Развитие внимания, памяти

Наталья Вольтовна Татаринчик

Развитие внимания, памяти

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие внимания и памяти, или Как преодолеть рассеянность и забывчивость

Игры на развитие зрительного внимания

1. Игры «Лото» и «Домино».

2. Игра «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4. Игра «Найди отличия». Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

7. Игра «Срисуй по клеточкам». Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10. Игра «Сколько чего?». Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

11. Игра «Дорисуй». Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

12. Игра «Зачеркни». Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

13. Игра «Корректор». Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

14. Игра «Разведчики». Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие слухового внимания

1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

2. Игра «Четыре стихии». Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух» — поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» — садятся на корточки, руки вниз; «вода» — вытягивают руки вперед, изображают пловца; «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из круга.

3. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Съедобное — несъедобное». Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребенок). Ведущий называет слова - названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

3. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

4. Игра «Запретное движение». Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

5. Игра «Пожалуйста». Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

Игры на развитие памяти

1. Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырех и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирает на несколько секунд и показывает снова. Ребенка просят найти игрушку.

2. Игра «Что исчезло?». На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.

3. Игра «Что изменилось?». На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Он отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

4. Игра «Художник». Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

5. Игра «Запомни и воспроизведи».

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

6. Игра «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).

7. Игра «Цепочка действий». Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».



Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры как средство формирования УУД и информационной грамотности в начальной школе

                     Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.

                                                          Ш. Амонашвили

Интеллект – общая умственная способность, связанная с успешной адаптацией к новым жизненным условиям. А интеллектуальное развитие невозможно без грамотно организованной внеурочной деятельности.

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

 

Как показывает анализ литературы, практический опыт преподавания в  начальной школе интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу: упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:  

·         самостоятельность мышления,

·        быстрота и прочность усвоения учебного материала,

·        быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,

·        умение отличить существенное от несущественного,

·        различный уровень аналитико- синтетической деятельности,

·        критичность ума.

 Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

 

- Где и как мы можем развивать познавательные и интеллектуальные способности?

 

1) Урок.

Интенсивное развитие интеллекта у ребёнка происходит в младшем школьном возрасте. Мы с вами уже говорили о том, что интеллектуальные способности развиваются в деятельности и что для их развития нужна высокая познавательная активность детей. Но  не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от  умения учителя “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

В своей книге “Психология интеллекта” Ж. Пиаже пишет:

“Будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений”.

Из этого следует, что, развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами.  Такие дети легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.

 

Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с  учебной и игровой деятельностью.

         Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.

         Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.  

 

Цели применения дидактических игр следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

 

Виды игр для детей очень разнообразны. Дидактические игры может использовать учитель в своей работе при развитии внимания, памяти, мышления.

Вывод:  В своей совокупности дидактические игры  (развивающие, познавательные)  должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Мы выяснили, что дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.

 

Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.

Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю  необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Литература

 

1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». М., Издательство «Ось-89», 2007.

2. Г.Доман “Как развивать интеллект ребенка”, М., АСТ, 1998.

3. И.В.Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003.

4. А.З.Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М.,Просвещение, 1994.

5. А.З. Зак «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет», Москва – Воронеж, 1999.

6. . А.З. Зак «Различия в мыслительной деятельности младших школьников»., Москва – Воронеж, 2000.

7. Л.Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”, Ярославль, Академия развития, 1996

8. В.Д.Шадрикова «Познавательный процессы и способности в обучении», М., «Просвещение», 1990.

9. Статьи из журналов «Начальная школа»:

- № 2/ 99г. А.Р.Тестов «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации»

- № 7 / 2000г. Н.Н.Жалдак «Развитие логического мышления у младших школьников.»

- № 2/2001г. А.В.тихоненко «Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений»

- № 6 / 2002г. В.Н.Камышников «Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников»

- № 12/ 2002г. С.Г.Яковлева «Развитие логических суждений у младших школьников»

- № 5/2006г. З.П.Жукова «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»

- № 11/2006г. «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов» (из опыта работы)

В новых образовательных стандартах одним из актуальных направлений развития младших школьников названо формирование УУД (универсальных учебных действий).

Я считаю, что интеллектуальные игры являются  важным и удачным средством формирования универсальных учебных действий. Какие УУД мы развиваем в ходе работы интеллектуального сообщества?

УУД


                                 познавательные   коммуникативные    регулятивные

 

          Познавательные   УУД формируются через анализ ситуации, её оценку, построение логических цепочек рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование и выбор единой версии от команды.

Коммуникативные УУД  невозможны без учёта позиции участников команды, распределения ролей внутри команды (командир, «ласточка», пишущий), умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные УУД  проявляются в способности мобилизовать силы, ум и энергию для преодоления препятствий в игре, собраться в стрессовой ситуации, оценить свои действия после игры («осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить»).

Особо следует отметить развитие информационной грамотности у учащихся при подготовке к  играм. Назову наиболее эффективные и распространённые источники: предметные энциклопедии, словари и справочники, средства  Интернет (при обязательной помощи родителей). Не стоит забывать и о наших учебниках по предметам и о возможностях сотрудничества с библиотекой.

Наблюдая за ребятами, вижу, что при подготовке и проведении интеллектуальных игр они включаются в поисковую деятельность. Для них создаются условия развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, возрастает познавательная возможность в самостоятельной деятельности, повышается учебный интерес, появляются первые положительные результаты.

Глубоко убеждена, что одной из форм развития интеллектуальных способностей является именно внеурочная деятельность. Интеллектуальные игры приносят большую пользу и самому учителю. Старинная латинская пословица гласит: “Уча других, мы учимся сами”. Интеллектуальные игры  заставляют учителя “рыться” в литературе и таким образом освежать, расширять, углублять свои познания, в результате повышается качество учебной и внеучебной  работы. Наши занятия вызывают интерес у учащихся, их творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряженной мыслительной деятельности.