Внеурочная деятельность

Горюшкина Ксения Сергеевна

В данном разделе Вы сможете найти информацию по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности организации внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС»

Tell me – and I’ll forget, show to me – and I’ll remember, let me do – and it will be mine forever!

  • Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне сделать – и это станет моим навсегда.
  • Benjamin Franklin

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.

Преимущества внеурочной работы

  • Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;
  • Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки; 
  • Развиваются творческие способности ученика;
  •  Снимается языковой барьер при общении на английском языке;
  • Снимается психологический барьер

    при выступлениях на публике;

  • Формируется духовно – нравственное

       начало.

Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Основная задача педагога

при организации внеурочной работы по иностранному языку – это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это  не  механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

  • Главное – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
  • Внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий  и существенно отличаться от урока не только по форме, но и по содержанию, по работе детей и по умению педагога организовать свою деятельность,

чтобы достичь поставленных целей. Я считаю, что проводить внеурочные занятия необходимо

так, чтобы дети в форме игры, деловой  или ролевой, не заметили, что учитель выполняет

свою работу по воспитанию и обучению.

Направления внеурочной деятельности

  • Научно-познавательная деятельность 
  • Художественно-эстетическое направление
  • Общественно-полезная и проектная деятельность

Научно-познавательная деятельность 

  • Факультативы
  • Кружки
  • Научные сообщества
  • Викторины

Художественно-эстетическое направление

  • Интеллектуальные клубы
  • Читательские студии
  • Олимпиады 
  • Лингвистические театры
  • Выставки
  • Клубы песни
  • Кружок литературного перевода
  • Литературные кружки
  • Читательские студии
  • Фестивали 

Общественно-полезная и проектная деятельность

  • Лингвистические лагеря
  • Социальные проекты
  • Телемосты
  • Добровольческие акции
  • Пресс-конференции 

Результаты и эффекты внеурочной деятельности:

  • Результат – это то, что стало непосредственным    итогом участия школьника в  деятельности.  

(пройден маршрут (фактический результат), приобретение знаний о себе и окружающих, переживание ценностей, приобретение опыта самостоятельного действия (воспитательный результат).

  • Эффект – это последствие результата. (приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили

       человека как личность,  способствовали формированию его компетентности,

       идентичности.)

Результативность внеурочной деятельности

  • Личностные результаты
  • Уважение к культуре другой страны
  • Гражданственность
  • Ценностные установки
  • Самостоятельность
  • Предметные результаты
  • Навыки чтения
  • Лексико-грамматические навыки
  • Навыки аудирования
  • Коммуникативные навыки
  • Метапредметные результаты
  • Навыки поиска и обработки информации
  • Коммуникативные компетенции
  • Успешная социализация  обучающихся



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  программы «Путь к успеху» И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина из сборника «Программы внеурочной деятельности» система Л.В. Занкова и рабочей программы дополнительного образования социально-педагогического направления «Ведущие за собой» Ращупкиной Н.А, направленной на обучение учащихся основам организаторской деятельности.

Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением  многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.

Самоуправление – структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений. Ученическое самоуправление основывается на проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах ученического коллектива.

        Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.

Актуальность программы опирается на необходимость подготовки молодых лидеров-организаторов деятельности ученического самоуправления на современном этапе развития общества. Также актуальность данной программы обусловлена психологическими особенностями подросткового возраста детей, когда на смену продуктивно-творческой деятельности приходит потребность в общении, осознании своего «Я», как частички коллектива, желание быть признанным окружающими. Учебный материал подобран таким образом, что позволяет учащимся осознать перспективы своего психологического развития, понять природу своего «Я», найти применение своим творческим, организаторским способностям.  

Цели, задачи

        

        Цель программы: воспитание социально - активной личности путем включения ее в социально-значимую деятельность.

Основными задачами данной программы является:

  • научить положительной коммуникации и активному взаимодействию всех членов группы;
  • сформировать организаторские умения подростков посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности;
  • развить навыки организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.

        

Основная характеристика

Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и психологические тренинговые  упражнения по теме занятия.

 Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.

Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися  на темы предусмотренные программой.

Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, выставки.

Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса. Китайская мудрость: «Скажи мне, я забуду; покажи мне, я запомню; позволь мне сделать, и я пойму»- как нельзя лучше иллюстрирует необходимость практической деятельности в рамках освоения данной программы. Включение в практические дела, организовываемые воспитанниками, позволит развить лидерские качества, организаторские способности и умение самостоятельно действовать в различных условиях. Опыт совместной самостоятельной организаторской деятельности, планирования и анализа коллективных дел способствует приобретению лидерских, организаторских качеств.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 17 часов в год – 5 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 20 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор тренингов и заданий отражает реальную умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;

• развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

• привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

Личностные, метопредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

  • формирование познавательной и информационной культуры;
  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире;
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование установки к работе на результат.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности,  умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  • умение извлекать информацию из различных источников;
  • умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Основные разделы программы

№ п/п

Наименование разделов (тем)

Общее количество часов

Теория

Практика

Введение. Знакомство с группой. Формула успеха лидера.

2

1

1

Коллектив. Законы развития коллектива.

2

1

1

Искусство общения.

1

-

1

Конфликты и пути их решения.

1

-

1

Основы публичного выступления.

1

1

-

Основные формы организации досуговой деятельности.

10

  1. Общие сведения.

1

1

-

  1. Игра.

2

-

2

  1. Мероприятие.

3

1

2

  1. Дело.

2

1

1

Социальное проектирование.

2

1

1

Итого:

17

7

10

Содержание программы

Программа «Путь к  успеху»  входит во внеурочную деятельность по социальному направлению.

Программа предусматривает задания, социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, упражнения, игры на формирование коммуникативных  навыков,  приобретение лидерских, организаторских качеств.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я». Это способствует появлению желания общения с другими людьми, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

  1. Введение. Знакомство с группой. Формула успеха лидера.

Практическая часть.

Игры «Разборка имени», «Я еду». Тестирование «Я – лидер».

Игры на выявление лидера. «Кораблекрушение», «Необитаемый остров», «Поезд», «Возьмите меня».

  1. Коллектив. Этапы развития коллектива. Стиль руководства коллективом. Закономерности работы коллектива. Влияние на коллектив.

Практическая часть.

 Упражнение «Выбор организатора», «Ситуации», «Суета сует». Самоаттестация коллектива (по Лутошкину).

  1. Искусство общения. Понятие общения. Стили общения. Эффективные способы начала общения.

Практическая часть.

Упражнение «Давайте познакомимся». Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Устойчивость контакта. Выход из общения. Упражнение «Место встречи». «Маски в общении». Игры «Найди по описанию», «Обратная связь», «Найди по инструкции», «Горячий стул», Игровые методики., «На плоту». «Свободный разговор», «Разброс мнений». Ток-шоу.

  1. Конфликты и пути их решения. Человек в конфликте. Диагностика конфликта. Виды поведения в конфликте. Стратегия сотрудничества в конфликте. Искусство ведения переговоров.

Практическая часть.

Упражнения «Искусство общаться», «

  1. Основы публичного выступления.

Искусство полемики. Виды вопросов. Искусство отвечать. Правила поведения в дискуссии.

 Практическая часть.

Игровые методики. «Публичная лекция», «Турнир ораторов», «Разброс мнений», «Сократовская беседа», «Диалог с веком».

  1. Основные формы организации досуговой деятельности.
  1. Общие сведения.

Практическая часть.

Тренинги «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...», «Это мой нос», «Я никогда...». Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».

  1. Игра. Общие сведения.

Практическая часть.

Тренинг «Ты выбираешь». Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась». Подвижные игры «Американский треугольник»,  «Голова – хвост», «Моргалки». Игры с залом. «Чайничек», «У тети Моти четыре сына», «Меня укусил гиппопотам», «Колобок», «Летают- не летают», «Летит, летит по небу шар», «Вместе мы одна семья», «Глава, рамена, колена, пальцы», . «Часы», «Веселая грамматика», «Это я, это я, это все мои друзья», «Ежики». Игровые методики. «Терем-теремок», «Волшебный стул», «Конверт дружеских вопросов», «Три королевства». Творческие игры. Конкурсы актерского мастерства. «Ромашка». Тренинги. «Пальцы сверху», «Или – или», «Синхронный перевод», «Принцесса и крестьянин», «Будь собой!», «Живая пирамида», Спокойные игры.

  1. Мероприятия. Основные характеристики. Виды мероприятий. Этапы подготовки и проведения. Проведение. Анализ проведения мероприятия.

Практическая часть.

Упражнение «Сценарий мероприятия», «Выбор организатора».

  1. Дело. Основные характеристики. Воспитательные возможности дела. Творческая мастерская «Конструируем КТД». Предварительная подготовка дела.

Практическая часть.

Коллективное планирование дела. Упражнение «Организаторское лото»,  «Памятка главному организатору». «Распределение ролей». Проведение дела. Коллективный анализ дела.  

  1. Социальное проектирование. Общие сведения. Основные признаки проекта. Определение проблем.

Практическая часть.

Мозговой штурм «Решаем проблемы». Составляющие проекта: проблема, цели и задачи, результаты, методика (шаги, мероприятия), ресурсы, шаги для разработки проекта. Реализация проекта.  Презентационная папка проекта.

Учебно-методическое обеспечение учителя и ученика

  1. Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
  3. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  6. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
  8. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Москва — Воронеж, 1999.
  9. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
  10. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Рн/Д, 2002.
  11. Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
  12. Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
  13. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
  14. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
  15. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 1998.
  16. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011. 
  17. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.
  18. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.
  19. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004.

Планируемый результат

Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанников в ходе реализации данной программы «Путь к успеху»:

•          Аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения).

•          Проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения).

•          Коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы).

•          Рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития).

•          Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

Тематическое планирование

Форма занятия

Приемы и методы организации УВ процесса (в рамках занятия)

Планируемые

результаты

плани

руемая

фактическая

5 Б

5 Б

Знакомство.

Упражнение.

«Разборка имени».     Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

                             

Словесный,

практико-ориентированный

Знакомство,

сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.

Игра «Кораблекрушение»

Практический

Исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, закрепить навыки определения основных стилей поведения в конфликте

Презентация «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину)

Наглядный, таблица «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину)

Развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими.

Сюжетно-ролевая игра «Выбор организатора», упражнение «Ситуации», «Суета сует».

Игровой

Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов.

Дискуссия «Кто мы, какие мы»

Вербальный

Знакомство  участников с ключевым принципом командной работы. Развитие умения координировать совместные действия.

Эффективные способы общения. Творческая мастерская «Давай дружить». «Наши достоинства».

Практико-ориентировочная деятельность

Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта.

Укрепление самооценки.                           Развитие умения самопрезентации, уверенности в себе;                                

Конфликты и пути их решения. Игра-конструктор «Ты меня не понимаешь».

Беседа

Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях,                             развитие умения отслеживать свое внутреннее психологическое состояние.

 Согласование интересов сторон в конфликте. Сюжетно-ролевая игра «Праздник».

Словесный,

игра

Развитие экспрессивности и навыков командной работы,                                  развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций.                                                    

Искусство ведения переговоров. Виды вопросов. Тренинг «Скажи мне...».

Практико-ориентированная деятельность

Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили.

Основные формы организации досуговой деятельности. Общие сведения. Лекция Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».

Словесный,

наглядный

Знакомство с формами организации досуговой деятельности.

Общие сведения. Игры. Тренинг «Ты выбираешь».

Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Игровые методики «Терем-теремок», «Волшебный стул» и др.

Игра

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Мероприятие. Основные характеристики. Виды мероприятий. Лекция. Упражнение

«Выбор организатора»

Словесный, интерактивное обучение

Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности. Формировать умение распределять роли среди участников мероприятия.

Этапы подготовки и проведения. Упражнение «Готовимся к мероприятию». Упражнение

«Сценарий мероприятия»

Практическая деятельность по подготовке мероприятия

Формировать умение планировать мероприятие.

Коллективная подготовка. Упражнение «Организаторское лото».

Упражнение «Сценарий мероприятия».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Социальное проектирование. Общие сведения. Основные признаки проекта. Лекция.

Словесный,

наглядный

Умение создавать проекты, развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Определение проблем. Составляющие проекта. Творческая мастерская «Разрабатываем проект».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.