Что такое интерактивные методы воспитания и их применение при проведении при проведении внеклассных мероприятий?

Горохова Елена Александровна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕД. СОВЕТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕД. СОВЕТЕ2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое интерактивные методы воспитания и их применение при проведении при проведении внеклассных мероприятий? Выполнил: руководитель ШМО Горохова Е. А.

Слайд 2

“ Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Слайд 3

Понятие воспитания Согласно Закону РФ «Об образовании» Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка. Методы воспитания – это способы реализации целей воспитания . Т.е. способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Слайд 5

Современные методы воспитания условно делятся на 3 основные категории: Пассивные Активные Интерактивные

Слайд 6

Характеристика интерактивных методов воспитания Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Слайд 7

Интерактивные методы создают условия для: развития умения эффективно работать в группе, команде; повышения интереса к окружающему миру; разнообразия форм работы с детьми; развития творческих учащихся; активизации воспитательной работы и познавательной деятельности; приобретения детьми опыта публичных выступлений; повышения самооценки учеников; постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;

Слайд 8

Интерактивные методы создают условия для: выбора различных способов деятельности для достижения результата; развития коммуникативных умений и навыков; развития важных социальных навыков: быстрота и гибкость мышления при принятии решений, критический подход к проблемам, - уважение к чужому мнению.

Слайд 9

К интерактивным методам относятся: дискуссия; беседа; конференции, видеоконференции; использование средств мультимедиа; метод проектов; дебаты; использование кейс-технологий; круглый стол; мозговой штурм; интерактивная экскурсия; деловые и ролевые игры; тренинги; социальные проекты; педагогический коллаж; работа с нравственными афоризмами; педагогическая инсценировка.

Слайд 10

Приёмы воспитания: это элементы педагогической технологии метода, педагогическая техника реализации метода воспитания. В различных методах в зависимости от ситуации и возникающей педагогической задачи могут использоваться как различные, так и одни и те же приемы.

Слайд 11

Приемы, направленные на изменения как в отношениях педагога с детьми, так и в их взаимоотношениях с окружающими: ролевая маска непрерывная эстафета мнений самостимулирование импровизация на свободную тему импровизация на заданную тему обнажение противоречий

Слайд 12

Приёмы организации общения : Инструктирование На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих одноклассников. Распределение ролей Это четкое распределение функций и ролей детей в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания. Коррекция позиций Это тактичное изменение мнений детей, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий. Самоотстранение воспитателя Воспитатель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника

Слайд 13

Приёмы организации общения : Распределение инициативы Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми детьми. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Обмен функциями Дети обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Мизансцена Активизация общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Слайд 14

Принципы работы на интерактивном мероприятии: Внеклассное мероприятие - это общая работа Каждый участник имеет собствен ное мнение по любому вопросу Нет места прямой критике личности (можно критиковать только идею ) Всё сказанное на мероприятии – не руководство к действию, а информация к размышлению

Слайд 15

Алгоритм проведения интерактивного мероприятия

Слайд 16

участники мероприятия, выбор темы: интересы участников, временные рамки проведения мероприятий по этой теме в данном классе ранее, заинтересованность класса в данном мероприятии; перечень необходимых условий: должна быть четко определена цель мероприятия; подготовлены раздаточные материалы; обеспечено техническое оборудование; обозначены участники; определены основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни; что должно быть при подготовке каждого мероприятия: уточнение проблем, которые предстоит решить; обозначение перспективы реализации полученных знаний; определение практического блока (чем класс будет заниматься на мероприятии); раздаточные материалы: программа мероприятия; раздаточные материалы должны быть понятны ученикам.

Слайд 17

Вступление Дети знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; воспитатель информирует участников об условиях и правилах, дает четкие инструкции о том, в каких пределах ученики могут действовать на мероприятии; при необходимости нужно представить детей (в случае, если мероприятие между учебными классами); добиться однозначного понимания терминов и понятий

Слайд 18

Основная часть

Слайд 19

Выводы (рефлексия) Что произвело на Вас большее впечатление? Что Вам помогало в процессе мероприятия, а что мешало? Есть что-либо, что удивило Вас в процессе мероприятия? Чем Вы руководствовались в процессе принятия решения?

Слайд 20

Круглый стол - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельно­сти воспитанников, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформи­ровать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с груп­повой консультацией.

Слайд 21

Важной задачей при организации «круглого стола» является: Обсуждение в ходе дискуссий 1-2 проблемных ситуаций по заданной теме Тщательная подготовка основных выступающих (доказательства, аргументы) Иллюстрация мнений с использованием различных наглядных материалов

Слайд 22

Особенности «круглого стола»: Нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуни­кации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» -расположение детей лицом друг к другу приводит к возрастанию ак­тивности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждой воспитанницы в обсуждение, повышает их мотивацию, включает не­вербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления; Воспитатель также располагался в общем кругу, как равноправный член класса, что создает менее формальную обстановку по сравнению с об­щепринятой

Слайд 23

Дискуссия это всестороннее обсуждение спорного во­проса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллектив­ном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопостав­лении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведе­ния дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимули­рование творчества и другие.

Слайд 24

Формирующий этап Виды деятельности Интеллектуально-преобразовательная деятельность (выбор уровня выполнения задания) Самоопределение в деятельности (стимулирование интереса уч-ся к изучению темы) Рефлексивная деятельность (соотнесение полученного результата с поставленной целью) Учебно-познавательная деятельность (освоение содержания учебной темы)

Слайд 25

Дебаты Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос - да или нет. Причем одна группа является сторонниками положительного ответа, а другая группа - сторонниками отрицательного ответа.

Слайд 26

«Мозговой штурм» - это новаторский метод решения проблем; максимум идей за короткий отрезок времени; расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше; нужны необычные, самые «дикие» идеи); отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период); это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей. I

Слайд 27

В ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы : инверсия (сделай наоборот); аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении); эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения); фантазия (сделай нечто фантастическое).

Слайд 28

Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

Слайд 29

Специфика обучающих возможностей деловой игры: процесс игры максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений; метод деловых игр представляет собой специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностный разбор определенной сферы человеческой реальности.

Слайд 30

Деловые игры классифицируются:

Слайд 31

Интерактивные методы дают возможность: 1. Научиться доказывать свою точку зрения, выражать свое мнение, слушать и слышать друг друга, оказывать взаимную помощь в формировании образа мысли; 2. развивать положительную мотивацию к учению и развитию; 3. научится самостоятельно организовывать познавательную деятельность, выполнять различные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение ; обобщение;. 4. Повысить активность, интерес к внеклассным мероприятиям, стремление к самосовершенствованию.

Слайд 32

Использованная литература: 1. Духовно-нравственное воспитание / Сост. С.А. Титова. - Мн.: Красико-Принт, 2006. -128 с. 2. Кашелев, С.С. Технология интерактивного обучения. / Мн.: Белорусский верасень, 2005. - 196 с. 1

Слайд 33

Спасибо за внимание