4.Методические рекомендации по созданию портфолио,по созданию курсовой и ВКР

1. Курсовая работа Тема: "Детский досуг как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста "

2. Автореферат 

3. Рекомендации по созданию ВКР

4. Схема шаблон портфолио дошкольника

5. Положение к курсовой

6. Презентация к курсовой работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Автореферат

Я студентка группы ЗД-31В специальность "Дошкольное образование".

Горынова Изабелла Дмитриевна представляю вам свою курсовую работу на тему "Детский досуг как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста "- научный руководитель Игнатова Майя Ивановна.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес представляет собой  активную познавательную направленность, связанную с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

Познавательный интерес в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Вопросами познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений занимались  следующие учёные: Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев,  Н. А. Добролюбов, А. Г. Ковалев,  А. С. Макаренко, Н. Г.Морозова, В. Н. Мясинцев, Н. И. Новиков, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский,  С. Т. Шацкий, Г. И. Щукина и многие другие.

Тем не менее, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу. Становится актуальной необходимость активного поиска более эффективных педагогических условий развития познавательных интересов дошкольников.

В дошкольной педагогике к средствам формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста традиционно относят игру, различные виды художественной деятельности, обучение, общение, детскую литературу.

Дошкольный возраст является самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, когда происходит поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно с взрослым. Поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания следует не только через занятия и игры, но и через организацию познавательного детского досуга.

 Умственный отдых для детей старшего дошкольного возраста является основой для зарождения всесторонне развитой личности и получения серьезного багажа знаний. Для того чтобы досуг дошкольника был организован правильно, следует уделять внимание распределению разнообразных развлечений по промежуткам времени, то есть должно быть свое место и время для каждой части досуга.

В исследованиях современных педагогов и психологов (Т.С. Комарова, A.B.  Даринский, М.Б. Зацепина, A.B. Антонова)  досуг определяется сложным социальным явлением, включающим в себя творчество, отдых, праздник,  самообразование и развлечение. Характерные черты организации досуговой деятельности как праздника и развлечения изучались многими исследователями (А.И.  Ходькова,  B.C. Левшина, Г.Н. Тубельская, С.И. Бекина и др.). Обычно досуг рассматривается как развлечение ребенка, т.е. в узком направлении. Вместе с тем досуг дошкольника является средством развития познавательных интересов.

Всё это доказывает актуальность данной  темы.

Цель исследования: изучить теоретические основы проблемы развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством  детского досуга.

Объект исследования: процесс развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: детский досуг.

Задачи исследования:

 - рассмотреть понятие «познавательный интерес»;

- рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть  понятие  «детский досуг» и особенности его организации в ДОО.

Методы исследования: теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

                                         Итог

В ходе написания курсовой работы нами были подробно рассмотрены понятия «познавательный интерес» и «детский досуг», возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, особенности организации детского досуга в ДОО.

    В результате мы пришли к следующим выводам.

     1) Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

    2) Старший дошкольный возраст - период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Именно в этом возрасте происходит очень быстрое развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности старших дошкольников.

    3) Одним из средств, влияющих на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, является  детский досуг. Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной деятельности педагогом. Предмет досуговой педагогики – целенаправленный воспитательный процесс организации детской досуговой деятельности и перевод ее на более высокий уровень развития. Детский познавательный досуг имеет свои функции, опирается на определённые принципы и требования. Для организации детского познавательного досуга нужна предварительная работа, которая включает в себя определённые этапы.

В ходе исследования, проанализировав теоретические основы проблемы развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством детского досуга, поставленная нами цель достигнута, задачи решены.

                                             

 

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                           

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

                                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Детский досуг как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста»

        Выполнила:

                                                               Горынова  Изабелла  Дмитриевна,

                                    студентка 3 курса,

 заочной формы обучения

                                    специальность

44.02.01 Дошкольное образование

                                  Научный руководитель:

   Игнатова Майя Ивановна,                                          

               преподаватель дисциплин

профессионального цикла

2018                              

                                             Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие о  познавательном интересе...................................................... …5

1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.............10

1.3Детский досуг и  его организация  в условиях ДОО ……………………..15

Заключение.................................................................................................... 21

Список литературы ........................................................................................23

 

 

                                                                                                               3

                                               Введение                                                               

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес представляет собой  активную познавательную направленность, связанную с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

Познавательный интерес в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Вопросами познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений занимались  следующие учёные: Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев,  Н. А. Добролюбов, А. Г. Ковалев,  А. С. Макаренко, Н. Г.Морозова, В. Н. Мясинцев, Н. И. Новиков, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский,  С. Т. Шацкий, Г. И. Щукина и многие другие.

Тем не менее, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу. Становится актуальной необходимость активного поиска более эффективных педагогических условий развития познавательных интересов дошкольников.

В дошкольной педагогике к средствам формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста традиционно относят игру, различные виды художественной деятельности, обучение, общение, детскую литературу.

Дошкольный возраст является самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, когда происходит поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно с взрослым. Поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания следует не только через занятия и игры, но и через организацию познавательного детского досуга. Умственный отдых для детей старшего дошкольного возраста является основой для зарождения всесторонне развитой личности и получения серьезного багажа знаний. Для того чтобы досуг дошкольника был организован правильно, следует уделять внимание распределению разнообразных развлечений по промежуткам времени, то есть должно быть свое место и время для каждой части досуга.

В исследованиях современных педагогов и психологов (Т.С. Комарова, A.B.  Даринский, М.Б. Зацепина, A.B. Антонова)  досуг определяется сложным социальным явлением, включающим в себя творчество, отдых, праздник,  самообразование и развлечение. Характерные черты организации досуговой деятельности как праздника и развлечения изучались многими исследователями (А.И.  Ходькова,  B.C. Левшина, Г.Н. Тубельская, С.И. Бекина и др.). Обычно досуг рассматривается как развлечение ребенка, т.е. в узком направлении. Вместе с тем досуг дошкольника является средством развития познавательных интересов.

Всё это доказывает актуальность данной  темы.

Цель исследования: изучить теоретические основы проблемы развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством  детского досуга.

Объект исследования: процесс развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: детский досуг.

Задачи исследования:

 - рассмотреть понятие «познавательный интерес»;

- рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть  понятие  «детский досуг» и особенности его организации в ДОО.

Методы исследования: теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

                                                                                                              5

Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

  1. Понятие о познавательном интересе

Познавательный интерес как одно из условий развитиям творческой активности личности рассматривается и изучается различными педагогами и психологами. Педагоги эпохи Просвещения (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо) считали главной сферой детской деятельности – познанием, которое помогает им использоваться свои собственные резервы развития (эмоциональные, духовные, интеллектуальные, нравственные и другие). Идеи развитиям детской личности были заложены исследователями XIX века (О. Декроли, К. Ушинский) в основу своих концепций по педагогике, и выводились из активности как природного свойствам любого живущего существа, обеспечивающего различные формы жизненной деятельности. Психологической основой детской активности признавались его потребности, способности и стремления к деятельности. Активность ребенка рассматривалась в познании окружающего мира как свойство природы, определяющее социальные и этические проявления. Довольно типичным для психологической и педагогической мысли XIX векам былое рассмотрением личности в ее взаимной связи с обществом. Общественно-полезный труд, общение, самооценка, совместная деятельность необходимое присутствуют в любой личностной характеристике как компоненты. Везде на первом плане –личность, ее деятельность, ее цели, ее нравственное содержание, которое детерминировано отношениями в обществе. Представители педагогики и психологии конца XIX–началам XX векам (П.Ф. Каптерев, А.Ф. Ферьер, Э. Клапаред) обращались к особенностям личности ребенка, и в соответствии с биогенетическими законами конкретизировали этапы его развития. Было отмечено, что в природе ребенка лежит стремлением к развитию.  

Существует организм, когда приспосабливается к окружающему пространству, что является его неотъемлемым свойством. В данный период закладывались предпосылки изучения проблемы познавательного интереса как стимулам умственной активности. Обобщение исторического наследия исследователей показывает, что в их представлениях идеи детского развития соотносились с понятием педагогического процесса, через который совершенствуется накопление индивидуального опыта в детской деятельности и возможности самого ребенка [8]. 

Таким образом, различные по значению и глубине мысли исследователей XVII-XX веков заложили основу системы в развитии детского познавательного интереса и использование ее в педагогическом процессе. На сегодняшний день познавательный интерес определяется исследователями с позиций единства деятельности и сознания, личности и деятельности, системности, структурности и рассматривается в виде своеобразного проявления индивидуального, природного и социального. 

         Познавательный    интерес является процессом, который связан с избирательной направленностью человеческого внимания,  с деятельностным побуждением, с единством волевых, интеллектуальных и эмоциональных процессов, повышающих активность человеческой деятельности и сознания, с эмоциональным познавательным, активным познавательным человеческим отношением к миру, с состоянием мотивированности познавательного характера, со специфическим личностным отношением к объекту, вызванными сознанием его эмоциональной привлекательности и личной значимости [10].  

          Каждое проявление интереса связано с его стороной познания, но не всякий интерес называется познавательными. Условно   различаются следующие стадии развитиям интереса, который направлен на познание окружающей действительности:

 - любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту обстоятельствами и сторонами; на стадии любопытствам субъект довольствуется первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательностью как фактором обнаружения познавательного интереса обычно служит его первым толчком;

 - любознательность – как ценное личностное состояние, активное видение мира, которое характеризуется человеческим стремлением проникнуть за пределы первоначально воспринятого и усмотренного; как правило, на данной стадии интереса, начинают проявляться сильные эмоции восторга, радости познания, удивления, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в расшифровке и образовании различного вида загадок. По мнению Г.И. Щукиной, «любознательность, которая стала устойчивой чертой характера, имеет в развитии личности значительную ценность. Любознательные люди всегда находятся в поиске, они не равнодушны к миру» [19]; 

- сам познавательный интерес – характеризуется повышенной устойчивостью, ценной мотивацией, в которой основное место занимают познавательные мотивы, ясной избирательной нацеленностью на предмет познания. Познавательный интерес способствует личностному проникновению в сущностные закономерности освоения действительности, отношения, связи. 

Рассмотренные ступени развития познавательной активности изолированно друг от друга не существуют; они представляют собой на практике чрезвычайно сложные взаимосвязи и сочетания. 

 Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, важным будет отметить условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса старших дошкольников:

1. Первое условие - максимальная опора на активную мыслительную деятельность ребенка. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, встать на определённую точку зрения.

2. Второе условие - вести процесс развития, обучения и воспитания на оптимальном уровне развития детей. Это условие обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способы и умения. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми ребёнок может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения. Такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т. д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоционально-регулятивных процессов.

3. Третье условие эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Благополучная эмоциональная атмосфера сопряжена с двумя главными источниками развития: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ребенка. Оба эти источника всё время переплетаются, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно их влияние на познавательную деятельность и интерес к знаниям.

Благополучная атмосфера учения приносит детям желание быть умнее, лучше и догадливей. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности ребенка - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности.

4. Четвертым условием является благоприятное общение. Эта группа условий отношения «ребенок - воспитатель», «ребенок - родители и близкие», «ребенок - коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ребенка, переживание успеха и неудач, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в его психологии. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность, как в положительном, так и в отрицательном направлении.

Соблюдение всех этих условий способствует формированию познавательного интереса детей в процессе определенной деятельности.

                                                                   

 

 

                                                           

                                                                                                                         10

1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста      

Старший дошкольный возраст - период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.

А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Старшему дошкольнику доступно формирование новых способов обобщения, так как оно происходит на основе развёрнутой предметной деятельности.

Если в младшем возрасте среди мотивов познавательной деятельности преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребёнка, то в старшем дошкольном возрасте – при сохранении указанного мотива появляются новые: мотив известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определённых условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В. И. Логинова, П. Г. Саморукова). К знаниям старших дошкольников предъявляются новые требования (системность, которая выражается в необходимости освоить существенные связи в области общественной жизни и явлений природы; относительная обобщённость; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей). С 5 лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей. Следовательно, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень.

Для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности, и только к 8-10 годам развивается левополушарный. Дети мыслят, прежде всего, образами, но от отдельных образов постепенно переходят к некоторым общим понятиям.

Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста являются игра, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском саду.

В физическом развитии старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей, что расширяет использование активных форм познавательной деятельности (экскурсии, походы).

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребёнка. Важнейшие из них:

- потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;

- потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей;

- потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребёнка.

Общение со взрослыми развёртывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь.

При организации процесса включения в активную познавательную деятельность шестилеток необходимо учитывать, что «мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого ещё не закончилось, функциональные особенности которого ещё не сложились и работа которого ещё ограничена».

Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М. И. Лисиной и её сотрудников было установлено, что из различных видов общения ребёнка с взрослым (деловых, познавательных, личностных) в 6 лет преобладает личностное общение.

Анализ мотивов общения у детей старшего дошкольного возраста показывает, что их потребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем даже у младших школьников. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности.

В общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но ещё далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Для этого можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется и целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.

В соответствии с программами воспитания в детском саду, дети старшего дошкольного возраста учатся понимать задачу, которую ставят перед ними взрослые, овладевают некоторыми навыками и умениями её выполнения.

Важным компонентом предпосылок к учебной деятельности является самооценка. У старших дошкольников она только начинает развиваться. Умение оценивать результат своей деятельности формируется и в других видах деятельности. Это лепка, рисование, аппликация и др. дети этого возраста способны сравнивать свою работу с работой других, видят свои удачи и промахи, задумываются, как можно выполнить работу на более высоком уровне.

В старшем дошкольном возрасте продолжается интенсивное сенсорное развитие, причём процессы ощущения, восприятия, представления развиты у детей значительно лучше, чем мышление.

В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нём правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.

Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идёт по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т. д. Сенсорное развитие происходит в различных видах деятельности дошкольника.

В этом возрасте продолжается и формирование таких личностных механизмов  как соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения (А.Н. Леонтьев).

Именно в старшем дошкольном возрасте происходит очень быстрое развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности старших дошкольников. В этот период осуществляется подготовка детей к школе. Основная задача подготовки – в их общем развитии. Необходимо широко использовать дидактические игры, наглядное моделирование звукового состава слова и различных количественных отношений, побуждать детей к различным практическим действиям.

Различные исследования детей-шестилеток показали, что у них несколько затруднён переход от внешнего плана действий во внутренний. Поэтому необходима тщательная отработка действий во внешней форме. Это, прежде всего, относится к развитию мышления.

Рассматривая проблемы формирования наглядно-образного мышления, Н. Н. Поддъяков отмечает: «Одним из важнейших моментов этапа материального действия является формирование у детей полных и точных представлений о произвольном действии и его результатах».

Исследования психологической готовности к школьному обучению детей шести- и семилетнего возраста показывают, что семилетние дети более готовы к включению в учебный процесс.

Готовность дошкольников к познавательной деятельности в школе определяется не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных процессов, умение пользоваться анализом, синтезом, сравнением. 

                                                                                                                   15

1.3 Детский досуг и  его организация  в условиях ДОО

В современной дошкольной педагогике особо отмечена роль досуговой детской деятельности на этапе дошкольного детства. В педагогических исследованиях досуг рассматривается как «возможность человека по своему выбору заниматься в свободное время разнообразной деятельностью». Разнообразные виды досуговой деятельности при этом классифицируются на пять групп: творчество, отдых, праздник, развлечение, самообразование. Детская досуговая деятельность имеет самые разнообразные толкования и определения. Досуг часто отождествляется со свободным временем. Традиционно свободное время дошкольника в детском саду – это время вне занятий, преимущественно вторая половина дня. Целесообразность выделения данного периода в режиме дня ДОО для организации досуговой деятельности не подлежит сомнению, так как обеспечивает свободу во времени (от занятий и других форм специально организованной деятельности, предусмотренной в режиме дня детского сада). 

В теории дошкольной педагогики досуг традиционно рассматривается как развлечение ребенка, что с точки зрения современных представлений достаточно узко и искажает сущность досуговой деятельности.

Следует подчеркнуть, что сам термин «досуговая деятельность» применительно к ребенку-дошкольнику в отечественной педагогике начал использоваться сравнительно недавно.  

         Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной деятельности педагогом. Предмет досуговой педагогики – целенаправленный воспитательный процесс организации детской досуговой деятельности и перевод ее на более высокий уровень развития.

        Задачи досуговой педагогики:

1) включением в социально-значимый досуг;

2) повышением культурного и нравственного уровня дошкольного развития; 3) созданием условий для самовоспитания и самореализации в области свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся: игра, импровизация, метод создания воспитывающих ситуаций, состязательность, театрализация.

Исследователи подчеркивают значимость досуговой деятельности для восстановления физических и духовных сил ребенка, его эмоционального благополучия, развития творческого потенциала. 

При этом в методических работах по руководству досуговой деятельностью особое внимание обращают на организацию развлекательных ее форм в ДОО и семье, разработку игр-занятий с разными видами материалов (ручной труд). 

         Досуг в дошкольной образовательной организации сочетает в себе различные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности.      Выделяют следующие основные характеристики детского досуга: 

  • добровольность выбора рода занятий и степени активности; 
  • свобода для творческой деятельности; 
  • формирует детскую потребность в независимости и свободе;  
  • способствует самовыражению, саморазвитию и самоутверждению личности через самостоятельно выбранные действия; 
  • удовлетворяет потребности личности; 
  • способствует приобретению полезных для жизни навыков и умений и раскрытию природных талантов; 
  •  способствует объективной самооценке детей;  
  • способствует формированию ценностных ориентаций, позитивной Я- концепции [1]. 

         Основными принципами развития детского досуга являются:

1) принцип доступности и всеобщности. Объективно существует возможность приобщения, вовлечения всех без исключения детей в сферу досуговой деятельности с целью удовлетворения их познавательных интересов, досуговых запросов;

 2) принцип самодеятельности. Данный принцип основан на инициативе и увлеченности, познавательной активности детей, с одной стороны, и их стимулировании, поощрении организаторами досуга, с другой;

 3) принципы целенаправленности и систематичности. Организациям детской досуговой деятельности предполагает целесообразное осуществление данной деятельности, основываясь на планомерное и последовательное сочетание взаимозависимости и непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать детский досуг;

4) принципы преемственности. Предполагается культурное взаимовлияние и взаимодействие поколений. Следует активизироваться деятельностью родителей, всех взрослых окружающих ребенка на передачу ему социального знания и опыта проведения разумного досуга;

5) принцип занимательности. Созданием эмоционального непринужденного общения через выстраивание всей досуговой деятельности на игровой основе (во всем ее многообразии) и театрализации. Детская досуговая деятельность должна сопровождаться красочным оформлением и дополняться самой разнообразной атрибутикой [1].

         К функциям детского досуга относят следующие:

 1) Функция самореализации. Досуговая детская деятельность – это сфера, где дети могут выступить в каких-то новых социальных ролях, которые отличаются от детского сада и семейных. Здесь дошкольники раскрывают свои естественные потребности.

2) Коммуникативная функция. Досуговая деятельность – это зона активного общения, которая удовлетворяет потребность детей в контактах.  

Такие формы досуговой деятельности, как игровые программы, массовые праздники, объединения по интересам и другие – являются благоприятной сферой для осознания своих качеств, недостатков и достоинств, самого себя в сравнении с другими детьми. Поэтому в условиях досуговой деятельности у детей формируются общности, дающие им возможность выступать в самых различных социальных амплуа.

3) Мировоззренческая функция. В процессе коллективного времяпрепровождения упрочняются чувства товарищества, стимулируется трудовая активность, вырабатывается жизненная позиция, дети учатся в обществе нормам поведения. Досуговая деятельность – это сфера социализации, где происходит подготовка к жизни подрастающего поколения.

 4) Просветительская функция. Досуговое время дошкольников оказывает на познавательную деятельность детей большое влияние. В досуговой деятельности происходит узнавание детьми нового. В самых различных сферах знания осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности, повышается эффективность изучения на занятиях в детском саду нового материала, постигается процесс технического творчества, происходит знакомство с историей, расширяется художественный кругозор. 5) Функция рекреации – в рамках досугового времени воспроизводством и восстановлением утраченных сил. Жизненная деятельность современных дошкольников достаточно насыщена, регламентирована довольно строго и требует больших затрат интеллектуальных, психических и физических сил. Детская досуговая деятельность на этом фоне осуществляется на основе игры, снимает создавшееся напряжение в процессе занятий художественным творчеством, спортом и т.п.

6) Гедонистическая функция – получением наслаждения от самых разнообразных досуговых занятий: узнаванием нового и возможность продуктивно творить на этой основе; игры и победы в ней.

         Таким образом, реализация перечисленных функций детского досуга позволяет активно использовать досуговую деятельность в качестве средства, реализующего самые разнообразные задачи. В детских дошкольных образовательных организациях детский досуг организуется воспитателями для игры, отдыха, развлечения, свободного времяпрепровождения детей. Ребёнок может сам выбрать вид деятельности, которую он предпочитает. Это может быть: игра, рисование, конструирование и пр.

        Для организации детского познавательного досуга нужна предварительная работа, которая включает в себя ряд этапов:

 - выбор темы; анализ обстановки,

 - составление программы познавательного досуга, формулирование цели и задач, наполнение ее нужным содержанием;

- продумывание оформления: атрибуты, декорации, костюмы, музыкальное сопровождение, которое особенно важны в театрализованных представлениях и спектаклях;

 - проведение познавательного досуга, требующее ответственности и слаженной работы всех его участников;

 - завершающий этап – анализ проведенной досуговой деятельности, от которого зависит качество следующих досуговых мероприятий [4].

        К организации познавательных досугов предъявляются определенные требования:

1) разнообразие содержания программы досуга для накапливания дошкольниками знаний и умений, обогащение музыкальными впечатлениями;

 2) художественно оформленный познавательный материал и качественное исполнение ролей детьми и взрослыми;

3) занимательность содержания, новизна его элементов;

 4) доступность литературного, музыкального, познавательного материала, разнообразные формы проведения досуга, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей и уровень их развития;

 5) направленность на развитие детской инициативы, воображения и активности;

 6) соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от детского возраста (30-40 минут для детей старшего дошкольного возраста).

        Разрабатывая программу познавательного досуга старших дошкольников следует учитывать определенные нюансы:

 - содержание программы  должно согласовываться с пройденным учебным материалом;

 - используемые подвижные упражнения и игры должны быть разнообразными по двигательным характеристикам и двигательному содержанию, отвечать правилам дозировки: постепенно возрастает физическая нагрузка, и снижается в последнем задании;

 - обязательно музыкальное сопровождение;

- создание игровых проблемных ситуаций, где дошкольник должен принять решение самостоятельно;

 - формирование положительных эмоций, в том числе путем приглашения гостей – героев знакомых мультфильмов и сказок, включения сценок драматизации.

Таким образом, детский досуг позволяет решать целый ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. Досуг способствует восстановлению физических и духовных сил ребенка, его эмоционального благополучия, развитию творческого потенциала, а так же   познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Содержательный досуг удовлетворяет потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, в игре как основном виде дошкольного досуга. Субъективная позиция обеспечивает детское умение наполнять свободное время содержательной деятельностью как средством развития своего потенциала, что и дает ребенку возможность войти через детское творчество в культуру. 

                                                                                                                        21

                                                Заключение

      Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса ДОУ. Познавательный интерес является процессом, который связан с избирательной направленностью человеческого внимания,  с деятельностным побуждением, с единством волевых, интеллектуальных и эмоциональных процессов, повышающих активность человеческой деятельности и сознания, с эмоциональным познавательным, активным познавательным человеческим отношением к миру, с состоянием мотивированности познавательного характера, со специфическим личностным отношением к объекту, вызванными сознанием его эмоциональной привлекательности и личной значимости. Поэтому тема «Детский досуг как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста» является актуальной.

    Проблема развития познавательного интереса детей дошкольного возраста довольно полно разработана в отечественной и зарубежной психолого – педагогической литературе, а работ, посвящённых педагогике досуга, явно мало.

     В ходе написания курсовой работы нами были подробно рассмотрены понятия «познавательный интерес» и «детский досуг», возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, особенности организации детского досуга в ДОО.

    В результате мы пришли к следующим выводам.

     1) Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

    2) Старший дошкольный возраст - период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Именно в этом возрасте происходит очень быстрое развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности старших дошкольников.

    3) Одним из средств, влияющих на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, является  детский досуг. Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной деятельности педагогом. Предмет досуговой педагогики – целенаправленный воспитательный процесс организации детской досуговой деятельности и перевод ее на более высокий уровень развития. Детский познавательный досуг имеет свои функции, опирается на определённые принципы и требования. Для организации детского познавательного досуга нужна предварительная работа, которая включает в себя определённые этапы.

В ходе исследования, проанализировав теоретические основы проблемы развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством детского досуга, поставленная нами цель достигнута, задачи решены.

                                                                              23

Список литературы

1.Абрамов С.И. Педагогические подходы к организации досуга ребенка в современном образовании / С.И. Абрамов // Вестник Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 1. С. 33-44.

2. Амосова Ю.В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста / Ю.В. Амосова //  Сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2016. С. 14-17.

3. Андрианова Е.И. Гуманистические подходы к организации познавательной деятельности дошкольников / Е.И. Андрианова // В сборнике: Инновационные подходы к организации дошкольного образования Материалы научно-практического семинара. 2016. С. 10-16.

4. Бабинова Н.В. Диагностика сформированности основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности / Н.В. Бабинова // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 137-143.

5. Барочкина С.В. Организация совместной познавательной деятельности педагога и детей в ДОУ / С.В. Барочкина // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 29-32.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

7. Богатикова Т.В. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей дошкольников. – М.:Академия, 2013.-123с.

8. Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей / М. И. Болотова. – М.: Спутник+, 2005. - 52 с.

9. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 76 с.

10. Буршит Л.М. Здоровьесберегающие и развивающие технологии в работе воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения / Л.М. Буршит // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 4. С. 87-90.

11. Дубских В.А. Организация учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В.А. Дубских // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 2. С. 305-308.

12. Ежкова Н.С. Досуговая деятельность детей как социально- педагогическая проблема / Н.С. Ежкова // Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 52-57

13. Ремнева Н.А. Педагогические условия формирования познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности / Н.А. Ремнева // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2012. № 4. С. 178.

14. Смирнова Е.О. Детская психология/ Е. О. Смирнова. — М.: ВЛАДОС.- 2006. — 336 с.

2. С.А. Трубицына // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 1. С. 53-55.

15. Ушинский К.Д. Русская школа / К. Ушинский. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 678 с.

16. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в учебной деятельности школьника/ Г.И. Щукина. - М.,2013.- с.351-352.

17. Научное наследие Галины Ивановны Щукиной: материалы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Г. И. Щукиной, 14-15 февр. 2008 г., Санкт-Петербург: сб. науч. ст. / Роботова А. С. (науч. ред.). – СПб.: Астерион, 2008. – 211 с.

18. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками / авт.-сост. Н. В. Тимофеева. - Волгоград: Учитель, 2015. - 127 с.

19.Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса//http://chgards.ru

20.Развитие познавательного интереса у дошкольников//http://vscolu.ru

                                                                       



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  по созданию “Портфолио”

МДК “Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста”

СОЗДАТЬ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА вы можете  в нескольких вариантах:

  1. Создать свой самостоятельно ,ориентируясь на положение о портфолио,используя ресурсы maam.ru (ссылку на страницу вашего готового сайта отправьте на адрес электронной почты portfolio-ped@yandex.ru).
  2. Создать свой сайт самостоятельно, ориентируясь на положение о Портфолио. Пройти по ссылке - http://nsportal.ru (ссылку на страницу вашего готового сайта отправьте на адрес электронной почты portfolio-ped@yandex.ru)

  1. Создать свой сайт самостоятельно, ориентируясь на положение о Портфолио. Пройти по ссылке - http://ru.wix.com/ (ссылку на страницу вашего готового сайта отправьте на адрес электронной почты portfolio-ped@yandex.ru)

  1. Создать электронный вариант портфолио (папка на флешке), ориентируясь на положение о Портфолио (готовое портфолио отправьте на адрес электронной почты portfolio-ped@yandex.ru)

  1. Контакты для связи – адрес электронной почты – portfolio-ped@yandex.ru  - Кормашова Наталья Александровна

Мой сайт - https://sites.google.com/site/murommetodistdou/home

Мой мини-сайт - http://nsportal.ru/natalya-kormashova


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.  Общие положения

1.1.  Настоящие требования являются приложением к Положению  о курсовой работе (проекте) обучающихся ГБПОУ ВО «Муромский педагогический колледж».

Курсовая работа (проект) – вид учебной работы по дисциплинам профессионального цикла и (или) профессиональному модулю. Она является одной из форм самостоятельной научно-исследовательской работы обучающихся.

1.2. Курсовая работа (проект) выполняется в сроки, установленные календарным учебным графиком по заочной форме обучения. На выполнение курсовой работы отводится четыре месяца (16 недель) календарного времени.

1.3. Темы курсовых работ утверждаются приказом директора не позднее 1 декабря текущего учебного года. Студент имеет право выбора темы курсовой работы (проекта).

Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.

1.4. Вместе с темой студент-заочник получает циклограмму выполнения курсовой работы, которой он должен придерживаться в течение всего срока выполнения работы (Приложение 1).

Согласно календарному учебному графику по заочной форме обучения последняя неделя марта (первая неделя апреля) отводится на защиту курсовой работы. Защита курсовой работы (проекта) является обязательной.

1.5. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.

2. Структура курсовой работы

2.1. Курсовая работа (проект) может носить реферативный или опытно-практический характер. Студентам, обучающимся по заочной форме обучения, рекомендуется выполнять курсовую работу реферативного характера, т.к. в дальнейшем работа может быть использована как первая глава выпускной квалификационной работы.

2.2. Курсовая работа реферативного характера имеет следующую структуру:

  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Введение (актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования);
  4. Основная часть (теоретические основы изучаемой проблемы);
  5. Заключение (общие выводы);
  6. Список литературы;
  7. Приложения.

2.3. Титульный лист содержит основные реквизиты образовательного учреждения и оформляется согласно Приложения 2.

2.4. Содержание – отражает структуру курсовой работы. Содержит наименование глав и параграфов курсовой работы, а так же страниц с которых начинаются эти элементы работы. Оформляется согласно Приложения 3.

2.5. Введение отражает актуальность выбранной темы, обозначаются взгляды разных ученых (в разное время), которые занимались исследованиями по этой теме. Определяется цель работы, объект и предмет, изложение основных задач и методов  исследования по теме    

2.5.1. Актуальность исследования можно обосновать, отвечая на вопрос «Почему данную проблему нужно изучать сейчас, насколько она важна и значима в данное время в данной ситуации?».

2.5.2. Проблема исследования вытекает из актуальности и определяется студентом в процессе анализа теоретических основ педагогики, психологии или частной методики, и является противоречием между наличествующим и должным.

Например: Исходя их выделенного противоречия, можно сформулировать проблему, исследования:  какова  методика  использования экспериментирования для развития  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста? Ответ на этот вопрос и составил цель нашего исследования.

2.5.3. Цель исследования - это представление об общем результате работы.

Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому):

  • обоснование новых систем мер, критериев;
  • обоснование педагогических закономерностей;
  • составление комплекса необходимых условий для решения педагогических /методических задач;
  • отбор содержания обучения и воспитания;
  • обоснование новых форм, методов и средств обучения и воспитания;
  • выявление новых приемов/ критериев контроля обученности;

2.5.4. Объект исследования - это педагогический процесс, явление, факты, предметные области, области социальной практики. Объектом исследования не может быть человек, ребенок.

Например: Объект исследования – процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2.5.5. Предмет исследования – всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.

Например: Предмет исследования – серия занятий по экспериментированию направленная на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2.5.6. Задачи исследования. Формулируя задачи, студент-исследователь отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы избежать противоречия между желаемым и действительным, как действовать, чтобы достичь цели исследования?».  

Обычно в работе формулируется 3 – 5 задач.

содержание деятельности исследователя

«частный» предмет деятельности

изучить

исследовать

проанализировать

рассмотреть

обосновать

объяснить

выявить

разработать

определить

проверить на практике

доказать

показать

апробировать

выделить и т.д.

условия

факторы

подходы, литературу

роль

значение

место

средства

возможности

целесообразность

приемы

технологии

причины

критерии

особенности и т.д.

2.5.7. Методы исследования: теоретические  (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.); эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, моделирование и др.).

Объем введения составляет 2-3 страницы печатного текста.

2.6. Основная часть содержит теоретические основы разрабатываемой темы, историю изучаемого вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, классификацию привлекаемого к исследованию материала, анализ различных точек зрения на предмет исследования.

Глава разбивается на 2-3 параграфа:

- желательно, чтобы первый параграф был посвящен краткой истории исследуемого вопроса. Важно, чтобы в    нем    автор    курсовой    работы показал, что он начинает работу не на пустом месте, а отталкивается от известных ему источников, концепций, теорий, идей, взглядов;

- во втором параграфе целесообразно отразить теорию изучаемой проблемы: представить научные понятия, термины, лежащие в основе работы. В данном параграфе уместно описать и проанализировать имеющиеся решения по выдвинутой проблеме, а самое главное обозначить тот подход, которого студент будет придерживаться в своем исследовании.

Первый и второй параграфы должных быть насыщены ссылками на различных ученых: философов, педагогов, психологов.

- в третьем параграфе, можно осветить реализацию поставленной проблемы непосредственно с практической стороны. Здесь могут быть ссылки на опыт конкретных учителей, методистов, психологов. Здесь же, если этого требует работа, можно представить анализ методических, дидактических и воспитательных материалов, сделанных автором курсовой работы, вывод по этому анализу и способы применения в педагогическом процессе.

Выводы после глав и параграфов должны соответствовать их содержанию,  а также поставленным в них задачам. Выводы после каждой главы обязательны.

Объем основной части 25-30 страниц печатного текста.

2.7. Заключение. В заключении  автор подводит итоги, делает выводы по результатам своего исследования, дает самокритичную оценку тому, насколько ему удалось достигнуть представленной во введении цели и выполнить задачи.

Важнейшими требованиями к заключению является его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание «Введения» и «Основной части» курсовой работы. В целом, заключение должно давать ответы на следующие вопросы:

- Зачем предпринято студентом данное исследование?

- Что сделано в ходе работы?

- К каким итогам, обобщениям, выводам пришел автор?

Объем заключения 2-3 страницы печатного текста.

Обращаем внимание студентов на то, что в процессе написания работы  необходимо постоянно возвращаться к теме курсовой работы  не уходить от первоначально намеченных  целей и задач, избегать лишней информации об  объекте исследования, придерживаться установленных объемов работы.

2.8. Список литературы оформляется согласно требованиям, указанным в Приложении 4. Обратите внимание, если при написании курсовой работы использовались нормативно – правовые документы (например: Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ»), то их следует писать в начале списка литературы, а затем остальной список в алфавитном порядке.

Список литературы в курсовой работе должен содержать не менее пятнадцати источников.

2.9.В приложениях  помещают дополнительные материалы: таблицы, схемы, графики, фотографии и т.д.

Каждое приложение должно оформляться на отдльном листе, при этом в правом верхнем углу листа пишут слово Приложение и если приложений более одного, указывают его номер (например: Приложение 1, Приложение 2).

Рисунки, схемы, графики и таблицы должны быть подписаны.  При этом рисунки, схемы и графики подписывают снизу по центру, а таблицы сверху по центру (Приложение 5). Фотографии должны быть приклеены на листы формата А 4. Ссылки на приложения в тексте обязательны, количество приложений не ограничено.

3. Требования к тексту курсовой работы

3.1. Текст работы должен быть логически выстроен и точно изложен грамотным  научным языком, с применением терминологии, принятой в изучаемой дисциплине.  Каждый пункт плана должен заканчиваться выводом и логическим переходом к следующему пункту, чтобы не терялся ход вашего рассуждения об исследуемой проблеме.

Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются.

        Клише словарных оборотов рекомендованные к использованию  при написании  текста курсовой работы

Автор выражает / полагает / считает …

Автор данного пособия считает, что …

Автор отмечает, что …

Автор пишет, что …

Автор подчеркивает …

Автор предлагает …

Автор статьи, (имя), справедливо указывает, что …

когда приводится мнение авторов первоисточников (а не мнение студента-исследователя)

Аргументированной представляется точка зрения, согласно которой…

Большое разнообразие … делает данную книгу …

В данной статье можно найти …

В данном пособии рассматривается …

В заключение следует отметить, что …

Возвращаясь к вопросу о…

В подобной трактовке … выступает не просто как …

В этом случае …

Все это можно было бы использовать в …

Вышеизложенное позволяет говорить о …

Гипотеза заключается в том, что…

Данная книга / статья рассматривает …

Данная работа является …

Данная статья содержит …

Данное пособие предназначено для …

Данный материал является очень …

Дискуссионным можно считать мнение/ утверждение  о том, что…

Для автора данной книги очень важным является то, что …

Думается, что такой подход важен для …

Его можно рассматривать как …

Если рассматривать … в подобной трактовке …

Здесь говорится о том, что …

Известно, что …

Информация, содержащаяся в данной статье / книге / монографии, …

Как показал анализ приведенных выше примеров, далее логично остановиться на вопросе…

Как было сказано / отмечено выше, …

Книга может быть очень полезной …

Книга состоит из … глав …

Коммуникативный подход к обучению иностранному языку предполагает …

Можно согласиться с …, потому что, …

Мы получили, следовательно, …

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что …

Наиболее важным источником … является …

Не менее важным является …

Нельзя не согласиться с автором указанной статьи …

Несмотря на это, данный …

Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: …

Обобщая сказанное, подчеркнем, что сред факторов, определяющих актуальность и ценность рассматриваемого …

Обратимся к рассмотрению методических приемов, используемых …

Однако, прежде следует отметить …

Однако, эта концепция …

Одним из достоинств данной статьи / книги / монографии является то, что …

… описаны в данной статье с целью …

Особое внимание уделено …

Очевидно, также, что …

Очень подробное и последовательное описание …

Первый раздел данной книги посвящен …

Подобное использование … , без сомнения, повышает эффективность обучения …

Практическая направленность данной статьи …

Приведенное описание показывает / доказывает, что …

Прочитав … можно прийти к выводу, что …

… рассматривается как …

Рассмотрим, в каком соотношении находятся …

Следует подчеркнуть, что…

Следует отметить, что…

Следовательно …

Со всей определенностью можно утверждать, что …

Согласно …

Согласно концепции коммуникативного обучения, …

Структура книги отражает …

Таким образом, …

Тогда возникают следующие вопросы: …

Хотя данная книга …, здесь …

Хотелось бы по этому поводу высказать свои собственные суждения…

Целесообразным можно считать/ считается…

Что в данном случае понимается под …

Что касается …, то в данной статье / книге / монографии

3.2. Заголовки (названия пунктов плана) оформляются жирным шрифтом без подчеркивания и без точки в конце, по центру страницы и соответствуют названиям пунктов содержания курсовой работы. Остальная  работа не должна содержать текст, выделенный жирным шрифтом,  в том числе и содержание (Приложение 6).

Текст курсовой работы должен сопровождаться  сносками, которые оформляются в виде библиографических ссылок. 

Ссылка на источник, откуда была взята информация для написания курсовой работы,  должна проставляться в тексте сразу после ее изложения в виде квадратных скобок, в которых содержится порядковый номер источника в списке литературы и страница, с которой взята информация.

Например: Как писал автор всемирно известно учебника «Экономика», лауреат нобелевской премии П. Самуэльсон, «для человека, который систематически не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность не только дать ответы на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует, ибо он подобен глухому, пытающему дать свою оценку музыкальному произведению» [2, С. 98].

 где 2 – номер книги (в списке литературы под номером 2 идет учебник Е. Ф. Борисова, Экономическая теория), а С.98 – это страница учебника, откуда была взята информация.  

Возможные способы оформления ссылки на библиографический источник:  

(10, с.113) или [10, с.113] или [10]

3.4. В тексте курсовой работы количество сносок должно быть не менее количества заявленных в списке литературы источников (т.е. если список литературы содержит 15 источников, то и сносок в работе должно быть не менее 15).

3.5. В тексте курсовой работы допускается размещать  таблицы, если они содержат цифровой материал, не большие по объему, и носят справочный характер. Если в тексте несколько таблиц, то они должны иметь сквозную нумерацию (Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3). Ссылки на таблицы в тексте курсовой работы обязательны. Если в тексте только одна таблица, ее не нумеруют и слово Таблица не пишут.

Большие по объему таблицы выносятся в приложения.

3.6. При окончательном оформлении текста необходимо рассчитывать его объем и равномерно распределять текст на странице. Не допускается переносить одно слово, одно предложение или половину предложения на следующую страницу, если пункт плана закончен, и вы переходите к написанию следующего пункта плана, который необходимо начинать с новой страницы (Приложение 7).

Общий объем курсовой работы 30-35 страниц печатного текста.

4. Требования к оформлению курсовой работы

 4.1. Курсовая работа оформляется на стандартных листах формата А 4 и вкладывается в папку – скоросшиватель с твердыми обложками. Не допускается вкладывать листы курсовой работы в отдельные файлы. Не допускается сдавать работу не скрепленной или в неопрятном виде.

4.2. Страницы необходимо нумеровать в правом верхнем углу, обратить внимание – титульный лист и план не нумеруются. Нумерация начинается с третьей страницы, т.е. с введения. На приложениях номера страниц не проставляются.  Каждый пункт плана следует начинать писать с новой страницы. 

4.3. При компьютерном наборе текста используется: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – 1,5. Размеры полей должны быть следующими:  верхнее - 20 мм; нижнее – 20 мм; левое - 30 мм; правое – 15 мм. Жирным шрифтом оформляются только заголовки. Текст работы располагается с одной стороны листа.

4.4. В колледж курсовая работа предоставляется в сроки, установленные календарным учебным графиком (циклограммой) и передается руководителю для рецензирования.

5. Рецензирование курсовой работы

5.1. При оценивании курсовой работы учитывается:

  • Актуальность работы;
  • Методическая обоснованность;
  • Теоретическая разработанность проблемы;
  • Логика исследования;
  • Логика изложения материала в работе.

5.2. Курсовая  работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты исследуемые вопросы, допущены принципиальные ошибки, содержание работы не соответствует теме,  а также при механически переписанном материале из учебников, журналов или ресурсов Интернета. Отсутствует логическое изложение текста и выводы.

5.3 Работа с неудовлетворительной оценкой не допускается до защиты. Работа возвращается студенту с подробными рекомендациями руководителя по устранению недостатков. Студент выполняет курсовую работу повторно по новой теме или дорабатывает свою курсовую работу в соответствии с замечаниями руководителя.

6. Защита курсовой работы

6.1. Сроки защиты курсовой работы утверждаются приказом директора колледжа в соответствии с календарным учебным графиком по заочной форме обучения.

6.2. Защита курсовой работы проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии. Состав комиссии утверждается приказом директора и формируется из числа преподавателей колледжа работающих по профилю специальности, имеющих высшую квалификационную категорию.

6.3. Процедура защиты включает доклад студента (не более 5 минут), вопросы членов комиссии, ответы студента.

Во время защиты курсовой работы  учитывается:

- четкость, ясность, логичности  и выразительность изложения доклада (автореферата);

- внешний вид работы (оформление в соответствии с требованиям);

- внешний вид студента.

6.4. Члены комиссии имеют право задать студенту дополнительные вопросы по теме курсовой работы, дать рекомендации по дальнейшему использованию материалов курсовой работы.

Настаивать на снижении оценки, если студент не владеет терминологией по теме работы, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, затрудняется   в определении используемых методологических подходов и целевых характеристик собственного исследования. Допускает неточности  и ошибки при толковании основных положений        и результатов  работы не   имеет собственной    точки зрения на проблему исследования.

6.5. Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты), считаются имеющими академическую задолженность.

6.6. Оценка по курсовой работе (проекту) выставляется в зачетную книжку студента, а также в экзаменационную ведомость и диплом.

7. Примерный план выступления (автореферат) студента на защите курсовой работы:

1. Общая характеристика курсовой работы (введение)

- тема;

- мотивы выбора темы (актуальность);

- противоречие;

- цель, предмет, объект;

- задачи, методы исследования.

2. Характеристика основного содержания курсовой работы (выводы).

Например: Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:

К основным проблемам адаптации относятся:

1. низкий  уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов).

2. различные отклонения в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или мало эмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.

Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Прежде всего это:………………

3. Самооценка результатов и качества ВКР (заключение)

- степень удовлетворенности результатами проделанной работы;

- перспективы исследования  (над какими вопросами работа будет продолжена);

        Выступление должно быть рассчитано не более чем на 5 минут.

8. Хранение курсовых работ

8.1. Курсовая работа хранится в методическом кабинете образовательного учреждения после защиты в течение одного года.

8.2. По истечение срока хранения курсовые работы подлежат уничтожению в установленном порядке.

Приложение 1

Циклограмма выполнения курсовой работы

на период с 01.12.17  по 18.03.18

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

До 01.12.17

Выбор направления исследования и формулировка темы КР

Изучение методических рекомендаций по выполнению КР

До 15.01.18

Формулирование Содержания КР в соответствии с направлением исследования

До 15.02.18

Работа над Главой 1. КР разработка и формирование Первого параграфа 

 До 05.03.18

Формулирование Выводов

Работа над Заключением

с 02.04.18      по 06.04.18

защита курсовых работ

До 15.12.17

Подбор, анализ и систематизация необходимой литературы по проблеме исследования

До 20.01.18

Работа над

Введением  КР. Формулировка цели, задач исследования. Определение объекта и предмета исследования.

До 25.02.18

Работа над Главой 1. КР разработка и формирование второго параграфа

До 10.03.18

Оформление     Списка литературы в соответствии с методическими рекомендациями

До 29.12.17

Определение основного содержания работы, составление примерного Содержания  КР

До 30.01.2018

Сдача Содержания и  раздела Введение  КР на проверку  научному руководителю

До 30.02.2018

Работа над Главой 1. КР разработка и формирование третьего параграфа

До 19.03.18

Доработка текста КР

Оформление КР в соответствии с методическими рекомендациями

19.03.2018

Сдача выполненной курсовой работы руководителю для написания рецензии

Консультации с научным руководителем

Консультации с научным руководителем

Консультации с научным руководителем

Консультации с научным руководителем

Приложение 2

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «                                                                   »

                                                                     

Выполнила:                                                          Ф.И.О. (полностью)____________,                                                       студентка 5 курса,                                                                     заочной формы обучения

                                   специальность

                                                                  44.02.01 Дошкольное образование

                                                                     

                                                                                           Научный руководитель:                                                                    Ф.И.О. (полностью)____________,

Преподаватель_________________

                        (наименование дисциплины) 

                     

2018      


Приложение 2

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

          Тема: «                                                                   »

                                                                     

Выполнила:                                                          Ф.И.О. (полностью)____________,                                                       студентка 5 курса,                                                                     заочной формы обучения

                                      специальность

                                                                          44.02.02   Преподавание

                                                                           в  начальных классах                                                                                            

                                                                     

                                                                                           Научный руководитель:                                                                    Ф.И.О. (полностью)____________,

Преподаватель_________________

                        (наименование дисциплины) 

                     

                                                                    2018  

Приложение 2

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

          Тема: «                                                                   »

                                                                     

Выполнила:                                                          Ф.И.О. (полностью)____________,                                                       студентка 5 курса,                                                                     заочной формы обучения

                                      специальность

                                                                          49.02.01  Физическая  культура

                                                                           

                                                                     

                                                                                           Научный руководитель:                                                                    Ф.И.О. (полностью)____________,

Преподаватель_________________

                        (наименование дисциплины) 

                     

                                                                    2018

Приложение 3

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста………………………………….…….5

  1. Понятие произвольного внимания в психологии…………………….…….5
  2. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….10
  3. Использование игровых приёмов для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы ……………………………………………………………  21

Приложение 4

Требования к оформлению списка литературы

Список литературы представляет собой перечень книг, статей в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям коллективных трудов.

        При составлении списка литературы сначала перечисляются нормативно-правовые документы, далее следует список авторов в алфавитном порядке. Статьи из INTERNET включаются в основной список литературы по фамилии автора с указанием адреса.

Образец оформление книг, статей, электронных ресурсов

Книги

Без автора

Копилка полезных техник, заданий и упражнений для учителя иностранного языка: Метод. Пособие/ Краевой Центр развития образования; Под ред. Е.Л.Фруминой, И.Н.Титаренко. – Красноярск, 1999.

1 автор

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя/ Н.Д.Гальскова – М.: АРКТИ – ГЛОССА, 2000. – 165с.

2 автора и более

Сластенин В.А.Общая педагогика: учебное пособие для вузов/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 160с.

Статьи из книг, журналов, сборников статей

1 автор

Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи/ Р.П.Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1997. - №2. – с.5 – 11.

Глава из книги

Ремизов К.С. Нормирование труда / К.С.Ремизов // Справочник экономиста по труду. – М., 1982. – Гл. 1.  - С.132-220

Столяров Ю.Н. Онтологическая сущность информации / Ю.Н.Столяров. – М., 2000. – Гл.2, §1. – С. 43-57.

Электронные ресурсы

www.krugosvet.ru

Туристическая карта

www.svali.ru

Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004

Экология: Учебное пособие/ CD-ROM «1С: Образование 3.0» - Министерство образования РФ, 2004

Образец списка литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993, с изменениями от 09.06.2001: законодательный акт // Основные кодексы и законы РФ. – СПб.: Издательский дом «Весь», 2012. С. 446 – 522.
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебник / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрист, 2011. – 568 с.
  3. Жмарева М. В. Проблемы методического обеспечения среднего профессионального образования: учебное пособие для преподавателей / М. В. Жмарева . – Владимир.: Нива, 2013. – 212 с.

Приложение 5

 

Результаты первичной диагностики уровня сформированности координационных способностей детей

Таблица

Данные анкеты «Изучение познавательных интересов»

Количественная обработка (баллы)

Качественная обработка

Катя А.

18

Потребность выражена умеренно

Вова Г.

15

Потребность выражена слабо

Антон Н.

22

Потребность выражена сильно

Ваня А.

19

Потребность выражена умеренно

C:\Documents and Settings\NewUser.HOME\Рабочий стол\img_17335424_1199_1.jpg

График хождения Винни-Пуха по гостям

Приложение 6

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы создания ситуации успеха как средства повышения мотивации у детей младшего

школьного возраста

  1. Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации

процесса обучения

        Ведущим принципом образования является гуманистическая направленность педагогического процесса. Что понимают под гуманизацией школьного образования?

        При всем различии подходов и трактовок большинство исследователей сходятся на мысли, что гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.

        Свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальных функции: оно готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие [17,с.278]

Приложение 7

Не допускается так размещать текст на странице между

двумя пунктами плана

                      5

  1. Метод как многомерное явление

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться [8,с.129]. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

                                 6

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

  1. Классификация и функции методов обучения

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.

Не допускается так разрывать последнее предложение в пункте плана

                        5

  1. Метод как многомерное явление

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться [8,с.129]. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех

                                 6

в учебе – завтрашний успех в жизни!

  1. Классификация и функции методов обучения

Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

департамент образования администрации Владимирской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский педагогический колледж» КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Детский досуг как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраст а» Выполнила: Горынова Изабелла Дмитриевна , студентка 3 курса, заочной формы обучения специальность 44.02.01 Дошкольное образование Научный руководитель: Игнатова Майя Ивановна Преподаватель дисциплин Профессионального цикла

Слайд 2

Цель исследования: изучить теоретические основы проблемы развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста посредством детского досуга. Объект исследования: процесс развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: детский досуг. Задачи исследования: - рассмотреть понятие «познавательный интерес»; - рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста; - рассмотреть понятие «детский досуг» и особенности его организации в ДОО. Методы исследования: теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата.

Слайд 3

Учёные исследования

Слайд 4

 Ананьев Борис Герасимович Сов етский психолог, создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ. Википедия Родился1 августа 1907 г. Умер18 мая 1972 г. (64 года) Чем известен создатель системной модели человека знания с центральной ролью психологии;, создатель концепции факультета психологии ЛГУ (СПбГУ)

Слайд 5

Николай Александрович Добролюбов Русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, поэт, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы - бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался. Википедия Родился5 февраля 1836 г., Нижний Новгород, Россия Умер29 ноября 1861 г. (25 лет) ЦитатаИскусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.

Слайд 6

Амонашвили , Шалва Александрович (род. 1931 ) — советский, грузинский и российский педагог и психолог. Академик АПН СССР (1989).