Программа развития творческих способностей обучающихся.

Родина Анна Николаевна

Представлена программа по развитию литературных способностей обучающихся школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Серго-Ивановская  основная школа»

Программа по развитию литературных

способностей у обучающихся основной школы

составила учитель русского языка Родина А.Н.

2017-2019 г.


Учитель: Родина А.Н.

Программа «Выявление и развитие у обучающихся способностей к литературной деятельности»

Пояснительная записка

Программа по выявлению литературной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития литературной деятельности обучающихся, развитие креативного мышления, предметных умений творческой направленности, работа с одаренными детьми в данном направлении, проведение внеурочной деятельности данной направленности, участие обучающихся в различных конкурсах муниципального, регионального значений.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе

Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки реализации: 2017-2019 г.

 Этапы работы:

  1. этап - аналитический – выявление одаренных детей в литературной области.

 Цель: подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися, имеющими  литературные способности.

  1. этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

 Цель: апробация системы работы с литературно-одаренными обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические

работы, зачеты, проектные задания и т.д.

  1. этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.

 Цель программы : создание условий для поддержки и развития обучающихся с литературными способностями.

 Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях творчества;
  2. организация деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
  3. отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  4. расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, различных конкурсах.
  5. развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

Основные направления реализации программы

- выявление одаренных обучающихся;

- создание банка данных «Одаренные дети»;

-  разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы с учетом литературных способностей;

- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах;

- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творчества обучающихся.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции; Формирование высокой речевой культуры


Основные мероприятия по реализации программы

  1. Диагностика:
  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
  2. Создание банка данных талантливых, литературно-одаренных обучающихся.
  3. Анкетирование родителей с целью выявления литературно-одаренных детей.
  4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
  5. Изучение работы обучающихся на уроке и внеурочной деятельности путем посещения занятий учителем.
  6. Разработка программы работы с литературно-одаренными обучающимися.
  1. Развитие творческих и познавательных способностей:

  1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов.
  2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
  • творческие работы;
  • выполнение творческих тематических заданий;
  • назначение ответственными за проведение предметных недель;
  • создание и защита собственных творческих мини-проектов по заданной  теме.
  1. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
  1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (награды, грамоты, дипломы, поощрение на линейках).
  2. Участие в школьных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах и олимпиадах по литературе

   Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными обучающимися;
  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах и олимпиадах.
  • общее развитие творческих способностей обучающихся;
  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
  • издание творческих работ обучающихся на сайте школы, педагога, собственных страницах в социальных сетях;
  • расширение портфолио за счет полученных грамот и творческих работ  обучающихся.

Педагогические методики: 

Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;

Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;

Тесты Торренса;

Тесты Ровена и Венгера.

Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.

Диагностики:

Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения русского языка и литературы.

Методика «Направленность личности» С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын (7-9 класс)

Методика определения уровня умственного развития для младших подростков (5-6 класс)

 При создании программы использованы интернет- ресурсы:

Силяева Светлана Ивановна, «Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности», https://multiurok.ru/files/proghramma-vyiavlieniie-i- razvitiie-u-obuchaiushch.html