Анкеты, тесты для Вас и Ваших детей

Устьянцева Наталья Владимировна

Нам небесами от рожденья

Заложен свой потенциал - 

Найти себя в Отце творенье,

Раскрыть свой счастья идеал!..

Не обязательно картиной,

Иль книгой или же стихом,

Но целью искренней гонимый

Служеньем ближнему во всём...

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест для родителей «Талантлив ли ваш ребенок?»

Конечно, каждый родитель считает, что его ребенок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему неспособных детей просто нет, не может быть. Но вот понять, в какой именно области ребенок может наиболее полно раскрыть свои способности, не всегда удается вовремя, и возможны ошибки, разочарования.

Предлагаем вам тест, составленный психологами для детей 7-13 лет. Он поможет проверить ваши собственные наблюдения и определить, в чем именно талантлив ваш ребенок от рождения, к какой сфере деятельности его тянет.

Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: ведь ребенок меняется, у него все еще впереди. И тем более не стоит считать маленького человека каким-то особенным, выдающимся, если результаты окажутся превосходными.

Итак, ответьте ДА или НЕТ на следующие вопросы. Каждое ДА дает один балл.

1.     Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2.     Меняет ли он свои наклонности?

3.     Любит ли рисовать абстрактные картинки?

4.     Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5.     Любит ли фантастические истории?

6.     Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.     Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8.     Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9.     Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10.   Боится ли темноты?

11.   Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12.   Считал ли это слово понятным без разъяснений?

13.   Пробовал ли переставлять мебель по своему вкусу?

14.   Не был ли удачен этот замысел?

15.   Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению?

16.   Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17.   Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

18.   Есть ли у него свой собственный мир, недоступный окружающим?

19.   Ищет ли он объяснения тому, чего еще не понимает?

20.   Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21.   Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22.   Изобретает ли собственные игры или развлечения?

23.   Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Подведем итоги. Подсчитаем полученные баллы.

20-23 балла: ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом.

15-19 баллов: ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь тогда, когда чем-либо заинтересован.

9-14 баллов: у ребенка наблюдается большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

4-8 баллов: ваш ребенок проявляем творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Ознакомившись с результатами теста,

проанализируйте следующие рекомендации психологов по развитию творческих

способностей вашего ребенка. Итак, они советуют:

1.     Признавать ранее не признанные или не используемые возможности ребенка.

2.     Уважать желание ребенка работать самостоятельно.

3.     Уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности сына/дочери.

4.     Предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели.

5.     Создавать условия для конкретного воплощения творческих идей ребенка.

6.     Поощрять участие ребенка в групповом творческом процессе.

7.     Поощрять работу над проектами, предложенными самим ребенком.

8.     Исключать какое-либо давление на ребенка, создавать раскрепощенную обстановку.

9.     Одобрять результаты деятельности сына/дочери в какой-либо одной области с целью пробудить желание испытать себя в других видах деятельности.

10.   Подчеркивать положительное значение индивидуальных отличий вашего ребенка от других.

11.   Уважать потенциальные возможности ребенка, если он в чем-либо отстает.

12.   Демонстрировать свой энтузиазм в какой-либо области деятельности.

13.   Поддерживать своим авторитетом ребенка, который высказывает отличное от других мнение и в связи с этим испытывает давление со стороны своих сверстников.

14.   Создавать ситуации, при которых ваш ребенок, не обнаруживающий особых успехов в учении, имеет возможность тесного общения с более способным ребенком.

15.   Помогать находить ребенку в его фантазиях связь с реальным миром.

16.   Извлекать максимальную пользу из его хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.

17.   Проявлять терпимое отношение (по крайней мере, временно) к возможному беспорядку в связи с творческой работой ребенка.

18.   Поощрять максимальную вовлеченность в совместную творческую деятельность с детьми, которые старше его по возрасту.

19.   Постоянно убеждать ребенка, что вы для него являетесь единомышленником, а не противником.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Профессиональное будущее ребенка»

Профессиональные интересы активно формируются в школьные годы. Каждый из родителей стремится предугадать профессиональное будущее своего ребенка. Чтобы облегчить эту задачу, мы предлагаем специальную анкету. С ее помощью можно определить, какими способностями обладает ваш ребенок. Знание способностей ребенка поможет вам в формировании у него профессиональных интересов. Старайтесь отвечать искренне, не спешите с оценками, посоветуйтесь с мужем/женой и другими взрослыми членами семьи. Хорошо было бы прислушаться к мнению учителей в оценке способностей вашего ребенка.

Ниже перечислены восемь областей, в которых человек может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной шкале) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней - 4, средняя - 3. Оценка 2 балла - самая низкая.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, интеллектуальные способности) разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные по всем областям данные сравните между собой.

Выделите три-четыре наивысших показателя и, ориентируясь на них, стремитесь создать условия для развития замеченных способностей вашего ребенка (покупка книг, необходимого технического или спортивного инвентаря, соблюдение режима, организация занятий в секциях, кружках, студиях и т.п.).

Обнаруженные склонности вашего ребенка могут оказаться полезными и в том случае, если ваша девочка/мальчик имеет склонность к новым оригинальным идеям, но стесняется эту способность демонстрировать и старается ее не проявлять. Вы можете подбодрить ребенка, сказав, например: «Молодец, ты умеешь творчески мыслить!»

Эта анкета - своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики интересов могут помочь вам в анализе его поведения, умственного или физического развития.

Конечно, анкета не охватывает всех проявлений одаренного ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его интересов и способностей, не перечисленных в анкете.

Структура способностей вашего ребенка представляет также исследовательский интерес. Вам и ребенку, наверное, интересно знать, как одни способности связаны с другими. Известны случаи, когда у одаренного ребенка наблюдается «западание» какой-либо способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда по всем пунктам демонстрируются результаты значительно выше среднего. Такая картина способностей вполне естественна.

Интеллектуальные способности

1.     Ваш ребенок приобретает новые знания очень быстро и все схватывает легко.

2.     Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических повседневных ситуациях.

3.     Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

4.     Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5.     Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

6.     Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.

7.     Любит читать книги, которые обычно читают дети старше на год-два.

8.     Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

9.     Задает взрослым очень много вопросов. Имеет разнообразные интересы.

10.   Обгоняет своих сверстников по учебе на год-два. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему/ей уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

11.   Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.

12.   Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

Художественные способности

1.   Рисунки и картины отличаются многообразием сюжета.

2.   Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполняет собственные творческие работы.

3.   Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет интересные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

4.   Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

5.   Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

6.   Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.

7.   Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

8.  Любит работать с клеем, пластилином, глиной, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях, пространственно.

Музыкальные способности

1.   Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2.  Хорошо поет.

3.   В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

4.  Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5.   Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6.   В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7.   Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8.  Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Способности к научной работе

1.   Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

2.   Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

3.   Обладает выше средней способностью понимать абстрактные понятия, устанавливать обобщения.

4.   Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

5.   После уроков любит читать научно-популярную литературу. Это ему доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной литературы.

6.   Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

7.   Пытается выяснить причины и смысл событий.

8.   Уделяет много времени созданию собственных «проектов» (конструированию радиоприемника, построению телескопа, летательного аппарата, собиранию коллекции и т.д.).

9.  Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

Литературные способности

1.   Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2.   Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.

3.   Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

4.   Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5.   Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

6.   Умеет хорошо ввести в рассказы детали, важные для понимания события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

7.   Любит писать рассказы и стихи.

8.   Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения,характер героев.

Артистические способности

1.   Легко входит в роль изображаемого персонажа, другого человека и т.д.

2.   Интересуется актерской игрой.

3.   Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4.   Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сценку.

5.   Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6.   Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает.

7.   С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8.   Пластичен и открыт для всего нового, не «зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

Технические способности

1.   Хорошо выполняет всякие задания, связанные с ручным трудом.

2.   Интересуется механизмами и машинами.

3.   В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников и т.д.

4.   Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5.   Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6.   Любит рисовать чертежи механизмов.

7.   Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

Способности к спорту

1.   Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

2.  Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

3.   Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

4.   Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

5.  Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.

6.  Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7.   Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и др.).

В дополнение к этому заданию вы можете оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведен перечень характеристик одаренных и талантливых детей. По наблюдениям психологов и учителей, он содержит критерии потенциальной одаренности. Анкета поможет вам определить уровень проявления способностей ребенка. На вопросы анкеты необходимо отвечать «ДА» или «НЕТ».

Скорее способный, чем одаренный

1.   Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

2.   Он с готовностью откликается на все новое.

3.  Любит все загадочное и непонятное.

4.   Часто нуждается в поддержке старших.

5.  Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответ «ДА», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «НЕТ», переходите к следующим вопросам.

Одаренный

1.     Его интересы достаточно стабильны.

2.     Его любознательность устойчива.

3.     Любит задавать и решать трудные вопросы.

4.     Часто не соглашается с мнением взрослых.

5.     Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

6.     Начатое дело всегда доводит до конца.

7.     Имеет особую склонность к определенному  виду занятий  или предмету.

8.     Настойчив в достижении поставленной цели.

9.     Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

10.   Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

11.   Часто бывает эгоистичен.

Ответы «ДА» на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.

Яркая одаренность

1.   Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.

2.   Имеет одного, максимум двух друзей старше него.

3.   Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

4.   Всегда ищет самостоятельные решения.

5.   В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.

6.   Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

7.   Окружающим часто кажется не по возрасту взрослым.

8.  Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9.   Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях. Положительные ответы на все эти вопросы дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие у вашего ребенка высокий творческий потенциал.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

1.  Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.

2.   Стремление освоить незнакомое дело.

3.   Проявление упорства в достижении цели, несмотря на неудачи.

4.   Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.

5.   Выражена потребность помечтать в одиночестве.

6.   Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

7.  Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдельные ассоциации между различными предметами и явлениями.

8.   Способность к творческому воображению, созданию нового.