Опытно- исследовательская деятельность.

Герасимова Екатерина Михайловна

Любим мы эксперименты

Интересные моменты

Всё, всё. всё хотим узнать!

Почему, зачем и как?

 

Презентация расположена на сайте детского сада Тополёк г. Нерехта, страница Герасимовой Екатерины Михайловны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд№1

Добрый день!

Сегодня я, хочу поделиться своим накопленным опытом по опытно- исследовательской деятельности. Это самый интересный и загадочный вид деятельности в детском. Мир загадок и ответов.

 Слайд№2

Дети по природе своей исследователи. Они постоянно задают вопросы, как? почему? зачем? пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям и поступкам.

И перед мной встал вопрос, куда направить кипучую энергию и любознательность детей? На эти вопросы я постоянно искала ответы и пришла к выводу, что наравне с игрой ведущим видом деятельности должно стать экспериментирование. Поэтому экспериментальная деятельность занимает прочное место в моей работе с детьми. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети пробуют себя учёными, исследователями, первооткрывателями.

Слайд № 3

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

Обеспечить условия для формирования познавательной активности дошкольников через детскую экспериментальную деятельность.

Слайд№4

Задачи:

  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • Развитие интереса к поисково-познавательной деятельности;
  • Развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • Ознакомление с различными  свойствами веществ(твёрдость, сыпучесть, вязкость, мягкость), с физическими явлениями ( растворение, испарение, магнитное притяжение);
  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  • Формирование стремления к выполнению техники безопасности.

Слайд № 5

Для решения поставленных задач совместно с родителями в группе создала предметно- развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована детская мини - лаборатория «Почемучки», где представлены все материалы для исследования, отвечающая всем требованиям организации уголка экспериментирования. Например: приборы помощники (лупы, весы, песочные часы); разнообразные сосуды, природные материалы, медицинские приборы (пипетки, груши, шприцы) и  многое другое.

Слайд № 6

. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что детям часто бывает тяжело выдвигать гипотезы, делать выводы. Таким образом, разработала систему мероприятий по организации экспериментирования.

Со второй группы раннего возраста(2-3года) начинаю приучать детей к экспериментированию. Они с удовольствием обследуют  и наблюдают за объектами.

Младшая группа(3-4года)– период, когда мы активно экспериментируем с предметами которые нас окружают. Они осваивают действия с материалами и веществ.

В средней группе(4-5лет) появляются первые попытки работать самостоятельно. Для опытов активно используем все органы чувств. Знакомлю с переходом тел из одного состояния в другое.

В старшей группе(5-6) дети учатся выявлять скрытые свойства предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) приветствую не только самостоятельную работу, но и выбор оптимального способа её осуществления.

Слайд № 8

При организации детской экспериментальной деятельности я продумываю всю структуру эксперимента:

  • Сначала ставим задачу которую преследую при проведении опыта;
  • Выделяем какие результаты мы хотим увидеть;
  • Уточняем правила безопасности;
  • Выполняем эксперимент;
  • Фиксируем наблюдения и результаты;
  • Формулируем выводы.

Слайд № 9 Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное они интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствуют их возрасту.

Эксперименты с водой: Формируют у детей знания о её свойствах, нахождении в природе, круговороте в природе, осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.

Слайд № 10Эксперименты с воздухом: расширяют представления детей о воздухе и его значении в жизни человека, животных и растений. Мы провели такие опыты, как куда дует ветер, плыви мой кораблик, воздух нас окружает.

Слайд № 11.Эксперименты с предметами: расширяют представления о предметах окружающих нас, из чего они сделаны.( например металл, пластмасса, дерево). и их свойствах и значении. Мы так же изучали свойства губки, почему впитывается вода.

Слайд № 12 Эксперименты с песком: Помогает детям лучше узнать окружающий мир неживой природы; Создают благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка

Слайд № 13 Эксперименты с почвой: Формируют понятие почва, о её свойствах, содержании воздуха в почве, о жизни которая существует в ней, как и где человек использует её. Какая она бывает. В результате мастер класса создан макет состава почвы.

Слайд № 14 Так же в экспериментальной  деятельности, знакомлю с живой природой, с растениями и животными. Мы знакомились с жизнью домашних питомцев и посетили совместно с родителями контактный зоопарк. Дети были в восторге.  Прививаем любовь и бережное отношение к природе. Работали с ребятами над проектом «Мой любимый питомец».

Слайд № 15 Ежегодно с ребятами сажаем огород на подоконнике «В гостях у бабушки», ухаживаем за растениями в группе, наблюдаем и делаем выводы о росте и развитии растений, о влиянии условий на развитие растения.

Слайд № 16 Эксперименты со снегом и льдом.  Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Изучение свойств снега и воды. Как появляются и исчезают снег и лёд. Опыты «Разноцветные льдинки», «ходячая вода». Интересно наблюдать, как слепленный на прогулке снеговик тает в группе.

Слайд № 17Результаты всех экспериментов мы фиксируем в Дневники наблюдений; Картотеки опытов; подготовленные за ранее Схемы.

Слайд № 18 В работу по экспериментальной деятельности были вовлечены и наши родители: Создали Анкета для родителей по вопросам проявления интереса к экспериментальной деятельности; Проведены Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;  и выставлены Папка-передвижка «Игры-эксперименты в домашних условиях»; создана Выставки фотографий и конечно родители помогли в создании уголка экспериментирования для группы. Провели проект с мамами «Опыты на кухне». Создан фотоальбом «Мамины опыты».

Слайд № 19 Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет ребятам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, они научились: Видеть и выделять проблему; Принимать и ставить цели; Анализировать объект и явления; Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; Осуществлять эксперимент; Делать выводы

Слайд № 20 И хотелось бы закончить своё выступление словами «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».