1.5. Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе.

Магомедова Патимат Устархановна

Предварительный просмотр:

Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года (далее - Стратегия) - система мер управления образованием, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие интеллектуального и кадрового потенциала, повышение качества жизни населения в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике, высокого уровня социальной и профессиональной мобильности населения.

Документ разработан в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р; Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803; Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2008 г. № 491-рп; Основными направлениями деятельности Правительства автономного округа по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 марта 2009 г. N 116-рп.

В определении стратегических направлений развития учтены также программные документы Министерства образования и науки Российской Федерации, ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетные послания Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Данная Стратегия призвана сформировать систему образования автономного округа, которая соответствует инновационной модели развития региональной экономики и обеспечивает выполнение ключевых показателей системы образования: доступность, эффективность, качество.

Стратегия направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов развития системы образования автономного округа, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными и региональными стратегическими приоритетами. Разработка Стратегии является важным этапом 2 дальнейших системных изменений в образовательном пространстве Ханты- Мансийского автономного округа - Югры.                                   Стратегия исходит из целевого ориентира признания образования как стратегического для Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ресурса устойчивого инновационного развития. Она определяет опережающую роль системы образования в решении задач социально-экономического развития автономного округа, долгосрочный вектор развития интеллектуального потенциала Югры.

В Стратегии определены приоритеты для реализации стратегической цели в рамках реализации единой государственной политики в области образования и науки, представлен анализ состояния и развития системы образования Ханты- Мансийского автономного округа - Югры за последние 6 лет, определены важнейшие проблемы и цель её развития. В рамках приоритетов обозначены основные задачи, ключевые направления и механизмы их реализации. В приложении приведена система индикативных показателей эффективности реализации стратегии развития образования.

Стратегия служит основой для разработки программы «Развитие образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2011-2015 гг.», следующей программе до 2020 года, других целевых программ по развитию отрасли, муниципальных целевых программ в области образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и соответствующих законодательных инициатив.

        IY.ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА

Конкурентоспособность, потенциал развития и инвестиционная привлекательность региона в условиях современной экономики в значительной степени определяются образованием. Ведущий элемент политики Правительства Югры - превращение автономного округа из территории временного пребывания в территорию постоянного места жительства через улучшение качества и повышение уровня жизни населения. В этих условиях система образования рассматривается как ресурс развития территории, направленный на формирование человеческого потенциала округа, адекватный задачам его социально-экономического развития. Для этого система образования округа должна постоянно обновляться как содержательно, так и организационно, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично развивающейся экономики Югры.

Возможность получения качественного образования является не только одной из наиболее важных жизненных ценностей для каждого жителя округа, но и неким лифтом, обеспечивающим социальную мобильность представителям всех слоев общества. Стратегическое планирование развития образовательной сферы Ханты- Мансийского автономного округа - Югры основывается на признании образования одним из приоритетных направлений социально-экономического развития округа. При определении долгосрочных перспектив развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в качестве исходного принимается инновационный сценарий развития территории, предусмотренный в Стратегии социально-экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 ноября 2008 г. № 491-рп.

В рамках развития данного сценария особое внимание уделено формированию территориальной системы образования как 41 целостного объекта управления: от дошкольного до высшего и послевузовского профессионального образования, с учетом внешних и внутренних условий и факторов. Среди внешних условий наибольшее значение для образования имеет переход к экономике, основанной на знаниях. К ее ключевым характеристикам относится усиление востребованности компетентностей на рынке труда. Это, в свою очередь, требует повышения качества человеческого капитала путем формирования системы непрерывного профессионального образования.

К внутренним условиям, влияющим на развитие образования, относятся следующие факторы:

• дальнейшая активизация инновационной деятельности, реализация крупных инновационных проектов в сфере образования;

• развитие сектора образовательных услуг;

• маркетинговый подход к развитию образования;

• реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации, переход к принятию управленческих решений на основе мониторинга качества, доступности и эффективности образовательных услуг. Использование принципов программно- целевого управления. Эффективность развития региональной системы образования должна и в дальнейшем обеспечиваться на основе принципов проектной деятельности, таких как открытость к внешним запросам, «деньги в обмен на обязательства», адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Стратегическая цель в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры. Система образования Югры должна стать основой динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором его благополучия и безопасности. Реализация этой цели предполагает выделение следующих приоритетов развития регионального образования: 1. Создание на всех уровнях образования системы образовательных ресурсов (организационно-управленческих моделей для реализации обновленного содержания образования, технологических средств, инфраструктурных единиц), соответствующей требованиям современной экономики, обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг вне зависимости от места жительства. 2. Повышение эффективности управления образованием через использование новых организационно-экономических механизмов, внедрение региональной системы оценки качества образования с обеспечением информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием общественных объединений и представителей работодателей).

3. Повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования. 42 Большинство направлений модернизации должны быть сквозными и реализовываться в масштабах всей системы образования округа, детализируясь по уровням образования. Соответствие системы образования перспективам инновационного развития экономики и общественным потребностям, повышение инвестиционной привлекательности отрасли будет обеспечено путем обновления организационно- экономических механизмов (нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда, повышение самостоятельности образовательных учреждений через переход в новые организационно-правовые формы, др.) на всех ее уровнях.

Повышение качества образовательных услуг, их практикоориентированность обеспечивается активным участием в управлении образованием общественных организаций и профессиональных ассоциаций.

Массовость дошкольного этапа образования - основа успешного обучения в школе и позитивной социализации.

Гибкие образовательные программы, многообразие форм предоставления услуг дошкольного образования (включая развитие негосударственного сектора, вариативных групп, др.) обеспечат поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Компетентностный подход к образованию, его индивидуализация, развитие системы дополнительного образования и воспитания будут определять развитие системы общего образования, а расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса - развитие системы профессионального образования. Вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные научные исследования станет одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования.

В результате сформируется новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний, со сформированными компетентностями поиска, анализа, освоения и обновления информации. Внедрение национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ повысят эффективность использования человеческого потенциала и создадут условия для самореализации жителей округа в течение всей жизни. Настоящая Стратегия определяет новую роль системы образования и ответственность государства перед обществом в сфере образования.

Трансформационные процессы, уже сейчас происходящие в системе образования, и те, которые возникнут в будущем, свидетельствуют о том, что на смену традиционной системе обучения, когда базовым процессом было воспроизводство знаний, а способом контроля – сравнение с идеалом, в технологической модели обучения - постепенно придет новое образование, которое, сохраняя некоторые ценности традиционного и технологического обучения, будет стремиться к индивидуализации обучения, подбору образовательных технологий, адекватных возрасту, к построению образовательной среды, «оживляющей» знания.

Это станет условием получения новых образовательных результатов в соответствии с ценностями будущего общества. 43 Для достижения стратегической цели определены задачи и ключевые направления их реализации в соответствии с уровневой организацией системы образования.

Школьное образование

Задача 1. Обеспечение доступности качественного общего образования независимо от социального положения и места жительства Направления деятельности:

создание условий для функционирования эффективной сети и различных форм получения общего среднего образования (ресурсные центры, базовые школы, школы-ступени, экстернат, семейное образование, самообразование, дистанционное обучение и др.); развитие системы дополнительного образования школьников;

создание условий для интеграции (инклюзии) обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях. создание системы интегрированного (инклюзивного) школьного образования, включая в качестве ее элементов индивидуальное, надомное, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

Задача 2. Обновление содержание и технологий образования, развитие вариативности образовательных программ Направления деятельности:

расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей; создание условий для обучения школьников по индивидуальным образовательным программам (в т.ч. профессиональной подготовки) с учетом особенностей психофизиологического развития детей;

внедрение новых стандартов образования, основанных на компетентностном подходе и обеспечивающих повышение функциональной грамотности школьников автономного округа;

разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия учреждений, предоставляющих образовательные услуги, в т.ч. по реализации образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Задача 3. Формирование механизмов оценки качества школьного образования Направления деятельности:

создание и внедрение системы объективного учета внеучебных достижений обучающихся;

внедрение на всех ступенях общего образования системы объективной оценки качества путем использования процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов, включая международные исследования (PISA, TIMSS и др.);

разработка и внедрение комплекса мер по участию общественности в оценке качества образования.

Задача 4. Обеспечение непрерывного сопровождения детей с учетом их особенностей, индивидуальных потребностей и способностей. Направления деятельности:

 разработка и внедрение индивидуальных программ психолого- педагогического сопровождения каждого школьника; внедрение установленных федеральных государственных образовательных стандартов для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающих необходимые достижения как в сфере образования, так и в жизненной компетенции;

создание системы взаимодействия с семьей для оказания компетентной помощи ребенку;

развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи с участием научных школ, бизнес-структур и других институтов гражданского общества.

Задача 5. Создание условий для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, самосознания, уважающей национальные традиции и культуру народов мира. Направления деятельности:

развитие всестороннего сотрудничества педагогов, обучающихся, родителей, обновление института классного руководства;

развитие механизмов интеграции системы образования, семьи, институтов гражданского общества для формирования толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом;

развитие инновационных форм ученического самоуправления, детских общественных объединений для приобретения обучающимися правового, гражданского, экологического и социального опыта, умения принять осознанный самостоятельный выбор;

совершенствование организации изучения языка, истории и культуры малочисленных народов Севера;

сохранение и развитие позитивных форм детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности воспитания в условиях миграционных процессов и поликультурной среды автономного округа.

Задача 6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни. Направления деятельности:

создание безопасной среды в образовательном учреждении путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации образовательной деятельности;

 осуществление мер по оптимизации учебной, психической и физической нагрузки школьников путем изменения содержания образования, введения многообразия форм организации образовательного процесса, создания разнообразной учебной среды, гибких графиков работы школ и т.д.;

внедрение инновационных образовательных технологий сохранения и развития здоровья детей и молодежи, основанных на самоорганизации здорового образа жизни;

 повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и спортом;

внедрение оптимальных схем организации высококачественного питания школьников;

реализация системы мер по организации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.

Задача 7. Развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения. Направления деятельности:

создание современной образовательной среды для повышения эффективности организации управления системой образования и качества образовательных услуг;

создание условий для подключения каждого рабочего места обучающихся и педагогов к широполосному Интернету;

разработка и внедрение инновационных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов;

создание Центра дистанционного образования и организация на его базе профильного обучения, дополнительного и непрерывного образования, обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием социальных сервисов сети Интернет;

создание для участников образовательного процесса единой системы доступа к информации.

Задача 8. Разработка системы мер, направленных на формирование новых высококвалифицированных педагогических кадров Направления деятельности:

 внедрение системы мер по мотивации роста профессионального уровня педагогов путем введения системы оплаты труда за качество и результаты, инновационных моделей аттестации, системы «социальных пакетов» и др.;

создание системы качественного сетевого непрерывного образования и повышения квалификации педагогических кадров, включая создание «стажировочных» площадок на базе инновационных школ округа;

 создание условий для формирования ассоциаций работников системы образования, советов руководителей образовательных учреждений и других институтов гражданского общества, а также эффективных механизмов их участия в управлении образованием и оценке его качества;

институционализация новых специальностей «учитель-менеджер», «сетевой учитель», «учитель-тьютор», «менеджер образования» и др.

Задача 9. Внедрение организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования школ. Направления деятельности:

расширение программно-целевых методов финансирования, концентрация бюджетных средств на реализации стратегических приоритетов развития общего образования;

развитие экономической самостоятельности школ;

повышение средней заработной платы работников образования с учетом качества и результативности их труда до уровня средней заработной платы в целом по экономике в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре;

 развитие многоканального финансирования; внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений (автономные учреждения и др.);

развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации перспективных проектов, направленных на развитие школьного образования;

переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию индивидуальных образовательных потребностей личности в рамках образовательных программ.

Задача 10. Развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности. Направления деятельности:

внедрение системы мер по обеспечению открытости школьного образования;

развитие эффективного института органов государственно-общественного управления на всех уровнях (школьный, муниципальный, региональный), создание условий для наделения их широкими управленческими полномочиями по определению программ развития, организации образовательного процесса, решению кадровых вопросов, укреплению материально-технической базы и др.;

введение государственно-общественной системы лицензирования, аккредитации образовательной деятельности и образовательных программ; разработка и внедрение механизмов привлечения общественности к процедуре аттестации педагогических работников; создание эффективной системы межотраслевого, межмуниципального сотрудничества.