3. Методические материалы

Евтеева Марина Михайловна

-конспект по Математике: "К нам приехал цирк зверей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип непосредственно образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений. Итоговое.

Тема:  «К нам приехал цирк зверей».

Цель: Выявить знания и умения детей по разделу: «Формирования элементарных математических представлений».

Интеграция образовательной области: «Социально-коммуникативное» (учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений, умениям здороваться, прощаться). «Познавательное развитие» (окружающий мир, формирование элементарных математических представлений). «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе). «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) «Физическое развитие» (физическая культура).

Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Закрепить умения считать до 5, на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.
  • Обогащать понятия величины «узкий – широкий», «высокий – низкий» и пространственных отношений «справа – слева».
  • Закрепить сенсорные эталоны: форма, цвет, величина; выделение предмета из группы предметов.
  • Уточнить знания детей о геометрических фигурах и формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, круг).

Развивающие задачи:

  • Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  любознательность, стремление узнать что-то новое.

Словарная работа: обогащение словарного запаса детей словами «цирк», «акробат», «жонглировать», «узкий – широкий», «высокий – низкий»,  «справа – слева»; словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собачка, обезьянка, ослик, медвежонок – медвежата).

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворений и рассказов о цирке.
  • Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением цирковых актеров, цирковых номеров.
  • Рисование и аппликация на тему «Цирк» с использованием геометрических фигур.
  •  Дидактические математические игры «Сосчитай и раскрась», «Найди пару», «Волшебный мешочек».

Индивидуальная работа: при задавании шуточных вопросов активизировать малоактивных детей, поддерживать их инициативу с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.

Оборудование:

  • Куклы Клоун, собачка Бобик и Медведь Миша; обезьянка, ослик и еще  2 медведя.
  • Плоскостной макет дорог и домиков один большой, другой – маленький; дорожки: узкая, широкая.
  • Аудиозапись цирковых фанфар.

Раздаточный материал:

  • Двухполосные карточки и по 5 картинок собачек и медвежат.
  • Картина с медведем-жонглером.
  • 5 елочек разной величины (для дидактической игры «Посадим елочки в ряд»).
  • Счетные палочки
  • Смайлики с улыбающимися и огорченными рожицами (у каждого ребенка их по 2 штуки – улыбка и огорчения – для выбора в конце НОД).

Методы и приемы:

Игровые – сюрпризный момент (куклы), дидактические игры.

Словесные – вопросно-ответный метод, чтение стихотворений.

Наглядные – рассматривание математического материала, картинки.

Практические – решение задач математического содержания.

Ход непосредственно образовательной деятельности

 1.        Организационный момент: Дети входят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Скажите мне, какое время года сейчас? (Весна). Посмотрите в окошко и определите, какое сейчас время суток? (Утро). Ребята, сегодня к нам пришли необычные гости (показывает куклы Клоун, собачка Бобик и медведя). Поздоровайтесь с ними. Вы знаете, кто это?

Дети: здороваются. Это артисты из цирка.

Воспитатель: Правильно. Это цирковые артисты, которые сегодня приглашают нас на цирковое представление.

Держит в руках собачку Бобика и медведя.

Воспитатель: Справа от меня кто? А слева?

Ответы детей.

Клоун: Ребята, мы заблудились и не можем попасть в цирк. Помогите нам, пожалуйста.

Дидактическая игра «Пройти по дорожкам»

Показывает на плоскостной макет дорог и домиков один большой, другой – маленький; дорожки: узкая, широкая.

Воспитатель: По какой дорожке и к какому домику должна пойти собачка Бобик?

Дети: по узкой дорожке к маленькому домику, потому что собачка маленькая.

Воспитатель: а Медведь Миша по какой?

Дети: по широкой дорожке к большому домику, потому что медведь большой (больше собачки).

Клоун: Спасибо, ребята. Вот мы и добрались до цирка. Сегодня в цирке необычное представление. Но чтобы попасть в цирк, надо выполнить задания. Я, Бобик и Мишка будем давать вам задания.

Воспитатель: Вы готовы?

Дети: Да.

2. Основной этап.

 Дети рассаживаются на стульчики за столы.

Звучит аудиозапись цирковых фанфар.

1 задание.

Клоун: Я прочитаю вам стихотворение С. Маршака про цирк. Внимательно слушайте и считайте, сколько зверей в нашем цирке начинают представление.

Пред вами - вы знаете что?

Игрушечный цирк шапито.

Сейчас обезьянка

Забьет в барабан,

И выйдет новый артист.

Наш ослик - совсем как живой –

Умеет кивать головой.

Скажи ему: "Здравствуй,

Приятель ушастый!" –

А он и кивнет головой.

Вот два акробата-медведя,

По имени Миша и Федя.

Увидим сейчас,

Как пустятся в пляс

Мохнатые Миша и Федя.

По ходу чтения стихотворения воспитатель садит игрушки на стол.

Клоун: Сколько зверей в цирке начинают представление? Назовите их.

Дети:. 4 (обезьянка, ослик и 2 медведя – Миша и Федя).

Клоун: Как вы узнали? (сосчитали).

2 задание. Работа на двухполосной карточке.

Воспитатель: В цирке выступают собачки и медвежата.

- Выложите на верхней полоске 5 собачек.

- Выложите на нижней полоске 4 медвежонка.

- Что можно сказать о количестве собачек и медвежат?

Дети: собачек больше, чем медвежат.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

Дети: нужно добавить еще 1 медведя.

Воспитатель: Добавьте 1 медведя. Что теперь можно сказать о количестве собачек и медвежат?

Дети: собачек и медвежат стало поровну.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо умеете считать.

3 задание. Шары и мячи.

Медведь Миша:

Читает стихотворение:

Взгляните в цирке Дурова

На медвежонка бурого.

Он косолап и мешковат,

Но превосходный акробат.

Он жонглирует мячами и воздушными шарами.

Воспитатель: Вот картинка его выступления.

- Сколько шариков у медведя?

-Сколько мячей у девочки?

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Чем похожи мячи и шары?

Дети: они круглой формы, это шары. 

Воспитатель: А какие еще фигуры вы знаете?

Дети: Треугольник, квадрат, прямоугольник.

Физкультминутка «Цирк»

Раз, два, три, четыре — 

Буду всех сильнее в мире,

Руки в стороны и с силой к плечам.

Буду в цирке выступать

Бегемота поднимать.

Руки вверх и к плечам.

Воспитатель: Перед вами выступит медведь с барабаном. Он известный математик.

- Сколько раз медведь ударит в барабан – сделайте столько же хлопков.

Медведь бьёт в барабан 2 раза, потом 3 раза. Дети считают на слух, хлопают.

4 задание.

Воспитатель: Мы попали в лес густой. Какие деревья растут в этом лесу? А какие, ещё знаете?

- Посмотрите на эти ёлочки. (на доске 5 разных по величине ёлочек).

- Сколько их? (5).

- А что вы скажете про ёлочки? Посмотрите на них внимательно.

Дети: высокие, низкие.

- Покажите самую высокую, самую низкую.

- Как вы узнали? (наложением).

Дидактическая игра «Посадим елочки в ряд»

- Расположите ёлочки от самой большой до самой маленькой. (Самая высокая, поменьше, ещё меньше, маленькая, самая маленькая).

5 задание. Отгадай загадки.

Воспитатель: В цирке используют предметы разной формы. Отгадайте загадки.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

- Ну, пожалуй, и довольно!

- Что ты видишь? -… .(треугольник)

- Выложите из счетных палочек треугольник. Сколько вам понадобиться палочек?

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня … (квадрат).

- Сколько возьмем палочек, чтобы выложить квадрат? выложите его.

- Сколько сторон у квадрата?

- Сколько у него углов?

- Чем квадрат отличается от прямоугольника?

- Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиям. Давайте похлопаем себе и нашим игрушкам-артистам.

3. Заключительный этап

Воспитатель: Ребята, наши гости интересуются, вам было интересно в цирке? Раздает каждому ребенку по 2 смайлика. Посмотрите на смайлики, которые я вам раздала. Если вам понравилось в цирке, то поднимите улыбающийся смайлик, а если не очень – грустный смайлик.

Воспитатель спрашивает отдельных детей, которые подняли улыбающийся смайлик: Что особенно понравилось? Что особенно запомнилось?

Если есть дети, которые подняли огорченный смайлик, то воспитатель обращается к ним с вопросом: Что тебя огорчило? Что не понравилось?

Воспитатель: Главное, что вы все очень хорошо умеете считать. Это очень понравилось нашим гостям. Давайте скажем им «До свиданье!»



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по игровой деятельности

сюжетно - ролевая игра «Больница»

 средняя группа

1. Название игры : Больница

2. Оборудование : Медицинский стол,  кушетка, ширма, фонендоскоп, градусники,  шпатели,  шприц,  упаковки с лекарствами,  бинт,  оправы для очков,   спецодежда,  сумочки,  телефон.

3. Литературно-информационная поддержка игры :

ЗАГАДКИ: Вот с крестом машина мчится,

Обгоняя всех, в больницу.

(Скорая помощь)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ....

ответ: Айболит

      Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ....

ответ: Айболит

        художественная литература: Книга К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

4. Роли :  Врач, пациенты, мама, папа (сопровождающие «больного»)

5. Обогащение опыта детей : Обучение детей самостоятельному распределению ролей. Воспитывать  умение играть вместе. Учить пользоваться предметами-заместителями. Показать и закрепить знания детей о работе медицинского персонала и поведении больных в учреждении. Отображать в игре действия врача, пациентов. Учить называть, обозначать для других детей выполняемую роль. Обращение внимания на личный опыт детей, были ли они в поликлинике, больнице, ходят ли на приём к врачу .Что происходит после посещения больницы. Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами ( врач - больной).   Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об  окружающей жизни, о  специалистах медицины. Научить основным приемам ухаживания за больным, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему; правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением. Рассказать о медицинских инструментах необходимых для работы врача. Рассказать об охране здоровья при обращении с медицинским оборудованием, лекарственными препаратами.

6. Объём игровых умений и навыков : Представление о работе врача, поведения пациента на приёме.    умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Получение представления о  здоровом образе жизни. Умение бережно относится к игровому оборудованию, уважению к другим участникам игры. Коммуникативность в отношении объединения детей и воспитателя, установление эмоциональных контактов, общения.

7. Ход игры : Игра с детьми в «Больницу» происходит таким образом: воспитатель достаёт заранее приготовленную аптечку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь в ней 3—4 предмета — фонендоскоп, шприц, склянку для «микстуры» и палочку, замещающую градусник), надевает белую шапочку и на виду у детей начинает играть, «приписывая» себе роль «доктора»: «Буду детей лечить. Я — доктор. Здесь у меня больница. Павел, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измеряем (ставит палочку — градусник). Теперь я тебя послушаю... У тебя ангина». Пообщавшись  таким образом с одним из детей в роли пациента, вовлекает в игру одного из наблюдающих за ней детей (хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках кукла, заяц и т. п.): «Даша, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее. Что у вашей дочки болит?». Процедура «лечения» может повториться с 2—3 куклами или зверюшками, которых приводят в больницу дети. Затем воспитатель-доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей (выбрав наиболее продвинутых в игре): «Ульяна, а давай, ты как будто заболела и тоже в больницу пришла. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной... Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем, игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Юля? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей».



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по продуктивной деятельности

 лепка «Снег идет»

младшая группа

Цели:

  1. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин круговыми движениями между ладонями.
  2. Формировать умение детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.
  3. Формировать чувство цвета, интерес к работе с пластилином.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми «Признаки зимы»;

2. Чтение потешек о зиме;

3. Наблюдение за снегопадом.

Материалы:        

  • листы картона черного цвета по количеству детей
  • пластилин белого цвета
  • готовый образец работы
  • игрушка – обезьянка

Ход занятия

Сюрпризный момент: пришла в гости обезьянка из Африки.

Обращаюсь к детям:

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Кто это? (обезьянка)

- Ребята, обезьянка к нам приехала из Африки, там всегда жарко, круглый год лето. А к нам она приехала посмотреть настоящую зиму.

- Давайте, расскажем, какая зима? (холодная, длинная)

- Что под ножками хрустит, когда идете в детский сад? (снег)

- Расскажите обезьянке, снег холодный или теплый? (холодный)

- Обезьянка спрашивает, какой цвет у снега? (белый)

- Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю.

Зачитывается стихотворение:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

предложить станцевать для нее, как танцуют снежинки на улице – покружиться (песня «Серебристые снежинки»).

Обезьянка:

- Спасибо, ребята, вы интересно, подробно рассказали про снег, но боюсь, что когда поеду домой, я все забуду. А мне так хочется рассказать моим друзьям о зиме и показать им снег.

Обращаюсь к детям:

- Ребята, давайте для обезьянки и ее друзей слепим снежок из пластилина?

- Наш снег будет идти ночью.

- Вот такая у нас будет черная ночь (демонстрирую картон черного цвета), и вот такой снежок (показываю подготовленные шарики).

Показ:

- Необходимо отщипнуть немного пластилина и скатать маленький шарик.

- Я беру в руку шарик-снежок и кладу его на картон, и так раскладываю все шарики-снежки. А затем, как я положу все шарики-снежки на картон, надавлю на них пальчиком.

- Смотрите, какой пошел снег. Сначала одна снежинка, затем еще одна, еще и еще

- Какая красивая снежная зимняя ночь получилась!

- А теперь вы попробуйте сами слепить свою красивую, снежную, зимнюю ночь, а обезьянка будет за вами наблюдать и учиться, чтобы у себя дома показать друзьям, как можно слепить снежок.

Разложить каждому ребенку по листу черного картона и подготовленные шарики.

В процессе работы обращать внимание детей на то, что лепить надо аккуратно, не пачкать стол. Не ронять пластилин на пол, не брать его в рот.

Если у ребенка не получается – помочь ему.

Обращаюсь к детям:

- Вот какие умницы! У всех получилась красивая, снежная, зимняя ночь.

Обращаюсь к обезьянке:

 - Обезьянка, посмотри, как постарались наши малыши.

Обращаюсь к детям:

- Обезьянке пора домой, к себе в Африку.

Обезьянка:

- Спасибо, ребята, что показали мне настоящий снег. До свидания!

Рефлексия: Кто приходил к нам в гости? Что обезьянка хотела увидеть? Как мы показали ей снег?