Педагогические разработки

Карасева Алена Валерьевна

Педагогические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

« АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК »

        

Цель:

  • Организовать совместную деятельность родителей и педагогов ДОУ по   профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

Задачи:

  • Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД –

   самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

  • Обратить внимание родителей на психологический аспект проблемы.
  • Познакомить родителей  с методами обучения детей ПДД.

Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей.
  • Стенгазета с обращениями детей.
  • Оформление памятки для родителей.
  • Изготовление и установка знаков:
  • Самый главный знак на свете

«ОСТОРОЖНО, РЯДОМ ДЕТИ!»

  • Должен помнить пешеход про

                              ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД!

  • Подбор слайдов к ситуациям, создание презентации.
  • Подготовка сводки от ГИБДД.

Наглядные пособия и материалы:

  • Компьютер
  • Проектор, экран
  • Дорожные знаки
  • Плакаты
  • Презентация «Азбука дорожных наук»
  • Анкеты для родителей
  • Памятки для родителей
  • Реквизиты к играм

План проведения собрания.

  1. Актуальность выбранной темы
  2. Результаты анкетирования родителей.
  3. Рекомендации родителям по обучению детей ПДД.
  4. Просмотр документального фильма «Туфельки».
  5. Игра «Знатоки ПДД».
  6. Обыгрывание дорожных ситуаций, с последующим анализом    (работа в группах).
  7. Демонстрация компьютерных игр по ПДД.
  8. Памятка для родителей по ПДД.
  9. Итог.

Ход собрания:

                                         « Хотите ли вы, не хотите ли…

                                    Но дело, товарищи, в том,

                                                Что прежде всего – вы родители,

                                   А все остальное – потом!»

  1. Актуальность выбранной темы

Здравствуйте, уважаемые родители!

По результатам анкетирования мы решили собрать вас сегодня на собрание на тему: « Азбука дорожных наук». Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает.  Так,  по данным сводки ГИБДД РТ за 2011 год  на улицах городов и дорогах Республики Татарстан было зарегистрировано 597 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых 23 ребёнка погибли и 620 получили травмы различной степени тяжести. Это указывает на  необходимость обучения  детей правилам дорожного движения, а также  отсутствием у детей  защитной психологической реакции на дорожную обстановку.

Вследствие транспортных повреждений погибает детей больше, чем при всех других видах травматизма. Инвалидность - нередкий исход этого вида травм. Наибольшее количество транспортных травм наносятся автомобилями, меньше – трамваями, троллейбусами, велосипедами, мотоциклами. Причины транспортных травм можно разделить на три группы:

  1. неправильное поведение самих детей (¾ всех происшествий)
  2. вина водителей транспорта
  3. вина взрослых, сопровождающих детей.

  1. Результаты анкетирования родителей.

Недавно было проведено анкетирование среди родителей по правилам дорожного движения,  с общим анализом по каждому вопросу я вас познакомлю позже,  а сейчас предлагаю вам ответить на  те же  вопросы,  но в виде Игры.

(Чтобы обсуждение вопросов предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма с родителями было более содержательным и живым,  используется такой  активный метод работы – игра).

3. Рекомендации родителям по обучению детей ПДД.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Возрастные особенности детей, несомненно, влияют на их поведение, на улицах и дорогах.

НАЧИНАЯ с 3-4 лет

- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 лет

- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет

- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

НАЧИНАЯ с 8 лет

- они уже наполовину опытные пешеходы;

- они могут определить, откуда доносится шум;

- они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем.

- они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;

- но они по-прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

Помните!  Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

•   наблюдать за дорогой;
•   правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
•   видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.

  • Наблюдать за дорогой.

1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину  издалека. Научите его всматриваться вдаль.

4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять,  какая  едет прямо, а какая готовится к повороту.

5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

  • Правильно оценивать дорожную обстановку

Главная опасность - стоящая машина.

Почему? Да потому,  что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.

Правило № 1.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание  на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.

Правило № 2

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

Правило № 3

И у светофора можно встретить опасность!

Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться.  Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились. (слайд)

Правило № 4

Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Правило № 5

Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. (слайд)

Правило № 6

Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и  у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.

Правило №7

Обращайте внимание ребенка на сезонные особенности перехода улиц и дорог – снегопад, дождь, туман, гололед, листопад, другие опасные погодные явления. Учить его быть особо внимательным на дорогах в ненастные дни. (слайд)

Правило №8

Объясните ребенку правила поведения в общественном транспорте, правила поведения пешехода.

Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах,  значит,  в ваш дом не придёт беда. Позаботьтесь о своих детях, об их безопасности заранее!

4. Просмотр документального фильма «Туфельки»

  1. Игра для родителей «Знатоки ПДД»

(Предлагаемая игра поможет обеспечить неформальный характер общения, активизировать имеющиеся у взрослых знания о дорожных правилах, их личный опыт и умение ориентироваться в различных дорожных ситуациях.  Кроме того, пополнит практические знания взрослых в  дорожной грамотности).

Город полон движения, и чтобы не случилось беды с нами на дороге, есть помощники, которые помогают всем соблюдать правила дорожного движения. А что это за помощники, мы узнаем через игру «Знатоки ПДД». Родители делятся на 2 команды. Команды идут по дорожке, давая на каждый шаг (по очереди) название дорожных знаков. Побеждает команда, сделавшая больше шагов и назвавшая больше слов.

6. Обыгрывание дорожных ситуаций, с последующим анализом (работа   в группах)

А сейчас я предлагаю для Вас 4 жизненные ситуации со слайдами. Давайте проанализируем их все вместе:

  • Мама идет с сыном из детского сада по тротуару, мальчик бежит впереди нее, где попало и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это.

Вопрос:  как надо поступить маме?

  • Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.

Вопрос:  как надо было поступить маме?

  • Мама идет с сыном по улице. Около ларька толпится народ. Мама отпускает руку ребенка и подходит к ларьку.

Вопрос:  как надо поступить маме?

  • Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним.

Вопрос:  как надо поступить папе?

7. Демонстрация компьютерной игры «ПДД ДЛЯ ДЕТЕЙ».

(Знакомство родителей с информационными технологиями по изучению ПДД, с помощью которых их совместный досуг с ребенком, можно превратить в увлекательную, а главное полезную игру).

Компьютерная игра «ПДД для детей» является обучающейся программой. С помощью игры ребенок может изучать, вспоминать или пополнять свои знания по ПДД.  (Так же можно подготовить и раздать родителям информацию о полезных ссылках на ресурсы Интернета).

  1. Памятка для родителей по ПДД.

(Подготовить и раздать каждому родителю).

  1.  Итог

В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и получение знаний по математике, азбуке. Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».

То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

                                                                                                                           Приложение

Анкета для  родителей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

ФИО родителя:

  1. По какой стороне дороги надо идти, если нет тротуара? Знает ли об этом Ваш ребенок?

  1. Что надо сделать прежде чем переходить улицу? Знает ли об этом Ваш ребенок?

                                                                                                                     

  1. Как переходить улицу с двусторонним движением? Знает ли об этом Ваш ребенок?

  1. Как еще называется «зебра»? Для чего она нужна?

  1. С какой стороны обходить автобус, стоящий на остановке? А трамвай?

                                                                                                                   

  1. Какие машины имеют право проезда на красный свет светофора?

  1. Используете ли Вы прогулки по городу для ознакомления ребенка с правилами поведения на дорогах?

  1. Являетесь ли Вы примером для Вашего ребенка на улице? Например, при переходе улицы?

                                                                                             

  1. Если Ваш ребенок попытается перебежать улицу перед близко идущим троллейбусом, как Вы объясните ему, что это нельзя делать?

 

  1. Как Вы объясните ребенку, почему нельзя высовываться в автобусе, выставлять руки, выбрасывать мусор в окно?

  1. Если вы купили велосипед своему ребенку, о каких правилах вы ему расскажите?

                                                                                                         

12. Какие советы и предложения Вы можете дать детскому саду по обучению детей правилам дорожного движения.

ПАМЯТКА

РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ ПО ПДД

При переходе проезжей части:

  • В населенных пунктах переходите дорогу только по пешеходным переходам.
  • Идите только на зеленый  сигнал светофора, даже если нет машин
  • Выходя на проезжую часть, все внимание уделяйте движущемуся транспорту.
  • Переходите дорогу спокойно.
  • Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, осмотрев предварительно улицу.
  • Переходите дорогу спокойно, даже если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
  • При переходе на нерегулируемом перекрестке учите ребенка внимательно  следить за движением транспорта.
  • Объясните ребенку, что даже на дорогах, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта:

  • Выходите первыми, впереди ребенок, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
  • Садитесь в транспортное средство только после полной остановки.
  • Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
  • Пристёгиваться ремнями в автомобиле необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
  • Пользуйтесь в автомобиле автокреслами, т.к это значительно повысит уровень защищенности Вашего ребенка при каждой поездке.
  • Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.

                                                                                                                                                                                 

                             



Предварительный просмотр:

Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает современным социальным запросам общества и в нем большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество семьи и ДОУ, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации этого стандарта является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

В связи с этим целью педагогического коллектива является организация взаимодействия с родителями и вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Таким образом, главной задачей детского сада является «повернуться лицом к семье», заинтересовать родителей, оказать им помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Основные задачи нашего коллектива:

– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

– объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

– поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

А для этого необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

 Поэтапная модель взаимодействия педагога и родителей

Педагоги

родители

1 тап ознакомительный

Сбор информации

Знакомство с детским садом (адаптация)

2 этап- общепрофилактический

Наглядная агитация

Встреча со специалистами, просмотр открытых занятий, мероприятий

3 этап –индивидуальная работа

Выбор содержания, форм работы с семьей

Получение индивидуальной помощи

4 этап интегративный

Современные мероприятия (выставки, круглые столы, совместные социально значимые акции, конкурсы, оформление совместных с детьми выставок

Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, праздники, круглые столы, деловые игры, дискуссионный клуб

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы, сети интернет. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Для привлечения родителей в систему работы ДОУ мы повышаем компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО, с использованием различных форм, таких как:

  • Родительские собрания,
  • Консультации,
  • Индивидуальные и групповые беседы с родителями,
  • Анкетирование,
  • Выставки совместного творчества,
  • Информационно-просветительские: уголок для родителей, папки-передвижки с актуальной информацией.

Новые формы взаимодействия с семьей

  • Устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
  • семейные проекты;
  • открытые занятия для просмотра родителями;
  • интеллектуальные ринги детей и родителей;
  • интервью с родителями и детьми на определенные темы;
  • родительская гостиная;
  • конкурс семейных талантов;
  • портфолио семейного успеха;
  • аукцион секретов воспитания;
  • Электронная почта, интернет-страница на сайте ДОУ, конкретно рубрика «Вам, родители» используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

  • Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д.
  • Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов – вечеров вопросов и ответов. Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

  • Следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу родителям: они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
  • быть тактичным при посещении семьи;
  • не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
  • не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;

Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.

  • Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.
  • Беседы должны отвечать определенным требованиям:
  • быть конкретными и содержательными;
  • давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
  • пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
  • повышать чувство ответственности за воспитание детей.
  • С родителями также можно использовать индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Родительский уголок в детском саду

– это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. А хорошо оформленный родительский уголок дает отличную возможность контактировать с родителями. С помощью выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше о том, какие занятия с ними проводятся и другие события в садике, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей. Благодаря им, родители более внимательно относятся к своим детям, следят за их успехами. Даже более уважительно начинают относиться к труду воспитателей.

Родительский уголок в детском саду уже давно используется для того, чтобы родителям было удобней и интересней знакомиться с жизнью детской группы. Информация для родительского уголка должна правильно выставляться. Ведь родительский интерес к нему зависит от правильного оформления, грамотного размещения информации и стиля. Практика показывает, что вся информация написана мелким шрифтом остается практически без внимания. Статьи нужно писать на доступном языке для родителей. Избегайте педагогических фраз. Это больше отпугивает, чем привлекает. Иначе родители не будут обращать никакого внимания, и игнорировать детские уголки, а с ними и ваш труд. Родительский уголок в детских садах размещается на таком уровне, чтобы взрослым было удобно читать. Все статьи необходимо дополнить фотографиями, яркими картинками и детскими рисунками.

Требования к содержанию уголка:

  • Визитная карточка группы.
  • Режим, программные задачи воспитания и образования дошкольников (планируемые результаты освоения программы, планирование организованной образовательной деятельности (сетка занятий), информация о содержании тематической недели (название недели, цель, содержание работы).
  • Информацию о возрастных особенностях детей группы (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т. д. антропометрические данные) .
  • "Наша жизнь день за днем". Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, тем, целей занятий. Материал постоянно обновляется. Оборудованное место для организации выставки детских работ.
  • Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание и решение родительского собрание, приглашения на праздники, к участию в конкурсах и т. д.
  • Меню (Без сокращений, с указанием выхода продукта, понятным почерком) .
  • Странички специалистов, работающих на группе: тема периода, информационно-консультативные материалы в доступной форме и красочно оформленные, консультации для родителей и т. д. :
  • Обязательное содержание в родительском уголке: информации по ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, консультации о сохранении и укреплении здоровья воспитанников и т. д. - физ. рук.
  • «Развлечения, досуговая деятельность»: фоторепортажи с различных мероприятий, рекомендации по подготовке к праздникам (разучивание стихотворного, музыкального репертуара, подготовка костюмов) – муз. рук.
  • Консультации для родителей, ширмы – передвижки по тематике.
  • Рекомендации родителям по образовательной деятельности в семье: описание в доступной форме родителям о видах образовательной деятельности в семье в рамках тематической недели (обновлять информацию еженедельно).
  • Участие родителей в жизни ДОУ, «панорама добрых дел»

и др.

  • Рубрика «Советы родителям». Советов должно быть не более пяти. Все правила и рекомендации печатаются на светлом фоне, используются различные окантовки.

Остальной материал педагоги определяют самостоятельно и согласно перспективному планированию.

 Приветствуются современные формы наглядной информации:

  • тематические ширмы и папки – передвижки (помимо педагогических тем, можно использовать такие рубрики: «Выходной с ребёнком дома», «Наши традиции» (в группе и семье) и т.п.
  • информационные листы
  • буклеты
  • журнал и газета для родителей
  • почтовый ящик
  • выставки

Настенная тематическая информация по педагогическому просвещению

(примерные темы)

  • Настольная тематическая информация
  • Уголок краткой информации
  • Для чтения дома
  • Музыкально-поэтический уголок
  • Медицинский уголок «О здоровье»
  • Объявления
  • «Благодарим»
  • «Рады сообщить вам… »
  • Вести с занятий
  • Уголок творчества детей
  • Меню
  • ОКНО – очень короткие новости
  • Фотоуголок настроения
  • Режим, сетка занятий Режим возрастной группы. Он постоянен.
  • Выставка: «Сделайте вместе с детьми… »
  • Фотоуголок «С вашими детьми работают» или «Наш день в группе»
  • Уголок забытых вещей
  • «Поздравляем» и др.
  • "Наша жизнь день за днем". Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, текста песенки, выученной на занятии или прогулке, названия прослушанного музыкального произведения, книги, прочитанной детям и т.д. Материал постоянно обновляется. На нем могут быть такие обращения: "Мама, выучи со мной скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку"; "Папа, загадай мне загадку: "Не лает, не кусается, а в дом не пускает?" и т.д.
  • "Наши родители советуют" (название произвольное). В этом разделе родители могут поделиться опытом (например, профилактика простуды: советы могут записать и воспитатели, сославшись на родителей, от которых они их услышали), информацией (в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т.д. Страничка может заполняться и по желанию родителей (для этого разрабатывается анкета или проводится устный опрос), решение принимает родительское собрание.
  • "Права детей". Раздел для родителей, в который помещается разнообразная информация по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении и семье, адреса и телефоны организаций в вашем городе, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.
  • Длительная ролевая игра: когда началась, роли, атрибуты, задание по поделкам. Например, играем в больницу — нужны халаты, бинты, марлевые повязки; играем в магазин — атрибуты для магазина. Если сюжет сказочный — задание меняется по сюжету игры, даются рекомендации: что прочитать детям, какие атрибуты нужны для игры.

Таким образом, вы не просто говорите или просите родителей пополнить ваш игровой запас, а показываете, где и как он будет использован детьми.

Требования к оформлению материала для родителей.

  • Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.
  • Родительский уголок должен быть доступным и удобным для восприятия (чтения) информации, информационным (приспособлены к размещению информации, содержательным, эстетически и красочно оформленным).
  • Информация, размещенная на стендах, должна быть актуальной, достоверной, рекомендации и консультации подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
  • Шрифт крупный (14-16), чёткий, текст не объёмный.
  • При размещении любого печатного материала на стенде ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
  • Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только надписи, но и плакаты и фотографии. При оформлении стенда не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек.
  • Соотношение текста и иллюстраций в папках – передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части текста и 6 частей иллюстраций), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести нужную информацию. Хорошо, если это фотографии детей данной группы.
  • Не допустимы нечёткие ксерокопии.

Настольная тематическая информация

  • Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины, располагаются на столике. Его желательно накрыть красивой салфеткой, поставить цветы. У стола 1-2 стула, рядом – крючок для сумок. Всё это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей.
  • Настольная информация может быть представлена с помощью мягких лёгких игрушек, изготовленных вместе с детьми из разнообразного материала. Тема, выделенная цветом и размером, располагается на основных предметах сюжета, украшениях персонажей. Подача советов, не более трёх, обыгрывается персонажами.

Уголок краткой информации

  • Данная рубрика знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания. Этот уголок размещается на стенах коридоров, в раздевалке или на стенах переходов.
  • Примеры высказываний: М. Ю. Лермонтов «Поверьте мне, счастье только там, Где любят нас, где верят нам.»
  • Пословица: «Учи жену без детей, а детей – без людей»
  • К. Ушинский «Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».
  • Ж. Ж. Руссо «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным – это приучить его не знать ни в чём отказа».

Уголок для чтения дома Материалы для данного уголка желательно расположить невысоко на стене над столом, чтобы его оформление стало продолжением сюжета настольной агитации.

Уголок поэзии и музыки Стихи и песни, которые учат дети в процессе НОД по музыке, развитию речи и в свободное время, а так же стихи, способствующие корректировке поведения взрослых, красочно оформляются в альбомах небольших размеров для ознакомления с ними родителей, особенно тех, чьи дети имеют трудности в запоминании. Иногда можно давать на дом «хитрые» задания всем родителям, такие как: «Нарисуйте картинки к куплетам песни, строкам стихотворения». Данные задания рекомендуется писать на каждую семью.

Весь материал, помещённый для родителей должен соответствовать запланированному в календарном плане в разделе «Работа с родителями».

Обдумывать тему статьи необходимо тщательно. Они должны содержать немного материала. А в следующем информационном выпуске родительского уголка продолжить начатую тему. Это зачастую заинтересовывает родителей. Они начинают следить за происходящим и ждать новых номеров.

Очень популярны и читаемы рубрики:

  • «Практические рекомендации»;
  • «Жизнь нашей группы»;
  • «Наши детки»;
  • «Чем занимаются детишки»;

Также есть еще «передвижная папка», в которой можно максимум интересной информации о детском садике.

Важный момент!

Прежде чем разместить новую рубрику в уголок для родителей, необходимо их познакомить с тематикой и предназначением этой папки или рубрики, например, на родительском собрании.

Игры для проведения родительских собраний

Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка»

Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа.

Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют».

Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов.

«Комплименты».

Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Волшебные очки».

Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

Упражнение «Настроение».

Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем.

Игра «Подарок по кругу»

По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним  и подарить подарок со своими пожеланиями.

«Волшебный стул».

 Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты.

Игра «Попадания».

С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.

Если во время собрания необходимо дать родителям больше практического материала, то это конечно будет семинар. На семинарах с родителями обыгрывается  все, о чем говорим. Если это тема игр, то коротко познакомить с различными  видами игр и предложить  поиграть в эти игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», «Море волнуется», «Узнай, что изменилось?», «Смешные названия».

Если тема собрания - развитие моторики. Родители  играют  с пластилином,  с крупами,  с тестом. Провести обучение  родителей пальчиковой гимнастике предложить рисовалки, обводилки и прочее.

Если тема связана с развитием  речи .Предложить различные игры и упражнения на развитие речи: «Скажи наоборот», «Кузовок», «Продолжи фразу», «Я Илюша беру с собою грушу».

Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных состояниях использую психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на снижение психо-эмоционального напряжения.

«Создание рисунка по кругу».

Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор,  пока рисунки не обойдут круг.

«Я такой же, как ты»

В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.

Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические гостиные.  Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы, которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия».

На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких мероприятиях и  элементы тренинга. Например:

Упражнение «Удовольствие»

Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

В середине каждого мероприятия используем разминки.

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например:

Участники в кругу.

- Если вы рады встрече с  нами, улыбнитесь соседу.

- Если вам у нас понравилось,  то похлопайте в ладоши.

- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.

- Если  вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;

- Если вы полагаете, что  ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;

- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь.

Пантомимическая  разминка. Игра «Найди пару»

- Раздаём  вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».

- Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.

Игра «Дотронься до …».

- Я буду говорить,  до чего необходимо дотронуться, а вы будете выполнять.

- Дотроньтесь до того у кого светлые волосы, у кого голубые глаза, у кого есть серьги. Дотроньтесь до того, у кого есть красный цвет на платье, у кого красивая прическа…

Игра «Светофор».

Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок. По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом:

Желтый – вправо,

Зеленый – вперед,

Красный – назад.

«Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

● Есть ли в поле светлячки?

● Есть ли в море рыбки?

● Есть ли крылья у теленка?

● Есть ли клюв у поросенка?

● Есть ли гребень у горы?

● Есть ли двери у норы?

● Есть ли хвост у петуха?

● Есть ли ключ у скрипки?

● Есть ли рифма у стиха?

● Есть ли в нем ошибки?

Разминка «Овощи»

1 .Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил....(лук)

2.Набирай скорее в миску краснощёкую....(редиску)

3. Отыскали наконец и зелёный....(огурец)

4.Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет....(картошка)

5.Завалился на бочок лежебока....(кабачок)

6.Разве в огороде пусто, если там растёт....(капуста)

7.Удивляет горожан темнокожий....(баклажан)

8 За  ботву, как за верёвку, можно вытянуть....(морковку)

9.Кто, ребята, не знаком с белозубым....(чесноком)

10.Держится за землю крепко, вылезать не хочет....(репка.)

Разминки подбираются к темам мероприятий