Шахматы - детям. Конкурс учителей начальных классов, преподающих шахматы - 2018

Черемисина Лариса Владимировна

В 2018 году я принимала участие в Конкурсе учителей начальных классов, преподающих шахматы. На этой странице представлены материалы моих выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

«Опыт реализации шахматного образования в образовательном учреждении»

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Эти слова ученого, мыслителя Али Апшерони очень актуальны. И поэтому, мы, учителя, не стоим на месте, а изучаем ФГОС второго поколения и основы шахматной игры.

Я не могу сказать, что всю жизнь увлекалась шахматами, немного играла в детстве с отцом. В начальной школе ходила в шахматный кружок, а потом это дело попросту забросила. И вот, придя работать в школу учителем начальных классов в 2012 году, я была направлена на курсы по обучению шахматам. Сначала я была удивлена «Зачем в школе изучать шахматы?», но позже поняла, что занятия шахматами полезны ребенку как с точки зрения развития мышления, так и в плане становления личности.

Сегодня, приходя к детям на уроки, я уже знаю, чему я хочу научить детей. Думать, решать, выбирать… Но, наверное, самое главное, научить детей мыслить и применять это в жизни.

В школах нет уроков логики. А шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Существует глубокое заблуждение, что шахматы это просто игра. Нет, это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и эффективное средство умственного развития и адаптации детей.

Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует развитию гармоничной личности и развивает: математические способности, пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях.

В нашей гимназии проект «Шахматный всеобуч» реализуется с 2011 года, за это время обучено более 400 учеников. В гимназии имеется организационно и методически обоснованный проект реализации «Шахматного всеобуча», рассчитанный на 3 года обучения. Данный предмет включен в учебный план, и проводится один раз в неделю. Наши ученики начинают изучать шахматное искусство со 2 класса, а на выпускном вечере в 4 классе в торжественной обстановке проходит церемония вручения Свидетельств выпускника «Шахматного всеобуча». Преподавание ведется по методике И.Г. Сухина. Первоклассники нашей образовательной организации также приобщены к данному виду искусства, занимаясь шахматами на Станции юных техников, в кружке под руководством Ю.А. Сеначина. Благодаря проекту нам удалось заинтересовать шахматами десятки детей. 8% обучающихся начальных классов зачислены на дополнительные образовательные программы «Шахматы» на Станцию юных техников.

Мы часто слышим: дети - наше будущее. А мы формируем это будущее. На своих занятиях я учу детей преодолевать себя, быть дисциплинированными, самостоятельными, готовыми к трудностям. А какое это счастье - открытие в себе чувства победы над собой! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость – этому и учат шахматы!

После 6 лет наблюдения и ведения уроков шахмат я считаю, что у детей, играющих в школе в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными. В подтверждение своего мнения, приведу пример из моей практики работы с детьми. Работая со своими первоклассниками, я обратила внимание на одного мальчика. Он очень плохо адаптировался в новых для себя обстоятельствах: не общался с одноклассниками, на уроке мог отказаться выполнять задание, уходил с уроков физкультуры и музыки, считая их ненужными. Вместе с родителями мы пытались заинтересовать его, привлечь к участию в школьной жизни, ничего не помогало. И вот во втором классе начались уроки шахмат, ребенка как подменили. Он стал дисциплинированным, ответственным, самостоятельным, попросил родителей записать его в кружок шахмат. Сейчас это ученик 4 класса, в табеле имеет по всем предметам пятерки, участвует в шахматных турнирах и гимназических мероприятиях, имеет много друзей.

Я убеждена: шахматы не только развивают объективность отношения к ситуации, они учат   аргументировано отстаивать своё мнение и уважать чужое. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Занятия по шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают ребятам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям.

Учителями ежегодно организуется участие обучающихся гимназии в городских шахматных турнирах, проводятся школьные турниры, мастер-классы, блиц-турниры, посвященные нашему городу, Дню Победы, новогоднему празднику, международному Женскому дню. Команда гимназии ежегодно принимает активное участие в городских шахматных фестивалях «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья» и имеет успехи: Диплом 2 степени (2013 год), Грамота за 2 место в командном зачете (2014 год), Грамота за 3 место в командном зачете (2017 год). В 2012 году команда гимназии стала победителем 2 областного фестиваля по шахматам «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья».

Результаты опросов, проводимых среди учащихся и их родителей, показали, что 92% обучающихся проявляют интерес к шахматам и удовлетворены преподаваемым курсом; более 80% родителей считают, что обучение шахматам положительно влияет на успехи детей и развивает их уверенность в своих силах, веру в возможность преодоления трудностей. Большинство родителей, которые в настоящее время приводят в школу своих детей, в своем детстве не изучали шахматы. И сейчас вместе с детьми они с большим азартом и интересом приобщаются к этому искусству. Так, в прошлом году две мамы из моего класса записались в кружок «Шахматы» и с удовольствием посещают занятия вместе с сыновьями.

Первоначально в нашей гимназии курс «Шахматный всеобуч» вели учителя начальной школы. Из 11 учителей курсы повышения квалификации в рамках темы пройдены у двух человек, что составляет 18% педагогического состава. Поэтому с 2015 года данный предмет во всех классах ведет специалист, закончивший курсы.

Конечно, при внедрении проекта есть и трудности. В первую очередь это оснащение школы необходимым инвентарем. В гимназии имеется демонстрационная доска, а вот настольные шахматные доски имеются не в достаточном количестве, и многие учащиеся приносят их из дома. Это не совсем удобно. Знаю, что учебно-методические комплекты (УМК) трёх лет обучения: УМК «Шахматы, первый год», УМК «Шахматы, второй год», УМК «Шахматы, третий год» включают в себя программу, пособие для учителя, учебник, рабочие тетради и тетради для проверочных работ. В нашем образовательном учреждении весь комплект имеется лишь у преподавателя, а обучающиеся обеспечены лишь учебниками, и то на 70 учащихся вторых классов – 25 учебников, на 65 учащихся третьих классов – 25, на 73 учащихся четвертых классов – 25. Таким образом, работа с учебником может осуществляться только на уроке в классе. Пополнение фонда за последние 5 лет не наблюдалось.

Обобщая все выше сказанное, считаю, что шахматы – это борьба умов и характеров. Это спорт, наука и искусство. И занимаясь этой древней игрой, ученики развиваются по этим трем направлениям, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека, для гармоничного развития души. И, я надеюсь, что дети, прошедшие хоть небольшую шахматную школу, впитают в себя всего понемногу из выше перечисленного, и это поможет им в будущем стать достойными личностями.

Черемисина Л.В.,

учитель начальных классов

МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринска




Предварительный просмотр:

Выступление

«Опыт реализации шахматного образования в образовательном учреждении»

(слайд 1) «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Эти слова ученого, мыслителя Али Апшерони очень актуальны. И поэтому, мы, учителя, не стоим на месте, а изучаем ФГОС второго поколения и основы шахматной игры.

(слайд 2) Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует развитию гармоничной личности и развивает: математические способности, пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях.

(слайд 3) В нашей гимназии проект «Шахматный всеобуч» реализуется с 2011 года, за это время обучено более 400 учеников. В гимназии имеется организационно и методически обоснованный проект реализации «Шахматного всеобуча», рассчитанный на 3 года обучения. Цель и задачи проекта представлены на слайде. Данный предмет включен в учебный план, и проводится один раз в неделю.

(слайд 4) Наши ученики начинают изучать шахматное искусство со 2 класса, а на выпускном вечере в 4 классе в торжественной обстановке проходит церемония вручения Свидетельств выпускника «Шахматного всеобуча». Преподавание ведется по методике И.Г. Сухина.

(слайд 5) Первоклассники нашей образовательной организации также приобщены к данному виду искусства, занимаясь шахматами на Станции юных техников, в кружке под руководством Ю.А. Сеначина. Благодаря проекту нам удалось заинтересовать шахматами десятки детей. 8% обучающихся начальных классов зачислены на дополнительные образовательные программы «Шахматы» на Станцию юных техников.

 (слайд 6) Первоначально в нашей гимназии курс «Шахматный всеобуч» вели учителя начальной школы. Из 11 учителей курсы повышения квалификации в рамках темы пройдены у трех человек, что составляет 27% педагогического состава. Поэтому с 2015 года данный предмет во всех классах ведут только специалисты, закончившие курсы.

(слайд 7) Учителя гимназии с удовольствием делятся опытом своей работы с коллегами на круглых столах и конференциях, а также публикуют свои статьи. Так, в 2017 году вышел в свет сборник, в который вошла статья нашего педагога Прокудиной Е.А. «Нужны ли шахматы в школе…»

(слайд 8) Учителями ежегодно организуется участие обучающихся гимназии в городских шахматных турнирах, проводятся школьные турниры, мастер-классы, блиц-турниры, посвященные нашему городу, Дню Победы, новогоднему празднику, международному Женскому дню.

(слайд 9) Команда гимназии ежегодно принимает активное участие в городских шахматных фестивалях «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья» и имеет успехи: Диплом 2 степени (2013 год), Грамота за 2 место в командном зачете (2014 год), Грамота за 3 место в командном зачете (2017 год).

(слайд 10) В 2012 году команда гимназии стала победителем 2 областного фестиваля по шахматам «Папа+Мама+Школа+Я=Шахматная семья».

(слайд 11) И именно о нашем ученике Михаиле Заваруеве в сборнике «Интеллектуал Зауралья» (Частоозерье, 2013) есть небольшая заметка под емким названием «Вам шах…»: «Перед началом первого тура Олег Алексеевич Богомолов решил проверить кое-кого из юных участников на готовность к бою. И вот напротив губернатора сел симпатичный мальчик Миша Заваруев и без тени робости двинул вперед королевскую пешку. Соперник разыграл любимую французскую защиту. Белые добрались до рокировки черного короля, вскрыли ее и вывели на С2 ферзя: «Вам шах…» – Хороший мальчик, – похвалил Мишу губернатор, согласившись в итоге на ничью. И школьник из Шадринска оправдал оценку именитого соперника. Миша Заваруев за отличную игру в турнире был награжден специальным призом».

(слайд 12) Ежегодно администрацией города проводятся предметные олимпиады среди учащихся 4 классов, в том числе и олимпиада по шахматам. Наши ученики активно принимают участие в олимпиадах. И в этом учебном году команда гимназии заняла почетное 2 место.

(слайд 13) Так же учащиеся гимназии принимают участие в творческих конкурсах, связанных с шахматным образованием. В 2016 году ученики мастерили поделки с шахматной тематикой для городской выставки работ.

(слайд 14) А в этом учебном году мы приняли участие в областном конкурсе рисунков «Шахматное королевство» и с нетерпением ждем результатов.

(слайд 15) Я убеждена: шахматы не только развивают объективность отношения к ситуации, они учат   аргументировано отстаивать своё мнение и уважать чужое. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Занятия по шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают ребятам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям.

(слайд 16) Результаты опросов, проводимых среди учащихся и их родителей, показали, что 92% обучающихся проявляют интерес к шахматам и удовлетворены преподаваемым курсом; более 80% родителей считают, что обучение шахматам положительно влияет на успехи детей и развивает их уверенность в своих силах, веру в возможность преодоления трудностей. Большинство родителей, которые в настоящее время приводят в школу своих детей, в своем детстве не изучали шахматы. И сейчас вместе с детьми они с большим азартом и интересом приобщаются к этому искусству. Так, в прошлом году две мамы из моего класса записались в кружок «Шахматы» и с удовольствием посещают занятия вместе с сыновьями.

(слайд 17) Конечно, при внедрении проекта есть и трудности. В первую очередь это оснащение школы необходимым инвентарем. В гимназии имеется демонстрационная доска, а вот настольные шахматные доски имеются не в достаточном количестве, и многие учащиеся приносят их из дома. Это не совсем удобно. Знаю, что учебно-методические комплекты (УМК) трёх лет обучения: УМК «Шахматы, первый год», УМК «Шахматы, второй год», УМК «Шахматы, третий год» включают в себя программу, пособие для учителя, учебник, рабочие тетради и тетради для проверочных работ. В нашем образовательном учреждении весь комплект имеется лишь у преподавателя, а обучающиеся обеспечены лишь учебниками, и то на 70 учащихся вторых классов – 25 учебников, на 65 учащихся третьих классов – 25, на 73 учащихся четвертых классов – 25. Таким образом, работа с учебником может осуществляться только на уроке в классе.

(слайд 18) Чтобы обучающийся мог усвоить элементы социального опыта, он должен приобрести соответствующий инструментарий, включающий в себя такое понятие как способность действовать «в уме». На материале задач «Игры в повтор» были проведены эксперименты со школьниками 1-4 классов. В итоге обработки результатов были получены данные, представленные в таблице. Таким образом видно, что к концу 2 класса у половины учащихся сформирован частичный уровень способности «действовать в уме», а к концу 4 класса у 33% обучающихся сформирован целостный уровень 1 степени. Также видим, динамику развития способности «действовать в уме» по классам и уровням.

Также хотелось бы сказать, что в гимназии отмечена положительная динамика за три года по учебным предметам. Проанализирована успеваемость и качество при переходе из 4 в 5 класс обучающихся. Наблюдается стабильность и отсутствие снижения качества обучения.

(слайд 19) Для дальнейшего совершенствования шахматного образования гимназией определен ряд приоритетных направлений. Обобщая все выше сказанное, считаю, что шахматы – это борьба умов и характеров. Это спорт, наука и искусство. И занимаясь этой древней игрой, ученики развиваются по этим трем направлениям, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека, для гармоничного развития души. И, я надеюсь, что дети, прошедшие хоть небольшую шахматную школу, впитают в себя всего понемногу из выше перечисленного, и это поможет им в будущем стать достойными личностями.

Черемисина Л.В.,

учитель начальных классов

МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринска



Предварительный просмотр:

МКОУ «Гимназия №9»

«ШАХМАТНАЯ РОКИРОВКА»

Урок по шахматам во 2 классе

(первый год обучения)

подготовила

учитель начальных классов

Черемисина Л.В.

Шадринск, 2018

Пояснительная записка

Автор: Черемисина Лариса Владимировна - учитель начальных классов.

Название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9» города Шадринска.

Предмет: шахматы.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Шахматная рокировка». (28-ый урок первого года обучения)

Цель: Научить детей осуществлять шахматную рокировку

Задачи:

Образовательная – знакомство с новым шахматным термином «шахматная рокировка» 

Развивающая – способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей

Воспитательная – воспитывать интерес к игре, уважение к сопернику, уверенность в своих силах

УУД:

Регулятивные – учить ставить цели, высказывать свои предположения, находить пути достижения, делать выводы.

Познавательные – ввести понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной, и основными правилами рокировки. Учить выполнять защиту короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов.        

Коммуникативные – учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.

Личностные – прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

Планируемые результаты:

Личностные – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию

Метапредметные –моделирование ситуаций, при которых необходимо действовать решительно и четко, правильно и быстро. Использовать знания в различных жизненных ситуациях.

Предметные – сформированное умение решать дидактические задачи: «шахматная рокировка».

Виды работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

  • Проекционная система (проектор, экран)
  • Ноутбук
  • Электронная презентация урока
  • Демонстрационная доска
  • Набор шахматных фигур
  • Настольные шахматы (1 на парту)
  • Рабочие листы с заданиями для учащихся
  • УМК   И.Г.Сухина «Шахматы» 2 часть. 1 год обучения

Как работать с презентацией. Презентация является наглядным дополнением к конспекту урока. Смена слайдов происходит во время демонстрации по щелчку. С целью соблюдения мер по здоровьесбережению учащихся и в соответствии с нормами СанПиНа необходимо перекрывать объектив проектора в те моменты урока, когда презентация не используется активно.

Использованные источники:

  1. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-shahmatam-na-temu-rokirovka-chtoeto-za-hod-1092733.html
  2. http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/shakhmatnaja_rokirovka/414-1-0-4996
  3. Сухин И.Г. Шахматы: 1-й год, или Учусь и учу: Пособие для учителя / Издание 3-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
  4. Сухин И. Шахматная сказка / Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока

1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

0,5 мин.

1.Организационный момент

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит класс –
Шахматы сейчас у нас.

2.Актуализация знаний учащихся

1 мин.

Давайте начнем наш урок с блиц-турнира. Кто знает ответ на вопрос, поднимает руку и отвечает быстро и точно.

- Ходит очень осторожно
На один шажок, 
Ненавидит слово “Шах”.

Вот и все, дружок. (король)

- Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду.
Только прямо хожу, 
Как зовут, не скажу. (ладья)

- Их на поле всего два, 
Из-за них идет война. 
Одного поймать в ловушку - 
Прекращается игра. (король)

- По углам доски стоят
Украшают войска ряд. (ладья)

- Самая главная фигура в шахматной игре? (король)

Молодцы! Сегодня именно эти шахматные фигуры для нас на уроке будут играть очень важную роль.

3. Погружение в тему урока.  Выяснение целей, ожиданий.

3,5 мин.

1.Отгадайте ребус

А сейчас внимание на доску. Чтобы узнать тему нашего урока, надо разгадать ребус. (Слайд 2)

 

- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

-Правильно, это термин РОКИРОВКА.

-Кто знает, что обозначает этот термин?

-Какая же цель сегодня стоит перед нами?  (Узнать, что обозначает термин «Шахматная рокировка»)

2.Актуализация знаний.

-Послушайте историю, которая произошла однажды в шахматном королевстве.

В одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и, нехотя поднявшись со своей мягкой пуховой постели, выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, губы задрожали, а из глаз закапали слезы.
- Проспал! Все свое королевство проспал! - в отчаянии прошептал Король.
Даже если вы совсем недавно научились играть в шахматы, все равно вы легко поймете чувства бедного Короля. Под самыми окнами дворца уже ходит вооруженная до зубов вражеская Ладья, а в отдалении, готовые к штурму, ждут последнего сигнала Черный Ферзь и вторая Ладья. А в самом центре, нагло ухмыляясь и мысленно уже победивший, стоит Черный Король. Уж он-то не проспал свою удачу!

-Можно ли помочь белому королю? Как? (принимаем все варианты учащихся: позвать на помощь другую фигуру, отступить)

А еще, Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку.

Послушайте продолжение сказки:

Почувствовав опасность, король приказал своей ладье «Спрячь меня!». И ладья послушно спрятала короля перепрыгнув через него. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым они собираются пойти.

Одновременный ход ладьи и короля назвали рокировкой.

Чтобы запомнить этот термин есть стихотворение: (слайд 3)

Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко, 
Шахматисты ход такой
Называют рокировкой.

3.Формулирование темы урока и постановка целей

- Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

-Сегодня будем учиться выполнять рокировку на шахматной доске, узнаем правила, когда можно выполнять рокировку, узнаем виды рокировки.

4.Изучение нового материала.

6 мин.

     1.Эвристическая беседа «Шахматная рокировка»

Представьте себе шахматный город и бедного Белого Короля, которому угрожает опасность. Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку! Для чего делается рокировка?

Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности). (Слайд 7)

  1. Демонстрация приема шахматной рокировки.

В рокировке участвуют одна из ладей и король. (слайд 4)

Рокировка считается одним ходом. Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью.

  1. Виды рокировки

- Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга. (показать)

Таким же образом рокируют и черные… Запомните, в какую бы сторону белый король ни рокировал, он всегда прыгнет с черного поля на черное. И наоборот, черный король рокирует с белого поля на белое. Но рокировать не обязательно – хочешь рокируй, хочешь нет.

5.Физминутка

1 мин.

Ладья – шагаем, король – руками делаем круг, рокировка – прыжок.

- Вот и закончилась игра, учиться новому пора!

6. Изучаем правила шахматной рокировки

2 мин.

Правила шахматной рокировки (слайд 5)

Прежде чем делать рокировку, тебе нужно запомнить основные правила.

Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур.

Правило второе. Для обеих фигур этот ход должен быть первым в партии.

Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.

Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля.

7.Практическая работа

5 мин.

 -Ребята у вас на столах шахматные доски с набором фигур, поставьте на них ладьи и короля и попробуйте сделать короткую рокировку, затем длинную.

- Решение шахматных задач в учебнике на страницах 66-67 (слайд 6-10)

8. Итог урока. Рефлексия.

1 мин.

    Продолжите:

    Я узнал…  

    Я научился…

- Удалось ли нам достичь поставленные цели?

- Что помогло вам в достижение успеха?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым интересным?

Урок окончен,

И выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно,

Усердно трудились

И знания ваши

Нам всем пригодились!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШАХМАТЫ УРОК ВО 2 КЛАССЕ

Слайд 2

РОКИРОВКА Одновременный ход ладьи и короля. Шахматный термин А=О З=В

Слайд 3

Иногда король с ладьёй Ходят вместе очень ловко, Шахматисты ход такой Называют рокировкой.

Слайд 4

Короткая рокировка Длинная рокировка Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Как происходит рокировка?

Слайд 5

Правило первое . Рокировку можно делать только один раз за партию. Правило второе. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур. Правило третье. Для обеих фигур этот ход должен быть первым в партии. Как делается рокировка Правило пятое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля. Правило четвёртое. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.

Слайд 6

Можно ли сделать рокировку?

Слайд 7

Можно ли сделать рокировку?

Слайд 8

Можно ли сделать рокировку?

Слайд 9

Можно ли сделать рокировку?

Слайд 10

Можно ли сделать рокировку?



Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШАХМАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гимназия №9» г. Шадринска Черемисина Лариса Владимировна учитель начальных классов 2018

Слайд 3

Цель программы: привить школьникам навыки логического мышления и решения нестандартных ситуаций через обучение игре в шахматы. задачи: создать условия для интеллектуального развития детей и подростков в соответствии с психической и физиологической нормой средствами шахматного образования, игры в шахматы; обеспечить социализацию детей посредством предоставления им дополнительного пространства для организации «здорового» досуга; приобщить детей и подростков к игре в шахматы;

Слайд 4

более 400 выпускников начальной школы получили Сертификаты выпускника «шахматного всеобуча »

Слайд 5

8% обучающихся начальных классов зачислены на дополнительные образовательные программы «Шахматы» на Станцию юных техников.

Слайд 6

Повышение квалификации учителей

Слайд 7

Опыт работы учителей

Слайд 8

Городской этап Школьной шахматной лиги Курганской области 2016-2017

Слайд 9

городской шахматный турнир « Папа+мама+школа+я = шахматная семья»

Слайд 10

9-летний Михаил Заваруев – победитель Второго областного шахматного фестиваля « Мама+папа+школа+я =шахматная семья».

Слайд 11

«Вам шах…»

Слайд 12

Городские олимпиады по шахматам

Слайд 13

Участие в конкурсах поделок «в мире шахмат»

Слайд 14

Участие в конкурсах рисунков «Шахматное королевство»

Слайд 15

Городской шахматный турнир «Белая ладья» - 2018

Слайд 16

Результаты опроса

Слайд 17

17 Материально-техническая база

Слайд 18

Эффективность реализации проекта Класс Число испытуемых Уровень сформированности способности «действовать в уме» (в %) нулевой исходный частичный целостный 1 ст. 1 75 36 25 36 3 2 73 20 26 47 7 3 70 16 20 43 21 4 72 6 12 49 33

Слайд 19

приоритетные направления для дальнейшего совершенствования шахматного образования: создание системы методического обеспечения шахматного образования; повышение устойчивости системы шахматного всеобуча через рост материально- технической и кадровой оснащенности; создание психологического сопровождения общего шахматного образования; совершенствование мониторинга шахматного образования; обмен опытом: распространение и поощрение лучшего педагогического опыта учителей; дальнейшее вовлечение в реализацию Проекта «Интеллектуал Зауралья» родителей.