Музыка и речь

Устьянцева Наталья Владимировна

Слово и действие становятся высоко значительными,

когда музыка берёт их на свои крылья.

А.В. Луначарский

Проблема взаимосвязей речи и музыки издавна интересует представителей разных областей знаний. Обзор посвященных ей трудов показывает, что музыковеды и филологи, этнографы и фольклористы, педагоги и психологи неизменно обращаются к их сравнительному изучению: анализу восприятия музыкальных и речевых звуков, их воздействия на психику человека (А.Н.Леонтьев, Ю.Б.Гиппенрейтер, О.В.Овчинникова); выделению эмоционально значимой окраски звуков музыки и речи (В.П.Морозов); поиску общих и специальных закономерностей музыкальных и речевых интонаций (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, Б.А.Яворский); исследованию музыкальных эмоций, идущих от человеческой речи (В.Н.Холопова); определению основ музыкальности речевого интонирования (Л.П.Рабустова, Р.А.Рубцов, Н.В.Черемисина).

Нахождение параметров сходства и различия между наиболее важными формами человеческого общения - речью и музыкой - предполагает выделение характерных для этих звуковых явлений компонентов: интонационной основы, знаковости, коммуникативности идр., каждый из которых очень сложен и в свою очередь может быть разложен на составляющие. Мы ограничимся анализом интонации как одной из основных характеристик речи и музыки.

Музыка, как известно, возникла из потребности людей в общении. Переход в процессе человеческой эволюции от нерасчлененных, невербализованных, бессловесных средств общения к способам музыкального мышления обусловил развитие художественных форм общения. Особая "общительность " музыки вытекает из природы ее материала как искусства, специфики выразительных средств. Музыкальный звук - не только акустическое явление, но и художественный феномен. В физических свойствах музыкального звука, как отмечают исследователи, уже заключена возможность вовлечения слушателя в его поток. Музыкальные структуры с их высотной, ладовой, ритмической организацией звуков, метром и темповыми изменениями обладают способностью приводить в движение психические механизмы уподобления, "заражения ", внушения. Музыкальный звук воздействует на биофизическую сферу сознания человека и воспринимается двояко: аналитически, когда на первый план выступают его свойства - высота, длительность, тембр, громкость, артикуляция, - и синкретически: как целостная, многомерная, выразительная интонация. Как отмечает В.В.Медушевский, в ходе исторического развития музыка углубляла аналитическую дифференцированность своего языка, но одновременно росла и крепла ее синкретическая организация. На протяжении веков она вбирала в себя опыт всей человеческой коммуникации.

Смысловым "кирпичиком ", элементарной частицей музыки является интонация, и именно интонация, даже в масштабах целого, определяет степень " "общительности " музыки. Сопоставляя то, что подразумевается под интонацией в языкознании, и истолкование этого термина в музыкознании, отметим, что в языкознании интонация в широком смысле понимается как звуковое воплощение речевого высказывания. Речевую интонацию характеризуют звуковысотная кривая ("мелодия " речи), изменения динамики и тембра во времени, ритмика, которая проявляется в длительности и соотношении элементов речи, темп. Под понятием "интонация " в узком смысле подразумевают ее мелодику.

В музыкознании это - звуковое воплощение сочинения в единстве всех средств его выразительности в масштабах целого (В.В.Медушевский). В узком смысле под интонацией имеется в виду звуковысотная кривая мелодии (ее контур), точнее, ее отрезок, кратчайшая "музыкальная мысль " (в интерпретации Б.В.Асафьева).

Интонация не имеет предметности, она передает все бесконечное множество эмоциональных движений (в речи такой функцией наделены слова). В качестве звуковой модели эмоций интонация структурно подобна таким психофизиологическим реакциям человека, как нервномышечное напряжение, эмоциональные фазы подъема, кульминации и спада.

Генетически связанная с речевой, музыкальная интонация существенно от нее отлична. Речевая интонация вносит дополнительный эмоциональный смысл в речевое сообщение (хотя во многих случаях этот смысл оказывается основным, порой и противоречащим словам). Эмоциональное содержание привносится в речевую интонацию спонтанно, под влиянием наплыва чувств, выражая, демонстрируя позицию, отношение. Музыкальная интонация представляет собой обобщение, несущее в себе некую музыкальную информацию. Она является "зерном ", импульсом в тематическом развитии, в ней кроется выразительность музыкальной темы, определяющей общую структуру, форму произведения.

Рассматривая взаимосвязи речи и музыки, необходимо помнить об особенностях восприятия разных видов речевой информации - лингвистической и экстралингвистической (эмоциональной интонации голоса) и восприятия музыки. Понятие "эмоциональный слух ", введенное В.П.Морозовым при экспериментальнотеоретической разработке выявления эмоционального восприятия и эмоциональной отзывчивости, характеризует обособленную функциональную систему, составляющую перцептивную часть канала невербальной (экстралингвистической) коммуникации человека. В области искусства речи, пения, музыки эмоциональный слух, отмечает В.П.Морозов, - это способность тонко чувствовать эмоциональные интонации голоса артиста, звука инструмента, а также умение выражать эти чувства собственным голосом или музыкальноинструментальными средствами. Музыка как один из самых эмоциональных видов искусства характеризуется широким спектром выражения различных эмоций.

Согласно исследованиям В.Н.Холоповой, музыкальные эмоции в плане содержания представляют собой иерархию художественных реакций человека на разных уровнях: от преходящего настроения, локального аффекта, внушения музыкальным материалом (ритм, мелос) до элементов мироощущения, мировосприятия, воспитываемых музыкальным искусством.

К речевой и музыкальной интонациям можно подходить с позиций как различия, так и сходства. Близость функций, родство принципов интонационного процесса делает возможным перенесение речевого опыта на восприятие музыки. Не случайно возникли вокальные жанры и другие формы синтеза музыки и речи, в чем отразился опыт различных форм общения. Как отмечают многие исследователи, все, что может человек выразить в речи, он может использовать в музыке, а некоторые речевые аффекты, привносимые в музыку (в фольклоре, например, речевые восклицания типа "эх ", "гей " и т.д.), могут быть и позитивными, и негативными, однако из-за своей кратковременности и нестабильности не образуют в музыкальном произведении глубокого эмоционального течения.

Черты общности в звуках музыки и речи были рассмотрены Е.В.Назайкинским. Они наиболее отчетливо проступают в особенностях воспроизведения и слышания звуков (музыки и речи): на уровне фонетики, т.е. на элементарном уровне звуков и слогов, и на уровне синтаксиса - мотивов, фраз, предложений. Подобно тому как в речи предложение повествовательного характера длиннее предложения эмоциональнодейственного, волевого, в музыке повествовательные интонемы (мотивы и фразы) также отличаются развернутостью.

Общность обнаруживается в самих способах воспроизведения звуков, в артикуляции, а также в том, как их слышат, т.е. акустических характеристиках. Человек воспринимает и оценивает речь, невольно сравнивая со своими артикуляционными эталонами (поэтому мы можем судить об акценте). В музыке, как и в речи, подчеркивает Е.В.Назайкинский, артикуляционный опыт играет большую роль при восприятии. Артикуляция придает осмысленность и особую выразительность исполнению. Музыкальная артикуляция сходна с речевой, при этом наиболее важным общим принципом является принцип членораздельности. Изменения в плане тембра и звуковысотности в артикуляции (и той, и другой) ведут к изменениям в интенсивности звучания. В то же время отсутствие тембровых и звуковысотных изменений во всякой артикуляции не предполагает отсутствия изменений в интенсивности звучания, скорее, наоборот.

Различия в артикуляции речи и музыкального звука преодолеваются при восприятии. Музыка изначально воспринималась как определенного рода речь, как нечто коммуникативное. В связи с этим в практике закрепилось многообразие музыкальных и речевых интонационных жанров, в которых просматриваются постепенные переходы от опыта "чистой " речи к практике "чистого " пения.

При пении речевая артикуляция накладывается на музыкальное звуковедение. В результате происходит изменение артикуляции, синтез артикуляции речевой и музыкальной. Для музыкального мышления, музыкального восприятия и его развития и исторического, и онтогенетического, как пишет Е.В.Назайкинский, речевая артикуляция при пении чрезвычайно важна. Она облегчает развитие музыкального слуха.

Огромную роль здесь играет и синтаксический речевой опыт. Диапазоны речи обычно совпадают по центру с музыкальными диапазонами. Низкие звуки в речи (как и в любой музыке - классической, народной) используются обычно для утвердительных окончаний фразы, высокие - для вопросительных, неустойчивых интонаций.

Интонации речи при восприятии требуют от слушателя большой творческой работы, но далеко не каждый утруждает себя этим при общении; в результате часто возникает непонимание между людьми: человек цепляется за слова, не вдумываясь, не вслушиваясь в интонации, корректирующие их смысл. Навыки речевого общения в целом, не только артикуляционный опыт, больше чем чтолибо иное переносятся на музыкальное восприятие.

Есть и другие параметры сходства между речью и музыкой. Речевая интонация в содержании, эмоциональной выразительности и характеристичности зависит от конкретной речевой ситуации, которая обусловливает порождение речевых жанров. Аналогично им в музыке жанрами являются типы произведений, объединяемых по содержанию, условиям и средствам исполнения и своему социальному предназначению.

Речевые и музыкальные жанры опираются на некоторые общие коммуникативные законы. Наиболее важным специфическим признаком живой разговорной речи является ее диалогичность. Лингвисты сопоставляют структурные особенности различных видов диалога (конфиденциальное объяснение, эмоциональный конфликт, диалогспор, диалогунисон), форм монологической речи (выступление оратора, научный доклад, разговор с самим собой). Анализ инструментальных музыкальных произведений делает очевидным тот факт, что общие принципы подачи "реплик " в многоголосии поступают из речевых форм диалогического и монологического плана.

Проникновение риторических аспектов в самую суть музыки и на основе этого развитие классической сонатной формы является еще одним убедительным свидетельством родства музыкальных и речевых принципов организации. Становление сонатной формы было бы невозможно без оформившегося музыкального тематизма с его характеристичностью, которая является функцией речевой интонации и выражается в способности создавать слуховые представления о личности говорящего, о его характере, темпераменте, возрасте, о его голосе. Собственно звуковая сторона речи, тембр и сила голоса, темпоритм, поразному сочетаясь, создают образ говорящего.

Музыка располагает значительно более обширными возможностями образности. Формирование тематизма индивидуализированного типа стало возможно благодаря активному использованию выразительных музыкальных средств (в их основе - фиксированная звуковысотность, ладовая и метрическая организация) и усиление характеристичности. А это означает обогащение семантики музыкального языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие  речи  дошкольника  через различные виды

музыкальной деятельности»

                       Конспект музыкального занятия в старшей  группе

Музыкальный руководитель :Устьянцева Наталья Владимировна

Цель: активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных  и творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха, создание условий для музыкально-творческой работы. В игровой деятельности развивать ловкость, наблюдательность, умение пользоваться поэтическим словом.

Задачи:

Обучающие:- продолжать знакомить детей с различными музыкальными инструментами;                                                                                                           -учить в фонопедическом упражнении, соблюдать общую динамику, темп, ритм, своевременно вступать и заканчивать музицирование;

 - закреплять умение детей чисто интонировать мелодию на одном звуке;

Развивающие:

 -развивать у детей умение с помощью графического рисунка понимать и рассказывать песню по мнемотаблице;                                                                    - развивать музыкальные способности детей  через объединение различных

ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования;                                                                                                           - совершенствовать у детей чувство ритма в игре на шумовых  инструментах.

-развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры

 (т.е. накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой);

-воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства,

сплоченности, принадлежности к группе (умение работать в группе).

Оборудование и атрибуты:

-Детские  шумовые инструменты:  маракасы,   бубен, бубенцы,барабан,       колокольчики, треугольник; 5тональных колокольчиков для распевания

-Дирижерская палочка.

-Музыкальный центр

-Флеш- карта

-Ширма

-Платочки 25штук. Размер 15х15см.

-Шапочка зайца .

-Шапочка «дедушке».

-Подарки детям: витаминный салат, лото «Музыкальные инструменты»

-Магнитная доска

-Мнемотаблица к песне «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского)

                                                   Ход  НОД

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю поприветствовать своего друга. В пары вставайте и здоровья пожелайте.

Упражнение - приветствие «Здравствуйте»

Музыкальный  руководитель: я думаю, что мы с вами зарядились прекрасным настроением и предлагаю зажечь фонарики настроения.

 (Дети, соприкасаясь ладошками, называют цвет своего фонарика.)

Музыкальный руководитель : Молодцы!(приглашает присесть на стульчики).

 Музыкальный руководитель:  Мир без звука был бы грустным, серым, скучным и невкусным.

Музыкальный руководитель: Какие звуки бывают по длительности?

(долгие и короткие)

А сейчас, я предлагаю вам зарядку-разминку.

(дети прохлопывают ритмический рисунок  последнего слова) .

                               Слуховая зарядка-разминка «Тюшки».

1.Тюшки-тютюшки сделаем хлопушки. (хлопки в ладоши)

2.Тюшки-тютюшки сделаем шлепушки (шлепки по коленям)

3.Тюшки-тютюшки сделаем топотушки  (топают ногами)

4.Тюшки-тютюшки сделаем щелкушки (щелкают пальцами)

Музыкальный руководитель : Как дружно пальчики отвечали! А у вас  дружная группа? (ответы детей).

Пальчиковая игра: «Дружба».

Дружат в нашей группе        Пальцы обеих рук соединяются в замок.

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим        Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять     Поочерёдное касание пальцев на обеих руках,

                                                  начиная с мизинца.

Начинай считать опять.         Руки опустить вниз, встряхнуть кистями.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

Музыкальный руководитель:

Перед пением друзья, разогреем голоса. (показывают двумя руками на горло)

Высоко мы будем петь (поднять обе руки вверх)

Средним тоже нам  суметь (руки на середине)

Но, а низким петь не будем и о нём на время  позабудем (грозят пальчиком)

Музыкальный руководитель: Петь красиво начинаем и к распевке приступаем.

Музыкально-дидактическая игра на тональных колокольчиках «Лесенка»

По ступенькам я скачу(ручка движется вверх) и на месте топочу(топают в ритм ножками).

Музыкальный руководитель : Вот теперь мы готовы исполнить нашу командную песенку (дети встают с мест).

Педагог: Наша команда:

Дети: «Дружные ребята»

Педагог: Наш девиз:

Дети: Эй, ребята, не зевай - дружно песню запевай!

Песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского)

Музыкальный руководитель: Дружно пели ребята! Дружба-это сила!

Я с вами , ребята, дружу уже много лет. В нашем музыкальном зале  большое количество инструментов. Они волшебно звучат, когда они как и вы - вместе.

(Музыкальный руководитель приглашает детей образовать полукруг в центре зала. Дети по желанию берут предложенные муз.инструменты. Педагог- дирижёр).

 Фонопедическое упражнение «Ранним утром»

 Ранним утром на рассвете – Шух, шух, шух! – маракас

То ли аист, то ли ветер – Шух, шух, шух! – маракас

Пролетел среди берез, – Ууууууу! – бубен

 Новость новую принес. – Ууууууу! – бубен

 И по лесу тут же слухи – Шшшшш! – бубенцы

 Полетели точно мухи. – Ззззззз! – колокольчик

 Покатился лесом гул, – Гуууу! – барабан

 То спросонок лес вздохнул. – Гуууу! – барабан

 И посыпалась роса, – Кап-кап-кап-кап! – треугольник

Зазвучали голоса – А-а-а-а-а-а-!

(Музыкальный руководитель просит положить муз.инструменты в коробочку и присесть на стульчики).

                         Слушание  детской песенки «Капустка»

(Педагог спрашивает детей о содержании песенки, о витаминах в ней).

Музыкальный руководитель : Начинаю я считать, ведь пришла пора играть.

Хороводная игра «Дедушка и капуста»

 Дети стоят в кругу (это кочаны капусты, считалкой выбираются «дедушка» и «зайчик». Все вместе, и «капуста», и «дедушка», и «зайчик» идут по кругу и

поют:

 Разрослась на грядке в огороде густо

 Белая, большая, сочная капуста.

 (Дети присаживаются на корточки, а «дедушка» идет по кругу, поглаживая каждого ребенка по голове).

 Дедушка капусту часто поливает,

 Каждую головку хорошо он знает.

Музыкальный руководитель : «Устал дедушка, ушел, уснул. » («Дедушка отходит в сторону, садится на стульчик спиной к детям, закрывает глаза)

 Дети: Зайка – побегайка в огороде был

 И кочан капусты с грядки утащил.

( «Зайка» прячет один «кочанчик» за ширму или в другое укромное место).

Музыкальный руководитель: Кого нет, дедушка, угадай!

 Подсказка «дедушке»: Какой был «кочанчик»: девочка или мальчик? »  «Какая первая буква в имени «кочанчика»? »

Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу. Что интересного и нового вы узнали? (Ответы детей). Пока мы с вами играли, капусточка наша уже засолилась и просится к вам на обед. Кушайте на здоровье! ( Музыкальный руководитель  подаёт воспитателю чашечку с квашеной капустой).

 А теперь вас ждет ещё  сюрприз. Посмотрите, какая замечательная и необычная коробочка у меня в руках, хотите узнать, что в ней находится?

(Музыкальный руководитель дарит  детям в «Музыкальный уголок» группы

лото «Музыкальные инструменты» ). 

Музыкальный руководитель : Вы пришли сегодня с хорошим настроением в музыкальный зал. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день! До свидания!

(Под песню «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского) дети выходят из зала).