

   Разряды наречий. Степени сравнения наречий.

  Служебные части речи – 4ч.

   Союзы. Предлоги. Частицы. Междометия. Модальные слова.

   Повторение. – 3ч.

   Контрольные работы – 4ч.

                               8 класс

Синтаксис простого предложения – 2ч.

Словосочетание и предложение.  Образование словосочетаний. Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание.

Члены предложения – 6ч.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Предложения с однородными членами.

Односоставные и двусоставные предложения. – 4ч.

Обособление. – 2ч.

Обращения. Водные слова и водные предложения. – 1ч.

Предложения с прямой речью – 1ч.

 Повторение. – 1ч.

 Контрольные работы – 1ч.

                             9 класс

Синтаксис простого предложения – 4ч.

Слово и предложение. Члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Синтаксис сложного предложения – 5ч.

Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложносинтаксическая конструкция.

 Повторение. – 5ч.

 Контрольные работы – 4ч.

             

                           Методическое обеспечение  

    Для реализации рабочей программы и получения результатов используется следующий педагогический инструментарий:

методы:         словесные,         наглядные,         практические,         примера,

исследовательские (обобщение, анализ, синтез, сравнение и др.);  

формы:  индивидуальная (дифференцированная), групповая, коллективная, круглый стол, викторина, дискуссия (дебаты), встречи с известными писателями, культурными и общественными деятелями,

экскурсии, посещение театров, музеев, выставок

педагогические технологии: проектная деятельность,учебноисследовательская деятельность, игровая, проблемно-диалогическое обучение, коллективно-творческая деятельность, информационнокоммуникационные.  

Для формирования ИКТ-компетенций у учащихся, используются электронные образовательные средства: компьютер, проектор.  

Активно используются электронные образовательные ресурсы: диски, он-лайн словарь, образовательные сайты:

Всероссийский интернет-педсовет: образование, учитель, школа  http://pedsovet.org Авторская методика обучения  

http://www.metodika.ru Академия повышения квалификации работников

образования (АПКиППРО)  http://www apkpro.ru Интел «Обучение для будущего»  

http://www.iteach.ru Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на

уроках  http://www.klyaksa.net         Информационно-методический         сайт

для учителей и школьников http://www moyashkola.net  

Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (ИТО)  

        Открытый         класс.         Социальная         сеть         педагогов.         Сетевые

профессиональные сообщества  http://www.mirbibigona.ru Сеть творческих учителей  http://www.kolobok.ru Мультимедийные сказки  

http://www.juja.ru Книги и дети  http://www.bibliogid.ru Литературный журнал для детей и взрослых  Энциклопедический портал. Все для семьи, школьника, абитуриента  https://region.bspu/он-лайн башкирский язык, БГПУ

https://www.bashkortostan.ru/(Информационный портал Республики Башкортостан)

http: tv-rb.ru/ (проекты Тамыра, телевизионные передачи) http: huzlck.bashqort.com/ (русско-башкирский онлайн словарь) http: www.kitap-ufa.ru(Башкирское издательство «Китап» имени ЗайнабБиишевой) http: ebook.bashnl.ru (Культурный мир Башкортостана) http: ebook.bashnl.ru (Национальная электронная библиотека РБ) http: www.bashenc.ru(Башкирская энциклопедия)

        http:         leph.bashedu.ru/publications/samouchitel.pdf         (Самоучитель

башкирского языка) www.hobobo.ru/catalog(Башкирские сказки)

http:allmuz.org/melody (Бейеүкөйҙәре ,йырҙары)

    Материально-техническое и информационное

обеспечение образовательного процесса.

     Материально-техническое и информационное обеспечение процесса обучения родному языку в общеобразовательных организациях с родным (башкирским) языком обучения включает в себя следующее:

- учебное здание и пришкольная территория, отвечающие нормам санитарии и противопожарной безопасности и обеспечивающие необходимые условия для организации обучения;

- библиотека, оснащенная необходимым количеством учебников и методических пособий;  

- учебники и другие наглядные средства обучения, в электронном и печатном виде;

- программы для контроля знаний учащихся 5–11 классов;

- словари различных типов, энциклопедии;

- справочные материалы;

- газеты и журналы для детей и подростков.



Предварительный просмотр:

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа по учебному предмету «Родная (башкирская) литература» составлена в соответствии с

   Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями),

   Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с последующими изменениями и дополнениями),

  Законом Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013года №696-з,

  Законом Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» от 15 февраля 1999 года № 216-з (с последующими изменениями),

  приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с последующими изменениями и дополнениями),

  санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2-2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19993 (с последующими изменениями и дополнениями),  

  образовательной программой МОАУ СОШ №4,

  Уставом МОАУ СОШ №4.

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (башкирский) язык» разработана на основе примерной образовательной программы по учебному предмету  «Родная (башкирская) литература»   для 5-9 классов общеобразовательных организаций  с русским языком обучения .

Формы организации учебного процесса, согласно ООП  ООО МОАУ СОШ №4. Настоящая программа обеспечена учебниками.

Цель реализации рабочей программы:            

  • достижение планируемых результатов по предмету «Родная (башкирская) литература»
  • овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,  развитие речевых способностей, культуры речевого общения.

       

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • Воспитание личности, уважающей свой родной язык, владеющей им как русским языком, воспринимающей язык и литературу как значимую часть культуры, родной язык, как и русский язык, средством общения на одном уровне, язык как средство усвоения морально-этических норм общества, обычаев; а также морально устойчивой и патриотической личности.
  • Понимание тесной связи родной литературы с этнокультурой, историей, русской литературой и литературой других народов. Использование возможностей литературного произведения в развитии речи, обогащении словарного запаса, развитии общественного, личного развития обучающихся, их познавательной деятельности.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их культуры речи, возможностей сознательного и правильного применения родного языка, усовершенствование их коммуникативных способностей.
  • Будучи единственным предметом, преподаваемом на родном языке в общеобразовательном учреждении с русским языком обучения, направлено на  воспитание  молодого поколения в духе гражданина России, в воспитании их патриотами, понимании ими их этнического происхождения, знании  ими  истории родного народа, языка, духовной культуры.

         Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. Личностные результаты

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Развитое моральное сознание. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, Осознание значения семьи.

 3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

    2. Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Смысловое чтение.
  3. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

     3. Предметные результаты 

-получить знания о том, что родная литература имеет свое место в жизни башкирского народа, ее общность с литературами других народов, ее особенностей;  

-знать нормы этикета речи;

-уметь сравнивать литературно-теоретические понятия с аналогичными из русской литературы, определять их похожие и отличительные черты, выявлять оригинальные стороны;

-уметь оценивать эстетические функции родного языка при анализе литературных текстов.

        Основное содержание учебного предмета

                                       5 класс

                                Осень – 5ч.

С.Муллабаев «Радостное утро» . Башкирское народное творчество. М.Карим «Скворец» Башкирские шэжэрэ. А.Ягафарова « дружбой не шутят».

                                Зима – 7ч.

С.Алибаев «Зима». В.Ахмадиев «В зимнем лесу». М.Карим «Когда Дед

Мороз был маленьким». Ф.Тугызбаева «Новое платье». М.Карим «Слава-это не отцовская шапка». Кубаир «Сердце матери». Башкирские народные песни. Частушки.

                              Весна – 4ч.

Р.Назаров        «Идет весна» . С.Алибаев        «Кто  принес весну?»  Анекдоты. В.Исхаков «Медаль и мальчик». М.Гафури  «Кто съел овцу?». Басня и аллегория.

                                     Лето – 2ч.

С.Муллабаев «Щедрое лето» . Р.Султангареев «Если поработаешь.»

                                  6класс

Учёба – источник знаний – 2ч.

Сегодня День знаний. Т.Давлетбирдина «Времена года»

Моя песня – Башкортостан. – 1ч.

Башкортостан. З,Биишева «Башкортостан»

 История – 4ч.

Г.Хусаиноав  « Исмагил Тасимович». Башкирские восстания (справка).  Я.Хамматов «Северные амуры». Ш.Бабич «Для моего народа».

Природа родного края – 2ч.

Д.Буракаев «Уральские горы», Р.Бикбаев «Уралу».

Реки Башкортостана. «Красивые берега Агидели» (башк.нар.песня)

На горе сияет город. – 1ч.

Уфа. А.Камалов «Древние башкирские города»

Обычаи башкирского народа. – 2ч.

А.Кубагушев «Воронья каша вкусна ли?». Т.Карамышева

«Кукушкин чай».

Башкирские блюда. – 1ч.

Национальные блюда. М.Умутбаев «Башкирский курут» Н.Сафин «Бишбармак»

Родной язык – 1ч.

Башкирский язык. З.Биишева «Башкирский язык.»

Башкирское устное народное творчество – 1ч.

 Народные поэты и писатели Башкортостана. – 1ч.

 С дружбой мы сильны – 1ч.

 М.Карим «Прощание».

                  7 класс

Башкирское народное творчество – 4ч.

Волшебные сказки «Золотое яблоко».  Бытовые сказки «Золотая капля». Башкирские народные песни. Частушки.

Золотая осень – 1ч.

М Тажи “Золотая осень”. Ф.Рахимголова “Осень”

Учёба – источник знаний-1ч.

Н.Мусин        «Скользкий мост»

Дружба в единении – 2ч.

Р.Сафин «Одноклассникам». Б.бикбай «Русский язык». А.Бикчентаев

«Бакенщики         не плачут»

Труд. – 2ч.

М.Гафури «в саду цветов». Сабантуй. Д.Киекбаев «Родные и знакомые».

Башкортостан – родная земля.-1ч.

М.Карим «О берёзовом листе».

Белый снег идет.-1ч.

К.Кинябулатова «Здравствуй, белая зима!

Весёлая весна приходит.-4ч.

Г.Зайнашева «Спою про маму». Р.Нигмати «Весна пришла, весна!». Р.Гарипов «Жаворонок».

 Язык – живой родник-1ч.

К.Аралбай «Башкирский язык».

  Красивое лето - 1ч.

М.Гафури «Луг». Х.Назар «Летняя молния»

 

                8 класс

Книга – источник знаний – 1ч.

Народное творчество – 1ч.

Осень – время труда и богатства- 2ч.

Учитель – какое красивое имя! – 1ч.

Башкортостан – золотая колыбель – 1ч.

Салават батыр – 1ч.

Зима – 2ч.

Славные годы… - 2ч.

Мама – солнце души – 1ч.

Громко весна приходит – 1ч.

Ай, Урал, мой Урал! – 1ч.

Прекрасное лето – 1ч.

                 9класс

 Живые родники – 1ч.

Родная земля – 4ч.

Славная история – 5ч.

Вечный огонь – 2ч.

Единство  - богатство навеки.-3с.

                           Методическое обеспечение  

    Для реализации рабочей программы и получения результатов используется следующий педагогический инструментарий:

методы:         словесные,         наглядные,         практические,         примера,

исследовательские (обобщение, анализ, синтез, сравнение и др.);  

формы:  индивидуальная (дифференцированная), групповая, коллективная, круглый стол, викторина, дискуссия (дебаты), встречи с известными писателями, культурными и общественными деятелями,

экскурсии, посещение театров, музеев, выставок

педагогические технологии: проектная деятельность,учебноисследовательская деятельность, игровая, проблемно-диалогическое обучение, коллективно-творческая деятельность, информационнокоммуникационные.  

Для формирования ИКТ-компетенций у учащихся, используются электронные образовательные средства: компьютер, проектор.  

Активно используются электронные образовательные ресурсы: диски, он-лайн словарь, образовательные сайты:

Всероссийский интернет-педсовет: образование, учитель, школа  http://pedsovet.org Авторская методика обучения  

http://www.metodika.ru Академия повышения квалификации работников

образования (АПКиППРО)  http://www apkpro.ru Интел «Обучение для будущего»  

http://www.iteach.ru Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на

уроках  http://www.klyaksa.net         Информационно-методический         сайт

для учителей и школьников http://www moyashkola.net  

Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» (ИТО)  

        Открытый         класс.         Социальная         сеть         педагогов.         Сетевые

профессиональные сообщества  http://www.mirbibigona.ru Сеть творческих учителей  http://www.kolobok.ru Мультимедийные сказки  

http://www.juja.ru Книги и дети  http://www.bibliogid.ru Литературный журнал для детей и взрослых  Энциклопедический портал. Все для семьи, школьника, абитуриента  https://region.bspu/он-лайн башкирский язык, БГПУ

https://www.bashkortostan.ru/(Информационный портал Республики Башкортостан)

http: tv-rb.ru/ (проекты Тамыра, телевизионные передачи) http: huzlck.bashqort.com/ (русско-башкирский онлайн словарь) http: www.kitap-ufa.ru(Башкирское издательство «Китап» имени ЗайнабБиишевой) http: ebook.bashnl.ru (Культурный мир Башкортостана) http: ebook.bashnl.ru (Национальная электронная библиотека РБ) http: www.bashenc.ru(Башкирская энциклопедия)

        http:         leph.bashedu.ru/publications/samouchitel.pdf         (Самоучитель

башкирского языка) www.hobobo.ru/catalog(Башкирские сказки)

http:allmuz.org/melody (Бейеүкөйҙәре ,йырҙары)

    Материально-техническое и информационное

обеспечение образовательного процесса.

     Материально-техническое и информационное обеспечение процесса обучения родному языку в общеобразовательных организациях с родным (башкирским) языком обучения включает в себя следующее:

- учебное здание и пришкольная территория, отвечающие нормам санитарии и противопожарной безопасности и обеспечивающие необходимые условия для организации обучения;

- библиотека, оснащенная необходимым количеством учебников и методических пособий;  

- учебники и другие наглядные средства обучения, в электронном и печатном виде;

- программы для контроля знаний учащихся 5–11 классов;

- словари различных типов, энциклопедии;

- справочные материалы;

- газеты и журналы для детей и подростков.