Методическая копилка

Прокуронова Светлана Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в страну здоровья»

Цель: формирование у детей знаний о здоровом образе жизни. 

образовательные: ознакомление обучающихся с понятием ЗОЖ, правилами личной гигиены, повторение правил личной гигиены.

развивающие: формирование у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

воспитательные: воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила; воспитание бережного отношение к своему здоровью.

Содержание

- Приветствую всех, кто время нашёл

И в класс к нам на праздник здоровья пришёл!

Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,

Нам спорт с физкультурой

Как воздух нужны.

А с ними порядок, уют, чистота,

Эстетика. В общем, сама красота!

Здоровье своё бережём с малых лет.

Оно нас избавит от болей и бед!

  -Ребята, совсем недавно отмечался всемирный день здоровья.  Сегодня утром мне пришло письмо из страны Здоровья, его жители самые здоровые, самые спортивные человечки. И они пригласили нас посетить их страну. Я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие в город Здоровья и показать его жителям, что мы тоже соблюдаем здоровый образ жизни. На протяжении всего нашего занятия с нами будет путешествовать Мойдодыр.

-Давайте вспомним, что такое здоровье?

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. И очень часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Сегодня мы будем говорить о нашем здоровье  и о здоровом образе жизни.  

- Наш поезд «Здоровье» называется, СЛАЙД

На нем мы в путешествие и отправляемся!

Все, кто хочет быть здоровым, - занимай скорее места! Все готовы? Тогда в путь. Наш волшебный поезд отправляется!

-Чтобы быть здоровым, добрым и веселым,

Что нужно делать? Какие правила соблюдать? (надо соблюдать режим дня, утро начинать с зарядки. Спорт – залог здоровья и хорошего настроения.

     - Наше время пребывания на этой остановке подошло к концу. И нам пора двигаться дальше.

(Поезд.)

-Наша следующая остановка на станции Художников. Мойдодыр просит вас нарисовать на листах Грязнулю и Чистюлю. Команда девочек будет рисовать Грязнулю, а команда мальчиков будет рисовать Чистюлю, поторопитесь, друзья, ведь наш поезд отправляется по расписанию, нам нужно успеть.

-Итак, вот какие замечательные рисунки получились.

- Чем отличается Чистюля от Грязнули ?

- На кого вы хотели бы быть похожими ?

- Что надо делать, чтоб быть всегда чистыми ?

Что-то мне подсказывает, что наш поезд отправляется, скорее, занимайте свои места, мы отправляемся на следующую станцию.

- Следующая наша остановка в городе  Гигиены.  Девиз жителей  этого города : «Чистота - залог здоровья».

- Ребята, подумайте, кто является главным жителем города Гигиены?  Правильно, Мойдодыр. (просмотр отрывка «Да здравствует мыло душистое" песенка из м/ф "Мойдодыр")

- Мойдодыр подготовил для нас загадки о наших друзьях, которые помогают нам оставаться чистыми и аккуратными.

Дождик тёплый и густой,                       Плещет тёплая вода

Этот дождик не простой:                        В берега из чугуна.

Он без туч, без облаков                          Отгадайте, вспомните:

Целый день идти готов.                         Что за море в комнате?

  (Душ).                                                                                  (Ванна)

Мы ею пользуемся часто,                       Ускользает как живое,

Хоть она, как волк, зубаста.                   Но не выпущу его я,

Ей не хочется кусаться,                          Дело ясное вполне

Ей бы зубки почесать.                            Пусть отмоет руки мне.

 (расчёска)                                                                (мыло)

                                                                                 

Говорит дорожка –                                   Костяная спинка,

Два вышитых конца:                               Жесткая щетинка,

Помылься хоть немножко,                    С мятной пастойдружит,

Чернила смой с лица.                             Нам усердно служит

Иначе ты вполдня                                            (зубная щетка)

Испачкаешь меня!

(полотенце)

-Молодцы, ребята! Отгадали все загадки, которые приготовил нам хозяин этого города Мойдодыр! Мы отправляемся на следующую станцию .

 -Следующая наша остановка в городе  Правильного Питания. Девиз жителей этого города : «Будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться!»

-Посмотрите, на СЛАЙДЕ изображены вредные и полезные продукты, внимательно рассмотрите и скажите верно ли они распределены? 

- Поезд скоро прибудет на конечную станцию. А пока мы едем, я предлагаю вам поиграть. Наша игра – «Это я, это я». Я говорю вам фразы, а вы мне – отвечаете словами «Это я, это я – посмотрите на меня!»

Будьте внимательны, отвечать нужно не всегда, иногда надо промолчать.

По утрам я чищу зубы,                          Просыпаюсь очень рано

Я ведь с щеткою дружу.                        И бегу сначала в ванну,

На проверку очень смело                      Умываться мне не лень,

К стоматологу хожу.                              Хожу чистым я весдень!

Замарашка рук не мыл,                         Солнце, воздух и вода –

Месяц в баню не ходил.                        Мои лучшие друзья!

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,как лягушка,

Ускакала от меня.

                                                 

Подведение итогов занятия

-Наше путешествие подошло к концу, мы посетили с вами все станции, давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье.

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что нового узнали?

- Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

- Нам пришла пора прощаться, жаль мне с вами расставаться.

Буду снова в гости ждать, и хочу вам пожелать:

Всем здоровым, сильным быть, крепко спорт всегда любить.

Помнить всем о гигиене, чистоте, здоровом теле.

С витаминами дружить и, конечно, дружно жить!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

«Вини себя за вид болезненный и хмурый, не занимаешься ты, видно, физкультурой».

Слайд 5

Полезные продукты Вредные продукты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение . 1 класс УМК «Школа России» А Б

Слайд 2

Речевая разминка Ши – ши – ши - любят сказки малыши . Ша – ша – ша – книга есть у малыша Шо – шо – шо – мы читаем хорошо . Шу – шу - шу –я читаю и пишу .

Слайд 3

Речевая разминка СашалюбитсушкиСоняватрушки . Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Слайд 4

з к с а к а а сказка Едва повеяло зимой. Они всегда с тобой. Согреют две сестрички, Зовут их… рукавички рукавичка

Слайд 7

Русская народная сказка «Рукавичка» . А Б

Слайд 8

РУКАВИЦА Словарная работа РУКАВИЧКА Предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно. Меховые рукавицы. Рабочие рукавицы . Рукавичка (уменьшительное) Толковый словарь Ожегова

Слайд 9

Мягкие зимние рукавицы. Толковый словарь Ожегова Рукавицы Варежки

Слайд 11

Словарная работа Бредёт – Врассыпную - Хватился – идёт с трудом или тихо. движение в разные стороны. начав искать нужное, обнаружил его отсутствие .

Слайд 12

Трудные слова Спра – ши – ва – ет - спрашивает За – тре – ща – ли - затрещали Ра – зор – вёт – ся - разорвётся По – ше - ве – ли – ва – ет – ся - пошевеливается Врас – сып – ну – ю - врассыпную

Слайд 13

Выбери пословицу Знает сорока, где зиму зимовать. Не учись разрушать, а учись строить. В тесноте , да не в обиде.

Слайд 14

Давайте отдохнём!

Слайд 15

Главные герои: Мышка - поскребушка Лягушка - попрыгушка Зайчик - побегайчик Лисичка - сестричка Волчок - серый бочок Кабан - клыкан Медведюшка - батюшка

Слайд 17

Сказка «Рукавичка» Мышка - поскребушка Лягушка - попрыгушка Зайчик - побегайчик Лисичка - сестричка Волчок - серый бочок Кабан - клыкан Медведюшка - батюшка Сказка «Теремок» Мышка - норушка Лягушка - квакушка Заяц - на горе увёртыш Лисичка - сестричка Волчок - из-за кустов хватыш Медведь - тяпыш-ляпыш - всех вас давишь! Главные герои:

Слайд 18

Продолжите фразу: На уроке я узнал… Я запомнил … Мне понравилось … Похвалил бы себя за… После урока мне захотелось…

Слайд 19

Автор работы Жихарева Елена Викторовна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 570 г. Санкт-Петербург

Слайд 20

Использованные ресурсы: http://my-shop.ru/shop/books/1638775.html http://petrovka.ua/?CATEGORY=696 http://razmergrudi3.zapto.org/futbolki/?index=zeqm&tfk= г http://www.labirint.ru/series/3262/?available=1&no=1 http://biblio.by/prod/catalogview.htm?currentPage=1&orde http://www.techno-leader.ru/shop/index.php?productID=3743


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это?

Слайд 5

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мышки. Первой была Лайка . Ракета с собакой полетела в космос 3 ноября 1959 года.

Слайд 6

12 апреля 1961 совершён первый полёт человека в космос. Юрий Гагарин на корабле Восток-1 впервые облетел вокруг Земли.

Слайд 7

Карточка №1 4. 5. 3. 1. 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренажёр-раскраска «Н у м е р а ц и я ч и с е л о т 2 1 д о 1 0 0 » Математика 2 класс УМК любой

Слайд 2

Ребята! Я приготовил подарок для своего друга, но не раскрасил его. Помогите мне в этом. Отвечайте на вопросы и картинка постепенно раскрасится . Старт

Слайд 3

В каком числе 4 дес . и 7 ед.? 74 17 47

Слайд 4

Какое число меньше, чем 70, на 1? 59 71 69

Слайд 5

Найди сумму чисел 8 и 50. 42 58 85

Слайд 6

Найди разность чисел 94 и 4. 98 90 54

Слайд 7

Найди число, в котором 5 дес ., а единиц на 2 меньше, чем десятков. 53 52 35

Слайд 8

Какое число увеличили на 7, если получили 30? 29 23 37

Слайд 9

Какое число уменьшили на 9, если получили 21? 30 12 11

Слайд 10

Какое число следует за числом 35? 34 53 36

Слайд 11

Какое число стоит перед числом 60? 61 59 62

Слайд 12

Где представлено число 53 в виде суммы разрядных слагаемых? 53 = 51 + 2 53 = 50 + 3 53 = 52 + 1

Слайд 13

Сравни числа 78 и 87. = < >

Слайд 14

Какое число стоит между числами 83 и 85? 82 86 84

Слайд 15

Уменьшаемое 42, вычитаемое 10. Чему равна разность? 52 32 22

Слайд 16

Найди сумму двух одинаковых слагаемых, одно из которых 11. 22 11 0

Слайд 17

Ура! Мой подарок готов. Спасибо за помощь.

Слайд 18

Используемые источники: Кружево http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/39663434.369/0_8781d_ea3e27ef_L.png Мышонок http://img-fotki.yandex.ru/get/5303/69473056.c0/0_a84b9_34ae4b3_XL Раскраска http://igraem.pro/wp-content/uploads/2014/06/duck.jpg Работа выполнена в рамках творческой мастерской "Технологические приемы создания ЭУМ средствами программы Microsoft Office PoverPoint « на сайте Кулаковой Н. И .



Предварительный просмотр:

Классный час «Поговорим о вежливости»

Класс : 2

Цели: Формирование  навыков  вежливого общения,

         Обучение  детей употреблять различные словесные формы вежливости;

   

Задачи: 
1) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
2) Воспитывать чувства товарищества и дружбы

Оборудование: презентация

                           

Ход классного часа:

Орг . момент.

Вступительное слово учителя.

-Ребята мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте,

Однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. Эта страна состоит из областей, в которых мы побываем.

Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить:

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого….( спасибо)

  1. Зазеленеет старый пень

Когда услышит….( добрый день)

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте).

  1. Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим, извините…(пожалуйста)

  1. И во Франции, и в Дании

На прощание говорят… (до свидания)

-В какую страну мы отправляемся?

Ребята, а как вы думаете, вежливыми рождаются, или ими становятся.

-Правильно, становятся. Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

А что же такое вежливость?

Вежливость – соблюдение правил приличия.

Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый.

Послушайте, откуда пришло это слово (ученик рассказывает)

- Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

- Ах, ты невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ

- Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. и остальные вежливые слова.

-Первая область этой страны называется «Область пословиц»

Как вы понимаете смысл пословицы «Слово не воробей- вылетит не поймаешь» Она напоминает нам, что не к месту сказанное слово может ранить человека и иметь такие же последствия, как грубый поступок

-Что мы можем узнать о человеке по речи?

-Можно ли говорить о культуре речи того, кто обращается к другим по кличкам и прозвищам?
-В словах  заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

 Вторая  область этой страны состоит из двух районов: «Залив вежливости»,  « Мыс культуры».

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами 2 раза. Начнем.
- Поздороваться при встрече……….
- Толкнуть и не извиниться…………
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице малышу или пожилому человеку…………..
- Попрощаться уходя…………
- Опоздав на урок, нужно сказать «Извините, можно войти?»………………..
- В автобусе никогда не уступай место пожилым людям…………………
- Нужно всегда соблюдать правила культурного поведения………………..


- Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Девочка читает стихотворение.

    Малыша обидел Витя.

    Перед школою в строю, Витя просит:

    - Извините,

    Я ошибку признаю.

    На урок пришёл учитель,

    Положил на стол журнал,

    Следом Витя:

    - Извините, я немного опоздал.

    - Тихомиров! Покажите

    Нам на карте город Псков.

    - Извините, – шепчет Витя, –

    Я к уроку не готов.

    Мы поспорили с Наташей

    Вежлив Витя или нет?

    Разберитесь в споре нашем,

    И пришлите нам ответ!

- Чтобы вы ответили на вопрос?

«Мыс культуры»

 1 группа
Давайте вместе решим задачу:
2
). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?


-Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.
_ Для чего нужно людям знать вежливые слова? Как они помогают людям в различных ситуациях?( чтобы обратиться к кому либо  поблагодарить , извиниться.)

    2группа   Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.

Как вежливые слова помогают                                здороваюсь с ними, говорю

найти друзей                                                                им «проходите      

                                                                                                     пожалуйста»

 

Как вежливые слова помогают                                Здравствуй, давай с тобой

мирить, если я обидел друга и                               дружить.

хочу помириться, я могу сказать

 

Как вежливые слова помогают                                Прости пожалуйста

быть гостеприимными, когда ко

мне приходят гости я всегда

 

Если вы не знаете имени человека                       Простите пожалуйста или

к которому обращаетесь, лучше всего                 Будьте добры, скажите,

начните фразу со слов

     3 группа  «Образуй своё правило».

Детям раздаются карточки с правилами вежливости.

Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.

    Будь вежлив со своими товарищами: не давай( им прозвищ и кличек.)

    Не спорь с товарищами по пустякам,( не ссорься, работай и играй дружно.)

    Будь внимательным к окружающим, не( причиняй им неприятностей.)

Вот новая область, которая состоит из трёх  районов первый район «Слова  приветствия» , второй  «Слова извинения», третий «Слова благодарности» .

В нашем классе чудеса, бывает, происходят,

    Дети нужные слова часто не находят.

    В любое время года, в жару или ненастье

    Забывает кое-кто простое слово… (здрасти)

    С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,

    Убежал, не вспомнил он слово … (извините).

    Подарили вам портфель и ещё что-либо,

    Надо что-то бы сказать, кажется … (спасибо).

    Это важные слова надо помнить, дети,

    Интереснее тогда будет жить на свете.

    Три волшебных слова чаще говорите,

    И получится у вас всё, что захотите.

Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали. Прежде всего вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми. Добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.

Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
-Так, что же такое вежливость?

Уч.1  Вежливая речь- в традиции народа. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами от которых становиться теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.

Уч.2   Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Добро сделанное в тайне оплатится явью.

Уч. 3 Добро и вежливость  обязательны в нашей жизни.  Доброта и вежливость служат для выражения уважения людей друг к другу.

Уч.4 Если мы хотим, чтобы уважали нас, мы сами должны проявлять такое же отношение к окружающим. Помните всегда : поступай с другими так как, хотел бы , чтобы поступали с тобой.

 Итог.

 Я думаю, что мы получили  гражданство этой страны.

- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

Рефлексия.

На доске:

    Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

    Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .

    Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .


Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками? Нарисуйте солнышко или тучку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Ударение»

Слайд 2

Это деревушка Ударная. Её жители ударные труженики. Почему они бьют молоточками? По каким буквам они бьют молоточками?

Слайд 3

Замок Замок Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок. Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок.

Слайд 4

Кружки Кружки Из теста сделали кружки. Из них слепили пирожки, Компот налили в кружки: - Отведайте, подружки!

Слайд 5

Белки Белки На ветку дуба Сели белки, Устроив в роще посиделки. Шеф-повар просит нас: «Сынки! Для торта сбили бы белки!»

Слайд 6

Ударный слог, ударный слог,- Он назван так недаром… Эй, невидимка – молоток, Отметь его ударом! И молоток стучит, стучит, И чётко речь моя звучит. Иногда от перестановки ударения меняется смысл слова.

Слайд 7

Ударение может падать на любой слог. Вкусная(___), холодная(___), ароматный (___) 1 2 3

Слайд 10

Ударение не ставят в словах с буквой ё Груша, вишня, слива, берёза Дача, кот, домик, крыша Ударение не ставят в словах с 1 слогом

Слайд 11

Итоги урока: Изменяет … Может падать на слог Не ставят в словах с … - Всегда ударная … смысл слова любой буквой ё. гласная буква



Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Учитель: Боровкова С.В.

Класс: 1

Тема: Где зимуют птицы?

Цели урока: расширение знаний детей о птицах, зимующих в наших краях;

ознакомление с перелетными птицами.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о птицах, расширять знания детей о жизни птиц;;

Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, выделять главное и делать выводы;

Воспитательная: пробуждать любознательность воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению. воспитывать заботливое отношение к птицам;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Где зимуют птицы?

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и улыбнемся. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

«Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!»

II. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

- Откуда же пришло письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).

-Да, это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам, Кашпирской школы). Давайте посмотрим, а что там в конверте? (Открываю конверт)

- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, Лебедь, из сказки Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Самарской области, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

  1. Какие птицы остались зимовать в вашей местности?
  2. Где они укрываются от мороза, чем питаются?
  3. Помогаете ли вы им пережить холода?
  4. Какие птицы улетели на зиму в теплые края и почему?

Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь

- На эти серьезные вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.

- Определим тему урока, слова подсказки у нас есть: птицы, зима и вспомните с какого слова начинается наш раздел? (где?) Значит, наш урок будет называться “Где зимуют птицы?” (Cлайд 1)

III. Изучение новой темы

- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес, где обитают наши пернатые друзья. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.

- Назовите эти правила. (слайд 2)

  • Не шуми в лесу!
  • Не трогай гнезда птиц!
  • Не забирай птиц из леса!
  • Не оставляй после себя мусор!
  • Не ломай ветки деревьев и кустарников!

- Нас встречает зимний лес полон сказок и чудес. Погода зимняя, морозная. В лесу тихо. (слайд3)

(Ученики читают стихотворение. По ходу чтения этого стихотворения учитель прикрепляет на доску картинки птиц)

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.

Как рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

- Если вы придёте в лес с добрыми сердцами, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.

Звучат «Голоса птиц» - аудиозапись)

- Какие ещё птицы, кроме тех, что были названы в стихотворении, остаются у нас зимовать?

(Сороки, вороны, воробьи, галки.)

- Вспомните, что для этих птиц общее?

(Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)

- Этих птиц, ребята, называют осёдлыми. Если мы обратимся к толковому словарю, то узнаем значение слова «оседлый».

Оседлый – живущий постоянно на одном месте.

- Этих птиц ещё называют – зимующие. (учитель вывешивает слово-зимующие над картинками птиц)

- На какой вопрос из нашего письма мы ответили?

( Какие птицы остались зимовать в нашей местности?)

- Назовите зимующих птиц. (слайд)

– Чем они питаются? Как помочь птицам не погибнуть зимой?

- Верно, нужно сделать кормушки. В кормушки помещают разные корма: семечки, зерно, хлебные крошки, несоленое сало. (Слайд)

Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни. Овёс и пшено едят воробьи и синицы. Сырое сало любят синицы, поползни и дятлы. (слайд)

Но у птиц еще есть и природные столовые (слайд)

– Легко ли им зимой? (ответы детей)

. – А как мы можем им помочь? (ответы детей)

. – А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей)

– Каких птиц вы видели на своей кормушке? (ответы детей)

- О чем мы должны помнить?

Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом. Покормите птиц! (слайд)

- Вот мы с вами ответили на другие вопросы из письма ( Чем питаются? Помогаете ли вы им пережить холод? )

Физминутка

Птички прыгают, летают. (Прыжки на месте, взмахи руками.)
Птички крошки собирают
(Показать, как клюют птички.)
Перышки почистили,

Клювики почистили. (Погладить руки, носики.)

Птички летают, поют, (Взмахи руками.)

Зернышки клюют. (Показать, как клюют птички.)

- Встали все кругом, наберём в ладошки семечек и накормим птиц. .Птицы поклевали, пёрышки почистили, крылышки распрямили и развеселились

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птиц? А летом? Как вы думаете почему?

- Итак, одни птицы остаются на своей родине, а другие улетают в тёплые края, давайте еще раз вспомним и назовем перелетных птиц.

- Каких птиц вы ещё не назвали?

- Лебедь прислал нам диск с фотографиями, голосами и загадками перелётных птиц. Попробуем отгадать их.

*Показ слайдов. Звучит пение птиц.

1. Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

2. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)

- В старые времена соловьи стоили очень дорого –25 рублей, а корова - только5 рублей.

- Продолжаем разгадывать загадки.

3. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый… (Скворец)

4. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

5. Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

6. Эта птичка не боится холода и прилетает на родину ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает в тёплые края поздней осенью в холодное, “зябкое”, как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ.

*Причины перелета в теплые страны

- Почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края?

( Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений)

*Места зимовок перелетных птиц

- Ребята, интересно, а в какие страны улетают птицы осенью?

- В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаясь в спячку, так как не находили там еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно, как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи – во Францию. Утки - в Испанию. Скворцы – в Турцию. Журавли - в Индию.

- Так что же влечет птиц?(любовь к Родине). Этим мы, люди, также схожи с птицами.

* Работа по раб. тетради

- Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей – зимующих птиц? Давайте откроем р.т. на странице 56 и раскрасим синим карандашом кружочки около зимующих птиц .

IV. Закрепление знаний

* Игра «Узнай птицу»

- Узнайте по описанию птицу и скажите, к какой группе относится: зимующие или перелётные.

- Первое описание для девочек.

«Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно».

- Это сова.

- Одна сова за ночь вылавливает 7 – 8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой. Только одна совиная семья уничтожает за год 10000 мышей и таким образом спасает 20 тонн зерна.

-А теперь описание второе, для мальчиков.

«Эта птица – лесной доктор. Он ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из – под неё вредных для дерева насекомых».

- Это дятел.

- Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые – вредители, и лес будет жить.

* Игра «Третий лишний».

- Из названий трех птиц необходимо назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.

  • Галка, грач, воробей.
  • Ласточка, зяблик, дятел.
  • Ворона, сорока, кукушка.
  • Сова, голубь, соловей.
  • Скворец, поползень, журавль.
  • Стриж, воробей, галка.

- Муравьишка приготовил для вас следующее задание

V. Итог урока

- Наш урок подошёл к концу. Давайте вместе устно составим ответ Лебедю, а потом я напишу и отправлю письмо.

Здравствуй, Лебедь!

Пишут тебе первоклассники из Кашпирской средней школы.

Мы рады помочь тебе!

Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют …..

Птиц, которые остались зимовать, называют ….

Мы помогаем им …. С уважением, 1 класс

- Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке “Пернатые друзья”. Благодарю вас за хорошую работу . Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.

VI. Рефлексия

- На партах лежат светофорики. Оцените свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 12

Сова Картинка Викторина К. И. Чуковский Н. Н. Носов А. П. Гайдар Шарль Перро Г. Х. Андерсен А. С. Пушкин А. Л. Барто Братья Гримм В. Г. Сутеев С. В. Михалков Попова С.Г. Эффект перелистывающейся книги в PowerPoint Информационные источники



Предварительный просмотр:

Карточки по русскому языку

для 3 класса

Карточка № 1

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Грамотно обозначь орфограммы.

Девоч…ка А(л)ла читала книгу извес…ного учёного астронома Кири…а Ил…ича Ч…йкина. Она рассказывает о звёз…ном небе массу интерес…ного. Звёзды на н…бесном своде разделены на гру…ы- созвездия. Истории полны радос…ных и сч…стливых, грус…ных и опас…ных приключений. В древности их рассказывали ус…но. Позднее они были записаны. Звёзды бывают гиган…скими и карликами. Сейчас доблес…ные з…мляне в к…смических аппаратах дол…тают до самых д…лёких звёз…

Выполни фонетический анализ слова СОЛНЦЕ

Карточка №2

Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Спишите. Выделите орфограммы.

(В)л...су ч...дно пели свои прекрас...ные песни с...лов...и. Р...бята (по)бежали (по)у...кой доро...ке купаться в реч...ке (с,С)еребрянке. К...рилл х...р...шо (по)думал и реш...л задач... (по)геометрии. Капельки р...сы (с)текали (с)веточ...ки м...л...дой б...рё...ки. (На)пеньке с...дела прелес...ная белоч...ка, (по)глядывала (по)сторонам и ела сла...кие ...го...ки.

Над словами пятого предложения напиши какими частями речи они являются.

Карточка №3

Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы двумя чертами.

Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.

Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !

Карточка №4

Определи границы предложений. Спиши. Выдели орфограммы.

Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму.

В 1, 3, 5 предложениях подчеркнуть главные члены.

Карточка №5

#1048;з слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить текст. Написать, вставляя пропущенные буквы.

Воскрес...ным, Ваня,утром, лесом, любовался, прекрас...ным,
дерев...я, праз...ничные, ст...яли
соком,чудес...ная, нал...лась, алым, з...мляника
были, яго...ки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, прелес...ную,собирать, земл..нику, стал
угостил,Анну, яг...дами, он, сла...кими, бабушку, св..ю

Карточка №6

Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.

Светло, светлый, светлячок, светлеет.

Лиса, лисичка, лисонька.

Коса, косичка, косы.

Зелёный, зелёнка, зелень.

Земля, земляной, земли, землица.

Добро, добродетель, добренький.

Солонка, посолить, недосол.

Карточка №7

Собери текст. Озаглавь. Запиши, вставляя пропущенные буквы или раскрой скобки.

А куропатки корм ищ...т и не ч...вствуют опас...ности.

К ним ползёт л...са.

Ярос...но затрещала с...рока.

Л...сич...ка ре...ко прыгнула, но куропатки разл...телись.

Чудес...ное раннее утро.

Заметила ужас...ную хищ...ницу.

Тут прил...тела с...рока, осм...трела окрес...ности.

На л...сной п...лянке груп(п)а куропаток.

Карточка №8

  1. Прочитай текст. Озаглавь.
  2. Вставь пропущенные буквы Спиши текст.
  3. Обозначь орфограммы!!!

На дв…ре в…сна. Ярко светит со…нце. Вес…ло журчат руч…и. Кругом м…л…даятра…ка. Д…ревья надели з…леные плат…я. У б…рё…киз…лотыесерё…ки. Всюду слышны радос…ныептич…и г…лоса. В…сной у птиц много работы. Они в…ют гнёзда на липовой ал(л)ее. Скоро в каждом гн..здезапищ…т пт..нцы. В нашей мес…ности громко жуж(ж)ат шмели. Ч…дес…но в…сной !

Карточка №9

Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.

Выделите орфограммы.

Зина терпеливо принялась обяснять задачу.

Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся

На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.

Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.

Некогда в русских деревнях крестяне собирали позднею осеню тронутые

морозом гроздя красной рябины. (Соколов-Микитов И.)

Заячими, лисими, птичими следами расписана белая скатерть снегов.

Карточка №10

Спиши, исправляя мои ошибки. Не забудь выделить орфограммы.

В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.

Выполни фонетический разбор слова АЛЛЕЯ

Карточка №11

Определи границы предложений. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выдели орфограммы.

Ст...ит прекрас...ный зимний денёк со...нце осв...щ...ет всю окрес...ность радос...ные солнеч...ные лучики скач...т по ств...лам д...рев...ев на б...рё...ку опустилась стайка прелес...ных птичек это синич...ки их много ж...вёт в нашей мес...ности у синичек праз...дничный вид на г...ловке ч...дес...ная шапочка как х...рош... эти пташки!

Карточка №12

Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

Собака - друг человека, а волк .Железо тяжёлое, а пух .... Река широкая, а ручей .... Чеснок горький, а яблоко .... Кисель густой, а суп ... . Камень тяжёлый, а известняк... .Дом высокий, а сарай .... Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром ....

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные

(укажи их в скобках)

1 вариант

Кто как зиму встретил

Л_туч__ мыш_ з_брались ( в)дупла д_рев_ев и (на)чердаки д_мов. Е_ (при)крылся сух___ л_ст_ями. Л_гушки з_рылись в мох. М_две_ь от_елся (за)осень и спит в б_рлоге. Белка см_нила на зиму шу_ку, п_ч_нила гн_здо. Л_са ( в)н_ре из л_ст_ев тепл__ п_стель сделала себе. Только бездомн__ волк бродит зл__ и г_лодн__.

2 вариант

Весна

(На)ступила в_сна. (С)голуб___ неба л_ются лучи ярк__ со_нышка. Руч_и (с )в_с_лым шумом н_сутся (с)гор. Реч_ка б_ж_т ш_рок__ и бурн__. ( На )стар__ б_р_зе уже возится грач. ( В)чист__ весен___ воздухе уже п_ют птицы. Школ_ники сделали гряды на своем _г_роде и ( п_)садили нов__ сорта _в_щей. Летом они будут пр_в_дить бор_бу с вр_дителями, а (к)осени устроят выставку овощей.

3 вариант

Михайловское

(На)х_лме ст_ит ст_ринн_ усадьба. Лес_ница в_дет к длин___ дому. В_кру_ густ__ парк. Это Михайловск__. По а__еям парка любил гулят_ _лександр _ергеевич _ушкин. (В )маленьк__ домике под тесовой крышей ж_ла Арина Радионовна. Это любим__ няня поэта. В Михайловск__ пр_езжают люди. Им дор_г уг_лок, где ж_л великий ру_кий поэт.

ВАРИАНТ – 1

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и спишите текст.

Вчера веч…ром и ноч…ю шёл сне… . Липкий сн…жок обл…пил все ветки м…ей любимой б…рёзки. А под утро ударил моро… , сн…жок на ветках замёр… . Ст…ит б…рёзка, как хрустальная. Днём со…нце раст…пило сне…, искрясь и перел…ваясь, поб…жали по веткам серебряные змейки.

Задание 2. В 1 предложении подчеркните главные члены.

Задание 3. Выпишите из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные слова.

Задание 4. Сделайте разбор слов по составу:

Вечером, липкий, берёзки.

ВАРИАНТ – 2

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

Был полден… . Р…бята вышли из дома и направились к лесу. Ярко св…тило со…нце. Небо было голубое. Стая жур…влей треугол…ником т…нулась к югу. Тр…ва пот…мнела, клонилась к з…мле. Лес в пёстрый наря… оделся.

Задание 2. В 3 предложении подчеркните главные члены предложения.

Задание 3. Выпишите из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные слова.

Задание 4. Сделайте разбор слов по составу:

Голубое, земля, нарядные.

#1057;писать, вставить пропущенные буквы

Приход в..сны

В начале мая приехал я из М..сквы на Бел.. море. Я наблюдал за ходом в..сны прямо из ..кна домика. Перед м..им ..кном был палисадник. Там росли м..лоденьк.. б..рё..ки. Через их тонкие ветки мне была видна просторн.. гла..ь Белого моря. Оно уже очистилос.. ото льда. Огромны.. стаи гусей и уток н..слись над в..дой. Птица л..тела с юга н..чами. Море сер..брилось и бл..стело.

Разобрать по членам четвертое предложение.

Выписать 4 слова с безударными гласными, рядом записать проверочные слова.

2. Озаглавить текст, поставить знаки препинания. Исправить ошибки, допущенные при записи слов на доске.

У сережы жыльцова аппендицит ему сделали операцию он давно не ходит в школу мальчика пришли проведать женя щюкин и аня чяйкина ани рассказали товарищю ошкольных дилах женя научил ево решать новый вит уравнений сережа был рат приходу друзей

Харошые у мальчика товарищи

Выписать любые два слова с безударными гласными и разделить их для переноса.

Выписать два словарных слова, указать, сколько в них слогов, букв, звуков.

3. Списать, вставить пропущенные буквы


Радость

Прошли сил..ные д..жди. Журч..т по п..лям руч..и. Р..бятишки б..гут (в) овра... На дне его потоки в..ды. Вот где раздол..е! Мальчики делают запруду. Юра Васил..ев спускает на воду лодоч(ь)ку из бумаги. У Андрюш.. В..р..бьева готов кораблик с парусом. По оз..ру уже плывет цел.. фл..тилия.

В первом предложении надписать части речи.

Подчеркнуть предложение с восклицательной интонацией.

Разделить для переноса слова: ручьи, раздолье.

К слову флотилия подобрать и записать проверочные слово.

4. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выполни полный разбор последнего предложения, выпиши словосочетания из последнего предложения.

Рыбы …дят водоросли, ч…рвей. Ср…ди рыб есть ло…кие охотники за насекомыми. Они хв…тают их не только под в…дой, но и на л…ту. Л…щи гл…тают улиток. Часто пища с…ма - в…дяная крыса. Зубастая щ…ка гл…тает к…лючего ерша. Акула – лисица нап…дает на рыбий косяк и глушит рыбу хв…стом. Уд…вительней всех эл…ктрический угорь. Он бьёт мелкую ры…ку током.

Разбери по составу слова: водяная, охотники, зубастая.

5. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Выполни полный разбор первого предложения, выпиши словосочетания из первого предложения.

На кр…ю п…ляны ст…ит высокая б…рёза. Рядом с ней де(д,т)ская пл…ща(д,т)ка. Мя…кая тр….(в,ф)ка под дер…вцем уже покрыта опавшими листьями. Я аккуратно присел на ни…кий гла…кий п…нёк и любуюсь б…рёзкой. Вот ср…ди опавших листьев прошуршала мы…ка. На ветку села лё…кая птич…ка. На у…кой тро…ке по(е,я)вляется ко(ж,ш)ка. Д ует ре…кий ветер. Погода портится. Быстрой похо(д,т)кой я дохожу до решётки сада.

Разбери по составу слова: прошуршала, птичка, походкой.

6. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни главные члены.

По н…чам в с...дах пели сол…вьи. На бульваре распускались клейкие т…поля. В мрач…ном л…су приутихли птицы. Грус…но ст…ит одинокое дер…вце. Августовским утром бабушка ш…ла занавески. В пустынных ущельях бродят туманы. Вд…ли заклубились гигантские облака. Изре…ка наб…гал лё…кий в…т…рок.

Разбери по составу слова: набегал, бабушка, ветерок.

7. Спиши предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выполни синтаксический разбор всех предложений.

Ст…ял жаркий д…нёк. Вдруг пот…нул в…терок. Наб…жала синяя туч…ка. Она (не)закрыла солнышко. Пошёл дождик. Со…нце осв…щало окрес…ность. Д…ждевые капли т…жело ударяли по тра…ке и цв…точ…кам. Они пов…сали на л…сточ…ках и тр…винках. В каждой д…ждинке играл солнеч…ный луч… .

8. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Б…рёза – одно из самых кр..сивых наших д…ревьев. Белые с чёрным р…сунком ств…лы б..рёзы имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объ…сняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество . Если вы в чёрном пальто неосторожно прислонитесь к ств…лу м…л…дой б..рёзы, на одежде останется белое п…тно, как от мела.

Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Разделите его для переноса.

Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Поставьте ударение. Напишите проверочные слова.

В тексте подчеркните все глаголы.


9. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

В в…сеннем л…су ветер свободно гуляет. Ничто (не)мешает ему к…чать серё…ки у ол…хи. Он (п…д)хватывает пыл…цу. Пыл…ца л…тит по всему лесу. Со…нце (о)св…щ…ет яркие и пуш…стые цветы. Лес пахнет мёдом. Гудят пчёлы и шм…ли. (Пр…)л…тают первые бабоч…ки. Как всё нарядно!

Выполни морфологический разбор слов у ольхи; в весеннем (лесу), гудят

10. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

11. Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните все глаголы.

Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.

Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !

#1048;з слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить текст. Написать, вставляя пропущенные буквы.

Воскрес…ным, Ваня,утром, лесом, любовался, прекрас…ным,
дерев…я, праз…ничные, ст…яли
соком,чудес…ная, нал…лась, алым, з…мляника
были, яго…ки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, прелес…ную,собирать, земл..нику, стал
угостил,Анну, яг…дами, он, сла…кими, бабушку, св..ю


13. Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.

Светло, светлый, светлячок, светлеет.

Лиса, лисичка, лисонька.

Коса, косичка, косы.

Зелёный, зелёнка, зелень.

Земля, земляной, земли, землица.

Добро, добродетель, добренький.

Солонка, посолить, недосол.


#1057;обери текст. Озаглавь. Запиши, вставляя пропущенные буквы или раскрой скобки.

А куропатки корм ищут и не ч...вствуют опас...ности.

К ним ползёт л...са.

Ярос...но затрещала с...рока.

Л...сич...ка ре...ко прыгнула, но куропатки разл...телись.

Чудес...ное раннее утро.

Заметила ужас...ную хищ...ницу.

Тут прил...тела с...рока, осм...трела окрес...ности.

На л...сной п...лянке груп(п)а куропаток.


Над существительными надпиши падеж.

15. Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.

Выделите орфограммы.

Зина терпеливо принялась обяснять задачу.

Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся.

На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.

Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.

Некогда в русских деревнях крестяне собирали позднею осеню тронутые

морозом гроздя красной рябины.

Заячими, лисими, птичими следами расписана белая скатерть снегов.


16. Спиши, исправляя ошибки. Не забудь выделить орфограммы.

В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.


Выполни фонетический разбор слова аллея


17. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

Собака - друг человека, а волк .Железо тяжёлое, а пух .... Река широкая, а ручей .... Чеснок горький, а яблоко .... Кисель густой, а суп ... . Камень тяжёлый, а известняк... Дом высокий, а сарай .... Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром ...


18. Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные и существительные к которым они относятся. Укажи число, род и падеж.

Мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, чтобы не замерзнуть. А на пригорке ель розовая . И еловые шишки тоже розовые. Это их закатное солнце освещает. Зимняя сказка возникает прямо на глазах.

19. Спиши словосочетания.

Бел.. равнина, звездн.. небо, дождлив.. лето, душист.. почка, быстр.. олень, главно..богатство, зелен.. поле, ржан.. мука, парн.. молоко, ранн.. час, громк.. крик, тонк.. кисточка.

Укажи род имен прилагательных.


20. Вставьте разделительный Ъ или Ь.

Хлоп..я, в..юга, под..ёмный, об..ект, под..езд, раз..ярить, варен..е, полоз..я, об..ём, от...езжать, счаст...е, ненаст...е, весел...е, пред…явить, об…единение, раз...яснение.

Найди имя прилагательное. Выполни его морфологический разбор.

Разбери слово объект фонетически


21. Вставьте пропущенную букву, рядом запишите проверочные слова


Звёз__ное, выл__пить, со__нце, н__бесный, сер__це, ст__рожка, окрес__ный, мес__ный, з__лёный, извес__ный, радос__ный, с__сновый, грус__ный, р__дина, в__ренье.


22. Спиши, правильно употребляя предлоги и приставки.

(До) води дело (до) конца. Цветы (под) резали (под) корень. Тропинка (с) пускалась (с) горы. Ленту (в) плели (в) косу. Лодка (от) плыла (от) берега. Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса.

23. Разбери по составу слова:

Подбородок, снеговой, головушка, молодое, лисята, походы, берёзка, ушастый, травушка, воронята, учитель, дымоход, подсвечник.

#1057;пиши, раскрывая скобки. Раздели слова на слоги. Над существительными надпиши число, род, падеж

(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Лежит доска на болоте, (не) сохнет, (не) гниет, (не) ржавеет. Я (не) навижу уроки музыки.

25. Прочитай. Спиши. Укажи время и число глаголов.

Зимой нерпа из воды всё время выглядывает. Для этого она во льдах даже лунки оставляет. Высунется из воды, посмотрит по сторонам – и опять в море нырнёт. Поэтому все думают, что она очень любопытная.

Выпиши из текста 3 слова с безударными гласными, рядом запиши проверочные слова.

Выполни морфологический разбор глагола нырнёт.


26. Спиши, дополняя предложения глаголами, противоположными по значению.

Звёзды вспыхнули на мгновение и ....

Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу ....

Детям разрешили играть на улице, но ... выбегать на дорогу.

Противники нападали на ворота, в вратарь их надёжно ....

27. Выпиши в 1-й столбик глаголы в единственном числе, во 2-й -во множественном.

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой, нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели,

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон побежал.

Н. Некрасов

Выпиши из текста 2 слова с парными согласными в конце слова, запиши проверочные слова.

Слово гроздья разбери фонетически.

Укажи падежи имён существительных.

28. Прочитай. Спиши.

(В) конце в..сны п..является одуван(?)чик. Неприхотлив.. растение цв..тёт поч(?)ти всё лето.

(В) одних странах одуван(?)чик считают сорн.. тр..вой. А ж..тели Японии и Индии выращивают его и (с) удовольствием едят. (Из) мо..лодых лист..ев делают салат, а (из) сухих готовят приятный напиток.

Обозначь число глаголов.

Выполни синтаксический разбор первого предложения

29. Прочитай. Выпиши слова весна с падежными вопросами.

Весна. Вот это слово Привет весне,

Весело склоняется! Встречай весну.

Пришла весна, Весна, весны, весне, весну,

Дождись весны, Весною, о весне.

30. Прочитай и озаглавь текст. Спиши.

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся прямо на ствол осины. И не заметишь дятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот. Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вот сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он - маленький пернатый лесовод.

Выпиши словосочетания со словом дятел. Выдели окончания имен существительных. В скобках напиши вопросы. Укажи части речи выделенных слов.