Для родителей

Шмидт Александра Александровна

Предварительный просмотр:

Чаще всего родители задаются вопросом: «Как подготовить ребенка к школе?», когда до первого школьного звонка остается совсем мало времени. Многие доверяют дошкольную адаптацию своего ребенка непосредственно самой школе, записывая отпрыска на подготовительные курсы. Другие родители, наоборот, предпочитают подготовить чадо самостоятельно – тогда заботливая мама, обкладывается учебниками, начинает грызть гранит науки, иногда, попутно вызывая у ребенка стойкое недовольство «учёбой», «занятиями», «школой». Как лучше поступить родителям завтрашних первоклассников? Какие ошибки чаще всего совершаются при подготовке детей к школе. Как действовать наверняка, развивая нужные для учёбы качества? Как не перестараться и психологически верно подготовить отпрыска? И, наконец, каким минимумом знаний должен обладать ребенок, перешагивая порог первого класса.

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе, как собственно, любому массовому учреждению заключается в перебарывании детским организмом основных видов стрессов:

  • иммунологического
  • социально-психологического
  • учебного

Как правило, первые два вида стрессов более-менее успешно решаются всеми детьми во время посещения детского сада. Требуется определенное время, чтобы несовершенная иммунная система ребенка адаптировалась к новым условиям, людям, антигенам. Для детей, не посещающих детский сад при отсутствии специального стимулирования иммунитета, начало первого класса с большой долей вероятности обернется частыми простудными заболевания. Чтобы качество получаемых знаний не страдало – постарайтесь подготовить иммунитет ребенка заранее.

Как подготовить ребенка к школе, чтобы ему было проще справиться с социально-психологическим стрессом? Детские психологи рекомендуют обучение чада следующим навыками:

  • Знание основ этикета.
  • Умение общаться со сверстниками, договариваться с ними, играть общими игрушками, обмениваться личными вещами, адекватно реагировать на их желания, отличные от собственных.
  • Выстраивание отношений с «чужим» взрослым, выполнение его требований.
  • Умение адекватно проявлять свои эмоции.
  • Мотивация к учебе, как способу познания нового, интересного.
  • Верная самооценка. Один из сложнейших пунктов социокультурного восприятия ребенком самого себя. Важно ознакомить отпрыска с понятиями «успехи», «достижения», «неудачи». Объяснить ему, что все это лишь нормальные составляющие учебного процесса, как, собственно, самой жизни. Родители должны адекватно оценивать поступки ребенка – хвалить, когда есть за что, расстраиваться из-за глупой шалости, но вместе с отпрыском искать выход, исправлять ситуацию. Важно оценивать именно поступки, а не самого ребенка! Плохо, что отпрыск разбил вазу, потому что заигрался, потерял бдительность, но нельзя говорить, что ребенок плохой или «вечно все портит».

Обычно социально-психологические умения начинают зарождаться у детей на стадии детсадовской подготовки, а завершаются (на уровне поступления в школу, конечно) чаще всего около 5-6 лет. Если ребенок не посещает детский сад, то родителям следует уделить этому пункту особое внимание, правильно социокультурно подготовить ребенка, насытив общением с другими детьми на детских площадках, в развивающих центрах, специализированных курсах или спортивных секциях. Обязательным является минимум участия родителей при разгорающемся детском конфликте. Можно потом обсудить с ребенком все подробности произошедшего, однако во время детских споров нужно предоставить чаду возможность разобраться с ситуацией самостоятельно.

Если родители успешно решат поставленные задачи, смогут правильно подготовить ребенка со стороны физического и психологического здоровья во время первого года обучения ему останется решить только собственно учебный стресс. Для любого ребенка непросто усидеть на месте 45 минут, делать все по команде, успевать смотреть, слушать, записывать, выполнять задания учителя.

Подготовительные курсы в школу – необходимость или формальность?

Целесообразность посещения ребенком подготовительных курсов в школу решается каждой семьей индивидуально. С психологической точки зрения посещение ребенком подготовительных курсов будет ему полезно для знакомства с:

  • учителем, который станет важным взрослым на период начальной школы;
  • зданием школы, научит ориентироваться в нем;
  • школьными правилами – тянуть руку, не выкрикивать с места, отвечать, когда попросит учитель, спокойно отдыхать во время перемен, выполнять домашние задания.

Ребенку проще проникнуться школьной атмосферой, когда он не резко сменил детсадовскую группу на новых детей в классе или вовсе не оказался впервые в столь огромном детском коллективе – пусть адаптация происходит постепенно, еженедельно 2-3 раза по 1-1,5 часа.

Детям, которые не посещали детский сад, подготовительные курсы в школу помогут преодолеть иммунологический и социально-психологический стрессы при минимуме образовательных потерь. Материал периодических недолгих занятий проще «догнать» самостоятельно, нежели насыщенную программу первого класса.

Как подготовить ребенка к школе – необходимые умения первоклассника

Как подготовить ребенка к школе, если многие хорошие школы при наборе первоклассников проводят специальные тестирования, чтобы определить уровень знаний, умений, развития детей? Важно понимать, что хороший результат подобных тестов зависит не только от умения ребенка относительно грамотно говорить, читать по слогам или считать. Успех освоения ребенком школьного материала определяют развитие мышления, памяти, логики, способность концентрировать внимание на узкой конкретной задаче.

Большинство детей успешно осваивают необходимый набор мыслительно-речевых умений при совмещении подготовительных курсов и домашней помощи родителей. При поступлении детей в школу приветствуются следующие навыки:

  • знание своего полного имени, а также ФИО членов семьи;
  • знание своего адреса проживания;
  • умение пользоваться часами со стрелками и электронным циферблатом;
  • свободное владение названиями дней недели, месяцев, времен года;
  • умение ребенком составить грамотный рассказ о самом себе, например, как прошел его сегодняшний день: встал, когда зазвенел будильник, его стрелки показывали столько-то, на завтрак ел кашу, пил чай, затем гулял с мамой и т.д.;
  • способность ребенка запомнить не менее 5 слов из 10, не спеша, произнесенных взрослым друг за другом;
  • употребление в речи предлогов;
  • умение различать цвета и оттенки;
  • правильное название геометрических фигур;
  • различие понятий «звук» и «буква», правильное произношение звуков;
  • умение прочитать несколько предложений;
  • счёт до 20 и обратно;
  • умение сконцентрироваться на однотипной деятельности около получаса;
  • способность перерисовывать простые рисунки;
  • проведение логических операций (исключение лишнего, обобщение по общему признаку).

Программа подготовки ребенка к школе – как родителям помочь?

Роль родителей велика на любом этапе жизни их отпрыска. Как подготовить ребенка к школе тем родителям, которые понимают важность их помощи чаду, но не имеют специального образования? Сегодня существует множество программ, направляющих усердия родителей по правильному пути так, чтобы подготовить ребенка увлекательно, эффективно, обучить необходимым навыкам, создать предпосылки учебной мотивации.

Какое бы конкретное пособие вы ни выбрали, родительская программа подготовки ребенка к школе должна включать следующие мыслительно-речевые направления:

  • развитие грамотной речи
  • тренировка внимания
  • развитие воображения
  • подготовка для чтения, письма, счёта
  • тренировка памяти
  • мотивация к учебе

Чтобы подготовить речь ребенка для школы нужно:

  • Разговаривать с ребенком, обязательно задавать ему вопросы, терпеливо ждать ответ.
  • Просить ребенка составлять рассказ по наборам сюжетных картинок, о событиях сегодняшнего дня, например, рассказать папе/маме как прошла прогулка с бабушкой/другим взрослым. Уточняйте подробности, просите больше описаний, наблюдений.
  • Важно постоянно пополнять лексический запас ребёнка, даже сложными словами. Обязательно тренируйтесь на скороговорках.
  • Внутри семьи старайтесь говорить медленно, грамотно, четко проговаривая слова.

Развитию памяти и внимания способствуют:

  • Пересказ знакомого рассказа или сказки.
  • Заучивание стихотворений.
  • Восприятие информации через слух путем прослушивания аудиокниг, песен, иностранной речи (особенно, если ребенок билингвальный).
  • Повторение некоторой последовательности действий, показанной взрослым (а, может, другим ребенком), например, медленная последовательность движений какого-то танца.
  • Поиск отличий в похожих картинках.

Чтобы подготовить воображение ребенка для школьного обучения предлагаем следующее:

  • Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликации.
  • Придумывание историй, разыгрывание спектаклей с участием кукол, мягких игрушек или специально сделанных взрослым персонажей, изготовленных из подручных средств.
  • Решение задач пособий, где требуется дорисовать недостающую часть рисунка.

Для развития логики, мышления, проведения логических операций можно предложить:

  • Решать головоломки. Можно подобрать специальные игры типа «Пятнашек» или «Кубик-рубика» или детские альманахи, включающие загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды.
  • Использовать простейшие логические игры на анализ и/или сравнение предметов при помощи специальных пособий или воссозданных взрослым игровых ситуаций.
  • Подвижные игры: «Съедобное-несъедобное», «Казаки-разбойники», различные квесты.

Чтобы подготовить ребенка для чтения, письма и счета нужно:

  • Практиковать совместное взросло-детское чтение.
  • Считать бытовые предметы, деньги при посещении магазинов, аптек, банков.
  • Разучивать буквы алфавита, учиться обводить их по трафарету, а затем писать самостоятельно.
  • Побуждать ребенка сосчитать или прочитать что-то.

Для мотивации ребенка к учебе важно, чтобы получение новых знаний было для него обычным, интересным, увлекательным делом. Поэтому:

  • Обязательно отвечайте на вопросы ребенка, нельзя «отмахиваться» от него. Честно скажите, если не знаете ответ на его вопрос. Предложите вместе попозже заглянуть в энциклопедию или интернет.
  • Полюбите подвижные, логические или просто забавные совместные игры.
  • При выезде за город, зарисовывайте пейзажи, деревья или животных.
  • Изучайте географию: мировые столицы, традиции, обычаи, кухню. Если вы много путешествуете – ребенку будет вдвойне интересно.
  • Привлекайте ребенка к будничным делам: приготовлению еды, составлению списка необходимых покупок (можно только его личных), посещению супермаркетов.

Родители должны помочь ребенку правильно подготовить домашнее задание, которое задал учитель подготовительных курсов. Важно:

  • выбрать одно тоже время для выполнения заданий;
  • посвятить это время всецело отпрыску без смешения занятий с другими делами;
  • набраться терпения, чтобы снова и снова объяснять, рассказывать, придумывать.

Все эти моменты способны подготовить ребенка для созревания главного школьного качества – необходимости сделать то, что нужно, а не только то, что хочется. Поскольку предлагаемые ребенку ситуации изначально больше воспринимаются им как игра, вызывают живой интерес, то возникновение этой важной для обучения черты происходит безболезненно. Результативность дошкольной подготовки зависит также от индивидуальных особенностей ребенка, систематичности игр-занятий, увлеченности родителей в процесс. Важно заранее выработать определенную внутрисемейную стратегию по тому, как подготовить ребенка к школе и подстраиваться под его интересы, а остальное – дело времени и терпения. Удачи!



Предварительный просмотр:

  • Показывать ребенку, что чтение вслух оставляет вам удовольствие.
  • Демонстрируйте ребенку уважение к книге.
  • Во время чтение сохраняйте зрительный контакт с ребенком.
  • Читайте детям неторопливо, но не монотонно. С выражением.
  • Играйте голосом. Излишняя драматизация пугает детей.
  • Сокращайте текст если он слишком длинный. Если вы читаете ребенку на ночь, то следите, чтобы концовка была счастливой.
  • Читайте книги всегда, когда ребенок хочет слушать.
  • Читайте малышу вслух каждый день. Сделайте это семейным ритуалом. Продолжайте чтение, даже тогда, когда ребенок научится читать.
  • С раннего детства подбирать его личную библиотеку. Почаще ходить в книжный магазин.
  • Читайте вслух и пересказывайте те книги, которые вам самим нравились в детстве.
  • Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги.

С чего начать?

Нет более важного занятия для того, чтобы подтолкнуть вашего ребенка к успешному освоению чтения в качестве читателя, нежели чтение, вслух, вместе. Читайте рассказы из различных книг.

Будьте последовательными, терпеливыми и посмотрите, как все это благоприятно отразится на вашем ребенке. Уже через несколько месяцев после рождения ребенок может разглядывать картинки, прислушиваться к вашему голосу и указывать на знакомые предметы.

Привлекая внимание ребенка на картинки и заставляя его ассоциировать слова как с картинками, так и с реально существующими предметами, вы поможете ребенку осознать всю важность изучения языка. Ребенок полюбит звук речи даже перед тем, как он узнает о том, что слова можно писать.

Чтение книг вслух стимулирует воображение ребенка и способствует пониманию окружающего мира. Это помогает детям развивать языковые и слуховые способности и готовит их к пониманию написанных слов, освоение чтения произойдет так же естественно, как и ваш ребенок научился ходить.

Даже после того, как дети научатся самостоятельно читать, не забывайте читать вслух, вместе с ним.

Удовольствие от чтения.

Дети учатся на примере. Лучший пример, который вы можете подать вашему ребенку, это показать ребенку вашу привязанность к чтению.

Мы можем помочь нашим детям найти те средства, которые им необходимы для достижения успехов в жизни. Получение доступа к информации посредством напечатанного слова — необходимость. Знание — сила, и книги полны ими. Но чтение — это нечто большее, нежели практический инструмент. Посредством книг мы можем обогатить наше мировоззрение, а также с их помощью мы можем расслабиться и насладиться драгоценными моментами отдыха.

С вашей помощью дети могут начать ознакомление с книжками, таким образом, они вырастут в людей, которые будут с удовольствием увлекаться чтением, будь то в целях получения знаний, какой-либо информации или же просто для отдыха.

Словами Аристотеля, «счастье —  самоудовлетворенность, которая помогает детям быть самодовольными и самодостаточными, а так же оставляет им бесценное наследие; силу, чтобы преодолевать все сложности жизни и храбрость, чтобы стать преданным, ответственным, активным, творческим и полноценным взрослым человеком.

Когда ребенок может запоминать.

Большая часть детей начинают распознавать написанные слова в возрасте от 4 до 7 лет. В современном мире ребенок может начать любимую коробку от сухого завтрака или же обложку любимой книги со сказками, которую им читают перед сном. Вспомните время, когда вы были еще маленькими. Помните, что вы распознавали?

Вы можете просто читать рассказы и стихи ребенку и позволить им развивать свое воображение. Нет лучшего способа подготовить вашего ребенка для момента, когда чтение начнет нравиться ему даже, если для этого не настало время. Когда придет время и вашему ребенку захочется почитать вам сказку по нарисованным картинкам, во что бы то ни стало, позвольте им сделать это, даже если он рассказывает сказку не так, как это написано в книжке. И это только начало их желания, чтобы почитать вам. Вы можете помочь вашему ребенку. Указывайте пальцем на слова, когда вы читаете вслух, написанные слова имеют значение, и посредством них мы учимся читать. Следуйте пальцем по строчкам по мере того, как вы читаете. Но наберитесь терпения, понимания и обучайте ребенка в игровой форме, и тогда вы будете обречены на успех.

Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:

1)повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться:

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения.

б)постановкой после чтения поисковых вопросов «Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?»

в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т.д.)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                     

Как привить любовь к чтению у учащихся начальной школы.

                             

     Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга  в      духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы.

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще десяток лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому потребность к чтению книг ослабела.

К тому же нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах с детьми могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

Такого рода фразы  от родителей  вызывают у ребенка прежде всего напряжение. Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в нагрузку.

Именно поэтому мы  сталкиваемся с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

    «Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к литературе и литературному чтению.

      Необходимо уделять внимание воспитанию у наших детей правильной        образной речи, обогащать их словарь, учить понимать и чувствовать красоту языка подлинно художественных литературных произведений.

    При обучении младших школьников чтению стоит задача сначала вооружить их     механизмом чтения, а затем совершенствовать его навык, правильность, беглость, сознательность и выразительность. Сам процесс чтения литературного произведения остается ведущей деятельностью. С момента перехода от обучения чтению к обучению литературному чтению усложняются и расширяются цели и задачи, стоящие перед педагогом.
     Цель  учителя – это формирование  грамотных  читателей и приобщение детей к литературе. Грамотный читатель – это такой читатель, у которого сформирован тип правильной читательской деятельности.
Это понятие включает в себя владение как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Понятие «читательская деятельность» включает в себя умение воспринимать литературное произведение эстетически. А это значит – умение видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано. Необходимо учить умению видеть в книге и конкретного собеседника, слышать обращенную к тебе его речь, понимать ее, переживать и осваивать, чего без книги нельзя. Еще один момент, который определяет грамотного читателя – это знание книг и умение их самостоятельно выбрать.      Эффективное значение имеет систематическое
посещение библиотеки,  сначала  классом, затем  и  индивидуально – в удобное для каждого ученика время и с личностно осознаваемой целью.
  Если названные условия не соблюдаются, учащиеся, овладев грамотой и даже получив некоторые литературоведческие знания, читательской самостоятельностью не овладевают, выбирать и читать книги для себя не хотят и не умеют. Ребята  должны  практически понять, зачем люди читают, и убедиться, что и им самим не просто интересно, но очень нужно читать разные книги для себя. Во время учебного процесса неплохо создавать проблемные ситуации, в решении которых будет необходима помощь книги.        Непременным условием успешности формирования полноценного навыка чтения являются регулярно проводимые разнообразные формы чтения .    Интересный прием организации чтения –
«жужжащее чтение». Обязательное условие: использовать его нужно не для чтения текста домашнего задания, а для нарабатывания техники чтения. Поэтому книгу, интересную для себя, каждый выбирает из классной библиотеки или приносят из дома. Такой прием не только помогает формировать технику чтения у детей, развивать их читательские интересы. Такая работа в нашем классе проводится регулярно. И начинали мы с книги «Хочу читать». Учитывалась и скорость прочитанного, и содержание произведений. Фамилии лучших читателей были помещены в классный уголок (рубрика «Лучшие читатели»). Затем ребята с наибольшим интересом и стремлением победить приносили книги по своим интересам.  
     Само умение читать – это творческое общение с детской книгой. На    своих уроках полезно учить  детей чтению–общению, чтобы они научились читать–думать, читать–чувствовать, читать–жить.
    Самостоятельное детское чтение не должно выпадать и из поля внимания родителей. Имеются в виду не какие-то контрольно-принудительные меры, а создание особой атмосферы и условий, благоприятствующих домашнему самостоятельному чтению младшего школьника.
        Руководить детским чтением невозможно без учета их возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с этими особенностями формировать читательский интерес у  учащихся начальной школы.
Процесс всей учебно-воспитательной работы должен быть пронизан постоянным знакомством учащихся с детскими книгами и обращением к книгам при каждом удобном случае.
     Работая с детской книгой, надо стремиться  приучать детей к соблюдению последовательности читательских действий: чтение любой книги надо начинать с  коллективного рассматривания. Дети вчитываются в название книги (заглавие и фамилию автора), рассматривают иллюстрации, сопоставляя их с названием книги, чтобы дать предварительный прогноз о возможном ее содержании. Затем они упражняются в самостоятельном умении найти и выбрать в книге то произведение, которое каждому из них хотелось бы прочитать, и только после этого обучаются вдумчивому прочтению понравившегося произведения с последующей проверкой своих читательских ожиданий.
     Неплохо организовать
уголок чтения, где организуется выставка книг, тема дополнительного чтения и  вывешивается список литературы, который надо прочитать к уроку, новости из мира литературы. В уголке чтения отмечаются самые активные читатели. Здорово, если в кабинете  имеется классная библиотека, в создании и работе которой принимают участие сами дети.

     Распространенной формой работы учителя активно используется игра-инсценирование. Дети очень любят игры «Театр» и «Радиотеатр» в рамках урока литературного чтения. Данная работа не только формирует навыки чтения и любовь к книге, но и артистические способности.

     Хорошо, если в классе организуются минуты поэзии, которые посвящаются творчеству поэтов, любимым стихотворениям, определенной дате или временам года. Работая над лирическими произведениями,  дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают. Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности.
    Внеклассные мероприятия, литературные праздники занимают особое место в творческом воспитании и развитии детей.
     Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять  таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру.

     Все это позволяет ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности.
Для формирования у детей положительной мотивации обращения к книгам соблюдать и некоторые педагогические условия:
– поощрять ребенка за любой видимый успех;
– создавать ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребенок прилагает усилия;
– вести  разъяснительную
работу с родителями, которым даю рекомендации,    как они могут  формировать интерес к чтению у детей.

* В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте для чтения лучше использовать книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Толщина книг не так важна. Важно заинтересовать ребенка содержанием книги. Для этого можно охарактеризовать героев, фигурирующих в книге. Можно раскрыть книгу в середине и увлечь ребенка картинкой, а потом предложить вернуться к началу книги и узнать, в чем дело, почему герой находится в море (или в лодке, или на горе и пр.).

* Начинать чтение необходимо тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Ни в коем случае чтение не должно быть наказанием. Этим формируется негативное восприятие чтения, и никакая красочная книга не поможет его преодолеть. Надо готовить малыша к чтению. Здесь важна психологическая готовность ребенка к трудному действию. Если он играл, прыгал и кричал, необходимо дать время для успокоения. Можно что-то интересное рассказать. «Подвести» к чтению, заинтересовать этим действием.

* Можно использовать книги  маленького формата, которые легко и быстро можно прочитать. Они также должны быть красочными и по содержанию несложными. Дети-первоклассники больше всего любят читать сказки. Этот жанр им близок и нетруден для усвоения. Конечно, лучше начинать с простых сказок — народных. Потом можно переходить и к другим жанрам.

* Интересен такой прием, когда книгу читают по очереди — ребенок и родитель. По одной страничке или по одному отрывку. Или еще один совет. Можно начать интересную книгу взрослому, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребенку прочитать дальше.

* Когда ребенок читает, необходимо очень внимательно его слушать. Ни в коем случае не делать каких-то, пусть и важных для взрослого, дел. Все внимание ребенку. Только так вы можете показать ему, что чтение очень важное дело для всей семьи.

* Еще один прием. Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, напомнить.

* Конечно, после прочтения обязательно надо поговорить с ребенком о прочитанном. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств ребёнка.

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно будет читать.

 Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

   Заставить ребенка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача педагогов, родителей, писателей, издателей, библиотекарей, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.



Предварительный просмотр:

10 заповедей для родителей.

Ребенок – это праздник, который всегда с Вами!

  1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, или таким, так Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.

2. Не требуйте от ребенка платы за всё, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь – как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, «что посеешь, то и пожнёшь».

4. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будьте уверены – ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижайте!

6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не казните себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Ругайте себя, если можете, но не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня.

9. Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы сделали Вашему.

10. Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами!



Предварительный просмотр:

Родителям о поощрениях и наказаниях.

  • Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас. 
  •  Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. 
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. 
  •   Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. 
  •    Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка. 
  •   Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение. 
  •  Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

(Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.)

  •     Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным. 
  •     Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. 
  •     Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.
                                           
    Чем заменить наказания?
  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. 
  • Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. 
  • Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится. 
  • Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

                                    Как поддержать самоценность   ребенка? 

  • Безусловно, принимайте ребенка! 
  • Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях. 
  • Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.) 
  • Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам. 
  • Помогайте, когда он просит. 
  • Поддерживайте каждый успех. 
  • Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку. 
  • Конструктивно решайте конфликты. 
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова. 
  • Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

Как помогать ребёнку в приготовлении домашнего задания

 

  • Посидите со своим ребёнком на первых порах в выполнения домашних заданий, если это необходимо. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие успехи.
  • У Вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки.
  • Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
  • Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед выполнения уроков.
  • Учите выполнять уроки в этом рабочем уголке.
  • Объясните ребёнку главное правило учебной работы—учебные принадлежности должны всегда находиться на своём рабочем месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.
  • Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.
  • Если ребёнок в Вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять.
  • Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что Вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
  • Учите Вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребёнок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведённом на выполнении уроков.
  • Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал без чисто, без помарок, с соблюдением полей.
  • Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт Ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
  • Старайтесь как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно т обращаться к Вам только в случае необходимости.
  • Каждый раз, когда Вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли Ваш ребёнок       через много-много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки.
  • Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его  и Ваше здоровье.
  • В конце концов, радуйтесь тому, что у Вас есть такое счастье-с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!