Моя методическая работа

Абдрашитова Валентина Сергеевна

Курсовая работа, сценарии мероприятий, конспекты уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего образования

«Сахалинский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

 

Кафедра физической культуры и спорта

                                                                                                                           

Абдрашитова Валентина Сергеевна

Гиподинамия у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа

студентки 3 курса заочной формы обучения

Направления 44.03.01. «Педагогическое образование»

Профиль: «Физическая культура»

                                                                                                                               Научный руководитель:

                        

                                                                        

Защита состоялась «___» ______________2015 г.                           Оценка _______________

        

Южно-Сахалинск

2015


 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГИПОДИНАМИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………4

  1. . Физическое и психическое развитие младших школьников ……….……4
  2. . Показатели физического развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………….9
  3. . Гиподинамия и ее влияние на физическое развитие детей младшего     школьного возраста…………………………………………………………13

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………..17

       2.1. Задачи исследования………………..……………………………….........17

       2.2. Методы исследования…………………..………………………………...17

       2.3. Организация исследования…………………...…………………………..20

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…...................................................................................................22

       3.1. Характеристика методик выявления гиподинамии у детей……………22

       3.2. Результаты обследования физического развития детей младшего    

              школьного   возраста МБОУ СОШ  с. Восток ………………………….28                                                                            

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..........33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В связи с быстрыми изменениями, происходящими в различных областях деятельности человека в нашей стране, в том числе в образовании, становится очевидной актуальность изучения в современных условиях соответствия учебной повседневной нагрузки и функциональных возможностей организма школьников.

Ухудшение состояния здоровья детей, особенно, с началом систематического обучения в школе, недостаточная регламентация нагрузок, предъявляемых растущему организму, ее увеличение за счет интенсификации обучения и увеличения количества учебных часов, значительно превышающих гигиенические нормы, привлекают внимание специалистов и ученых.

Вопросы адаптации школьников к учебной и физической нагрузкам всегда интересовали гигиенистов, физиологов, педиатров и педагогов. Переутомление детей в связи с интенсификацией обучения, гиподинамия и другие факторы отражаются на здоровье детей. В то же время, успешность обучения и воспитания школьников во многом зависит от состояния здоровья, физических возможностей организма.

В последние десятилетия исследователи придают большое значение изучению влияния гиподинамии на детский организм (Е.А.Абрамова, Р.А.Калюжная, В.В.Панавене, А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, И.О.Тупицын, С.И.Русинова, Г.Х.Самигуллин, А.В.Крылова, Л.Г.Ковтун, Л.Л.Каталымов, и др.).

Влияние физической и учебной нагрузки на организм школьника описаны в литературе: Е.Оккель, Л.М.Федорко, А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова и др. Авторы характеризуют детей до 7 лет и старше 11-12 лет. Дети в возрасте от 7 до 9 лет либо объединяются в единую группу "младших школьников", либо в младшем школьном возрасте выделяются лишь критические периоды и оцениваются как 8-9 летние.

В литературе предыдущих десятилетий отражены возрастные особенности детей и подростков, их адаптации к изменяющимся условиям среды, к физическим и умственным нагрузкам (И.А.Аршавский, Р.А.Калюжная, Р.Е.Мотылянская, С.В.Хрущев, Ф.Г.Ситдиков, Р.А.Абзалов, И.О.Тупицын, Р.М.Васильева, др.). Актуальность работы обусловливается общественной потребностью укрепления здоровья детей средствами физического воспитания.

Объект исследования – гиподинамия у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – средства и методы повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста.

Цель исследования –  систематизация методик  исследования влияния гиподинамии на организм детей младшего школьного возраста.

Гипотезой исследования. Предполагается, что подбор эффективных методик исследования влияния гиподинамии на организм детей младшего школьного возраста позволит разработать  эффективное планирование повышения двигательной активности у детей данного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по определению гиподинамии у детей младшего школьного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы из 24 источников.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ГИПОДИНАМИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. . Физическое и психическое  развитие младших школьников

Основными показателями здесь считаются длина и масса тела, окружность грудной клетки. Существуют таблицы, справляясь с которыми врач, наблюдающий ребенка, определяет, не слишком ли отклоняются показатели его физического развития от средних показателей, вычисленных на основе большого числа измерений. При этом, оценивая физическое развитие ребенка, рассматривают названные показатели не по отдельности, а в связи друг с другом: масса тела и окружность грудной клетки должны соответствовать длине тела; только в этом случае можно говорить о гармоничности развития.

Названные показатели — основные, но не единственные. Дополнительные данные могут быть получены, если учесть и другие параметры телесного развития (длину туловища, конечностей, рост сидя), а также так называемые физиометрические признаки: жизненную емкость легких, силу сжатия кисти руки (эти признаки позволяют в известной мере судить, в частности, о физической силе и выносливости организма).

Для того чтобы получить более полную картину физического развития, производят углубленный осмотр ребенка, обращая внимание на форму его грудной клетки, спины, ног, стопы; оценивая степень отложения подкожного жира, развитие мышечной системы, осанку; учитывая состояние здоровья [2].

Представление о физическом развитии  ребенка можно получить и из показателей длины тела и его массы («рост и вес»). Отметим, что в младшем школьном возрасте размеры тела мальчиков и девочек различаются пока еще не очень сильно. Как известно, с годами меняются и пропорции тела. В дошкольном возрасте происходит дальнейшее уменьшение относительных размеров головы: в 6 лет высота головы составляет 1/6 часть длины тела, а в 12 лет — только 1/7- Это уже почти взрослые (у них — 1/8) пропорции.

Если рост головы с возрастом замедляется, то конечности, напротив, растут быстрее в 6—10 лет общий рост увеличивается главным образом за счет роста ног (позже начнет быстрее расти туловище) [12].

Сердечно-сосудистая система. Центр всего кровообращения — сердце, своеобразный мышечный «живой насос». В результате каждого сердечного сокращения в отходящую от сердца аорту (самую крупную артерию организма) выбрасывается в зависимости от возраста ребенка от 20 (на 7-м году жизни) до 30 мл (в 10 лет) крови. Это количество называют ударным объемом. Если умножить эту величину на число сокращений сердца в минуту, то мы получим минутный объем крови. Частота сердечных сокращений составляет в указанные годы соответственно 95 и 85 в минуту, значит, минутный объем возрастает в младшем школьном возрасте с 1,9 до 2,6 л, т. е, примерно на 40%. (Разумеется, приведены средние цифры) [14].

Вместе с ростом и развитием всего организма ребенка происходит рост и совершенствование сердца и кровеносных сосудов. Увеличивается объем и масса сердца, утолщаются стенки артерий главным образом за счет увеличения их мышечного слоя; толщина венозных стенок с возрастом меняется мало, при этом, однако, увеличивается их внутренний диаметр, а, следовательно, и емкость. Сосуды удлиняются, появляются новые ветви, сосудистая сеть становится более разветвленной. Все эти изменения направлены на улучшение циркуляции крови в органах и тканях растущего организма, удовлетворяя его повышенную потребность в питательных веществах и кислороде.

По мере роста ребенка увеличение объема сердца требует для его заполнения кровью все большего времени, вместе с тем нагнетание крови в артерии может быть обеспечено без значительного увеличения времени сердечного сокращения: с возрастом мощность сердечной мышцы повышается.  Следует заметить, однако, что при физических нагрузках у ребенка 7 - 8 лет увеличение «производительности» сердца по-прежнему достигается за счет повышения частоты сердцебиений. Вот почему требуется строгое нормирование физических нагрузок дошкольников как по их мощности, так и, особенно, по длительности.

Дыхание. Органы дыхания у детей отличаются от органов дыхания взрослого. Грудная клетка новорожденного ребенка имеет форму усеченного конуса или бочкообразную с горизонтальным ходом ребер. При таком строении грудной клетки ограничена ее подвижность и возможность расправления легких при вдохе, что и обусловливает поверхностное дыхание. С момента, когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки у него постепенно изменяется: ребра опускаются, принимают косое направление. (Но лишь к 12—13 годам форма грудной клетки подростка приближается к форме, характерной для взрослого.) Воздухоносные пути относительно узкие. Они тем более узкие, чем младше ребенок. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и легко ранима. Этим объясняется частота воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, нередко приводящих к отеку гортани и затрудненному дыханию.

Для того чтобы понять особенности дыхания ребенка, нужно учитывать, по крайней мере, два важных обстоятельства.

Во-первых, кислород нужен организму ребенка не только для энерготрат, связанных с уже достигнутой массой клеток, но и для обеспечения процесса роста организма. Поэтому скорость потребления кислорода детским организмом увеличивается по мере увеличения массы и в зависимости от скорости роста: чем она больше, тем больше растет скорость потребления кислорода.

Во-вторых, ребенок отличается от взрослого не только размерами и массой, но и соотношениями размеров и массы отдельных его органов. С возрастом значительно увеличивается доля массы, приходящейся на мышцы и кости, а доля массы тех органов, которые потребляют кислород в наибольшей степени (мозг, сердце, печень, почки), уменьшается. Так, если у новорожденного масса головного мозга составляет 1/8 массы тела, то у взрослого — 1/40. Поэтому скорость потребления кислорода на единицу массы организма, т. е. интенсивность потребления кислорода, с возрастом уменьшается.

В младшем школьном возрасте уменьшение интенсивности потребления кислорода сказывается еще менее заметно, чем  нарастание   веса организма  в целом,  поэтому скорость   потребления   кислорода    всем    организмом    в эти годы увеличивается.  Соответственно увеличивающейся потребности в кислороде развиваются органы и системы, обеспечивающие эту потребность, в том   числе и аппарат внешнего дыхания. К 7  годам общее количество альвеол легких ребенка увеличивается по сравнению с их числом у новорожденного в 12 раз и почти равно   количеству   альвеол   взрослого   (около   300  млн.). Но по размерам альвеолы ребенка уступают альвеолам взрослого, так что общая   их поверхность в это время составляет примерно 40 м2.

Итак, поверхность газообмена  у  ребенка  7 лет равна примерно половине ее у взрослых. Однако скорость потребления кислорода у него заметно больше половины таковой  у взрослых. За счет чего можно достигнуть относительно большой скорости газообмена?    Дышать глубже, чтобы увеличивалась степень обновления воздуха в альвеолах?  Но   это можно было бы осуществить сравнительно большими затратами энергии. Альвеолы у детей, как сказано, меньшего размера, они менее растяжимы, и чем младше ребенок, тем большую долю всей работы, затрачиваемой на дыхание, составляет работа именно по растяжению легких. Так что организм предпочитает другой путь, более выгодный с точки зрения энерготрат: дыхание менее глубокое, чем у взрослого, но более частое [16, с. 55].

По мере роста — за счет размеров альвеол — объема легких частота дыхания постепенно снижается; более экономичным становится другой путь: глубокого дыхания. На протяжении первых школьных лет как раз и идет экономизация дыхания, подобно экономизации кровообращения.

К концу седьмого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела — 122 см, масса тела — 24 кг, окружность грудной клетки — 58—59 см. Основные движения становятся более сложными: увеличивается скорость бега, длина и высота шага; в прыжках уже можно обращать внимание ребенка на правильность разбега, группировки и приземления; шестилетки уже ведут, подбрасывают и ловят мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами разных видов спорта — ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.) [20, с. 69].

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Ориентиром в этом плане может служить суточная норма шагов — 12 000-15 000. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Современные программные требования, предъявляемые к развитию двигательной сферы, нацеливают на обеспечение высокой двигательной активности с учетом качественного формирования основных и прикладных движений, воспитания нравственных, волевых и других личностных качеств.

Таким образом, младший школьный возраст — период быстрого развития основных физических качеств. В это время все ученики в той или иной мере владеют основными формами движений, умеют бегать, прыгать, метать. Поэтому им уже можно разнообразно и интенсивно упражняться. Данные науки говорят, что в младшем школьном возрасте у детей очень высокие показатели максимального потребления кислорода в расчете на единицу веса тела.

В период от 7 до 11 лет наблюдается естественный рост общей выносливости, и, чтобы добиться высоких результатов, умеренные по мощности циклические нагрузки должны быть длительностью не менее 3-4 мин. При этом происходит врабатывание всех систем организма и достигается устойчивый уровень их функционирования. Такой процесс должен происходить при ЧСС (частоте сердечных сокращений) не менее 160 и не более 190 уд./мин. Если период младшего школьного возраста будет упущен для развития общей выносливости, то в дальнейшем это качество воспитывать будет трудно.

Что касается мышечной силы и ловкости, то у младших школьников они находятся на низком уровне. Поэтому, занимаясь с детьми, необходимо обратить самое пристальное внимание на воспитание этих качеств и продолжать их развитие на протяжении всех лет обучения. У учащихся 7-11 лет очень хорошо выражена подвижность в суставах, т.е. гибкость, и нельзя допустить, чтобы с годами это физическое качество в значительной степени утратилось.

  1. . Показатели физического развития детей младшего школьного возраста

Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.

«Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечнососудистой систем», – писал академик В.В. Парин в 1969 году [15,с.67]. Оздоровительный и профилактический и коррекционный эффект физических упражнений неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Современные учения показали, что существует тесная взаимосвязь между деятельностью двигательного аппарата, скелетных мышц и физическим развитием ребенка. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним уровнем физического развития (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные люди с высоким физического развития по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или превышает их [21].

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Приведем их определения из спортивной литературы.

Для тестирования физических качеств детей используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия и минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 м. Длина беговой дорожки должна быть на 5-7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5-7 м ставится хорошо видимой с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще 2 попытки. В протокол заносится результат лучший из трех попыток [12,с.71].

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и. концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата [19].

Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног – становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места. Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.

Метание набивного мяча массой 1 кг. Оно проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2-3 броска; фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, т.е. положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется 3 раза, фиксируется лучшая из попыток.

Более сложными по отношению к предыдущим заданиям являются прыжки в высоту и длину с разбега. Эти движения требуют комплексного проявления быстроты, силы и ловкости. Прыжок в высоту и длину с разбега (после 5 лет). После предварительной разминки ребенку предлагаются 2-3 попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см. При неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки. Прыжок и длину с разбега также предполагает выполнение с трех попыток с фиксацией лучшего результата.

Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия и соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений в окружающей обстановке [19].

Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м: она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5+5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

С интересом выполняют дети 7-10 лет и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т.п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: па дистанцию 1000 м — для детей 7 лет и старше. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки [24,с.89].

Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Гибкость оценивается при помощи упражнения — наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20-25 см. 3Для измерения глубины наклон линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны [7].

Полученные при тестировании данные нужно сравнить со стандартами оценки физического развития.

  1. . Гиподинамия и ее влияние на физическое развитие детей младшего школьного возраста

Термин «гиподинамия» произошел от двух греческих слов «hypo» и «dynamis», что в переводе означает «внизу» и «сила». Под гиподинамией подразумевают ослабление мышечной деятельности, которое возникает в результате сидячего образа жизни, а также ограничения двигательной активности. На сегодняшний день проблема гиподинамии обсуждается не просто большим, а огромным количеством врачей и ученых. Особенно часто данная проблема обсуждается в цивилизованных странах и все потому, что именно в них синдром гиподинамии с каждым годом становится все моложе. Современная медицина все чаще отмечает проблемы, связанные с чрезмерной массой тела людей не столько у взрослых, сколько у подростков, и даже у маленьких детей.                                                                              

Суточная двигательная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. В физиологии локомоция – это вид двигательной деятельности, связанный с активным перемещением в пространстве.

При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. У подростков суточное количество локомоций повышается. Например, у мальчиков 14-15 лет по сравнению со школьниками 8-9 лет суточная двигательная активность увеличивается более чем на 35%, а объем выполненной при этом работы — на 160%.[4]

Естественная суточная активность девочек ниже,  чем  мальчиков.  Девочки   в   меньшей   мере   проявляют  двигательную   активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных  форм  физического  воспитания.

По  сравнению  с  весенним   и  осенним  периодами  года  зимой двигательная активность детей и подростков падает на 30-45%. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а, наоборот, уменьшается у старшеклассников.

Состояние здоровья (заболеваемость, степень тренированности к физическим нагрузкам сердечно-сосудистой системы, дыхания, экономичность энерготрат, сопротивляемость воздействию неблагоприятных факторов), уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости) и физической работоспособности школьников 11-15 лет дали основание считать для них «высокий» уровень двигательной активности гигиенической нормой 21-30 тыс. локомоций, объем работы 110-150 тыс. кгм/сутки, динамический компонент 20-24%.[24]

Учащиеся этого же возраста при двигательной активности в 2-3 раза ниже гигиенической нормы находятся в состоянии «двигательного голода» — гиподинамии. У таких школьников страдают обменные процессы, снижены двигательная подготовленность, иммунобиологическая реактивность, работоспособность. Наблюдается неэкономичная деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхания при физических нагрузках (при выполнении физических упражнений; в процессе общественно полезного, производительного труда).

Главной причиной гиподинамии у школьников является большая нагрузка в школе и недостаточные занятия спортом. Тело, которое большую часть времени находится в спокойствии, начинает терять свою легкость и гибкость. У многих школьников наблюдается мышечная слабость (гипотония), быстрая утомляемость, снижение устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабые и неустойчивые эмоциональные реакции, слабый тип нервной системы. В последнее время наблюдается низкая работоспособность школьников.

 Гиподинамия - это достаточно распространенное состояние, которое сопровождается не просто большим, а действительно огромным количеством весьма разнообразных симптомов. Прежде всего, гиподинамия приводит к различным нарушениям морфофункционального состояния человеческого организма. Данные нарушения дают о себе знать в виде атрофии костей и мышц, уменьшения синтеза белков, нарушения обмена веществ, уменьшения количества кальция в костях [2].

Выявить все эти изменения не так уж сложно, так как они со временем начинают давать о себе знать. Так, к примеру, уменьшение количества кальция в костях становится причиной частых переломов.

При этом заболевании у людей отмечаются также и такие симптомы как частые головные боли, чрезмерная нервозность, бессонница, общая усталость, снижение работоспособности. Так как гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга, это приводит к тому, что у больного начинает отмечаться чрезмерная возбудимость, то есть его эмоциональное состояние можно считать неуравновешенным. В результате, на лицо не только неврастения, но и астенический синдром.

Чрезмерный выход кальция, а также нарушение процесса обмена жиров становятся причиной развития ожирения, именно поэтому ожирение также принято считать признаком гиподинамии.

Еще одним довольно частым признаком этого заболевания принято считать повышение аппетита, причем в данном случае не только повышается аппетит, но люди еще и едят в очень больших количествах.

Гиподинамия вредно влияет не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Физическая работа относится к физиологически важным элементам нормальной жизнедеятельности, она влияет на костно-суставной аппарат, дыхание, обмен веществ, эндокринное равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому соответствующий уровень двигательной активности гармонично формирует организм анатомически и функционально, определяет устойчивость к неблагоприятным условиям окружающей среды, к болезненным факторам. Длительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратных функциональных нарушений, а порой и ускорить возникновения патологических изменений в организме (гипертоническая болезнь, артеросклероз) [17].

 Ограничение двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей мышечной системы. Например, после двухмесячного постельного режима на 14-24% уменьшаются силовые показатели, на 25-35% динамические показатели и статическая выносливость, снижается тонус мышц, уменьшаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека теряют свойственную им рельефность вследствие отложения подкожного жира. Минеральный обмен нарушается уже через 1-15 дней постельного режима. В результате уменьшения количества костного вещества нарушается минеральный обмен костей, уменьшается плотность кости (остеопороз).

Вследствие ограничения мышечной активности возникает нетренированность сердечно-сосудистой системы, увеличивается частота сердечных сокращений в покое. Даже при незначительной кратковременной физической нагрузке частота пульса достигает 100 ударов за 1 мин и более. Сердце при этом работает неэкономно, нужный объем крови выбрасывается за счет увеличения количества, а не силы сердечных сокращений. Нарушается также регуляция артериального давления (оно повышается).

   При гиподинамии сужаются мелкие артериальные и венозные сосуды, уменьшается количество функциональных капилляров в тканях, изменяется состояние центральной нервной системы, возникает так называемый астенический синдром, который проявляется в быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Задачи исследования

Перед нами стояли такие задачи исследования:

1. Изучить особенности физического развития младших школьников.

2. Показать причины и факторы гиподинамии у младших школьников.

3. Провести обследование функциональных возможностей организма у младших школьников с целью выявления симптомов гиподинамии

2.2. Методы исследования

В работе нами применялись следующие методы исследования.

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Метод педагогического тестирования.
  3. Метод анкетирования.
  4. Педагогический эксперимент
  5. Методы математической статистики.

В процессе работы над курсовой работой изучалась литература по заданной теме исследования.

Анализ научно-методической литературы осуществлялся для подбора методов исследования и теоретической части работы. Подбор научно-методической  литературы представлен отечественными авторами, в которых были представлены наработки, исследования российских ученых и педагогов-тренеров.

    Анализ научно-методической литературы предполагает изучение литературных источников по вопросам анатомо-психологических  особенностей  возраста, характеристики симптомов гиподинамии и ее выявления.

Педагогический эксперимент. Для подтверждения гипотезы исследования проводился педагогический эксперимент.  Суть эксперимента – выявить отличие в физическом развитии детей, регулярно получающих дополнительную физическую нагрузку от детей такого же возраста, занимающихся физкультурой по программе НОШ. Эксперимент проводился на базе НОШ № 7. Были отобраны две выборки по 10 человек каждая. В эти группы вошли мальчики 7 летнего возраста, ученики 1-х классов. Экспериментальная группа занималась дополнительно в своих спортшколах, контрольная группа – только по программе физического воспитания учащихся 1-4 классов под общей редакцией А.П. Матвеева. Особенностью экспериментальной группы было начало занятий  в спортшколе в 1-м классе, то есть, до начала учебы участники обеих групп не занимались дополнительно.

Метод педагогического тестирования - метод педагогической диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности и валидности измерений, должна пройти обработку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической практике. В исследовании использовались следующие показатели.

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Для оценки физического развития и телосложения испытуемых проводились антропометрические измерения по общепринятой методике [24].

Определялись следующие показатели:

а) длина тела (см) - использовался ростомер Мартина;

б) вес тела (кг) - на проверенных медицинских весах с точностью до 50 г;

Для оценки уровней функционального состояния дыхательной системы человека применялось ЖЕЛ (жизненная емкость легких).

Плантография для определения функционального состояния сводов стопы. Показатели оценивались по методике Т.И.Сулимцева.

Обработка фактического материала проводилась с целью оценки его достоверности и значимости, а также для выявления качественно однородных групп в массиве оцененных в исследовании характеристик и тесноты связи между ними.

Метод анкетирования – ответы на специально подобранные вопросы с целью выявления необходимого аспекта проблемы с последующей обработкой результатов.

Метод математической статистики - используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов.

Все вычислительные операции выполнялись по стандартной программе Windows-Statistic, предусматривающей расчет всех принятых статистических параметров выборки, а также процедуры корреляционного и факторного анализа.

В нашем эксперименте использовался параметрический t-критерий Стьюдента.

Методика проведения параметрического t-критерия Стьюдента следующая.

Вычислить средние арифметические величины для каждой группы в отдельности по следующей формуле:        

t.эмп =         

Md =

Dd=Xi - Xg

σd=

Md =

σ = n-1=15-1=14

σd=

Н0 - между выборками 1 и 2 существуют случайные различия

Н1 между выборками 1 и 2 не существует случайных различий

Для суждения о достоверности различий показателей рассчитывают критерий t (критерий Стьюдента) по формуле

 46 t = М1 - М2

 m 2 1 + m 2 2,

где М1 и - М2 - средние арифметические взвешенные;

m 2 1 и m 2 2, - ошибки средних арифметических.

Оценка значения критерия t производится следующим образом: если t= 2,0 – 2,5 , различия достоверны со степенью 95,5 %. если t≥2,5, различия достоверны со степенью 99,9%

2.3. Организация исследования

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ с.Восток в период с начала декабря 2014г. по конец марта 2015 г.

Первый этап (аналитический) проводился с 04.12.2014 по 25.12.2014. На этом этапе была собрана научно-методическая литература с целью обоснования гипотезы. Обзор литературных источников позволил уточнить цель работы, рабочую гипотезу, задачи и определить методы работы.

Второй этап (экспериментальный) проводился с 12.01.2015 по 25.03.2015 в виде проведения тестирования и анкетирования учащихся.

Третий этап (заключительный) занял время с 26.03.2015 по 30.04. 2015 г. и включал в себя обработку и анализ полученных данных, оформление результатов исследования в виде курсовой работы.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

       3.1. Характеристика методик выявления гиподинамии у детей

Гиподинамия особенно отрицательно отражается на показателях физического развития. В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели:

1. Морфологические (соматометрия) – измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.);

2. Функциональные (физиометрия) – измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.);

3. Соматоскопические (описательные) – оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.

Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5-10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Оценка антропометрических показателей. Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:

1) метод ориентировочных расчетов (оценка по формулам);

2) параметрический метод (сигмальный);

3) непараметрический метод (по центильным таблицам);

4) оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего значения).

Для индивидуальной оценки ФР детей используют антропометрические индексы, позволяющие определить пропорциональное или непропорциональное развитие отдельных размеров тела.

1) Массо-ростовой индекс – отношение массы тела в граммах к длине тела в сантиметрах при рождении. При нормальном питании (нормотрофии) индекс должен превышать 60, если же индекс меньше 60, то это свидетельствует о врожденной гипотрофии: до 55 – 1-й степени, до 50 – 2-й степени и ниже 50 – 3-й степени.

2) Индекс Брока – нормальным весом считается такой вес, который равен росту тела (в см) за вычетом 100. В зависимости от роста вводятся поправки: у людей с ростом от 155 до 165 см следует вычесть 100 единиц, при росте 166-175 см – 105 единиц, при 176 и более см – 110 единиц.

Если расчет производится по формуле Брока, то после расчетов следует вычесть 8 %: рост-100-8 %.

3) Весо-ростовой показатель Кетле, получаемый путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах; этот показатель показывает, сколько граммов веса приходится на сантиметр роста (показатель упитанности). В среднем на 1 см роста должно приходиться 400 г веса. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г и ниже − на понижение питания.

4) Индекс Чулицкой (упитанности) вычисляется по формуле:

3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – рост. Для детей первого года жизни этот индекс равен 20-25, для детей 2-3-х лет – 20. Определяется у детей первых 3 лет жизни.

5) Индекс Чулицкой (пропорциональности) вычисляется по формуле:

3 окружности плеча = окружность груди + окружность бедра + окружность голени. Индекс оценивается у детей первых 3 лет жизни.

6) Индекса тучности (ИТ):

ИТ = масса тела, кг / рост, м

Оценка результатов: ИТ меньше 18 единиц измерения означает недостаток, а от 19 до 24 единиц измерения соответствует нормальному телосложению. Если величина ИТ составляет 25-27 единиц, это свидетельствует о тучности организма, а если ИТ больше 27 − это показатель ожирения.

7) Формула Пиньи – показатель крепости телосложения (КТ):

КТ = рост, см - (масса тела, кг + ОГ в фазе выдоха, см)

Оценка результатов: полученные величины показателей Пиньи оцениваются по следующей шкале:

− гипостеники (астенический тип, "худощавые") – индекс больше 30

− нормостеники (атлетический тип, "норма") – от 10 до 30

− гиперстеники (пикнический тип, лишний вес) – меньше 10

8) Индекс Эрисмана: оценивается степень развития грудной клетки и органов грудной клетки. Определяется до 15 лет. Рассчитывается по формуле: окружность груди – полурост. Для детей 6-7 лет от +4 до +2 и детей 8-15 лет – от +1 до -3.

9) Гармоничности телосложения рассчитывается по формуле: окружность грудной клетки в паузе/рост×100 %

Оценка результатов: при нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55 %. Если это соотношение меньше 50 %, телосложение называют слабым, а если более 55 % − нормальным [14, 15].

В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы. Они содержат антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка. Часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе необязательно использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность грудной клетки. Данные показатели на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.

Таблица 1

Возрастные показатели ЖЕЛ у детей (мл)

Возраст в годах

Мальчики

Девочки

8

1670+301

1474 + 280

9

1802+ 374

1832 + 359

10

2000 + 360

1903 + 409

11

2230 + 410

2120 + 364

Таблица 2

Возрастные показатели мышечной силы рук  (кг)

Возраст (годы)

Мальчики (правая рука

Мальчики (левая рука)

Девочки (правая рука)

Девочки (левая рука)

8

16,4+3,6

15,5+3,1

13.8+2.5

12.9+2,4 9

9

16+3.3

18.0+3.4

15,3+2,7

14.5+2,6

10

21,3+3.4

19.5+3.3

16.3+3.4

15.1+3,1

11

26.2+3,9

21,5+3.4

19.0+3.8

17.7+4.1

Таблица 3

Возрастно-половые нормативы частоты сердечных сокращений у детей   младшего школьного возраста.

Возраст

Мальчики

Пределы нормальной ЧСС

(в мин)

Девочки

Пределы нормальной ЧСС

(в мин)

7-8 лет

81-92

81-96

9 лет

78-93

81-96

10 лет

79-89

80-92

11 лет

77-88

79-90

12 лет

75-88

79-90

Частота сердечных сокращений определяется пальпаторным методом. Пальпаторный метод позволяет оценить ЧСС по ощущению пульсации лучевой артерии, которая находится в области запястья. Обследуемый отдыхает 10-15 минут в спокойной обстановке, в положении сидя или лёжа, тем самым формируется расслабленное состояние. ЧСС замеряется путём наложения указательного, среднего и безымянного пальцев одной руки под основание большого пальца другой руки (на тыльной внутренней поверхности предплечья над лучезапястным суставом в ямке между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием лучевой мышцы), плавно надавливая ими до появления ощущения отчётливой пульсации. Частоту пульса подсчитывают в течение 10 или 15 секунд и умножают на 6 или 4 соответственно. Пульс можно измерять при нагрузочных пробах или сразу после их прекращения в течение 10-15 секунд.

Таблица 4

Возрастные показатели частоты сердечных сокращений (Н.Г. Блинова и др., 2000)

Возрастая группа, лет

ЧСС, уд/мин

1-3

98-164

4-5

65-132

6-8

70-115

9-12

55-108

13-16

55-102

17 и старше

60-80

Физическое развитие среднее – если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту.

Физическое развитие ниже среднего – если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.

Физическое развитие выше среднего – если эти показатели увеличены более чем на 10%.

Гармоничным развитие считается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены не более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.

3.2. Результаты обследования физического развития детей младшего школьного возраста  МБОУ СОШ с. Восток

С целью выявления режима повседневной двигательной активности было проведено анкетирование среди 30 учащихся 1-х классов МБОУ СОШ с. Восток. В текст анкеты были включены следующие вопросы:

1. Делаете ли вы утреннюю зарядку? Если да, то сколько времени?             ( отдельный ответ )

а) да      б) нет      в) иногда

2. Как вы добираетесь до школы?

а) пешком      б) на общественном транспорте

3. Как часто вы совершаете пешие прогулки?

а) каждый день      б) 1-3 раза в неделю      в) свой ответ:

4. Какое расстояние вы можете пройти пешком?

а)  1 километр      б) 3 километра      в)  менее 1 километра      г) свой ответ:

5. Как вы проводите свободное время? (отдых для вас – это…)

а) гуляю      б) играю в компьютерные игры      в) смотрю телевизор      г) свой ответ:

6. Как часто у вас бывает одышка?

а) часто      б) иногда, после сильной физической нагрузки      в) практически не бывает

7. Страдаете ли вы от повышенной утомляемости?

а) да      б) изредка бывает      в) нет

8. С чем у вас ассоциируется слово движение?

а) лишняя нагрузка      б) с вынужденной жизненной необходимостью      в) с прогрессом

9. Какой  у вас режим питания?

а) трехразовое питание      б) пятиразовое питание       в) свой ответ:

10. Какую пищу вы чаще всего употребляете?

а) жирную      б) диетическую      в) смешанную

11. Страдаете ли избыточным весом?

а) нет, у меня скорее недостаток веса      б) нет      в) да, страдаю

12. Что делаете на переменах в школе?

а) сижу в классе     б) ем в столовой     в) хожу по школе     г) свой ответ:

13. Знаете ли вы, что такое гиподинамия?

а) да     б) нет

Обработав ответы учащихся, мы представили результаты опроса в виде диаграммы.

Рис. 1. Результаты анкетного опроса учащихся 1-х классов

Результаты анкетирования показали, что менее 50% детей делают утреннюю гимнастику, 55% детей совершают пешие прогулки. Большинство обучающихся в 1 классах школы питается регулярно, достаточно полноценно, смешанной пищей, что тоже правильно. Используют перемену для того, чтобы лишний раз подвигаться, более половины учеников

Оказалось, что большая часть учеников не занимает свое свободное время просмотром телевизора и за компьютерными играми.  

Выявлено, что много учеников  испытывают одышку после физической нагрузки и страдают повышенной утомляемостью.

Знают, что такое гиподинамия 45% учащихся. Наверное, такая осведомленность связана  с тем, что в начале учебного года была проведена лекция по физической культуре о здоровом образе жизни.

На заключительном этапе эксперимента проводились контрольные испытания с целью определения уровня физического развития учащихся. Основной задачей являлось:  проследить динамику изменения результатов тестирования в начале и конце эксперимента. Результаты приведены в таблицах 5,6.

Таблица 5

Морфо-функциональные показатели школьников контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента

№№ п/п                

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Разность

t-критерий Стьюдента

P-достоверность различий              

1

Длина тела (см)

133,6±6,1        

139,4±7,2

5,8±0,4

2,07

<0,05

2

Вес тела (кг)                

31,4±7,1

33,1±7,2

3,3±0,2

1,84

<0,05

3

Вес/рост (индекс)                

245,5±25,1

255,8±20,6

10,3±0,6

2,13

<0,05

4

ЖЕЛ (л)                

2,12±0,6

2,76±1,0

0,64±0,1

2,31

<0,05

5

Плантография

3,15±0,4

2, 02±0,5

- 1,13±0,1

2,03

<0,05

Все результаты тестирования подверглись статистической обработке по t–критерию Стьюдента. Как показали наши сопоставительные исследования, физическое развитие младших школьников контрольной и экспериментальной групп имеют отличия. Учащиеся экспериментальной группы показали лучшую динамику увеличения роста, веса, жизненной емкости легких, показателей сводчатости стоп.

Таблица 6

Морфо-функциональные показатели школьников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

№№ п/п                

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Разность

t-критерий Стьюдента

P-достоверность различий              

1

Длина тела (см)

137,9±6,2        

144,2±7,4

6,38±0,4

2,07

<0,05

2

Вес тела (кг)                

34,4±7,0

38,1±7,5

3,7±0,3

2,08

<0,05

3

Вес/рост (индекс)                

249,5±28,1

264,8±19,6

15,3±0,6

2,17

<0,05

4

ЖЕЛ (л)                

2,22±0,6

3,12±1,0

0,80±0,2

2,41

<0,05

5

Плантография

3,05±0,5

1, 95±0,4

- 1,2±0,1

2,12

<0,05

Так, в показателях роста, веса, ростовесового индека произошли сравнительно небольшие достоверные изменения показателей среднем на 5,6 % (Р<0,05). Наибольшую динамику продемонстрировал показатель ЖЕЛ экспериментальной группы – рост 18% (Р>0,05).  Отмеченные статистические различия морфологических структур строения тела детей разных групп охватывают почти все исследуемые параметры, кроме веса тела (Р>0,05). Такой факт говорит о том, что все элементы физического развития претерпели значительные изменения под влиянием разного режима двигательной деятельности. Недостаток двигательной активности, отсутствие интенсивных и целенаправленных нагрузок у учащихся контрольной группы являются, по-видимому, причиной столь очевидного их отставания от своих сверстников, занимающихся в спортивных секциях.

В результате проведённого исследования нами были сделаны выводы, что двигательный режим оказывает значительное влияние на физическое развитие детей дошкольного возраста, следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

ВЫВОДЫ

1. В сложных условиях современной жизни организм человека подвергается длительному психофизиологическому напряжению, одновременно со снижением двигательной активности. Возникает явление гиподинамии, обусловливая прогрессирующее снижение уровня здоровья, особенно подрастающего поколения. Ежегодно увеличивается число детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Снижение уровня здоровья детей, в том числе, младшего школьного возраста, в последние десятилетия приобрело устойчивый характер. Необходимость выполнения большого объема учебной работы в условиях дефицита времени на фоне ограничения физической нагрузки создает дополнительное напряжение адаптационных механизмов у детей, что приводит к прогрессирующему ухудшению здоровья.

Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой и условиями проведения занятий предъявляет к детям требования, часто не соответствующие их индивидуальным возрастным, ментальным и физическим возможностям.

2. Следствием хронического недостатка движения (гипокинезии) у человека является развитие комплекса изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. Причины гипокинезии могут быть как объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая), так и субъективными (привычно-бытовая, школьная, отчасти - климатогеографическая). Однако, независимо от вида гипокинезии, вызванные ею гиподинамические последствия заключаются в том, что все функциональные системы жизнеобеспечения (дыхание, кровообращение, состав крови, пищеварение, терморегуляция, эндокринные железы и др.) все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях. Отсюда и те проблемы со здоровьем, которые связывают с гиподинамией.

Установлено, что малоподвижный образ жизни вызывает атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких. Гиподинамия является фактором риска для многих заболеваний и, в первую очередь, сердечно-сосудистых. При гиподинамии ССС детренируется, теряет способность усиливать свою работу даже при небольших нагрузках. Хронический дефицит двигательной активности у детей тормозит их нормальное физическое развитие. Распространенность недостаточной двигательной активности среди школьников 7 - 10 лет составляет 50%.

3. Исследование влияния гиподинамии на детей младшего школьного возраста проводилось в 1-х классах МБОУ СОШ с. Восток в контрольной и экспериментальной группах из 15 человек в каждой, имеющих одинаковую физическую подготовку.

Цель исследования – показать методику исследования влияния гиподинамии на организм детей младшего школьного возраста.  Выдвинутая нами гипотеза   о том, что если у детей младшего школьного возраста недостаточный уровень двигательной активности, это находит отражение в их физическом развитии, подтвердилась. 

Данное предположение подтверждено результатами тестирования учащихся контрольной и экспериментальной групп, которое показало лучшую положительную динамику физического развития детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, что может являться следствием разницы в двигательной активности.

Следовательно, данную методику обследования влияния гиподинамии на детей можно применять в физическом воспитании младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич В.К. Физическая активность человека /В.К. Бальсевич, В.А Запорожанов. — Киев: Здоровье, 1987. - 224 с.

2. Вельтищев Ю.Е., Ветров В.П. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребёнка. - М., 2000. - 165 с.

3. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мн, 1992. – 44с.

4. Ермаков В. А. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /В.А. Ермаков. — М.,1996. - 40 с.

5. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: автореф. дис.... д-ра пед. Наук / Г.К. Зайцев.-СПб., 1998. - 48 с.

6. Козлов В.И. и др. Физиология развития ребенка. М., 1983. - 15 с.

7. Койносов В.В. Формирование потребности в физической культуре у учащихся младшего школьного возраста: автореф. дис.... канд. пед. Наук / В.В. Койносов. — Омск, 1992. — 21 с.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года. - М.: АПКиПРО, 2009. - 24 с.

9. Короткова Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования школьников: автореф. дис. д-ра пед. наук Е.А Короткова. — Омск. 2000. — 46 с.

10. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: дис.... д-ра пед наук в виде научного доклада /Л.Б. Кофман. — М.,1998. —72 с.

11. Лубышева Л.И. Обсуждение актуальной междисциплинарной проблемы «Спорт и цивилизация»./Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. — 2004. — № 5. — С. 61-62.

12. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов /В.И. Лях, А.А. Зданевич //Физ. культура в школе. — 2004. - № 1-8.

13.  Малькова Г. А. О состоянии здоровья детей и подростков в Российской Федерации//Дети России образованы и здоровы //Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. г. Москва, 28-29 октября 2005 г. - М., 2005. - С. 42-47. 

14. Оценка физического развития детей: Метод. указания / Сост. Краснов В.М., Григорьева М.Н., Краснов М.В., Пискунова А.И., Кустова В.Г. - Чуваш. ун-т., Чебоксары, 2002. - 56 с.

15.  Петроченко Г. Г. Развитие детей 7-10 лет и обучение их в школе. — Минск, 1987.

16. Примерная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов: разраб. под. рук. А.П. Матвеева//Физ. культура в школе. - 2002. -№1,2, 4-7.

17. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПКиПРО, 2002. —121 с.

18. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

19. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. Ю.Ф.Кураминена.-2-е изд., исп.- М.: Советский спорт, 2004.-53 с.

20. Туманян Г.С. Физическое воспитание: Новый комплекс учебных дисциплин /Г.С.Туманян //Спорт для всех. — 2003. — № 1. - С. 40-42.

21. Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы: дис.... д-ра пед. наук в виде научного доклада. - Омск, 2000. - 87 с.

22. Физическая культура 1-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений/авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. — М.: Дрофа, 2004. - 96 с. 23. Фомин Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания.— М.: Физкультура и спорт, 1992. – 342 с.

24. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников, М., 1988. – 190 с.



Предварительный просмотр:

Подвижные игры

с мячом

Составила: В.С. Абдрашитова,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ с. Восток

Введение

Игры в мяч известны с самых древних времён. Эти  игры можно разнообразить до бесконечности, и дети, освоившись немного с мячом, всегда с удовольствием и с большой пользой для себя занимаются ими.

Особенно благотворное влияние на укрепление здоровья оказывают игры с мячом на воздухе. Благодаря усиленному дыханию в процессе движений увеличивается потребление кислорода организмом.

Физическая  активность ребёнка формируется в младшем возрасте - ключевом периоде для развития моторики. А игры как раз и способствуют развитию подвижности опорно-двигательного аппарата, развивают координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость. Кроме того, отличаясь большой подвижностью и эмоциональностью, они очень нравятся детям.

Для проведения игр с мячом не требуется специально оборудованных площадок, дорогостоящего инвентаря. В подвижные игры с мячом можно играть в парке, сквере, на лугу, на поляне, на свободной площадке около школы. Необходимы только футбольный и волейбольный мячи, малые резиновые или теннисные мячи.

                                         Краткое описание игр

Призовой мяч

Играющие делятся на две, три, четыре, пять команд в зависимости от количества участников. Каждая команда получает малый мяч (резиновый или теннисный). Первый в команде начинает игру. Ему, как и остальным участникам, даются три попытки – бросить мяч перед собой вверх (выше головы) и поймать его. За ловлю мяча обеими руками даётся 1 очко, за ловлю правой рукой – 2 очка, за ловлю левой рукой – 3 очка. Если игрок мяч не поймал или подбросил его ниже уровня головы, очки не присуждаются.

Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков.

Мяч с притопыванием

Играющие делятся на две команды, которые располагаются в шеренгу на расстоянии 20 – 40 шагов друг от друга. Расстояние между командами варьируется с учётом возрастных особенностей учащихся и их физической подготовленности. Перед каждой командой чертится линия, которая обозначает расположение команд. В середине игрового поля  (площадки) чертится линия, обозначающая границу между играющими командами. Жребием определяется, какая из команд должна начать первая бросать мяч. Игрок этой команды получает теннисный мяч и бросает его в сторону противоположной команды, а сам бежит к линии (границе) и трижды притопывает по ней ногой, после чего бежит на своё место. Однако во время притопывания игрок противоположной команды, поймавший мяч, пытается запятнать его, не выбегая за линию расположения своей команды. Если это удаётся, то запятнанный переходит в его команду. Если бросающий промахнётся, то сам переходит в другую команду.

Игра продолжается до полной победы одной из команд.

Стой!

Для игры достаточно 10 – 12 человек. В игре используется теннисный мяч. Все игроки стоят рядом друг с другом. Один из играющих, например А., бросает мяч отвесно в воздух и выкрикивает имя одного из товарищей, например Б. Все остальные игроки разбегаются в разные стороны как можно дальше. Б. старается поймать мяч и, поймав его, кричит: «Стой!» По этой команде все игроки останавливаются на том месте, где их застала команда. Б. бросает мяч в одного из игроков, близко расположенного к нему, который не должен уклоняться от удара. Если Б. промахнётся, ему засчитывается штрафное очко, если попадает, очко засчитывается тому, в кого он попал. Кто уклонится от удара, считается запятнанным, и получает штрафное очко. Запятнанный начинает игру сначала.

Побеждает тот, кто получил наименьшее количество штрафных очков или вообще не получил их.

Вариант 1. Запятнанный может избавиться от штрафного очка, если он быстрее водящего завладеет мячом и закричит: «Стой!», после чего попадает в одного из убегающих. Запятнанный продолжает игру таким же способом, и только тот, кто промахнётся, получает штрафное очко.

Вариант 2. Если Б. поймает мяч на лету, он может его сразу же бросить вверх и  выкрикнуть новое имя. Если и он поймает мяч, то бросает его вверх и снова выкрикивает имя любого из игроков.

Мяч в кругу

Играющие,   взявшись за руки, образуют круг. Один из игроков в качестве водящего встаёт  с футбольным мячом в середину круга. Он бьёт мяч левой (правой) ногой, смотря по уговору, а остальные должны отражать мяч правой (левой) ногой, кто ошибётся, занимает место водящего. Водящий старается искусными ударами выбить мяч из круга между играющими. Если это удаётся, то его место занимает тот, кто пропустил мяч. Если играющие отражают мяч левой ногой, то водящим становится тот, около левой ноги которого проскочил мяч. Если же мяч пролетел выше пояса  и вылетел за круг, водящему необходимо вновь ввести его с внешней стороны в круг. То же делает тот, кто не смог отбить мяч ногой и он вылетел из круга.

Если мяч вылетает из круга, все играющие поворачиваются на 180 градусов, т.е. кругом. Кто выпустил мяч, должен ударом ногой по мячу вновь ввести его в круг. При этом игроки, стоящие в кругу, получают возможность сильными и точными ударами отбить мяч, не дать ему проскочить в круг.

Вариант. Если играющих много, можно играть двумя мячами с двумя водящими.

Эта ига является подводящей для разучивания элементов техники игры в футбол.

Пограничный мяч

Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда чертит площадку размером 10 шагов в ширину и 20 – 40 шагов в длину. Внутренние линии между двумя командами располагаются на расстоянии 10 – 16 шагов.

Длина площадки и расстояние между командами варьируется с учётом возрастных особенностей учащихся, их физической подготовленности и количества играющих.

Команды выстраиваются на внутренней линии площадки так, чтобы мяч, брошенный противниками, не так легко мог попасть за пограничную линию, находящуюся за спиной каждой команды. Задача команды заключается в том, чтобы забросить волейбольный мяч за границу площадки противника. Жребием определяется, какая из команд начинает игру, Эта команда выбирает своего лучшего игрока, который и начинает игру. Он бросает мяч по возможности выше и дальше, над головами противников за границу площадки. Когда мяч летит, противники подпрыгивают, поднимают руки вверх, пытаются поймать мяч на лету, если мяч упал на землю, остановить его ногой и взять в руки. После этого команда выстраивается на внутренней линии и, передавая мяч, старается обнаружить место, где находится наименьшее количество игроков противника, и перебрасывает мяч. Количество передач оговаривается заранее, их может быть 3 или 5. Игроки противоположной команды внимательно следят за передвижением мяча и стараются защитить свою границу.

Можно играть до 3 – 5 побед, после чего команды меняются площадками. Победившая команда начинает игру. Учащиеся IV класса могут использовать для игры волейбольную площадку. В этом случае могут играть 12 – 16 человек.

Эта ига является подводящей для разучивания элементов техники игры в пионербол.

Угловой мяч

              8, 16 или 12, 24 человека делятся на две равные команды «внутренних» и «наружных». Последние занимают ясно обозначенные линиями углы соответствующих фигур – четырех или шестиугольника. «Внутренние» входят в многоугольник, длина и ширина которого могут составить от 8 до 14 м в зависимости от возраста детей. «Наружные» игроки, перекидывая теннисный мяч друг другу, стараются попасть в одного из игроков, находящихся внутри многоугольника. Бросать можно только из угла, причём мяч должен быть предварительно пойман бросающим. Если мяч упадёт и будет поднят, то, прежде чем он может быть использован для пятнания, его необходимо передать одному из «наружных» игроков. Если пятнание, при котором «внутренним» игрокам разрешается уклоняться от мяча, не удастся, команде бросавшего игрока засчитывается штрафное очко. Если игрок будет запятнан, то «наружные» поспешно убегают со своих мест, а «внутренние» как можно быстрее поднимают мяч. Кто его поднимет, кричит: «Стой!» - и бросает мяч с того места, где он его поднял, в одного из «наружных» игроков, которые по команде «Стой» должны остановиться и не вправе уклоняться от мяча. Если бросающий попадает, его команда не получает штрафного очка, если же промахнётся – получает. Если одна из команд набирает 10 штрафных очков, команды меняются местами и начинается вторая партия. По окончании штрафные очки обеих команд складываются, и та команда, которая получила наибольшее количество очков, считается проигравшей.

           Вариант. Как только один из «внутренних» игроков запятнан, «наружные» меняются местами – каждый бежит к следующему углу. Если во время перебежки «внутреннему» игроку удаётся запятнать одного из «наружных» с того места, где он поднял мяч, то с команды снимается одно штрафное очко.

Метание мяча в зоны

 Чертится площадка длиной 5 м и шириной 2 м. Она делится на 5 однометровых зон. На расстоянии 3 – 5 м от меньшей её стороны обозначается линия броска. Для броска можно использовать волейбольный или теннисный мяч. Каждому игроку предоставляются три попытки. Вначале нужно попасть в первую зону, затем во вторую, и т.д. За попадание в первую зону начисляется 1 очко, во вторую – 2 очка, в третью – 5 очков,  в четвёртую – 7 очков, в пятую – 10 очков.

  Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.

Метание мяча через препятствие

 Устанавливается препятствие из двух стоек и перекладины. Расстояние между стойками 2 – 3 м. Высота перекладины 1 м 50 см – 1 м 80 см. На расстоянии 3 – 5 м от препятствия чертится первая линия броска, через 1 м – вторая, ещё через 1 м – третья, за ней через 1 м – четвёртая. Для игры берется теннисный мяч.

  Игрок, перебросивший мяч через перекладину с первой линии, получает 1 очко и переходит на вторую линию. Перебросив мяч со второй линии, получает 3 очка. Затем он перемещается к линии три и, перебросив мяч через перекладину, получает 5 очков. При удачном броске с линии четыре получает 7 очков. Если игрок при броске не перебрасывает мяч через перекладину, он лишается следующего броска и ждёт очередную попытку.

   Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

спортивного мероприятия «Папа, мама, я - спортивная семья»

Составила: В.С. Абдрашитова,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ с. Восток

СЦЕНАРИЙ

спортивного мероприятия «Папа, мама, я - спортивная семья».

Цели: формировать у детей интерес к спорту, понимание значения спорта в жизни человека;  развивать наблюдательность, внимательность; воспитывать у родителей и детей интерес к совместной деятельности.

ХОД СОРЕВНОВАНИЯ.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы проводим спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Во все времена человек стремился к здоровому образу жизни, желал познать пределы своих возможностей, не боясь бросить вызов судьбе. И часто выходил победителем. А спорт  - это и есть жизнь, здоровье, риск, поиск, победа.

(Приветствие учащихся)

1.Поиграй-ка, поиграй-ка,

Наш веселый стадион.

С физкультурой всех ребят

Навсегда подружит он.

2.Если хочешь стать умелым,

Ловким, быстрым, сильным, смелым,

Научись любить скакалки,

Вожжи, обручи и палки.

   

3.Никогда не унывай!

В цель снежками попадай,

В санках с горки быстро мчись

И на лыжи становись –

Вот здоровья в чем секрет!

Будь здоров! Физкульт - привет!

Ведущий: Сегодня у нас в гостях семейные команды из нашего 2 класса. Наши команды очень волнуются, давайте поприветствуем их аплодисментами.

 

Под звуки марша в зал входят семейные команды.

Ведущий: Песней звонкой, дружным парадом

                  Мы начинаем нашу программу.

                  Дружно крикнем, детвора,

                  Папам и мамам

                  Физкульт – ура!

Сегодня у нас, как на настоящем спортивном соревновании, оценивать результаты будет жюри.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промащки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

 Давайте познакомимся с нашим жюри:

_______________________ считает, что лучший семейный отдых - это спорт.

______________________ до сих пор не может понять, какое нужно иметь здоровье, чтобы стать настоящим болельщиком!

______________________ считает: если не побегаешь, пока здоров, побегаешь, когда заболеешь!

Максимальная оценка конкурса 5 баллов.

Мы думаем, что наши участники готовы принять участие в соревнованиях. Но прежде - слово для представления команд.

Папы(делают шаг вперед) А. А. Николаевич, А. Р. Эдуардович, О. А. Викторович.

Вот они перед нами – слегка бодрые, местами подтянутые и даже в чем-то непобедимые, а в чем именно – мы узнаем позже (папы встают на свои места).

А теперь, наши замечательные мамы.

мамы(делают шаг вперед) Б. М. Валерьевна, А. В. Сергеевна, О. О. Михайловна.

Они всегда в форме. Дают о себе знать постоянные тренировки: плита, бег по магазинам, прополка, стирка, уборка. И даже ежегодные передышки 8 марта не выбивают их из колеи. И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам (мамы делают шаг назад).

И, наконец, самые маленькие участники соревнований! (дети делают шаг вперед) А. Максим, А. Тимур, Б. Виктория.

Это они еще с пеленок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружескую команду, ставя перед собой все новые задачи: тяжело в учении, легко в бою.

1 КОНКУРС « ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ» семейных команд.

Я не сомневаюсь, что визитные карточки наших команд – это их обаяние, остроумие, способности и талант, трудолюбие и, бесспорно, умение подать себя. Так посмотрим, кому это удастся лучше всех.

1.Визитная карточка команды «Силачи»

Под звуки марша выходит команда с речёвкой.

Капитан:  Кто шагает дружно в ряд?

Команда:  Это наш, это наш

                 Дружный, сильный экипаж!

(Повернувшись лицом к зрителям, команда говорит)

Мама, папа мой и я,

Мы спортивная семья.

С физкультурой, спортом дружим,

Лекарь нам совсем не нужен.

2.Визитная карточка команды «Дружные»

Капитан: Наша дружная  команда

Спортом любит заниматься.

Папа: Упражняемся всегда

Мы зарядкой по утрам

Мама:А сюда пришли сегодня

Чтоб, конечно, победить!

Мы – команда, мы – герои!

В этом можем убедить!

Наш девиз простой весёлый!

«Побеждают всегда герои»

 3.Визитная карточка команды «Неунывающие»

Мама: Спорт – лучшее лекарство от хвори!

Папа: Кто со спортом дружит, тот никогда не тужит!

Ребёнок: Если в семье вашей мир и лад,

                Значит, в семье есть спортивный уклад!

Все: Крепко дружим всей семьёй

        С солнцем, воздухом, водой!

 2-й КОНКУРС. «Наша дружная семья».

Папа становится в обруч, бежит, обегает кеглю, возвращается назад, Ребёнок

берёт за обруч папы, бегут вместе, возвращаются назад, берут маму и все вместе бегут до кегли, обегают ее и возвращаются на старт.

3-й КОНКУРС: «Эстафета для команд»

  • 1 этап: папа, зажав между коленями мяч, прыжками перемещается до обруча, кладёт в него мяч и возвращается назад.
  • 2 этап: мама бежит к обручу, берёт в нём скакалку, прыгая через неё, возвращается назад.
  • 3 этап: ребёнок прыгает через скакалку до обруча, кладёт скакалку в обруч, забирает мяч и возвращается с мячом в команду.

4-й КОНКУРС: «Колодец».

Вот заданье потрудней,
Помудрей и посложней.
Чтобы Вам вперед идти,
Нужно воздушный шар вести.

Каждый участник команды с помощью гимнастической палки загоняет воздушный шар в ведро, которое стоит в конце зала. Затем вытаскивает шар из ведра руками и бежит к команде. Шар не должен касаться пола.

5-й КОНКУРС «Подарок»

Что за чудо – скок да скок!
Гляньте, тронулся мешок!
Эй, хватай его, ловите,
Поскорей мешок держите!

Команды строятся у стартовой линии в колонну и по свистку каждый участник команды на перегонки прыгает в мешке до стойки и возвращается тем же способом, передает эстафету следующему участнику.

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Я смотрю на болельщиков, как они активно болеют за свои команды. Поэтому мы не можем обойти их стороной, конкурс для болельщиков.

Приглашаются по 5 болельщиков от команды, выстраиваются в колонну по одному.

Каждая команда должна собрать ромашку своего цвета. (Глазки и листочки разложены цветной стороной вниз. Первый участник выбегает, отыскивает лепесток нужного цвета, укладывает к серединке и возвращается на место. Так продолжается до тех пор, пока не будет сложен весь цветок).

Команда болельщиков, собравшая цветок первой, приносит команде игроков 5 баллов, вторая – 4 и третья – 3.

6-й КОНКУРС Капитанов «Шариковый дождь»

На старт вызываются наши ребята. Дети – это наша гордость, это наша слава! На переменах происходят постоянные тренировки на ловкость, отвагу, смелость, силу. Посмотрим, упорно ли тренировались наши дети.

На полу разложены шары (количество не ограничено). Капитаны команд должны садиться на воздушные шары так, чтобы они лопнули. Кто больше лопнет шаров, тот и выиграл. После конкурса, все лопнувшие шары отдаются жюри для подсчета.        

Да поможет нам ежедневная зарядка, которую мы делаем перед уроками, да помогут нам наши прыжки, наклоны, приседания. Учителя на уроках не раз говорили: как важно работать не только руками, но и головой.

7-й КОНКУРС «Связка»

Конкурс  «Связка» покажет нам, как могут действовать мама и папа вместе, а дети в паре со своим товарищем.  

 Правая нога папы и левая нога мамы связаны, а дети, держась за руки, бегут до стойки и обратно, передавая эстафету следующей паре).

Да, жизнь нас научила бегать не только на двух ногах, но и, когда нужно, на трех.

8-й КОНКУРС «Фитнес»

Ребенок прыгает на фитнес-мяче до обруча, оставляет мяч в обруче, бежит к команде. Мама добегает до обруча, берет фитнес-мяч и прыгает до команды. Папа прыгае туда и обратно.

9-й КОНКУРС: «Большая стирка».

На натянутую верёвку ребёнок поочерёдно вешает прищепки, мама – платочки, папа снимает платки и прищепки. Побеждает команда, выполнившая задание за минимальное количество времени. (Прищепки и платки вешать и снимать по 1 штуке).

10-й  КОНКУРС «Комбинированная эстафета»

Бег бывает очень разный,

Но всегда такой прекрасный,

Быстрый, медленный и средний,

Бег с препятствием, барьерный,

И выигрывает тот,

Кто ни в чём не отстаёт.

Только страсть, тяжёлый труд

Вас к победе приведут.

1. Прыжки на одной ноге.

2. Преодоление гимнастической скамейки в длину, лёжа на животе, перехватывая обе руки подтягивая туловище.

3. Пять прыжков через скакалку на месте.

4. Вращение обруча 5 раз.

5. Отбивание мяча 5 раз.

6. Бег назад  

После капитана полосу препятствий преодолевают все остальные участники команды. Побеждает команда, выполнившая эстафету первой.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы проведем игру со зрителями.

Дети хором отгадывают загадки на спортивную тему:

1.  Просыпаясь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю... (зарядку).

2.  Не обижен, а надут.
Его по полю ведут.

А ударят - нипочем

Не угнаться за... (мячом).

3. На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик -
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра... (хоккей).

4. Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи

И зовут их …(лыжи).

5.Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие …(коньки).

6.Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег. Готовы …(санки).

7. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса. У

загадки есть ответ.

Это мой... (велосипед).

Ведущий: Давайте дадим слово жюри и узнаем, чья семья сегодня стала самой лучшей, самой быстрой, самой внимательной, самой дружной и спортивной. 

Жюри подводит итоги соревнований. Вручаются грамоты и призы.

 (Если одинаковое количество баллов команды перетягивают канат)

Слово предоставляется жюри.

1 место

2 место

3 место

Самая ловкая команда

Самая дружная команда

Самая весёлая команда

 

Ведущий:

Всем спасибо за вниманье,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Все приглашаются для фото на память в классную летопись и на чаепитие

10-й КОНКУРС «Юмористическая эстафета»

Интересная штука юмор. Кажется, ничего легкомысленнее нет. Сейчас мы проведём юмористическую эстафету, в которой участвует вся семья. Но для начала я задам по одному вопросу каждой команде.

  1. Назовите имя первой женщины-лётчицы.
  2. Как называется летательный аппарат Бабы Яги?
  3. Назовите лучшего друга Бабы Яги.

Молодцы, хорошо справились с заданием. Итак, наша заключительная эстафета будет называться «Баба Яга».На метле скачет  ребенок, потом забирает на метлу маму, потом папу(все вместе до финиша)