3.1. Открытый урок по информатике №1

Очур Аржаана Сергеевна

 3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)

 

Экспертный лист оценивания открытого урока "Брейн-ринг по информатике" для студентов первого курса на базе основного общего образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол посещения урока/занятия

Дата __15.11.2017__________ Класс ____

Предмет ___Информационные технологии профессиональной деятельности

 Ф.И. О. учителя Очур Аржаана Сергеевна

Ф.И.О. посещающего __________________________________________________________

Количество учащихся на уроке ___19

Поурочное планирование (наличие, отсутствие)

Готовность к уроку: полная готовность к уроку, наличие конспекта урока

Цель посещения: для прохождения аттестации

Тема урока: Обобщающий урок «Брейн-ринг по информатике»

Цель, задачи урока:

Цель:

  • в игровой соревновательной форме проверить и обобщить знания по информатике;
  • развитие логического мышления;
  • связать информатику с другими предметами;
  • воспитывать уважение к сопернику, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

Задачи:

Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.

Учебная - повторение основных понятий, определений, формирование универсальных общеучебных действий.

Развивающая - развитие внимательности, памяти, логики, находчивости.

Цель урока сформулирована с учетом особенностей учебного материала

Тип урока: урок обобщения и систематизации  

Форма урока: соревновательная игра. На уроке в форме интеллектуальной игры проверяются и обобщаются знания по информатике.

Организация урока, этапы урока: опрос - __10_____минут, актуализация знаний - _____ минут, объяснение нового материала - _______ минут, закрепление изученного - __30____ минут, самостоятельная работа - ___30___ минут, домашнее задание - __3___ минут, итог урока - ___7_____ минут.

Другие этапы: _______________________________________________________________

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование.

Формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, сочетание количественной и качественной оценки фронтального опроса)

На уроке использованы различные виды контроля, которые направлены на включение в работу всех студентов вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Все присутствующие студенты были опрошены.

Используемые методы (выбраны оптимально, рационально, нет): Активные, эвристические методы в форме соревновательной игры выбраны преподавателем на оптимальном уровне.

Методы

На каких этапах урока используются

Объяснительно-иллюстративные

Преподаватель на первом этапе объяснила суть игры, рассказала вкратце историю игры брейн-ринг. В ходе игры объясняла прохождение каждого этапа игры.  

Репродуктивные

Метод был наглядно применен в 4 туре «Системы счисления». Преподаватель дала задания для индивидуального решения каждым членом команды.

Проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов)

Метод был применен на 3 туре «Ответ ищи в приведённом тексте». Студенты в ходе игры учатся логически рассуждать, с помощью которого решают проблему поиска слов.

Частично-поисковые

Метод был применен на 3 туре «Опознай пословицу». Студенты в ходе игры учатся логически рассуждать, с помощью которого можно дать правильную интерпретацию пословиц

Исследовательские методы

Преподаватель дает исследовательские задания на этапе домашнего задания.

Другие методы, приемы

Преподаватель дает проблемный метод на этапе домашнего задания.

Формы работы (групповые, индивидуальные).

Учитель на уроке использует рациональной сочетание форм урока. Интеллектуальная игра проходит в групповой, соревновательной форме, в то же время также дана индивидуальная работа при решении задач по теме системы счисления.

Организация самостоятельной работы (индивидуальная, дифференцированная).  Эффективность - высокая, количество времени – 30 мин, уровень (репродуктивный).

Организация работы со способными учащимися даны более сложные задания.

Использование ТСО, ИКТ (целесообразность применения, вид ИКТ) _________________

Наглядное представление урока в презентациях способствовало более осмысленному усвоению восприятия урока.  Это позволило увеличить плотность и темп урока.

Здоровьесберегающие технологии (физминутка, релаксация, гимнастика для глаз). Приветствием урока, добрым словом и улыбкой преподаватель снимает эмоциональное напряжение урока, создает психологический комфорт.

Композиция урока (логичность подачи материала, наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока).

Структура урока была четко спланирована и организована. Каждый этап плавно переходил в другой, все части урока связаны между собой.

Темп ведения урока (оптимальный, доступный для слабоуспевающих): оптимальный

Плотность (достаточная): достаточная.

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, вопросы на сравнение, акценты, повторение: входе соревновательной игры команды восполняли пробелы в знаниях.

Психологический климат, учет РУВ, особенностей учащихся (уровень сформированности мыслительной деятельности, внимания, памяти, тревожности др.):

На занятии студенты слушали инструкции каждого этапа, охотно отвечали на вопросы.

Домашние задание (наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске, дифференцированно, опережающие творческие задания)

Домашнее задание: предложено творческое задание. Составить небольшое семейное древо используя программы. (составить древо в виде схемы)

Активность и работоспособность учащихся (высокая, средняя, низкая) Высокая.

Уровень знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение в сходной ситуации, новой ситуации).

В процессе урока преподаватель исправляет ошибки в решениях, в затруднительном положении студентов делает подсказки.

Работа над формированием общих учебных навыков (развитие речи, работа с книгой, картой, в тетрадях, практические навыки) Студенты решают индивидуальные задания в тетрадях.

Учет учителем при организации урока дня недели, места в расписании, степени утомления, учащихся соблюдаются.

Урок окончен вовремя.

Занятие было проведено на высоком уровне. На каждом этапе подведен итог, урок построен грамотно. Выбранные методы работы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности студентов. Результативность урока высокая, работали все, студенты показали хорошие знания, урок получился динамичным, интересным, познавательным.  

Урок достиг поставленных целей. Запланированный объем урока выполнен.

Эксперты:

Донгак Б.А. – кандидат экономических наук, директор ТИГПИ.

Хольшина М.А. – заместитель директора по НМР КТЭиП ПК.

Ондар А.А. – преподаватель математики, почетный работник СПО РФ.

Ооржак Н.Б. – заместитель директора по ВР

Шыырап Р.А. – преподаватель английского языка, высшей категории.

 



Предварительный просмотр:

Открытый урок по информатике “Брейн-ринг” для студентов 1 курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет»  

Продолжительность: 80 мин

Цель:

  • в игровой соревновательной форме проверить и обобщить знания по информатике;
  • развитие логического мышления;
  • связать информатику с другими предметами;
  • воспитывать уважение к сопернику, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

Задачи:

Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.

Учебная - повторение основных понятий, определений, формирование универсальных общеучебных действий.

Развивающая - развитие внимательности, памяти, логики, находчивости.

        

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • программа MS PowerPoint;
  • файл с презентацией, демонстрирующий тексты вопросов и заданий Приложение1;

Подготовка: 1) группа делится на команды.

                2) придумать название команды, выбрать капитана.

Ход урока.

Приветствие

В ХХI веке мы живем –

Век компьютеров, технических открытий.

Наукой века – информатику зовем

От информатики весь мир зависит.

И так, сегодня у нас урок пройдет в форме интеллектуальной игры «Брейн-ринг».

Для этого мы разделили группу на 3 команды по 6 человек. Команды должны были выбрать себе капитана и придумать себе оригинальное название и приветствие.

Команды сегодня поразят нас своими знаниями в области информатики.

Оценить их знания мы попросим жюри (свободные учителя).

Займите, пожалуйста, судейские места.

Начнем с представления команд. (Капитан представляет членов своей команды, приветствие).

Выполняя задания, вы должны постараться набрать как можно больше баллов. Выигрывает та команда, которая по результатам туров наберет большее количество баллов. Следить за ходом игры и оценивать ответы будет жюри. (представить жюри)

Итак, начинаем первый тур, состоящий из двух конкурсов

I тур «Марафон».

Каждая команда должна быстро найти ответы на вопросы (время на раздумья не дается). За каждый правильный ответ – 1 балл.

1 этап. Термины по информатике.

Вопрос

Ответ

1. Сведения, которые человек получает от окружающей природы и общества.

Информация

2. Устройства ввода информации в компьютер.  

клавиатура, мышь, сканер, джойстик и др.

3. Последовательность действий со строго определенными правилами выполнения.

Алгоритм

4. «Огнестрельное» название жесткого диска

Винчестер

5. Наименьшая единица информации

Бит

6. Технические устройства, осуществляющие передачу звуковой информации.

Колонки, магнитофон и др.

7. Назовите фамилию известного ученого, честь которого назван язык программирования.

Паскаль

8. Устройство, позволяющее печатать информацию, записанную в памяти компьютера.

Принтер

9. Человек, составляющий программы.

Программист

10. Устройство, позволяющее считывать в память ПК графическое изображение.

Сканер

11. Поименованная область на диске, содержащая определенную информацию

Файл

12. В компьютерных редакторах горизонтальная ориентация листа бумаги называется альбомной, а вертикальная -...

 книжной (портретной)

13. Самое известное произведение композитора авангардиста Брайна Ино длительностью в 3 секунды.

загрузка Windows

14. В логотипе именно этой компании изображено радужное надкушенное яблоко

Ответ: Apple

15. сколько клавиш на стандартной клавиатуре  

101-102 (засчитывать кто ближе)

15 Как мы обычно называем устройство модулятор-демодулятор?

модем

2 этап. Замени одну букву и получи новое слово.

Бант – байт

Бег – тег (команда языка подготовки гипертекстов HTML)

Болонка – колонка (звуковая или в таблице)

Буфет - буфер (место промежуточного хранения данных)

Писк – «Пуск» (Кнопка на Рабочем столе Windows) 

Сайт - байт

Злак – знак (символ, стоящий между операндами в арифметическом или

 логическом выражении)

Интернат – Интернет

Хобот - робот (управляемая по программе и имитирующая действия человека машина)

Кол, род и ком – код (число в системе условных обозначений символов)

Маг– шаг (величина изменения значения параметра цикла)

Нависание – зависание (особое состояние компьютера)

Пробег – «пробел» (название клавиши)

Профессор – процессор

Риск и писк – диск (разновидность носителя информации)

Итак, подведем итоги по первому туру.

II тур «Межпредметная связь»

- Задается один вопрос для всех команд. Какая команда первым найдет ответ поднимает свою эмблему.  (время на раздумья 30 секунд)

1 группа вопросов. Информатика + русский язык.

 Ниже приведены определения терминов-омонимов, используемых в информатике и при изучении русского языка.

1. В текстовом редакторе Microsoft Word так называется набранный текст, после нажатия клавиши Enter. + Красная строка, отступ в начале строки (Абзац)

 2. Жаргонное название корневого каталога диска. + Основная, значимая часть слова. (Корень)

 3. Программа, созданная для работы под управлением операционной системы Windows.

В грамматике – определение, выраженное существительным. (Приложение) 

2 группа вопросов 

Капитаны Информатика +английский язык

  1. Поляки называют его «обезьянкой», тайваньцы — «мышкой», греки — «уточкой», итальянцы и корейцы — «улиткой», венгры — «червячком», шведы и датчане — «слоновым хоботом», финны — «кошачьим хвостом» или «знаком мяу», а армяне, подобно нам, — «песиком». Как называем его мы?

Ответ: собачка   @

  1. Какая связь между городом в Англии, ружьём калибра 30 на 30 и одним из элементов ЭВМ? (Винчестер)
  2. переведите на английский записная книжка

Ответ: notebook

  1. переведите на английский ответный удар

Ответ: counter strike

 

5. Её изобрёл Дуглас Энгельбарт в 1968 году

Ответ: мышка

6. Его отцом принято считать Скотта Фолмана, который 19 сентября 1982 года использовал известные символы во время общения в  сети университета Карнеги Меллон.

Ответ: смайлик

Подведем итоги по второму туру.

III тур. «Ответ ищи в приведенном тексте».

В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.

Искомые термины – элементы компьютера.

  1. Потом они торжествовали и радовались, как дети.

Ответ: Монитор. (потоМ ОНИ ТОРжествовали).

  1. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.

Ответ: Принтер. ( ДнеПР ИНТЕРесна).

  1. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

Ответ: Мышка. (МЫ ШКАф).

  1. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

Ответ: Модем (коМОД ЕМу).

Искомые термины – языки программирования.

  1. Он всегда имел запас калькуляторов.

Ответ: Паскаль ( заПАС Калькуляторов)

  1. В чем был смысл Эшби так и не понял.

Ответ: Слэш (смыСЛ ЭШби)

IV тур Системы счисления

Даются индивидуальные задания на карточках, которые должны быть решены членами команды письменно. Капитан должен проверить работы членов своей команды используя калькулятор.

1. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную.

57, 123

2. Перевести из десятичной системы счисления в восьмеричную

136, 257.

3. Перевести из двоичной в десятичную систему счисления

110101, 11001100100

4. Перевести из восьмеричной в десятичную систему счисления

235, 1546.

5. Перевести из шестнадцатеричной в десятичную систему счисления

1А2, 30F1

6. Двоичная арифметика

11101+1111=

11000111-11010=

V тур «Опознай пословицу»

Пока один игрок команды работает за компьютером, остальные члены команды постараются заработать дополнительные баллы. Нужно дать правильную интерпретацию пословицам.

1. Компьютер на столе не для одних только игр. (Голова на плечах не для одной только шапки).

2. Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дареному коню в зубы не смотрят)

3. Проводник до файла доведет. (Язык до Киева доведет)

4. Всякий кабель свое гнездо любит. (всякая птица свое гнездо любит)

5. Бит байт бережет. (Копейка рубль бережет)

6. Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)

7. Поторопишься – вирусов нахватаешь (Поспешишь людей насмешишь)

Сравним результаты работ членов команд и капитана. Капитаны команд подводят итоги работы своих команд.

Подвести итоги. Оценить лучших, активных студентов.

Жюри подвело итоги пятого тура. И мы ждем заключительных результатов. Какая бы команда не победила, вы все показали отличные знания по информатике, умения применять их на практике, а также работать сплоченно и весело. Молодцы!

Домашнее задание. Составить небольшое семейное древо используя программы. (Составить древо в виде схемы, можно использовать фотографии)

Подведение итогов. Награждение команд.