Описание системы работы Богачевой Т.Н.

Богачева Татьяна Николаевна
Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования, эффективность апробации используемых инновационных методик обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Татищево».

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Богачева Татьяна Николаевна

«Описание системы работы учителя начальных классов и основных  достижений».

  1. Описание инновационной деятельности по актуальным проблемам образования.

          В Концепции модернизации российского образования   подчеркивается, что  в общеобразовательной школе модернизация  «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Социальный заказ: общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.

  • Особенности моей  методической системы обусловлены тремя факторами. Во-первых, синтезом индивидуальных особенностей развития   и уровнем моей профессиональной компетентности, задачами, поставленными перед российскими педагогами.
  • Во-вторых, психолого-педагогическими особенностями  учащихся, с которыми я непосредственно работаю.
  • В-третьих, спецификой преподаваемых предметов  (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология).

В основе моих уроков лежит деятельностный метод, этот подход определяет основополагающие принципы   урока:   

- принципы дифференциации - учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения: работа в парах постоянного и сменного составов, работа в микрогруппах;

- принципы доверия и расширения полномочий: учащимся доверено быть консультантами, ассистентами, дублерами учителя; руководителями и членами экспертных групп; контролерами знаний и т.д. (в 3 – 4 классах)

- принципы свободного выбора — право выбора учащимся любой формы проверки знаний: устной или письменной, на уроке или вне урока; сдачи зачетов учителю или экспертной группе товарищей; защиты рефератов;

- принципы гласности учета и контроля — открытые листы успеваемости, листы тематического контроля; общественный смотр знаний; оценка урока учащимися.

На развитие личности учащихся и их творческую самореализацию, в основе преподавания  использую инновационные технологии. Среди них: технология проблемного обучения, , технология игрового обучения, технология коммуникативного обучения,  информационно-коммуникативные технологии, проектные технологии, технологии интегративного обучения, образовательная рефлексия учащихся, технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие  технологии, технология развивающего обучения, , системно –деятельностный подход к  учащихся.

На основе использования информационно-коммуникационных технологий  создаётся образовательная среда, способствующая творческому развитию. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют построить образовательную систему, в которой ученик -  активный и равноправный участник  образовательной деятельности.

Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.

         Следующий шаг на пути к созданию открытого языкового пространства – проектная технология, в основе которой лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.

Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:

а) Коммуникативные методы обучения:

·        Дискуссия

·        Диалог

·        Метод проектов

·        Презентации

б) Проблемное изложение изучаемого материала - метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором  четырех этапов проблемно-поисковой деятельности:  проблемная ситуация и ее анализ -  постановка проблемы -  ее решение -   рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления.

в) Имитационно-ролевой метод обучения - метод обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на  получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике,  работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д.

г) исследовательский метод - метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

д) частично-поисковый, или эвристический метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых  реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.

· Метод  эмпатии  (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Например:  на уроках литературного чтения в нескольких строках уместить образы будничных вещей, которые нас окружают. Можете выбрать их по своему желанию. Мы рекомендуем: лифт, автобус, домашние тапочки, комнатный цветок».

· Метод образного видения - эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.

Формы организации учебной деятельности:

- Индивидуальные.

- Групповые. (Группы формируются по уровню развития мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов личности обучающихся).

- Фронтальные.

- Коллективные.

- Нестандартные уроки.

- Композиция «урок + внеклассное мероприятие» (есть возможность начатое  в классе изучение  учебного материала продолжить на занятиях кружка, классного часа. Эта форма организации занятия позволяет включить каждого ученика в учебную деятельность в соответствии с его психологическими особенностями, способностями и желаниями, дает возможность школьнику выбирать в изучении материала либо уровень обязательных результатов, либо более высокий уровень).

    Методика обучения в условиях современной школы требует новых педагогических исследований, поиска инновационных средств, форм и  методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных, образовательных и информационных технологий.

При конструировании современного урока все чаще использую различные формы и методы организации обучения.

Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.

Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.

Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis».

Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В нем сочетаются несколько предметов, что позволяет сформировать метопредметные учебные универсальные действия у учащихся.

Известно, что при проведении традиционных уроков по различным предметам восприятие учащимися новой информации по каждой учебной дисциплине не складывается в целостную систему. В результате школьники не могут оперативно применять знания одного предмета при изучении другого, а также продуктивно использовать их при  решении проблем комплексного характера.  В случае же одновременного рассмотрения программного материала в рамках двух учебных предметов получаемая информация приобретает практическое значение, а усвоение новых знаний идёт как бы путём их наложения на базовые знания и навыки.

Что может дать бинарный урок? Естественно качество закрепления изученного материала, лучшую усвояемость учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия.

Таким образом, бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной  деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.

Под влиянием интереса у учащихся активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях.

Бинарные уроки, без сомнения, оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.

    Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным.

       

  1. Результативность, полученной в процессе апробации.

Результативность применения данных технологий можно увидеть в виде позитивной динамики учебных достижений моих воспитанников.

 Мной уделяется большое внимание  развитие личности ребенка, реализация его знаний в учебном процессе, поддержка индивидуальности, владение развивающими технологиями на первой ступени образовательного процесса, позволяют достигать положительных результатов в обучении. Успешное усвоение программного материала за курс начальной школы, позволило обучающимся показать стабильные результаты освоения образовательных программ в 5 классе, учащиеся занимают первые места в предметных олимпиадах (муниципальный уровень 1,2 место, школьный уровень 1,2 места).Так  показателем положительной адаптации учащихся начальной школы, при переходе в среднее звено, является 100% успеваемость обучающихся и подтверждение годовых отметок.

Решение проблем сохранения и укрепления здоровья учащихся, при организации образовательного процесса, достигается мной при использовании здоровьесберегающих технологий урока: организационно – педагогических, психолого-педагогических, учебно-воспитательных.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности способствует снижению уровня заболеваемости в классе. Данные  мониторинга (на примере часто болеющих учащихся) подтверждают это.

Ежегодно провожу дополнительную дифференцированную работу со  следующими  учащимися:

  • Слабоуспевающие учащиеся;
  • Работа с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам)

Работа  со слабоуспевающими детьми является 100% успеваемость класса. Дети с высокими способностями постоянно принимают  участие в школьных предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня. В целях поддержки и развития одаренных детей среди учащихся проводятся Всероссийские олимпиады  и конкурсы, где дети занимают призовые места.

  1. Эффективность апробации используемых инновационных методик обучения, технологий, приемов

Применения современных образовательных методик   в своей работе,  дали возможность обеспечить благоприятные условия для развития личности ребенка и привели к повышению у учащихся класса мотивации к учению, к повышению качественной успеваемости класса и положительной динамики показателей качества знаний отдельных учащихся.

Полученные результаты убедительно доказывают, что применения технологий нового поколения стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у учащихся осознанную потребность в приобретении знаний и умений, позволяет учащимся быть более активными на уроке,  смелее высказывать свою точку зрения, со вниманием слушать собеседника, добиваться лучших результатов в учебе. Доказательством этого является активное участие в региональном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Ветер перемен» (1 место в регионе),  «Мой прекрасный сад» ( 2 региональное место), участие в международном конкурсе «Природа и мы», «Русский медвежонок» и «Кенгуренок», муниципальный конкурс «Мамины глаза» (1,2,3 место), конкурс «Кит -2014 г» (2 муниципальное место), областной конкурс «Мишура» (1,3 место), «Край в котором я живу» - муниципальный конкурс (1,2,3 место).

Учащиеся  класса принимают активное участие в областном  конкурсе творческих работ, в социально значимых акциях и проектах.

 

В своей работе активно использую следующие электронные материалы: мультимедийные учебно – методические комплекты «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия».  Это  электронные образовательные технологии нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие образовательным стандартам по предметам начального обучения. УМК содержит методические современные наборы медиаобъектов  к урокам по различным предметам начального обучения, «Новейший справочник школьника» -  обучающий тренажер для проверочных работ по основным предметам, компакт – диск «ИКТ в начальной школе: уроки  для началки» в котором представлены презентации, мультимедийные плакаты, дидактические и развивающие игры.

В учебной деятельности, для решения различных педагогических задач, мотивирования учащихся, постановки целей, оценки результатов деятельности,  я так же использую цифровые образовательные ресурсы. Наборы ЦОР основанные на текстах, видеоизображении, аудиозаписи, фотоизображении, с соответствующим учебно- методическим   сопровождением, дают возможность обучающимся самообучаться и самореализовываться.

«Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

Для достижения необходимого уровня знаний и профессионального совершенствования я активно работаю над повышением качества образования не только через применение новых педагогических технологий;  но и через регулярное повышение своего профессионального образования. Подтверждением этого является обучение на курсах повышения квалификации учителей начальных классов в 2009 году, курсы по программе «Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в 2012 г.

Для повышения качества педагогической работы и овладения навыка проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных средств учебного назначения, цифровых и электронных образовательных ресурсов, Интерната, я прошла обучение на курсах по программе Intel «Обучение для будущего».

С целью систематического повышения квалификации принимаю участие в семинаре РМО учителей начальных классов по теме: «Как относитесь к одаренным детям?», принимала участие в видеоконференции с Ю. Горвицем «Глобальная школьная лаборатория» прошедший совместно с Международным институтом новых образовательных технологий РГГУ и Лигой образования 4.09.2014 г. в рамках 15-го ВИП, участвую в педагогических конкурсах «Учитель года» (муниципальный уровень), «Полет идей и вдохновений» (региональный уровень, «Конкурс 1001 идея интересного занятия с детьми» (всероссийский конкурс),  систематически распространяю свой педагогический опыт через мастер- классы, печатаю свои разработки в методических пособиях, размещаю свой материал на сайте, принимаю участие в конференциях на электронном ресурсе «Всероссийский интернет - педсовет».

В 2014 году была награждена благодарственным письмом от главы администрации П.В.Сурковым «За плодотворный труд, большой личный вклад в дело обучения и воспитания детей и молодежи».