Дети с ОВЗ

Кальчук Ольга Игоревна

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели  в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ-ООШ поселка Тургенево Аткарского района рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Ребенок, каким бы он ни был - прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.

Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был "интеграция". В последние годы в работах зарубежных ученых термин "интеграция" стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин "инклюзия".

Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.

               Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные  программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.

КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГАРАНТИРОВАНО ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.  

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 30.08.2013 Г. N 1015 Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ»

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.  Первый заместитель Министра Н. Третьяк

РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ, РЕГУЛЯРНО ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ НЕ МОЖЕТ. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭТОГО ПРЕДУСМОТРЕНЫ В ЗАКОНЕ?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

МОЖНО ЛИ ОСТАВИТЬ НА ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРИЧИНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО РОДИТЕЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА ИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ В ОБЫЧНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ?

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

РЕБЕНОК-ПЕРВОКЛАССНИК ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСВАИВАЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РОДИТЕЛИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОБСЛЕДОВАТЬ РЕБЕНКА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).

ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                И.о.директора МОУ-ООШ  поселка Тургенево                                                    

                                                                                           ________________ Т.В.Мартынова

                                                                                           Приказ от 31 августа 2017 г.  № 74                                                                                  

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

муниципального общеобразовательного учреждения – основная общеобразовательная школа

поселка  Тургенево Аткарского района  

Саратовской области

для обучающихся с ОВЗ

на 2017-2018 учебный год

                                                                                              Рассмотрен на заседании

                                                                                     педагогического совета

                                                                                     МОУ-ООШ поселка Тургенево

                                                                                     протокол от 31.08.2017 г. № 1

           Пояснительная записка к

    учебному плану  для обучающихся 4 класса

      с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

вариант 1

на 2017-2018 учебный год

  1. Общие положения
  1. Учебный план МОУ-ООШ поселка Тургенево Аткарского района Саратовской области

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1) на 2017-2018 учебный год (далее – учебный план), реализующего внедрение федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработан в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

  Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным

  общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,

  основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства

  образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17

  июля 2015 г.);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599

  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования

  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

             1.2. Учебный план для обучающихся 4 класса в условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ, реализующего АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение в 4–ом  класс и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

            1.3.В соответствии с требованиями ФГОС, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет, годовой и недельный учебные планы представлены в 1 варианте ― I-IV; V-IX классы (9 лет).

             Выбор варианта срока обучения  школа осуществила с учетом:

 - особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них

    готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;

-  наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-

   технические).

            1.4.На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.

            1.5. Максимальная нагрузка учащихся соответствует нормативным требованиям Сан-Пин 2.4.2.2821-10 и составляет в 4 классе 27 часов в неделю.

  1. Продолжительность учебных занятий в 4 классе составляет 45 минут при пятидневной

рабочей неделе

            1.7.Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.

            1.8.Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 37 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

  1. Учебный план

2.1. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов

обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение в течение первого года обучения.

            2.2.  Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных

   отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное  

   окружение;

- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к

   общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных

   ситуациях.

           2.3. Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:

Предметная область «Язык и речевая практика». 

Учебные предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика.

Основные задачи реализации содержания:

Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

Предметная        область «Математика».        

Учебный предмет: Математика.

Основные задачи реализации содержания.

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.).

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др.различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.

Предметная область «Естествознание». 

Учебный предмет: Мир природы и человека.

Основные задачи реализации содержания:

Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Природоведение.

Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязям, существующим между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности,

любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Предметная        область «Искусство».        

Учебные предметы: Изобразительное искусство, Музыка.

Основные задачи реализации содержания:

Изобразительное искусство. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.

Музыка.  Формирование        и        развитие        элементарных        умений        и

навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.

Предметная        область «Физическая культура».        

Учебный предмет: Физическая культура.

Основные задачи реализации содержания.

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.

Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.

Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.

Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

Предметная        область «Технологии».        

Учебные предметы:        Ручной труд.

Основные задачи реализации содержания.

Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.

          2.4. Количество учебных занятий составляет в 4-ом классе – 20 ч.

          2.5. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, представлена

«Риторика» - 1 час

«Занимательная математика» - 1 час

«ОЗОЖ» - 1 час

          2.6. Внеурочная деятельность организуется по направлениям в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, соревнования, общественно полезные практики и т. д.

общеинтеллектуальное - «Умникам и умницам» -1 час

                                           «Учусь создавать проект» -1 час

                                           «Информатика в играх и задачах» -1 час

спортивно-оздоровительное -  «От значка ГТО к олимпийской медали» -1 час

         2.7. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет: в 4-ом классе – 4 часа

         2.8. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

          2.9. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ОО определяется расписанием учебных занятий и графиком работы кружков и секций школы.

       

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

начального общего образования

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

IV класс

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

IV

Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

1.2.Чтение

1.3.Речевая практика

3

4

2

3

4

2

2. Математика

2.1.Математика

4

4

3. Естествознание

3.1.Мир природы и человека

1

1

4. Искусство

4.1. Музыка

4.2. Изобразительное искусство

1

1

1

1

5.Физическая культура

5.1. Физическая культура

3

3

6. Технологии

6.1. Ручной труд

1

1

Итого

20

20

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3

3

Язык и речевая практика

Риторика

1

1

Математика

Занимательная математика

1

1

ОЗОЖ

1

1

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

23

23

Внеурочная деятельность

4

4

Общеинтеллектуальное

«Умникам и умницам»

1

1

«Учусь создавать проект»

1

1

«Информатика в играх и задачах»

1

1

Спортивно-оздоровительное

«От значка ГТО – к олимпийской медали»

1

1

Всего к финансированию

27

27




Предварительный просмотр:

                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            И.о.директора МОУ-ООШ поселка Тургенево                                                    

                                                                                           ________________ Т.В.Мартынова

                                                                                   Приказ от 29 сентября 2017 г.  № 107                                                                                  

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

муниципального общеобразовательного учреждения – основная общеобразовательная школа

поселка  Тургенево Аткарского района  

Саратовской области

для обучающихся с ОВЗ

на 2017-2018 учебный год

                                                                                              Рассмотрен на заседании

                                                                                     педагогического совета

                                                                                     МОУ-ООШ поселка Тургенево

                                                                                     протокол от 29.09.2017 г. № 2

Пояснительная записка к

учебному плану  для обучающихся 6 класса

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

вариант 1

на 2017-2018 учебный год

  1. Общие положения

       1.1.Учебный план МОУ-ООШ поселка Тургенево Аткарского района Саратовскойобласти для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1) на 2017-2018 учебный год (далее – учебный план), реализующего внедрение федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработан в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

  Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным

  общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,

  основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства

  образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17

  июля 2015 г.);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599

  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования

  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

        1.2. Учебный план для обучающихся 6 класса в условиях обучения по ФГОС для детей с ОВЗ, реализующего АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение в 6–ом  классе и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

        1.3.В соответствии с требованиями ФГОС, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет, годовой и недельный учебные планы представлены в 1 варианте ― I-IV; V-IX классы (9 лет).

         Выбор варианта срока обучения  школа осуществила с учетом:

 - особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них

    готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;

-  наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-

   технические).

        1.4.На данном этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.

         1.5. Максимальная нагрузка учащихся соответствует нормативным требованиям Сан-Пин 2.4.2.2821-10 и составляет в 6 классе 34 часов в неделю.

           1.6.Продолжительность учебных занятий в 6 классе составляет 45 минут при пятидневной рабочей неделе

         1.7.Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.

         1.8.Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 37 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

  1. Учебный план

2.1. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов

обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение в течение первого года обучения.

            2.2.  Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных

   отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное  

   окружение;

- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к

   общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных

   ситуациях.

           2.3. Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:

Предметная область «Язык и речевая практика». 

Учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение.

Основные задачи реализации содержания:

Русский язык.Знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;образование слов с новым значением с опорой на образец;представления о грамматических разрядах слов;

различение изученных частей речи по вопросу и значению;использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);нахождение в тексте однородных членов предложения;

различение предложений, разных по интонации;нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Чтение.Правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);определение темы произведения (под руководством учителя);ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);

выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;установление последовательности событий в произведении;определение главных героев текста;

составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя; нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;заучивание стихотворений наизусть (7-9); самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

Предметная        область «Математика».        

Учебный предмет: Математика.

Основные задачи реализации содержания.

Знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;знание таблицы сложения однозначных чисел; знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;

знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;

Предметная область «Естествознание». 

Учебный предмет: Природоведение. География

Основные задачи реализации содержания:

Природоведение. Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;выделение существенных признаков групп объектов;знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

География. Представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Предметная область «Человек и общество». 

Учебный предмет: Мир истории. Основы социальной жизни.

Основные задачи реализации содержания:

Мир истории. Понимание доступных исторических фактов;использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);адекватное реагирование на оценку учебных действий.

Основы социальной жизни. Представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;

первоначальные представления о статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи;знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);знание названий организаций социальной направленности и их назначения;

Предметная        область «Физическая культура».        

Учебный предмет: Физическая культура.

Основные задачи реализации содержания.

Знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя);участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры.

Предметная        область «Технологии».        

Учебные предметы:        Профильный труд.

Основные задачи реализации содержания.

Знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;представления об основных свойствах используемых материалов; знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);

представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);понимание значения и ценности труда;понимание красоты труда и его результатов;

заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

          2.4. Количество учебных занятий составляет в 6-ом классе – 28 ч.

          2.5. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, представлена

«Информатика» - 1 час

«Краеведение» - 1 час

          2.6. Внеурочная деятельность организуется по направлениям в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, соревнования, общественно полезные практики и т. д.

общеинтеллектуальное - «Юнный исследователь» -1 час

                                           «География вокруг нас» -1 час

духовно-нравственное – «Литературная гостинная» - 1 час

спортивно-оздоровительное -  «Здоровье – не роскошь, а бесценное здоровье» -1 час

         2.7. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет: в 6-ом классе – 4 часа

         2.8. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное,духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

          2.9. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ОО определяется расписанием учебных занятий и графиком работы кружков и секций школы.

       

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

основого общего образования

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

VI классы

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество

часов в

неделю

Всего

VI

 

Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

1.2.Чтение

(Литературное чтение)

4

4

4

4

2. Математика

2.1.Математика

2.2. Информатика

4

-

4

-

3. Естествознание

3.1.Природоведение

3.2.Биология

3.3. География

2

-

2

2

-

2

4.Человек и общество

4.1. Мир истории

4.2. Основы социальной жизни

4.3. История отечества

2

1

-

2

1

-

5. Искусство

5.1. Изобразительное искусство

5.2. Музыка

-

-

-

-

6.Физическая культура

6.1. Физическая культура

3

3

7. Технологии

7.1. Профильный труд

6

6

Итого

28

28

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

2

Естествознание

Географическое краеведение

1

1

Информатика

Информатика

1

1

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

30

30

Внеурочная деятельность

4

4

Общеинтеллектуальное

«Юный исследователь»

1

1

«География вокруг нас»

1

1

Духовно-нравственное

«Литературная гостинная»

1

1

Спортивно-оздоровительное

«Здоровье – не роскошь, а бесценное здоровье»

1

1

Всего к финансированию

34

34